Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

6Ci — сокращение

удельных затра т при проектировании,

 

 

изготовлении и эксплуатации конструкции, вызван­

 

 

ное унификацией

типоразмеров.

 

Полный

экономический

эффект унификации проектных решений

 

 

 

 

6С = v

( C o t — Q ) ,

(1.31)

 

 

 

 

 

1=1

 

 

 

 

 

или,

после

подстановки

и

выполнения

элементарных

преобразова­

ний

на основании (1.28),

(1.29) и

(1.30),

 

 

 

 

 

 

8C =

./VCo — v

C w

Nx¥,

(1.32)

где

 

 

 

 

 

i=i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 , =

J [Q, (y) + Cb(y)]p(y)dy

= const;

(1.33)

 

 

V

=

t

(Cf l ( — 6Q)

J

 

p(y)dy.

(1.34)

 

 

 

 

i = l

 

 

a£_!

 

 

Средний удельный экономический эффект унификации, отне­

сенный

к одному решению,

 

 

6C/yV = C0 — ¥ — l/N V c b i

(1.35)

или при

N—*оо

 

 

8C/N^C0—W.

(1.36)

Целесообразность проведения унификации определяется усло­ вием 8C/W>0, а ее оптимальный уровень соответствует максимуму величины 8C/N. Из этих условий можно найти границы каждого интервала и внутри него унифицированное значение проектной деременной.

 

Б л и з к а я математическая

модель

описана в

работе

[25].

Она

т а к ж е

построена на минимизации комплексного критерия, учиты­

вающего экономические показатели производства.

В этой

модели

не

рассматриваются

экономические характеристики

эксплуатации,

что

в

некоторых задачах стандартизации имеет

существенное

зна­

чение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что в большинстве случаев

дл я

корпусных

конструкций расположение

величины

г/г- в пределах

интервала

fli<3,_i

зависит от ряда условий, чаще всего от условий

обеспе­

чения

надежности эксплуатации конструкции, при которых дл я

всего

интервала в качестве стандартного допустимо только одно

из

его

крайних значений (наибольшая толщина, наибольший мо­

мент сопротивления

сечения

профиля,

минимальная

шпация

и др . ) .

62


П ри таком выборе унифицированных значений проектной пере­ менной приходится принимать решение, которое приводит к избы­

точным

з а п а с а м

прочности и,

следовательно, к

 

завышенным

массе

конструкции

и

трудоемкости

работ

по сравнению с необходимой

по условиям эксплуатации для к а ж д о г о индивидуального

решения.

Это означает, что в

в ы р а ж е н и я х

(1.33) и

(1.34)

первые

слагаемые

подчиняются

неравенству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а.

 

ас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cai

J P(y)dy>

J

Ca(y)p(y)dy

 

 

 

(1.37)

 

 

 

 

ai — \

 

ai—1

 

 

 

 

 

 

в пределах каждого интервала унификации,

поскольку

величины

Саг и Са{у)

непосредственно

зависят

от массы

конструкций

и тру­

доемкости работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выборе одной из границ интервала в качестве унифициро-

ванного

значения

проектной

переменной

дл я

всего

интервала

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

li =

\yt-yt-i\>

 

 

 

 

 

(1.38)

и число неизвестных сокращается вдвое. Кроме того, распределе­ ние унифицированных значений проектной переменной в пределах области ее изменения обычно отвечает некоторым заранее задан ­ ным закономерностям. Ка к правило, принимают, что 'проектная переменная образует арифметическую или геометрическую про­ грессию:

У = У*+аЛ

(, = i , 2 , . . . , « ) .

( L 3 9 >

yt = y0q\

J

(I.39a)

Вчастности, принцип рядов предпочтительных чисел ( Р П Ч )

основан на формуле (1.39а). Так, система предпочтительных чисел

по Г О С Т

8032—56 отвечает значениям q=yrTo

(R = 5, 10, 20, 40,

80).

При

известной

плотности

распределения проектной

перемен­

ной

р(у)

и для конечной области ее изменения

L = yn—у0

на

осно­

вании

(1.33) — (1.35)

можно определить число

интервалов

унифи ­

кации

и

соответствующие ему

параметры

ряда

унифицированных;

значений

проектной

переменной. При этом

условие 6C/N=0

опре­

деляет границы унификации, в пределах которых может быть по­

лучен

экономический

эффект,

а условие

достижения максимума

5C/N

используется дл я нахождения оптимальных параметров

уни­

фикации. В а ж н о

подчеркнуть, что в (1.32) величина

Сы расходов;

на всю

партию

изделий (конструкций)

и в

(1.34)

величина

8 Q

• сокращения удельных

з а т р а т

при проведении

унификации

зависят

от уровня унификации, объема производства

(или

проектирова­

ния)

и

других

организационно-технических

факторов.

