Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
|
|
■f) |
|
|
0,07 |
0,7 |
7,0 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.1. |
Перелеты |
между |
круго |
Рис. |
3. 2. |
Энергетические |
характеристики |
||
выми орбитами: |
|
|
хомановских |
переходов: |
|
|
|||
■а— хомановский; |
б — биэллипти- |
V Ko — круговая |
скорость на орби |
|
|||||
ческий |
|
|
|
те с |
радиусом Го |
|
|
||
теристическая скорость уменьшается |
(по сравнению с хоманов- |
||||||||
ским |
переходом) |
при |
любом биэллиптическом |
переходе |
|||||
(см. рис. 3.1,6). Первый |
импульс AFi |
переводит |
космический |
||||||
аппарат на |
полуэллипс |
с апогейным |
расстоянием, |
большим |
радиуса конечной орбиты. Второй импульс АУг из апогея пер вого полуэллипса переводит КА на полуэллипс с перигейным расстоянием, равным радиусу конечной орбиты. Третий импульс ДУ3 подается в момент выхода на конечную орбиту.
В случае трехимпульсного биэллиптического перелета вели чину суммарной характеристической скорости определяют выра
жением |
|
ДУз = |
Га (га + Го) |
|
|
|
(3.3) |
где га — расстояние от центра притяжения |
до апогея переход |
ной орбиты. Однако следует заметить, что |
такие биэллиптиче- |
ские перелеты занимают много времени, а экономия в затратах энергетики невелика.
При переходе с круговой орбиты на внешнюю эллиптическую также оптимальным является переход хомановского типа [26].
В общем случае при переходах между непересекающимися начальными круговыми (эллиптическими) и конечными эллипти ческими (круговыми) орбитами можно сформулировать общее правило выбора двухимпульсной оптимальной траектории пере хода (рис. 3. 3).
58
Оптимальная по расходу характеристической скорости тра ектория соединяет круговую орбиту с апоцентром большей высо ты или с перицентром меньшей высоты.
При переходах между пересекающимися круговой и эллипти ческой орбитами исследование оптимальной схемы перелета сво дится к отысканию двухимпульсной схемы и заключается в сле дующем: определяется переход на круговую орбиту изпроизвольной начальной точки на эллиптической орбите, а затем варьируется положение этой точки на орбите для достижения абсолютного минимума.
В этом случае суммарная характеристическая скорость для двухимпульсного перехода из произвольной, но фиксированной точки с радиусом-вектором г0 на эллиптической орбите в фикси
рованную точку на круговой орбите радиусом |
определяется |
||
следующим соотношением [12, 22]: |
|
||
ДИ: |
+ Vro~ V, |
2н___П_ |
|
гй + г\ г0, |
|||
ro + ri |
П . |
||
|
|
(3.4) |
где Ум0, Vui — трансверсальные составляющие векторов скоро
сти исходной |
и конечной орбит (здесь Vul= |
= Укр1); |
составляющая вектора скорости |
Vrо — радиальная |
исходной эллиптической орбиты.
Наиболее выгодным в классе двухимпульсных переходов при пересекающихся орбитах является случай, когда переходная тра
ектория |
связывает |
апоцентр |
с круговой орбитой |
радиуса |
rKpi- |
||
Полный потребный импульс в этом случае равен [26,27]: |
|
||||||
(&уг |
| / |
— 1- |
|
|
гкр 1 |
(3.5), |
|
|
|
. + ^*кр1 |
|
||||
|
V |
га + гкр! |
^"кр! |
\ П |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3.3. Межорбитальные переходы:: |
||
|
|
|
а— с круговой орбиты на |
внешнюю эллиптическую ; б— с |
эллип |
||
|
|
|
|
|
тической |
на внешнюю круговую* |
59
Вариант, когда переходная траектория связывает перицентр с круговой орбитой, является менее выгодным. Суммарную характеристическую скорость в этом случае можно записать как
|
(дИi |
|
v |
|
|
|
|
|
V |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Гкр1 \ v |
КР1 |
|
|
||||
|
|
|
/ |
|
[X |
|
б<р1 |
|
|
|
|
(3.6) |
|
|
|
|
|
Гр + /*кр1 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
у |
Гр |
|
|
|
|
, |
||||
Учитывая, что ИкР =Y |
t |
- |
|
|
к |
' = |
■]V / |
Га + |
Гр |
Гр |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2>х |
Га |
||
Г |
2м |
— , выражения |
|
для |
суммарной характеристичес |
||||||||
V |
Г а + Г р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кой скорости (3.5), (3.6) могут быть записаны как |
|
||||||||||||
(AV's), |
JL.r-1 |
/ |
Г^ |
1 |
{ |
\ |
/ ___ 1 |
|
|
|
|||
|
|
У г кр\ |
_ У |
|
ra |
W |
raJ$~rKpi |
г |
|
|
|
||
|
|
|
лУ/ |
г |
—ra +- |
rKpi— |
|
|
|
|
|
(3.7) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однако наиболее выгодной является траектория, связывающая апоцентр с круговой орбитой.
