Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дятся в допустимых пределах точности и качества выполнения тех­ нологических операций. Вместе с тем сочетание высокого уровня нагруженное™, особенностей конструктивного оформления, неточ­

ностей и

дефектов

технологического процесса может

привести

к резкому

снижению

работоспособности конструкции и

д а ж е к ее

разрушению, хотя сосредоточение всех этих факторов в одной зоне мало вероятно.

Различные причины снижения конструктивной надежности кор­ пуса судна и соответствующие мероприятия по уменьшению техно­ логической концентрации напряжений можно объединить в три группы:

1)выполнение технологических операций;

2)заданные изменения р е ж и м а технологической операции;

3)случайные отклонения параметров технологических процес­ сов от номинальных величин.

Сократить или ликвидировать дефекты, вызванные первой груп­ пой причин, можно в результате уменьшения количества техноло­ гических операций (улучшения раскроя материала, использования специальных прогрессивных профилей проката, крупногабаритных листов, панелей), а т а к ж е , главным образом, в результате соответ­ ствующего выбора номенклатуры, последовательности и режимов операций, входящих в технологический процесс. При этом могут потребоваться дополнительные операции для полной или частичной ликвидации дефектов, возникших в процессе предшествующих опе­ раций (например, зачистка или механическая обработка кромок

после газовой резки и сварки), специальные

конструкции и ос­

настка для ведения процесса в оптимальных

условиях (например,

выбор наиболее целесообразной подготовки кромок под сварку, применение кондукторов и поворотных постелей для сварки в ниж­ нем положении) . Изменение геометрических, механических харак ­

теристик и химического

состава

сварных

соединений в процессе

выполнения

технологических операций

достигается

соответствую­

щим подбором скорости сварки, токового

режима, сварочных

мате ­

р и а л о в — электродов,

проволоки,

флюсов,

защитных

газов

[8].

Большое

влияние

на

итоговые показатели работоспособности

конструкции оказывает не только средний номинальный режим опе­ рации, но и степень его прерывистости.

Любой технологический процесс изготовления корпусной кон­ струкции представляет совокупность технологических операций н а д определенным объемом материала, повторяющуюся в направлении некоторой, в общем случае криволинейной, оси (например, газовая резка вдоль кромки, сварка по линии соединения двух деталей, по­ следовательное причерчиваиие и поджатие соединяемых кромок,, гибка листового или профильного проката на вальцах, получение гофрированных листов штамповкой с передвижкой штампа по.

122


д л и не либо последовательной гибкой граней) . К а ж д ы й перерыв в осуществлении комплекса технологических операций создает не-

стациоиарность

р е ж и м а .

М о ж н о

выделить

два

типа нестационар­

ности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Быстрое

изменение

параметров р е ж и м а в

начале

и в

конце

процесса, т. е. переходный

режим

до начала (или

после

окончания)

процесса со стабильными

п а р а м е т р а м и .

 

 

 

 

2.

Перерывы в выполнении

 

технологических

операций

в пре­

д е л а х

одного

процесса;

эти

перерывы

сопровождаются

т а к ж е

наличием переходных режимов

в

начале и

в конце к а ж д о г о

повто­

ряющегося звена процесса (например, замена электродов при руч­ ной сварке, применение прерывистых швов, штамповка с последо­

вательной передвижкой штампа по длине заготовки) .

 

Вследствие нестационарности р е ж и м а технологической

опера­

ции значительно снижается работоспособность конструкции

в за­

висимости от вызванной геометрической или технологической (свя­ занной с изменением структуры и химического состава материала) концентрации напряжений .

Устранить эти причины уменьшения работоспособности и на­ дежности конструкций можно, если ликвидировать многозвенность процесса, т. е. перейти к непрерывному процессу либо к одноразо­ вой группе операций, которые полностью охватывают всю деталь

(узел, секцию) . Кроме того, переходная

часть процесса

д о л ж н а

осуществляться вне обрабатываемой части материала

(применение

выводных планок для сварных швов, з а ж и г а н и е

и гашение пла­

мени газовой резки вне о б р а б а т ы в а е м ы х

кромок,

обварка

торцов

деталей без перерыва в горении дуги и т. п.).

