Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2

Удельная трудоемкость корпусных работ, %

 

Т а н к е ры

С у х о г р у з н ы е суда

 

Промысловые

суда

Наименование

 

 

 

смешанного

Р е ф р и ж е р а ­

рыбоконсерв­

 

 

 

 

 

ные базы,

траулеры

 

работ

морские

речные

морские

плавания,

торы

сейнеры

 

речные и

 

научно -про ­

перерабаты­

 

 

 

 

озерные

 

мысловые

вающие

 

 

 

 

 

 

 

суда

 

 

Изготовле­

4,6-6,2

4,3—5,2

3,1 — 10,9

3,8—8,7

3,0—4,6

3,9—5,3

3,4—7,2

4,3—4,5

ние

дета­

 

 

 

 

 

 

 

 

лей

корпу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

са

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовле­

10,5—18,6

15,2—19,8

13,8—27,1

16,8—29,4

8,2—19,1

7,4—10,9

10,7—22,6

20,8—22,4

ние

узлов,

 

 

 

 

 

 

 

 

секций,

 

 

 

 

 

 

 

 

блоков

 

 

 

 

 

 

 

 

корпуса,

 

 

 

 

 

 

 

 

фундамен­

 

 

 

 

 

 

 

 

тов

и под­

 

 

 

 

 

 

 

 

креплений

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирова­

12,7—18,0

13,6—17,6

13,8—18,0

7,5—26,6

5,2—15,8

12,9—19,3

5,3—15,3

10,3—10,4

ние

корпу­

 

 

 

 

 

 

 

 

са

судна

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого . .

28,9—41,9

35,4—41,7

32,4—41,1

40,7—56,3

24,5—33,7

27,3—30,6

22,4—41,5

35,5—37,2

П р и м е ч а й и е. За 100% принята полная трудоемкость постройки и сдачи судна.


Следовательно, необходимо установить исходные более ста­ бильные измерители, относящиеся, например, к некоторым эталон­

ным конструкциям корпуса, сортаменту материала,

технологии

постройки и т. п., а

т а к ж е дополнительные измерители,

характери­

зующие отклонения

трудоемкости в зависимости от

конкретных

особенностей судна. Это позволит экономически обосновать реше­

ние главных общепроектных вопросов, связанных

с

корпусом

судна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выборе оптимальных конструкций перекрытий и корпуса

судна

 

в целом,

включая

обоснование

системы и

шпации

набора,

можно

в качестве измерителей принимать так называемые удель­

ные

показатели,

отнесенные

к единице некоторого

геометриче­

ского

параметра .

Ч а щ е

всего

используются призматические

изме­

рители,

т. е. показатели, отнесенные к единице длины

судна.

 

При

обосновании

отдельных

конструктивных

элементов

или

узлов

 

надо подробно

учитывать

все

факторы,

непосредственно

связанные с оформлением рассматриваемых узлов, вплоть до де­ тального нормирования трудоемкости всех технологических опе­ раций при постройке и ремонте, тщательного анализа показателей работоспособности, обобщения статистических данных по точности изготовления и сборки.

Разумеется, что такое деление условно, поскольку все рассмот­ ренные показатели тесно связаны между собой и при строгой по­ становке задачи д о л ж н ы учитываться совместно. Тем не менее, принимая во внимание реально возможную точность исходных данных и самого метода решения задачи, а т а к ж е неизбежный статистический разброс результатов технических и, тем более, эко­ номических исследований, представляется оправданным упрощение

задачи в к а ж д о м

конкретном случае на основе

подробного

ана­

лиза предъявляемых к конструкции требований.

 

 

Изложенный

принцип экономической ~ оценки

является

базой

для

решения многих в а ж н ы х задач проектирования корпусных кон­

струкций. В частности, он может быть использован

для обоснова­

ния

нормативов прочности конструкций, точности

изготовления

и служить основой стандартизации и унификации корпусных кон­ струкций.

Необходимо подчеркнуть, что используемые зависимости тех­ нико-экономических показателей от конструктивно-технологических

параметров

корпуса,

как правило, являются не

фиксированными,

а вероятностными.

