Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ніодь не добровольно, а под влиянием развития событии, какая степень «сотрудничества» соответствует его поли тическим интересам»8.
Вместе с тем немалым побудительным мотивом для эволюции позиции Запада можно считать стремление из влечь максимальные политические и экономические вы годы из новой ситуации, использовать Организацию Объ единенных Наций в своих интересах. Эту подоплеку в ка кой-то степени раскрывает книга «Объединенные Нации и деловой мир», изданная американской исследователь ской и консультативной корпорацией «Бизнес Интер нэшнл». Призывая к расширению сотрудничества между ООН и международными монополиями, книга весьма ци нично трактует функции ООН, рассматривая ее в качест ве союзника монополий в борьбе с национальным суве ренитетом: «Для международных корпораций границы между государствами являются препятствием. Наряду с организациями ООН одной из сил, незаметно работаю щих над устранением национальных барьеров для эконо мического роста, являются международные корпора ции»9.
Из этого, конечно, не следует, что вся ООН действует в данном направлении, однако в работе тех ее звеньев, где наиболее сильны позиции империалистических кру гов, вполне можно установить подобные тенденции. В первую очередь стремление к защите интересов монопо листического капитала проявляется в деятельности конт ролируемых Западом таких учреждений, как МВФ, МБРР, МАР, МФК, и ряда программ по осуществлению технической помощи развивающимся странам10.
Перемены в Организации Объединенных Наций, свя занные с выдвижением на первый план задач экономиче ского развития отсталых стран, в свою очередь, привели к возникновению ряда новых проблем в работе этой Ор ганизации. Одна из них обусловлена изменением соотно шения сил в пользу социалистических и развивающихся государств. Отсюда возникает муссируемая Западом проблема голосования или, чтобы быть точным, пробле ма обязательности результатов голосования. Строго го воря, за исключением специально оговоренных Уставом случаев, все решения ООН имеют характер рекоменда ций, которые призывают, но не обязывают правительства стран-участниц учитывать эти рекомендации при опреде лении своей политики по соответствующим вопросам. Од-
127
Mâko itoMHMo Чисто правовые аспектом рекоМёндЁіЩй ООН имеют значительно более сильную сторону — Мо ральную, особенно если дело касается поддержанных прогрессивным большинством резолюций таких предста вительных форумов, как Генеральная Ассамблея или ЮНКТАД. В этих случаях попытки игнорировать широ кий резонанс решений ООН в мировом общественном мнении чреваты серьезным политическим ущербом.
Наличие в современном мире трех групп стран, су щественно различающихся по совокупности социальноэкономических признаков, — стран социализма, молодых освободившихся государств и империалистических дер жав — наложило явный отпечаток на деятельность ООН. В последнее время вся работа этой Организации все бо лее характеризуется влиянием такого фактора, который можно назвать «системой групп» (понимая ііод системой лишь организационную сторону данных процессов). Эта система состоит в тенденции к предварительному согла сованию позиций отдельных стран и их последующему совместному выступлению как единой группы (в ЮНКТАД, в частности, еще с Женевской конференции сложилась так называемая «группа 77» развивающихся стран). При подлинной общности интересов и единстве целей это является, в целом, довольно естественным. Вместе с тем применительно к западным державам по добные совместные выступления далеко не всегда свиде тельствуют об отсутствии разногласий, а скорее служат лишь тактическим оружием в борьбе против прогрессив ных устремлений социалистических и развивающихся стран.
Что же касается молодых государств, то в основе их вполне закономерного стремления к единству лежит общ ность интересов экономически отсталых стран по глав ным вопросам своего национального развития. Не слу чайно наиболее сильные стороны этого единства имеют ярко выраженную антиимпериалистическую окраску, на правлены против неоколониализма и засилья монополий в международных экономических отношениях. Однако нельзя закрывать глаза на наличие противодействующих факторов. Несовпадение интересов по отдельным част ным вопросам, связанное преимущественно с экономиче ской зависимостью ряда освободившихся стран от быв ших колониальных держав, политическая незрелость не которых лидеров «третьего мира», порождающая тенден-
128
дню к компромиссам, нечеткое представление о путях ре шения социально-экономических проблем — все это ис кусно используется империалистическими кругами во вред развивающимся странам. Как отмечает даже'бур жуазная пресса, западные державы «смогли использо вать расхождение интересов между самими развивающи мися странами для того, чтобы многие важные события не произошли». Поэтому было бы упрощением давать сложившейся в ООН системе групп одностороннюю оцен ку, упуская из виду главное — в чьих интересах исполь зуется эта система, отвечает ли она задачам упрочения и совершенствования ООН для решения кардинальных за дач социально-экономического развития.
