Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
именно достаточной надежности, под которой следует понимать степень гарантии безотказной работы конструкции (т. е. вероят ность безотказной работы) в заданных условиях эксплуатации в течение установленного срока службы [15], [36], [96]. Определен
ные |
расчетом н а п р я ж е н и я |
или деформации в этом случае не дол |
ж н ы |
превышать с заданной |
вероятностью некоторых заранее уста |
новленных допустимых значений. Внешне такой подход ничем не отличается от традиционного. Однако в действительности это не совсем так.
При оценке надежности конструкций расширяется круг вопро сов, охватывающих понятие их безотказной работы. П о д отказом в этом случае понимается любое изменение состояния или пове дения конструкции (в чем бы оно ни в ы р а ж а л о с ь ) , которое на рушает нормальную эксплуатацию судна и не отвечает соответ
ствующим требованиям |
задания . |
|
|
|
|
|||||||
Введение |
в |
расчет |
степени гарантий |
безотказности |
требует |
|||||||
учета |
изменчивости |
любых |
процессов |
во |
времени |
и их зависи |
||||||
мости |
от |
большого |
числа |
определенных |
или случайных |
факторов . |
||||||
В частности, |
в |
расчетах |
приходится |
учитывать |
не |
некоторые |
||||||
условные |
значения |
волновых |
нагрузок, |
а все особенности волно |
||||||||
вого процесса в данном районе плавания и его |
воздействие на |
|||||||||||
конкретное судно при заданном р е ж и м е эксплуатации. |
|
|||||||||||
Н е с у щ а я способность |
конструкции, |
с |
которой |
сравнивается: |
||||||||
внешнее |
воздействие, |
т а к ж е |
носит случайный характер |
и опре |
деляется разбросом механических характеристик материала, из менчивостью геометрических размеров и формы элементов кон струкций (в связи с неточностями технологических процессов),, накоплением повреждений в конструкции и т. д., т. е. в большой мере зависит от организации и технологии производства и от сте пени технологичности принимаемых конструкций.
Сохраняя основные элементы установившихся методов расчета действующих внешних нагрузок (или, точнее, воздействий, по скольку могут учитываться и другие факторы, например воздей ствие коррозионно-активных сред) и соответствующих реакций конструкции и сопоставляя значения этих реакций с допустимыми значениями, при вероятностном подходе можно количественно свя
зать |
к а ж д ы й |
вид |
отказа в |
работе конструкции с |
определенными |
|
техническими |
и экономическими его последствиями |
д л я |
эксплуа |
|||
тации |
судна. |
Это |
и создает |
предпосылки обоснованного |
подхода |
к выбору необходимых размеров связей корпуса. Однако исполь зование вероятностных расчетных схем требует накопления опре деленных сведений и решения ряда новых задач . Несмотря на имеющиеся теоретические, экспериментальные и статистические данные и достигнутый уровень достоверности современных вероят ностных расчетных схем, пока еще нельзя отказаться от тради-
71
•ционных методов расчета. Следует ожидать, что переход на новые методы будет продолжительным и постепенным.
