Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

роста соответствуют

также величины тока якоря

І„ при

данных

коэффициентах заполнения.

 

 

 

На третьем этапе

торможения зависимости v = f ( I B)

и

у = /(/„ )

могут быть определены, если задаться определенными

значениями

тока якоря І л.

 

 

 

 

Соответствующие

значения тока возбуждения

могут

быть опре­

делены по (6-14) табл. 6-1 при т у м а к е - Если применяются двигатели, которые в зоне реализуемых ско­

ростей ие имеют ограничения по коммутации и нет необходимости снижать ток якоря на высоких скоростях, то может быть использо­ ван тот же порядок расчета, кроме пп, 8 , 9 и 11. При таком двух­

этапном торможении допустимый ток якоря, поддерживаемый посто­ янным, также может быть определен по выражению (6-37). Вто­ рым этапом можно считать окончание процесса торможения при

уменьшающихся токах / п

п / п, когда сохраняется

постоянство

отно­

шения / п//л = const (это

соответствует третьему

этапу при

трех­

этапном торможении).

 

 

 

Для определения необходимой величины индуктивности цепей возбуждения и якоря по заданным допустимым значениям пульсаций тока в них в общем случае (при наличии всех трех дополнительных резисторов R b, R h, R i) может быть предложен следующий порядок

расчета:

1.Принимая во внимание ранее определенные граничные значе­

ния коэффициентов заполнения уш,

Увг и у пз=уы акс по выражениям

в табл. 6 - 2 для соответствующего

способа регулирования (первого

или второго) определяются зависимости коэффициентов пульсаций б

от коэффициента заполнения у

 

ön .T -f(y);

бя.т= f(y )

при у аі< у< уиг;

 

б„.я =/(ѵ );

бя.п =[(Y )

при Yn2 <Y<YKai!C

 

Найденные при этом максимальные значения коэффициентов

пульсаций б подставляются в соответствующие

выражения (6-72) —

(6-75) в табл.

6-3 и (6-97) — (6-100) в табл. 6-4,

по которым опреде­

ляются необходимые величины индуктивностей Ь л и Ь л. Постоянные регулирования Кі, Кг в этих выражениях должны быть выбраны

согласно условиям (2-27)-—(2-30).

В частных случаях, когда сопротивления двух из трех резисто­ ров приняты равными нулю, т. е. при Лі=Л!д= 0 или R i = R B=0, целе­ сообразно использовать соответствующие выражения табл. 6-5 и 6 - 6

для определения коэффициентов заполнения, при которых имеют ме­ сто максимальные значения пульсаций. Сравнивая эти «амплитудные» коэффициенты заполнения с граничными значениями уш, ушг, умако

и учитывая характер кривых на рис. 6-14—6-17, можно определить значение коэффициента заполнения, которое должно быть использо­ вано для определения необходимой индуктивности. Во многих прак­ тических случаях максимальные значения пульсаций тока возбужде­

ния

и якоря имеют место при у = у В2 (см., например,

рис. 6 -1 2 ).

В этих случаях индуктивности L„ и L„ могут быть определены как

по

выражениям, действительным для этапа торможения

с / т = const,

так и по выражениям для этапа с /,i=const. В обоих случаях можно получить один и тот же результат.

При

двухэтапном

торможении,

когда с начала торможения І л —

= const,

расчет

необходимых индуктивностей L„

и L n значительно

упрощается, так

как

определение

амплитудного

значения коэффи­

153


циентов пульсаций 5 должно быть проведено только для режима с /я = const.

На основе проведенного в данной главе анализа можно сформу­ лировать следующие выводы:

1. В системах импульсного реостатного торможения двигателей постоянного тока последовательного возбуждения ослабление поля и уменьшение тока якоря на высоких скоростях может быть осуще­ ствлено при помощи одного прерывателя без специальных регулято­ ров возбуждения. Для этого, в частности, может быть использована схема на рис. 6 -2 ,а, которая, кроме основного тормозного резисто­

ра У?т, содержит ряд дополнительных резисторов. От соотношений сопротивлении этих резисторов зависят как основные характеристи­ ки регулирования / в= /(у ) и /л = /(у ), так и величина пульсаций токов.

2 . Анализ влияния дополнительных тормозных резисторов пока­

зывает следующее:

а) Увеличение сопротивления резистора в якорной цепи R,u т. е.

подключение цепи возбуждения с последовательным прерызателем к части тормозного резистора, приводит к снижению тормозного мо­ мента на низких скоростях или к необходимости применения допол­

нительной аппаратуры

для регулирования сопротивления

резистора

R я. При этом также необходимо увеличить коммутирующую емкость

прерывателя.

 

 

 

б)

Включение дополнительных

резисторов в цепи прерывателя и

в цепи

возбуждения

(R a и R в)

характеризуется такими

же недо­

статками.