Усиление роли молодых государств на мировой аре не и повышение внимания к задачам экономического раз вития сказались на активизации ряда международных ор ганизаций не только в рамках ООН, но и за ее предела ми. В основе этого, казалось бы, столь естественного про цесса лежат противоречивые факторы. С одной стороны, расширение числа учреждений ООН, занимающихся воп росами развивающихся стран, толкает к определенной перестройке своей деятельности и другие международные организации. С другой стороны, империалистические дер жавы, господствующие в некоторых из этих организаций, потому и идут на такую перестройку, чтобы усилить кон куренцию со стороны подобных учреждений органам ООН, воспрепятствовать формированию и претворению в жизнь прогрессивных концепций международного сот рудничества в области экономического развития.
Именно об этом свидетельствует деятельность создан ного при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) специального Комитета содействия развитию (КСР), который фактически выступает как штаб по выработке политики коллективного неоколониа лизма (в ОЭСР и КСР участвуют только развитые капи талистические страны). Сходные функции, хотя и в бо лее узкой сфере таможенной политики, западные держа вы пытаются придать Генеральному соглашению о тари фах и торговле (ГАТТ), где они занимают главенствую щие позиции, хотя и в его деятельности начинают чувст воваться новые веяния. Основной удар таких западных и прозападных организаций направлен, как и следовало ожидать, против ЮНКТАД.
Подобная конкуренция чревата дополнительными
5 З а к 3202 |
129 |
трудностями для ООН, ибо и имеющихся задач по совер шенствованию работы более чем достаточно. Вряд ли сто ит замалчивать серьезные недостатки в деятельности этой организации, в частности тех ее подразделений, ко торые наиболее связаны с вопросами экономического раз вития. Тенденция к созданию все новых и новых органов, при которой иногда организационная активность подме няет решение проблем по существу и создает лишь ви димость деятельности, ведет к разбуханию ООН и за трудняет ее функционирование. Непрерывно растет поток документации, достигающий таких внушительных разме ров, что порой возникают сомнения насчет возможности тщательного ознакомления со всем имеющимся материа лом, особенно для небольшой по составу делегации от малой страны. Достаточно сказать, например, что к XXXIX сессии ЭК.ОСОС было подготовлено в общей сложности 11 000 страниц различных документов, а все учреждения ООН выпустили в 1968 году 156 тыс. различ ных документов против 81 тыс. в 1959 году.
Настораживает также быстрый рост числа заседаний в рамках ООН. Например, в 1967 году только в Нью-Йор ке и в Женеве состоялось 5388 заседаний различных звеньев этого большого механизма, и, следовательно, ежедневно (за вычетом воскресных дней) работало в среднем 18 конференций, комитетов, подкомитетов, рабо чих групп и прочих органов. Хотя такой процесс свиде тельствует о возрастающей активности ООН, однако он имеет свои теневые стороны, особенно для развивающих ся стран, с точки зрения обеспечения увеличивающегося числа специалистов для участия в этой работе.
Наконец, все большее значение приобретает задача координации работы многочисленных органов ООН, ко торая усложняется по мере появления новых учреждений и новых направлений деятельности. В области проблем экономического развития освободившихся стран подоб ная интенсификация происходит особенно быстрыми тем пами, и в какой-то степени координационные просчеты могут быть объяснены неизбежными издержками роста. К сожалению, однако, случаи дублирования работы, не четкость разграничения функций и другие элементы, из лишние во взаимоотношениях между органами ООН, вы зываются не столько объективными причинами, сколько стремлением западных держав воспрепятствовать или хотя бы затормозить решение актуальных вопросов меж дународного экономического сотрудничества.
