Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
Тогда |
|
П=(Ни11а'HJ- 1 H^Rft 1£'. |
(2.55) |
Оценка П является несмещенной и состоятельной. Ковариацион ная матрица погрешности оценки К определяется выражением
(2.56)
Применению методов совместной обработки выборки измере
ний присущи следующие недостатки:
—■повышенные требования к ЗУ БЦВМ из-за необходимости запоминания большого количества измерений для сохранения
избыточности информации;
— задача оценки должна решаться каждый раз заново с уче том старых измерений и поступивших новых, что приводит к большим затратам вычислительного времени.
Для БЦВМ более удобными являются методы последователь ной обработки информации. Наиболее перспективен и удобен метод оценки состояния линейной стохастической системы, предложенный Калманом [2, 3]. Дискретный вариант фильтра
Калмана был получен при следующих условиях. |
■ |
||
Дана линейная стохастическая система |
|
||
П*+1 = |
Фп(*+1, |
*)П* + Гп(А+1, |
(2-57) |
где Фп (k + \ , k), |
Гп (k+l, |
k) — матрицы связи |
состояния си |
|
|
стемы и ее шумов; |
ПК — вектор шумов системы. Измерения связаны с вектором состояния линейным соотноше нием
£*+i= (H „ W A x K U n . |
(2-58) |
где Пь+1 — нормальный случайный вектор |
размерности |
т Х 1;
Еи+ 1 — вектор измерений размерности &Х1;
— матрица частных производных —— -размерно- дГБ+1
сти kXtn.
В выражениях (2.57) и (2.58) шум системы ИД—.нормальный случайный вектор с характеристиками
М(Шк)= 0, |
M(ffi*ffiy) = |
Q8w, |
(2.59) |
(ha)h+i — нормальный случайный вектор |
(измерительный |
шум) |
|
с характеристиками |
|
|
|
М(Ли*)= 0, |
М(ЙИД ИГ;.)=7?ИЛ ;. |
(2.60) |
В формулах (2.59), (2.60) 6щ—символ Кронекера; СД—ковариа ционная матрица вектора шумов системы ИД; Rub — ковариа
52
ционная матрица вектора шумов измерений hak. Шум системы не коррелирован с измерительным шумом
М (Ш Х ) = 0. |
(2.61) |
При этих допущениях Калманом были получены уравнения
последовательной оценки вектора состояния Ylk+u к+\ и ковариа-
•ционной матрицы Ks+iu+i с учетом измерений в 4 -н момент вре мени:
Ш+i/fc+i —Фп [k-\~ 1, k) Пk/k-\-Wk+1[Еь+1 —
—(Ни)^+1Ф |
п k) Пй/й]; |
(2. |
62) |
K*+i/*+1 = K*+,/* —Wft+1H„0H 1)Кй+1/*; |
(2 . 63) |
||
К ™ = Фп (k+ 1, k) К*/ЙФ£ ik 4 - 1 , k ) + Гп{k + 1 , k), |
(2 . 64) |
||
где |
|
|
|
wft+1= K ft+i/feHj;(^+ i)[H„(A+ |
i)+ R *+1]_1- |
|
|
В уравнениях (2.62), (2.63), |
(2.64) П&+1/ й+1 — оценки |
со |
стояния, полученные на основе априорной информации по оценке-
Пu/k для момента времени 4 |
и Л + 1-го измерения; |
Ks+i/fc— |
|
экстраполированное значение ковариационной матрицы |
(от мо |
||
мента времени 4 до момента 4 |
+0 - |
позволяют последовательно |
|
Уравнения (2.62), (2.63), |
(2.64) |
||
определять по измерениям £ь |
Ег, ..., |
EN оптимальные в некото |
ром смысле оценки Шл, П2/2, ..., Y\n!n, если заданы априорные
сведения По/о и Ко/о. Оценка, полученная из соотношения (2.62),. является условным математическим ожиданием вектора состоя ния и, следовательно, минимизирует обширный класс функциипотерь [13]. При K?i/fe=0 оценка эквивалентна оценке по крите рию максимального правдоподобия.
Измерениями Е, как уже отмечалось, могут являться различ ные угловые параметры.
