Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прибыли заранее по твердым нормативам перечисляется в го­ сударственный бюджет. Эти нормативы устанавливаются дифференцированно для каждой отрасли народного хозяйства в зависимости как от задач развития самой отрасли, так и всей структуры общественного производства.

Твердо установленные посредством долгосрочных норма­ тивов отчисления в государственный бюджет от чистой при­ были производственных объединений в условиях некоторой относительной экономической самостоятельности являются важнейшей составной частью планомерно функционирующей экономической системы социализма и хозяйственного расчета как планомерного метода хозяйствования.

Нормативы распределения чистой прибыли выполняют сле­ дующие функции и обеспечивают решение следующих задач.

Во-первых, нормативы отчисления чистой прибыли непо­ средственно в государственный бюджет являются важнейшим рычагом изменения структурного развития производства. По­ средством их государство может успешно регулировать раз­ меры расширения отрасли внутри объединений, комбинатов и предприятий. Одновременно осуществляется наряду с други­ ми мероприятиями, взаимосвязь прямого директивного и хоз­ расчетного методов планомерного движения общественного производства.

Во-вторых, посредством нормативов отчисления чистой прибыли в госбюджет оказывается стимулирующее воздейст­ вие на систематическое снижение себестоимости произведен­ ной продукции, постоянное совершенствование структуры производства на предприятиях, повышение эффективности производственных фондов.

В-третьих, нормативы распределения чистой прибыли ма­ териально заинтересовывают всех работников в увеличении прибыли и поощрительных фондов, а следовательно, в повы­ шении качества выпускаемой продукции, в наиболее полном удовлетворении постоянно растущих потребностей трудя­ щихся.

В-четвертых, твердые, но экономически обоснованные нор­ мативы отчисления от чистой прибыли обеспечивают попол­ нение государственного бюджета денежными средствами для удовлетворения финансовых нужд государства, т. е. обеспе­ чения общенародных потребностей.

Необходимо отметить, что использование и применение этого метода при существующих условиях встречает ряд су­ щественных трудностей.

Прибыль — величина интегральная, она может быть полу­ чена и за счет снижения себестоимости, и за счет расширения производства или даже за счет повышения цен. Чтобы как-то расчленить эти факторы, на практике прибегают к сложным расчетам, которые не упрощают, а еще больше усложняют

130


как само распределение прибыли, так и всю систему сти­ мулирования. Не считаться с факторами получения при­ были никак нельзя, ибо можно допускать неоправдан­ ное поощрение отдельных коллективов. Поэтому неко­ торые экономисты пытались вводить в формулы распре­ деления различные поправочные коэффициенты, однако диф­ ференциация прибыли по основным факторам не нашла практического применения. Но это не доказательство. Почему же в таком случае такой способ распределения прибыли и формирования фондов экономического стимулирования полу­ чил права гражданства в ГДР? Дело все в том, что для его использования требуется одно важнейшее условие, чтобы расширение производства на действующих предприятиях осу­ ществлялось за счет «самофинансирования», т. е. той части прибыли, которая по нормативам и предназначена на разви­ тие и совершенствование производства. Конечно, это «само­ финансирование» должно быть заложено в народнохозяйст­ венном плане и тесно увязано с материально-техническим снабжением. В этих условиях отпадает необходимость поис­ ков дифференцированных факторов прибыли, ибо достигну­ тые успехи тем или иным предприятием есть результат тру­ довых усилий всего коллектива данного предприятия.

Итак, после внесения платежей в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных платежей (там, где они установлены), процента за кредит и погашения убытков из оставшейся прибыли, или, как ее называют, расчетной, предприятие формирует фонды экономического стимулиро­ вания.

§2. ФОРМИРОВАНИЕ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Действенность экономического стимулирования прежде всего зависит от выбора оценочных показателей работы пред­ приятия и нормативов, на основе которых формируются фон­ ды экономического стимулирования.

Оценочные показатели работы предприятия, с одной сторо­ ны, должны объективно показ'ывать уровень хозяйствования, с другой — являться объективной основой для формирования фондов экономического стимулирования предприятия и его работников.

Следовательно, в оценочных показателях должно найти место отражение деятельности предприятия: по развитию и совершенствованию производства, т. е. увеличению выпуска продукции, повышению производительности труда и качеству выпускаемой продукции, снижению себестоимости, комплекс­ ному использованию сырья и материалов, максимальной ути­ лизации отходов, т. е. все то, что способствует повышению эф­ фективности производства.

5*

131


Оценочные показатели работы предприятия одновременно выступают и как фондообразующие показатели для формиро­ вания хозрасчетных фондов экономического стимулирования.

