Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
от дорогостоящих алюминиевых сплавов, установить дополнитель
ное р ы б о о б р а б а т ы в а ю щ е е |
оборудование (увеличившее производи |
тельность и экономические |
показатели судна) и высвободить часть |
производственных площадей завода - строителя, использовавшихся д л я обработки, сборки и сварки конструкций из алюминиевых сплавов .
Отметим, однако, что увеличение числа отсеков влечет за со бой изменение схемы разводки трубопроводов, требует установки дополнительных механизмов и а р м а т у р ы систем. В результате эф -
<0
Рис. 34. Варианты разделения двойного дна на отсеки на рыбо консервных заводах: а — два отсека по ширине на судне «Анд рей Захаров»; б — три отсека по ширине на судне «Корабле строитель Клопотов».
фективность этого мероприятия несколько снижается . Поэтому це лесообразно исследовать и другие в о з м о ж н ы е способы регулиро
вания остойчивости судна. |
|
||
Итак, рациональный |
выбор общепроектных характеристик суд |
||
на с учетом |
их влияния |
на экономические показатели |
корпусных |
конструкций |
позволяет |
заметно снизить строительную |
стоимость |
судов и повысить эффективность их эксплуатации . Аналогично оп ределенные конструктивные меры при проектировании и постройке
корпуса д а ю т возможность улучшить |
общепроектные решения, |
что |
|||||
т а к ж е приводит |
к росту экономичности судна в целом. |
|
|
|
|||
|
|
§ 12. Технико-экономический |
анализ |
||||
|
|
при проектировании перекрытий |
корпуса |
||||
При |
проектировании перекрытий |
судового корпуса |
целый |
р я д |
|||
вопросов |
(выбор |
системы набора и |
его шпации, |
принципиальное |
|||
.конструктивное оформление, размеры |
связей и т. |
д.) |
м о ж е т |
быть |
141
решен неоднозначно, но в р а м к а х требований, определяемых П р а вилами классификационных обществ. Во всех случаях решение на ходится с применением методов оптимального проектирования,, обеспечивающих выполнение технико - эксплуатационных требова
ний и |
достижение |
максимальной |
экономической |
эффективности. |
Н и ж е |
приводятся |
примеры выбора |
оптимальных |
конструктивных |
решений при проектировании перекрытий судов разных типов с уче том специфики их эксплуатации .
Проектирование днищевых перекрытий крупнотоннажных тан
керов. К а к п о к а з а л анализ |
аварий |
150 танкеров |
С Ш А и других ка |
питалистических стран за |
1966 г. |
[111], о б щ а я |
стоимость их ре |
монта составила 6,8 млн. долларов . При этом расходы на ремонт, связанные с посадкой танкеров на мель и у д а р а м и о подводные объекты, намного превысили расходы по другим категориям ре монта. Переход в последующие годы к широкому использованию крупнотоннажных танкеров дедвейтом 100 000-т-ЗОО ООО т и более повысил вероятность аварий при посадках на мель и ударах о под
водные объекты, |
а т а к ж е |
опасность серьезного загрязнения внеш |
||||||||||
ней среды при авариях . |
Так, танкер «Торри Кэньон» дедвейтом |
|||||||||||
118 00.0 т при посадке на |
камни потерял весь груз и был |
затоплен, |
||||||||||
«Эссо |
Эссен» |
дедвейтом |
48 535 |
т в результате |
удар а о |
подводный |
||||||
объект |
потерял |
15 000 т |
сырой |
нефти, |
«Юкон» |
получил |
пробоину |
|||||
в корпусе, в результате чего |
нефть р а з л и л а с ь |
по |
воде в |
пятно р а з |
||||||||
мером |
18X33 км, «Эрроу» дедвейтом 11 379 т наскочил |
на |
подвод |
|||||||||
ную скалу, потерял |
весь |
груз и затонул, «Йохо Мару» |
дедвейтом |
|||||||||
88 461 |
т получил |
пробоину и |
потерял около 10 000 т груза |
и др . |
||||||||
Известны |
т а к ж е |
случаи |
сквозных |
коррозионных |
разъеданий |
|||||||
обшивки днища, |
которые |
(помимо расходов |
на |
ремонт) |
привели |
к частичной потере и порче груза и загрязнению акватории; в ре зультате к судовладельцу приняты финансовые санкции, преду
смотренные действующими международными соглашениями. |
|
|||
Р а с х о д ы на всестороннюю л и к в и д а ц и ю последствий этих |
ава |
|||
рий и повреждений |
(включая з а т р а т ы |
на очистку |
акватории и |
при |
брежных районов от |
нефтепродуктов) |
оказались |
весьма значитель |
ными д а ж е в общегосударственных м а с ш т а б а х . Кроме того, вслед ствие учета данных об а в а р и я х крупнотоннажных танкеров уста новлены довольно высокие страховые ставки, что не может не отразиться на экономике эксплуатации танкеров .