130
Нельзя сказать, что в ООН не обеспокоены создав шимся положением. В помощь Административному коми тету по координации был создан Комитет по программе и координации при ЭКОСОС, который в 1966 году был дополнен Расширенным комитетом по программе и ко ординации. В 1965—1966 годах работала специаль ная группа экспертов по проверке финансовой сто роны деятельности ООН, а в 1966 году для упорядочения и координации проведения различных конференций был образован Комитет по конференциям. Кроме того, в пос ледние годы для рассмотрения вопросов координации де ятельности органов ООН в области программ экономиче ского развития и повышения их эффективности работала специальная комиссия, опубликовавшая объемистый до кумент, известный как «Доклад комиссии Джексона»11.
Однако неизмеримо большее значение, нежели устра нение организационных неурядиц, имеет задача повыше ния эффективности всей работы ООН в социально-эконо мической области. Основная причина такого положения, когда многие важные решения не претворяются в жизнь, заключается в стремлении империалистических кругов сохранить свои позиции в экономике «третьего мира» и не допустить подлинно равноправного участия освобо дившихся стран в мировой экономической жизни. Имен но эти круги больше заинтересованы в превращении ООН в дискуссионный клуб, признаки которого иногда заметны довольно отчетливо, а не в эффективный инструмент меж дународного экономического сотрудничества, как это пре дусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций.
Все эти противоречивые черты работы ООН в полной мере присущи и основному ее органу по проблемам миро вой торговли и экономического развития — ЮНК.ТАД, деятельность которого заслуживает особого рассмотре ния в свете задач настоящего исследования, ■
Г л а в а 8. БОРЬБА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ЗА ПЕРЕСТРОЙКУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНО
МИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА БАЗЕ ПРОГРЕССИВНЫХ
ПРИНЦИПОВ. СОЗДАНИЕ ЮНКТАД КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП НА ЭТОМ ПУТИ
Новая расстановка сил на мировой арене в послево енный период, становление и упрочение мировой социа листической системы, успехи национально-освободитель
5* |
131 |
ного движения, потребности расширения международно го экономического обмена на основе подлинного равно правия и взаимной выгоды — все это выдвинуло новые задачи перед международным экономическим сотрудни чеством. По мере усиления этих прогрессивных процессов все более явственно обнаруживалось несоответствие меж ду новыми тенденциями в развитии мирохозяйственных связей и старыми нормами международного экономиче ского общения, формами и характером деятельности международных организаций в этой области, которые сложились в эпоху безраздельного господства империа лизма на мировом рынке.
Вэтих изменившихся условиях сама жизнь поставила
вповестку дня необходимость решительных мер по про грессивной перестройке международного экономического сотрудничества, оздоровлению всего климата мировой торговли в соответствии с духом времени. Эти предпосыл ки, вызревавшие уже в первые послевоенные годы и осо бенно усилившиеся на рубеже 60-х годов при окончатель ном развале колониальной системы, подвели к качествен но новому этапу международного экономического обще ния, когда центральное место занял вопрос о формулиро вании прогрессивных норм и организационной перестрой ке международного сотрудничества в этой сфере.
По существу речь шла о решении важнейшей двуеди ной задачи —• разработке новых справедливых принци пов мировой торговли и создании центрального междуна родного органа для содействия реализации этих принци пов. Залогом успешного решения этой задачи явилось совпадение интересов социалистических и развивающих ся стран по коренным проблемам их участия в междуна родном разделении труда, их общая заинтересованность
вискоренении пережитков колониализма и современного империалистического диктата из сферы мирохозяйствен ных связей. Поэтому инициатива социалистических стран, поддержанная молодыми государствами, о созда нии под эгидой ООН подлинно универсальной междуна родной торговой организации для претворения в жизнь прогрессивных принципов мировой торговли оказалась своевременной и плодотворной.
Этой тенденции, отражавшей объективную потреб
ность в перестройке международного разделения труда в соответствии с новыми социально-экономическими ус ловиями на подавляющей части нашей планеты, противо-
132