 

 

 

Однако при этом можно уменьшить крутизну нарастания средне­

го значения тока возбуждения d I Bf d \ в начале торможения

(при ма­

лых значениях у). что желательно для обеспечения устойчивой рабо­ ты системы торможения. При этом включение дополнительного рези­ стора в цепь возбуждения эффективнее, чем установка резистора в цепи прерывателя, так как при малых значениях коэффициента за­ полнения резистор Rn оказывается подключенным только на короткое

время.

в) В силу вышеизложенного наибольший практический интерес

представляет

применение дополнительных

резисторов R B, Я я и R і

(рис. 6 -2 ,а ).

 

резистора R B приводит к уменьше­

г) Увеличение сопротивления

нию максимального ‘(конечного)

значения

коэффициента ослабления

поля ß= / п/ / л

(рис. 6-4) и, следовательно,

к некоторому уменьшению

тормозного момента в области малых скоростей.

д) Этого недостатка нет при включении дополнительного рези­ стора Rz в цепи шунтирующего диода Д. Однако по сравнению со случаем включения резистора в цепи возбуждения наличие R a вызы­

вает

некоторое увеличение пульсации

тока

возбуждения

и

якоря

(кривые / и 2 иа рис. 6-14— 6-17).

 

 

 

 

е)

Пульсации тока возбуждения и тока якоря могут быть умень­

шены

путем включения резистора R і

(рис. 6-13). Однако

при этом

увеличивается начальный коэффициент

ослабления поля ß

(рис. 6-5

и 6-7), и поэтому применение резистора R і

целесообразно

только

вслучаях неглубокого ослабления поля.

ж) Проведенный анализ и расчеты показывают, что для обеспе­

чения рациональной характеристики K = f { \ ) наиболее целесообраз­

ным можно считать включение дополнительного резистора в цепь шунтирующего диода Д (рис. 6 -6 ). При этом величина сопротнвле-

154


иия резистора Ад может быть принята равной 10— 15% величины основного тормозного резистора А’т. Однако в случае, когда необхо­ димо облегчить условия защиты от аварийных сверхтоков, такой до­ полнительный резистор может быть включен также в цепь обмоток возбуждения.

3. Для торможения двигателей, имеющих ограничения по комму­ тационной способности па высоких скоростях, может быть предложен трехэтапный способ торможения, при котором:

на первом этапе системой управления поддерживается постоянное среднее значение тока тормозного резистора / T = const (ток якоря при этом постепенно возрастает);

на втором этапе торможение продолжается постоянным и макси­

мально допустимым по величине током

якоря / л= const;

на третьем этапе торможение заканчивается падающим током

якоря при постоянном (максимальном

по величине) коэффициенте

ß= /ц //л =COnst.

4.Для определения основных характеристик регулирования (за­ висимостей средних значений токов от коэффициента заполнения импульсного цикла и скорости) могут быть предложены методика расчета, изложенная в § 6-4, и выражения, полученные в § 6-2. Эта

методика действительна также для расчета основных характеристик II параметров схемы при двухэтапиом торможении двигателей, ком­

мутационные условия которых не требуют уменьшения величины тока якоря на высоких скоростях.

5. Для определения относительно сложных зависимостей пульса­ ций тока возбуждения и якоря в процессе трехэтапиого торможения целесообразно использовать коэффициенты пульсаций 6 В и бя, кото­

рые зависят только от коэффициента заполнения и относительных сопротивлении дополнительных резисторов Ад», Ап*, А і. (см. выра­ жения в табл. 6-2). Максимальные значения этих коэффициентов могут быть найдены путем построения соответствующих зависимостей

б п= /(ѵ ) и бл—/ (у)

для

каждого этапа торможения (кривые иа

рис. 6-14—6-17).

 

 

6 . Если относительная величина сопротивления дополнительных

резисторов Ад., А».,

А і.

не превышает 0 , 1 , то при первом способе

регулирования на первом

этапа торможения (при /т = const) макси­

мальные значения пульсации тока возбуждения имеют место в конце этого этапа или при у=0,5н-0,6 (если Ад,= 0 ) . Максимальные значе­ ния пульсаций тока якоря при этом также имеют место либо в конце

этого этапа, либо при у ~ 0 ,8 (если Ад*= 0).

 

7.

При первом способе регулирования и Ад»,

Ab., A u, меньших

0 , 1 , на

втором этапе торможения (с постоянным

током якоря / н =

= const) максимальные значения тока возбуждения имеют место при

у=0,2-=-0,3 (рис. 6-14),

а максимальные значения пульсаций тока яко­

р я — при y=0,5-f-0,55

(рис. 6-15).

8 . Пульсации тока

возбуждения обратно пропорциональны экви­

валентной постоянной времени тв.т= Ав/Ат, а пульсации тока якоря обратно пропорциональны постоянной времени т я .т= А п /А т (табл. 6-3

и 6-4).

 

 

9. Как показывают расчеты при

втором способе

регулирова­

ния необходимы значительно большие

сглаживающие

индуктивно­

сти в цепях возбуждения и якоря, чем при первом способе регули­ рования.

