Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2. 8. Ориентация измерительных осей акселерометров:

1 — стабилизированное основание;

2 — оси

базовой

системы;

2—акселерометры; 4-—из­

мерительные оси

акселерометров,

ориенти­

руемые

стабилизированной платформой

Рис. 2.9. Функциональная схема

навигации

на активных участках

движения КА:

ЧЭ — чувствительные

элементы;

БПС — блок

преобразования систем координат; УД—урав­ нения движения

Мх, Му, Mz — проекции вектора возмущающего момента на координатные оси.

Уравнения Эйлера интегрируются в квадратурах только при отсутствии внешнего момента, т. е. при

Mx= M y= M z= О,

но и в этом случае они позволяют определить вектор угловой ско­ рости он только в системе координат, жестко связанной с телом.

2.3. ЗАДАЧИ ИНЕРЦИАЛЬНОИ НАВИГАЦИИ

Для любой инерциальной системы навигации требуются при­ боры, реализующие базовую систему координат, и акселеромет­ ры, неподвижно установленные на стабилизированном относи­ тельно базовой системы координат основании. На рис. 2.8 показана ориентация измерительных осей акселерометров, кото­ рые являются в настоящее время единственным автономным средством измерения приращения «кажущегося» ускорения.

Следует учесть, что задачи инерциальной навигации, т. е. определение параметров движения КА при работающей двига­ тельной установке, решаются на коротком временном интервале. Длительность Д/ин этого интервала легко может быть рассчитана по формуле

л С = ^ 1 1 - е с ],

(2.34)

тк

где гщ — масса КА; т к — скорость изменения массы КА;

42


AV — приращение скорости К.А, реализуемое его двигатель­ ной установкой;

с — скорость истечения продуктов сгорания.

Для современных ЖРД в зависимости от задач, выполняемых КА, значение Д/ин лежит в пределах от долей секунды до сотен секунд [6, 22]. На коротких по времени участках движения вполне допустимо применять уравнения движения КА в центральном поле притяжения и не учитывать возмущающие воздействия. Тогда уравнения движения (2.34) могут быть записаны в виде

2

=

- - t-7 +

йу,

(2.35)

dt

 

гз

1

У’

 

где щ — вектор «кажущегося» ускорения.

навигации

Однако при реализации

задачи

инерциальной

на БЦВМ будут поступать не составляющие вектора ускорения, а интеграл от проекций ускорения на оси базовой системы коор­ динат. Функциональная схема вычислений положения и скоро­ сти КА на участках движения с работающей двигательной уста­ новкой приведена на рис. 2. 9. Выходные величины интеграторов

кажущихся ускорений Va~ / u?dt после преобразования системы координат суммируются с интегралами компонент гравитацион­

ного ускорения VTP= j r d t . В результате получается вектор ско­ рости V, а последующим интегрированием — вектор положения г.

Решение системы дифференциальных уравнений (2. 35) можно получить численным способом. Исключение составляют уравне­ ния движения КА (2.29), полученные для частных случаев представления правых частей, например, при постоянных проек­ циях ускорения на орбитальные оси [20], решение которых имеет вид

л(/)=^в+2 (2 -°

3z/0) sin wt -

2 (^

+ 2 А* \ (cos^ -

\

со

0)2

J

\ о

 

0)2 /

— 1)+ ^—3x0-|-6o)i/e-|-2--^-j — — и / 8;

 

 

i/(^) = y0 + ( i i + 2

- ^ s in c o / - 2 ^

- j - ( 2

(2.36)

\

о)

о)2 /

\

0)

0)2

— 3t/0)(cOSorf — 1);

 

 

 

 

z ( t ) = ( z 9 —— \ coscu^-|--^A sin

,

 

 

V

0)2 j

 

со

0)2

 

 

где xo, Уо, 2o, xo, yo, zo — компоненты векторов положения и ско­ рости КА в начальный момент времени t0.