Изменение плоскости орбиты
Наиболее простой способ поворота плоскости орбиты К.А состоит в приложении одного импульса скорости в узле * началь ной и конечной орбит (рис. 3. 4). Ввиду того, что начальная ско рость Vo, конечная— Vi и импульс — ДУ расположены (общий случай) в точке приложения импульса (см. рис. 3.4, а), то тре буемые соотношения можно получить, рассмотрев треугольник скоростей (ем. рис. 3.4, б) :
bV'1 = V\-\-V\ —2V qV-lCos, д/. |
(3.9) |
Точке, лежащей на линии пересечения плоскостей орбит.
«о
При круговых орбитах Vo= Vi= VKp, поэтому
дУа = 2(1 — соз дг) 1/кр
или окончательно,
(3. 10)
Из формулы (3. 10) видно, что при Дг= 1,047 рад (60°) импульс скорости достигает местной круговой скорости.
Анализ некомпланарных переходов показал, что уже при Дг^0,68 рад (38°94') маневр изменения плоскости орбиты вы годно, с точки зрения затрат характеристической скорости, осу ществлять при помощи нескольких импульсов [12, 22, 27]. Эконо мичной является трехимпульсная программа с двумя поворотами плоскости орбиты (рис. 3. 5). Первый поворот на угол ДА проис ходит в момент приложения первого импульса IS.Vи второй — в момент приложения второго импульса ДУ2, импульс ДУ3 кор ректирует элементы орбиты в соответствии с конечными требо ваниями. Суммарные затраты характеристической скорости на изменение плоскости орбиты в этом случае определяют выра жением
Оптимизируемыми параметрами здесь являются углы пово рота плоскости орбиты, обеспечиваемые каждым из двух импуль-
Рис. 3.4. Поворот плоскости орбиты при |
Рис. 3. 5. Пространственный маневр с двумя |
приложении импульса скорости в узле на- |
|
чальной и конечной орбит |
поворотами плоскости орбиты |
а) |
Конечная орбита |
'Начальная орбита |
61
Рис. 3.6. Поворот плоскости кру |
Рис. 3. 7. Блок-схема алгоритма выбора схемы |
говой орбиты |
маневра |
сов. Для минимизации величины AFs угол поворота плоскости орбиты Ah должен удовлетворять условию [12]:
8/*Q (З /'п - р Г\ ) |
■ 2 А у* |
8/-, (го+ Зг]) ^ г 0 у |
sin 1(дг —ДД)+ |
—^ ———- sm2 дг, |
(г0+ П)2 |
||
('О+П)2 |
|
|
|
8/-! |
|
8п |
|
+ Го +Г\ |
д)У:Го+ п sin2(A/ — дг^соэ дг^ |
||
8г0 |
|
|
|
г0+ гх V |
sin2 дг\ cos (дг — дг\) = 0. |
(3. 12) |
|
|
В работе [26] отмечается, что большая часть поворота плоскости орбиты должна приходиться на импульс, прикладываемый на внешнем радиусе. Угол же поворота Ah, обеспечиваемый первым импульсом, обычно не должен превышать 0,104 рад (6°). Разбие ние полного угла поворота между двумя импульсами дает не слишком существенное преимущество (не более 3% от круго вой скорости внутренней орбиты) по сравнению со схемой, в кото рой полный поворот реализуется приложением АРг на внешнем радиусе.
Трехимпульсный переход между некомпланарными круговы ми орбитами одинакового радиуса представляет собой естествен ное распространение биэллиптического маневра на некомпланар ный случай. На рис. 3.6 приведены изменения характеристиче ской скорости при трехимпульсном пространственном маневре
между некомпланарными |
'круговыми орбитами с радиусами |
го=г\= г, когда изменение |
угла наклона распределено между |
62