Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судна длиной 150 м

на

встречном волнении.

Р а з м е р ы всех

связей

корпуса

этого судна

приняты

в соответствии

с

П р а в и л а м и

Нор ­

вежского

Веритас. К а к

видно,

результирующие

напряжения

отли­

чаются от суммы максимальных значений

составляющих.

 

 

Амплитуды каждой из составляющих нагрузки могут соответ­

ствовать

разным

 

условиям

эксплуатации

(например,

 

наибольшие

изгибающие и скручивающие мо­

 

 

 

 

 

 

 

 

менты

возникают

при

различных

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовых углах по отношению к

 

 

 

 

 

 

 

 

основному

направлению

 

распрост­

 

 

 

 

 

 

 

 

ранения волн) . Поэтому следует на­

 

 

 

 

 

 

 

 

ходить

 

статистическое

распределе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ние суммарных воздействий от раз ­

 

 

 

 

 

 

 

 

личных нагрузок и интенсифициро­

 

 

 

 

 

 

 

 

вать

исследования

в этом направле ­

 

 

 

 

 

 

 

 

нии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполненный

анализ

суммарных

 

 

 

 

 

 

 

 

воздействий волновой и ударной со­

 

 

 

 

 

 

 

 

ставляющих

изгибающего

момента

 

 

 

 

 

 

 

 

и результаты мореходных испыта­

 

 

 

 

 

 

 

 

ний

дизель-электрохода

 

«Куйбы-

 

 

 

 

 

 

 

 

шевгэс»

 

[13],

[41],

[93]

 

показали,

Рис.

22.

Долгосрочные

распреде­

что

оценка

динамического

взаимо ­

ления

волновых

напряжений от

действия

судна с

 

волнами

при

рас­

общего

и местного изгиба в про­

чете

его

предельной

общей

проч­

 

дольных

связях днища.

0 v — суммарные

напряжения;

о а — н а ­

ности в ряде случаев может не про­

пряжения

от общего

изгиба;

о " м — м е ­

изводиться. В

то

ж е

время

динами ­

стные

напряжения

от

изгиба

днище­

ческие

факторы

д о л ж н ы

специаль­

вого

перекрытия;

q — интенсивность

местной

нагрузки;

Р — обеспеченность

но рассматриваться

при

решении

 

волновых напряжений;

вопросов

 

усталостной

и

местной

 

в опорных

сечениях

днище­

 

вого перекрытия:

 

в

пролетных

прочности,

а

т а к ж е

устойчивости

сечениях днищевого

перекрытия.

связей корпуса, особенно в носовой оконечности. Методика учета этих факторов исследована в ряде

теоретических

и экспериментальных

работ

[13],

[53],

[102].

В а ж н ы м частным случаем динамических

нагрузок,

возникаю­

щих на волнении, являются силы инерции,

величины

которых Qu

пропорциональны силам веса G:

 

 

 

 

 

 

Q» = \G,

 

 

 

 

(11.16)

где r)g — амплитуда вертикальных ускорений

в долях

от

ускорения

силы

тяжести .

 

 

 

 

 

Значения амплитуд ускорений удобно представлять в относи­

тельной (нормированной) форме, в

долях от их

среднего квадра ­

тичного отклонения, определяемого при некоторой заданной интен­ сивности волнения [13]. Р а с п о л а г а я данными о значениях инер-

85


ционных усилий в зависимости от их обеспеченности, можно решать

вопросы

предельной и усталостной прочности перекрытий

корпуса

и нормировать размеры их связей.

 

При

оценке предельной прочности конструкций с

помощью

вероятностных методов следует рассмотреть закономерность рас­ пределения экстремальных нагрузок, которые являются не фикси­

рованными, а новыми случайными величинами, зависящими

от

исходного

распределения

нагрузок.

Пусть

некоторая

величина

амплитуды

нагрузки

*

 

 

 

 

из условия

 

 

 

Q N принимается

 

 

 

 

 

P{Q>Q*N)=P{Q?N)

 

= UN,

 

 

(11.17)

г д е Р ( < 3 ) — д о л г о в р е м е н н ы й

закон

распределения

амплитуд

на­

 

грузки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N = tc/xc — общее число

амплитуд

нагрузки

за время

эксплуатации

 

конструкции

tc;

т с

— средний

(эффективный)

период

 

изменения

нагрузки,

зависящий

от среднего

периода

 

волнения,

параметров

амплитудно-частотной

характе ­

 

ристики, скорости хода и курсового угла [36], [47].

