Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно общее число типоразмеров профилей на еди­ ницу больше.

Результаты числового расчета и их сопоставление с разрабо ­

танными

стандартами

1966

и

1968 гг. приведены в табл .

5. За ­

кономерность

распределения

профилей

в

пределах

сортамента,

^особенно

вблизи его границ,

заметно

влияет

на параметры

унифи­

кации. В частности, для сортамента

1968 г. целесообразно

умень­

шить количество типоразмеров малых профилей W<500

см 3 и уве­

личить количество больших

(W>3500 см 3 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

 

Сопоставление

теоретических

и фактических

параметров

 

 

 

унификации сварных тавровых профилей в судостроении

 

 

 

 

 

СЗ

 

 

 

 

 

 

 

Параметры у н и ф и к а ц и и

 

 

 

н

Границы по ­

теоретические

принятые

 

 

 

tfi

 

Принятый вид

 

строения

сорта­

 

 

 

 

 

 

 

 

Норма ­

о.

мента

(участка),

 

 

 

 

 

 

 

 

теоретического

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

с м

3

 

 

 

 

 

о

 

 

тивный

распределения

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с *

 

 

 

документ

профилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~ и

 

 

*8

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н о

 

 

 

по

сортаменту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

н о,

 

н

 

 

 

W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CJ

 

 

 

 

 

 

 

 

О CJ

 

 

О ш

 

 

 

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч Е

 

 

5 сч

 

 

 

 

 

 

max

 

 

 

 

 

 

S г]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О СП

 

 

з* о.

 

 

 

>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандарт

Равномерное

IS

212

 

 

' 3 500

<

1,58

>

75" D.

1,15—1,69

11

Неравномер ­

212

 

 

 

500

<

2,12

>

2

1,27—1,33

4

1966 г.

 

ное

500

 

 

3 500

<

1,525

>

6

1,15-1,69

7

 

Равномерное

{S

22,6

 

11500

<

1,34

>

22 (38)

1,10—2,02

35

Стандарт

Неравномер ­

22,6

 

 

500

<

2,75

> 4 ( 6 )

1,10—2,02

13

1968 г.

 

500

 

 

3 500

<

1,525

>

6 (12)

1,17—1,43

15

 

ное

 

 

 

 

 

 

3500

 

 

11 500

<

1,28

>- 6 (12)

1,19—1,49

7

 

 

 

 

 

 

* В скобках

приведено

количество

 

типоразмеров

с

 

учетом

разных

толщин

стенок

при одинаковой

высоте профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При построении сортамента необходимо учитывать, что Пра ­ вила классификационных обществ неодинаково подходят к назна­

чению толщин стенок профилей

разных балок д а ж е

при

равном

моменте сопротивления. Это обстоятельство привело

к тому, что

в сортаменте 1968 г. в диапазоне

100 см 3 при равной

высоте

оказались два профиля с разной толщиной стенок, т. е. число фактических параметров унификации сварных тавровых профилей удвоилось по сравнению с числом теоретических, что т а к ж е от- р а ж е н о в табл . 5. В целом теоретические параметры унификации достаточно близко совпадают с разработанными стандартами .

Таким образом, принятый подход при соответствующей детали ­ зации и уточнении исходных данных может быть достаточно эф ­ фективно использован при анализе существующих стандартов и при дальнейшей унификации корпусных конструкций.

67


Ограничение

действующих

нормативов.

В

пределах

области

изменения проектной переменной для

рассматриваемой

группы

конструкций допускается по действующим нормативам

ограничен­

ное

количество

различных

типоразмеров

(п+\),

т. е.

сортамент

у ж е

разработан

и используется. Необходимо

определить

целесо­

образность дальнейшего ограничения числа возможных типораз­ меров для конкретного проекта.

При выборе решений в р а м к а х нормативной унификации сум­

марный

комплексный критерий в соответствии с

(1.30)

равен

 

 

Co =

S

(Co i + C w / t f P f ) t f P , ,

 

 

 

(1.48)

 

 

 

(=1

 

 

 

 

 

где

/V — общее число

унифицированных

деталей

или

конструкций

 

 

в принятых для конкретного расчета

единицах;

 

Pi — относительная повторяемость каждого

унифицированного

 

 

типоразмера

конструкции.

 

 

 

 

 

При

укрупнении

интервалов унификации

комплексный крите­

рий

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

С =

v

(Cai + CbjmPi) NPf,

k<n

 

 

(1.49)

Экономическая эффективность ограничения действующих стан­

дартов

составляет

 

 

 

 

 

^

= ^

-

С = ^

(Ч, с

£ с \

+ | C a , P i - i

CaiP,

(1.50)

Как

и

в

предыдущих

случаях,

целесообразность

проведения

унификации

определяется

условием

6 С > 0 , а ее

оптимальный уро­

вень соответствует

максимуму величины бС(/е).

 

 

В работе [25] рассмотрен пример оптимизации сортамента по­ лосовой стали при заданной годовой потребности и при одинако­ вой ширине полос для всех толщин. Несмотря на некоторую ус­ ловность, этот пример показывает возможность использования ком­ плексных экономических критериев. В частности, для решаемой

задачи — ограничение сортамента полосового проката при

приня­

тых предпосылках — целесообразным оказалось сокращение

числа

толщин с одиннадцати до девяти, а количества длин полос с четы­ рех до одного. Это позволило получить общую годовую экономию около 6,3 тыс. руб.