 

 

 

 

При

изготовлении, сборке и сварке

конструкций

неизбежны

т а к ж е

некоторые случайные отклонения

от номинальных

парамет ­

ров процесса. Так, при ручной газовой резке случайные

изменения

давления газа, колебания расстояния м е ж д у наконечником

горелки

и поверхностью металла, изменения угла наклона резака вдоль и поперек линии реза, переменность структуры металла вдоль линии реза и другие отклонения влияют на ширину реза и качество кромки . П р и гибке неплотность прилегания листа к матрице и пу­

ансону,

его бухтиноватость

приводят

к

неравномерному

давлению

на заготовку, а различия в

толщине

и

механических

характери ­

стиках

металла в ы з ы в а ю т

неодинаковое упругое разгружение;

в результате фактическая конфигурация детали отличается от тео­ ретической, причем в разных точках это отличие будет неодинако­ вым по величине.

Отклонения параметров технологического процесса от номи­ нального в любую сторону обычно снижают работоспособность и надежность конструкций, поскольку, к а к правило, нарушается од­ нородность геометрических, механических, химических или струк-

123


турных характеристик металла и увеличивается уровень напряжен ­ ности в отдельных зонах конструкции. С ростом номинального уровня напряженности в связях корпуса (в крайних связях эквива ­ лентного бруса, в зонах макроконцентрацни напряжений, в районах воздействия интенсивных ударных и вибрационных нагрузок, при использовании сталей повышенной прочности) д о л ж н ы возрастать требования к качеству изготовления конструкций, т. е. к точности выполнения технологических процессов, допустимым отклонениям от заданных размеров и конфигурации конструкций и т. п. Особую опасность представляют дефекты сварных швов, что обусловли­ вает необходимость их повышенного контроля в наиболее напря ­ женных местах конструкций.

П р а в и л а Регистра С С С Р лишь частично учитывают уровень на­ пряженности конструкций, регламентируя объем контроля сварных швов п качество их исполнения вне зависимости от механических

характеристик

применяемого

основного

металла

конструкций (во

внимание принимается только

тип

конструкции,

ее расположение

в корпусе и наличие макроконцентраторов

н а п р я ж е н и й ) .

Полностью

исключить различные

и многочисленные случайные

отклонения параметров технологических процессов и дефекты кон­

струкций

невозможно . Д л я

уменьшения

степени

их

влияния

на ра­

ботоспособность

конструкций

необходимо

постоянно

контролиро­

вать и регулировать параметры

процесса.

 

 

 

 

 

 

 

В той или иной степени контроль и регулирование

осуществля­

ются при любых технологических операциях. Однако

д о с т и ж и м а я

степень точности и, значит, гарантируемые показатели

работоспо­

собности конструкций для разных процессов

неодинаковы.

 

При ручных операциях параметры процесса регулируются на

основе визуальных наблюдений, и точность регулирования

зависит

от опыта

рабочего. Д л я проведения

инструментального

контроля

приходится прерывать технологическую

операцию,

что

приводит

к определенным

дефектам .

Кроме

того,

такой

контроль

может

лишь фиксировать полученные результаты, и в случае

обнаружения

недопустимых

отклонений — устанавливать

объем

 

необходимых

переделок. Вероятность брака увеличивается еще в большей сте­ пени, если контроль производится только после завершения про­ цесса.

Следовательно, для обеспечения заданных показателей работо­ способности конструкций желательно вести непрерывный поопера­ ционный контроль и автоматически регулировать параметры про­ цесса, т. е. внедрять механизацию технологических, процессов. Это позволяет т а к ж е в значительной степени исключить перерывы в опе­ рациях, а следовательно, повышает экономическую эффективность процесса и уменьшает возможность появления технологических де­ фектов.

124


При механизированных процессах можно регулировать л ю б ы е параметры с произвольной заранее заданной точностью, гаранти­ рующей получение необходимых характеристик конструкций (в том1 числе и ее работоспособность). Вместе с тем повышение требова­ ний к количеству контролируемых параметров и точности их регу­ лирования, как правило, приводит к резкому увеличению капиталь ­

ных и

эксплуатационных з а т р а т

на использование средств механи­

зации,

а т а к ж е во

многом определяет

их конструктивный тип,

Поэтому повышение

требований

к качеству

и точности технологиче­

ских операций должно находиться в разумных технически и эконо­ мически оправданных пределах. В частности, для обоснования при­ нимаемых характеристик контроля и регулирования необходимо использовать результаты размерно-технологического анализа вели­

чин систематических

и случайных отклонении параметров процесса

с учетом их влияния

на работоспособность конструкций.

