Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
проницаемой продольной переборкой в диаметральной плоскости [114]. Пр и этом в еще большей степени уменьшается внутренняя смоченная поверхность танков и дополнительно упрощается за чистка и мойка танков (рис. 35, в), сокращается расход красок и анодов. В туннеле двойного дна п р о к л а д ы в а ю т с я не только трубо проводы грузовой системы, но и паропроводы, топливные, гидрав лические и прочие системы, кабели электротрасс, которые подво дятся к палубным механизмам и оборудованию через к о ф ф е р д а м ы
1 . |
|
|
L |
' |
L J I — I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[ №0x11] |
О |
|
О |
|
[ |
12,5x150 |
I |
|
|||
|
|
J |
|
||||||||
|
|
|
|
|
[ |
|
|
||||
\ |
\ |
s11,5 |
У |
|
г—1 г—1 |
|
|
|
|
} |
|
|
|
|
|
15, |
150 |
|
|
||||
|
|
/Непроницаемый, |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
2tunauruu=16Q0 |
|
|||||||
|
|
|
флор |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
J |
^ |
о |
|
|
О о |
|
|
|
|
||
О |
|
|
|
|
|
|
|||||
Рис. 36. |
Профильная |
конструкция |
продольной |
системы |
набора |
||||||
|
\ п |
|
|
|
|
|
|
||||
двойного |
дна |
рудовоза |
«Нордвик»: а — сечение |
по продольным |
|||||||
ребрам |
днища |
и пастила |
второго |
дна; |
б — сечение по |
прони |
|||||
|
|
|
|
цаемому |
флору. |
|
|
|
|
||
поперечных переборок. В них ж е |
проведены воздушные и измери |
тельные трубы отсеков двойного дна. Это позволяет верхнюю па лубу полностью освободить, а обслуживание и профилактику всех систем проводить независимо от состояния погоды. О д н а к о масса и стоимость корпуса в этом случае повышаются в еще большей
степени, чем при устройстве только двойного |
дна, так как |
количе |
ство поперечных переборок и масса к а ж д о й |
переборки |
д о л ж н ы |
быть увеличены дл я обеспечения требуемой прочности с учетом ди
намических усилий, |
вызванных |
перемещением груза |
при |
качке |
судна на волнении. |
|
|
|
|
Проектирование |
конструкций |
двойного дна при продольной си |
||
стеме набора. Обычная конструкция набора двойного |
дна, |
кото |
р а я регламентируется классификационными обществами при про
дольной |
системе набора, м о ж е т |
быть н а з в а н а профильной. Она со |
стоит из |
следующих основных |
элементов (рис. 36): продольных |
6 Л. И. Вронский н др . |
145 |
б а л ок днища и настила второго дна, |
вертикального неразрезного |
|||
киля, сплошных проницаемых срлоров, поставленных |
через 2— |
|||
4 шпации, |
непроницаемых |
срлоров, |
днищевых интеркостельных |
|
стрингеров, |
р а з р е з а н н ы х на |
всех флорах, и деталей |
соединений |
(бракет, ребер жесткости и т. д . ) . Продольные балки проходят не прерывно сквозь проницаемые флоры и р а з р е з а н ы на непроницае
мых флорах, |
что упрощает обеспечение непроницаемости отсеков |
|||
двойного дна. |
Аналогичные |
узлы применяются |
и на |
проницаемых |
ф л о р а х в местах соединения секций двойного |
дна, |
например на |
||
рудовозе «Сусанна Фритцен» |
( Ф Р Г ) . Д л я того, |
чтобы уменьшить |
количество разрывов непрерывности продольных связей, стыки сек ций, к а к правило, р а с п о л а г а ю т в непосредственной близости от непроницаемых срлоров. В результате габариты секций двойного
дна получаются различными и, кроме того, увеличиваются |
отходы |
заказного м а т е р и а л а , количество типоразмеров деталей |
и соот |
ветственно повышается трудоемкость изготовления п сборки конст рукций двойного дна. Профильный набор имеет еще некоторые экс
плуатационные, конструктивные и технологические недостатки |
[107]. |
|||||||||
П р и м е н я я профильные конструкции, нельзя обеспечить |
доста |
|||||||||