Рассмотрим |
основное содержание |
новых методов. Н а |
любую |
конструкцию и |
корпус судна в целом |
действует совокупность |
нагру |
зок, отличающихся разными признаками: причиной и вероятностью возникновения, изменчивостью по величине и во времени, направ лением действия. В принципе суммарную нагрузку на конструкцию можно представить в виде случайной функции с определенным
спектром |
распределения |
энергий |
по частотам. В общем случае |
|
спектр состоит из суммы |
спектров |
волновых нагрузок |
(вызванных |
|
волновым |
изгибающим |
моментом, |
динамическими |
усилиями от |
качки, ударными нагрузками и т. д . ), нагрузок на тихой воде, ви брационных усилий (вызванных ходовой вибрацией, работой раз личных судовых механизмов), температурных нагрузок. При таком
подходе к действующим нагрузкам в принципе |
можно |
определить |
||||||
их расчетную суммарную величину QP^' |
заранее |
заданной |
обес |
|||||
печенности (вероятности превышения) . В |
разных |
странах |
интен |
|||||
сивно ведутся исследования внешних нагрузок в указанных |
выше |
|||||||
направлениях [13], [36], |
[53], [54], [65], [101], |
[121] |
и у ж е |
установлены |
||||
параметры некоторых основных видов нагружения . |
|
|
||||||
Полученные характеристики |
внешних |
воздействий |
позволяют |
|||||
с помощью |
различных |
расчетных |
теоретических |
схем |
определить |
|||
параметры |
поведения |
конструкции. Д а ж е |
при |
детерминированном |
подходе к внешним воздействиям параметры, характеризующие по ведение конструкции, могут оказаться случайными вследствие того, что геометрические размеры конструкций отличаются от номиналь ных (теоретически принятых в расчетах и указанных на чертежах) и известны с определенной степенью точности. Достоверность их за
висит от |
технологических |
процессов |
изготовления |
конструкции, |
||||||
принятой |
системы |
допусков, объема и |
качества контроля, |
начиная |
||||||
с |
проката |
стали и кончая |
з а в е р ш а ю щ и м и |
технологическими |
опера |
|||||
ц и я м и — испытаниями. Н е и з б е ж н ы |
т а к ж е |
разного |
рода |
Дефекты |
||||||
в |
конструкциях, |
геометрические |
и |
технологические |
неоднород |
ности, оказывающие определенное влияние (далеко не полностью
изученное) |
на параметры поведения конструкции и на |
их случай |
ный разброс. |
|
|
Строго |
говоря, необходимо учитывать изменения |
геометриче |
ских и физико-механических характеристик материала корпуса во
времени (коррозионный |
износ, |
старение, эрозионные |
поврежде |
ния и др-), которые могут определяться статистически |
на основа |
||
нии данных, полученных |
при |
эксплуатации и при |
эксперимен |
тальных исследованиях. Однако имеющиеся сведения недостаточны д л я обоснованных количественных выводов, и можно лишь с из вестной вероятностью предполагать, что действительное поведение конструкции будет соответствовать расчетному в к а ж д ы й раесмат -
72
риваемый момент |
времени и что корпус |
будет эксплуатироваться |
|
без отказов. |
|
|
|
Необходимо выяснить, что именно подразумевается |
в к а ж д о м |
||
конкретном случае |
под отказом как для |
конструкции в |
целом, т а к |
идля отдельных конструктивных узлов [96].
Вбольшинстве случаев под отказом корпусной конструкции по нимается ее разрушение — разрывы отдельных деталей или соеди нений между ними, вызванные значительными пластическими де формациями, потерей устойчивости связей, развитием усталостных;
или хрупких трещин и т. п. Под отказом понимается |
т а к ж е |
опре |
деленная величина деформации, при которой нарушается, |
напри |
|
мер, нормальная работа оборудования, установленного на |
д е ф о р |
|
мируемом перекрытии, хотя в других условиях та ж е |
деформация |
конструкции не влечет за собой каких-либо нарушений в эксплуа тации судна. Существенным отказом следует считать т а к ж е сквоз ное коррозионное разъедание наружной обшивки, особенно опасное
для |
танкеров. Такое |
ж е |
разъедание |
стенок |
балок |
набора |
часто |
||
практически |
не влияет |
на прочность |
не только судна в целом, но |
||||||
д а ж е |
самих |
балок. |
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда |
ясно, |
что |
в |
зависимости |
от технических и экономиче |
||||
ских |
последствий |
в |
разных условиях |
один |
и тот ж е |
отказ |
может |
быть отнесен к разным классификационным группам. Более того,,
именно эти последствия являются одним |
