Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стоит еще многое сделать для претворения в жизнь спра­ ведливых принципов международной торговли и ликви­ дации существующих препятствий на пути ее развития, вытекающих из дискриминационной политики империа­ листических держав. Очевидно, что успех борьбы за оз­ доровление мировой торговли в конечном счете будет определяться дальнейшим укреплением сил мира и со­ циализма в их историческом соревновании с силами им­ периализма и реакции.

Б. Проблемы стабилизации экспортных доходов развивающихся стран (международные товар­ ные соглашения, проекты компенсационного финансирования)

Значительное место в деятельности ЮНКТАД зани­ мают вопросы стабилизации экспортных доходов разви­ вающихся стран, разработка международных мероприя­ тий по стабилизации мировой торговли сырьем и поиски других путей борьбы с отрицательными последствиями колебаний валютной выручки молодых государств. Не останавливаясь на всех аспектах этой обширной темы, анализу которой посвящено специальное исследование34, здесь будет целесообразно ограничиться краткой ха­ рактеристикой основных контуров данной проблематики и последних изменений в этой области.

Нестабильность мировой капиталистической торговли в целом и отдельных товарных рынков в особенности, как бы концентрируя самые отрицательные черты экономи­ ческой и политической неустойчивости современного ка­ питализма, наиболее пагубно влияет на хозяйство разви­ вающихся стран в связи со спецификой их внешней тор­ говли и общей экономической отсталостью. Для них чрез­ мерная привязанность к внешнему рынку оборачивается весьма печальными последствиями, поскольку она выте­ кает из монокультурной специализации хозяйства и од­ нобокой ориентации на экспорт ограниченного числа сырьевых товаров, рынки которых отличаются особой не­ стабильностью.

Проявления нестабильности в экспортной торговле ос­ вободившихся стран различны по своему характеру и происхождению. С одной стороны, важнейшим проявле­ нием неустойчивости являются резкие колебания конъ-

149

юнктуры рынков сырья, причем изменения как цен, так и спроса непосредственно сказываются на масштабах вы­ ручки от продажи того или иного товара. С другой сто­ роны, сочетание этих и других факторов изменения внеш­ неторгового положения страны влияет на сумму ее эк­ спортных поступлений в целом. Следует подчеркнуть, что именно империализм несет двойную ответственность за нестабильность экспортных доходов молодых госу­ дарств — и как виновник их неравноправного положения в системе международного капиталистического разделе­ ния труда, и как главный источник стихийных колебаний спроса и цен на сырьевые товары в международной тор­ говле.

Вполне очевидно, что устранение чрезвычайной уязви­ мости экономики развивающихся стран от стихийных ко­ лебаний мирового капиталистического рынка во многом зависит от перестройки структуры хозяйства и экспорта молодых государств, ликвидации их монокультурной ориентации на рынки империалистических держав. Вме­ сте с тем как раз в данной области собственные усилия развивающихся стран могут дать наиболее ощутимый эф­ фект, если они будут подкреплены действенными меро­ приятиями по линии международного экономического сотрудничества.

В этой связи возникает вопрос о возможностях и пре­ делах стабилизации мировой торговли. Конечно, в реаль­ но существующих условиях, когда подавляющая часть международной торговли приходится на долю империа­ листических держав, а определяющую роль на мировых рынках сырья играют экономические законы капитализ­ ма с его анархией производства, стихийными колебания­ ми спроса и предложения, кризисными сокращениями сбыта, неравномерностью экономического развития, гос­ подством монополий, — в этих условиях подлинная ста­ билизация является невозможной.

Однако сегодня одной лишь констатации этого обще­ го положения недостаточно, ибо при этом не учитывают­ ся в полном объеме те особенности современной эпохи, которые связаны с переходом от капитализма к комму­ низму во всемирном масштабе. Развитие и укрепление мировой социалистической системы, подрыв основ гос­ подства капитализма и начавшаяся ломка колониальной структуры экономики в большой группе освободившихся государств — все это ослабляет позиции мирового капи­ тализма. Особо нужно выделить усиление элементов пла­

150


нирования в хозяйственной жизни несоциалистических стран, в первую очередь разработку долгосрочных про­ грамм развития молодых государств, а также тенденцию к программированию или хотя бы прогнозированию эко­ номики империалистических держав. Все это ведет к ук­ реплению планового начала и в международных эконо­ мических отношениях, создает предпосылки для более планомерного развития мировой торговли.

