Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Этот явный отход Запада от духа и буквы женев ских рекомендаций еще более осложнил проблему до стижения договоренности. Однако западным державам не удалось похоронить этот вопрос, который под давле нием прогрессивного большинства был включен в пове стку дня второй сессии ЮНКТАД в Дели в 1968 го ду. Делийская конференция приняла резолюцию 22 (II), в которой наряду с несколько компромиссной рекомен дацией относительно возможности разработки дополни тельных принципов содержится подтверждение важно сти и необходимости претворения в жизнь женевских принципов23. Таким образом, несмотря на сохранение Определенных лазеек для сторонников выработки новых (теперь уже только дополнительных) принципов, в це лом конференцию в Дели можно расценить как пораже ние Запада и успех прогрессивных сил, отстоявших жиз ненность справедливых принципов мировой торговли.
Однако борьба эта еще далеко не окончена. На третьей сессии ЮНКТАД вопрос о принципах рассмат ривался уже в несколько иных аспектах, связанных прежде всего с разработкой хартии экономических прав и обязанностей государств. В основе этого предложения развивающихся стран заложена идея о желательности юридического закрепления • руководящих принципов внешнеэкономических отношений в каком-то междуна родно-правовом акте. Очевидно, что плодотворность этой идеи будет определяться в первую очередь тем, на сколько в подобном акте будут отражены именно те про грессивные концепции международного экономического сотрудничества, которые содержатся в женевских прин ципах, программных заявлениях социалистических и развивающихся стран, некоторых резолюциях ЮНКТАД и других органов ООН. Во всяком случае чилийская резолюция 45(111), намечающая создание рабочей груп пы для подготовки проекта' хартии, дает основу для ра боты в этом направлении. Очевидно, что успех этой ра боты и дальнейшая судьба хартии в органах ООН бу дут во многом зависеть как от последовательности раз вивающихся стран в их поддержке прогрессивных прин ципов, так и от готовности западных держав к конструк тивному решению вопроса, тем более что в Сантьяго эги страны воздержались при голосовании резолюции.
Более противоречиво выглядит принятая в Сантьягб по инициативе и голосами развивающихся стран резо
І41
люция 46(111), содержащая новый набор принципов международных торговых отношений. С одной стороны, в ней как будто отражены многие принципы 1964 года, которые остаются в силе. С другой стороны, сделано это в такой редакции и с такими дополнениями, что этот до кумент можно в определенной мере рассматривать как попытку частичной ревизии женевских принципов и пре вращения ЮНКТАД в орган исключительно по пробле мам развивающихся стран. Подобные тенденции, выте кающие из непоследовательности молодых государств по ряду вопросов, вряд ли будут способствовать укреп лению роли ЮНКТАД в интересах всех групп стран, в том числе и развивающихся.
Проблема нормализации мировой торговли стоит на ряду с принципами международных торговых отноше ний во главе тех задач, которые призвана решать ЮНКТАД. Сущность ее полнее всего сформулирована в выступлении главы советской делегации на делийской сессии этой организации, «Выступая за нормализацию мировой торговли, — говорится в этом выступлении,— мы исходим из того, что она отвечает интересам всех го сударств. Совершенно неправильным было бы считать, что расширение равноправного и взаимовыгодного эко номического сотрудничества между странами Востока и Запада может ущемлять интересы третьих стран. Нор мализация обстановки в этом важном секторе мирового рынка в соответствии с принципами мирного сосущест вования государств с различным общественным строем будет благотворно влиять на развитие всей междуна родной торговли, в чем заинтересованы все страны»24.
Таким образом, проблема нормализации торговли ох ватывает большой комплекс взаимосвязанных вопросов, имеющих существенное значение для развития междуна родного экономического сотрудничества в интересах всех групп стран. Различные стороны этой проблемы уже достаточно полно освещены в советской экономической литературе25, поэтому здесь уместно ограничиться рас смотрением лишь некоторых ее аспектов в свете того, как они преломляются в деятельности ЮНКТАД.
