Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
роста соответствуют |
также величины тока якоря |
І„ при |
данных |
|
коэффициентах заполнения. |
|
|
|
|
На третьем этапе |
торможения зависимости v = f ( I B) |
и |
у = /(/„ ) |
|
могут быть определены, если задаться определенными |
значениями |
|||
тока якоря І л. |
|
|
|
|
Соответствующие |
значения тока возбуждения |
могут |
быть опре |
делены по (6-14) табл. 6-1 при т у м а к е - Если применяются двигатели, которые в зоне реализуемых ско
ростей ие имеют ограничения по коммутации и нет необходимости снижать ток якоря на высоких скоростях, то может быть использо ван тот же порядок расчета, кроме пп, 8 , 9 и 11. При таком двух
этапном торможении допустимый ток якоря, поддерживаемый посто янным, также может быть определен по выражению (6-37). Вто рым этапом можно считать окончание процесса торможения при
уменьшающихся токах / п |
п / п, когда сохраняется |
постоянство |
отно |
шения / п//л = const (это |
соответствует третьему |
этапу при |
трех |
этапном торможении). |
|
|
|
Для определения необходимой величины индуктивности цепей возбуждения и якоря по заданным допустимым значениям пульсаций тока в них в общем случае (при наличии всех трех дополнительных резисторов R b, R h, R i) может быть предложен следующий порядок
расчета:
1.Принимая во внимание ранее определенные граничные значе
ния коэффициентов заполнения уш, |
Увг и у пз=уы акс по выражениям |
в табл. 6 - 2 для соответствующего |
способа регулирования (первого |
или второго) определяются зависимости коэффициентов пульсаций б
от коэффициента заполнения у |
|
||
ön .T -f(y); |
бя.т= f(y ) |
при у аі< у< уиг; |
|
б„.я =/(ѵ ); |
бя.п =[(Y ) |
при Yn2 <Y<YKai!C |
|
Найденные при этом максимальные значения коэффициентов |
|||
пульсаций б подставляются в соответствующие |
выражения (6-72) — |
||
(6-75) в табл. |
6-3 и (6-97) — (6-100) в табл. 6-4, |
по которым опреде |
ляются необходимые величины индуктивностей Ь л и Ь л. Постоянные регулирования Кі, Кг в этих выражениях должны быть выбраны
согласно условиям (2-27)-—(2-30).
В частных случаях, когда сопротивления двух из трех резисто ров приняты равными нулю, т. е. при Лі=Л!д= 0 или R i = R B=0, целе сообразно использовать соответствующие выражения табл. 6-5 и 6 - 6
для определения коэффициентов заполнения, при которых имеют ме сто максимальные значения пульсаций. Сравнивая эти «амплитудные» коэффициенты заполнения с граничными значениями уш, ушг, умако
и учитывая характер кривых на рис. 6-14—6-17, можно определить значение коэффициента заполнения, которое должно быть использо вано для определения необходимой индуктивности. Во многих прак тических случаях максимальные значения пульсаций тока возбужде
ния |
и якоря имеют место при у = у В2 (см., например, |
рис. 6 -1 2 ). |
В этих случаях индуктивности L„ и L„ могут быть определены как |
||
по |
выражениям, действительным для этапа торможения |
с / т = const, |
так и по выражениям для этапа с /,i=const. В обоих случаях можно получить один и тот же результат.
При |
двухэтапном |
торможении, |
когда с начала торможения І л — |
||
= const, |
расчет |
необходимых индуктивностей L„ |
и L n значительно |
||
упрощается, так |
как |
определение |
амплитудного |
значения коэффи |
153
циентов пульсаций 5 должно быть проведено только для режима с /я = const.
На основе проведенного в данной главе анализа можно сформу лировать следующие выводы:
1. В системах импульсного реостатного торможения двигателей постоянного тока последовательного возбуждения ослабление поля и уменьшение тока якоря на высоких скоростях может быть осуще ствлено при помощи одного прерывателя без специальных регулято ров возбуждения. Для этого, в частности, может быть использована схема на рис. 6 -2 ,а, которая, кроме основного тормозного резисто
ра У?т, содержит ряд дополнительных резисторов. От соотношений сопротивлении этих резисторов зависят как основные характеристи ки регулирования / в= /(у ) и /л = /(у ), так и величина пульсаций токов.
2 . Анализ влияния дополнительных тормозных резисторов пока
зывает следующее:
а) Увеличение сопротивления резистора в якорной цепи R,u т. е.
подключение цепи возбуждения с последовательным прерызателем к части тормозного резистора, приводит к снижению тормозного мо мента на низких скоростях или к необходимости применения допол
нительной аппаратуры |
для регулирования сопротивления |
резистора |
||
R я. При этом также необходимо увеличить коммутирующую емкость |
||||
прерывателя. |
|
|
|
|
б) |
Включение дополнительных |
резисторов в цепи прерывателя и |
||
в цепи |
возбуждения |
(R a и R в) |
характеризуется такими |
же недо |
статками. |
|
|
|
|
Однако при этом можно уменьшить крутизну нарастания средне |
||||
го значения тока возбуждения d I Bf d \ в начале торможения |
(при ма |
лых значениях у). что желательно для обеспечения устойчивой рабо ты системы торможения. При этом включение дополнительного рези стора в цепь возбуждения эффективнее, чем установка резистора в цепи прерывателя, так как при малых значениях коэффициента за полнения резистор Rn оказывается подключенным только на короткое
время.