В этих новых условиях правомерно ставить вопрос о возможности некоторой — пусть даже временной, непол­ ной, частичной — стабилизации положения на отдельных товарных рынках, ограничения масштабов деятельности международных монополий в этой сфере, ослабления влияния стихийных колебаний экономики капитализма на хозяйственное развитие освободившихся стран, причем стабилизации именно путем согласованных международ­ ных мероприятий.

Более того, при оценке возможностей стабилизации мировых рынков сырья необходимо учитывать, что в этом заключается одна из важнейших экономических проблем развивающихся стран. В значительной степени именно под этим углом зрения следует рассматривать ведущие­ ся в ООН дискуссии о путях стабилизации сырьевой торговли и экспортных доходов развивающихся стран, равно как и практические международные мероприятия в данной области.

Поиски этих путей ведутся в двух основных направле­ ниях. В одном случае ставится цель стабилизировать по­ ложение на отдельных товарных рынках, в другом — ре­ шить проблему нестабильности экспортных доходов за счет частичной компенсации результатов колебания ва­ лютной выручки страны в целом. Основное место в дея­ тельности ЮНКТАД и других органов ООН занимает первое направление, что вполне закономерно как потому, что здесь затрагиваются первичные факторы нестабиль­ ности, так и потому, что в данной области накоплен наи­ более значительный практический опыт.

Основным и пока фактически единственным реаль­ ным инструментом регулирования мировой торговли сырьем являются международные соглашения по отдель­ ным товарам. Эти межгосударственные соглашения с участием большинства стран, экспортирующих и импор­ тирующих данный товар, в послевоенные годы охватыва­ ли в разное время рынки пшеницы, сахара, кофе и олова. Несмотря на различия в механизме стабилизации рынка,.

общей чертой этих соглашений является, во-первых, ре­ гулирование прежде всего сферы обращения, тогда как область производства затрагивается лишь косвенно, глав­ ным образом путем координации уровня переходящих за­ пасов. Во-вторых, торговля осуществляется не по специ­ альным ценам, а на обычных коммерческих условиях, причем изменение мировых цен по сравнению с обуслов­ ленными лимитами служит только индикатором необхо­ димости осуществления согласованных мероприятий по регулированию торговли (увеличение или уменьшение квот экспорта, скупка или распродажа товара из центра­ лизованных, так называемых буферных запасов и т. д.).

Не затрагивая деталей отдельных соглашений и исто­ рию их функционирования35, уместно остановиться на вопросе об эффективности действующих международных схем регулирования торговли сырьем. В разное время международные товарные соглашения оказывали различ­ ное влияние на мировую торговлю, что связано как с особенностями каждого соглашения, (механизм регулиро­ вания, полнота охвата, расстановка сил между участни­ ками), так и со спецификой конъюнктуры отдельных то­ варных рынков. Как правило, эти соглашения более или менее успешно справлялись со своими задачами лишь в периоды относительно спокойного развития торговли, но оказывались малоэффективными при резких переломах конъюнктуры, лишь в небольшой степени влияя на повы­ шение или понижение цен за пределы обусловленных ли­ митов при чрезвычайных обстоятельствах36.

Таким образом, накопленный весьма обширный опыт показывает уязвимость многих попыток международного регулирования сырьевой торговли, что вытекает как из самого характера мирового капиталистического рынка, так и из несовершенства международных товарных сог­ лашений. Вместе с тем нельзя отрицать определенное стабилизирующее влияние международных соглашений на отдельные секторы сырьевой торговли, причем поло­ жение на соответствующих рынках сырья было бы, по всей вероятности, намного более сложным, если бы эти соглашения вообще отсутствовали. Поэтому в свете сов­ ременных задач международного экономического сот­ рудничества опыт регулирования мировой торговли сырь­ ем целесообразно рассматривать прежде всего с конст­ руктивных позиций. Именно по линии признания важно­ сти международных стабилизационных товарных согла­ шений и поисков путей максимальной реализации залоі

15?


женных в них возможностей проходит сегодня одни из самых резких водоразделов между сторонниками и про­ тивниками перестройки мировой торговли на базе про­ грессивных принципов.