точно хороший приток тяжелого топлива к приемникам |
трубопро |
|||||||||
водов, т а к |
к а к |
в |
соответствии |
с П р а в и л а м и |
классификационных |
|||||
обществ в продольных б а л к а х можно делать |
вырезы |
|
ограничен |
|||||||
ных размеров |
(высотой |
не более 0,25 высоты |
стенки балки, |
но |
не |
|||||
более 75 мм, длиной не |
более |
150 м м ) . Кроме того, |
з а п р е щ а е т с я |
|||||||
выполнять |
вырезы |
в районе соединительных |
бракет |
и |
ребер |
по |
||||
ф л о р а м , что т а к ж е |
ухудшает условия перетекания и вызывает |
по |
||||||||
вышенный коррозионный |
износ. |
|
|
|
|
|
|
При сборке профильной конструкции возможны отклонения от номинальных расстояний м е ж д у продольными ребрами днища и
второго |
дна |
по |
высоте, |
а т а к ж е отклонения |
по длине при изготов |
|||||||
лении |
бракет |
и ребер. |
Поэтому |
детали, |
привариваемые |
встык |
||||||
к продольным р е б р а м |
(рис. 37, а), |
требуется |
дополнительно |
под |
||||||||
гонять |
(причерчивание, |
о б р е з к а ) . |
Н а з а р у б е ж н ы х |
судостроитель |
||||||||
ных предприятиях |
это |
устраняют, |
применяя |
сварные |
накройиые |
|||||||
соединения |
(рис. 37,6 и в ) . Однако у этих |
соединений |
есть |
свои |
||||||||
технологические |
и эксплуатационные недостатки, в частности, |
|||||||||||
не исключается |
развитие щелевой коррозии |
(см. § |
13). |
|
|
|||||||
У к а з а н н ы е недостатки особенно ощутимы на рудовозах и судах, |
||||||||||||
перевозящих навалочные грузы, так как на |
них |
часто расставлены |
||||||||||
флоры — на |
к а ж д о м |
втором шпангоуте. Поэтому |
на верфи «Дойче |
|||||||||
Верфт» |
( Ф Р Г ) |
был разработан другой вариант продольной си |
||||||||||
стемы |
набора |
двойного |
дна — клетчатый или |
стрингерный |
[107], |
который в настоящее время широко распространен. В этой кон струкции вместо продольных ребер применяются листовые дни щевые стрингеры с большими вырезами, идущие непрерывно по
L46
so |
5) |
50 |
В) |
|
|
|
|
|
|
|
|||
1__ |
I X — _ J |
1 _ |
Г s 1 |
|
— 5 Р |
- У I |
о |
"T |
г |
•га О |
и |
о |
0е |
- ~ x |
> |
/ |
|
л Т |
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
/9-/5 |
Ьг |
А-А |
|
В-Б |
|
|
rzzzzz&zzzzzzzza
Рис. 37. Узлы соединения разрезных продольных ребер |
|
двойного дна |
с непро |
|||
ницаемыми флорами: а — стыковое соединение бракет |
с |
продольными |
ребрами; |
|||
б, в — варианты иакройных |
соединений бракет |
с |
продольными ребрами. |
|||
|
|
12,5x150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
511,5 |
|
|
|
Непроницаемый U *ш»*Чии |
- т 0 |
° |
|
||
|
флор |
|
|
|
|
|
в) |
< 9 0 0 |
» |
|
|
|
|
0 |
0 0 0 |
|
|
|
|
|
|
|
512,5 |
|
|
|
|
Рис. 38. Клетчатая конструкция продольной системы набора двойного дна рудовозов: а — сечение по прони цаемому стрингеру; б — сечение по проницаемому флору.
6* |
147 |
всей длине двойного дна, а проницаемые и непроницаемые |
флоры |
||||||
выполнены |
разрезными на |
стрингерах |
(рис. 38). |
Узлы |
набора, |
||
к а ж д ы й |
из которых состоит из листа |
стрингера |
с |
приваренными |
|||
к нему |
интеркостельными |
бракетами |
флоров, |
устанавливаются |
|||
на листы обшивки. |
|
|
|
|
|
||
Так |
как |
концентрация |
напряжений |
в клетчатой |
конструкции |
снижается по сравнению с профильной и повышается общая проч
ность и жесткость перекрытий двойного дна, |
П р а в и л а |
Германского |
Л л о й д а допускают на судах для перевозки |
массовых |
грузов неко |
торое уменьшение толщин днищевой обшивки и более редкую рас становку сплошных проницаемых флоров (через три шпации при клетчатом наборе вместо двух при профильном), что существенно повышает экономичность конструкции.
