Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
судна длиной 150 м |
на |
встречном волнении. |
Р а з м е р ы всех |
связей |
|||
корпуса |
этого судна |
приняты |
в соответствии |
с |
П р а в и л а м и |
Нор |
|
вежского |
Веритас. К а к |
видно, |
результирующие |
напряжения |
отли |
чаются от суммы максимальных значений |
составляющих. |
|
|
|||||||||||||||||
Амплитуды каждой из составляющих нагрузки могут соответ |
||||||||||||||||||||
ствовать |
разным |
|
условиям |
эксплуатации |
(например, |
|
наибольшие |
|||||||||||||
изгибающие и скручивающие мо |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
менты |
возникают |
при |
различных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
курсовых углах по отношению к |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
основному |
направлению |
|
распрост |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ранения волн) . Поэтому следует на |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
ходить |
|
статистическое |
распределе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ние суммарных воздействий от раз |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
личных нагрузок и интенсифициро |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
вать |
исследования |
в этом направле |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
нии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполненный |
анализ |
суммарных |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
воздействий волновой и ударной со |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
ставляющих |
изгибающего |
момента |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
и результаты мореходных испыта |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
ний |
дизель-электрохода |
|
«Куйбы- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
шевгэс» |
|
[13], |
[41], |
[93] |
|
показали, |
Рис. |
22. |
Долгосрочные |
распреде |
||||||||||
что |
оценка |
динамического |
взаимо |
ления |
волновых |
напряжений от |
||||||||||||||
действия |
судна с |
|
волнами |
при |
рас |
общего |
и местного изгиба в про |
|||||||||||||
чете |
его |
предельной |
общей |
проч |
|
дольных |
связях днища. |
|||||||||||||
0 v — суммарные |
напряжения; |
о а — н а |
||||||||||||||||||
ности в ряде случаев может не про |
||||||||||||||||||||
пряжения |
от общего |
изгиба; |
о " м — м е |
|||||||||||||||||
изводиться. В |
то |
ж е |
время |
динами |
стные |
напряжения |
от |
изгиба |
днище |
|||||||||||
ческие |
факторы |
д о л ж н ы |
специаль |
вого |
перекрытия; |
q — интенсивность |
||||||||||||||
местной |
нагрузки; |
Р — обеспеченность |
||||||||||||||||||
но рассматриваться |
при |
решении |
||||||||||||||||||
|
волновых напряжений; |
|||||||||||||||||||
вопросов |
|
усталостной |
и |
местной |
|
в опорных |
сечениях |
днище |
||||||||||||
|
вого перекрытия: |
|
в |
пролетных |
||||||||||||||||
прочности, |
а |
т а к ж е |
устойчивости |
сечениях днищевого |
перекрытия. |
связей корпуса, особенно в носовой оконечности. Методика учета этих факторов исследована в ряде
теоретических |
и экспериментальных |
работ |
[13], |
[53], |
[102]. |
|
В а ж н ы м частным случаем динамических |
нагрузок, |
возникаю |
||||
щих на волнении, являются силы инерции, |
величины |
которых Qu |
||||