из |
важнейших |
призна |
|||||
ков, по которым следует классифицировать отказы. |
|
|
||||||
По |
скорости |
отклонения |
параметров |
поведения |
конструкции, |
|||
от нормальных |
различают |
внезапные |
и |
постепенные |
отказы. |
|||
К первым, в частности, относятся катастрофические |
отказы — бы |
|||||||
строе |
разрушение конструкции; |
ко вторым — отказы, |
вызывающие |
|||||
развитие усталостных трещин, |
коррозионные и эрозионные пов |
реждения . По степени участия конструкции в дальнейшей эксплу атации выделяют полные и неполные отказы: при неполном от казе конструкция лишь частично выполняет свои функции, напри мер несет редуцированную нагрузку, либо воспринимает полностью
нагрузку, |
но |
не |
обеспечивает герметичности отсеков. Существуют |
|||||||||
и другие |
классификационные |
признаки |
отказов, |
характеризую |
||||||||
щие надежность |
конструкции |
в |
техническом |
и временном |
отно |
|||||||
шении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пределы изменения параметров поведения конструкции в эксплу |
||||||||||||
атации |
при заданных |
внешних |
|
воздействиях, |
принятой конструк |
|||||||
тивной |
схеме |
и |
р а з м е р а х |
связей |
ч а щ е зависят |
от физико-механи |
||||||
ческих |
характеристик |
м а т е р и а л а |
(предела текучести, предела проч |
|||||||||
ности, |
модуля |
нормальной |
упругости, критической |
температуры |
||||||||
хрупкого |
разрушения, скорости |
коррозии |
и др . ), изменяющихся |
при |
изготовлении конструкции. Существенное влияние на эти пределы оказывают конструктивные и технологические дефекты.
73;
|
Используя указанные данные, в принципе можно |
определить |
|||
вероятность |
выхода |
реальных параметров поведения |
конструкции |
||
з а |
расчетные |
пределы, найденные |
по номинальным (или минималь |
||
но |
гарантируемым) |
показателям |
материала с учетом |
рассматри |
|
ваемых дефектов конструкции. При последовательном |
применении |
вероятностных методов на всех этапах расчета определяют гаран тию безотказности конструкции Г при заданных условиях эксплуа тации. В общем случае гарантия безотказности не остается посто
янной в течение всего срока эксплуатации |
конструкции. |
Необ |
|||||||||||
ходимо |
подчеркнуть, |
что |
определение гарантии |
безотказности — |
|||||||||
с л о ж н а я задача, |
решение |
которой |
пока |
доведено |
до практически |
||||||||
применимых |
результатов |
только |
д л я ограниченного числа |
конст |
|||||||||
рукций корпуса и условий их эксплуатации . |
|
|
|
|
|
||||||||
Следует |
отметить |
аналогию |
между |
изложенным |
|
подходом |
|||||||
к расчету конструкций и методом |
предельных состояний, |
описанным |
|||||||||||
в известной работе В. В. Болотина [15]. В этой работе |
рассмотрен |
||||||||||||
наиболее распространенный частный |
случай |
определения |
гарантии |
||||||||||
безотказности конструкции — гарантии |
ее |
неразрушимости. По |
|||||||||||
этому |
описанный |
выше |
подход |
к |
расчету |
конструкций |
|
можно |
в известной мере считать развитием и обобщением метода пре дельных состояний.
Однако |
само по |
себе такое |
решение является проверочным |
и требует |
введения |
допустимых |
величин гарантии безотказ |
ности, с которыми сравниваются величины, полученные в резуль
тате расчета. Этот вопрос |
представляет собой технико-экономи |
|||
ческую проблему. Чтобы найти оптимальное |
проектное решение |
|||
и выбрать размеры связей |
корпуса, |
необходимо |
дополнительно |
|
использовать экономические |
оценки |
[15], [49], |
[50], |
[84]. |
Особое значение экономические оценки приобретают при про ектировании и постройке новых типов судов, для которых* обыч ные расчеты прочности, выполняемые для условий плавания в от крытом море, не являются исчерпывающими. Возрастает вероят ность повреждений при швартовках в море, плавании в т я ж е л ы х ледовых условиях; становятся более серьезными последствия по
садок на мель |
и |
столкновений |
(для крупнотоннажных |
танкеров, |
|||
газовозов, |
судов |
с ядерными |
силовыми |
установками) . |
Требова |
||
ния сведения |
к |
минимуму загрязнения |
моря при |
повреждении |
|||
и авариях, |
сокращение экипажей судов |
вследствие |
применения |
автоматики на судах неизбежно приводят к постепенному пере смотру нормативов конструктивной безопасности [96], [101], [109], причем в первую очередь на основе экономического критерия.
