Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дукции. Так, например, лесозаготовительная промышленность, как и сельское хозяйство, конечно, в меньшей степени нахо­ дится в зависимости от погодно-климатических и лесорасти­ тельных условий. В леспромхозах нет однородного предмета труда, т. е. лесосечного фонда. В один год попадает хороший лесосечный фонд, как по запасу на га лесной площади, по породному составу и самое главное хорошие почвенно-рель­ ефные условия, а в последующие годы эти факторы могут быть самыми неблагоприятными. Все это сказывается на про­ изводственно-экономических результатах производства. Не­ редко бывает так, что при наименьших усилиях предприятие становится передовым, а на следующий год то же предприя­ тие при больших усилиях — чуть ли не самым отстающим, а отсюда все последствия. Для того чтобы не попасть в дан­ ную ситуацию, сохранить фонды экономического стимулиро­ вания на прежнем уровне, некоторыми руководителями пред­ приятий при планировании производства создавались для будущего года известные резервыроста производства и реализации продукции «про запас» (что противоречит прин­ ципам социалистического хозяйствования и духу реформы). Таким образом, могучий экономический стимул начинал не стимулировать, а сдерживать развитие производства. Необ­ ходимо иметь в виду и то, что наличие двух фондообразую­ щих показателей позволяет в известной мере маневрировать и выбирать из них наиболее выгодный для предприятия, но не всегда желательный для народного хозяйства в целом. Вовторых, в значительной части леспромхозов европейского Северо-Запада и Востока, в том числе Архангельской, Воло­ годской, Пермской, Свердловской, Кировской областей, Ка­ рельской и Коми АССР, а частично и районах Сибири лесо­ сечный фонд сокращается и объемы вывозки древесины не могут увеличиваться, в связи с этим леспромхозы должны перестраивать свое производство не в сторону увеличения объемов заготовки и вывозки, а в сторону наиболее полного комплексного использования древесины, а это связано с тех­ нической перестройкой производства, что на первых порах неизбежно сказывается на снижении объемов реализации про­ дукции и рентабельности. При перестройке производства предприятие какой-то период времени работает как бы в счет будущего, пока не стабилизируется производство по новой технологии и структуре. В этих условиях нормативы отчисле­ ния в фонды экономического стимулирования в зависимости от темпов прироста прибыли или реализации также не спо­ собствуют решению задачи повышения эффективности произ­ водства.

В-третьих, недостатком действовавших нормативов было то, что они не были стабильными. Отсутствие стабильных нормативов формирования фондов экономического стимулиро­

134


вания не заинтересовывало коллективы предприятий ни в раз-

,<

работке более напряженных планов, ни в проведении крупных

!

технико-экономических мероприятий для подъема производ-

(

ства. Наоборот, изменяемые ежегодно, а иногда и корректи-

руемые по достигнутому уровню в течение года

 

нормативы

j

порождают у руководителей предприятий своеобразную «бо­

 

язнь» в разработке напряженных планов и наиболее глубоком

 

использовании резервов. Стабильные нормативы формирова­

 

ния фондов наиболее полно стимулируют хозяйственную ини­

 

циативу, заставляют каждое предприятие вскрывать и исполь­

 

зовать внутрихозяйственные резервы, повышать эффектив­

 

ность производства.

 

 

 

 

 

 

 

В-четвертых, величина фондов материального поощрения,

 

социально-культурных мероприятий и жилищного

строитель­

 

ства зависела от величины фонда заработной платы текущего

 

года. На практике получалось, что чем больше фонд зара­

 

ботной платы, тем больше и фонд материального поощрения.

 

Такой метод формирования поощрительных фондов не заин­

 

тересовывал предприятия в сокращении фонда

 

заработной

 

платы, в повышении производительности живого труда, в сни­

 

жении себестоимости. К тому же нормативы устанавливались

 

в тысячных долях процента к фонду заработной

платы

за

 

каждый процент планового прироста реализации продукции

 

или прибыли, за каждый процент расчетной рентабельности.