Решение системы дифференциальных уравнений вида (2.35) численным способом можно получить, например, при помощи метода Рунге—Кутта [12]. Рассмотрим четырехточечную схему

43


вычислений, которую необходимо реализовать на БЦВМ для чис­ ленного решения дифференциальных уравнений движения.

В общем случае система дифференциальных уравнений дви­ жения относительно вектора состояния Xlt. . Х„ имеет следую­ щий вид:

d X x

®1 {t, X b . ^ X t ) ,

dt

(2.37)

d X n

YnV» * 1 ,*„)■

dt

Если считать на каждом шаге интегрирования предыдущий результат за начальный, то значения параметров последующего шага будут

* ! = * „ + Д*1,

....................... (2.38)

х „ — Х пй-\- А Х п.

Значения приращений АХи . , АХп определяются соотношением

дХ 1 = ^ ( К 11+2/С 21+2/С31+ //С 41),

............................................................. (2.39).

А Х п= \ { К , Л Ж 2п+ 2К зп + K in).

Коэффициенты Кп, Д21, • ■■. Кы определяются из выражений

Хц —A^Pi^oi X w ,..., X па),

к1п—Д^РлС^» Х 10,..., Х п0);

К 2п

К 31 —Az^cpj. ^ 0 +

.

(2.40)

^ 3n = A ^A (4> + Y ’

^4i = A^Ti(^o+ ^ il.

К in= д^исрл ^ >

где At-a — шаг интегрирования.

44

Анализ приведенной схемы вычислений при использовании информации от инерциальных датчиков показывает, что для ее реализации требуются значительные затраты вычислительного времени и объема памяти. Повышенные требования к БЦВМ, реализующей эту схему решения дифференциальных уравнений движения, усугубляются следующими основными факторами:

— необходимостью определения параметров движения КА в реальном масштабе времени при получении исходной информа­ ции, поступающей от инерциальных датчиков;

— необходимостью использования малого шага интегрирова­

ния, соизмеримого с частотой

съема

информации от

датчиков

и с длительностью активного участка движения

КА

(участка

движения КА с включенной двигательной установкой).

 

Однако следует

отметить,

что

численное

интегрирование

уравнений движения

методом

Рунге — Кутта позволяет добить­

ся высокой точности определения текущих параметров движе­ ния КА.

Существенное сокращение вычислений можно получить, если использовать для определения местоположения и скорости КА системы разностных уравнений [6]:

Д К ak = V a k ~ V fl(ft- l);

 

rk= гь—i “b 1 Д^и

(ие \ —1&2а~t“

кУak^vi'

(2.41)

 

Vи = Vk-i~\r bV ak-f y - {(ug\ + {Ug)k- 1 }Д^и

где Vak — интеграл по времени кажущегося ускорения для момента времени 4;

(ug)h — вектор гравитационного ускорения, являющийсяфункцией местоположения КА в момент времени А.-,

Этот метод получил название — метод «среднего ug», так как скорость КА вычисляется осреднением вектора ug за интервал одного шага интегрирования.

Метод «среднего Ug» удобно применять как в реальном мас­ штабе времени на активных участках движения КА, так и при выключенной двигательной установке (7а&=0) для экстраполя­ ции местоположения и скорости КА на сравнительно небольшие временные интервалы (порядка 1 ч). Так при движении КА на околоземной орбите по истечении 35 мин после начала вычис­

лений ошибки этого метода составляют величины порядка

30 м

и 6 см/с при шаге интегрирования 2 с и округлении чисел

сум­

мирования до восьмого десятичного знака [6].

В вычислительном процессе при реализации приведенного ме­ тода преобладают операции сложения и умножения.

45


Диапазон изменения вычислительных величин достаточно велик. Так, изменение кажущегося ускорения для различного уровня тяг ЖРД может находиться в диапазоне величин 1 • 10~4— 1 -10—2 км/с2 [6, 10]. В то же время определение составляющих вектора гравитационного ускорения Ug связано с вычислением величин, соизмеримых с текущим расстоянием КА от центра при­

тяжения.