Проблема торговли между странами с различными социально-экономическими системами и устранения ди скриминации в этой торговле толкуется в ЮНКТАД с различных позиций. Наиболее принципиальной и после довательной является трактовка социалистических
142
стран, которые подчеркивают важность нормализаций этой торговли для всех групп государств. Выступая за устранение дискриминации по политическим мотивам и расширение взаимовыгодного экономического обмена между Востоком и Западом, социалистические страны исходят из взаимозависимости всех торговых потоков, считая, что нормализация обстановки в этом секторе мирового рынка призвана благотворно влиять на разви тие всей международной торговли, в том числе и на внешнеэкономический обмен молодых государств.
Западные державы, напротив, стремятся всячески су зить эту проблему, раздробив ее на два самостоятель ных, не связанных между собой вопроса — о торговле между Востоком и Западом и о торговле между социа листическими и развивающимися странами. При этом под предлогом того, что проблемы торговли между раз витыми странами относятся якобы только к компетен ции ЕЭК ООН, Запад пытается сконцентрировать внима ние ЮНКТАД лишь на торговле между социалистиче скими и развивающимися странами.
Молодые государства в большинстве случаев высту пают за нормализацию всей мировой торговли, причем наблюдается растущее понимание отстаиваемого социа листическими странами тезиса о взаимозависимости Есех потоков международного товарообмена. Вместе с тем в позиции отдельных развивающихся стран отме чается не всегда последовательная тенденция подходить к вопросу о торговле между странами с различными общественными системами лишь с точки зрения тех ме роприятий, которые проводят социалистические государ ства для расширения экономического сотрудничества с «третьим миром». Такая ограничительная трактовка вся чески стимулируется империалистическими державами, которым выгодно направлять дискуссию именно по это му пути, чтобы избежать ■ разоблачения собственной дискриминационной политики по отношению и к социа листическим, и к развивающимся странам.
Эти разноречивые тенденции в подходе к проблемам торговли между государствами с различным обществен ным строем наложили свой отпечаток на всю деятель ность ЮНКТАД, причем наибольших позитивных ре зультатов данной организации удается достичь при сов местном выступлении прогрессивных сил, коль скоро не сомненно совпадение интересов социалистических и
143
развивающихся стран по коренным вопрбсам Нормали зации мировой торговли.
Решения Женевской конференции заложили солид ный фундамент для последующих практических дейст вий в этой области, и не случайно задача претворения в жизнь принятых рекомендаций заняла столь важное место в деятельности ЮНКТАД.
В период между двумя первыми сессиями ЮНКТАД наиболее широкая дискуссия по этим вопросам развер нулась на V сессии Совета по торговле и развитию, тем более что в преддверии Делийской конференции перед ЮНКТАД все более настоятельно вставала необходи мость достичь каких-то конкретных результатов в дан ной области. Участники сессии Совета были единодуш ны в том, что отмечали значительное расширение тор говли социалистических стран как с молодыми государ ствами, так и с западными державами, что явилось от ражением последовательной реализации социалистиче скими странами женевских принципов. Но в оценке сущ ности этого процесса и перспектив его развития такого единства не было.
Социалистические страны, признавая наличие ряда серьезных проблем и необходимость совместных усилий для расширения торговли между государствами'с раз личным общественным строем, подчеркивали, что для этого требуется прежде всего ликвидация дискримина ционных ограничений со стороны Запада. Подчеркивая свою готовность и дальше развивать экономическое сотрудничество с молодыми государствами, социалисти ческие страны одновременно поставили вопрос о желательности принятия соответствующих мер со стороны тех освободившихся стран, которые действительно заин тересованы в расширении этого сотрудничества.
Делегаты западных стран, признавая отчасти, что до стигнутый уровень торговли между Востоком и Западом не соответствует имеющимся потенциальным возможно стям, главный упор делали на то, чтобы исключить этот вопрос из общей проблемы расширения торговли в ин тересах всех групп стран, в том числе и развивающихся. Они заявили, что, «по их мнению, не существует прямой связи между торговлей Восток—Запад и интересами развивающихся стран»26.