 

Они были очень громоздки, неудобны для расчетов и малопо­

 

нятны для рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

В-пя'тых, неодинаковая плановая и фактическая расчетная

 

рентабельность, обусловленная действующими ценами и в си­

 

лу этого

неодинаковыми размерами

прибыли

в

расчете

на

 

1 руб. затрат по заработной

плате,

создали

значительные

 

различия в размерах фондов экономического стимулирования

 

и поставили в невыгодное положение такие трудоемкие отрас­

 

ли, как угольную, лесную, черную металлургию и некоторые

 

другие. Как относительно низко рентабельные и имеющие на­

 

пряженные задания по производству, эти отрасли в стартовый

 

период не смогли взять на себя повышенные дополнительные

 

задания по увеличению прибыли,

и поэтому за прошлое пяти­

 

летие фактический размер фондов стимулирования у них был

 

ниже исходных норм, установленных МВК, что резко снижало

 

их стимулирующую роль по повышению эффективности про­

 

изводства, ибо стимулирующее

воздействие поощрительных

 

фондов обусловлено их определенной величиной.

 

 

 

Опыт других отраслей промышленности, а также комбина­

 

тов «Удмуртлес», «Ленлес», «Новгородлес» показывает, что

 

наибольшая стимулирующая роль фондов на развитие произ­

 

водства оказывается при величине фонда материального по­

 

ощрения

не менее 10—11%,

фонда

социально-культурных

 

мероприятий и жилищного строительства 3—5% к фонду за-

135


работной платы всего персонала и фонда развития производ­ ства за счет прибыли 2—3% к стоимости основных производ­ ственных фондов. Только при этих размерах фонды проявят свое полное стимулирующее воздействие.

Следовательно, соотношение или границы хозрасчетных фондов экономического стимулирования по отношению к централизованным устанавливаются примерно в этих преде­

лах. Следует отметить, что на девятую

пятилетку

(1971—

1975 гг.) по предприятиям заложены

нормативы,

близкие

к этим.

 

 

Во исполнение решений XXIV съезда КПСС, обязывающих усилить действенность экономического стимулирования в по­ вышении эффективности общественного производства, был проведен глубокий анализ действия системы стимулирования, введенной в 1965 г. На основе этого в июне 1971 г. было при­ нято и опубликовано постановление Совета Министров СССР

«О некоторых мерах по улучшению планирования и эконо­ мического стимулирования промышленного производства», а в мае 1972 г. были утверждены Междуведомственной комис­ сией при Госплане СССР «Основные положения», в которых были учтены отмеченные недостатки и принят несколько иной порядок формирования хозрасчетных фондов стимулирования. Новое в формировании последних состоит в том, что они увя­ зываются с заданиями пятилетнего плана отрасли (министер­ ства). В целях ликвидации резких различий в размерах фондов между отраслями народного хозяйства признано це­ лесообразным размеры фондов устанавливать в централизо­ ванном порядке, исходя из показателей утвержденного пяти­ летнего плана. Важной особенностью формирования фондов является то, что министерствам и ведомствам разрешено создавать резервы по фондам стимулирования за счет отчис­ лений от прибыли (в пределах средств, предусмотренных пятилетним планом) для обеспечения устойчивости нормати­ вов формирования фондов с учетом конкретных условий про­ изводства, а также для поощрения предприятий, в которых повышается удельный вес новых видов изделий в общем объе­ ме реализации продукции.

В текущем пятилетии предусмотрены следующие фондооб­ разующие показатели: объем реализации или прибыли по годам с нарастающим итогом, уровень расчетной рентабель­ ности и повышение производительности труда. В соответствии с этими показателями и определяются стабильные нормативы увеличения или уменьшения фондов, заложенных в пятилет­ ием плане.

Объединениям и предприятиям определена примерная величина фондов на конец пятилетки.

Фонд- социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по годам пятилетки определяется, исходя из

136


планового фонда материального поощрения в пределах 30—

50% его величины.

Фонд развития производства формируется за счет аморти­ зационных отчислений, направляемых на полное восстановле­ ние основных производственных фондов, за счет отчислений от прибыли, в зависимости от роста балансовой прибыли.

Таким образом, в девятой пятилетке фонды экономиче­ ского стимулирования заложены в пятилетний план. Если предприятие будет перевыполнять плановое задание по тем­ пам роста реализации продукции, производительности труда, уровню рентабельности, то размеры фондов по соответствую­ щим нормативам увеличатся, если же предприятие не выпол­ няет плановых заданий, то по этим же нормативам фонды уменьшаются.

