Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
более, что шаг используемой сетки можно принимать переменным, увеличивая ее густоту в обследуемой зоне концентрации. Одно временно развивались экспериментальные методы изучения макро концентрации напряжений . Так, получены данные о величинах кон
центрации напряжений в районе вырезов различных |
размеров |
и расположения в перекрытиях корпуса [2], [13], [29], [87] |
при дей |
ствии растягивающих, изгибающих или сдвигающих усилий, а т а к ж е
при суммарном действии разных |
нагрузок на |
конструкции |
судов |
||||||||
с |
большим |
раскрытием |
люков [118]; |
определены |
|
поля |
напряжений |
||||
в |
киичных |
соединениях |
набора |
при |
различном |
их |
оформлении |
||||
[65], [86]; |
уточнены |
напряжения, |
действующие |
в |
днищевых |
пере |
|||||
крытиях |
с |
учетом |
явлений .сдвига |
и |
других факторов |
[52]. |
|
Таким образом, в настоящее время оценка напряженного со стояния и коэффициентов концентрации напряжений в упругой стадии большинства конструкций корпуса при статическом нагружении может быть выполнена с достаточно высокой точностью теоретическими либо экспериментальными методами.
В рамках современных представлений о надежности и работо способности корпусных конструкций теоретические коэффициенты концентрации в упругой стадии не являются самостоятельными критериями прочности конструкции, так как при увеличении на
пряжений в зоне концентрации до предела текучести |
материала |
|||||
происходит |
выравнивание |
и осреднение |
поля |
напряжений . |
Кроме |
|
того, большое влияние на |
фактическое |
распределение |
напряжений |
|||
и работоспособность материала в зонах |
макроконцентрации |
оказы |
||||
вают внутренние сварочные напряжения, структурные |
особенности |
|||||
материала |
(например, в |
зоне сварных |
швов) |
и другие факторы, |
снижающие эффективность расчетных оценок коэффициентов кон
центрации. Выявление зон концентрации и |
количественная оценка |
повышенных напряжений особенно в а ж н ы |
при анализе усталост |
ной долговечности корпусных конструкций. |
|
Усталостные трещины являлись одним из наиболее часто встре чающихся видов повреждений судовых корпусов и обычно рас сматривались как свидетельство недостаточной надежности конст
рукций |
[78], [100]. Д а н н ы е об усталостных повреждениях служили |
|||
основой |
д л я совершенствования П р а в и л |
классификационных |
об |
|
ществ. |
М о ж н о полагать, что появление |
усталостных |
повреждений |
|
оказало |
более существенное влияние на весовые |
и экономиче |
||
ские показатели корпусов судов, чем исключительно |
редкие |
слу |
||
чаи катастрофических разрушений (как |
правило, хрупкого харак |
|||
т е р а ) . |
|
|
|
|
Общепринятая в настоящее время методика расчетной оценки усталостной долговечности корпусных конструкций, предложенная и развитая в работах [13], [36], [48], [74], базируется на гипотезе линейного суммирования усталостных повреждений. Несмотря на
90
некоторую условность и недостаточную обоснованность, эта гипо теза удовлетворительно соответствует экспериментальным данным.
Типовая |
графическая аппроксимация усталостной кривой, пред |
|
с т а в л я ю щ а я |
собой зависимость между амплитудой напряжений о а |
|
и предельным числом циклов нагружения N(aa), |
соответствующим |
полному разрушению образца или иной типичной стадии повреж дения (например, достижение
усталостной трещиной некото рой длины) при определенном соотношении параметров цикла (г = <Jrain/cTm ax),представлена на рис. 23, а ее нисходящий уча сток при напряжениях, не пре вышающих предела текучести материала, может быть при ближенно описан зависимостью
N(aa) = N0 |
(11.22) |
Цба
Ц5Г
1,8
1
где N0 — число |
|
циклов |
нагру |
О |
|
|
|
|
|
ЦМ0 |
ЦП |
|||||
жения, |
соответствую |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
щее |
достижению |
так |
Рис. 23. Типовой |
|
вид |
закономерностей |
||||||||||
называемого |
неогра |
|
усталостных |
явлений. |
|
|||||||||||
ниченного |
|
предела |
аг— предел усталости для циклического на |
|||||||||||||
усталости |
материала |
гружения |
с |
параметром |
г; |
аы |
(Л') — кривая |
|||||||||
или |
|
сварного |
соеди |
усталости |
материала: |
о* |
(N) — кривая |
уста |
||||||||
нения |
|
при |
|
симмет |
лости конструкции; |
сгс — средние |
напряжения |
|||||||||
ричном |
цикле |
а м _ ь |
цикла; 0" Q — предел |
прочности |
материала; |
се — |
||||||||||
на |
основании |
экспе |
теоретический |
коэффициент концентрации на |
||||||||||||
пряжении; |
<хэ |
— эффективный |
|
коэффициент |
||||||||||||
риментальных |
|
дан |
|
|||||||||||||
|
|
|
концентрации. |
|
|
|
||||||||||
ных |
|
принято |
пола |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
гать |
No —2- 10е; при этом для обычных |
углеродистых |
ста |
|||||||||||||
лей с учетом различных микроконцентраторов |
н а п р я ж е |
|||||||||||||||
ний |
aM -! = 7-f-8 кгс/см 2 (69-f-79 Н/см 2 ) [96]; |
|
|
|
