Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА III

Проектирование надежных

итехнологичных конструкций корпуса

Пр о е к т и р о в а н ие конструкций с оптимальными эксплуатацион ­ ными и экономическими показателями в значительной мере опи­ рается на инженерное искусство конструктора. Под этим пони­ мается учет качественно различных требований к эксплуатации судна, а т а к ж е особенностей его постройки и ремонта. Сопостави­ тельная оценка показателей производится интуитивно на базе субъ­ ективного опыта проектанта. В задачу ж е оптимального проектиро­ вания входит объективный поиск конструктивного решения, наилуч­ шим образом отвечающего всем поставленным требованиям, на

основе четкого анализа количественно измеряемых

закономер ­

ностей.

 

 

Одно из главных направлений технического прогресса в корпу-

состроении — сохранение и повышение надежности

корпусных кон­

струкций. Н а д е ж н о с т ь корпуса непосредственно связана

с техноло­

гией и организацией производства. В теоретических

исследованиях

прочности и работоспособности конструкций корпуса, как правило, рассматриваются идеализированные конструктивные схемы, в кото­

рых не

учитывается р я д

дополнительных

факторов,

связанных

с технологией

выполнения

работ,

особенностями производства на

разных

этапах

постройки

корпуса

(наличие

остаточных

сварочных

напряжений и деформаций, дефекты и неточности в конструкциях, возникающие в процессе технологических операций, случайный ха­ рактер технологических воздействий на элементы конструкций) . Вследствие этого при проектировании конструктор д о л ж е н учиты­

вать не

только требования П р а в и л классификационных

обществ,

которые,

как принято считать,

гарантируют надежность

корпусов,

но и технологию производства,

а т а к ж е особенности постройки и

ремонта.

 

 

 

§10. Влияние особенностей производства

итехнологии постройки и ремонта на надежность

идолговечность корпусов судов

Основные конструкционные материалы судовых корпусов, осо­ бенно судостроительная сталь, отличаются относительно слабой чувствительностью к различным локальным эффектам перенапря ­ жения, что объясняется главным образом развитием пластических

118


д е ф о р м а ц и й в той части материала, где н а п р я ж е н и я превышают предел текучести. В результате происходит перераспределение на­ пряжений, выравнивание и осреднение напряженного состояния. Если ж е локальные концентраторы напряжений находятся в зонах макроконцентрации напряжений, то при высоком уровне и цик­ лическом характере изменения во времени действующих здесь на­ пряжений эти концентраторы могут стать источником повреждений . Поэтому одним из основных способов повышения надежности яв ­ ляется создание конструкций, в которых районы наиболее вероят­

ного появления

микродефектов не

совпадают с

зонами

макрокон­

центрации напряжений .

 

 

 

 

 

Причины появления опасной концентрации напряжений можно

условно

разделить на

к о н с т р у к т и в н ы е ,

связанные

с

оформле ­

нием корпуса

(вырезы

в деталях,

соединения деталей

обшивки и

набора,

нарушение непрерывности

связей и

т. п.), и т е х н о л о г и ­

ч е с к и е ,

вызванные особенностями

выполнения

операций

изготов­

ления деталей,

сборки

и сварки узлов, секций и

корпуса

в целом.

Л ю б о й технологический процесс

изготовления

деталей

приводит

к местным изменениям структуры, химического состава, пластиче­ ских и прочностных характеристик материала в районе обработки (по линии газовой или механической резки, в зоне обработки дав ­ лением до получения требуемых остаточных деформаций — гибка, штамповка и т. д . ) . В результате возникает местная анизотропия материала, появляется дополнительная микроконцентрация напря­ жений и снижается усталостная прочность конструкции. Так, кромка ширстрека на судах — один из наиболее напряженных эле­ ментов корпуса. Ее контуровка осуществляется с помощью газовой резки, при которой кромка может получиться неровной и с дефек­

тами, особенно

при

ручной

резке. Эти

дефекты

очень

опасны

в

районе

выхода

на

кромку

стыкового

сварного

шва.

Поэтому

в

П р а в и л а х классификационных обществ

(в частности, в П р а в и л а х

Регистра

С С С Р )

предусмотрена зачистка и скругление

кромок

в поперечном направлении для устранения возможных локальных концентраторов напряжений .

Помимо изменения внутренней структуры и механических ха­ рактеристик материала деталей при их изготовлении сами готовые

детали по

р а з м е р а м и

конфигурации несколько отличаются

от но­

минальных, заданных в проекте. Все неточности делятся на

общие

(габаритные размеры,

профиль гнутой или штампованной

детали)

и местные

(отклонение

от теоретических размеров и формы в от­

дельных точках, в том числе дефекты кромок по длине и сечению

детали, что особенно существенно в случае обработки

кромок под

с в а р к у ) .

 

 

Отклонения

размеров и конфигурации деталей от номиналь­

ных, а т а к ж е

дефекты кромок приводят при сборке

конструкции

119


к неточностям взаимного пространственного расположения деталей,

узлов и секций. Помимо этого появляются

еще и неточности

при

выполнении сборочных операций

(разметке,

установке,

прижатии,

фиксации деталей, производстве

различных

замеров и

д р . ) . В

ре­

зультате полученных отклонений от номинальных размеров и кон­ фигурации конструктивных узлов возникает концентрация напря­ жений, нередко довольно значительная, которая приводит к замет­

ному

снижению предельной и усталостной прочности конструкций

(см.