Рассмотрим в качестве примера определение местоположе ния КА по измерениям углов между центрами трех небесных тел, расстояния между которыми известны. Измеряются углы сц*, а2ь,. азk (k= l, 2 ,..., п) между центрами трех небесных тел 0 1; 0 2 и 03 (рис. 2. 13), при помощи астроориентатора в моменты вре мени 4 (рис. 2. 14). Обработка измерений одним из изложенных, выше способов позволяет получить для момента времени t оцен
ки углов сц, 02, аз, при помощи которых можно записать три: поверхности положения, описываемые уравнениями [8 , 14]:
/ 12= |
A i |
L, 2 — 2 Z , j Z ,2 c o s а ^ ; |
|
£/223 = |
: L l + L l 2L2L3cos a, |
(2. 65) |
|
/31 — u |
-f- A3 — 2 A1Z,g cos o3, |
|
53:
Рис. |
2. |
13. Определение координат |
КА |
Рис. 2. 14. Функциональная схема |
определе* |
||||||||
по измерениям углов между направления* |
ния параметров движения КА с помощью |
||||||||||||
ми на центры трех небесных |
светил |
|
астросистемы: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Т 1, Тг, |
Тз — устройства, следящ ие |
за |
све |
||||
|
|
|
|
|
|
тилами; |
А — акселером етры ; |
АЦП — ана |
|||||
|
|
|
|
|
|
лого-цифровой |
преобразователь; |
U\, |
Щ, |
||||
|
|
|
|
|
|
ц3— ускорения |
|
КА, |
измеряемы е |
на |
ак |
||
|
|
|
|
|
|
тивных |
участках |
движения |
КА ; |
Ctj, |
Ct2, |
||
|
|
|
|
|
|
G3— измеряемые углы |
|
|
|
|
|||
где /12, kз, 4i — расстояния между центрами небесных тел; |
|||||||||||||
|
Lb L2, Li — расстояния от КА до соответствующих небесных |
||||||||||||
|
|
тел. |
|
(2.65) |
позволяет |
определить |
значения |
||||||
Li, |
Система уравнений |
||||||||||||
L<i, L3, которые связаны с координатами КА соотношением |
|||||||||||||
|
|
( X - X , f + ( Y ~ Y , f + ( Z - Z , f = L l |
С= 1,2,3, |
(2.66) |
|||||||||
где |
А"с, Кс, Z c — координаты небесных тел |
в выбранной опор |
|||||||||||
|
|
ной системе координат; |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
X, Y, Z — искомые координаты КА в этой же системе ко |
|||||||||||
|
|
ординат. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Определив координаты КА в двух последовательных |
положе |
||||||||||||
ниях, |
можно найти вектор скорости его движения |
|
|
|
|||||||||
|
|
к |
5 |
_ |
/ЛЛГ2 + АГ2 + AZ2 |
’ |
|
|
|
||||
|
|
~ |
At |
~ |
|
|
At |
|
|
|
|
(2. 67) |
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дх=дА , |
дК, |
&.Z. |
|
|
|
|||
|
|
cos ади = —L , |
|
|
|
||||||||
|
|
|
Л |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь |
S — путь, |
пройденный |
КА на |
временном |
|||||||||
|
|
|
|
интервале At\ |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
АХ, AY, AZ — приращения координат; |
вектора ско |
||||||||||
|
|
cos адкх — направляющие |
косинусы |
рости.
Следует отметить, что приведенный метод позволяет определить среднее значение вектора скорости V на участках орбиты, близ
54
ких к прямолинейным и поэтому пригоден на больших удале ниях космического аппарата от центра притяжения.
Задачи навигации на пассивных участках полета решают в реальном масштабе времени по мере поступления информа ции от измерительных средств.
Для хранения данных промежуточных результатов вычисле ний требуется большой объем памяти.
Вычислительный процесс характеризуется вычислениями мат риц, их обращением и транспонированием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Алексеев К. Б., Бебенин Г. Г. Управление космическим летательным
аппаратом. М., «Машиностроение», 1964, 402 с. |
|
2 Аоки М. Оптимизация стохастических систем. М., «Наука», 1971, 424 с. |
|
3. Беттин Р. Наведение в космосе. (Пер. с англ.). М., «Машиностроение», |
|
1966, 448 с. |
И. С., Жидков Н. П. Методы вычислений. М., «Наука», I960, |
4. Березин |
|
т. II, 620 с. |
Л. М. Астрономическая навигация летательных аппаратов. |
5. Воробьев |
М., «Машиностроение», 1968, 280 с.
6.Дрейпер Ч., Ригли У. и др. Навигация, наведение и стабилизация в кос мосе. (Пер. с англ.). М., «Машиностроение», 1970, 363 с.
7.Егоров В. А. Пространственная задача достижения Луны. М., «Наука», 1965, 224 с.
8.Ивандиков Я. М. Оптико-электронные приборы для ориентации и нави гации космических аппаратов. М„ «Машиностроение», 1971, 199 с.
9.Кислик М. Д. Движение искусственного спутника в нормальном грави
тационном поле Земли. — «Искусственные спутники Земли», 1909, вып. 4, с. 3— 17.
10. Кислик М. Д. Анализ интегралов уравнений движения искусственного' спутника в нормальном гравитационном поле Земли.—«Искусственные спутни ки Земли», 1962, вып. 13, с. 23—52.
II. Крамер Г. Математические методы статистики. М., ИЛ, 1948, 631 с.
12.Линник Ю. В. Метод наименьших квадратов и основы математико статистической теории обработки наблюдений. М., Физматгиз, 1962, 352 с.
13.Медич Дж. Статистически оптимальные линейные оценки и управле ние. М., «Энергия», 1973, 440 с.
14.Селезнев В. П., Кирст М. А. Системы навигации космических лета тельных аппаратов. М., Воениздат, 1965, 208 с.