пропорциональны силам веса G: |
|
|
|
|
|
|
|
Q» = \G, |
|
|
|
|
(11.16) |
где r)g — амплитуда вертикальных ускорений |
в долях |
от |
ускорения |
|||
силы |
тяжести . |
|
|
|
|
|
Значения амплитуд ускорений удобно представлять в относи |
||||||
тельной (нормированной) форме, в |
долях от их |
среднего квадра |
тичного отклонения, определяемого при некоторой заданной интен сивности волнения [13]. Р а с п о л а г а я данными о значениях инер-
85
ционных усилий в зависимости от их обеспеченности, можно решать
вопросы |
предельной и усталостной прочности перекрытий |
корпуса |
и нормировать размеры их связей. |
|
|
При |
оценке предельной прочности конструкций с |
помощью |
вероятностных методов следует рассмотреть закономерность рас пределения экстремальных нагрузок, которые являются не фикси
рованными, а новыми случайными величинами, зависящими |
от |
|||||||||||||
исходного |
распределения |
нагрузок. |
Пусть |
некоторая |
величина |
|||||||||
амплитуды |
нагрузки |
* |
|
|
|
|
из условия |
|
|
|
||||
Q N принимается |
|
|
|
|||||||||||
|
|
P{Q>Q*N)=P{Q?N) |
|
= UN, |
|
|
(11.17) |
|||||||
г д е Р ( < 3 ) — д о л г о в р е м е н н ы й |
закон |
распределения |
амплитуд |
на |
||||||||||
|
грузки; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N = tc/xc — общее число |
амплитуд |
нагрузки |
за время |
эксплуатации |
||||||||||
|
конструкции |
tc; |
т с |
— средний |
(эффективный) |
период |
||||||||
|
изменения |
нагрузки, |
зависящий |
от среднего |
периода |
|||||||||
|
волнения, |
параметров |
амплитудно-частотной |
характе |
||||||||||
|
ристики, скорости хода и курсового угла [36], [47]. |
|
||||||||||||
Тогда закон распределения экстремальных нагрузок |
Л Л Ф ' л П |
|||||||||||||
для области Q™a x |
> |
( ^ ( к о т о р а я |
имеет |
решающее |
значение |
при |
||||||||
оценке предельной |
прочности) |
будет иметь |
простейший |
вид [13]: |
||||||||||
|
|
|
p m i Q N a x ) = N P { Q N a x ) ' |
|
|
|
( » - 1 8 ) |
|||||||
что позволит перейти |
к |
нормированию |
предельной прочности |
раз |
личных конструкций, подвергающихся воздействию волновых на
грузок. |
< |
|
|
|
Специфическим видом нагрузок являются вибрационные, значе |
||||
ния амплитуд которых зависят от случайных причин. Одну |
группу |
|||
составляют |
вибрационные нагрузки, |
вызываемые |
плаванием |
судна |
на волнении. Д л я их определения в |
полной мере |
можно использо |
вать вышеизложенные вероятностные методы расчета внешних
усилий |
с |
учетом |
нерегулярности |
волнения |
и |
движения |
корпуса |
|||
относительно взволнованной поверхности |
,[13], |
[41], [53]. К |
другой |
|||||||
группе |
относятся |
вибрационные |
нагрузки, |
вызываемые |
неточно |
|||||
стями |
сборки и |
монтажа |
механизмов, их |
|
статической или дина |
|||||
мической |
неуравновешенностью |
(в |
частности, |
разношаговостыо |
||||||
лопастей |
гребных |
винтов) |
и т. п. Частоты и амплитуды этих нагру |
|||||||
зок для конкретного построенного судна |
могут рассматриваться |
|||||||||
как детерминированные, |
а их значения — определяться по |
факти |
||||||||
ческим |
з а м е р а м . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этим |
далеко |
не исчерпывается |
круг |
вопросов, возникающих |
при анализе различных внешних нагрузок, действующих на кор пусные конструкции.