в) В силу вышеизложенного наибольший практический интерес
представляет |
применение дополнительных |
резисторов R B, Я я и R і |
|
(рис. 6 -2 ,а ). |
|
резистора R B приводит к уменьше |
|
г) Увеличение сопротивления |
|||
нию максимального ‘(конечного) |
значения |
коэффициента ослабления |
|
поля ß= / п/ / л |
(рис. 6-4) и, следовательно, |
к некоторому уменьшению |
тормозного момента в области малых скоростей.
д) Этого недостатка нет при включении дополнительного рези стора Rz в цепи шунтирующего диода Д. Однако по сравнению со случаем включения резистора в цепи возбуждения наличие R a вызы
вает |
некоторое увеличение пульсации |
тока |
возбуждения |
и |
якоря |
(кривые / и 2 иа рис. 6-14— 6-17). |
|
|
|
|
|
е) |
Пульсации тока возбуждения и тока якоря могут быть умень |
||||
шены |
путем включения резистора R і |
(рис. 6-13). Однако |
при этом |
||
увеличивается начальный коэффициент |
ослабления поля ß |
(рис. 6-5 |
|||
и 6-7), и поэтому применение резистора R і |
целесообразно |
только |
вслучаях неглубокого ослабления поля.
ж) Проведенный анализ и расчеты показывают, что для обеспе
чения рациональной характеристики K = f { \ ) наиболее целесообраз
ным можно считать включение дополнительного резистора в цепь шунтирующего диода Д (рис. 6 -6 ). При этом величина сопротнвле-
154
иия резистора Ад может быть принята равной 10— 15% величины основного тормозного резистора А’т. Однако в случае, когда необхо димо облегчить условия защиты от аварийных сверхтоков, такой до полнительный резистор может быть включен также в цепь обмоток возбуждения.
3. Для торможения двигателей, имеющих ограничения по комму тационной способности па высоких скоростях, может быть предложен трехэтапный способ торможения, при котором:
на первом этапе системой управления поддерживается постоянное среднее значение тока тормозного резистора / T = const (ток якоря при этом постепенно возрастает);
на втором этапе торможение продолжается постоянным и макси
мально допустимым по величине током |
якоря / л= const; |
на третьем этапе торможение заканчивается падающим током |
|
якоря при постоянном (максимальном |
по величине) коэффициенте |
ß= /ц //л =COnst.
4.Для определения основных характеристик регулирования (за висимостей средних значений токов от коэффициента заполнения импульсного цикла и скорости) могут быть предложены методика расчета, изложенная в § 6-4, и выражения, полученные в § 6-2. Эта
методика действительна также для расчета основных характеристик II параметров схемы при двухэтапиом торможении двигателей, ком
мутационные условия которых не требуют уменьшения величины тока якоря на высоких скоростях.
5. Для определения относительно сложных зависимостей пульса ций тока возбуждения и якоря в процессе трехэтапиого торможения целесообразно использовать коэффициенты пульсаций 6 В и бя, кото
рые зависят только от коэффициента заполнения и относительных сопротивлении дополнительных резисторов Ад», Ап*, А і. (см. выра жения в табл. 6-2). Максимальные значения этих коэффициентов могут быть найдены путем построения соответствующих зависимостей
б п= /(ѵ ) и бл—/ (у) |
для |
каждого этапа торможения (кривые иа |
рис. 6-14—6-17). |
|
|
6 . Если относительная величина сопротивления дополнительных |
||
резисторов Ад., А»., |
А і. |
не превышает 0 , 1 , то при первом способе |
регулирования на первом |
этапа торможения (при /т = const) макси |
мальные значения пульсации тока возбуждения имеют место в конце этого этапа или при у=0,5н-0,6 (если Ад,= 0 ) . Максимальные значе ния пульсаций тока якоря при этом также имеют место либо в конце
этого этапа, либо при у ~ 0 ,8 (если Ад*= 0). |
|
|
7. |
При первом способе регулирования и Ад», |
Ab., A u, меньших |
0 , 1 , на |
втором этапе торможения (с постоянным |
током якоря / н = |
= const) максимальные значения тока возбуждения имеют место при
у=0,2-=-0,3 (рис. 6-14), |
а максимальные значения пульсаций тока яко |
р я — при y=0,5-f-0,55 |
(рис. 6-15). |
8 . Пульсации тока |
возбуждения обратно пропорциональны экви |
валентной постоянной времени тв.т= Ав/Ат, а пульсации тока якоря обратно пропорциональны постоянной времени т я .т= А п /А т (табл. 6-3
и 6-4). |
|
|
9. Как показывают расчеты при |
втором способе |
регулирова |
ния необходимы значительно большие |
сглаживающие |
индуктивно |
сти в цепях возбуждения и якоря, чем при первом способе регули рования.
