Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
прибыли заранее по твердым нормативам перечисляется в го сударственный бюджет. Эти нормативы устанавливаются дифференцированно для каждой отрасли народного хозяйства в зависимости как от задач развития самой отрасли, так и всей структуры общественного производства.
Твердо установленные посредством долгосрочных норма тивов отчисления в государственный бюджет от чистой при были производственных объединений в условиях некоторой относительной экономической самостоятельности являются важнейшей составной частью планомерно функционирующей экономической системы социализма и хозяйственного расчета как планомерного метода хозяйствования.
Нормативы распределения чистой прибыли выполняют сле дующие функции и обеспечивают решение следующих задач.
Во-первых, нормативы отчисления чистой прибыли непо средственно в государственный бюджет являются важнейшим рычагом изменения структурного развития производства. По средством их государство может успешно регулировать раз меры расширения отрасли внутри объединений, комбинатов и предприятий. Одновременно осуществляется наряду с други ми мероприятиями, взаимосвязь прямого директивного и хоз расчетного методов планомерного движения общественного производства.
Во-вторых, посредством нормативов отчисления чистой прибыли в госбюджет оказывается стимулирующее воздейст вие на систематическое снижение себестоимости произведен ной продукции, постоянное совершенствование структуры производства на предприятиях, повышение эффективности производственных фондов.
В-третьих, нормативы распределения чистой прибыли ма териально заинтересовывают всех работников в увеличении прибыли и поощрительных фондов, а следовательно, в повы шении качества выпускаемой продукции, в наиболее полном удовлетворении постоянно растущих потребностей трудя щихся.
В-четвертых, твердые, но экономически обоснованные нор мативы отчисления от чистой прибыли обеспечивают попол нение государственного бюджета денежными средствами для удовлетворения финансовых нужд государства, т. е. обеспе чения общенародных потребностей.
Необходимо отметить, что использование и применение этого метода при существующих условиях встречает ряд су щественных трудностей.
Прибыль — величина интегральная, она может быть полу чена и за счет снижения себестоимости, и за счет расширения производства или даже за счет повышения цен. Чтобы как-то расчленить эти факторы, на практике прибегают к сложным расчетам, которые не упрощают, а еще больше усложняют
130
как само распределение прибыли, так и всю систему сти мулирования. Не считаться с факторами получения при были никак нельзя, ибо можно допускать неоправдан ное поощрение отдельных коллективов. Поэтому неко торые экономисты пытались вводить в формулы распре деления различные поправочные коэффициенты, однако диф ференциация прибыли по основным факторам не нашла практического применения. Но это не доказательство. Почему же в таком случае такой способ распределения прибыли и формирования фондов экономического стимулирования полу чил права гражданства в ГДР? Дело все в том, что для его использования требуется одно важнейшее условие, чтобы расширение производства на действующих предприятиях осу ществлялось за счет «самофинансирования», т. е. той части прибыли, которая по нормативам и предназначена на разви тие и совершенствование производства. Конечно, это «само финансирование» должно быть заложено в народнохозяйст венном плане и тесно увязано с материально-техническим снабжением. В этих условиях отпадает необходимость поис ков дифференцированных факторов прибыли, ибо достигну тые успехи тем или иным предприятием есть результат тру довых усилий всего коллектива данного предприятия.
Итак, после внесения платежей в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных платежей (там, где они установлены), процента за кредит и погашения убытков из оставшейся прибыли, или, как ее называют, расчетной, предприятие формирует фонды экономического стимулиро вания.
§2. ФОРМИРОВАНИЕ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Действенность экономического стимулирования прежде всего зависит от выбора оценочных показателей работы пред приятия и нормативов, на основе которых формируются фон ды экономического стимулирования.
Оценочные показатели работы предприятия, с одной сторо ны, должны объективно показ'ывать уровень хозяйствования, с другой — являться объективной основой для формирования фондов экономического стимулирования предприятия и его работников.
Следовательно, в оценочных показателях должно найти место отражение деятельности предприятия: по развитию и совершенствованию производства, т. е. увеличению выпуска продукции, повышению производительности труда и качеству выпускаемой продукции, снижению себестоимости, комплекс ному использованию сырья и материалов, максимальной ути лизации отходов, т. е. все то, что способствует повышению эф фективности производства.
5* |
131 |
Оценочные показатели работы предприятия одновременно выступают и как фондообразующие показатели для формиро вания хозрасчетных фондов экономического стимулирования.
