Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ГЛАВА III
Проектирование надежных
итехнологичных конструкций корпуса
Пр о е к т и р о в а н ие конструкций с оптимальными эксплуатацион ными и экономическими показателями в значительной мере опи рается на инженерное искусство конструктора. Под этим пони мается учет качественно различных требований к эксплуатации судна, а т а к ж е особенностей его постройки и ремонта. Сопостави тельная оценка показателей производится интуитивно на базе субъ ективного опыта проектанта. В задачу ж е оптимального проектиро вания входит объективный поиск конструктивного решения, наилуч шим образом отвечающего всем поставленным требованиям, на
основе четкого анализа количественно измеряемых |
закономер |
|
ностей. |
|
|
Одно из главных направлений технического прогресса в корпу- |
||
состроении — сохранение и повышение надежности |
корпусных кон |
|
струкций. Н а д е ж н о с т ь корпуса непосредственно связана |
с техноло |
|
гией и организацией производства. В теоретических |
исследованиях |
прочности и работоспособности конструкций корпуса, как правило, рассматриваются идеализированные конструктивные схемы, в кото
рых не |
учитывается р я д |
дополнительных |
факторов, |
связанных |
||
с технологией |
выполнения |
работ, |
особенностями производства на |
|||
разных |
этапах |
постройки |
корпуса |
(наличие |
остаточных |
сварочных |
напряжений и деформаций, дефекты и неточности в конструкциях, возникающие в процессе технологических операций, случайный ха рактер технологических воздействий на элементы конструкций) . Вследствие этого при проектировании конструктор д о л ж е н учиты
вать не |
только требования П р а в и л классификационных |
обществ, |
|
которые, |
как принято считать, |
гарантируют надежность |
корпусов, |
но и технологию производства, |
а т а к ж е особенности постройки и |
||
ремонта. |
|
|
|
§10. Влияние особенностей производства
итехнологии постройки и ремонта на надежность
идолговечность корпусов судов
Основные конструкционные материалы судовых корпусов, осо бенно судостроительная сталь, отличаются относительно слабой чувствительностью к различным локальным эффектам перенапря жения, что объясняется главным образом развитием пластических
118
д е ф о р м а ц и й в той части материала, где н а п р я ж е н и я превышают предел текучести. В результате происходит перераспределение на пряжений, выравнивание и осреднение напряженного состояния. Если ж е локальные концентраторы напряжений находятся в зонах макроконцентрации напряжений, то при высоком уровне и цик лическом характере изменения во времени действующих здесь на пряжений эти концентраторы могут стать источником повреждений . Поэтому одним из основных способов повышения надежности яв ляется создание конструкций, в которых районы наиболее вероят
ного появления |
микродефектов не |
совпадают с |
зонами |
макрокон |
||||
центрации напряжений . |
|
|
|
|
|
|||
Причины появления опасной концентрации напряжений можно |
||||||||
условно |
разделить на |
к о н с т р у к т и в н ы е , |
связанные |
с |
оформле |
|||
нием корпуса |
(вырезы |
в деталях, |
соединения деталей |
обшивки и |
||||
набора, |
нарушение непрерывности |
связей и |
т. п.), и т е х н о л о г и |
|||||
ч е с к и е , |
вызванные особенностями |
выполнения |
операций |
изготов |
||||
ления деталей, |
сборки |
и сварки узлов, секций и |
корпуса |
в целом. |
||||
Л ю б о й технологический процесс |
изготовления |
деталей |
приводит |
к местным изменениям структуры, химического состава, пластиче ских и прочностных характеристик материала в районе обработки (по линии газовой или механической резки, в зоне обработки дав лением до получения требуемых остаточных деформаций — гибка, штамповка и т. д . ) . В результате возникает местная анизотропия материала, появляется дополнительная микроконцентрация напря жений и снижается усталостная прочность конструкции. Так, кромка ширстрека на судах — один из наиболее напряженных эле ментов корпуса. Ее контуровка осуществляется с помощью газовой резки, при которой кромка может получиться неровной и с дефек
тами, особенно |
при |
ручной |
резке. Эти |
дефекты |
очень |
опасны |
||
в |
районе |
выхода |
на |
кромку |
стыкового |
сварного |
шва. |
Поэтому |
в |
П р а в и л а х классификационных обществ |
(в частности, в П р а в и л а х |
||||||
Регистра |
С С С Р ) |
предусмотрена зачистка и скругление |
кромок |
в поперечном направлении для устранения возможных локальных концентраторов напряжений .
