Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
дукции. Так, например, лесозаготовительная промышленность, как и сельское хозяйство, конечно, в меньшей степени нахо дится в зависимости от погодно-климатических и лесорасти тельных условий. В леспромхозах нет однородного предмета труда, т. е. лесосечного фонда. В один год попадает хороший лесосечный фонд, как по запасу на га лесной площади, по породному составу и самое главное хорошие почвенно-рель ефные условия, а в последующие годы эти факторы могут быть самыми неблагоприятными. Все это сказывается на про изводственно-экономических результатах производства. Не редко бывает так, что при наименьших усилиях предприятие становится передовым, а на следующий год то же предприя тие при больших усилиях — чуть ли не самым отстающим, а отсюда все последствия. Для того чтобы не попасть в дан ную ситуацию, сохранить фонды экономического стимулиро вания на прежнем уровне, некоторыми руководителями пред приятий при планировании производства создавались для будущего года известные резервыроста производства и реализации продукции «про запас» (что противоречит прин ципам социалистического хозяйствования и духу реформы). Таким образом, могучий экономический стимул начинал не стимулировать, а сдерживать развитие производства. Необ ходимо иметь в виду и то, что наличие двух фондообразую щих показателей позволяет в известной мере маневрировать и выбирать из них наиболее выгодный для предприятия, но не всегда желательный для народного хозяйства в целом. Вовторых, в значительной части леспромхозов европейского Северо-Запада и Востока, в том числе Архангельской, Воло годской, Пермской, Свердловской, Кировской областей, Ка рельской и Коми АССР, а частично и районах Сибири лесо сечный фонд сокращается и объемы вывозки древесины не могут увеличиваться, в связи с этим леспромхозы должны перестраивать свое производство не в сторону увеличения объемов заготовки и вывозки, а в сторону наиболее полного комплексного использования древесины, а это связано с тех нической перестройкой производства, что на первых порах неизбежно сказывается на снижении объемов реализации про дукции и рентабельности. При перестройке производства предприятие какой-то период времени работает как бы в счет будущего, пока не стабилизируется производство по новой технологии и структуре. В этих условиях нормативы отчисле ния в фонды экономического стимулирования в зависимости от темпов прироста прибыли или реализации также не спо собствуют решению задачи повышения эффективности произ водства.
В-третьих, недостатком действовавших нормативов было то, что они не были стабильными. Отсутствие стабильных нормативов формирования фондов экономического стимулиро
134
вания не заинтересовывало коллективы предприятий ни в раз- |
,< |
|||||||
работке более напряженных планов, ни в проведении крупных |
! |
|||||||
технико-экономических мероприятий для подъема производ- |
( |
|||||||
ства. Наоборот, изменяемые ежегодно, а иногда и корректи- |
||||||||
руемые по достигнутому уровню в течение года |
|
нормативы |
j |
|||||
порождают у руководителей предприятий своеобразную «бо |
|
|||||||
язнь» в разработке напряженных планов и наиболее глубоком |
|
|||||||
использовании резервов. Стабильные нормативы формирова |
|
|||||||
ния фондов наиболее полно стимулируют хозяйственную ини |
|
|||||||
циативу, заставляют каждое предприятие вскрывать и исполь |
|
|||||||
зовать внутрихозяйственные резервы, повышать эффектив |
|
|||||||
ность производства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В-четвертых, величина фондов материального поощрения, |
|
|||||||
социально-культурных мероприятий и жилищного |
строитель |
|
||||||
ства зависела от величины фонда заработной платы текущего |
|
|||||||
года. На практике получалось, что чем больше фонд зара |
|
|||||||
ботной платы, тем больше и фонд материального поощрения. |
|
|||||||
Такой метод формирования поощрительных фондов не заин |
|
|||||||
тересовывал предприятия в сокращении фонда |
|
заработной |
|
|||||
платы, в повышении производительности живого труда, в сни |
|
|||||||
жении себестоимости. К тому же нормативы устанавливались |
|
|||||||
в тысячных долях процента к фонду заработной |
платы |
за |
|
|||||
каждый процент планового прироста реализации продукции |
|
|||||||
или прибыли, за каждый процент расчетной рентабельности. |
|
|||||||
Они были очень громоздки, неудобны для расчетов и малопо |