86
Приведенные выше данные и конкретные расчетные выражения пока еще не могут быть с достаточной уверенностью использованы при расчете абсолютных значений гарантий безотказности или других показателей. Вместе с тем у ж е сейчас статистические харак теристики нагрузок целесообразно применять в сопоставительных
расчетах, тем более, |
что |
именно |
сравнительные оценки |
больше |
|||
всего пригодны для |
целей |
оптимизации |
конструкций |
на |
основе |
||
технико-экономических |
показателей. |
|
|
|
|||
|
|
§ |
7. Расчетные |
схемы оценки |
надежности |
||
|
|
|
|
и долговечности |
конструкций |
||
При нормировании |
прочности |
судовых конструкций |
обычно |
используют метод условных измерителей, применяя при этом наи
более |
простые схемы |
расчета как д л я условного |
анализа |
эталон |
ных |
конструкций, так |
и проектирования новых. |
Всякое |
измене |
ние расчетной схемы или нагрузки связано с переходом к новым значениям допускаемых напряжений . Этим, в частности, молено объяснить факт относительно медленного внедрения в практику проектирования конструкций корпуса положений теории вероятно
стей о внешних нагрузках и новых расчетных методов |
определения |
||||||||
реакции |
конструкций |
на внешние воздействия с использованием |
|||||||
ЭВМ . |
Прогрессу |
в |
области |
расчетного |
проектирования |
препят |
|||
ствует |
т а к ж е количественная |
и д а ж е |
качественная |
неопределен |
|||||
ность |
критериев |
прочности и надежности |
судовых |
конструкций, |
|||||
которые |
положены в |
основу |
Правил |
классификационных |
обществ |
и норм проектирования. Полное использование современных дости жений в области строительной механики к о р а б л я возможно только при введении физически обоснованных критериев прочности и на дежности судовых конструкций, базирующихся на учете особен ностей эксплуатации, организации наблюдения и ремонта, а т а к ж е характеристик работоспособности сварных конструкций при пла
стическом, усталостном и хрупком |
видах |
разрушения . |
|
|
|||||
Д л я |
анализа условий |
возникновения |
и |
развития |
различных |
||||
видов |
повреждений (отказов) конструкций |
|
корпуса |
необходимо |
|||||
рассмотреть напряженное состояние в связях и узлах |
на |
разных |
|||||||
стадиях деформирования |
материала: упругой, |
упругопластической |
|||||||
и пластической. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В упругой стадии суммарные н а п р я ж е н и я |
в любом узле кор |
||||||||
пуса являются линейной функцией |
нагрузок |
qi; |
|
|
|||||
|
|
S ^ - S ^ , . |
|
|
|
|
(11.19) |
||
|
|
l |
^ |
|
|
|
|
|
|
где сП[—конструктивный |
коэффициент |
(как |
правило, |
случайный), |
|||||
определяемый методами |
строительной |
механики к о р а б л я |
с учетом |
87
мак р о концентр а ции напряжений . Статистические характеристики
величины |
сП[ |
зависят |
от |
случайных |
отклонений |
размеров и |
поло |
|||||||||||||||
жения связей корпуса по отношению |
к |
их |
номинальным • значе |
|||||||||||||||||||
ниям, |
от |
неточностей |
изготовления |
и |
сборки |
|
конструкций |
и от |
||||||||||||||
других |
факторов . |
|
сП[ |
|
qt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Случайные |
|
величины |
и |
можно |
|
считать |
независимыми. |
|||||||||||||||
Тогда |
на |
стационарном |
режиме |
нагружения |
|
среднее |
значение |
|||||||||||||||
и стандарт суммарных напряжений определятся |
на |
|
основании |
|||||||||||||||||||
известных |
положений |
теории |
|
вероятностей |
по |
формулам |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
M ( v s < « > ) = |
s ° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(11.20) |
||||
|
|
|
|
|
|
а |
.. = or |
сс<"), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
где |
в — среднее значение напряжений |
в узле |
на тихой |
воде, опре |
||||||||||||||||||
|
|
|
деляемое по обычным |
правилам |
строительной |
механики |
||||||||||||||||
|
|
|
в зависимости |
от |
изгибающего |
|
момента, |
перерезываю |
||||||||||||||
|
|
|
щей силы и поперечной распределенной нагрузки |
на ти |
||||||||||||||||||
|
|
|
хой |
воде; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— значение стандарта |
|
номинальных |
напряжений |
в узле на |
|||||||||||||||||
|
|
|
стационарном |
режиме |
