Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
по сравнению с профильной из-за дополнительных технологических операций стыкования листовых стрингеров (подгонка и сведение в общую плоскость, причерчивание вертикальных кромок стринге ров, газорезка, разделка кромок, э л е к т р о с в а р к а ) . В целом ж е тру доемкость стапельных работ сокращается за счет уменьшения ко личества секций. Б л а г о д а р я перечисленным преимуществам клет чатая конструкция широко применяется на рудовозах, судах, пред
назначенных для перевозки |
навалочных грузов, а т а к ж е на |
контей |
||
неровозах, |
построенных в |
различных |
странах мира. |
|
В а ж н о |
отметить, что перечисленные |
типы судов имеют |
большое |
раскрытие палуб, в связи с чем нейтральная ось эквивалентного бруса резко смещена к днищу. В результате действующие в про дольных связях двойного дна н а п р я ж е н и я сжатия относительно невелики, а устойчивость стрингеров при высоте двойного дна до 1400—1500 мм, характерной для таких судов, можно обеспечить с необходимым запасом (с учетом применения обычной углероди
стой стали), |
не |
устанавливая |
продольные |
ребра |
по |
стенкам |
|
стрингеров. Это |
подтверждает |
исследование |
А. И. |
М а к с н м а д ж и |
|||
о соотношениях |
между р а з м е р а м и связей междудонного |
набора |
|||||
при клетчатой |
конструкции |
[62]. П р е д л о ж е н н ы е им рекомендации |
|||||
нашли отражение в П р а в и л |
а х Регистра С С С Р . |
|
|
|
Б ы л исследован вопрос о возможности и целесообразности ис пользования клетчатой конструкции н на судах других типов — с относительно небольшими вырезами в палубе и нормальным расположением нейтральной оси эквивалентного бруса. При этом было проанализировано влияние изменения высоты двойного дна
иприменения сталей повышенной прочности. В частности, при
проектировании рыбопромысловой б а з ы «Восток» (корпус выпол нен из стали марки 09Г2, высота двойного дна 2000 мм) были
рассмотрены 4 варианта конструктивного оформления |
междудон |
||
ного |
набора и технологии сборки днищевых секций |
(рис. 39). |
|
/ |
вариант. Флоры представляют собой отдельные |
бракеты с по |
|
ясками . Порядок сборки днищевых секций следующий: |
|
||
— |
на собранное и сваренное полотнище днищевой |
обшивки ус |
|
т а н а в л и в а ю т непроницаемые флоры; |
|
|
|
— продольные ребра днища устанавливают с протаскиванием |
|||
сквозь контурные вырезы в непроницаемых флорах и |
приваривают |
к обшивке автоматической сваркой между непроницаемыми фло рами;
— |
часть нижних и верхних |
бракет флоров собирают в узел с про |
|||
ницаемыми |
и непроницаемыми |
стрингерами |
(с одной стороны к а ж |
||
дого |
стрингера); |
|
|
|
|
— |
узлы |
стрингеров |
устанавливают на |
полотнище наружной |
|
обшивки с продольными |
ребрами и приваривают полуавтоматиче |
||||
ской |
сваркой в нижнем |
положении; |
|
150
Варианты 1иЖ
Проницаемый 4 /стрингер S14 Г201
и.3155
Проницаемые флоры Вариант Ж
Проницаемый
|
\НепронщаемьиС\Применить |
||
3 |
|
стрингер 5ПГ20а |
узел J |
|
|
Непроницаемые |
|
Вари анты I, Ж и Ж |
|
||
\ |
Ли? |
|
|
- I |
|
||
I |
t |
|
|
\' + |
1 + \ А |
\ У |
|
|
|
Вариант Ш
О 0 0 О о о о он 0 !