155


Глава с е д ь м а я

ИМПУЛЬСНОЕ РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

В данной главе .рассмотрена возможность осуществления импульсного рекуперативного торможения двигателей по­ стоянного тока последовательного возбуждения во всем диапазоне скоростей (включая зону ослабления поля и’ зону уменьшения тока якоря при высоких скоростях) без специального регулятора возбуждения. При этом за осно­ ву принята известная схема Форстера {Л. 105]. Непосред­ ственное применение этой схемы затруднено из-за боль­ шой крутизны характеристики ß= f(y) в начале тормо­ жения, что может привести к нарушениям устойчивости процесса торможения. Поэтому предлагается включить дополнительные тормозные резисторы, которые позволя­ ют получить желаемые .характеристики регулирования и осуществить, таким образом, комбинированное, рекупера­ тивно-реостатное торможение двигателей. При этом пред­ полагается, что в тормозных резисторах будет рассеяна лишь небольшая часть энергии торможения (примерно

10—30%).

Кроме того, в данной главе рассмотрено применение нового способа управления тормозным .процессом, при коюром осуществляется постепенное увеличение така якоря и тока возбуждения на начальном этапе тормо­ жения.

Рассмотрим влияние дополнительных тормозных рези­ сторов, которые, так же как при импульсном реостатном торможении (гл. 6), могут быть включены в различные ветви схемы (рис. 7-1,а).

7-1. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ

В общем случае дополнительные тормозные резисторы могут быть включены в следующие ветви схемы на рис. 7-1,а:

цепь якоря (Яя) , цепь прерывателя П (на рис. 7-1,а не показано),

цепь источника питания (Я), цепь возбуждения (Яв), цепь диода Д1 (Яі) и цепь диода Д (Яд) .

156

а )

ъф Je

J

ър

 

Уз, Г '

t

4 s in

И t

/УтР-у)Т

 

ут Ч 1 - у ) т

 

 

 

6)

 

из

“ /7 ~ ^ U H s Rg

iff

л

 

у т

( 1 - у ) Т

ут ( 1 - у ) Т

 

Рис. 7-1. Импульсное рекуперативное торможение двигателя постоянного тока последовательного воз­ буждения с дополнительными тормозными резистора­ ми (при /„ < /„ ) .

а — принципиальная

схема; б — диаграмма

тока і ф на входе

приемника энергии

(при ѵ= 0,1 и 0,25); в — диаграммы токов

и напряжений прерывателя П и диода Д;

г — расчетная схе­

ма замещения для определения средних

значений токов и

 

напряжений.

 


Увеличение сопротивления резистора в якорной цепи Яя и включение дополнительного резистора в цель пре­ рывателя Я не может быть признано целесообразным по соображениям, рассмотренным в § 6-1 применительно к схеме импульсного реостатного торможения.

Включение дополнительного резистора в цепь источ­ ника питания (приемника энергии рекуперации) в боль­ шинстве случаев также нецелесообразно, так как не улучшает характеристику ß= f(y) в начале торможения и приводит ік повышению напряжения на коллекторе ге­ нерирующей машины.

Включение дополнительного резистора R в цепь не- ’ точника питания может оказаться целесообразным >в тех случаях, когда имеется возможность уменьшить э. д. с. источника питания Е (например, путем переключения ча­ стей аккумуляторной батареи с последовательного соеди­ нения в двигательном режиме ' па параллельное —при торможении).

Однако в большинстве практических случаев измене­ ние э. д. е. источника питания Е (т. е. напряжения пи­ тающей сети) невозможно н поэтому увеличение R в дан­ ной главе далее нс рассматривается.

Рассмотрим влияние сопротивлений остальных допол­

нительных резисторов R b,

Яд и Ri (рис.

7-1,а).

При допущении о том,

что пульсации

тока возбуж­

дения, тока якоря и напряжения конденсатора С отсут­ ствуют, т. е. принимая iß = /D; in—In и и = 0, основные токи в схеме рис. 7-1,а можно характеризовать диаграм­ мами, приведенными на рис. 7-1,6. Эти диаграммы соот­ ветствуют случаю, когда в начале торможения ток якоря /я поддерживается постоянным, сопротивления резисто­ ров Ri и Яд равны нулю, а относительное значение со­ противления Яв* равно 0,3.

В интервале времени уТ, когда прерыватель находит­ ся в проводящем состоянии, к диоду Д приложено об­ ратное напряжение Uno=U, через прерыватель протекает ток /по=/в, а ток, передаваемый в приемник энергии, ра-. вен іф = /д і= /я—In- В интервале времени (1—у)Т, когда прерыватель II находится в непроводящем состоянии, ток, передаваемый в приемник, равен току якоря іф = Ія, ток в диоде Д равен току возбуждения /до = /в и к пре­

рывателю П

приложено напряжение Uao = U+ / вЯд

(рис. 7-1,в).

По диаграммам на рис. 7-1,в согласно

(1-21) — (1-28)

могут быть найдены средние значения то­

158