|
|||||||||||
т — показатель |
степени, |
зависящий |
в |
основном |
от |
соотноше |
||||||||||
ния aM _i и предела |
прочности материала |
при |
растяжении |
|||||||||||||
ав; |
в |
частности, |
для |
стальных |
корпусных |
|
конструкций |
|||||||||
можно |
приближенно |
полагать [13] |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
т — |
3,8 |
|
|
|
|
|
|
(11.23) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
lg K V L | )
Усталостные характеристики образцов материала с концентра торами напряжений и конструктивных узлов отличаются от харак теристик гладких образцов материала (см. рис. 23). В качестве
91
меры этого различия введено понятие об эффективном коэффи циенте концентрации [14], [39], под которым понимается соотноше ние пределов усталости материала (с учетом микроконцентраторов напряжений) и конструктивного узла при одинаковых п а р а м е т р а х цикла нагружения:
(11.24)
С увеличением числа циклов эффективный коэффициент кон центрации для конструкций с районами макроконцентрации при ближается к теоретическому коэффициенту концентрации напря жений а (см. рис. 23). Нисходящий участок кривой усталости для конструкции может быть описан зависимостью [13]
|
|
III — [L |
|
|
|
- va - |
(11.25) |
где |
v — коэффициент |
чувствительности к |
средним |
|
напряжениям |
цикла; данные о нем довольно |
|
|
противоречивы, но для обычных пределов из |
||
|
менения средних напряжений ас |
в сварных |
|
|
корпусных конструкциях v~0,3-^0,7 [13], [101], |
||
|
что удовлетворительно согласуется с резуль |
||
|
татами испытаний отдельных |
узлов кор |
пуса; |
|
|
|
|
oc = 0,5(o"max + o'min)—средние напряжения |
цикла |
нагружения; |
||
|.i — параметр, зависящий |
от вида кривых уста |
|||
лости конструктивного |
узла |
и материала . Д л я |
||
судостроительных сталей и конструкций при |
||||
ближенно |
|
|
|
|
| х = / п , .. |
, . |
• |
|
(П.26) |
lg N0 |
+ т lg а |
|
|
|
Исходя из изложенных предположений о виде усталостных кривых и принимая (на основании многочисленных натурных заме ров напряжений в корпусах судов на волнении) распределение напряжений по закону Вейбулла, получим следующую зависимость для усталостного ресурса'конструкции [13], [36], [48], [51], [59]
Ty/TcpN0 |
= <p(m1, k, хх), |
(11.27) |
92
где |
ГС 1 1 |
— средний |
период |
долговременного |
спектра; |
в первом при- |
|||||||||
|
|
ближении |
(для узкополосного |
спектра) |
Тср=У |
|
2n.L/g |
~ |
|||||||
|
|
« 0 , 8 1 / Т |
(L — в м, Гер — в с) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Ф ( т ь |
k, |
ХХ): |
Г ( я ) Р ( Х 3 , |
2л) |
|
|
|
|
(11.28) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
1 — va |
|
|
|
|
|
|
(11.29) |
|
В этих |
формулах |
ni\. = m — ц. — показатели |
в соответствии |
с (11.23) |
|||||||||||
|
|
|
|
k и ах |
и |
(11.26); |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
— параметры |
закона |
Вейбулла; |
|
||||||||
|
|
|
|
x 2 = 2 l - f ; п = \+1щ1к\ |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Г («), |
Р(%2, |
2л) — т а б у л и р о в а н н ы е |
полная |
|
гамма - |
||||||||
|
|
|
|
функция |
и функция |
Пирсона, |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Д л я |
упрощения |
практических |
расчетов можно |
использовать |
||||||||||
графики функции ср(«гь k, Xi), приведенные на рис . 24 |
для |
наибо |
|||||||||||||
лее |
характерных |
пределов |
изменения |
параметров |
nil |
и k |
(nii |
= |
= 3-т-5 и /г = 0 , 8 - И , 2 ) .
На основании выражений (11.27) и (11.29) в принципе можно решать как прямую задачу (оценка усталостного ресурса конструк ции), так и обратную (выбор размеров связей при заданом уста лостном ресуре Ту/Гср). В частности, рассматривая вопросы нор мирования общей прочности корпусов, выражение (11.29) можно привести к виду
|
|
W |
|
-va- |
т.в |
|
|
(11.30) |
|
|
|
ahcPL2B |
|
|
~w~o7 |
|
|
|
|
где а,-—параметр |
закона Вейбулла для |
долговременного |
распре |
||||||
|
деления |
эффективных |
полувысот |
волн; |
|
|
|
||
^Ит р „ —• среднее |
значение изгибающего |
момента |
на |
тихой |
воде; |
||||
W— |
момент |
сопротивления корпуса |
судна. |
|
|
|
|||
Отсюда можно было бы перейти к определению |
требуемой вели |
||||||||
чины момента сопротивления |
корпуса |
в зависимости от парамет |
|||||||
ров спектра ar, k |
(т. е. от размерений судна |
и условий |
его эксплуа |
||||||
тации), |
достигнутого уровня |
качества |
|
оформления |
конструкции |
(характеризуемого коэффициентом концентрации напряжений а ) ,
момента |
на |
тихой |
воде, связанного |
с |
особенностями компоновки |
|||||
помещений |
на |
судне, |
нормируемого |
усталостного |
ресурса |
Ту/Тср |
||||
и характеристик |
материала |
корпуса |
(т. е. в е л и ч и н a M _ b v, |
m{). |
||||||
Однако в настоящее время исключена возможность |
использования |
|||||||||
формул |
типа |
(11.29) |
или (11.30) для |
абсолютной оценки долговеч |
||||||
ности корпусных |
конструкций |
и корпуса в целом, |
а т а к ж е |
для |
93