|
|||||||
нятны для рабочих. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В-пя'тых, неодинаковая плановая и фактическая расчетная |
|
|||||||
рентабельность, обусловленная действующими ценами и в си |
|
|||||||
лу этого |
неодинаковыми размерами |
прибыли |
в |
расчете |
на |
|
||
1 руб. затрат по заработной |
плате, |
создали |
значительные |
|
||||
различия в размерах фондов экономического стимулирования |
|
|||||||
и поставили в невыгодное положение такие трудоемкие отрас |
|
|||||||
ли, как угольную, лесную, черную металлургию и некоторые |
|
|||||||
другие. Как относительно низко рентабельные и имеющие на |
|
|||||||
пряженные задания по производству, эти отрасли в стартовый |
|
|||||||
период не смогли взять на себя повышенные дополнительные |
|
|||||||
задания по увеличению прибыли, |
и поэтому за прошлое пяти |
|
||||||
летие фактический размер фондов стимулирования у них был |
|
|||||||
ниже исходных норм, установленных МВК, что резко снижало |
|
|||||||
их стимулирующую роль по повышению эффективности про |
|
|||||||
изводства, ибо стимулирующее |
воздействие поощрительных |
|
||||||
фондов обусловлено их определенной величиной. |
|
|
|
|||||
Опыт других отраслей промышленности, а также комбина |
|
|||||||
тов «Удмуртлес», «Ленлес», «Новгородлес» показывает, что |
|
|||||||
наибольшая стимулирующая роль фондов на развитие произ |
|
|||||||
водства оказывается при величине фонда материального по |
|
|||||||
ощрения |
не менее 10—11%, |
фонда |
социально-культурных |
|
мероприятий и жилищного строительства 3—5% к фонду за-
135
работной платы всего персонала и фонда развития производ ства за счет прибыли 2—3% к стоимости основных производ ственных фондов. Только при этих размерах фонды проявят свое полное стимулирующее воздействие.
Следовательно, соотношение или границы хозрасчетных фондов экономического стимулирования по отношению к централизованным устанавливаются примерно в этих преде
лах. Следует отметить, что на девятую |
пятилетку |
(1971— |
1975 гг.) по предприятиям заложены |
нормативы, |
близкие |
к этим. |
|
|
Во исполнение решений XXIV съезда КПСС, обязывающих усилить действенность экономического стимулирования в по вышении эффективности общественного производства, был проведен глубокий анализ действия системы стимулирования, введенной в 1965 г. На основе этого в июне 1971 г. было при нято и опубликовано постановление Совета Министров СССР
«О некоторых мерах по улучшению планирования и эконо мического стимулирования промышленного производства», а в мае 1972 г. были утверждены Междуведомственной комис сией при Госплане СССР «Основные положения», в которых были учтены отмеченные недостатки и принят несколько иной порядок формирования хозрасчетных фондов стимулирования. Новое в формировании последних состоит в том, что они увя зываются с заданиями пятилетнего плана отрасли (министер ства). В целях ликвидации резких различий в размерах фондов между отраслями народного хозяйства признано це лесообразным размеры фондов устанавливать в централизо ванном порядке, исходя из показателей утвержденного пяти летнего плана. Важной особенностью формирования фондов является то, что министерствам и ведомствам разрешено создавать резервы по фондам стимулирования за счет отчис лений от прибыли (в пределах средств, предусмотренных пятилетним планом) для обеспечения устойчивости нормати вов формирования фондов с учетом конкретных условий про изводства, а также для поощрения предприятий, в которых повышается удельный вес новых видов изделий в общем объе ме реализации продукции.
В текущем пятилетии предусмотрены следующие фондооб разующие показатели: объем реализации или прибыли по годам с нарастающим итогом, уровень расчетной рентабель ности и повышение производительности труда. В соответствии с этими показателями и определяются стабильные нормативы увеличения или уменьшения фондов, заложенных в пятилет ием плане.
Объединениям и предприятиям определена примерная величина фондов на конец пятилетки.
Фонд- социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по годам пятилетки определяется, исходя из
136
планового фонда материального поощрения в пределах 30—
50% его величины.
Фонд развития производства формируется за счет аморти зационных отчислений, направляемых на полное восстановле ние основных производственных фондов, за счет отчислений от прибыли, в зависимости от роста балансовой прибыли.
