Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

именно достаточной надежности, под которой следует понимать степень гарантии безотказной работы конструкции (т. е. вероят­ ность безотказной работы) в заданных условиях эксплуатации в течение установленного срока службы [15], [36], [96]. Определен­

ные

расчетом н а п р я ж е н и я

или деформации в этом случае не дол­

ж н ы

превышать с заданной

вероятностью некоторых заранее уста ­

новленных допустимых значений. Внешне такой подход ничем не отличается от традиционного. Однако в действительности это не совсем так.

При оценке надежности конструкций расширяется круг вопро ­ сов, охватывающих понятие их безотказной работы. П о д отказом в этом случае понимается любое изменение состояния или пове­ дения конструкции (в чем бы оно ни в ы р а ж а л о с ь ) , которое на­ рушает нормальную эксплуатацию судна и не отвечает соответ­

ствующим требованиям

задания .

 

 

 

 

Введение

в

расчет

степени гарантий

безотказности

требует

учета

изменчивости

любых

процессов

во

времени

и их зависи ­

мости

от

большого

числа

определенных

или случайных

факторов .

В частности,

в

расчетах

приходится

учитывать

не

некоторые

условные

значения

волновых

нагрузок,

а все особенности волно­

вого процесса в данном районе плавания и его

воздействие на

конкретное судно при заданном р е ж и м е эксплуатации.

 

Н е с у щ а я способность

конструкции,

с

которой

сравнивается:

внешнее

воздействие,

т а к ж е

носит случайный характер

и опре­

деляется разбросом механических характеристик материала, из­ менчивостью геометрических размеров и формы элементов кон­ струкций (в связи с неточностями технологических процессов),, накоплением повреждений в конструкции и т. д., т. е. в большой мере зависит от организации и технологии производства и от сте­ пени технологичности принимаемых конструкций.

Сохраняя основные элементы установившихся методов расчета действующих внешних нагрузок (или, точнее, воздействий, по ­ скольку могут учитываться и другие факторы, например воздей­ ствие коррозионно-активных сред) и соответствующих реакций конструкции и сопоставляя значения этих реакций с допустимыми значениями, при вероятностном подходе можно количественно свя­

зать

к а ж д ы й

вид

отказа в

работе конструкции с

определенными

техническими

и экономическими его последствиями

д л я

эксплуа­

тации

судна.

Это

и создает

предпосылки обоснованного

подхода

к выбору необходимых размеров связей корпуса. Однако исполь­ зование вероятностных расчетных схем требует накопления опре­ деленных сведений и решения ряда новых задач . Несмотря на имеющиеся теоретические, экспериментальные и статистические данные и достигнутый уровень достоверности современных вероят­ ностных расчетных схем, пока еще нельзя отказаться от тради-

71


•ционных методов расчета. Следует ожидать, что переход на новые методы будет продолжительным и постепенным.

Рассмотрим

основное содержание

новых методов. Н а

любую

конструкцию и

корпус судна в целом

действует совокупность

нагру­

зок, отличающихся разными признаками: причиной и вероятностью возникновения, изменчивостью по величине и во времени, направ ­ лением действия. В принципе суммарную нагрузку на конструкцию можно представить в виде случайной функции с определенным

спектром

распределения

энергий

по частотам. В общем случае

спектр состоит из суммы

спектров

волновых нагрузок

(вызванных

волновым

изгибающим

моментом,

динамическими

усилиями от

качки, ударными нагрузками и т. д . ), нагрузок на тихой воде, ви­ брационных усилий (вызванных ходовой вибрацией, работой раз­ личных судовых механизмов), температурных нагрузок. При таком

подходе к действующим нагрузкам в принципе

можно

определить

их расчетную суммарную величину QP^'

заранее

заданной

обес­

печенности (вероятности превышения) . В

разных

странах

интен­

сивно ведутся исследования внешних нагрузок в указанных

выше

направлениях [13], [36],

[53], [54], [65], [101],

[121]

и у ж е

установлены

параметры некоторых основных видов нагружения .

 

 

Полученные характеристики

внешних

воздействий

позволяют

с помощью

различных

расчетных

теоретических

схем

определить

параметры

поведения

конструкции. Д а ж е

при

детерминированном

подходе к внешним воздействиям параметры, характеризующие по­ ведение конструкции, могут оказаться случайными вследствие того, что геометрические размеры конструкций отличаются от номиналь­ ных (теоретически принятых в расчетах и указанных на чертежах) и известны с определенной степенью точности. Достоверность их за­

висит от

технологических

процессов

изготовления

конструкции,

принятой

системы

допусков, объема и

качества контроля,

начиная

с

проката

стали и кончая

з а в е р ш а ю щ и м и

технологическими

опера­

ц и я м и — испытаниями. Н е и з б е ж н ы

т а к ж е

разного

рода

Дефекты

в

конструкциях,

геометрические

и

технологические

неоднород­

ности, оказывающие определенное влияние (далеко не полностью

изученное)

на параметры поведения конструкции и на

их случай­

ный разброс.

