Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ніодь не добровольно, а под влиянием развития событии, какая степень «сотрудничества» соответствует его поли­ тическим интересам»8.

Вместе с тем немалым побудительным мотивом для эволюции позиции Запада можно считать стремление из­ влечь максимальные политические и экономические вы­ годы из новой ситуации, использовать Организацию Объ­ единенных Наций в своих интересах. Эту подоплеку в ка­ кой-то степени раскрывает книга «Объединенные Нации и деловой мир», изданная американской исследователь­ ской и консультативной корпорацией «Бизнес Интер­ нэшнл». Призывая к расширению сотрудничества между ООН и международными монополиями, книга весьма ци­ нично трактует функции ООН, рассматривая ее в качест­ ве союзника монополий в борьбе с национальным суве­ ренитетом: «Для международных корпораций границы между государствами являются препятствием. Наряду с организациями ООН одной из сил, незаметно работаю­ щих над устранением национальных барьеров для эконо­ мического роста, являются международные корпора­ ции»9.

Из этого, конечно, не следует, что вся ООН действует в данном направлении, однако в работе тех ее звеньев, где наиболее сильны позиции империалистических кру­ гов, вполне можно установить подобные тенденции. В первую очередь стремление к защите интересов монопо­ листического капитала проявляется в деятельности конт­ ролируемых Западом таких учреждений, как МВФ, МБРР, МАР, МФК, и ряда программ по осуществлению технической помощи развивающимся странам10.

Перемены в Организации Объединенных Наций, свя­ занные с выдвижением на первый план задач экономиче­ ского развития отсталых стран, в свою очередь, привели к возникновению ряда новых проблем в работе этой Ор­ ганизации. Одна из них обусловлена изменением соотно­ шения сил в пользу социалистических и развивающихся государств. Отсюда возникает муссируемая Западом проблема голосования или, чтобы быть точным, пробле­ ма обязательности результатов голосования. Строго го­ воря, за исключением специально оговоренных Уставом случаев, все решения ООН имеют характер рекоменда­ ций, которые призывают, но не обязывают правительства стран-участниц учитывать эти рекомендации при опреде­ лении своей политики по соответствующим вопросам. Од-

127

Mâko itoMHMo Чисто правовые аспектом рекоМёндЁіЩй ООН имеют значительно более сильную сторону — Мо­ ральную, особенно если дело касается поддержанных прогрессивным большинством резолюций таких предста­ вительных форумов, как Генеральная Ассамблея или ЮНКТАД. В этих случаях попытки игнорировать широ­ кий резонанс решений ООН в мировом общественном мнении чреваты серьезным политическим ущербом.

Наличие в современном мире трех групп стран, су­ щественно различающихся по совокупности социальноэкономических признаков, — стран социализма, молодых освободившихся государств и империалистических дер­ жав — наложило явный отпечаток на деятельность ООН. В последнее время вся работа этой Организации все бо­ лее характеризуется влиянием такого фактора, который можно назвать «системой групп» (понимая ііод системой лишь организационную сторону данных процессов). Эта система состоит в тенденции к предварительному согла­ сованию позиций отдельных стран и их последующему совместному выступлению как единой группы (в ЮНКТАД, в частности, еще с Женевской конференции сложилась так называемая «группа 77» развивающихся стран). При подлинной общности интересов и единстве целей это является, в целом, довольно естественным. Вместе с тем применительно к западным державам по­ добные совместные выступления далеко не всегда свиде­ тельствуют об отсутствии разногласий, а скорее служат лишь тактическим оружием в борьбе против прогрессив­ ных устремлений социалистических и развивающихся стран.

Что же касается молодых государств, то в основе их вполне закономерного стремления к единству лежит общ­ ность интересов экономически отсталых стран по глав­ ным вопросам своего национального развития. Не слу­ чайно наиболее сильные стороны этого единства имеют ярко выраженную антиимпериалистическую окраску, на­ правлены против неоколониализма и засилья монополий в международных экономических отношениях. Однако нельзя закрывать глаза на наличие противодействующих факторов. Несовпадение интересов по отдельным част­ ным вопросам, связанное преимущественно с экономиче­ ской зависимостью ряда освободившихся стран от быв­ ших колониальных держав, политическая незрелость не­ которых лидеров «третьего мира», порождающая тенден-

128



дню к компромиссам, нечеткое представление о путях ре­ шения социально-экономических проблем — все это ис­ кусно используется империалистическими кругами во вред развивающимся странам. Как отмечает даже'бур­ жуазная пресса, западные державы «смогли использо­ вать расхождение интересов между самими развивающи­ мися странами для того, чтобы многие важные события не произошли». Поэтому было бы упрощением давать сложившейся в ООН системе групп одностороннюю оцен­ ку, упуская из виду главное — в чьих интересах исполь­ зуется эта система, отвечает ли она задачам упрочения и совершенствования ООН для решения кардинальных за­ дач социально-экономического развития.

