Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Рис. 2. 8. Ориентация измерительных осей акселерометров:
1 — стабилизированное основание; |
2 — оси |
||
базовой |
системы; |
2—акселерометры; 4-—из |
|
мерительные оси |
акселерометров, |
ориенти |
|
руемые |
стабилизированной платформой |
Рис. 2.9. Функциональная схема |
навигации |
|
на активных участках |
движения КА: |
|
ЧЭ — чувствительные |
элементы; |
БПС — блок |
преобразования систем координат; УД—урав нения движения
Мх, Му, Mz — проекции вектора возмущающего момента на координатные оси.
Уравнения Эйлера интегрируются в квадратурах только при отсутствии внешнего момента, т. е. при
Mx= M y= M z= О,
но и в этом случае они позволяют определить вектор угловой ско рости он только в системе координат, жестко связанной с телом.
2.3. ЗАДАЧИ ИНЕРЦИАЛЬНОИ НАВИГАЦИИ
Для любой инерциальной системы навигации требуются при боры, реализующие базовую систему координат, и акселеромет ры, неподвижно установленные на стабилизированном относи тельно базовой системы координат основании. На рис. 2.8 показана ориентация измерительных осей акселерометров, кото рые являются в настоящее время единственным автономным средством измерения приращения «кажущегося» ускорения.
Следует учесть, что задачи инерциальной навигации, т. е. определение параметров движения КА при работающей двига тельной установке, решаются на коротком временном интервале. Длительность Д/ин этого интервала легко может быть рассчитана по формуле
л С = ^ 1 1 - е с ], |
(2.34) |
тк
где гщ — масса КА; т к — скорость изменения массы КА;
42
AV — приращение скорости К.А, реализуемое его двигатель ной установкой;
с — скорость истечения продуктов сгорания.
Для современных ЖРД в зависимости от задач, выполняемых КА, значение Д/ин лежит в пределах от долей секунды до сотен секунд [6, 22]. На коротких по времени участках движения вполне допустимо применять уравнения движения КА в центральном поле притяжения и не учитывать возмущающие воздействия. Тогда уравнения движения (2.34) могут быть записаны в виде
— |
2 |
= |
- - t-7 + |
йу, |
(2.35) |
|
dt |
|
гз |
1 |
У’ |
|
|
где щ — вектор «кажущегося» ускорения. |
навигации |
|||||
Однако при реализации |
задачи |
инерциальной |
на БЦВМ будут поступать не составляющие вектора ускорения, а интеграл от проекций ускорения на оси базовой системы коор динат. Функциональная схема вычислений положения и скоро сти КА на участках движения с работающей двигательной уста новкой приведена на рис. 2. 9. Выходные величины интеграторов
кажущихся ускорений Va~ / u?dt после преобразования системы координат суммируются с интегралами компонент гравитацион
ного ускорения VTP= j r d t . В результате получается вектор ско рости V, а последующим интегрированием — вектор положения г.
Решение системы дифференциальных уравнений (2. 35) можно получить численным способом. Исключение составляют уравне ния движения КА (2.29), полученные для частных случаев представления правых частей, например, при постоянных проек циях ускорения на орбитальные оси [20], решение которых имеет вид
л(/)=^в+2 (2 -° |
— |
3z/0) sin wt - |
2 (^ |
+ 2 А* \ (cos^ - |
||
\ |
со |
0)2 |
J |
\ о |
|
0)2 / |
— 1)+ ^—3x0-|-6o)i/e-|-2--^-j — — и / 8; |
|
|
||||
i/(^) = y0 + ( i i + 2 |
- ^ s in c o / - 2 ^ |
- j - ( 2 |
(2.36) |
|||
\ |
о) |
о)2 / |
(о |
\ |
0) |
0)2 |
— 3t/0)(cOSorf — 1); |
|
|
|
|
||
z ( t ) = ( z 9 —— \ coscu^-|--^A sin |
, |
|
|
|||
V |
0)2 j |
|
со |
0)2 |
|
|
где xo, Уо, 2o, xo, yo, zo — компоненты векторов положения и ско рости КА в начальный момент времени t0.
