Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
II. Нормативы, установленные для предприятия (объединения) выше
стоящей организацией (в % к фонду |
заработной платы |
по |
отчету к |
|||||
1970 г.): |
|
|
(уменьшения) |
|
|
|||
а) За каждый пункт увеличения |
|
|
||||||
темпов товарной (валовой) продукции в опто |
|
|
||||||
вых ценах на 1 июля'1967 г. по сравнению с |
|
0,343 |
||||||
заданиями |
пятилетки ............................................ |
(уменьшения) |
|
|||||
б) За каждый пункт увеличения |
|
|
||||||
уровня общей |
рентабельности |
по |
сравнению |
|
0,310 |
|||
с заданиями п я т и л е т к и ....................................... |
(уменьшения) |
|
||||||
в) За каждый пункт увеличения |
|
|
||||||
темпов роста, производительности |
труда |
. |
по |
|
0,300 |
|||
сравнению |
с заданиями пятилетки . |
г. |
641,2 |
|||||
III. Фонд заработной платы по отчету за 1970 |
тыс. руб. |
|||||||
IV. Фонд материального поощрения в пятилет |
863,4 |
тыс. руб. |
||||||
ием плане |
на |
1974 г............................................. |
|
|
|
|
V.Уточненная сумма фонда материального по ощрения по утвержденному плану на 1974 г.
|
составит: |
суммы фонда материального по |
|
||||||
а) Увеличение |
|
||||||||
|
ощрения за счет увеличения темпов роста то |
|
|||||||
|
варной (валовой) |
продукции в годовом.плане |
|
||||||
|
по сравнению |
с |
заданиями пятилетки |
(1,0Х |
на 21,9 тыс. руб. |
||||
|
Х0,3 4 3 X 6 4 1 2 ) .......................................................... |
|
|
|
|
|
|||
б) Увеличение |
суммы фонда материального по |
|
|||||||
|
ощрения за счет увеличения уровня общей |
|
|||||||
|
рентабельности в годовом плане по сравнению |
на 6,0 тыс. руб. |
|||||||
|
с заданиями |
пятилетки (0,3X0,310X6412) |
. |
||||||
в) Увеличение |
суммы фонда материального по |
|
|||||||
|
ощрения за |
счет |
увеличения |
темпов |
роста |
|
|||
|
производительности труда |
в |
годовом |
плане |
|
||||
|
по сравнению с заданиями пятилетнего плана |
на 77,0 тыс. руб. |
|||||||
|
(4 ,0 X 0 ,3 X 6 4 1 2 ) ...................................................... |
|
|
|
|
||||
Всего |
сумма фонда |
материального |
поощрения |
на |
968,3 тыс. руб. |
||||
1974 г. |
(8 6 3 ,4 + 2 1 ,9 + 6 ,0 + 7 7 ,0 )....................................... |
|
|
|
|
||||
Нормативы отчислений |
от прибыли |
в фонд социально |
культурных мероприятий и жилищного строительства опреде ляются путем деления суммы данного фонда по отчету за 1970 г. на сумму фонда материального поощрения за этот же период. Указанный норматив устанавливается к фонду мате риального поощрения.
Фонды поощрения из прибыли предусматриваются в фи нансовом плане и распределяются по кварталам года пропор ционально квартальному распределению реализации продую ции, прибыли, фонду заработной платы или других показа телей по усмотрению вышестоящей организации.
Такой порядок формирования поощрительных фондов — шаг вперед по сравнению с действующим до 1971 г. положени ем. Он усиливает материальные стимулы повышения эффек тивности производства, побуждает коллективы предприятий к творческой деятельности. Поскольку фонды материального
поощрения |
утверждаются каждому министерству наравне |
||
с фондом |
заработной |
платы |
и их увеличение или умень |
шение не зависит от |
фондов |
заработной платы текущего |
139
года, как было раньше, то сейчас обе формы экономического стимулирования — заработная плата и фонд материального поощрения — «работают» в одном и том же направлении — достижение более высокой эффективности работы предприя тия. Размеры фондов материального поощрения по годам пятилетки рассчитываются предприятиями с обязательным участием профсоюзов, и, что особо важно, социалистические обязательства по дополнительному выпуску продукции сейчас фиксируются в годовых планах, о чем говорилось в предыду щих' главах работы. В то же время сейчас существует прямая непосредственная экономическая заинтересованность и ответ ственность за формирование фондов органов управления всех уровней от министерства до предприятия.
Сейчас еще рано говорить об эффективности данной систе мы формирования фондов материального поощрения, но без условно одно, что она устраняет ряд существенных недостат ков, которые частично были выше отмечены.
Жизнь идет вперед, и, как показывает имеющийся опыт, данная система не лишена некоторых, уже очевидных недо статков. Во-первых, не исчезла ситуация, что предприятие каким-то образом может получить «облегченное» плановое задание и будет иметь возможность брать более повышенные годовые планы и за этот счет повышать более высокими тем пами фонды материального поощрения. Во-вторых, система подсчета и определения нормативов все еще остается слож ной. В-третьих, в министерствах не разработана система группировок предприятий и нормативы не дифференцированы по группам, а это ставит в менее выгодное положение хорошо работающие предприятия. В-четвертых, нет ясности в опреде лении нижней границы уменьшения фондов не только по фак ту, но и в годовом плане, хотя это как будто бы и предусмот рено нормативами повышения и снижения отчислений прибы ли в фонды в зависимости от увеличения или уменьшения годовых планов по сравнению с заданиями пятилетки. Но как быть с теми предприятиями, которые находятся в зави симости от природных условий (лесная, горнорудная, рыбная и другие отрасли) или от работы других отраслей (пищевая, мясо-молочная, текстильная и др.). Если к этим отраслям применять полностью пониженные нормативы, то в неблаго приятные годы у них резко уменьшатся, а может быть и сов сем не будут созданы фонды стимулирования. •
Как показывают расчеты, произведенные Госпланом СССР, если 25% предприятий любой отрасли промышленности фон ды экономического стимулирования сохранить на уровне 40% от суммы, предусмотренной пятилетним планом, то снижение фондов по отрасли в целом составит в пределах 15% общей суммы9. Снижение фондов министерств, превышающих 15—
9 «Плановое хозяйство», 1973, № 3, стр. 59.