Наличие этих двух противоположных подходов сказы­ вается на деятельности ЮНКТАД в области регулирова­ ния торговли сырьем. Переломным этапом в формирова­ нии нового позитивного подхода к этой проблеме явилась Женевская конференция. Это оказалось возможным бла­ годаря конструктивной позиции социалистических и раз­ вивающихся стран, выступающих за совершенствование и повышение эффективности международных товарных соглашений в интересах всех групп государств, за рас­ пространение их па более широкий круг товаров.

Анализ результатов работы ЮНКТАД по стабилиза­ ции мировой торговли сырьем приводит к противоречи­ вым выводам. С одной стороны, нужно отметить опреде­ ленный прогресс в формировании единого подхода к ро­ ли и задачам товарных соглашений в принципе, достиг­ нута значительная степень договоренности об основных методах стабилизации торговли сырьем. Показательно, что начиная со второй сессии ЮНКТАД уже ни одна им­ периалистическая держава, даже США, не выступает, как раньше, открыто против международных товарных соглашений. Немало также сделано органами ЮНКТАД, в частности Комитетом по сырьевым товарам и его Кон­ сультативным комитетом, различными исследовательски­ ми группами по отдельным товарам, для выявления сущ­ ности и масштабов сырьевой проблемы, уточнения ее раз­ личных аспектов, сбора и обработки полезной информа­ ции.

С другой стороны, нельзя закрывать глаза на явную недостаточность практических стабилизационных меро­ приятий по сравнению с возрастающими потребностями мировой торговли сырьем. На протяжении всех лет дея­ тельности ЮНКТАД круг сырьевых товаров, охватывае­ мых международными соглашениями, оставался практи­ чески неизменным. Правда, частично в заслугу этой ор­ ганизации можно поставить проведенные под ее эгидой международные конференции по пересмотру и продлению уже действовавших соглашений, в частности возобновле­ ние соглашения по сахару, фактически не функциониро­ вавшего в 1962—1968 годах. Особенно трудной оказалась судьба международного соглашения по какао-бобам. Нерб^одимость его скорейшего заключения подчеркивалась

в резолюциях всех трех сессий ЮНКТАД с 1964 по 1972 год, но лишь после конференции в Сантьяго наметились реальные контуры решения вопроса.

Отмечая весьма скромный объем практических меро­ приятий, осуществленных под эгидой ЮНКТАД, надо признать, что слабая результативность проводимой рабо­ ты во многом сопряжена не только с очевидной слож­ ностью вопросов стабилизации, но и с противодействием империалистических держав, которые, соглашаясь на словах с важностью этой проблемы, на деле отнюдь не намерены сдавать без боя свои позиции в международ­ ной торговле сырьем. Об этом свидетельствует, в частно­ сти, стремление развитых капиталистических стран пере­ нести решение ряда вопросов стабилизации торговли в такие международные организации, как МБРР или МВФ, где расстановка сил более благоприятна для Запада по сравнению с ЮНКТАД.

Эти противоречивые итоги показывают, как много еще предстоит сделать ЮНКТАД, перед которой жизнь все более настоятельно ставит задачу создания при по­ мощи международных стабилизационных товарных сог­ лашений нового климата в мировой торговле сырьем, препятствующего бесконтрольной деятельности между­ народных монополий, что отвечает интересам всех пос­ тавщиков сырьевых товаров, в первую очередь из разви­ вающихся стран.

Вторым направлением поисков путей борьбы с неста­ бильностью экспортных доходов развивающихся стран является выработка различного рода международных финансовых схем для компенсации колебаний экспорт­ ной выручки. Хотя, конечно, этим не затрагивается сама сущность проблемы и первичные причины нестабильно­ сти, однако, с формальной точки зрения, такой подход также возможен и мог бы быть полезен, если бы сулил реальные позитивные результаты. Длительное обсужде­ ние в органах ООН различных схем так называемого международного компенсационного финансирования, ве­ дущееся с 1949 года, не устранило серьезных сомнений в возможности этого метода служить эффективным средст­ вом стабилизации экспортных доходов37. Вместе с тем са­ мо это обсуждение имеет немалое значение в том смысле, что выдвигает вопрос о связи между компенсацией ущер­ ба от колебаний экспортных доходов и выявлением ви­ новников этого ущерба. Это определяет политическую рстроту проблемы, ибо здесь неизбежно затрагивается

154


одно из самых уязвимых мест в позиции современного им­ периализма — его вина за экономическую отсталость и эксплуатацию развивающихся стран.