волнения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
а<">, а м |
— обобщенные |
коэффициенты |
концентрации |
напряжений |
||||||||||||||||||
|
|
|
в узле на тихой воде и на волнении соответственно [45]: |
|||||||||||||||||||
•Лп) |
V |
|с |
q./s° |
) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(11.21) |
|
|
|
|
|
j |
\ |
- |
|
|
- |
/ |
|
i |
|
|
-о |
|
|
|
|
| |
|
|
|
Здесь |
Кц — корреляционные |
|
|
моменты |
|
|
величии |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
(cnaqJas<)' |
|
|
|
двойная |
сумма |
|
распростра |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
няется |
на |
|
все |
элементы |
корреляционной |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
матрицы, содержащей корреляционные мо |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
менты |
и дисперсии; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
qi и |
oq[, |
с„. |
и 0С Л . — средние |
значения |
|
и |
стандарты |
соответ |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ственно |
нагрузок |
и |
конструктивных |
коэф |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
фициентов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Формулы (11.20) и |
(11.21) |
при достаточно |
полных |
и |
обоснован |
ных исходных данных позволяют учесть практически всю инфор
мацию о внешних |
нагрузках |
и напряженном состоянии |
конст |
рукции. |
|
|
|
Статистические характеристики qu <sqt, Кц в принципе |
могут |
||
быть определены |
на основании |
данных, приведенных в § |
6. Д л я |
88
н а х о ж д е н ия средних значений коэффициентов с„. можно использо вать все средства традиционных разделов строительной механики корабля . Стандарты ж е коэффициентов а С п . зависят от статистиче ского разброса возможных значений конструктивных параметров, поэтому необходимо накапливать соответствующую статистиче скую информацию . З а последнее время в этой области начали про водить исследования (например, [10]), но изменчивость коэффи циентов с п . обычно не учитывали, что, как видно из второй фор мулы (11.21), приводило к некоторой ошибке в опасную сторону.'
С учетом трехмерности волнения и предположения о постоян стве значений коэффициентов c„ . величина обобщенного коэффи циента концентрации сравнительно мало изменяется в широ ком диапазоне высот и периодов волн, курсовых углов, скорости судна и других параметров, определяющих внешние нагрузки. Поэтому для оценки в первом приближении совместного влияния нескольких нагрузок достаточно определить а ( п ) на одном стацио
нарном режиме |
волнения. |
|
И н ф о р м а ц и я |
о значениях а(в"> может быть сравнительно |
просто |
получена при н а д л е ж а щ е й организации измерений во время |
натур |
|
ных испытаний. При расчетном ж е определении по формуле |
(11.21) |
нужны подробные сведения о |
напряженном |
состоянии |
судовых |
|
конструкций при различных внешних воздействиях |
с учетом кон |
|||
центрации напряжений . Д л я |
этого могут |
быть |
использованы |
|
теоретические исследования о распределении |
напряжений |
в различ |
ных конструктивных узлах корпуса с учетом их особенностей. Боль шой прогресс в области проблемы внутренних сил достигнут в по
следние годы в связи с разработкой и применением |
новых |
методов |
||
расчета (метод |
парциальных откликов [73], [97], методы |
теории |
||
упругости для |
оценки эффектов взаимодействия |
связей |
корпуса |
|
[19], |
[29], [81] и |
т. п.). Много новых результатов получено |
благо |
|
д а р я |
широкому |
применению Э В М при практических расчетах. |
Д л я точного определения реакций корпусных конструкций на внешние воздействия одним из самых перспективных является чис ленный расчет корпуса судна с помощью метода конечных элемен тов. В отличие от традиционного метода, при использовании кото рого корпус принимался за однородную пустотелую балку (что не позволяет учесть прерывистость связей и действительную картину взаимодействия большого числа пластин и элементов набора, обра зующих перекрытия и корпус в целом), этот метод основывается на замене реальной конструкции сеткой в виде ряда элементов конечных размеров с известными геометрическими и упругими характеристиками . Метод конечных элементов позволяет анализи ровать районы с повышенной концентрацией напряжений, тем