Таким образом, проведение унификации — заключительный этап комплексной оптимизации конструкций. Рекомендации по вы­

бору

оптимального варианта

конструктивной схемы и типоразме­

ров

конструкций в заданных

конкретных условиях являются осно-

68


вой для разработки проектной и рабочей документации

и могут'

быть

оформлены как нормативные документы с

обязательным

уточнением в них границ эффективного применения

каждого ре ­

шения.

 

 

 

ГЛАВА II

 

 

 

Технико-экономический анализ в расчетах

 

прочности корпусных

конструкций

Одной из основных задач проектирования корпуса

является

выбор

таких размеров связей конструкций, которые соответствовали

бы условиям достаточной прочности. Несмотря на

многообразие

методов определения действующих в конструкции напряжений, ре­ зультаты проектирования всегда зависят от принятого порядка, определения внешних сил и допускаемых напряжений . Все э т а п ы любого расчета прочности тесно связаны между собой, и всякое изменение в характере определения внешних сил, методах н а х о ж ­ дения действующих напряжений или назначения норм допускаемых напряжений неизбежно требует соответствующих поправок на дру ­

гих этапах расчета.

 

 

 

 

В а ж н е й ш и м моментом

решения

задачи

является обоснование

и назначение допустимых

параметров поведения

конструкции (на­

пряжений, деформаций, амплитуд

колебаний

и

т. д . ) . Д о настоя­

щего времени используются опыт эксплуатации судов и общие соображения о необходимых коэффициентах запаса, которые в ко ­

нечном итоге о т р а ж а ю т

степень условности принятых

методов р а с ­

чета и их возможные погрешности. Только большой

статистиче­

ский

материал, основанный

на натурном обследовании повреж ­

дений

и

разрушений

на

однотипных

судах,

эксплуатируемых

в близких

условиях,

может

служить объективным критерием пра ­

вильности

принятых

методов

расчета. Но

д а ж е

при таком подходе

л ю б а я система нормативов прочности корпусных конструкций не

позволяет

в полной мере гарантировать

исключение повреждений

или

разрушений

при

эксплуатации судна.

Увеличение ж е

коэф­

фициента

запаса

прочности

по отношению

к действующим

нормам

приводит

к повышению затрат на постройку судна. Таким

обра­

зом,

принципиально

задача

разработки

норм прочности,

т а к ж е

как и соответствующих методик расчета, относится к одной из раз­ новидностей задач оптимального проектирования.

69>



§ 5. Экономические аспекты

выбора

 

размеров связей

корпуса

Под достаточной прочностью корпуса

судна и его

конструкций

д о недавнего времени понималась их

способность

воспринимать

действующие на них во время эксплуатации нагрузки без повреж­ дений и значительных изменений формы. Такое понятие принци­

пиально справедливо, но им не учитывается

р я д факторов, глав­

ными из

которых являются сроки и

условия

эксплуатации

судна,

.а т а к ж е

количественная

характеристика показателей

безотказной

эксплуатации. Поэтому

традиционно

сложившиеся

методы

рас­

чета прочности судовых конструкций, базирующиеся на опреде­

ленных условиях назначения

величин действующих внешних

сил

и допускаемых напряжений

и не учитывающие отмеченных

выше

факторов, относятся к категории условных. Они могут быть ис­ пользованы только при проектировании однотипных конструкций, •работающих в близких условиях, применительно к которым раз ­

работаны и

проверены

в эксплуатации

действующие нормативы

[36], [99]. Эти

нормативы

относятся т а к ж е

к определенному уровню

организации производства, технологии изготовления и контроля качества конструкций.

Е щ е в 1908 г. И. Г. Бубнов [22], отмечая простоту и наглядность условных расчетов, о б р а щ а л внимание на их принципиальную ог­ раниченность и существенные недостатки. В его предложениях по классификации нагрузок и установлению норм допускаемых на­ пряжений содержался дифференцированный учет степени повто­ ряемости и переменности нагрузок, действующих на различные конструкции корпуса. И. Г. Бубнов указывал на необходимость учета случайных отклонений в номинальных (т. е. принимаемых

врасчете) механических характеристик материала, в размерах

элементов конструкции (в том числе и изменения их во

времени

в связи с коррозионным износом, истиранием и др . ), а

т а к ж е на

необходимость анализа степени истинности расчетных

формул.

Естественно, что в работах того времени перечисленные

вопросы

могли рассматриваться лишь качественно без сколько-нибудь точ­ ных количественных оценок и тем более обоснований.

В настоящее время при оценке прочности корпуса

необходимо

стремиться не

только к рациональному использованию

материала

:в конструкции,

но и к подбору его свойств, а т а к ж е учитывать осо­

бенности- и значения внешних нагрузок, четко установленные ус­

ловия

и сроки

эксплуатации

и

экономичность конструкций с

уче­

том ремонта. Использование только традиционных методов

рас­

чета

прочности

конструкций

во

многих случаях оказывается

у ж е

недостаточным. Поэтому возникла необходимость введения нового понятия, не только более широкого, но и более конкретного, а

70