Поэтому

63


оптимальные параметры унификации могут изменяться в разных условиях производства.

В качестве примера рассмотрим некоторые вопросы построе­ ния сортамента сварных тавровых профилей д л я стального судо­ строения. Экономический эффект унификации профилей дости­ гается в данном случае [30] в результате замены листовой стали на полосовую, что приводит к снижению стоимости материала и лик­

видации

работ по разметке и газорезке

поясков, а для

части

ба­

 

 

 

 

 

 

 

лок — и

стенок,

а

т а к ж е

по­

 

 

 

 

 

 

 

зволяет применять

специаль­

 

 

 

 

 

 

 

ные станки для одновремен­

 

 

 

 

 

 

 

ной сборки и сварки тавров .

 

 

 

 

 

 

 

Это, в свою очередь, умень­

 

 

 

 

 

 

 

шает

общую

трудоемкость

 

 

 

 

 

 

 

работ.

Однако

применение

 

 

 

 

 

 

 

специального

оборудования

 

 

 

 

 

 

 

приводит

к

дополнительным

 

 

 

 

 

 

 

з а т р а т а м

на

его

эксплуата­

 

 

 

 

 

 

 

цию. Следовательно, его ис­

 

 

 

 

 

 

 

пользование

 

экономически

0

 

 

 

fo/?t

fmax

f

эффективно

лишь

при

боль­

 

 

 

шом

объеме

изготовления

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

18.

Характер

влияния

уровня унифи­

сварных

профилей

и при

до­

кации

сварных

тавровых

профилей

на

статочно

высоком

уровне

их

удельную себестоимость, их

изготовления.

унификации.

 

Кроме

того,

CIN — удельная

себестоимость

изготовления;

использование

ближайшего

CJN

то же,

при

отсутствии

унификации.

 

 

большего

унифицированного

 

 

 

 

 

 

 

профиля вместо оптимального приводит к

некоторому

перерас­

ходу

металла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку

в

рассматриваемом

случае

уровень

унификации

практически

полностью

определяется

знаменателем

прогрессии

размеров профилей, принципиальный характер изменения показа­

теля себестоимости

изготовления профилей

учетом

расхода ме­

талла) принимает вид, показанный на рис.

18.

З н а я планируемый

ежегодный объем N

используемых сварных

профилей

на заводе,

по формуле (1.35) можно найти оптимальные параметры унифи­ кации <7optОднако такой подход дает возможность построить оптимальный сортамент только д л я одного рассматриваемого за­ вода. Д л я отрасли в целом построение сортамента обусловлено дополнительными технико-экономическими факторами . Поэтому

ниже определяются предельные

параметры унификации профи­

лей <7тах, при которых достигается

экономический эффект.

В основу расчета положены данные [30] о распределении свар ­ ных тавровых профилей по моменту сопротивления и массе на некоторых серийных отечественных судах (танкерах типа' «Со-


|фия»,

сухогрузных

судах,

траулерах,

рефрижераторных и

пасса­

ж и р с к и х

судах) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полагаем

 

 

 

 

 

 

Ca(F)

= AFF,

 

 

 

 

 

(1.40)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

AF

— стоимость

металла, отнесенная

к единице

площади

се­

 

 

 

чения

и

 

единице

длины профиля (руб . /см 2 - пог - м)

по

 

 

 

действующим

прейскурантам

в

зависимости

от

марки

 

 

 

материала .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно

 

 

 

 

Q,,

= M F ^ .

 

 

 

 

 

(1-41)

 

kn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аде

— коэффициент,

учитывающий

снижение

стоимости

полосо­

 

 

 

вого проката по сравнению с листовым при возможном

 

 

 

объеме

его

использования

(для

поясков и

частично

для

 

Fi

 

стенок);

/ г п ~ 0 , 9 6 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— унифицированные

значения

площадей

сечения

профилей.

З д е с ь

q— знаменатель

прогрессии,

 

принятый

при

 

проведении

 

 

 

унификации; Fmm

н и ж н я я

граница

площадей

сечения

 

 

 

в

пределах

сортамента

профилей.

