Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
дятся в допустимых пределах точности и качества выполнения тех нологических операций. Вместе с тем сочетание высокого уровня нагруженное™, особенностей конструктивного оформления, неточ
ностей и |
дефектов |
технологического процесса может |
привести |
к резкому |
снижению |
работоспособности конструкции и |
д а ж е к ее |
разрушению, хотя сосредоточение всех этих факторов в одной зоне мало вероятно.
Различные причины снижения конструктивной надежности кор пуса судна и соответствующие мероприятия по уменьшению техно логической концентрации напряжений можно объединить в три группы:
1)выполнение технологических операций;
2)заданные изменения р е ж и м а технологической операции;
3)случайные отклонения параметров технологических процес сов от номинальных величин.
Сократить или ликвидировать дефекты, вызванные первой груп пой причин, можно в результате уменьшения количества техноло гических операций (улучшения раскроя материала, использования специальных прогрессивных профилей проката, крупногабаритных листов, панелей), а т а к ж е , главным образом, в результате соответ ствующего выбора номенклатуры, последовательности и режимов операций, входящих в технологический процесс. При этом могут потребоваться дополнительные операции для полной или частичной ликвидации дефектов, возникших в процессе предшествующих опе раций (например, зачистка или механическая обработка кромок
после газовой резки и сварки), специальные |
конструкции и ос |
настка для ведения процесса в оптимальных |
условиях (например, |
выбор наиболее целесообразной подготовки кромок под сварку, применение кондукторов и поворотных постелей для сварки в ниж нем положении) . Изменение геометрических, механических харак
теристик и химического |
состава |
сварных |
соединений в процессе |
|||||
выполнения |
технологических операций |
достигается |
соответствую |
|||||
щим подбором скорости сварки, токового |
режима, сварочных |
мате |
||||||
р и а л о в — электродов, |
проволоки, |
флюсов, |
защитных |
газов |
[8]. |
|||
Большое |
влияние |
на |
итоговые показатели работоспособности |
конструкции оказывает не только средний номинальный режим опе рации, но и степень его прерывистости.
Любой технологический процесс изготовления корпусной кон струкции представляет совокупность технологических операций н а д определенным объемом материала, повторяющуюся в направлении некоторой, в общем случае криволинейной, оси (например, газовая резка вдоль кромки, сварка по линии соединения двух деталей, по следовательное причерчиваиие и поджатие соединяемых кромок,, гибка листового или профильного проката на вальцах, получение гофрированных листов штамповкой с передвижкой штампа по.
122
д л и не либо последовательной гибкой граней) . К а ж д ы й перерыв в осуществлении комплекса технологических операций создает не-
стациоиарность |
р е ж и м а . |
М о ж н о |
выделить |
два |
типа нестационар |
||||
ности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Быстрое |
изменение |
параметров р е ж и м а в |
начале |
и в |
конце |
|||
процесса, т. е. переходный |
режим |
до начала (или |
после |
окончания) |
|||||
процесса со стабильными |
п а р а м е т р а м и . |
|
|
|
|
||||
2. |
Перерывы в выполнении |
|
технологических |
операций |
в пре |
||||
д е л а х |
одного |
процесса; |
эти |
перерывы |
сопровождаются |
т а к ж е |
|||
наличием переходных режимов |
в |
начале и |
в конце к а ж д о г о |
повто |
ряющегося звена процесса (например, замена электродов при руч ной сварке, применение прерывистых швов, штамповка с последо
вательной передвижкой штампа по длине заготовки) . |
|
Вследствие нестационарности р е ж и м а технологической |
опера |
ции значительно снижается работоспособность конструкции |
в за |
висимости от вызванной геометрической или технологической (свя занной с изменением структуры и химического состава материала) концентрации напряжений .
Устранить эти причины уменьшения работоспособности и на дежности конструкций можно, если ликвидировать многозвенность процесса, т. е. перейти к непрерывному процессу либо к одноразо вой группе операций, которые полностью охватывают всю деталь
(узел, секцию) . Кроме того, переходная |
часть процесса |
д о л ж н а |
||||
осуществляться вне обрабатываемой части материала |
(применение |
|||||
выводных планок для сварных швов, з а ж и г а н и е |
и гашение пла |
|||||
мени газовой резки вне о б р а б а т ы в а е м ы х |
кромок, |
обварка |
торцов |
|||
деталей без перерыва в горении дуги и т. п.). |
|
|
|
|
||
При |
изготовлении, сборке и сварке |
конструкций |
неизбежны |
|||
т а к ж е |
некоторые случайные отклонения |
от номинальных |
парамет |
|||
ров процесса. Так, при ручной газовой резке случайные |
изменения |
|||||
давления газа, колебания расстояния м е ж д у наконечником |
горелки |
и поверхностью металла, изменения угла наклона резака вдоль и поперек линии реза, переменность структуры металла вдоль линии реза и другие отклонения влияют на ширину реза и качество кромки . П р и гибке неплотность прилегания листа к матрице и пу
ансону, |
его бухтиноватость |
приводят |
к |
неравномерному |
давлению |
на заготовку, а различия в |
толщине |
и |
механических |
характери |
|
стиках |
металла в ы з ы в а ю т |
неодинаковое упругое разгружение; |
в результате фактическая конфигурация детали отличается от тео ретической, причем в разных точках это отличие будет неодинако вым по величине.