Это

объясняется как случайным характером

большинства

исходных

данных проектирования

(условия эксплуа­

тации, физико-механические характеристики материала, параметры

технологических процессов и т. д . ), так и нестабильным

влиянием

различных

факторов на

технико-экономические характеристики,

по которым

производят

оценку полученных проектных

решений.

35


Степень изменчивости технических, технологических и экономиче­ ских параметров при проектировании корпусных конструкций часто

очень велика.

Поэтому случайным

характером исходных данных

в общем случае

пренебрегать нельзя,

и одной из в а ж н ы х предпосы­

лок оптимального проектирования становится использование аппа­ рата теории вероятностей. Следует подчеркнуть, что его успешное применение возможно только при наличии достаточно полной и до­ стоверной статистической информации о рассматриваемых величи­ нах. Это затрудняет дальнейшие исследования по оптимальному проектированию и практическое внедрение его результатов, а т а к ж е требует безотлагательного развертывания работ по сбору необхо­ димой технико-экономической информации и ее анализа.

§ 3. Влияние точности изготовления конструкции на ее технико-экономические показатели

Значительную часть общего объема работ по постройке кор­ пуса судна составляют ручные пригоночные и связанные с ними работы при секционной и стапельной сборке. Это обусловлено от­ клонениями размеров деталей и конструкций от теоретических (но­ минальных), так как все операции, начиная с масштабной плазовой разбивки и кончая сборочно-сварочными работами, выполня­

ются с некоторой степенью точности.

Необходимость

выполнения

операций

подгонки,

правки, снятия и

повторной установки деталей

и

узлов

при сборке

вызвана достигнутой точностью

изготовления

и

сборки, сварочными деформациями,

дефектами изготовления и

сборки, остаточными деформациями, полученными при транспорти­

ровке, т. е. факторами, обусловленными

случайными

причинами.

Соответственно трудоемкость этих операций может

быть различ­

ной

д а ж е для совершенно одинаковых конструкций

в

зависимости

от

их фактических размеров и реальных

дефектов.

Очевидно, что

при анализе проектных решений трудоемкость любой технологиче­ ской операции следует принимать с учетом соответствующих ве­ роятностных характеристик, что и предусмотрено в фор­ муле (1.10).

Необходимость выполнения пригоночных работ во многих слу­ чаях препятствует внедрению механизированных технологических процессов сборки и сварки, которые уменьшают объем ручных ра­ бот и повышают уровень надежности конструкций. Поэтому при проектировании следует предусматривать определенные конструк­ тивно-технологические мероприятия, направленные на ликвидацию или, в крайнем случае, сокращение объема работ по пригонке и правке конструкций. Технико-экономический анализ соответст­ вующих проектных решений заключается в следующем [20].

36


З а т р а т ы на выполнение пригоночных работ - зависят

от

с у м м а р ­

ной

трудоемкости

Т з а м

производства замеров,

разметки,

снятия

и повторной установки конструкций, собственно

пригонки

(резки,

рубки, зачистки и

т.

п.)

с учетом

вероятности

Р з а м

выполнения

этих

операций

 

 

 

 

 

 

 

 

U =

^эамТзпм*™ (1 +

Н ц е х + Н з а в ) .

 

 

(1.12)

Ликвидация каким-либо способом пригоночных работ дает эко­ номию, равную по величине з а т р а т а м на пригонку U. Внедрение соответствующих конструктивно-технологических мероприятий (применение новых механизированных технологических процессов, изменение средств и методов контроля точности и качества кон­

струкций, повышение

жесткости

конструкций и др.) всегда

связано

с определенным

изменением оформления или

размеров

 

деталей

конструкций. Это, в

свою очередь, приводит к увеличению

затрат

на их изготовление,

характеризуемое

величиной

6 С к

а п .

Целесооб­

разность принятия таких конструктивно-технологических

мероприя­

тий выражается

условием б С к а п < £ / .

В том случае,

если д л я

лик­

видации пригонки на одних и

тех ж е

технологических

операциях

возможны разные решения, отличающиеся объемом

используемых

мероприятий или их содержанием, выбор оптимального

варианта

определяется из условия достижения максимума величины

(U —

бСкап) •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я выполнения указанных

технико-экономических

расчетов не­

обходимо определить

величину

/ > з а м в

формуле

(1.12), что

связано

с использованием принципов взаимозаменяемости и применением

размерного анализа .