140
25% против установленных пятилетним планом сумм, сводит всю систему стимулирования к минимальному воздействию на производство и ставит предприятия в трудные условия по ликвидации возможностей отставания.
В целях больших возможностей мобилизации резервов в благоприятные периоды было бы целесообразным разрешить предприятиям за перевыполнение годовых планов увеличи вать фонды экономического стимулирования по полным нор мативам, а не уменьшенным на 30% и выше, как это преду смотрено Междуведомственной комиссией при Госплане
СССР. Это мероприятие, на наш взгляд, равносильно преиму щественному поощрению предприятий за выполнение напря женных планов. Это особенно важно осуществить в остав шиеся два года девятой пятилетки, задание которых будет значительно напряженнее первых двух лет.
Поскольку основной функцией хозрасчетных фондов сти мулирования предприятий и объединений является повышение эффективности производства на основе его интенсивности, что находит свое выражение в повышении производительности труда, то, может быть, следовало бы провести эксперимент по формированию фондов стимулирования в зависимости только от показателя роста производительности труда. За каждый процент роста производительности труда отчислять в фонды соответствующий процент прибыли, скорректированный на коэффициент соотношения роста заработной платы и произ водительности труда. Желательно, чтобы нормативы были стабильными на весь срок пятилетнего плана. Такой метод формирования поощрительных фондов способствовал бы по стоянному росту производительности труда, создал бы ста бильность фондов и постоянную заинтересованность пред приятий в наиболее полном использовании имеющихся резервов, обеспечил бы согласованность нормативов с осталь ными показателями плана.
Сейчас, показатель производительности труда учитывает ся, об этом было сказано выше и отмечено, что это положитель ный шаг, но при этом не следует забывать, что основными фондообразующими показателями остаются прирост реализа ции продукции и уровень рентабельности.
Однако показатель рентабельности, как отмечают некото рые экономисты10, является наиболее слабым звеном в систе ме экономического стимулирования. Как известно, показатель рентабельности не фиксируется министерствам и ведомствам в заданиях пятилетнего и годового планов, он устанавливает ся министерствами для предприятий, в то время как уровень рентабельности предприятий зависит от технической полити
10 «Плановое хозяйство», 1973, № 3; см. В. Р ж е ш е в с к и й . Повы шение эффективности поощрительных фондов.
141
ки министерства, поскольку последнее определяет уровень капитальных вложений, пересматривает структуру производ ства и его размещение. Поэтому, если показатель рентабель ности оставлять одним из основных фондообразующих, та следует его сделать сквозным от предприятия до министерст ва. Но в этой связи встает вопрос о методике его определения для министерств, ведомств и объединений. В настоящее время показатель рентабельности для этого звена определяется по промышленному балансу. Неустановленное оборудование,, здауия и сооружения, находящиеся в стадии строительства и числящиеся на балансе строительных организаций, в подсчете уровня рентабельности министерств не учитываются, в то время как непрокредитованные сверхплановые запасы не установленного оборудования почти в каждом министерстве составляют десятки, а иногда и сотни миллионов рублей. Так, на начало 1972 г. они составили по Минэлектропрому около 13 млн. руб., Минцветмету — более 60 млн. руб., Минчермету СССР — более 290 млн. руб.11. Приведенные факты убе дительно говорят о необходимости показателя рентабельности или поисков других показателей контроля и стимулирования работы министерств, объединений и предприятий по всей со вокупности их деятельности.
Внастоящее время в порядке опыта в Минприборе СССР
иГлавмосавтотрансе проверяется иная плановая система контроля и стимулирования за работой всех подразделений. Ее суть состоит в том, что контроль за использованием как действующих, так и вновь вводимых производственных фон дов осуществляется на основе твердо установленных норма тивов сроком на пять лет с разбивкой по годам распределе ния прибыли между ведомством и госбюджетом с учетом утвержденных на пять лет абсолютных сумм платежей в бюд жет и гарантии их внесения. Этот метод, безусловно, заслу живает, на наш взгляд, внимания. Но его внедрение требует большой подготовительной работы и проведения целого комп лекса мероприятий. Как отмечалось выше, экономическое стимулирование не может само по себе решить задачи повы шения эффективности производства, оно как важнейшая составная часть управления производством должно приме
няться в комплексе всех экономических мероприятий, т. е. с одновременным решением других экономических проблем, в частности с пересмотром оптовых цен, поскольку от уровня последних изменяется объем реализованной продукции и мас са прибыли, а также с пересмотром тарифных ставок и дру гих мероприятий, которые бы отражались в пятилетием плане.
11 «Плановое хозяйство», 1973, № 3, стр. 60.
142