Помимо изменения внутренней структуры и механических ха рактеристик материала деталей при их изготовлении сами готовые
детали по |
р а з м е р а м и |
конфигурации несколько отличаются |
от но |
минальных, заданных в проекте. Все неточности делятся на |
общие |
||
(габаритные размеры, |
профиль гнутой или штампованной |
детали) |
|
и местные |
(отклонение |
от теоретических размеров и формы в от |
дельных точках, в том числе дефекты кромок по длине и сечению
детали, что особенно существенно в случае обработки |
кромок под |
|
с в а р к у ) . |
|
|
Отклонения |
размеров и конфигурации деталей от номиналь |
|
ных, а т а к ж е |
дефекты кромок приводят при сборке |
конструкции |
119
к неточностям взаимного пространственного расположения деталей,
узлов и секций. Помимо этого появляются |
еще и неточности |
при |
||
выполнении сборочных операций |
(разметке, |
установке, |
прижатии, |
|
фиксации деталей, производстве |
различных |
замеров и |
д р . ) . В |
ре |
зультате полученных отклонений от номинальных размеров и кон фигурации конструктивных узлов возникает концентрация напря жений, нередко довольно значительная, которая приводит к замет
ному |
снижению предельной и усталостной прочности конструкций |
(см. |
§ 3 ) . |
Внедрение сварки явилось качественным скачком в судовом корпусостроении и внесло коренные изменения в технологию по
стройки |
судов. Оно позволило резко |
сократить трудоемкость работ, |
|
особенно |
т я ж е л ы х ручных, и существенно ускорило |
сроки по |
|
стройки |
судов. Однако необходимо |
учитывать, что |
применение |
сварки приводит к определенным дефектам конструкций в целом, сварных соединений и собственно сварных швов, которые могут вызвать концентрацию напряжений и снизить работоспособность конструкции. Характер особенностей и дефектов, причины их воз
никновения и способы выявления |
по данным работы |
[9] приведены |
|||||||
в табл . 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнение |
усталостной |
долговечности |
образцов |
основного |
ме |
||||
т а л л а и сварных |
образцов, |
выполненных из углеродистых и низко |
|||||||
легированных |
сталей, показывает, |
что |
предел усталости сварных |
||||||
образцов при |
одинаковом |
числе циклов |
нагружения |
|
уменьшается |
||||
примерно на 20% за счет |
структурной |
и |
механической |
неоднород |
|||||
ности материала |
в районе |
шва и |
зоны |
термического |
влияния |
[8]. |
В случае появления более существенных дефектов в виде пор, не-
проваров, трещин в металле |
шва снижение |
усталостной прочности |
|
сварных швов может быть еще значительнее |
(на |
50—60% и более |
|
[13], [96]). Экспериментально |
установлено т а к ж е , |
что усталостная |
прочность сварных образцов при высоком качестве сварки и прак
тически |
полном отсутствии дефектов шва уменьшается на 30— |
|
40% по |
сравнению с усталостной прочностью |
образцов основного |
металла |
за счет геометрической концентрации |
напряжений в зоне |
усиления стыковых сварных швов [8]. Однако, учитывая возмож ные дефекты швов, усиления играют положительную роль, с н и ж а я средние напряжения и вероятность усталостных повреждений непо средственно по сечению шва. Поэтому в подавляющем большинстве
случаев зачистка поверхностей |
стыковых |
швов |
нецелесообразна, |
||||
тем |
более, что т а к а я |
операция |
трудоемка |
и выполняется в основ |
|||
ном |
пневматическим |
инструментом, применять |