 

 

 

Теория

взаимозаменяемости

развита в ряде

отечественных ра ­

бот [16],

[30], [34] в

основном

применительно к

машиностроению,

В настоящее время размерный анализ внедряется и в практику судового корпусостроения [31], [71]. Многолетний опыт машино­ строения и отечественного судостроения показывает перспектив­ ность снижения объема подгоночно-рубочных работ и совершенст­ вования сборочных и проверочных операций путем использования расчетных методов определения необходимой точности элементов конструкций корпуса и технологических процессов их изготовле­ ния. Эта точность контролируется сопоставлением отклонений з а ­ меряемых параметров от допусков, т. е. предельных нормируемых отклонений. Допуски принято разделять на конструктивные и тех­ нологические.

К о н с т р у к т и в н ы м и

называют

допуски на размеры корпус­

ных конструкций, которые необходимо

выдержать д л я обеспечения

их прочности и надежности,

заданных

мореходных качеств, грузо­

вместимости и прочих эксплуатационных требований, предъявляе­ мых к судну.

37


Т е х н о л о г и ч е с к и м и называют допуски на межоперацион­ ные и окончательные размеры деталей, узлов и секций, устанавли­ ваемые д л я рационального ведения производственного процесса и

получения в конечном итоге конструкций,

размеры которых не бу­

д у т выходить за пределы конструктивных

допусков.

При этом технологические допуски на окончательные

размеры

и конфигурацию деталей

после

их установки

на

судне

совпадают

с конструктивными, в то

время

как допуски

на

межоперационные

размеры во всех случаях относятся только к

технологическим.

Анализ взаимосвязей поверхностей отдельных деталей в кон­ струкции осуществляется расчетом размерных цепей. Размерной цепью называют совокупность размеров, расположенных по замк­ нутому контуру в определенной последовательности и координи­ рующих взаимное положение деталей и их элементов.

В зависимости от взаимного положения элементов конструк­ ции, описываемой размерной цепью, можно рассматривать линей­

ные, плоские

и

пространственные

цепи

(табл. 3). Следует

отме­

тить, что при размерном анализе корпусных

конструкций большин­

ство плоских

и

пространственных

цепей

нетрудно

свести

к

одной

и или нескольким линейным цепям.

 

 

 

 

 

 

Размерные цепи состоят из звеньев. Звеном называют

размер,

определяющий

 

расстояние

между

поверхностями

(осями)

элемен­

тов

конструкции или

их

угловое

взаимное

расположение.

Звенья

по

их виду принято

разделять на

линейные

и угловые. При

этом

в самостоятельную группу звеньев иногда

выделяют зазоры [34],

что, по нашему мнению, можно

не делать .

З а з о р ы представляют

собой размеры,

координирующие

взаимное

расположение

поверх­

ностей или осей разных деталей в конструкции, и в этом отноше­ нии являются лишь частным случаем размера между любыми по­ верхностями (осями) одной или разных деталей.

В размерную цепь входят одно замыкающее и несколько (не менее двух) составляющих звеньев. Классификация звеньев на составляющие и з а м ы к а ю щ и е условна и справедлива лишь в пре­

делах конкретной рассматриваемой

задачи.

В зависимости

от

тре­

бований к

конструкции, а

следовательно,

от

условий

задачи,

в

од­

ной

и той

ж е цепи

разные

звенья

могут

выполнять функции

замы ­

кающего. Так, для линейной цепи

(см. табл. 3)

можно

рассматри­

вать следующие

вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какова

д о л ж н а

быть

точность

изготовления кницы,

чтобы

ее

можно было установить без пригонки в собранном

и

сваренном

узле

соединения

палубы и

борта

(в этом

случае

з а м ы к а ю щ и м

 

зве­

ном

размерной

цепи служит длина

кромки

кницы,

примыкающая

к настилу

палубы)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какова

должна

быть

точность

установки

продольного

 

ребра

жесткости

палубы,

чтобы установить

секцию

палубы

без монтажной

38