Усиление роли молодых государств на мировой аре­ не и повышение внимания к задачам экономического раз­ вития сказались на активизации ряда международных ор­ ганизаций не только в рамках ООН, но и за ее предела­ ми. В основе этого, казалось бы, столь естественного про­ цесса лежат противоречивые факторы. С одной стороны, расширение числа учреждений ООН, занимающихся воп­ росами развивающихся стран, толкает к определенной перестройке своей деятельности и другие международные организации. С другой стороны, империалистические дер­ жавы, господствующие в некоторых из этих организаций, потому и идут на такую перестройку, чтобы усилить кон­ куренцию со стороны подобных учреждений органам ООН, воспрепятствовать формированию и претворению в жизнь прогрессивных концепций международного сот­ рудничества в области экономического развития.

Именно об этом свидетельствует деятельность создан­ ного при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) специального Комитета содействия развитию (КСР), который фактически выступает как штаб по выработке политики коллективного неоколониа­ лизма (в ОЭСР и КСР участвуют только развитые капи­ талистические страны). Сходные функции, хотя и в бо­ лее узкой сфере таможенной политики, западные держа­ вы пытаются придать Генеральному соглашению о тари­ фах и торговле (ГАТТ), где они занимают главенствую­ щие позиции, хотя и в его деятельности начинают чувст­ воваться новые веяния. Основной удар таких западных и прозападных организаций направлен, как и следовало ожидать, против ЮНКТАД.

Подобная конкуренция чревата дополнительными

5 З а к 3202

129


трудностями для ООН, ибо и имеющихся задач по совер­ шенствованию работы более чем достаточно. Вряд ли сто­ ит замалчивать серьезные недостатки в деятельности этой организации, в частности тех ее подразделений, ко­ торые наиболее связаны с вопросами экономического раз­ вития. Тенденция к созданию все новых и новых органов, при которой иногда организационная активность подме­ няет решение проблем по существу и создает лишь ви­ димость деятельности, ведет к разбуханию ООН и за­ трудняет ее функционирование. Непрерывно растет поток документации, достигающий таких внушительных разме­ ров, что порой возникают сомнения насчет возможности тщательного ознакомления со всем имеющимся материа­ лом, особенно для небольшой по составу делегации от малой страны. Достаточно сказать, например, что к XXXIX сессии ЭК.ОСОС было подготовлено в общей сложности 11 000 страниц различных документов, а все учреждения ООН выпустили в 1968 году 156 тыс. различ­ ных документов против 81 тыс. в 1959 году.

Настораживает также быстрый рост числа заседаний в рамках ООН. Например, в 1967 году только в Нью-Йор­ ке и в Женеве состоялось 5388 заседаний различных звеньев этого большого механизма, и, следовательно, ежедневно (за вычетом воскресных дней) работало в среднем 18 конференций, комитетов, подкомитетов, рабо­ чих групп и прочих органов. Хотя такой процесс свиде­ тельствует о возрастающей активности ООН, однако он имеет свои теневые стороны, особенно для развивающих­ ся стран, с точки зрения обеспечения увеличивающегося числа специалистов для участия в этой работе.

Наконец, все большее значение приобретает задача координации работы многочисленных органов ООН, ко­ торая усложняется по мере появления новых учреждений и новых направлений деятельности. В области проблем экономического развития освободившихся стран подоб­ ная интенсификация происходит особенно быстрыми тем­ пами, и в какой-то степени координационные просчеты могут быть объяснены неизбежными издержками роста. К сожалению, однако, случаи дублирования работы, не­ четкость разграничения функций и другие элементы, из­ лишние во взаимоотношениях между органами ООН, вы­ зываются не столько объективными причинами, сколько стремлением западных держав воспрепятствовать или хотя бы затормозить решение актуальных вопросов меж­ дународного экономического сотрудничества.