Отклонения параметров технологического процесса от номи нального в любую сторону обычно снижают работоспособность и надежность конструкций, поскольку, к а к правило, нарушается од нородность геометрических, механических, химических или струк-
123
турных характеристик металла и увеличивается уровень напряжен ности в отдельных зонах конструкции. С ростом номинального уровня напряженности в связях корпуса (в крайних связях эквива лентного бруса, в зонах макроконцентрацни напряжений, в районах воздействия интенсивных ударных и вибрационных нагрузок, при использовании сталей повышенной прочности) д о л ж н ы возрастать требования к качеству изготовления конструкций, т. е. к точности выполнения технологических процессов, допустимым отклонениям от заданных размеров и конфигурации конструкций и т. п. Особую опасность представляют дефекты сварных швов, что обусловли вает необходимость их повышенного контроля в наиболее напря женных местах конструкций.
П р а в и л а Регистра С С С Р лишь частично учитывают уровень на пряженности конструкций, регламентируя объем контроля сварных швов п качество их исполнения вне зависимости от механических
характеристик |
применяемого |
основного |
металла |
конструкций (во |
|
внимание принимается только |
тип |
конструкции, |
ее расположение |
||
в корпусе и наличие макроконцентраторов |
н а п р я ж е н и й ) . |
||||
Полностью |
исключить различные |
и многочисленные случайные |
отклонения параметров технологических процессов и дефекты кон
струкций |
невозможно . Д л я |
уменьшения |
степени |
их |
влияния |
на ра |
|||||||
ботоспособность |
конструкций |
необходимо |
постоянно |
контролиро |
|||||||||
вать и регулировать параметры |
процесса. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В той или иной степени контроль и регулирование |
осуществля |
||||||||||||
ются при любых технологических операциях. Однако |
д о с т и ж и м а я |
||||||||||||
степень точности и, значит, гарантируемые показатели |
работоспо |
||||||||||||
собности конструкций для разных процессов |
неодинаковы. |
|
|||||||||||
При ручных операциях параметры процесса регулируются на |
|||||||||||||
основе визуальных наблюдений, и точность регулирования |
зависит |
||||||||||||
от опыта |
рабочего. Д л я проведения |
инструментального |
контроля |
||||||||||
приходится прерывать технологическую |
операцию, |
что |
приводит |
||||||||||
к определенным |
дефектам . |
Кроме |
того, |
такой |
контроль |
может |
|||||||
лишь фиксировать полученные результаты, и в случае |
обнаружения |
||||||||||||
недопустимых |
отклонений — устанавливать |
объем |
|
необходимых |
переделок. Вероятность брака увеличивается еще в большей сте пени, если контроль производится только после завершения про цесса.
Следовательно, для обеспечения заданных показателей работо способности конструкций желательно вести непрерывный поопера ционный контроль и автоматически регулировать параметры про цесса, т. е. внедрять механизацию технологических, процессов. Это позволяет т а к ж е в значительной степени исключить перерывы в опе рациях, а следовательно, повышает экономическую эффективность процесса и уменьшает возможность появления технологических де фектов.