который |
в - целях |
|||
улучшения условий труда следует лишь |
в исключительных |
слу |
|||||
чаях. |
|
|
|
|
|
|
|
Неточности и дефекты изготовления, сборки и сварки |
конструк |
||||||
ций |
далеко не всегда |
являются |
признаком |
брака . Часто |
они |
нахо- |
120
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 |
||
|
|
|
Особенности |
и дефекты сварных |
соединений |
|
|
|
|
||||
Х а р а к т е р особенностей |
Причины |
возникновения |
Способы |
выявления |
|||||||||
|
и дефектов |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Сварные |
конструкции |
|
|
|
|
|
|
|
Остаточные |
сварочные |
Неравномерность тер |
Внешний |
|
осмотр |
||||||||
напряжения |
и деформа |
мического |
воздействия |
с применением |
изме |
||||||||
ции |
|
|
|
|
процесса |
сварки |
на |
рительного |
|
инстру |
|||
|
|
|
|
|
разные элементы и ча |
мента |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
сти конструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сварные |
соединения |
|
|
|
|
|
|
|
Различия |
в |
структуре, |
Неравномерность тер |
Металлографические |
|||||||||
химическом |
составе |
и ме |
мического |
воздействия |
исследования; |
испыта |
|||||||
ханических |
|
характери |
в зоне сварки |
|
ния |
на |
растяжение, |
||||||
стиках |
основного |
метал |
|
|
|
изгиб, |
ударную |
вяз |
|||||
ла, металла шва и около |
|
|
|
кость, |
|
усталостную |
|||||||
шовной |
зоны |
|
|
|
|
|
прочность |
и |
т. |
д.; |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
коррозионные |
испыта |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ния; |
определение |
хи |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
мического |
состава |
||||
Неравномерность |
физи |
Случайные изменения |
|
|
То |
же |
|
|
|||||
ко-механических п хими |
параметров |
процесса |
|
|
|
|
|
|
|||||
ческих |
|
характеристик |
сварки |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
соединения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неравномерность |
гео |
То |
же |
|
||
метрических |
параметров |
|
|
|
||
соединения |
(переменность |
|
|
|
||
усиления, |
ширины |
и ка |
|
|
|
|
тета шва |
по |
длине) |
|
|
|
|
Внешние |
дефекты |
сое |
Ошибки |
при |
выборе |
|
динений |
(наплывы, |
под |
режима сварки, смеще |
|||
резы, прожоги) |
|
ние электрода |
или про |
|||
|
|
|
|
волоки |
|
|
|
|
|
|
Сварные |
швы |
Внешний осмотр с применением изме рительного инстру мента
То же
Дефекты |
структуры |
Ошибки |
при |
выборе |
Внешний |
|
осмотр, |
||||
шва |
(неметаллические |
режима |
сварки; |
нали |
просвечивание, |
уль |
|||||
шлаковые включения, |
га |
чие |
загрязнений кро |
тразвуковая дефекто |
|||||||
зовые |
поры, |
трещины |
и |
мок; влажность кромок, |
скопия, |
металлогра |
|||||
прочие нарушения сплош |
электродов, |
|
флюса; |
фические |
исследова |
||||||
ности |
и |
однородности |
неправильный |
выбор |
ния |
|
|
||||
шва) |
|
|
|
сварочных |
материалов |
|
|
|
|||
Дефекты геометрии шва |
Ошибки |
при |
выборе |
Внешний |
|
осмотр, |
|||||
(отклонение |
катета шва |
режима |
сварки, |
пре |
металлографические |
||||||
от проектного, концевые |
рывистость |
процесса |
исследования |
|
|||||||
кратеры и непровары) |
|
(сварка прерывистых и |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
точечных |
швов, |
смена |
|
|
|
||
|
|
|
|
электродов, |
выполне |
|
|
|
|||
|
|
|
|
ние |
замеров и т. |
п.) |
|
|
|
121