Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
прямого нормирования прочности по усталостному критерию. Это объясняется тем, что закономерности и параметры долговремен ного распределения нагрузок, коэффициенты концентрации напря жений и некоторые другие величины пока еще невозможно опре
делить с достаточной достоверностью и точностью, |
а |
такие |
|
вели |
|||||||||||
чины, |
как |
характеристики |
усталостных |
|
кривых |
материала |
и |
||||||||
конструкций |
ом_ , nil, |
No, вообще являются |
случайными. В итоге |
||||||||||||
|
|
Jt=l2 7<'=1,0 |
If=0,8 |
попытки |
теоретически |
|
оце- |
||||||||
|
|
нить |
усталостную |
долговеч |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ность корпусов судов при |
||||||||||
|
|
|
|
|
вели |
|
к |
значительному |
раз |
||||||
|
|
|
|
|
бросу |
результатов |
в |
рабо |
|||||||
|
|
|
|
|
тах |
различных |
исследовате |
||||||||
|
|
|
|
|
лей |
[13], [51], [59], [60]. Кроме |
|||||||||
|
|
|
|
|
того, видимо, более правиль |
||||||||||
|
|
|
|
|
но производить оценку уста |
||||||||||
|
|
|
|
|
лостного |
ресурса |
конструк |
||||||||
|
|
|
|
|
ций корпуса не по средним |
||||||||||
|
|
|
|
|
значениям, |
а |
с |
учетом |
|
его |
|||||
|
|
|
|
|
дисперсии, |
которая |
увеличи |
||||||||
|
|
|
|
|
вается |
с |
ростом |
числа |
цик |
||||||
|
|
|
|
|
лов нагружения, т. е. на ос |
||||||||||
|
|
|
|
|
новании нижних оценок дол |
||||||||||
|
|
|
|
|
говечности |
[15]. Поэтому |
до |
||||||||
|
|
|
|
|
уточнения |
|
статистических |
||||||||
|
|
|
|
|
характеристик |
исходных дан- |
|||||||||
Рис. 24. Относительная долговечность кон- |
НЫХ И самой |
методики |
|
она |
|||||||||||
|
струкцни корпуса. |
|
может |
|
быть |
использована |
|||||||||
при |
mi=3; |
|
при Ш|=4; |
|
только для |
сопоставительных |
|||||||||
|
|
при /гс, = 5. |
|
расчетов |
усталостной |
долго |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
вечности. С учетом этого |
||||||||||
ограничения |
расчеты |
могут |
выполняться |
при |
сравнительно |
|
боль |
ших изменениях размещений, назначения, условий и сроков экс плуатации судов.
Следует отметить, что усталостные трещины увеличивают дли тельность плановых ремонтов и вызывают необходимость произ водить внеплановые ремонты, что ведет к снижению экономической эффективности эксплуатации судов. Кроме того, усталостные тре щины ухудшают характеристики хрупкой прочности.
Наиболее опасным видом отказов судовых корпусных конструк ций является хрупкое разрушение растянутых связей, которое может возникнуть при неблагоприятном сочетании таких факторов, как низкая температура, ударный характер нагрузки, конструктив
но-технологические дефекты, |
низкая |
хладостойкость материала, |
высокий уровень нагрузок на |
тихой |
воде, а т а к ж е температурных |
94
и волновых нагрузок. Хрупкое разрушение является своеобразной формой потери устойчивости конструкции при растяжении и носит катастрофический характер из-за большой скорости распростра нения трещин и незначительности потребной для этого энергии. Сравнительно низкий уровень номинальных напряжений, достаточ ных для возникновения и распространения хрупких трещин при сочетании неблагоприятных обстоятельств, усугубляет опасность этих трещин.
Большое |
число |
хрупких |
повреждений |
на судах, построенных |
||
в С Ш А в 40-х |
годах, увеличение размеров |
и напряженности |
судов |
|||
требуют особого подхода к вопросам оценки и обеспечения |
хруп |
|||||
кой прочности |
их |
сварных |
конструкций, особенно при плавании |
|||
в высоких широтах и в сложных температурных условиях |
судов |
|||||
различных |
классов |
(рефрижераторы, суда |
промыслового |
флота, |
суда для перевозки сжиженных газов и т. п.). Вместе с тем про веденные исследования (в частности, [13]) и опыт классификацион ных обществ, учитывающих в той или иной мере критерий хрупкой прочности при нормировании размеров связей (например, Н о р в е ж ский Веритас [101]), показывают, что уровень напряженности кон струкций не является первостепенным фактором в обеспечении их хрупкой прочности. Более значительное влияние на хрупкую проч ность оказывают оформление узлов конструкций и качество мате риала корпуса. Поскольку рациональное конструктивно-технологи ческое выполнение прерывистых связей необходимо с целью повыше
ния усталостной |
долговечности корпуса, |
первоочередное внимание |
обращено на |
выбор материала для |
судовых конструкций. |
С ужесточением требований к материалам во всех странах случаи хрупких разрушений и повреждений судов стали крайне редкими. Имеющийся опыт, хотя и ограниченный, подтверждает, что при использовании сталей повышенной прочности, удовлетворяющих
требованиям |
современных нормативов, |
и |
учете только |
критерия |
|||
хрупкой прочности возможно повышение допускаемых |
напряжений |
||||||
прямо пропорционально пределу текучести |
материала . |
|
|
||||
Если отсутствуют условия для развития |
хрупких |
повреждений, |
|||||
рост деформаций |
в конструкции |
может |
происходить |
не только |
|||
в упругой, но |
и в |
пластической |
стадии. |
Некоторые |
повреждения |
корпусных конструкций свидетельствуют о развитии в них* значи тельных остаточных пластических деформаций или во всяком случае об охвате пластическим деформированием сравнительно больших зон материала корпуса (при постановке судна в док, швартовках в море на волнении, плавании во льдах, чрезмерной
-запрессовке цистерн и т. п.).