Применение клетчатого набора позволяет отказаться от сов мещения монтажных стыков секций с непроницаемыми ф л о р а м и и одновременно обеспечить необходимую непроницаемость кон
струкций |
н, |
таким |
образом, |
унифицировать длины секций и |
|
вхо- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
13 |
|
Показатели |
унификации материала и деталей |
при разных |
вариантах |
||||||||||
|
|
конструкции |
набора двойного дна рудовозов |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Количество |
типоразмеров |
Количество е д и н и ц |
|
||||||
Д е т а л и конструкции |
материала |
деталей в |
материала |
деталей |
в |
||||||||
|
|
|
конструкции |
|
|
к о н с т р у к ц и и |
|||||||
|
|
|
|
I |
|
I I |
I |
II |
I |
I I |
I |
|
11 |
Днищевая |
продоль |
3 |
|
|
3 |
|
21 |
|
21 |
|
|
||
ная балка |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
21 |
|
|
Продольная |
балка |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
|
||||
второго дна |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
26 |
|
18 |
|
Днищевой |
стрингер |
I |
|
|
|||||||||
Бракета |
|
|
|
2 |
|
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
68 |
48 |
|
Ребро жесткости |
1 |
|
|
1 |
|
5 |
|
70 |
|
|
|||
Флоры: |
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
6 |
5 |
3 |
10 |
60 |
|
проницаемые |
|
|
|||||||||||
непроницаемые |
I |
|
1 |
1 |
2 |
1,5 |
1,5 |
3 |
|
30 |
|||
Наружная |
обшивка |
9 |
|
3 |
9 |
3 |
12 |
8 |
12 |
|
8 |
||
Настил |
второго |
дна |
6 |
|
2 |
6 |
2 |
12 |
8 |
12 |
|
8 |
|
Вертикальный |
киль |
3 |
|
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
|
2 |
||
И т о г о : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ед. |
|
|
30 |
10 |
31 |
17 |
85,5 |
34,5 |
246 |
174 |
|||
% |
|
|
|
100 |
33,3 |
100 |
54,9 |
100 |
40,4 |
100 |
70,7 |
||
П р и м е ч а н и е . I — i1рофнль ная |
кон струкцпя ; |
11 — клетчата я |
констр у к ц н я . |
|
|
148
д я щ и е в них детали. Показатели унификации заказного |
материла |
|||||
и деталей конструкции |
для секций |
рудовоза |
типа |
«Нордвик» |
||
( Ф Р Г ) , включающих |
три различных |
отсека |
двойного дна высотой |
|||
1200 мм и длиной 8, |
6 |
и 12 шпаций |
(табл. |
13), |
свидетельствуют |
о заметных преимуществах клетчатой конструкции набора . Анализ
номенклатуры деталей и объема |
работ по их изготовлению, |
сборке |
|
узлов и секций и монтажу их |
на стапеле |
для того ж е |
судна |
(табл. 14) т а к ж е подтверждает |
это. Однако |
необходимо отметить, |
что при одинаковых длинах секций трудоемкость работ по ста
пельной сборке |
для клетчатой |
конструкции несколько |
возрастает |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 14 |
Сопоставление трудоемкости работ по изготовлению и монтажу |
||||||||||
секций при разных вариантах конструкции набора |
двойного |
|||||||||
|
|
|
|
|
дна |
рудовозов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т р у д о е м к о с т ь, ч |
|
|
|
|
Виды работ |
|
|
|
на о д н у |
с е к ц и ю |
на отсек длиной |
||
|
|
|
|
|
д л и н о й 12 |
шпаций |
26 |
шпаций |
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
11 |
I |
I I |
• Плазово-разметочные |
работы и из |
32 |
20 |
64 |
40 |
|||||
готовление |
шаблонов |
|
|
|
24 |
|
|
|
||
Хранение |
материалов |
|
|
|
20 |
48 |
30 |
|||
Разметка |
профиля |
|
|
|
21 |
— |
42 |
— |
||
Правка |
в вальцах |
|
|
|
32 |
29 |
96 |
58 |
||
Газовая |
резка ( |
|
|
|
171 |
159 |
342 |
318 |
||
Выколка отверстий в профилях на |
16 |
— |
40 |
— |
||||||
прессе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разметка |
под сборку |
узлов |
и сек |
30 |
52 |
90 |
95 |
|||
ций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка |
кромок и |
правка про |
32 |
— |
86 |
— |
||||
филей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хранение деталей [на складе ком |
16 |
10 |
32 |
20 |
||||||
плектации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изготовление |
узлов и секций: |
|
|
|
|
|
||||
сборка |
|
|
|
|
|
|
1256 |
1057 |
1220 |
1150 |
сварка |
|
|
|
|
|
|
|
|
1292 |
964 |
Разметка |
под |
стапельную |
сборку |
51 |
51 |
153 |
153 |
|||
Корпусные работы на |
стапеле: |
|
|
|
|
|
||||
сборка |
|
|
|
|
|
|
495 |
535 |
840 |
572 |
сварка |
|
|
|
|
|
|
|
|
645 |
430 |
|
|
|
И т о г о : |
|
|
1933 |
4990 |
|
||
|
|
|
ч |
|
|
|
2176 |
3820 |
||
|
|
|
% |
|
|
100 |
88,9 |
100 |
76,8 |
|
П р и м е ч а н и е . I — профильная к о н с т р у к ц и я ; II — клетчатая |
к о н с т р у к ц и я . |
149