Решение системы дифференциальных уравнений вида (2.35) численным способом можно получить, например, при помощи метода Рунге—Кутта [12]. Рассмотрим четырехточечную схему
43
вычислений, которую необходимо реализовать на БЦВМ для чис ленного решения дифференциальных уравнений движения.
В общем случае система дифференциальных уравнений дви жения относительно вектора состояния Xlt. . Х„ имеет следую щий вид:
d X x
®1 {t, X b . ^ X t ) ,
dt
(2.37)
d X n
YnV» * 1 ,*„)■
dt
Если считать на каждом шаге интегрирования предыдущий результат за начальный, то значения параметров последующего шага будут
* ! = * „ + Д*1,
....................... (2.38)
х „ — Х пй-\- А Х п.
Значения приращений АХи . , АХп определяются соотношением
дХ 1 = ^ ( К 11+2/С 21+2/С31+ //С 41),
............................................................. (2.39).
А Х п= \ { К , Л Ж 2п+ 2К зп + K in).
Коэффициенты Кп, Д21, • ■■. Кы определяются из выражений
Хц —A^Pi^oi X w ,..., X па),
к1п—Д^РлС^» Х 10,..., Х п0);
К 2п
К 31 —Az^cpj. ^ 0 + |
. |
(2.40) |
^ 3n = A ^A (4> + Y ’
^4i = A^Ti(^o+ ^ il.
К in= д^исрл ^ >
где At-a — шаг интегрирования.
44
Анализ приведенной схемы вычислений при использовании информации от инерциальных датчиков показывает, что для ее реализации требуются значительные затраты вычислительного времени и объема памяти. Повышенные требования к БЦВМ, реализующей эту схему решения дифференциальных уравнений движения, усугубляются следующими основными факторами:
— необходимостью определения параметров движения КА в реальном масштабе времени при получении исходной информа ции, поступающей от инерциальных датчиков;
— необходимостью использования малого шага интегрирова
ния, соизмеримого с частотой |
съема |
информации от |
датчиков |
||
и с длительностью активного участка движения |
КА |
(участка |
|||
движения КА с включенной двигательной установкой). |
|
||||
Однако следует |
отметить, |
что |
численное |
интегрирование |
|
уравнений движения |
методом |
Рунге — Кутта позволяет добить |
ся высокой точности определения текущих параметров движе ния КА.
Существенное сокращение вычислений можно получить, если использовать для определения местоположения и скорости КА системы разностных уравнений [6]:
Д К ak = V a k ~ V fl(ft- l); |
|
rk= гь—i “b 1 Д^и |
(ие \ —1&2а~t“ |
кУak^vi' |
(2.41) |
|
Vи = Vk-i~\r bV ak-f y - {(ug\ + {Ug)k- 1 }Д^и
где Vak — интеграл по времени кажущегося ускорения для момента времени 4;
(ug)h — вектор гравитационного ускорения, являющийсяфункцией местоположения КА в момент времени А.-,
Этот метод получил название — метод «среднего ug», так как скорость КА вычисляется осреднением вектора ug за интервал одного шага интегрирования.
Метод «среднего Ug» удобно применять как в реальном мас штабе времени на активных участках движения КА, так и при выключенной двигательной установке (7а&=0) для экстраполя ции местоположения и скорости КА на сравнительно небольшие временные интервалы (порядка 1 ч). Так при движении КА на околоземной орбите по истечении 35 мин после начала вычис
лений ошибки этого метода составляют величины порядка |
30 м |
и 6 см/с при шаге интегрирования 2 с и округлении чисел |
сум |
мирования до восьмого десятичного знака [6].
В вычислительном процессе при реализации приведенного ме тода преобладают операции сложения и умножения.
45
Диапазон изменения вычислительных величин достаточно велик. Так, изменение кажущегося ускорения для различного уровня тяг ЖРД может находиться в диапазоне величин 1 • 10~4— 1 -10—2 км/с2 [6, 10]. В то же время определение составляющих вектора гравитационного ускорения Ug связано с вычислением величин, соизмеримых с текущим расстоянием КА от центра при
тяжения.