1В. Тихонравов М. К., Яцунский И. М. и др. Основы теории полета и эле менты проектирования искусственных спутников Земли. М., «Машинострое ние», 1967, 296 с.
16.Токмалаева С. С. О расчете перелетов в поле одного притягивающего'
центра. — «Искусственные спутники Земли», 1963, вып. 16, с. 198—210.
17.Тросе К. Определение орбиты для полета к Луне. — «Ракетная техни ка», 1962, № 4, с. 82—88.
18.Уайлд Д. Дж. Методы поиска экстремума. М., «Наука», 1967, 268 с.
19. Управление космическими летательными аппаратами. Под ред, Т. Леондеса. (Пер. с англ.). М., «Машиностроение», 1967, 324 с.
20.Хенгвельд, Шульман. Конечный участок встречи для спутника с непре рывной тягой, завершающейся мгновенным импульсом. — «Ракетная техника», 1962, № 1.1, с. 1120—122.
21.Эльясберг П. Е. Введение в теорию полета искусственных спутников Земли. М., «Наука», 1965, 540 с.
and |
22. Drenning Charles К., Stechman R. Carl. Determitation of tailoff impulse |
tailoff repeatability for small rocket engines. AIAA Paper, 1970, No. 674, |
|
pp. |
tl—6. |
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПРИ ПОМОЩИ БЦВМ
Во второй главе отмечалось, что управление движением КА включает управление его движением как материальной точки и управление угловым положением КА. При дальнейшем рас смотрении предполагаем, что космический аппарат выведен с Земли или другой планеты на орбиту ожидания или опорную траекторию. Движение КА как материальной точки может вклю чать следующие основные виды управляемого движения:
—орбитальные маневры;
—орбитальные траектории встречи;
—коррекцию траектории движения;
—сближение сотрудничающих космических аппаратов. ( Под орбитальным маневром будем понимать управляемое дви
жение, в результате которого КА изменяет свою орбиту. Как правило, на выполнение орбитальных маневров не накладывают временных ограничений. Орбитальные траектории встречи рас считывают для осуществления сближения с сотрудничающим КА, движущимся по известной траектории. В большинстве случаев на выполнение встречи накладываются временные ограничения. В общем случае траектории орбитальных маневров и встречи аналогичны. Однако наличие временных ограничений существен но влияет на характер решения задач и их реализацию в полете. Коррекция предназначена для исправления траектории движе ния КА.
Сближение космических аппаратов осуществляют на конеч ных участках их траекторий движения для непосредственной стыковки или близкого совместного полета.
Управление угловым положением состоит из ориентации КА и его стабилизации.
Ориентация КА предполагает совмещение его осей (или одной ~оси) с осями (или осью) базовой системы координат или желае мую ориентацию КА относительно базовой системы координат. Стабилизация КА состоит в устранении отклонений КА от задан ной ориентации его осей в пространстве.
:56
3.1. М АНЕВР КО СМ ИЧЕСКОГО АПП АРАТА
Как уже отмечалось выше, обычно на выполнение орбиталь ных маневров не накладываются временные ограничения. В пер вой части раздела рассмотрены маневры без указанных ограни чений. Однако в некоторых случаях на выполнение маневра-
накладывается ■временное ограничение. Указанные |
случаи |
существенно отличаются подходом к выбору схемы |
маневра. |
Поэтому необходимо рассмотреть оба случая. |
|
Предполагается, что элементы исходной (начальной) орбить> известны. В зависимости от расположения начальной и конечной, орбит маневры можно разделить на следующие виды:
— маневр в плоскости орбиты (компланарный маневр); —: изменение плоскости орбиты и пространственный маневр..
Маневр в плоскости орбиты
Переход между компланарными круговыми орбитами без= ограничений на время маневра был рассмотрен Хоманом, пред ложившим использовать двухимпульсную программу управления переходом КА.по эллипсу, касающемуся обеих круговых орбит в своих апсидальных точках (рис. 3. 1). Для перевода с внутрен ней круговой орбиты с радиусом г0 на внешнюю с радиусом г} первый разгонный импульс AFi переводит КА на эллиптическую» орбиту с апогеем, совпадающим по высоте с конечной орбитой. В точке совпадения орбит прикладывается второй разгонный импульс ДУ2. Величины импульсов определяются из зависи мостей
(3.2>
В работах [25, 26, 28] показано, что среди всех двухимпульсных переходов между круговыми компланарными орбитами, с незакрепленным временем перехода при соотношении rjr0< <15,56 хомановский переход представляет собой глобально оптимальную схему. На рис. 3. 2 приведены зависимости импуль сов скорости для отношений радиусов от 0,01 до 100. Из графи ков видно, что переход с орбиты радиуса го на орбиту в к раз большего радиуса (к>1) всегда требует меньших затрат топ лива, чем переход на орбиту в соответствующее число раз мень шего радиуса.
В случае хомановских переходов на внешние орбиты (к>1> суммарная характеристическая скорость ДКа при значениях к, близких к 10, достигает максимума, а затем с возрастанием к уменьшается. При соотношении ri/ro>I5,56 суммарная харак-
S T