Экономический ущерб, вызываемый отказом конструкции, скла дывается из дополнительных расходов на ремонт (включая со путствующие работы), убытков от простоя судна в ремонте, дли тельность которого зависит от характера отказа, из убытков от
74
порчи |
груза |
и т. д. Вероятность такого ущерба равна вероятности |
отказа |
Р= 1 |
— Г . |
При изменении размеров или оформления конструкции изме
няется и степень гарантии ее безотказной |
работы, а |
следовательно, |
и возможные экономические последствия |
отказа. |
При отнесении |
ущерба U к длительности безотказной работы конструкции t можно записать
б С р е м - б Э = ^ б Р = — ^ - б Г . |
|
|
( И Л ) |
||
Здесь приняты те ж е обозначения, |
что и в выражении (1.8) |
д л я |
|||
комплексного экономического критерия оценки конструкции. |
|
||||
Повышение степени гарантии безотказности |
конструкции, |
к а к |
|||
правило, связано с дополнительными |
капитальными |
затратам и на |
|||
изготовление, а в некоторых случаях |
и |
расходами на |
ее с о д е р ж а |
||
ние. Тогда в ы р а ж е н и е (1.8) принимает |
вид |
|
|
|
|
5 С Э К С П Л (Г) = а б С к а п (Г) + |
6 С С 0 Д ( Г ) - - U T |
6Г. |
' |
( I I . 2 ) |
Эта зависимость характеризует изменение экономических по следствий отказа конструкции. Поэтому изменение размеров кон
струкции по сравнению с некоторым эталонным вариантом |
целе |
||||||||||||||||
сообразно производить только при уменьшении |
эксплуатационных |
||||||||||||||||
расходов, т. е. при соблюдении неравенства |
6С Э КСПЛ(Г) < 0 . |
В |
тех |
||||||||||||||
случаях, |
когда |
зависимость |
составляющих |
С К а п, |
С 0 0 д |
и |
V |
от |
|||||||||
уровня безотказности непрерывна |
(что в |
основном |
характерно |
д л я |
|||||||||||||
выбора |
размеров |
связей |
корпуса), |
оптимальное |
изменение |
кон |
|||||||||||
струкции находят из условия минимума |
функционала |
С Э К с п л, |
|
т. е-, |
|||||||||||||
при |
|
|
|
|
|
^Сэкспл |
л |
|
|
|
|
|
|
( П . З ) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
dY |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Y — количественная |
характеристика |
изменяемого |
п а р а м е т р а |
|||||||||||||
конструкции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Применительно |
к |
корпусным |
конструкциям |
нормы |
отчислений |
||||||||||||
устанавливают, |
как |
принято |
в практике |
планово-предупредитель |
|||||||||||||
ных |
ремонтов, |
исходя из |
предположения, что |
трудоемкие |
работы |
по замене и восстановлению корпусных конструкций д о л ж н ы осу
ществляться только в крайних (как правило, |
аварийных) |
случаях. |
|||
Следовательно можно |
полагать, что |
а = 1 / £ с , |
где |
tc — установлен |
|
ный срок эксплуатации |
судна либо директивный срок возмещения |
||||
капитальных з а т р а т на |
постройку судна. |
|
|
|
|
Тогда, учитывая, что уровень безотказности есть функция про |
|||||
ектных параметров конструкции, из |
(П.2) и |
(П.З) |
получим |
||
^ [ С к а п ( Г ) + ^ С с о д ( Г ) ] = ^ с / ^ - А ( 1 _ Г ) ^ . |
( I I . 4) |
75