 

 

 

 

 

 

П л о щ а д и

сечения

связаны

с

основной характеристикой проч­

ности

профилей — моментом

сопротивления

сечения

профиля

с присоединенным

пояском

W — соотношением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F=cwW2li,

 

 

 

 

 

 

 

(1.42)

где

Сту — относительная

площадь сечения

профиля.

 

 

 

 

 

Следовательно, знаменатель прогрессии для моментов сопро­

тивления

профилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч* = Ф2-

 

 

 

 

 

 

(1-43)

 

Д л я

оценки

 

влияния

параметров

 

распределения

профилей

в пределах сортамента на показатели унификации рассмотрим два варианта:

1)

равномерное распределение p

( f ) = c o n s t (рис.

19, а ) ;

2)

неравномерное распределение

p(F) =^=const,

аналитические

в ы р а ж е н и я которого приближенно соответствуют статистическим

данным

[30] (рис.

19,6).

 

 

 

 

 

Н а

основе

выражений

(1.33) и

(1.34)

при

6Ct- = a = const из

условия С 0 X F > 0

получим

 

 

 

 

 

 

п

 

 

F i

 

''max

 

 

 

 

2 (

М ^

-

« ) J

P(F)dF^

}

AFFp(F)dF,

(1.44)

 

 

 

 

Fl-\

F min

 

 

 

где Fmax

верхняя

граница

площадей сечения

в пределах

сор­

 

тамента

 

профилей,

 

 

 

 

65


откуда после преобразований:

для равномерного распределения

q

^ 1

а

 

— —

<

 

 

g + 1

2kn

knAF (Fmax

- j - F m in)

— для неравномерного распределения (по участкам)

91

•Я\

^

2

1 - ( W ) 2 .

з

]

^

З&п M f f i

l - № i ) 3

 

Яг

 

 

 

 

(72 +

1

2/еп

knAF(F2+F{)

<. а 1 - (Fa/Fj)*

3k„

knAFF2

1 - ( W ) 3

(1.45)

(1.46)

(I.46a)

(1.466)

Сопоставление номенклатуры, степени механизации и трудоем­

кости

операций

по

изготовлению сварных

тавровых

профилей до

 

 

 

 

 

 

 

 

и

после унификации

показывает,

 

 

ffFJ-C

 

 

 

 

 

что

 

уменьшение

трудоемкости

 

 

 

 

 

 

 

 

-работ

при

унификации

состав­

 

 

 

 

 

 

 

 

ляет

0,65—0,7

 

нормо-ч/пог. м.

0

 

 

 

 

 

Fmax F

Р а с с м а т р и в а я

 

 

относительную

 

 

 

 

 

стоимость

работ

в

соответствии

in

 

 

 

 

 

 

1г

 

 

 

 

 

с

данными,

изложенными

в

§ 2,

 

 

 

 

 

 

 

получим величину a/AF,

завися ­

 

Ч / |

 

 

 

 

 

щую,

очевидно,'

от

принятой

 

f\

 

 

 

 

 

 

марки стали: а/Л.р=11,6

см 2

для

 

z

 

3

\

>

 

ВСтЗсп;

а/A F=

 

10,95

см 2

для

 

 

 

 

 

 

 

09Г2;

a/AF

= 7,6 с м 2

для 10ХСНД .

0

h

г,

f i

 

 

F,

F

 

 

 

 

Поскольку

 

рассматривается

Рис. 19.

Плотность

распределения

общеотраслевой

 

сортамент, в рас­

чете

необходимо

учитывать

тот

сварных тавровых профилей по мас­

вариант, который приводит к на­

се в

пределах построения

сорта­

 

 

мента.

 

 

 

 

иболее полному сортаменту, т. е.

/,

2,

3 — участки

сортамента.

 

учитывать

 

минимальное

значе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ние

а/AF.

Изменение

параметров

унификации в связи с изменением

величины

а/АР

 

.следует

прини­

мать во внимание при ограничении

сортамента

для конкретного

завода-строителя

или проектируемого

судна.

 

 

 

 

 

 

 

З н а я соотношение

a/AF

можно

 

определить

знаменатель

q и

число

интервалов

п,

которое

находится

из

выражения

Fmax=<

=

Fminqn:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П =

max/^min)

 

 

 

 

 

 

^ j

66