До введения экономической реформы (1965 г.) основным оценочным показателем работы предприятия был показатель перевыполнения государственного плана по валовой продук ции и на этом строилась система экономического стимулиро вания. На практике это нередко приводило к тому, что неко торые, предприятия составляли заниженные планы и оставля ли значительные неиспользованные резервы «про запас», чтобы можно было не только выполнить, но и сравнительно легко перевыполнить плановое задание и получить соответст вующее вознаграждение.
Экономической реформой (1965 г.) было введено два оце ночных и в то же время фондообразующих показателя: 1) темпы прироста объема реализации готовой продукции или прибыли и 2) уровень расчетной рентабельности.
Показатель темпов прироста реализации продукции или прибыли, с одной стороны, «заставляет» предприятие увели чивать выпуск продукции или получение прибыли, а тем са мым выполнять и перевыполнять государственный план, а с другой — способствует увеличению фондоотдачи и тем са мым повышению эффективности производства. Показатель же расчетной рентабельности «заставляет» предприятие улуч шать качественные показатели работы предприятия, т. е. по вышать производительность труда, качество выпускаемой про дукции, снижать себестоимость продукции, наиболее полно использовать все производственные фонды, а также утилизи ровать производственные отходы и т. д.
Расчетная рентабельность означает то, что для ее опреде ления берется не вся полученная прибыль предприятием, а ее оставшаяся часть после внесения в госбюджет «платы за фонды», процента за кредит и фиксированных платежей, ко торая относится к среднегодовой стоимости основных произ водственных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных Госбанком, и сверхнормативных запасов неустановленного оборудования. Таким образом, для повы шения уровня расчетной рентабельности предприятие должно освобождаться от сверхнормативных запасов оборотных средств и неустановленного оборудования.
Новые оценочные показатели производственной деятель ности предприятия и формирования фондов экономического стимулирования по замыслу должны способствовать повыше нию как количественных, так и качественных результатов производства, заинтересовывать предприятия в более полном использовании имеющихся резервов, в принятии напряжен ных планов.
Итак, начиная с 1965 по 1969 г. фондообразующими пока
132
зателями для формирования фондов материального поощре ния и социально-культурных мероприятий и жилищного строительства служил каждый процент прироста объема реализации продукции или прибыли, предусмотренных в пла не текущего года по сравнению с фактом предыдущего года и за каждый процент расчетной рентабельности, предусмот ренной в плане, ■— и все это относилось в процентах к фонду заработной платы всего персонала. Формирование фонда раз вития 'производства происходило по тому же принципу, но его размеры определялись в процентах к среднегодовой стои мости основных производственных фондов.
Следует отметить, что такая система экономического сти мулирования предприятий дала определенные результаты. Так, за период с 1966 по 1969 г. в промышленности произве
дено и |
реализовано дополнительной |
продукции на |
11 млрд. |
руб. и получено прибыли на 3 млрд, |
руб.8, это гово |
рит о том, что достигнут определенный экономический эф фект. Однако, как показал почти пятилетний опыт, на прак тике данный метод формирования фондов и организации экономического стимулирования не полностью отвечает по ставленным задачам и содержит в себе существенные недо статки, которые наиболее остро проявились в добывающих отраслях промышленности. В самых общих чертах эти недо статки можно свести к следующему: ^ о-первых. из двух фондообразующих показателей основный стал показатель рентабельности.
Это обусловлено тем, что в стартовый период предприятия располагали значительными лежащими на поверхности резер вами, которые можно было сравнительно легко использовать, поэтому в первое время имел место сравнительно большой прирост объема реализации продукции и массы прибыли, по высилась как общая, так и расчетная рентабельность, в ре зультате заметно увеличились и фонды экономического сти мулирования. Но в последующие годы, когда пришлось ис пользовать глубинные резервы, предприятия не могли давать такой же прирост реализации продукции и, несмотря на улуч шение результатов работы по сравнению? с предыдущим пе риодом, на предприятиях фонды экономического стимулиро вания оставались на том же уровне или даже уменьшались.
По существовавшему методу формирования фондов эконо мического стимулирования темп роста реализации продукции определялся сравнением планируемых объемов реализации с отчетными, т. е. с достигнутым уровнем. Это также у пред приятий вызывало опасения в том, что по не зависящим от коллектива причинам могут создаться условия, при которых не обеспечивается устойчивый темп роста реализации про
«Плановое хозяйство», 1971, № 9, стр. 5.
133