§ 3 ) .

Внедрение сварки явилось качественным скачком в судовом корпусостроении и внесло коренные изменения в технологию по­

стройки

судов. Оно позволило резко

сократить трудоемкость работ,

особенно

т я ж е л ы х ручных, и существенно ускорило

сроки по­

стройки

судов. Однако необходимо

учитывать, что

применение

сварки приводит к определенным дефектам конструкций в целом, сварных соединений и собственно сварных швов, которые могут вызвать концентрацию напряжений и снизить работоспособность конструкции. Характер особенностей и дефектов, причины их воз­

никновения и способы выявления

по данным работы

[9] приведены

в табл . 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение

усталостной

долговечности

образцов

основного

ме­

т а л л а и сварных

образцов,

выполненных из углеродистых и низко­

легированных

сталей, показывает,

что

предел усталости сварных

образцов при

одинаковом

числе циклов

нагружения

 

уменьшается

примерно на 20% за счет

структурной

и

механической

неоднород­

ности материала

в районе

шва и

зоны

термического

влияния

[8].

В случае появления более существенных дефектов в виде пор, не-

проваров, трещин в металле

шва снижение

усталостной прочности

сварных швов может быть еще значительнее

(на

50—60% и более

[13], [96]). Экспериментально

установлено т а к ж е ,

что усталостная

прочность сварных образцов при высоком качестве сварки и прак­

тически

полном отсутствии дефектов шва уменьшается на 30—

40% по

сравнению с усталостной прочностью

образцов основного

металла

за счет геометрической концентрации

напряжений в зоне

усиления стыковых сварных швов [8]. Однако, учитывая возмож ­ ные дефекты швов, усиления играют положительную роль, с н и ж а я средние напряжения и вероятность усталостных повреждений непо­ средственно по сечению шва. Поэтому в подавляющем большинстве

случаев зачистка поверхностей

стыковых

швов

нецелесообразна,

тем

более, что т а к а я

операция

трудоемка

и выполняется в основ­

ном

пневматическим

инструментом, применять

который

в - целях

улучшения условий труда следует лишь

в исключительных

слу­

чаях.

 

 

 

 

 

 

Неточности и дефекты изготовления, сборки и сварки

конструк­

ций

далеко не всегда

являются

признаком

брака . Часто

они

нахо-

120



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

 

 

 

Особенности

и дефекты сварных

соединений

 

 

 

 

Х а р а к т е р особенностей

Причины

возникновения

Способы

выявления

 

и дефектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сварные

конструкции

 

 

 

 

 

 

Остаточные

сварочные

Неравномерность тер­

Внешний

 

осмотр

напряжения

и деформа­

мического

воздействия

с применением

изме­

ции

 

 

 

 

процесса

сварки

на

рительного

 

инстру­

 

 

 

 

 

разные элементы и ча­

мента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти конструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сварные

соединения

 

 

 

 

 

 

Различия

в

структуре,

Неравномерность тер­

Металлографические

химическом

составе

и ме­

мического

воздействия

исследования;

испыта­

ханических

 

характери­

в зоне сварки

 

ния

на

растяжение,

стиках

основного

метал­

 

 

 

изгиб,

ударную

вяз­

ла, металла шва и около­

 

 

 

кость,

 

усталостную

шовной

зоны

 

 

 

 

 

прочность

и

т.

д.;

 

 

 

 

 

 

 

 

коррозионные

испыта­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния;

определение

хи­

 

 

 

 

 

 

 

 

мического

состава

Неравномерность

физи­

Случайные изменения

 

 

То

же

 

 

ко-механических п хими­

параметров

процесса

 

 

 

 

 

 

ческих

 

характеристик

сварки

 

 

 

 

 

 

 

 

соединения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неравномерность

гео­

То

же

 

метрических

параметров

 

 

 

соединения

(переменность

 

 

 

усиления,

ширины

и ка­

 

 

 

тета шва

по

длине)

 

 

 

 

Внешние

дефекты

сое­

Ошибки

при

выборе

динений

(наплывы,

под­

режима сварки, смеще­

резы, прожоги)

 

ние электрода

или про­

 

 

 

 

волоки

 

 

 

 

 

 

Сварные

швы

Внешний осмотр с применением изме­ рительного инстру­ мента

То же

Дефекты

структуры

Ошибки

при

выборе

Внешний

 

осмотр,

шва

(неметаллические

режима

сварки;

нали­

просвечивание,

уль­

шлаковые включения,

га­

чие

загрязнений кро­

тразвуковая дефекто­

зовые

поры,

трещины

и

мок; влажность кромок,

скопия,

металлогра­

прочие нарушения сплош­

электродов,

 

флюса;

фические

исследова­

ности

и

однородности

неправильный

выбор

ния

 

 

шва)

 

 

 

сварочных

материалов

 

 

 

Дефекты геометрии шва

Ошибки

при

выборе

Внешний

 

осмотр,

(отклонение

катета шва

режима

сварки,

пре­

металлографические

от проектного, концевые

рывистость

процесса

исследования

 

кратеры и непровары)

 

(сварка прерывистых и

 

 

 

 

 

 

 

точечных

швов,

смена

 

 

 

 

 

 

 

электродов,

выполне­

 

 

 

 

 

 

 

ние

замеров и т.

п.)

 

 

 

121