\Непроницаеиый стрингер S14-f2Da
флоры Вариант Ж
|
|
|
|
|
Проницаемый |
стрингер |
|
|
|
|
|
si |
Вариант |
Ж |
|
Вариант I |
Варианта |
Вариант! |
ВариантыЖиШ |
|
- 3 щ |
||
|
|
|
|
|
о о О510 |
о |
|
|
|
|
|
25 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
си |
I |
сц |
|
Рис. 39. Варианты конструктивного оформления междудонного |
3- |
* I |
! |
||||
|
набора рыбопромысловой |
базы «Восток». |
|
|
|
Й - |
|
|
— после |
установки стрингеров выставляют |
и |
приваривают |
|||
к |
полотнищу вручную |
оставшиеся днищевые |
бракеты |
флоров; |
|||
|
— устанавливают |
на весу |
и закрепляют |
вручную, |
приваривая |
||
к |
верхним |
бракетам |
флоров, |
продольные ребра |
настила второго |
дна;
— устанавливают на весу и закрепляют к стрингерам и про дольным ребрам настила второго дна оставшиеся верхние бракеты
флоров; |
|
|
|
|
— устанавливают полотнище настила |
второго |
дна, о б ж и м а ю т |
к |
междудонному набору и приваривают |
к нему |
ручной сваркой |
в |
потолочном положении. |
|
|
//вариант. Сохранен принцип конструктивного решения меж
дудонного набора в а р и а н т а I , изменена лишь технология сборки секций. Это потребовало изменения конструктивных узлов: про
дольные ребра |
настила |
второго дна |
предусматривается |
собирать |
и приваривать |
заранее |
к настилу; |
в этом случае на |
бортовых |
участках флоров выполняют вырезы увеличенной ширины, верхние
бракеты флоров устанавливают после накрытия |
настила |
второго |
|||
дна, а в непроницаемых флорах выполнены |
свободные вырезы для |
||||
прохода продольных ребер |
с установкой стыковых |
заделок . |
|||
III вариант. |
Бракетные |
флоры заменены |
сплошными |
флорами, |
|
разрезанными |
на стрингерах. Продольные |
ребра |
днища |
з а р а н е е |
устанавливают на наружную обшивку, протаскивая сквозь кон турные вырезы в предварительно приваренных непроницаемых фло рах. Продольные ребра второго дна собирают и приваривают за ранее к настилу. Отдельные участки флоров собирают в узел со стрингерами, а для прохода днищевых продольных балок во
флорах выполняют |
расширенные вырезы; |
для |
прохода продольных |
||||||||||
балок |
второго |
дна |
во |
всех |
флорах |
выполнены |
свободные |
вырезы |
|||||
с |
установкой |
проницаемых |
(односторонних) |
и |
непроницаемых |
||||||||
(двусторонних) |
заделок. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
IV |
вариант. |
Клетчатая |
конструкция |
междудонного |
набора, |
|||||||
в |
которой |
все |
продольные |
ребра |
заменены |
днищевыми |
стринге |
||||||
рами |
(при |
облегчении |
всех |
проницаемых стрингеров), а сплош |
|||||||||
ные флоры выполнены разрезными на стрингерах. |
|
|
|||||||||||
|
Из |
сопоставления расчетов общей и |
местной |
прочности и ус |
тойчивости конструкций следует, что одинаковые прочностные ха рактеристики во всех в а р и а н т а х достигнуты при практически оди наковой массе конструкций. Д л я выполнения любого в а р и а н т а тре буется совершенно идентичная технологическая оснастка. Поэтому комплексная технико-экономическая оценка заключается в сопо ставлении только переменных составляющих трудоемкости изго товления и м о н т а ж а днищевых секций.
Сводные данные трудоемкости работ рассмотренных конструк тивно-технологических вариантов приведены в табл . 15. Из нее
152
следует, |
что вариант I I I является |
наиболее |
экономичным. |
По |
|||
скольку |
он не уступает |
остальным |
в а р и а н т а м |
по |
удобству |
про |
|
кладки |
и м о н т а ж а трубопроводов внутри двойного |
дна, |
обслужи |
||||
ванию в период эксплуатации и производству ремонтных |
работ, его |
||||||
и приняли при постройке |
судна. |
|
|
|
Таблица 15 |
||
|
|
|
|
|
|
||
Сопоставление трудоемкости изготовления и монтажа секций двойного |
|||||||
|
дна РПБ «Восток» |
при различных вариантах |
конструкции |
|
|||
|
|
междудонного |
набора |
|
|
|
|
|
|
Варианты конструкции (см. рис . 39) |
|
||||
Вып олняе мые операции |
|
|
I I I |
|
I V |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изготовление деталей
Узловая сборка и свар ка
Секционная сборка и сварка
Стапельная сборка и сварка
И т о г о :
535,4 |
553,0 |
484,6 |
553,0 |
100 |
103,2 |
90,7 |
103,2 |
674,6 |
687,2 |
440,3 |
677,5 |
100 |
101,9' |
65,3 |
100,4 |
1734,5 |
1536,0 |
1387,7 |
1414,2 |
100 |
88,5 |
80,0 |
81,5 |
410,1 |
410,1 |
410,1 |
398,0 |
100 |
100 |
100 |
97,0 |
3354,6 |
3186,3 |
2722,3 |
3042,7 |
100 |
95,16 |
81,15 |
90,70 |
П р и м е ч а й и е. В числителе — трудоемкость в ч; в знаменателе — в %
Более |
низкие |
технико-экономические |
показатели |
оказались |
||||||||||
у клетчатого варианта междудонного набора |
по сравнению |
с про |
||||||||||||
фильным. Это объясняется |
тем, что на |
базе |
«Восток» |
при приня |
||||||||||
тых |
высоте |
двойного дна |
(2,0 м) |
и |
марке |
стали |
необходимая |
|||||||
устойчивость |
пластины стрингера |
может |
быть |
обеспечена |
лишь |
|||||||||
при |
установке продольных |
ребер |
по |
стенкам |
стрингеров |
либо |
||||||||
при |
значительном увеличении |
толщин. А это неприемлемо, та к как |
||||||||||||
увеличатся масса конструкции и расходы на материал . |
|
|
|
|||||||||||
Таким |
образом, |
конструктивное |
решение |
междудонного |
набора |
|||||||||
зависит от высоты двойного дна и уровня |
расчетных с ж и м а ю щ и х |
|||||||||||||
напряжений |
в продольных |
связях, |
который |
определяется |
размере - |
ниями судна, соотношениями элементов эквивалентного бруса и
другими |
общепроектными факторами . Оптимальный вариант мо |
|
ж е т быть |
найден только на основе |
комплексной технико-экономи |
ческой оценки с учетом специфики |
проектируемого судна. |
153