 

Тогда закон распределения экстремальных нагрузок

Л Л Ф ' л П

для области Q™a x

>

( ^ ( к о т о р а я

имеет

решающее

значение

при

оценке предельной

прочности)

будет иметь

простейший

вид [13]:

 

 

 

p m i Q N a x ) = N P { Q N a x ) '

 

 

 

( » - 1 8 )

что позволит перейти

к

нормированию

предельной прочности

раз­

личных конструкций, подвергающихся воздействию волновых на­

грузок.

<

 

 

 

Специфическим видом нагрузок являются вибрационные, значе­

ния амплитуд которых зависят от случайных причин. Одну

группу

составляют

вибрационные нагрузки,

вызываемые

плаванием

судна

на волнении. Д л я их определения в

полной мере

можно использо­

вать вышеизложенные вероятностные методы расчета внешних

усилий

с

учетом

нерегулярности

волнения

и

движения

корпуса

относительно взволнованной поверхности

,[13],

[41], [53]. К

другой

группе

относятся

вибрационные

нагрузки,

вызываемые

неточно­

стями

сборки и

монтажа

механизмов, их

 

статической или дина­

мической

неуравновешенностью

частности,

разношаговостыо

лопастей

гребных

винтов)

и т. п. Частоты и амплитуды этих нагру­

зок для конкретного построенного судна

могут рассматриваться

как детерминированные,

а их значения — определяться по

факти­

ческим

з а м е р а м .

 

 

 

 

 

 

 

 

Этим

далеко

не исчерпывается

круг

вопросов, возникающих

при анализе различных внешних нагрузок, действующих на кор­ пусные конструкции.

86


Приведенные выше данные и конкретные расчетные выражения пока еще не могут быть с достаточной уверенностью использованы при расчете абсолютных значений гарантий безотказности или других показателей. Вместе с тем у ж е сейчас статистические харак ­ теристики нагрузок целесообразно применять в сопоставительных

расчетах, тем более,

что

именно

сравнительные оценки

больше

всего пригодны для

целей

оптимизации

конструкций

на

основе

технико-экономических

показателей.

 

 

 

 

 

§

7. Расчетные

схемы оценки

надежности

 

 

 

 

и долговечности

конструкций

При нормировании

прочности

судовых конструкций

обычно

используют метод условных измерителей, применяя при этом наи­

более

простые схемы

расчета как д л я условного

анализа

эталон­

ных

конструкций, так

и проектирования новых.

Всякое

измене­

ние расчетной схемы или нагрузки связано с переходом к новым значениям допускаемых напряжений . Этим, в частности, молено объяснить факт относительно медленного внедрения в практику проектирования конструкций корпуса положений теории вероятно­

стей о внешних нагрузках и новых расчетных методов

определения

реакции

конструкций

на внешние воздействия с использованием

ЭВМ .

Прогрессу

в

области

расчетного

проектирования

препят­

ствует

т а к ж е количественная

и д а ж е

качественная

неопределен­

ность

критериев

прочности и надежности

судовых

конструкций,

которые

положены в

основу

Правил

классификационных

обществ

и норм проектирования. Полное использование современных дости­ жений в области строительной механики к о р а б л я возможно только при введении физически обоснованных критериев прочности и на­ дежности судовых конструкций, базирующихся на учете особен­ ностей эксплуатации, организации наблюдения и ремонта, а т а к ж е характеристик работоспособности сварных конструкций при пла­

стическом, усталостном и хрупком

видах

разрушения .

 

 

Д л я

анализа условий

возникновения

и

развития

различных

видов

повреждений (отказов) конструкций

 

корпуса

необходимо

рассмотреть напряженное состояние в связях и узлах

на

разных

стадиях деформирования

материала: упругой,

упругопластической

и пластической.

 

 

 

 

 

 

 

 

В упругой стадии суммарные н а п р я ж е н и я

в любом узле кор­

пуса являются линейной функцией

нагрузок

qi;

 

 

 

 

S ^ - S ^ , .

 

 

 

 

(11.19)

 

 

l

^

 

 

 

 

 

 

где сП[—конструктивный

коэффициент

(как

правило,

случайный),

определяемый методами

строительной

механики к о р а б л я

с учетом

87


мак р о концентр а ции напряжений . Статистические характеристики

величины

сП[

зависят

от

случайных

отклонений

размеров и

поло­

жения связей корпуса по отношению

к

их

номинальным • значе­

ниям,

от

неточностей

изготовления

и

сборки

 

конструкций

и от

других

факторов .

 

сП[

 

qt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Случайные

 

величины

и

можно

 

считать

независимыми.