 

Строго

говоря, необходимо учитывать изменения

геометриче­

ских и физико-механических характеристик материала корпуса во

времени (коррозионный

износ,

старение, эрозионные

поврежде­

ния и др-), которые могут определяться статистически

на основа­

нии данных, полученных

при

эксплуатации и при

эксперимен­

тальных исследованиях. Однако имеющиеся сведения недостаточны д л я обоснованных количественных выводов, и можно лишь с из­ вестной вероятностью предполагать, что действительное поведение конструкции будет соответствовать расчетному в к а ж д ы й раесмат -

72


риваемый момент

времени и что корпус

будет эксплуатироваться

без отказов.

 

 

 

Необходимо выяснить, что именно подразумевается

в к а ж д о м

конкретном случае

под отказом как для

конструкции в

целом, т а к

идля отдельных конструктивных узлов [96].

Вбольшинстве случаев под отказом корпусной конструкции по­ нимается ее разрушение — разрывы отдельных деталей или соеди­ нений между ними, вызванные значительными пластическими де­ формациями, потерей устойчивости связей, развитием усталостных;

или хрупких трещин и т. п. Под отказом понимается

т а к ж е

опре­

деленная величина деформации, при которой нарушается,

напри­

мер, нормальная работа оборудования, установленного на

д е ф о р ­

мируемом перекрытии, хотя в других условиях та ж е

деформация

конструкции не влечет за собой каких-либо нарушений в эксплуа­ тации судна. Существенным отказом следует считать т а к ж е сквоз ­ ное коррозионное разъедание наружной обшивки, особенно опасное

для

танкеров. Такое

ж е

разъедание

стенок

балок

набора

часто

практически

не влияет

на прочность

не только судна в целом, но

д а ж е

самих

балок.

 

 

 

 

 

 

Отсюда

ясно,

что

в

зависимости

от технических и экономиче­

ских

последствий

в

разных условиях

один

и тот ж е

отказ

может

быть отнесен к разным классификационным группам. Более того,,

именно эти последствия являются одним

из

важнейших

призна­

ков, по которым следует классифицировать отказы.

 

 

По

скорости

отклонения

параметров

поведения

конструкции,

от нормальных

различают

внезапные

и

постепенные

отказы.

К первым, в частности, относятся катастрофические

отказы — бы­

строе

разрушение конструкции;

ко вторым — отказы,

вызывающие

развитие усталостных трещин,

коррозионные и эрозионные пов­

реждения . По степени участия конструкции в дальнейшей эксплу­ атации выделяют полные и неполные отказы: при неполном от­ казе конструкция лишь частично выполняет свои функции, напри ­ мер несет редуцированную нагрузку, либо воспринимает полностью

нагрузку,

но

не

обеспечивает герметичности отсеков. Существуют

и другие

классификационные

признаки

отказов,

характеризую ­

щие надежность

конструкции

в

техническом

и временном

отно­

шении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пределы изменения параметров поведения конструкции в эксплу­

атации

при заданных

внешних

 

воздействиях,

принятой конструк­

тивной

схеме

и

р а з м е р а х

связей

ч а щ е зависят

от физико-механи­

ческих

характеристик

м а т е р и а л а

(предела текучести, предела проч­

ности,

модуля

нормальной

упругости, критической

температуры

хрупкого

разрушения, скорости

коррозии

и др . ), изменяющихся

при

изготовлении конструкции. Существенное влияние на эти пределы оказывают конструктивные и технологические дефекты.

73;


 

Используя указанные данные, в принципе можно

определить

вероятность

выхода

реальных параметров поведения

конструкции

з а

расчетные

пределы, найденные

по номинальным (или минималь­

но

гарантируемым)

показателям

материала с учетом

рассматри­

ваемых дефектов конструкции. При последовательном

применении

вероятностных методов на всех этапах расчета определяют гаран­ тию безотказности конструкции Г при заданных условиях эксплуа­ тации. В общем случае гарантия безотказности не остается посто­

янной в течение всего срока эксплуатации

конструкции.

Необ­

ходимо

подчеркнуть,

что

определение гарантии

безотказности —

с л о ж н а я задача,

решение

которой

пока

доведено

до практически

применимых

результатов

только

д л я ограниченного числа

конст­

рукций корпуса и условий их эксплуатации .