130

Нельзя сказать, что в ООН не обеспокоены создав­ шимся положением. В помощь Административному коми­ тету по координации был создан Комитет по программе и координации при ЭКОСОС, который в 1966 году был дополнен Расширенным комитетом по программе и ко­ ординации. В 1965—1966 годах работала специаль­ ная группа экспертов по проверке финансовой сто­ роны деятельности ООН, а в 1966 году для упорядочения и координации проведения различных конференций был образован Комитет по конференциям. Кроме того, в пос­ ледние годы для рассмотрения вопросов координации де­ ятельности органов ООН в области программ экономиче­ ского развития и повышения их эффективности работала специальная комиссия, опубликовавшая объемистый до­ кумент, известный как «Доклад комиссии Джексона»11.

Однако неизмеримо большее значение, нежели устра­ нение организационных неурядиц, имеет задача повыше­ ния эффективности всей работы ООН в социально-эконо­ мической области. Основная причина такого положения, когда многие важные решения не претворяются в жизнь, заключается в стремлении империалистических кругов сохранить свои позиции в экономике «третьего мира» и не допустить подлинно равноправного участия освобо­ дившихся стран в мировой экономической жизни. Имен­ но эти круги больше заинтересованы в превращении ООН в дискуссионный клуб, признаки которого иногда заметны довольно отчетливо, а не в эффективный инструмент меж­ дународного экономического сотрудничества, как это пре­ дусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций.

Все эти противоречивые черты работы ООН в полной мере присущи и основному ее органу по проблемам миро­ вой торговли и экономического развития — ЮНК.ТАД, деятельность которого заслуживает особого рассмотре­ ния в свете задач настоящего исследования, ■

Г л а в а 8. БОРЬБА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ЗА ПЕРЕСТРОЙКУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНО­

МИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА БАЗЕ ПРОГРЕССИВНЫХ

ПРИНЦИПОВ. СОЗДАНИЕ ЮНКТАД КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП НА ЭТОМ ПУТИ

Новая расстановка сил на мировой арене в послево­ енный период, становление и упрочение мировой социа­ листической системы, успехи национально-освободитель­

5*

131


ного движения, потребности расширения международно­ го экономического обмена на основе подлинного равно­ правия и взаимной выгоды — все это выдвинуло новые задачи перед международным экономическим сотрудни­ чеством. По мере усиления этих прогрессивных процессов все более явственно обнаруживалось несоответствие меж­ ду новыми тенденциями в развитии мирохозяйственных связей и старыми нормами международного экономиче­ ского общения, формами и характером деятельности международных организаций в этой области, которые сложились в эпоху безраздельного господства империа­ лизма на мировом рынке.

Вэтих изменившихся условиях сама жизнь поставила

вповестку дня необходимость решительных мер по про­ грессивной перестройке международного экономического сотрудничества, оздоровлению всего климата мировой торговли в соответствии с духом времени. Эти предпосыл­ ки, вызревавшие уже в первые послевоенные годы и осо­ бенно усилившиеся на рубеже 60-х годов при окончатель­ ном развале колониальной системы, подвели к качествен­ но новому этапу международного экономического обще­ ния, когда центральное место занял вопрос о формулиро­ вании прогрессивных норм и организационной перестрой­ ке международного сотрудничества в этой сфере.

По существу речь шла о решении важнейшей двуеди­ ной задачи —• разработке новых справедливых принци­ пов мировой торговли и создании центрального междуна­ родного органа для содействия реализации этих принци­ пов. Залогом успешного решения этой задачи явилось совпадение интересов социалистических и развивающих­ ся стран по коренным проблемам их участия в междуна­ родном разделении труда, их общая заинтересованность

вискоренении пережитков колониализма и современного империалистического диктата из сферы мирохозяйствен­ ных связей. Поэтому инициатива социалистических стран, поддержанная молодыми государствами, о созда­ нии под эгидой ООН подлинно универсальной междуна­ родной торговой организации для претворения в жизнь прогрессивных принципов мировой торговли оказалась своевременной и плодотворной.

Этой тенденции, отражавшей объективную потреб­

ность в перестройке международного разделения труда в соответствии с новыми социально-экономическими ус­ ловиями на подавляющей части нашей планеты, противо-

132