Дл я выполнения расчетов предельной пластической прочности разработан метод предельных нагрузок и состояний, подробно опи санный в [32], [37], [83], [94].
95
П р и к л а д н а я |
теория работы конструкций в упругопластической |
области основана на следующих допущениях: |
|
— вводится |
понятие об идеальном упругопластической мате |
риале, д л я которого зависимость между напряжениями и дефор мациями принимается в виде ломаной линии, состоящей из двух
отрезков, к а ж д ы й из |
которых отвечает |
одной из стадий работы |
материала — упругой |
или пластической |
(диаграмма П р а н д т л я ) ; |
—считается справедливой, как и при рассмотрении упругой стадии работы, гипотеза плоских сечений;
—предполагается, что при изгибе выполняются условия одно осного (для балок) или плоского (для пластин) напряженного состояния.
Элемент сеченй'я конструкции может быть приведен в предель
ное состояние, если действующие в нем |
напряжения |
удовлетво |
|||||
ряют условию пластичности |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
(11.31) |
где ст, т — нормальные и касательные |
напряжения |
в сечении; |
|||||
а т , т т |
— пределы текучести |
м а т е р и а л а |
соответственно при рас |
||||
|
тяжении и сдвиге, связанные между собой соотноше |
||||||
|
нием |
(по условию |
Мизеса) |
а т |
= Т т | / / ~ 3 . |
|
|
Существенные |
результаты |
в области |
расчета |
конструкций |
|||
и перекрытий судовых корпусов по методу предельных |
нагрузок |
||||||
получены Я- Ф. Ш а р о в ы м , Н. Ф. Ершовым, О. М. Палием, |
Г. С. Чуви- |
||||||
ковским, |
Г. О. Таубиным, И. Л . -Диковичем, Л . М. |
Беленьким |
|||||
и другими. В работе [46] приведены приближенные |
схемы оценки |
предельной прочности судовых перекрытий с учетом не только обычных шарниров вращения, обусловленных предельными нор мальными напряжениями, но и шарниров скольжения, вызываемых касательными напряжениями в опорных сечениях. Это позволило обобщить исследования и дать рекомендации по расчету несущей способности балок и перекрытий с учетом касательных напряже ний, вырезов в стенках балок, совместного влияния общего и мест ного изгиба и других особенностей.
Стро'го говоря, при рассмотрении предельной прочности кор пусных конструкций нельзя пренебрегать нелинейными факторами, особенно при суммировании квазистатических и ударных нагрузок. Главным образом это в а ж н о при оценке общей предельной проч
ности корпуса судна и связано с потерей |
устойчивости гибких |
||
связей корпуса и |
физической |
нелинейностью |
д и а г р а м м ы н а п р я ж е |
н и й — деформаций |
материала |
[13]. Применительно к судовым кор |
пусным конструкциям нелинейность системы, как правило, повы шает ее энергоемкость, уменьшает динамическую составляющую
96
н а п р я ж е н ий и увеличивает соответствующие перемещения |
или |
||||||
деформации . |
|
|
|
|
|
|
|
Учет нелинейности и явлений упрочения материала |
достаточно |
||||||
трудоемок и сложен. Поэтому |
он может |
быть |
выполнен |
|
лишь |
||
с использованием быстродействующих ЭВМ . |
В |
частности, |
|
полу |
|||
чены теоретические решения, |
пригодные |
для |
числового |
расчета |
|||
перекрытий с учетом деформации сдвига и упрочения |
материала |
||||||
[44]. Справедливость этих решений проверена |
экспериментально на |
||||||
крупных моделях судовых балок и перекрытий. |
|
|
|
|
|||
В перспективе с повышением надежности |
растянутых |
поясьев |
|||||
эквивалентного бруса крупных |
судов в отношении |
появления |
уста |
лостных и хрупких повреждений можно полагать, что критерий
предельной пластической |
прочности станет определяющим . |
В результате попыток |
учесть при расчете общей предельной |
прочности корпуса хотя бы отдельные нелинейные факторы, обус
ловленные |
потерей устойчивости связей |
(принимая во |
внимание |
т а к ж е их |
изгиб поперечной нагрузкой), |
были получены |
прибли |
женные формулы [105]. Однако использование их затруднено, т а к как еще не накоплены достаточно достоверные исходные данные, особенно необходимые для оценки влияния коррозионного износа на устойчивость пластин корпуса. Тем не менее предусмотрен учет нелинейных факторов при дальнейшей разработке и корректировке Правил Норвежского Веритас [101].