 

 

 

 

 

Следует

отметить

аналогию

между

изложенным

 

подходом

к расчету конструкций и методом

предельных состояний,

описанным

в известной работе В. В. Болотина [15]. В этой работе

рассмотрен

наиболее распространенный частный

случай

определения

гарантии

безотказности конструкции — гарантии

ее

неразрушимости. По­

этому

описанный

выше

подход

к

расчету

конструкций

 

можно

в известной мере считать развитием и обобщением метода пре­ дельных состояний.

Однако

само по

себе такое

решение является проверочным

и требует

введения

допустимых

величин гарантии безотказ­

ности, с которыми сравниваются величины, полученные в резуль­

тате расчета. Этот вопрос

представляет собой технико-экономи­

ческую проблему. Чтобы найти оптимальное

проектное решение

и выбрать размеры связей

корпуса,

необходимо

дополнительно

использовать экономические

оценки

[15], [49],

[50],

[84].

Особое значение экономические оценки приобретают при про­ ектировании и постройке новых типов судов, для которых* обыч­ ные расчеты прочности, выполняемые для условий плавания в от­ крытом море, не являются исчерпывающими. Возрастает вероят­ ность повреждений при швартовках в море, плавании в т я ж е л ы х ледовых условиях; становятся более серьезными последствия по­

садок на мель

и

столкновений

(для крупнотоннажных

танкеров,

газовозов,

судов

с ядерными

силовыми

установками) .

Требова­

ния сведения

к

минимуму загрязнения

моря при

повреждении

и авариях,

сокращение экипажей судов

вследствие

применения

автоматики на судах неизбежно приводят к постепенному пере­ смотру нормативов конструктивной безопасности [96], [101], [109], причем в первую очередь на основе экономического критерия.

Экономический ущерб, вызываемый отказом конструкции, скла­ дывается из дополнительных расходов на ремонт (включая со­ путствующие работы), убытков от простоя судна в ремонте, дли­ тельность которого зависит от характера отказа, из убытков от

74


порчи

груза

и т. д. Вероятность такого ущерба равна вероятности

отказа

Р= 1

— Г .

При изменении размеров или оформления конструкции изме ­

няется и степень гарантии ее безотказной

работы, а

следовательно,

и возможные экономические последствия

отказа.

При отнесении

ущерба U к длительности безотказной работы конструкции t можно записать

б С р е м - б Э = ^ б Р = — ^ - б Г .

 

 

( И Л )

Здесь приняты те ж е обозначения,

что и в выражении (1.8)

д л я

комплексного экономического критерия оценки конструкции.

 

Повышение степени гарантии безотказности

конструкции,

к а к

правило, связано с дополнительными

капитальными

затратам и на

изготовление, а в некоторых случаях

и

расходами на

ее с о д е р ж а ­

ние. Тогда в ы р а ж е н и е (1.8) принимает

вид

 

 

 

5 С Э К С П Л (Г) = а б С к а п (Г) +

6 С С 0 Д ( Г ) - - U T

6Г.

'

( I I . 2 )

Эта зависимость характеризует изменение экономических по ­ следствий отказа конструкции. Поэтому изменение размеров кон­

струкции по сравнению с некоторым эталонным вариантом

целе­

сообразно производить только при уменьшении

эксплуатационных

расходов, т. е. при соблюдении неравенства

Э КСПЛ(Г) < 0 .

В

тех

случаях,

когда

зависимость

составляющих

С К а п,

С 0 0 д

и

V

от

уровня безотказности непрерывна

(что в

основном

характерно

д л я

выбора

размеров

связей

корпуса),

оптимальное

изменение

кон­

струкции находят из условия минимума

функционала

С Э К с п л,

 

т. е-,

при

 

 

 

 

 

^Сэкспл

л

 

 

 

 

 

 

( П . З )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dY

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Y — количественная

характеристика

изменяемого

п а р а м е т р а

конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применительно

к

корпусным

конструкциям

нормы

отчислений

устанавливают,

как

принято

в практике

планово-предупредитель­

ных

ремонтов,

исходя из

предположения, что

трудоемкие

работы

по замене и восстановлению корпусных конструкций д о л ж н ы осу­

ществляться только в крайних (как правило,

аварийных)

случаях.

Следовательно можно

полагать, что

а = 1 / £ с ,

где

tc — установлен­

ный срок эксплуатации

судна либо директивный срок возмещения

капитальных з а т р а т на

постройку судна.

 

 

 

Тогда, учитывая, что уровень безотказности есть функция про­

ектных параметров конструкции, из

(П.2) и

(П.З)

получим

^ [ С к а п ( Г ) + ^ С с о д ( Г ) ] = ^ с / ^ - А ( 1 _ Г ) ^ .

( I I . 4)

75