Представители молодых государств в целом поддер жали необходимость нормализации всей мировой тор
144
говли, в том числе взаимоотношений между развитыми капиталистическими и социалистическими странами, од нако проявили несколько односторонний подход к этой проблеме, считая, что «любые меры по расширению тор говли Восток—Запад должны быть приняты в свете пот ребности расширения прежде всего торговли развиваю щихся стр ан»27.
Конференция в Дели не просто подвела итог резуль татам четырехлетнего обсуждения проблемы нормали зации и расширения торговли между странами с раз личными общественными системами, но и наметила не которые новые ее контуры. Следует отметить, в частно сти, широкое признание тезиса социалистических стран о взаимозависимости всех потоков мировой торговли и необходимости ее нормализации в интересах всех групп стран. Об этом свидетельствует, например, выступление Генерального секретаря ООН У Тана, который заявил на конференции, что особенно необходимо «преодоление некоторых трудностей, осложняющих в настоящее вре мя торговлю и платежи между Востоком и Западом. То обстоятельство, что сужение любого из каналов эконо мических отношений имеет тенденцию отрицательно вли ять на другие каналы, является неизбежным результа том растущей международной взаимозависимости»28.
Этот тезис отрицался только представителями ряда западных держав, которые по данному существенному пункту остались в полной изоляции. Молодые государ ства поддержали позицию социалистических стран по ряду важных принципиальных положений, в частно сти о значении нормализации торговли между Востоком и Западом для всей мировой торговли. Однако наряду с готовностью распространить на социалистические стра ны торгово-политические условия не хуже тех, которые молодые государства предоставляют западным держа вам, а также наряду с некоторыми другими конструк тивными предложениями развивающиеся страны выдви нули некоторые малореалистичные пожелания в адрес социалистических стран, ,вытекающие скорее всего из незнания или непонимания особенностей социалистиче
ской системы хозяйства.
Особенно необходимо подчеркнуть активную пози цию социалистических стран, которые в критический для конференции момент, когда прозападные обозреватели уже начали предрекать неизбежный провал делийскдго
145
форума, выступили с развернутой программой конст руктивных мероприятий по расширению торговли как между Востоком и Западом, так и между миром социа лизма и развивающимися странами. Эта программа вме сте со многими совпадающими с ней пунктами проекта рекомендации развивающихся стран легла в основу де лийской резолюции 15(11) о торговле между странами с различными социально-экономическими системами.
Определенное положительное значение имела также рекомендация впредь периодически созывать специаль ный сессионный комитет Совета ЮНКТАД для обсуж дения проблем торговли между Востоком и Западом и между социалистическими и развивающимися странами.
Таким образом, итоги второй сессии ЮНКТАД мож но расценить в целом как новый шаг вперед в решении ряда проблем нормализации мировой торговли, во вся ком случае как важный этап в определении сущности этих проблем. Вместе с тем наряду с несомненными по зитивными элементами проделанной работы она еще на гляднее выявила сложность препятствий на пути норма лизации и сделала более ощутимыми негативные сторо ны в позиции Запада.
Особенно рельефно два противоположных подхода к нормализации мировой торговли и торговли между стра нами с различными общественными системами выяви лись при обсуждении вклада ЮНКТАД в подготовку программы второго Десятилетия развития ООН. На вто рой части IX сессии Совета по торговле и развитию осенью 1969 года социалистические страны выступили с совместным предложением о целях и задачах второго Десятилетия. Одновременно социалистические страны представили проект резолюции специально по вопросу о торговле между государствами с различным обществен ным строем, включая проблемы взаимоотношений Во стока и Запада, призывая к выполнению конкретных ме роприятий в духе делийской резолюции 15(11).
Однако империалистические державы воспротиви лись такой широкой постановке вопроса, стремясь отве сти внимание от собственной дискриминационной внеш неторговой политики и заключить обсуждение этих про блем в рамки торговли между социалистическими и раз вивающимися странами. В результате итоговый доку мент о вкладе ЮНКТАД в подготовку второго Десяти летия развития по существу лишь повторил те положе-
146
t-шя, которые были согласованы в Дели, отражая как их положительные черты, так и ограниченный характер достигнутой договоренности.