Изложенные выше материалы свидетельствуют о возможности построения различных критериев оценки надежности и долговеч
ности |
судовых |
конструкций. К а ж д ы й |
из |
таких |
критериев пред |
||
ставляет собой |
количественную |
оценку |
одного |
из |
типов возмож |
||
ных |
отказов конструкции, что, |
вместе |
с |
оценкой |
экономических |
последствий каждого типа отказа, позволяет наметить пути рацио нального проектирования конструкции на основе соответствующей расчетной схемы.
В первую очередь такой порядок расчета применим д л я сопо ставительного анализа надежности, долговечности и экономичности новых конструкций, работающих в специфических условиях или на
судах с особыми размерениями, назначением |
и архитектурным |
||||
типом. |
|
|
|
|
|
§ |
8. Выбор м а т е р и а л а для |
корпусных |
конструкций |
||
В расчетной |
схеме рассматриваются |
не |
только |
тип |
отказа |
и поведение конструкции при этом, но и соответствующее |
поведе |
ние материала, физико-химические характеристики которого во многом определяют как надежность, работоспособность и долго
вечность |
конструкций, так и нормирование их размеров . |
|
Н и ж е |
рассмотрены только вопросы выбора сталей |
д л я по |
стройки |
корпусов судов, хотя круг возникающих вопросов |
в прин- |
97
ципе характерен и |
для |
других |
судостроительных |
материалов |
|||
(с учетом их физико-химических |
характеристик и |
особенностей |
|||||
технологических |
процессов). |
|
|
|
|||
При |
выборе |
стали приходится |
руководствоваться не только |
||||
соображениями |
надежности и долговечности, но и |
требованиями |
|||||
технологического |
порядка, |
в |
частности, тем обстоятельством, что |
||||
в настоящее время |
сварка |
является практически |
единственным |
||||
способом |
соединения |
корпусных деталей и конструкций. |
Известно, что чем выше содержание углерода в стали, тем сильнее проявляется локализованная з а к а л к а , увеличивающая кон центрацию напряжений в зоне сварного шва [27], а следовательно, и вероятность возникновения в ней или в околошовной зоне внут ренних дефектов в виде трещин. При увеличении содержания мар ганца в стали повышаются предел прочности и ударная вязкость, •улучшается сопротивляемость хрупким разрушениям, но несколько возрастает размер зерен при термических воздействиях.
В связи с этим в П р а в и л а х Регистра С С С Р (издания 1970 г.) предельное содержание углерода в судостроительных сталях при
нято равным |
0,22—0,24%, а |
суммарное содержание |
углерода |
|
и марганца |
в углеродистых |
сталях должно |
отвечать |
условию |
С +1/6 М п = ^ 0 , 4 0 % . При увеличении содержания |
марганца |
в низко |
легированных марганцовистых сталях должно существенно умень шиться содержание углерода, что и имеет место в сталях типа 09Г2, 10Г2С1 и др.
Одной из важнейших технологических и конструкционных харак теристик стали является ее деформационная способность — пластич ность, которая измеряется относительным удлинением или суже нием, определяемым при стандартных испытаниях образцов на растяжение .
Удлинение слагается из равномерного, распределенного по всей
длине образца, и локального, сосредоточенного в районе |
образо |
|||||||||
вания шейки. П е р в а я составляющая определяет характер |
общего |
|||||||||
пластического |
деформирования |
материала |
в процессе изготовления |
|||||||
конструкции |
и ее |
эксплуатации |
(суммарные |
пластические |
дефор |
|||||
мации могут |
достигать 2—3%, |
а иногда |
и |
более |
[42], вторая — |
|||||
о т р а ж а е т способность стали |
к |
локальному |
пластическому |
дефор |
||||||
мированию |
при |
воздействии |
|
местных |
дефектов |
типа надрезов |
||||
и трещин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однако |
и |
относительное |
удлинение, |
и |
относительное |
суже |
||||
н и е — весьма |
условные и |
неоднозначные |
характеристики, |
завися |
||||||
щие от размеров |
образцов, |
направления проката и т. д. Наиболее |
совершенной характеристикой пластичности является технологи ческое испытание на загиб широкой пробы [25], [42], которое прак тически совпадает с производственными условиями обработки ме талла .
98