В настоящее время большое внимание уделяют инерциальным методам навигации без применения гиростабилизированной платформы. Системы, реализующие такие методы, называют «бескардановыми». В этих системах чувствительные элементы устанавливаются непосредственно на борту космического аппа­ рата [6]. Нагрузка на БЦВМ в этом случае значительно возра­ стает, так как ориентацию космического аппарата определяют интегрированием дополнительной системы дифференциальных уравнений, переменными которой являются измеренные угловые скорости аппарата.

Одним из возможных способов такого типа является способ, в котором выходные величины с установленных непосредственно на борту КА акселерометров преобразуются в проекции кажу­ щегося ускорения на оси инерциальной системы. Проекции век­ тора кажущегося ускорения в системе, неподвижной относитель­ но аппарата, к / и в инерциальной системе ыт связаны преобра­ зованием йт = Мсйт/, определенным матрицей направляющих косинусов Мс. Дополнительные вычисления, которые должна выполнять БЦВМ, сводятся к вычислению текущих значений мат­ рицы направляющих косинусов для преобразования вектора ускорения из одной системы координат в другую.

Обычно бесплатформенные навигационные системы находят применение как аварийные. На рис. 2. 10 приведена функциональ­ ная схема такой системы, основными узлами которой являются блок чувствительных элементов, состоящий из жестко установ­ ленных на борту трех гироскопов и трех акселерометров с уси­ лителями их сигналов, аналого-цифровой преобразователь и вычислительная машина.

Этот способ, реализуемый в реальном масштабе времени на участках движения КА с включенной двигательной установкой, требует больших объемов памяти для хранения результатов вычислений, связанных с пересчетами матриц направляющих косинусов.

Наиболее часто применяются матричные преобразования и вычисления тригонометрических функций. К инерциальной на­ вигации примыкают задачи определения параметров движения КА на участках полета после выключения двигательной уста­ новки (т. е. при йу = 0). Указанные задачи, как правило, решают численным интегрированием уравнений движения (2.25) или

Вместе с тем следует отметить, что в работах [9, 10] получено

46


Рис. 2.10. Функциональная связь

бесплатформенной

инерциальной системы

с БЦВМ:

А Ц П — аналого-цифровой

преобразователь;

БКС — блок коррекции

системы

замкнутое решение дифференциальных уравнений движения КА в поле Земли, потенциал которого с точностью до квадрата сжа­ тия аппроксимирует потенциал земного тяготения.

Общее решение задачи определения параметров движения КА с учетом приведенных допущений имеет вид

^ = 0^ ( 1 + © ( 1 - ^ ) cos щэ;

 

У= d3/ ( 1 + ^ ) ( 1 - ti|) sin ®>э;

(2.42)

Z = d B%%,

 

где

 

 

 

dB= d B{r3, aw, р);

 

 

 

 

[* = 3,986-106

[км3/с2];

 

 

ёэ, г]э, w3— эллипсоидальные координаты.

 

 

Значения координат £э, т]э,

w3 определяют из соотношений

 

 

 

f

^

_

Г ___

d-Чэ )

 

(2.43)

 

 

J

KQ(Ss)

3

У р (ъ )

 

 

 

 

*эо

 

 

Ja0

 

 

 

W^= W^

D2

 

dr\э

 

 

 

db

;

(2.44)

' 7 Т

(! —

 

 

 

)

(1+5э)/(?(£э)

 

 

 

 

 

 

 

 

’laэо

 

 

 

^эо

% •Оэаъ

 

 

 

 

 

 

Г.2

 

 

 

(2.45)

 

 

• V

2(j.

У Q(b)~^I Ур(ъ)

 

 

 

 

 

где

 

 

 

5э0

 

 

‘эо

 

 

 

Q (U = т<£+ Й + V Z +5» ■+

 

 

47