Все это потребовало р а з р а б о т к и технических средств предотвра щения столь серьезных последствий возможны х аварий . Одним из
таких |
мероприятий |
является |
применение двойного дна по всей |
||
длине грузовых танков . В частности, это решение |
принято |
на тан |
|||
кере |
«Мобил Пегасус» [108] |
дедвейтом 210 000 т |
(верфь |
«Сасебо |
|
Хэви |
Индастриз», |
Япония) |
и на танкере «Крым» дедвейтом |
150 000 т ( С С С Р ) .
142
По ширине судно «Мобил Пегасус» разделено двумя продоль ными непроницаемыми переборками на три группы грузовых тан ков. В двойном дне предусмотрен туннельный киль, внутри кото рого расположены грузовые трубопроводы и а р м а т у р а . Остальные отсеки двойного дна предназначены д л я приема жидкого балласта . Н а с т и л второго дна имеет уклон к диаметральной плоскости, что
в)
1(2) |
|
|
|
ч -1(2) |
|
I 1 |
N 0 0 |
п о • |
J |
||
|
ч |
А п |
' 1 |
||
1 |
1 |
|
Л п |
|
|
|
- Ц — |
|
|||
W |
|
|
|
||
|
|
I |
•1 |
i |
|
|
|
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
i |
Г |
|
|
|
|
|
U- |
|
||
|
|
|
I |
- |
|
* 6 |
|
|
1 |
|
А А |
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
1 |
|
|
|
г |
|
-!4.--- |
1 |
|
|
|
1 |
- Т |
|
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
k s |
|
|
||
|
j , S |
— |
|
|
|
|
/7 |
|
|
|
, Л /7 |
|
|||
|
I |
гТ° |
о |
||
|
|
|
|
|
|
|
•о" |
|
|
о |
|
|
О——| |
|
|
||
|
|
|
|
||
|
1 |
: |
|
|
•о |
|
o-LE |
|
|
|
- -о |
|
I |
|
|
|
о |
|
о-|- |
|
- — —-о |
||
|
1-- |
|
|
•о |
|
|
0 - I - ' — —о |
||||
|
I |
- |
|
|
|
|
}— - |
-о - -о |
|||
|
I = |
|
|||
|
°~Г: |
- |
|
|
|
|
^ = |
|
—о |
|
|
|
I |
С |
|
• -о |
|
I |
^ р : |
|
|
||
|
|
|
Рис. 35. Прокладка трубопроводов в районе грузовых танков нефтеналив
ных судов: а — на танкерах традиционного типа без двойного дна; б — на танкере «Мобил Пегасус» с двойным дном, туннельным килем и двумя
продольными непроницаемыми |
переборками; |
s — на танкерах |
с |
двойным |
||
дном, туннельным |
килем, |
одной продольной |
непроницаемой |
переборкой |
||
и двухслойными |
поперечными |
переборками. |
|
|
||
/ — грузовые танки; |
2— |
отсеки для приема чистого балласта. |
|
|||
грузовая |
система; |
|
система чистого балласта; |
за- |
||
|
|
чнстная система. |
|
|
|
обеспечивает полное осушение танков грузовым трубопроводом и исключает применение зачистных трубопроводов и насосов. Схемы
грузовых |
и зачистных систем |
на танкерах без двойного дна и |
с двойным |
дном сопоставлены |
на рис. 35. |
Применение двойного дна на танкерах увеличивает массу кор
пуса и соответственно |
строительную стоимость |
судна, но, к а к |
пока |
з ы в а ю т отечественные |
и з а р у б е ж н ы е данные, |
это полностью |
ком |
пенсируется рядом технико-экономических преимуществ. |
|
143
Вместо пересекающегося высокого набора днища (при тради
ционном конструктивном оформлении д н и щ а ) , которое |
