Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ния температуры внешней среды |
и в помещениях |
судна. |
Вместе1 |
|
с тем в П р а в и л а х классификационных обществ |
у ж е стали |
п о |
||
являться некоторые указания по |
выбору размеров |
связей |
и |
т р е |
бования к материалу корпуса д л я судов, предназначенных для пе
ревозки сжиженных газов или горячих |
нефтепродуктов (битума),, |
|||
т. е. для судов, |
конструкции |
корпуса |
которых эксплуатируются: |
|
в специфических температурных условиях. |
' |
|||
Недостаточно |
изучена п |
проблема |
остаточных |
напряжений: |
в корпусе, возникающих при постройке и ремонте сварных судов..
Исследование |
сварочных усилий, |
вызываемых ремонтом конструк |
|||||||||
ций, проводится довольно интенсивно [4], |
[99]. |
Но, |
несмотря |
на |
|||||||
бесспорное |
значение остаточных |
сварочных |
усилий |
при |
оценке |
||||||
надежности |
и |
работоспособности |
конструкций, |
их |
теоретическое |
||||||
и |
экспериментальное |
изучение |
находится в |
таком состоянии, |
что* |
||||||
не |
позволяет |
дать |
достаточно |
приемлемые |
рекомендации |
по |
их |
учету при проектировании, а имеющиеся данные дают большойразброс значений усилий и деформаций . Это связано с существен ным влиянием случайных технологических и других факторов, спо собы учета которых еще практически не разработаны .
Остаточные |
напряжения относятся |
к |
категории |
самоуравно |
вешенных и, как правило, возникают |
в |
очень ограниченных о б ъ |
||
емах материала |
конструкции. Они |
могут достигать |
значений,, |
превышающих предел текучести или соизмеримых с ним. В пере
напряженных объемах |
материала начинается текучесть, происхо |
|
дит перераспределение |
напряжений и выравнивание |
напряженного' |
состояния [96]. Поэтому |
при отсутствии значительных |
технологиче |
ских и конструктивных дефектов чувствительность обычных судо
строительных конструкционных материалов к такого рода |
л о к а л ь |
||
ным эффектам оказывается достаточно слабой. |
|
||
Остановимся более |
подробно |
на п е р е м е н н ы х составляю |
|
щих нагрузки и в особенности на ее части, обусловленной |
п л а в а |
||
нием судна на волнении. Развитие статистической теории |
качки |
||
судов на нерегулярном |
волнении |
в работах многих отечественных |
и зарубежных исследователей позволило использовать ее для прак
тической оценки волновых нагрузок, чему в значительной |
степени; |
|||
способствовали |
т а к ж е |
комплексные |
натурные испытания |
судов, |
проведенные в |
С С С Р , |
США, Швеции, |
Голландии и в др . |
странах. |
Основой разработки статистических методов оценки волновых нагрузок чаще всего служит корреляционный вариант спектраль ной теории случайных процессов. Морское волнение принято от носить к процессам, вполне удовлетворительно описываемым этой теорией. Большинство результатов получено в предположении, что корпус судна является линейной динамической системой.
Как показывают имеющиеся экспериментальные и |
теоретиче |
ские данные, долгосрочные (в течение нескольких лет) |
распреде - |
80
ления волновых нагрузок приближенно описываются законом Вейбулл а
|
Р |
(х) = ехр |
|
|
( I I . 7 ) |
где |
Р(х)—вероятность |
того, что амплитуда случайной величины |
|||
|
превышает значение х (обеспеченность случайной ве |
||||
|
личины) ; |
|
|
|
|
|
ах, k — параметры распределения. |
|
|
|
|
|
Процессы изменения |
нагрузок от волнения |
могут |
быть |
пред |
ставлены процессами изменения та к называемых |
эффективных |
||||
волн, ординаты которых |
отличаются от ординат |
процессов |
измене |
||
ния |
нагрузок линейными |
детерминированными |
множителями . Эти |
множители представляют собой нагрузку, определяемую при ста
тической постановке |
судна |
на |
регулярную |
волну |
с |
амплитудой |
|||||
г = 1 м, с учетом |
поправок |
на |
отличие |
реальных условий |
нагруже - |
||||||
ния (наличие качки, гидродинамические особенности |
и |
т. п.) от |
|||||||||
предполагаемых |
при статической |
постановке |
на волну: |
|
|
||||||
|
|
|
Q = r*Q. |
|
|
|
|
|
(И-8) |
||
Установлено, |
что |
процессы |
|
r^,(t) |
имеют |
обычно |
сравнительно |
||||
узкий спектр. Краткосрочные |
(интервал |
времени |
не |
более часа) |
|||||||
распределения их амплитуд |
описываются законом |
Релея |
|
||||||||
|
|
Р ( Г э ф ) = е х р ( - ^ ] , |
|
|
|
( I I . 9) |
|||||
где D,- — дисперсия, |
определяемая при |
фиксированных |
|
значениях |
высот волн некоторой обеспеченности, курсовых углах, средних пе риодах и спектрах волнения, скорости судна и т. п. Этот закон рас пределения подтверждается теоретическими и экспериментальными исследованиями.