Тогда

на

стационарном

режиме

нагружения

 

среднее

значение

и стандарт суммарных напряжений определятся

на

 

основании

известных

положений

теории

 

вероятностей

по

формулам

 

 

 

 

 

 

 

M ( v s < « > ) =

s °

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.20)

 

 

 

 

 

 

а

.. = or

сс<"),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

в — среднее значение напряжений

в узле

на тихой

воде, опре­

 

 

 

деляемое по обычным

правилам

строительной

механики

 

 

 

в зависимости

от

изгибающего

 

момента,

перерезываю­

 

 

 

щей силы и поперечной распределенной нагрузки

на ти­

 

 

 

хой

воде;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— значение стандарта

 

номинальных

напряжений

в узле на

 

 

 

стационарном

режиме

волнения;

 

 

 

 

 

 

 

 

а<">, а м

обобщенные

коэффициенты

концентрации

напряжений

 

 

 

в узле на тихой воде и на волнении соответственно [45]:

•Лп)

V

q./s°

) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.21)

 

 

 

 

 

j

\

-

 

 

-

/

 

i

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

Здесь

Кц — корреляционные

 

 

моменты

 

 

величии

 

 

 

 

 

 

(cnaqJas<)'

 

 

 

двойная

сумма

 

распростра­

 

 

 

 

 

 

няется

на

 

все

элементы

корреляционной

 

 

 

 

 

 

матрицы, содержащей корреляционные мо­

 

 

 

 

 

 

менты

и дисперсии;

 

 

 

 

 

 

 

 

qi и

oq[,

с„.

и 0С Л . — средние

значения

 

и

стандарты

соответ­

 

 

 

 

 

 

ственно

нагрузок

и

конструктивных

коэф­

 

 

 

 

 

 

фициентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулы (11.20) и

(11.21)

при достаточно

полных

и

обоснован­

ных исходных данных позволяют учесть практически всю инфор­

мацию о внешних

нагрузках

и напряженном состоянии

конст­

рукции.

 

 

 

Статистические характеристики qu <sqt, Кц в принципе

могут

быть определены

на основании

данных, приведенных в §

6. Д л я

88


н а х о ж д е н ия средних значений коэффициентов с„. можно использо­ вать все средства традиционных разделов строительной механики корабля . Стандарты ж е коэффициентов а С п . зависят от статистиче­ ского разброса возможных значений конструктивных параметров, поэтому необходимо накапливать соответствующую статистиче­ скую информацию . З а последнее время в этой области начали про­ водить исследования (например, [10]), но изменчивость коэффи­ циентов с п . обычно не учитывали, что, как видно из второй фор­ мулы (11.21), приводило к некоторой ошибке в опасную сторону.'

С учетом трехмерности волнения и предположения о постоян­ стве значений коэффициентов c„ . величина обобщенного коэффи­ циента концентрации сравнительно мало изменяется в широ­ ком диапазоне высот и периодов волн, курсовых углов, скорости судна и других параметров, определяющих внешние нагрузки. Поэтому для оценки в первом приближении совместного влияния нескольких нагрузок достаточно определить а ( п ) на одном стацио­

нарном режиме

волнения.

 

И н ф о р м а ц и я

о значениях а(в"> может быть сравнительно

просто

получена при н а д л е ж а щ е й организации измерений во время

натур­

ных испытаний. При расчетном ж е определении по формуле

(11.21)

нужны подробные сведения о

напряженном

состоянии

судовых

конструкций при различных внешних воздействиях

с учетом кон­

центрации напряжений . Д л я

этого могут

быть

использованы

теоретические исследования о распределении

напряжений

в различ­

ных конструктивных узлах корпуса с учетом их особенностей. Боль ­ шой прогресс в области проблемы внутренних сил достигнут в по­

следние годы в связи с разработкой и применением

новых

методов

расчета (метод

парциальных откликов [73], [97], методы

теории

упругости для

оценки эффектов взаимодействия

связей

корпуса

[19],

[29], [81] и

т. п.). Много новых результатов получено

благо­

д а р я

широкому

применению Э В М при практических расчетах.

Д л я точного определения реакций корпусных конструкций на внешние воздействия одним из самых перспективных является чис­ ленный расчет корпуса судна с помощью метода конечных элемен­ тов. В отличие от традиционного метода, при использовании кото­ рого корпус принимался за однородную пустотелую балку (что не позволяет учесть прерывистость связей и действительную картину взаимодействия большого числа пластин и элементов набора, обра­ зующих перекрытия и корпус в целом), этот метод основывается на замене реальной конструкции сеткой в виде ряда элементов конечных размеров с известными геометрическими и упругими характеристиками . Метод конечных элементов позволяет анализи­ ровать районы с повышенной концентрацией напряжений, тем