На X сессии Совета ЮНКТАД удалось достичь не которого прогресса в обсуждении проблем торговли между странами с различными социально-экономически ми системами. Были приняты согласованные выводы, в которых отмечалась необходимость дальнейших серьез ных усилий в этом направлении. Подчеркивался также очевидный вклад ЮНК.ТАД в конкретное решение этих проблем, в частности путем содействия двусторонним консультациям29. Вместе с тем империалистические дер жавы, придерживаясь своей обструкционистской пози ции, воспрепятствовали обсуждению и решению ряда вопросов этой проблематики, прежде всего в области нормализации торговли между Востоком и Западом.
Достигнутая степень решения проблем торговли меж ду странами с различными социально-экономическими системами, равно как и отсутствие договоренности по многим существенным аспектам этой проблемы в ЮНКТАД, наложила свой отпечаток на содержание со ответствующих пунктов программы второго Десятиле тня развития ООН, принятой в октябре 1970 года. В ка кой-то мере эта программа делает даже шаг назад по сравнению с решениями Делийской конференции, по скольку, за исключением общих формулировок о жела тельности расширения международного экономического сотрудничества в интересах мира и социально-экономи ческого прогресса, не содержит прямого упоминания о задачах нормализации и развития торговли между все ми странами вне зависимости от различия обществен ных систем30. Ограниченность данной программы в ка кой-то мере отражает недостаточно последовательную линию развивающихся стран, которые зачастую склон ны однобоко трактовать широкую проблему взаимоотно шений между странами с различным общественным строем лишь с точки зрения своей торговли с социали стическими государствами, без учета влияния торговли Восток—Запад на мирохозяйственные связи в целом.
Социалистические страны, р-азделяя саму идею вто рого Десятилетия развития, выступили на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН с совместным заявлением в связи с принятием этой программы, четко сформулиро вав те прогрессивные принципы, на основе которых мож
147
но обеспечить действительное ускорение социальйо-экск комического развития. В этом документе, в частности, подчеркиваются важность женевских принципов ЮНКТАД и задачи нормализации и расширения равно правной взаимовыгодной торговли между всеми стра
нами, независимо от их общественно-экономического строя31.
Проблемы нормализации мировой торговли и рас ширения экономических отношений между странами с различными общественными системами заняли важное место в работе третьей сессии ЮНКТАД. Для решения этих вопросов в Сантьяго большое значение имела сов местная декларация социалистических государств32, в которой подчеркивалась взаимосвязь нормализации международной торговли с задачами укрепления мира, выражалась готовность к расширению экономического сотрудничества со всеми заинтересованными странами на базе женевских принципов, намечались конкретные пути дальнейшей активизации экономических отноше ний с освободившимися государствами. Вместе с тем в этом документе содержалось обоснованное требование немедленной отмены Западом дискриминационных огра ничений на торговлю с социалистическими странами и распространения на них в полном объеме режима наи большего благоприятствования, являющегося общепри нятой нормой мировой торговли. В развитие этих поло жений делегация СССР выступила с заявлением, содер жавшим перечень конкретных мер по расширению тор говли с развивающимися странами и наметки значитель ного увеличения импорта Советским Союзом важней ших сырьевых товаров из этих стран к 1975 году33.
Эта последовательная и конструктивная позиция со циалистических стран определила позитивный в целом характер резолюции 53(ІИ), которая касается проблем торговли между странами с различным общественным строем. Хотя в ней и не содержится прямого осуждения дискриминации по политическим мотивам, однако наме чаются различные меры как по устранению препятствий в торговле Восток—Запад, так и по расширению эконо мического сотрудничества между социалистическими и развивающимися странами.
В целом же, несмотря на определенный прогресс в рассмотрении данной проблемы и в формулировании ряда важных принципиальных положений, ООН пред
148