Д л я нахождения дисперсии используется известная зависимость
спектральной теории |
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
D r = |
f a* (<o)S(co)dm, |
(11.10) |
||
|
'о |
|
|
|
где C X Q ( C O ) — а м п л и т у д н о - ч а с т о т н а я |
характеристика |
корпуса |
судна |
|
относительно |
процесса |
нагрузки Q с учетом влияния |
||
скорости судна в функции от истинных |
частот |
вход |
||
ного процесса |
волнения со; |
|
|
5(со) — спектр волнения.
Внастоящее время для определения статистических характери стик волновых нагрузок на стационарном нерегулярном волнении наиболее широко используется спектр Пирсона-Московица, реко-
4 Л. И. Вронский п др . |
81 |
мендованный I I Международным конгрессом по конструкции и прочности судов [121], л введена д в а ж д ы нормированная форма амплитудно-частотных характеристик [47]
|
|
|
S((o) = |
^ T c S ( © ) ; |
|
|
|
(11.11) |
|||
|
S(M) = |
0,0iw - 5 ex p ( — 0 , 4 4 ш - 4 ) ; |
|
|
(11.12) |
||||||
|
|
a |
Q ( w " ) = a Q a X V ( |
^ ' |
|
|
(П . 13) |
||||
где й з и |
— о с н о в н а я |
характеристика |
интенсивности |
волнения, |
|||||||
|
равная высоте |
волны |
обеспеченности |
3%; |
|
|
|||||
|
|
|
|
Тс = 2я/сос ; |
|
|
|
|
|
||
сое — средняя |
частота |
волнения, |
определяемая |
по |
спект- |
||||||
_ |
ральным |
моментам [36], [121]; |
|
|
|
|
|||||
со = со/сос; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
aQi a N — максимальное |
значение |
амплитудно-частотной |
харак |
||||||||
|
теристики; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со = 0)/и", а з г |
— относительные |
частоты |
волн |
( с о ш а х — частота, |
соот |
||||||
|
ветствующая максимуму амплитудно-частотной ха |
||||||||||
|
рактеристики) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
C I Q ( C O ) — ф у н к ц и я , |
характеризующая |
форму |
амплитудно-ча |
||||||||
|
стотной |
характеристики. |
|
|
|
|
|
||||
Подробный анализ |
влияния |
различных |
факторов |
на |
статисти |
ческие характеристики волновых нагрузок выполнен в ряде оте
чественных и зарубежных |
работ [13], [36], [47], [53], [121]. |
Натурные |
и модельные испытания |
совместно с теоретическими |
исследова |
ниями в принципе позволяют определять основные параметры дол говременных распределений ах и k в выражении (11.7) для основ ных типов нагрузок: вертикального и горизонтального изгибающих моментов, вертикальной и горизонтальной перерезывающих сил, крутящего момента, давлений на обшивку — в зависимости от ти пов и размерений судов, районов и условий их эксплуатации . На иболее подробно исследованы долговременные распределения эф фективных полувысот волн при изгибе корпуса в вертикальной плоскости
г в = ^ Г - ' |
( П Л 4 ) |
где &вс р = 0,057 (сь—0,13)—осредненное |
значение коэффициента |
волнового |
метода при статической по |
становке на стандартную волну (сь — коэффициент общей полноты с у д н а ) ;
L , В — длина и ширина судна.