Источником увеличения фондов является только дополни­ тельная прибыль, оставшаяся после внесения всех платежей в бюджет и погашения за счет прибыли ссуд, выданных бан­ ком на временное восполнение недостатка собственных обо­ ротных средств.

При разработке стабильных нормативов отчислений при­ были в фонды стимулирования следует. иметь в виду сле­ дующее:

1. Границей фонда материального поощрения является обеспечение обоснованного соотношения заработной платы, производительности труда, прибыли и других плановых пока­ зателей, предусмотренных пятилетним планом.

2. Усиление стимулирования роста объема реализации продукции или прибыли, повышения рентабельности произ­ водства, повышения производительности труда и повышение удельного веса новой продукции в общем объеме произ­ водства.

Выше было отмечено, что фонды в зависимости от выпол­ нения количественных и качественных показателей пятилет­ него плана подлежат корректировке по разработанным нор­ мативам.

Стабильные нормативы разрабатывают министерства и ведомства в процентах к фонду заработной платы всего пер­ сонала по отчету 1970 г. Нормативы отчисления от прибыли в фонд материального поощрения за каждый процент изме­ нения темпов роста объема товарной продукции (прибыли) исчисляются делением части средств фонда материального поощрения в процентах к общему фонду заработной платы по группе предприятий или отрасли, как правило, 40% — на среднегодовой рост товарной продукции (прибыли).

Нормативотчислений в фонды за каждый процент изме­ нения уровня общей рентабельности определяется дёлением части фонда материального поощрения в процентах к обще­ му фонду заработной платы по группе предприятий или от­

137


расли (как правило, до 60% этого фонда) на уровень общей рентабельности, достигнутой в 1970 г..

При этом средства фонда материального поощрения и фонда заработной платы по отчету за 1970 г. принимаются за базу. Покажем это на условном примере.

Фонд материального поощрения по отчету за 1970 г. к фонду заработной платы составил 10,3%, среднегодовой темп роста объема товарной продукции по пятилетнему плану — 12,0%, уровень общей рентабельности по отчету за 1970 г.—

20%.

Норматив за каждый процент увеличения

(уменьшения)

темпов роста товарной продукции (прибыли)

в процентах

к фонду заработной платы 1970 г.

 

10 ,3 x4 0

0,343.

12,0x100

Норматив за каждый пункт увеличения (уменьшения) уровня общей рентабельности (в % к фонду заработной пла­ ты 1970 г.)

10 ,3 x6 0

= 0,310.

20,0x100

Норматив увеличения (уменьшения) фонда материального поощрения за каждый пункт повышения (снижения) произво­ дительности труда в годовых уточненных планах по сравне­ нию с заданиями пятилетнего плана, как правило, опреде­ ляется в пределах от 0,15 до 0,3%; общего фонда заработной платы объединения или предприятия.

Зная нормативы увеличения (уменьшения) фонда матери­ ального поощрения, при утверждении уточненных годовых планов фонд материального поощрения объединения — пред­ приятия определяется путем умножения превышения (сниже­ ния) каждого из фондообразующих показателей, отраженных в годовом плане по сравнению с заданием пятилетнего плана, на соответствующий норматив.

Покажем этот расчет на условном примере.

I. Исходные данные

 

 

 

 

Утверж­

 

 

 

 

Единица

денные в

Проект

Отклоне­

 

 

измерения

пятилетием

плана на

ние (Ц— )

 

 

 

 

плане на

1974 г.

 

 

 

 

 

1974 г.

 

 

1. Рост товарной (валовой) продук­

в %

к

165,1

166,1

+ 1 ,0

ции в оптовых ценах предприя­

1970

г.

 

 

 

тий на 1 июля 1967 г.

%

 

 

 

 

2. Общая рентабельность (приня­

 

28,9

29,2

+ 0 ,3

тая при

расчете пятилетнего

 

 

 

 

 

плана)

 

 

 

 

 

 

3. Рост производительности труда

в %

к

145,0

149,0

+ 4 ,0

в расчете

на одного работаю­

1970

г.

 

 

 

щего

 

 

 

 

 

 

138