В настоящее время большое внимание уделяют инерциальным методам навигации без применения гиростабилизированной платформы. Системы, реализующие такие методы, называют «бескардановыми». В этих системах чувствительные элементы устанавливаются непосредственно на борту космического аппа рата [6]. Нагрузка на БЦВМ в этом случае значительно возра стает, так как ориентацию космического аппарата определяют интегрированием дополнительной системы дифференциальных уравнений, переменными которой являются измеренные угловые скорости аппарата.
Одним из возможных способов такого типа является способ, в котором выходные величины с установленных непосредственно на борту КА акселерометров преобразуются в проекции кажу щегося ускорения на оси инерциальной системы. Проекции век тора кажущегося ускорения в системе, неподвижной относитель но аппарата, к / и в инерциальной системе ыт связаны преобра зованием йт = Мсйт/, определенным матрицей направляющих косинусов Мс. Дополнительные вычисления, которые должна выполнять БЦВМ, сводятся к вычислению текущих значений мат рицы направляющих косинусов для преобразования вектора ускорения из одной системы координат в другую.
Обычно бесплатформенные навигационные системы находят применение как аварийные. На рис. 2. 10 приведена функциональ ная схема такой системы, основными узлами которой являются блок чувствительных элементов, состоящий из жестко установ ленных на борту трех гироскопов и трех акселерометров с уси лителями их сигналов, аналого-цифровой преобразователь и вычислительная машина.
Этот способ, реализуемый в реальном масштабе времени на участках движения КА с включенной двигательной установкой, требует больших объемов памяти для хранения результатов вычислений, связанных с пересчетами матриц направляющих косинусов.
Наиболее часто применяются матричные преобразования и вычисления тригонометрических функций. К инерциальной на вигации примыкают задачи определения параметров движения КА на участках полета после выключения двигательной уста новки (т. е. при йу = 0). Указанные задачи, как правило, решают численным интегрированием уравнений движения (2.25) или
Вместе с тем следует отметить, что в работах [9, 10] получено
46
Рис. 2.10. Функциональная связь |
бесплатформенной |
инерциальной системы |
с БЦВМ: |
А Ц П — аналого-цифровой |
преобразователь; |
БКС — блок коррекции |
системы |
замкнутое решение дифференциальных уравнений движения КА в поле Земли, потенциал которого с точностью до квадрата сжа тия аппроксимирует потенциал земного тяготения.
Общее решение задачи определения параметров движения КА с учетом приведенных допущений имеет вид
^ = 0^ ( 1 + © ( 1 - ^ ) cos щэ; |
|
У= d3/ ( 1 + ^ ) ( 1 - ti|) sin ®>э; |
(2.42) |
Z = d B%%, |
|
где
|
|
|
dB= d B{r3, aw, р); |
|
|
||||
|
|
[* = 3,986-106 |
[км3/с2]; |
|
|
||||
ёэ, г]э, w3— эллипсоидальные координаты. |
|
|
|||||||
Значения координат £э, т]э, |
w3 определяют из соотношений |
|
|||||||
|
|
f |
^ |
_ |
Г ___ |
d-Чэ ) |
|
(2.43) |
|
|
|
J |
KQ(Ss) |
3 |
У р (ъ ) |
|
|
||
|
|
*эо |
|
|
Ja0 |
|
|
|
|
W^= W^ |
D2 |
|
dr\э |
|
|
|
db |
; |
(2.44) |
' 7 Т |
(! — |
|
|
|
) |
(1+5э)/(?(£э) |
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
’laэо |
|
|
|
^эо |
% •Оэаъ |
|
|
|
|
|
|
Г.2 |
|
|
|
(2.45) |
|
|
|
• V |
2(j. |
У Q(b)~^I Ур(ъ) |
|
||||
|
|
|
|
||||||
где |
|
|
|
5э0 |
|
|
‘эо |
|
|
|
Q (U = т<£+ Й + V Z +5» ■+ |
|
|
47