До введения экономической реформы (1965 г.) основным оценочным показателем работы предприятия был показатель перевыполнения государственного плана по валовой продук­ ции и на этом строилась система экономического стимулиро­ вания. На практике это нередко приводило к тому, что неко­ торые, предприятия составляли заниженные планы и оставля­ ли значительные неиспользованные резервы «про запас», чтобы можно было не только выполнить, но и сравнительно легко перевыполнить плановое задание и получить соответст­ вующее вознаграждение.

Экономической реформой (1965 г.) было введено два оце­ ночных и в то же время фондообразующих показателя: 1) темпы прироста объема реализации готовой продукции или прибыли и 2) уровень расчетной рентабельности.

Показатель темпов прироста реализации продукции или прибыли, с одной стороны, «заставляет» предприятие увели­ чивать выпуск продукции или получение прибыли, а тем са­ мым выполнять и перевыполнять государственный план, а с другой — способствует увеличению фондоотдачи и тем са­ мым повышению эффективности производства. Показатель же расчетной рентабельности «заставляет» предприятие улуч­ шать качественные показатели работы предприятия, т. е. по­ вышать производительность труда, качество выпускаемой про­ дукции, снижать себестоимость продукции, наиболее полно использовать все производственные фонды, а также утилизи­ ровать производственные отходы и т. д.

Расчетная рентабельность означает то, что для ее опреде­ ления берется не вся полученная прибыль предприятием, а ее оставшаяся часть после внесения в госбюджет «платы за фонды», процента за кредит и фиксированных платежей, ко­ торая относится к среднегодовой стоимости основных произ­ водственных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных Госбанком, и сверхнормативных запасов неустановленного оборудования. Таким образом, для повы­ шения уровня расчетной рентабельности предприятие должно освобождаться от сверхнормативных запасов оборотных средств и неустановленного оборудования.

Новые оценочные показатели производственной деятель­ ности предприятия и формирования фондов экономического стимулирования по замыслу должны способствовать повыше­ нию как количественных, так и качественных результатов производства, заинтересовывать предприятия в более полном использовании имеющихся резервов, в принятии напряжен­ ных планов.

Итак, начиная с 1965 по 1969 г. фондообразующими пока­

132


зателями для формирования фондов материального поощре­ ния и социально-культурных мероприятий и жилищного строительства служил каждый процент прироста объема реализации продукции или прибыли, предусмотренных в пла­ не текущего года по сравнению с фактом предыдущего года и за каждый процент расчетной рентабельности, предусмот­ ренной в плане, ■— и все это относилось в процентах к фонду заработной платы всего персонала. Формирование фонда раз­ вития 'производства происходило по тому же принципу, но его размеры определялись в процентах к среднегодовой стои­ мости основных производственных фондов.

Следует отметить, что такая система экономического сти­ мулирования предприятий дала определенные результаты. Так, за период с 1966 по 1969 г. в промышленности произве­

дено и

реализовано дополнительной

продукции на

11 млрд.

руб. и получено прибыли на 3 млрд,

руб.8, это гово­

рит о том, что достигнут определенный экономический эф­ фект. Однако, как показал почти пятилетний опыт, на прак­ тике данный метод формирования фондов и организации экономического стимулирования не полностью отвечает по­ ставленным задачам и содержит в себе существенные недо­ статки, которые наиболее остро проявились в добывающих отраслях промышленности. В самых общих чертах эти недо­ статки можно свести к следующему: ^ о-первых. из двух фондообразующих показателей основный стал показатель рентабельности.

Это обусловлено тем, что в стартовый период предприятия располагали значительными лежащими на поверхности резер­ вами, которые можно было сравнительно легко использовать, поэтому в первое время имел место сравнительно большой прирост объема реализации продукции и массы прибыли, по­ высилась как общая, так и расчетная рентабельность, в ре­ зультате заметно увеличились и фонды экономического сти­ мулирования. Но в последующие годы, когда пришлось ис­ пользовать глубинные резервы, предприятия не могли давать такой же прирост реализации продукции и, несмотря на улуч­ шение результатов работы по сравнению? с предыдущим пе­ риодом, на предприятиях фонды экономического стимулиро­ вания оставались на том же уровне или даже уменьшались.

По существовавшему методу формирования фондов эконо­ мического стимулирования темп роста реализации продукции определялся сравнением планируемых объемов реализации с отчетными, т. е. с достигнутым уровнем. Это также у пред­ приятий вызывало опасения в том, что по не зависящим от коллектива причинам могут создаться условия, при которых не обеспечивается устойчивый темп роста реализации про­

«Плановое хозяйство», 1971, № 9, стр. 5.

133