Снижение уровня концентрации напряжений только технологи­ ческими средствами далеко не всегда экономически оправдано и

технически

целесообразно. Так,

по данным работы

[8] предел

уста ­

лости стыковых сварных соединений, выполненных

с помощью ав ­

томата двусторонним

швом без

скоса кромок, составляет 65—85%

от предела

усталости

гладкого

образца при симметричном ц и к л е

нагружения

(в зависимости от

высоты и ширины

усиления

ш в а ) .

Н а л о ж е н и е галтельных швов в районе усиления уменьшает эффек ­ тивный коэффициент концентрации напряжений настолько, что

усталостная

прочность

гладкого

образца и

стыкового соединения

с галтельными

швами становится

практически одинаковой (рис. 27),

Вместе с тем

в

период

эксплуатации судна

неравномерный корро­

зионный износ листов приводит к снижению их предельной н уста ­ лостной прочности. В частности, в работе [95] показано, что в з а в и ­ симости от глубины коррозионных язв, их распределения по пло­ щади листа и уровня нагружения конструкции расчетная толщина может снизиться почти в два раза по сравнению со средней тол­

щиной, определенной в соответствии с действующими

правилами

дефектации [67]. В результате при общем увеличении

н а п р я ж е н н о ­

сти изношенных связей в районах коррозионных язв возникает су­ щественная концентрация напряжений, которая в большинстве слу­ чаев превышает концентрацию напряжений в сварных соединениях,- выполненных обычными способами. Следовательно, наложение г а л ­

тельных

швов,

приводящее к дополнительной

трудоемкости

р а ­

бот

и з а т р а т а м

сварочных материалов, для

сварки листов судовых-

перекрытий

м е ж д у собой нецелесообразно,

т а к

как

в

этой

кон­

струкции

в

процессе эксплуатации

могут

появиться

такие ж е

или

более сильные концентраторы напряжений, чем стыковые швы.

 

Таким образом, разумное, экономически оправданное повыше ­

ние

общей

надежности корпуса

судна

достигается

в

результате

I2S


повышения работоспособности в первую очередь менее надежных его элементов и соединений, повреждение которых в условиях экс­ плуатации наиболее вероятно. Ка к показывают результаты испыта­ ний [12], [13], [40], такими элементами обычно являются у з л ы наибо­ лее напряженных конструкций судового корпуса. Д л я совершен­ ствования подобных конструкций, обеспечивающего наибольший технико-экономический эффект, применяются следующие основные

конструктивные

 

мероприятия:

 

 

 

 

 

1. Уменьшение собственно конструктивной (или геометрической)

концентрации

напряжений .

Это

достигается

соответствующим

йгкгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1200

 

2-W

 

 

5-W

 

 

2-10° N

10

 

 

 

 

10

Рис. 27.

 

Усталостные

характеристики

образцов

сварных

 

 

 

 

соединении.

 

 

 

/ — лист

в

состоянии

поставки

без

соединений; 2— стыковое сое­

динение с

разделкой

кромок;

3 — стыковое

соединение

с

дополни­

 

 

тельными

галтельнымн швами;

 

 

о — максимальные нормальные

напряжения

цикла; N — число цик­

 

 

лов

нагружения до

разрушения.

 

 

оформлением районов прерывистых связей, вырезов в конструк­ циях, обеспечением конструктивной непрерывности растянутых связей корпуса и т. п.

2.Устранение мест повышенной технологической концентрации напряжений в результате изменения конструктивного решения.

3.Разнесение зон наибольших геометрической и технологиче­ ской концентрации напряжений путем соответствующего оформле­ ния конструкции.

Теоретические и экспериментальные исследования этих конст­ руктивных мероприятий широко проводятся в отечественном и

зарубежном судостроении [13], [29], [65], [87], а

их результаты отра­

ж е н ы с той или иной степенью полноты в

требованиях П р а в и л

классификационных обществ.

 

126