При таком подходе становится ясным, почему даже более чем скромные проекты частичного решения пробле­ мы так встревожили Запад, который всячески пытается уйти от вопроса о своей ответственности и не проявляет ни малейшей готовности предоставить какие-либо допол­ нительные финансовые ресурсы для компенсации неста­ бильности валютной выручки молодых государств. Эта тактическая линия, направленная на затягивание реше­ ния вопроса по существу, в полной мере сказывается на всей деятельности ЮНКТАД в области компенсационно­ го и дополнительного финансирования, как ныне имену­ ются различные аспекты данной проблемы.

Единственным, пожалуй, реальным результатом рабо­ ты ЮНКТАД можно считать легализацию самой идеи финансовой компенсации в принципе, чего развивающие­ ся страны добились на Женевской конференции вопреки открытому противодействию западных держав. Вместе с тем в практическом плане дело не продвинулось дальше обсуждения весьма ограниченного и противоречивого пла­ на дополнительного финансирования, выработанного под эгидой МБРР.

Однако даже этот несовершенный план, чреватый к тому же прямым вмешательством во внутренние дела мо­ лодых государств некоего международного органа, конт­ ролируемого западным капиталом, фактически повис в воздухе. После длительной дискуссии в органах ЮНКТАД, в ходе которой развивающиеся страны под­ вергли серьезной критике многие положения данного про­ екта, наконец наступило, казалось бы, время для перехо­ да к практическим шагам по реализации схемы дополни­ тельного финансирования. Однако на прямое обращение ЮНКТАД по этому вопросу МБРР ответил прямым от­ казом, сославшись на отсутствие средств и нецелесооб­ разность в этих условиях дальнейшей разработки плана38.

Несмотря на решительный протест развивающихся стран, которые выступили с совместным осуждением по­ зиции МБРР, западные державы по-прежиему отказы­ ваются принимать какие-либо практические меры в части дополнительного финансирования. В результате обсуж­ дения этого вопроса на третьей сессии ЮНКТАД была принята компромиссная резолюция, призывающая МБРР возобновить разработку схемы дополнительного финан-

155

сироваиия с учетом того, что «было бы мало пользы от простого переключения имеющихся ресурсов экономиче­ ской помощи на дели дополнительного финансирова­ ния»39. Однако именно последнее обстоятельство при не­ желании западных держав брать на себя какие-то допол­ нительные финансовые обязательства определяет даль­ нейшую судьбу этого проекта.

Me исключено, что на каком-то этапе, когда другиесредства тактического арсенала Запада будут исчерпа­ ны, империалистическим державам придется пойти па не­ которые уступки развивающимся странам и в этом воп­ росе, как это случилось, например, при вынужденной не­ обходимости согласиться с предоставлением преференций для промышленного экспорта молодых государств. Одна­ ко можно полагать, что и в этом случае дальнейший путь обсуждения вопросов компенсационного финансирования по-прежнему будет весьма тернистым, и, главное, ника­ кая приемлемая для империалистических держав схема такого рода не сможет радикально решить проблемы ста­ билизации экспортных доходов развивающихся стран.

Вместе с тем нужно признать, что при всех очевидных недостатках данного метода стабилизации, который к то­ му же зачастую слишком однобоко и без должной крити­ ческой оценки трактуется развивающимися странами, та­ кой путь поисков решения проблемы, несмотря на проти­ воречивость концепций самой идеи компенсационного финансирования, также имеет право на существование, особенно в свете заложенных в нем возможностей разоб­ лачения ответственности неоколониализма за экономиче­ скую неустойчивость «третьего мира». Другое дело, что это не должно отвлекать внимания от сосредоточения усилий на главном направлении борьбы с нестабиль­ ностью экспорта молодых государств, которое проходит по линии расширения сферы действия и повышения эф­ фективности международных стабилизационных товар­ ных соглашений.

В. Прочие проблемы торговли сырьевыми това­ рами (облегчение доступа на рынки развитых держав, диверсификация хозяйства и экспор­ та молодых государств и т. д.)

Поиски способов борьбы с отрицательными последст­ виями нестабильности мировых рынков сырья и экспорт­ ных доходов развивающихся стран, задача расширения

156 •


круга и повышения эффективности международных то­ варных соглашений занимают важное, пожалуй, даже центральное, место в деятельности ЮНКТАД в области сырьевых проблем. Именно в этой части проблемы до­ стигнуты наиболее реально ощутимые практические ре­ зультаты.