образует |
отдельные ячейки, в ы з ы в а ю щ и е скопление остатков груза |
и затруд |
няющие зачистку и мойку танков, дном танка служит плоский на
стил второго |
дна, |
обеспечивающий |
беспрепятственное |
удаление |
|||
груза. В результате |
существенно с о к р а щ а ю т с я |
сроки |
грузовых опе |
||||
раций (до |
50% |
времени при разгрузке |
танков |
уходит |
на |
зачистку), |
|
снижается |
стояночное время и увеличивается |
провозоспособность |
танкера, упрощается и ускоряется мойка танков, уменьшается рас ход дорогостоящих антикоррозионных красок, наносимых на внут
ренние |
поверхности грузовых танков, и протекторов |
системы за |
щиты от |
коррозии. |
|
К а к |
отмечено выше, в § 2, количественная оценка |
этих преиму |
ществ может быть выполнена путем сопоставления смоченных по
верхностей грузовых танков. Например, снижение этого |
показа |
|||||||
теля на танкере «Крым» составляет свыше |
170 м 2 |
на |
1 |
пог. м |
||||
длины судна, или более 15% по сравнению |
с этим |
показателем |
при |
|||||
традиционной конструкции |
днища . |
|
|
|
|
|
|
|
Отсеки двойного дна, |
предназначенные |
д л я |
приема |
б а л л а с т а , |
||||
не включаются в регистровую вместимость |
и |
не |
облагаются |
сбо |
||||
рами . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение вероятности потери груза и |
загрязнения |
акватории |
||||||
при а в а р и я х и повреждениях корпуса может |
служить |
основанием |
для уменьшения страховых сборов.
Все эти факторы приводят к снижению непосредственно экс
плуатационных з а т р а т и увеличению |
доходов. |
|
|
|||
При |
применении |
двойного дна |
сокращается |
стоимость |
систем |
|
в связи |
с отказом |
от трубопроводов |
и а р м а т у р ы зачистной си |
|||
стемы. |
Кроме того, |
следует о ж и д а т ь и |
снижения |
з а т р а т на |
выпол |
нение ремонтных работ, так как размещение грузовых трубопро водов и клинкетов в сухом отсеке туннеля двойного дна облегчает наблюдение, освидетельствование и профилактику, а т а к ж е исклю чает крайне неблагоприятное переменное воздействие груза и бал ласта на внешние поверхности системы. М о ж н о т а к ж е предпола гать, что в связи с лучшей очисткой танков уменьшится общий и местный коррозионный износ внутренних конструкций; в свою оче редь это повысит долговечность корпуса.
Все эти преимущества показывают высокую экономическую эф фективность применения двойного дна на крупнотоннажных тан
керах, так как ежегодное снижение эксплуатационных |
расходов |
||||
значительно |
превышает дополнительные отчисления на |
возмеще |
|||
ние увеличенной строительной |
стоимости. |
|
|||
Эти соображения привели |
т а к ж е |
к разработке дальнейших мо |
|||
дификаций |
конструкции |
корпуса |
крупнотоннажных |
танкеров: |
|
с двойным дном, двойными |
поперечными переборками и одной не- |
144