Таким образом, в девятой пятилетке фонды экономиче ского стимулирования заложены в пятилетний план. Если предприятие будет перевыполнять плановое задание по тем пам роста реализации продукции, производительности труда, уровню рентабельности, то размеры фондов по соответствую щим нормативам увеличатся, если же предприятие не выпол няет плановых заданий, то по этим же нормативам фонды уменьшаются.
Источником увеличения фондов является только дополни тельная прибыль, оставшаяся после внесения всех платежей в бюджет и погашения за счет прибыли ссуд, выданных бан ком на временное восполнение недостатка собственных обо ротных средств.
При разработке стабильных нормативов отчислений при были в фонды стимулирования следует. иметь в виду сле дующее:
1. Границей фонда материального поощрения является обеспечение обоснованного соотношения заработной платы, производительности труда, прибыли и других плановых пока зателей, предусмотренных пятилетним планом.
2. Усиление стимулирования роста объема реализации продукции или прибыли, повышения рентабельности произ водства, повышения производительности труда и повышение удельного веса новой продукции в общем объеме произ водства.
Выше было отмечено, что фонды в зависимости от выпол нения количественных и качественных показателей пятилет него плана подлежат корректировке по разработанным нор мативам.
Стабильные нормативы разрабатывают министерства и ведомства в процентах к фонду заработной платы всего пер сонала по отчету 1970 г. Нормативы отчисления от прибыли в фонд материального поощрения за каждый процент изме нения темпов роста объема товарной продукции (прибыли) исчисляются делением части средств фонда материального поощрения в процентах к общему фонду заработной платы по группе предприятий или отрасли, как правило, 40% — на среднегодовой рост товарной продукции (прибыли).
Нормативотчислений в фонды за каждый процент изме нения уровня общей рентабельности определяется дёлением части фонда материального поощрения в процентах к обще му фонду заработной платы по группе предприятий или от
137
расли (как правило, до 60% этого фонда) на уровень общей рентабельности, достигнутой в 1970 г..
При этом средства фонда материального поощрения и фонда заработной платы по отчету за 1970 г. принимаются за базу. Покажем это на условном примере.
Фонд материального поощрения по отчету за 1970 г. к фонду заработной платы составил 10,3%, среднегодовой темп роста объема товарной продукции по пятилетнему плану — 12,0%, уровень общей рентабельности по отчету за 1970 г.—
20%.
Норматив за каждый процент увеличения |
(уменьшения) |
темпов роста товарной продукции (прибыли) |
в процентах |
к фонду заработной платы 1970 г. |
|
10 ,3 x4 0
0,343.
12,0x100
Норматив за каждый пункт увеличения (уменьшения) уровня общей рентабельности (в % к фонду заработной пла ты 1970 г.)
10 ,3 x6 0
= 0,310.
20,0x100
Норматив увеличения (уменьшения) фонда материального поощрения за каждый пункт повышения (снижения) произво дительности труда в годовых уточненных планах по сравне нию с заданиями пятилетнего плана, как правило, опреде ляется в пределах от 0,15 до 0,3%; общего фонда заработной платы объединения или предприятия.
Зная нормативы увеличения (уменьшения) фонда матери ального поощрения, при утверждении уточненных годовых планов фонд материального поощрения объединения — пред приятия определяется путем умножения превышения (сниже ния) каждого из фондообразующих показателей, отраженных в годовом плане по сравнению с заданием пятилетнего плана, на соответствующий норматив.
Покажем этот расчет на условном примере.
I. Исходные данные
|
|
|
|
Утверж |
|
|
|
|
Единица |
денные в |
Проект |
Отклоне |
|
|
|
измерения |
пятилетием |
плана на |
ние (Ц— ) |
|
|
|
|
|
плане на |
1974 г. |
|
|
|
|
|
1974 г. |
|
|
1. Рост товарной (валовой) продук |
в % |
к |
165,1 |
166,1 |
+ 1 ,0 |
|
ции в оптовых ценах предприя |
1970 |
г. |
|
|
|
|
тий на 1 июля 1967 г. |
% |
|
|
|
|
|
2. Общая рентабельность (приня |
|
28,9 |
29,2 |
+ 0 ,3 |
||
тая при |
расчете пятилетнего |
|
|
|
|
|
плана) |
|
|
|
|
|
|
3. Рост производительности труда |
в % |
к |
145,0 |
149,0 |
+ 4 ,0 |
|
в расчете |
на одного работаю |
1970 |
г. |
|
|
|
щего |
|
|
|
|
|
|
138