Однако значительное внимание в работе ЮНКТАД уделяется и другим аспектам торговли сырьем, которые представляют значительную сферу изучения и напряжен­ ных дискуссий.

Среди этого круга вопросов следует выделить, во-пер­ вых, либерализацию торговли сырьевыми товарами из развивающихся стран на рынках развитых держав, вовторых, задачи диверсификации структуры хозяйства и экспорта молодых государств и, в-третьих, проблему кон­ куренции между натуральными сырьевыми товарами и искусственным сырьем. Подобная последовательность рассмотрения отражает не только значимость отдельных проблем, но и степень их разработки в органах ЮНКТАД.

Либерализация торговли (проблема доступа на рын­ ки) занимает важное место в борьбе развивающихся стран за улучшение своего внешнеторгового положения. Как было показано выше, одной из главных причин не­ благоприятного развития экспорта молодых государств является дискриминационная внешнеторговая политика империалистических держав, которая наряду с аграрно­ сырьевым протекционизмом и стимулированием собствен­ ного сырьевого экспорта усугубляет отрицательные по­ следствия структурных сдвигов в мировой экономике под влиянием научно-технического прогресса. В этих услови­ ях требования молодых государств отменить торгово-по­ литические барьеры на пути их сырьевого экспорта, ко­ торый пока еще зависит прежде всего от условий сбыта на рынках стран развитого капитализма, представляют­ ся вполне обоснованными и справедливыми, находятся в общем русле борьбы за перестройку мирохозяйственных связей в прогрессивном духе.

Основные направления деятельности ЮНКТАД в дан­ ной области были намечены решениями Женевской кон­ ференции, сформулировавшей ряд важных принципиаль­ ных положений по либерализации торговли сырьем. Важ­ ное значение имело, в частности, принятие общего прин­ ципа, предусматривающего, что «развитые страны долж­ ны постепенно сокращать и устранять барьеры и прочие

157

ограничения, которые препятствуют торговле и потреб­ лению товаров развивающихся стран»40. В развитие это­ го принципа принятая конференцией рекомендация А. II. I призвала развитые капиталистические страны сократить и, по возможности, отменить импортные пошлины на сырьевые товары, представляющие особый интерес для молодых государств, в том числе полностью ликвидиро­ вать таможенные сборы на импорт тропических продук­ тов. Наряду с этим развитые страны не должны впредь устанавливать какие-либо новые торгово-политические барьеры н, во всяком случае, ие повышать существующие (сохранение статус-кво).

Однако реализация этих правильных в целом реше­ ний столкнулась с многочисленными препятствиями, чи­ нимыми западными державами. Нельзя сказать, что ЮНКТАД уделяла мало внимания проблеме либерали­ зации. Этими вопросами занимались как Совет по тор­ говле и развитию, так и его Комитет по сырьевым това­ рам, Подкомитет по сырьевым товарам и Консультатив­ ный комитет Совета и Комитета по сырьевым товарам. Однако в период между первой и второй сессиями ЮНКТАД эти органы не столько продвинулись вперед в решении данной проблемы, сколько были вынуждены констатировать невыполнение большинством западных стран многих рекомендаций Женевской конференции.

Много внимания проблеме либерализации было уде­ лено, в частности, на V сессии Совета осенью 1967 года, которая явилась решающим этапом на пути ко второй сессии ЮНКТАД. Развивающиеся страны вновь вырази­ ли свое разочарование медленным претворением в жизнь женевских рекомендаций, отметив, что со стороны разви­ тых государств были осуществлены лишь «отдельные изолированные меры по либерализации торговли», тогда как мероприятия по линии ГАТТ, в частности широко разрекламированная «программа действий» и перегово­ ры о снижении тарифов в рамках «раунда Кеннеди», не дали никаких осязаемых выгод для сырьевой торговли молодых государств41.

Делийская сессия ЮНКТАД резолюцией 16(11) при­ няла программу конкретных действий по отдельным то­ варам, которая хотя и намечала ряд важных мероприя­ тий, однако касалась главным образом стабилизации торговли. Вместе с тем никаких решений по проблеме доступа принято не было. Такое положение явилось ре­ зультатом жесткой позиции Запада. Развивающиеся

158