155
Глава с е д ь м а я
ИМПУЛЬСНОЕ РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
В данной главе .рассмотрена возможность осуществления импульсного рекуперативного торможения двигателей по стоянного тока последовательного возбуждения во всем диапазоне скоростей (включая зону ослабления поля и’ зону уменьшения тока якоря при высоких скоростях) без специального регулятора возбуждения. При этом за осно ву принята известная схема Форстера {Л. 105]. Непосред ственное применение этой схемы затруднено из-за боль шой крутизны характеристики ß= f(y) в начале тормо жения, что может привести к нарушениям устойчивости процесса торможения. Поэтому предлагается включить дополнительные тормозные резисторы, которые позволя ют получить желаемые .характеристики регулирования и осуществить, таким образом, комбинированное, рекупера тивно-реостатное торможение двигателей. При этом пред полагается, что в тормозных резисторах будет рассеяна лишь небольшая часть энергии торможения (примерно
10—30%).
Кроме того, в данной главе рассмотрено применение нового способа управления тормозным .процессом, при коюром осуществляется постепенное увеличение така якоря и тока возбуждения на начальном этапе тормо жения.
Рассмотрим влияние дополнительных тормозных рези сторов, которые, так же как при импульсном реостатном торможении (гл. 6), могут быть включены в различные ветви схемы (рис. 7-1,а).
7-1. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ
В общем случае дополнительные тормозные резисторы могут быть включены в следующие ветви схемы на рис. 7-1,а:
цепь якоря (Яя) , цепь прерывателя П (на рис. 7-1,а не показано),
цепь источника питания (Я), цепь возбуждения (Яв), цепь диода Д1 (Яі) и цепь диода Д (Яд) .
156
а )
ъф Je |
J |
ър |
|
Уз, Г ' |
t |
4 s in |
И t |
/УтР-у)Т |
|
ут Ч 1 - у ) т |
|
|
|
6) |
|
из |
“ /7 ~ ^ U H s Rg |
iff |
л |
|
|||
у т |
( 1 - у ) Т |
ут ( 1 - у ) Т |
|
Рис. 7-1. Импульсное рекуперативное торможение двигателя постоянного тока последовательного воз буждения с дополнительными тормозными резистора ми (при /„ < /„ ) .
а — принципиальная |
схема; б — диаграмма |
тока і ф на входе |
приемника энергии |
(при ѵ= 0,1 и 0,25); в — диаграммы токов |
|
и напряжений прерывателя П и диода Д; |
г — расчетная схе |
|
ма замещения для определения средних |
значений токов и |
|
|
напряжений. |
|
Увеличение сопротивления резистора в якорной цепи Яя и включение дополнительного резистора в цель пре рывателя Я не может быть признано целесообразным по соображениям, рассмотренным в § 6-1 применительно к схеме импульсного реостатного торможения.
Включение дополнительного резистора в цепь источ ника питания (приемника энергии рекуперации) в боль шинстве случаев также нецелесообразно, так как не улучшает характеристику ß= f(y) в начале торможения и приводит ік повышению напряжения на коллекторе ге нерирующей машины.
Включение дополнительного резистора R в цепь не- ’ точника питания может оказаться целесообразным >в тех случаях, когда имеется возможность уменьшить э. д. с. источника питания Е (например, путем переключения ча стей аккумуляторной батареи с последовательного соеди нения в двигательном режиме ' па параллельное —при торможении).
Однако в большинстве практических случаев измене ние э. д. е. источника питания Е (т. е. напряжения пи тающей сети) невозможно н поэтому увеличение R в дан ной главе далее нс рассматривается.
Рассмотрим влияние сопротивлений остальных допол
нительных резисторов R b, |
Яд и Ri (рис. |
7-1,а). |
При допущении о том, |
что пульсации |
тока возбуж |
дения, тока якоря и напряжения конденсатора С отсут ствуют, т. е. принимая iß = /D; in—In и и = 0, основные токи в схеме рис. 7-1,а можно характеризовать диаграм мами, приведенными на рис. 7-1,6. Эти диаграммы соот ветствуют случаю, когда в начале торможения ток якоря /я поддерживается постоянным, сопротивления резисто ров Ri и Яд равны нулю, а относительное значение со противления Яв* равно 0,3.
В интервале времени уТ, когда прерыватель находит ся в проводящем состоянии, к диоду Д приложено об ратное напряжение Uno=U, через прерыватель протекает ток /по=/в, а ток, передаваемый в приемник энергии, ра-. вен іф = /д і= /я—In- В интервале времени (1—у)Т, когда прерыватель II находится в непроводящем состоянии, ток, передаваемый в приемник, равен току якоря іф = Ія, ток в диоде Д равен току возбуждения /до = /в и к пре
рывателю П |
приложено напряжение Uao = U+ / вЯд |
(рис. 7-1,в). |
По диаграммам на рис. 7-1,в согласно |
(1-21) — (1-28) |
могут быть найдены средние значения то |
158