124
При механизированных процессах можно регулировать л ю б ы е параметры с произвольной заранее заданной точностью, гаранти рующей получение необходимых характеристик конструкций (в том1 числе и ее работоспособность). Вместе с тем повышение требова ний к количеству контролируемых параметров и точности их регу лирования, как правило, приводит к резкому увеличению капиталь
ных и |
эксплуатационных з а т р а т |
на использование средств механи |
||
зации, |
а т а к ж е во |
многом определяет |
их конструктивный тип, |
|
Поэтому повышение |
требований |
к качеству |
и точности технологиче |
ских операций должно находиться в разумных технически и эконо мически оправданных пределах. В частности, для обоснования при нимаемых характеристик контроля и регулирования необходимо использовать результаты размерно-технологического анализа вели
чин систематических |
и случайных отклонении параметров процесса |
с учетом их влияния |
на работоспособность конструкций. |
Снижение уровня концентрации напряжений только технологи ческими средствами далеко не всегда экономически оправдано и
технически |
целесообразно. Так, |
по данным работы |
[8] предел |
уста |
|
лости стыковых сварных соединений, выполненных |
с помощью ав |
||||
томата двусторонним |
швом без |
скоса кромок, составляет 65—85% |
|||
от предела |
усталости |
гладкого |
образца при симметричном ц и к л е |
||
нагружения |
(в зависимости от |
высоты и ширины |
усиления |
ш в а ) . |
Н а л о ж е н и е галтельных швов в районе усиления уменьшает эффек тивный коэффициент концентрации напряжений настолько, что
усталостная |
прочность |
гладкого |
образца и |
стыкового соединения |
|
с галтельными |
швами становится |
практически одинаковой (рис. 27), |
|||
Вместе с тем |
в |
период |
эксплуатации судна |
неравномерный корро |
зионный износ листов приводит к снижению их предельной н уста лостной прочности. В частности, в работе [95] показано, что в з а в и симости от глубины коррозионных язв, их распределения по пло щади листа и уровня нагружения конструкции расчетная толщина может снизиться почти в два раза по сравнению со средней тол
щиной, определенной в соответствии с действующими |
правилами |
дефектации [67]. В результате при общем увеличении |
н а п р я ж е н н о |
сти изношенных связей в районах коррозионных язв возникает су щественная концентрация напряжений, которая в большинстве слу чаев превышает концентрацию напряжений в сварных соединениях,- выполненных обычными способами. Следовательно, наложение г а л
тельных |
швов, |
приводящее к дополнительной |
трудоемкости |
р а |
|||||||
бот |
и з а т р а т а м |
сварочных материалов, для |
сварки листов судовых- |
||||||||
перекрытий |
м е ж д у собой нецелесообразно, |
т а к |
как |
в |
этой |
кон |
|||||
струкции |
в |
процессе эксплуатации |
могут |
появиться |
такие ж е |
или |
|||||
более сильные концентраторы напряжений, чем стыковые швы. |
|||||||||||
|
Таким образом, разумное, экономически оправданное повыше |
||||||||||
ние |
общей |
надежности корпуса |
судна |
достигается |
в |
результате |
I2S
повышения работоспособности в первую очередь менее надежных его элементов и соединений, повреждение которых в условиях экс плуатации наиболее вероятно. Ка к показывают результаты испыта ний [12], [13], [40], такими элементами обычно являются у з л ы наибо лее напряженных конструкций судового корпуса. Д л я совершен ствования подобных конструкций, обеспечивающего наибольший технико-экономический эффект, применяются следующие основные
конструктивные |
|
мероприятия: |
|
|
|
|
|
||
1. Уменьшение собственно конструктивной (или геометрической) |
|||||||||
концентрации |
напряжений . |
Это |
достигается |
соответствующим |
|||||
йгкгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2800 |
|
|
|
|
|
.т |
|
|
|
|
|
|
|
У |
1 |
|
|
|
|
2Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1200 |
|
2-W |
|
|
5-W |
|
|
2-10° N |
|
10 |
|
|
|
|
10 |
||||
Рис. 27. |
|
Усталостные |
характеристики |
образцов |
сварных |
||||
|
|
|
|
соединении. |
|
|
|
||
/ — лист |
в |
состоянии |
поставки |
без |
соединений; 2— стыковое сое |
||||
динение с |
разделкой |
кромок; |
3 — стыковое |
соединение |
с |
дополни |
|||
|
|
тельными |
галтельнымн швами; |
|
|
||||
о — максимальные нормальные |
напряжения |
цикла; N — число цик |
|||||||
|
|
лов |
нагружения до |
разрушения. |
|
|
оформлением районов прерывистых связей, вырезов в конструк циях, обеспечением конструктивной непрерывности растянутых связей корпуса и т. п.
2.Устранение мест повышенной технологической концентрации напряжений в результате изменения конструктивного решения.
3.Разнесение зон наибольших геометрической и технологиче ской концентрации напряжений путем соответствующего оформле ния конструкции.
Теоретические и экспериментальные исследования этих конст руктивных мероприятий широко проводятся в отечественном и
зарубежном судостроении [13], [29], [65], [87], а |
их результаты отра |
ж е н ы с той или иной степенью полноты в |
требованиях П р а в и л |
классификационных обществ. |
|
126