82
В |
табл . |
6 |
приведены ориентировочные значения параметров |
а Г 1 и |
^rt |
Для |
долговременного распределения эффективных полу |
высот волн применительно к сухогрузным судам и танкерам длиной
100—400 м при плавании на некоторых |
типовых |
маршрутах |
Миро |
||||||||||
вого |
океана |
[48]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6 |
|
Параметры |
долговременных распределений эффективных полувысот волн |
||||||||||||
|
|
|
при изгибе |
корпуса |
в вертикальной плоскости |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р е й сы |
|
|
|
|
Длима |
судна |
|
|
|
|
|
|
|
Л е н и н |
|
Ленин |
||
|
L , |
ы |
Л е н и н |
Одесса — |
Мурма иск— |
Одесса — |
град — Кейп |
||||||
|
град—МоИ- |
||||||||||||
|
|
|
г р а д — К у б а |
Куба |
|
М о н р е а л ь |
Антарктида |
т а у н — В л а |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
реаль |
|
дивосток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Танкеры |
|
|
|
|
|
||
|
100 |
0,17 |
|
0,16 |
|
0,27 |
|
0,16 |
0,24 |
|
0,16 |
||
|
0,95 |
|
0,92 |
|
1,09 |
|
0,94 |
1,04 |
|
0,93 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
200 |
0,18 |
|
0,17 |
|
0,27 |
|
0,17 |
0,24 |
|
0,19 |
||
|
0,91 |
|
0,90 |
|
1,01 |
|
0,89 |
0,97 |
|
0,93 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
300 |
0,17 |
|
0,16 |
|
0,24 |
|
0,17 |
0,22 |
|
0,17 |
||
|
0,88 |
|
0,85 |
|
0,95 |
|
0,89 |
0,94 |
|
0,87 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
400 |
0,14 |
|
0,13 |
|
0,19 |
|
0,14 |
0,18 |
|
0,14 |
||
|
0,85 |
|
0,82 |
|
0,89 |
|
0,85 |
0,87 |
|
0,83 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Сухогрузные |
суда |
|
|
|
||||
|
100 |
0,15 |
|
0,13 |
|
0,23 |
|
0,14 |
0,19 |
|
0,15 |
||
|
0,94 |
|
0,91 |
|
1,09 |
|
0,93 |
1,02 |
|
0,94 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
200 |
0,19 |
|
0,14 |
|
0,24 |
|
0,18 |
0,21 |
|
0,16 |
||
|
0,96 |
|
0,87 |
|
1,00 |
|
0,95 |
0,96 |
|
0,92 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
300 |
0,17 |
|
0,14 |
|
0,22 |
|
0,15 |
0,20 |
|
0,16 |
||
|
0,90 |
|
0,85 |
|
0,97 |
|
0,87 |
0,94 |
|
0,90 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
П р и м е ч а и и е. В |
числителе даны значения |
а_ |
, м; в знаменателе — й_ . б е з р а з м е р - |
||||||||||
пая |
величина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а с п о л а г а я параметрами |
а |
и |
/г |
|
для каждого морского рай |
||||||||
она |
в характерные |
периоды |
года, |
можно построить долговременное |
|||||||||
распределение для |
любых переменных |
|
условий эксплуатации |
(т. е. |
|||||||||
найти |
параметры а Г 2 и |
kr^ |
на основе |
полновероятностной |
схемы: |
||||||||
|
Р(г>гг )=ЕР( ехр |
|
п |
|
|
ехр |
|
|
(11.15) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а. |
|
|
|
|
|
|
4* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83 |
где Pi — относительное время плавания в определенных |
условиях |
(в заданном районе в установленный период года) . |
|
Расчеты удобно производить в графической форме на вероят |
|
ностной бумаге Вейбулла, т. е. в координатах z\ = \r\r, z2 = |
ln(—\пР), |
в которых долговременное распределение (П.7) изображается пря
мой линией |
(рис. |
20). Располага я параметрами долговременного |
распределения, по |
заданной обеспеченности Р можно найти расчет |
|
ные значения |
эффективных полувысот волн. |
Врезультате систематических модельных исследований [101]
выявлена |
тенденция |
возрастания горизонтального |
М г и |
скручиваю |
||
щего Мс |
моментов |
и перерезывающих сил |
SD и |
Sr |
по |
сравнению |
с вертикальным моментом Мв с увеличением |
длины |
судна, что сви |
детельствует об изменении влияния этих усилий на решение вопро
сов прочности |
судов большой длины. Полученные |
при |
испытаниях |
|||||
моделей |
относительные значения |
долгосрочных |
распределений ука |
|||||
занных |
усилий, |
соответствующие |
числу Фруда |
Fr = 0,15 |
и обеспе |
|||
ченности Р = 1 0 - 8 , приведены на рис. 21. |
|
|
|
|
|
|||
Необходимо |
т а к ж е обратить |
внимание |
на |
неправомерность |
||||
оценки |
результатов воздействий различных |
нагрузок |
на |
конструк |
ции по сумме максимальных амплитуд каждой из них. Максимумы динамических нагрузок могут быть смещены относительно друг друга по времени, поэтому нужно учитывать фазовые соотношения.
В |
качестве примера на |
рис. 22 по данным [101] приведены |
долго |
||
срочные распределения |
напряжений |
в продольных |
связях |
днища |
|
у |
поперечной переборки |
и в центре |
перекрытия |
при движении |
84