Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
стоит еще многое сделать для претворения в жизнь спра ведливых принципов международной торговли и ликви дации существующих препятствий на пути ее развития, вытекающих из дискриминационной политики империа листических держав. Очевидно, что успех борьбы за оз доровление мировой торговли в конечном счете будет определяться дальнейшим укреплением сил мира и со циализма в их историческом соревновании с силами им периализма и реакции.
Б. Проблемы стабилизации экспортных доходов развивающихся стран (международные товар ные соглашения, проекты компенсационного финансирования)
Значительное место в деятельности ЮНКТАД зани мают вопросы стабилизации экспортных доходов разви вающихся стран, разработка международных мероприя тий по стабилизации мировой торговли сырьем и поиски других путей борьбы с отрицательными последствиями колебаний валютной выручки молодых государств. Не останавливаясь на всех аспектах этой обширной темы, анализу которой посвящено специальное исследование34, здесь будет целесообразно ограничиться краткой ха рактеристикой основных контуров данной проблематики и последних изменений в этой области.
Нестабильность мировой капиталистической торговли в целом и отдельных товарных рынков в особенности, как бы концентрируя самые отрицательные черты экономи ческой и политической неустойчивости современного ка питализма, наиболее пагубно влияет на хозяйство разви вающихся стран в связи со спецификой их внешней тор говли и общей экономической отсталостью. Для них чрез мерная привязанность к внешнему рынку оборачивается весьма печальными последствиями, поскольку она выте кает из монокультурной специализации хозяйства и од нобокой ориентации на экспорт ограниченного числа сырьевых товаров, рынки которых отличаются особой не стабильностью.
Проявления нестабильности в экспортной торговле ос вободившихся стран различны по своему характеру и происхождению. С одной стороны, важнейшим проявле нием неустойчивости являются резкие колебания конъ-
149
юнктуры рынков сырья, причем изменения как цен, так и спроса непосредственно сказываются на масштабах вы ручки от продажи того или иного товара. С другой сто роны, сочетание этих и других факторов изменения внеш неторгового положения страны влияет на сумму ее эк спортных поступлений в целом. Следует подчеркнуть, что именно империализм несет двойную ответственность за нестабильность экспортных доходов молодых госу дарств — и как виновник их неравноправного положения в системе международного капиталистического разделе ния труда, и как главный источник стихийных колебаний спроса и цен на сырьевые товары в международной тор говле.
Вполне очевидно, что устранение чрезвычайной уязви мости экономики развивающихся стран от стихийных ко лебаний мирового капиталистического рынка во многом зависит от перестройки структуры хозяйства и экспорта молодых государств, ликвидации их монокультурной ориентации на рынки империалистических держав. Вме сте с тем как раз в данной области собственные усилия развивающихся стран могут дать наиболее ощутимый эф фект, если они будут подкреплены действенными меро приятиями по линии международного экономического сотрудничества.
В этой связи возникает вопрос о возможностях и пре делах стабилизации мировой торговли. Конечно, в реаль но существующих условиях, когда подавляющая часть международной торговли приходится на долю империа листических держав, а определяющую роль на мировых рынках сырья играют экономические законы капитализ ма с его анархией производства, стихийными колебания ми спроса и предложения, кризисными сокращениями сбыта, неравномерностью экономического развития, гос подством монополий, — в этих условиях подлинная ста билизация является невозможной.
Однако сегодня одной лишь констатации этого обще го положения недостаточно, ибо при этом не учитывают ся в полном объеме те особенности современной эпохи, которые связаны с переходом от капитализма к комму низму во всемирном масштабе. Развитие и укрепление мировой социалистической системы, подрыв основ гос подства капитализма и начавшаяся ломка колониальной структуры экономики в большой группе освободившихся государств — все это ослабляет позиции мирового капи тализма. Особо нужно выделить усиление элементов пла
150
нирования в хозяйственной жизни несоциалистических стран, в первую очередь разработку долгосрочных про грамм развития молодых государств, а также тенденцию к программированию или хотя бы прогнозированию эко номики империалистических держав. Все это ведет к ук реплению планового начала и в международных эконо мических отношениях, создает предпосылки для более планомерного развития мировой торговли.
В этих новых условиях правомерно ставить вопрос о возможности некоторой — пусть даже временной, непол ной, частичной — стабилизации положения на отдельных товарных рынках, ограничения масштабов деятельности международных монополий в этой сфере, ослабления влияния стихийных колебаний экономики капитализма на хозяйственное развитие освободившихся стран, причем стабилизации именно путем согласованных международ ных мероприятий.
Более того, при оценке возможностей стабилизации мировых рынков сырья необходимо учитывать, что в этом заключается одна из важнейших экономических проблем развивающихся стран. В значительной степени именно под этим углом зрения следует рассматривать ведущие ся в ООН дискуссии о путях стабилизации сырьевой торговли и экспортных доходов развивающихся стран, равно как и практические международные мероприятия в данной области.
Поиски этих путей ведутся в двух основных направле ниях. В одном случае ставится цель стабилизировать по ложение на отдельных товарных рынках, в другом — ре шить проблему нестабильности экспортных доходов за счет частичной компенсации результатов колебания ва лютной выручки страны в целом. Основное место в дея тельности ЮНКТАД и других органов ООН занимает первое направление, что вполне закономерно как потому, что здесь затрагиваются первичные факторы нестабиль ности, так и потому, что в данной области накоплен наи более значительный практический опыт.
Основным и пока фактически единственным реаль ным инструментом регулирования мировой торговли сырьем являются международные соглашения по отдель ным товарам. Эти межгосударственные соглашения с участием большинства стран, экспортирующих и импор тирующих данный товар, в послевоенные годы охватыва ли в разное время рынки пшеницы, сахара, кофе и олова. Несмотря на различия в механизме стабилизации рынка,.
общей чертой этих соглашений является, во-первых, ре гулирование прежде всего сферы обращения, тогда как область производства затрагивается лишь косвенно, глав ным образом путем координации уровня переходящих за пасов. Во-вторых, торговля осуществляется не по специ альным ценам, а на обычных коммерческих условиях, причем изменение мировых цен по сравнению с обуслов ленными лимитами служит только индикатором необхо димости осуществления согласованных мероприятий по регулированию торговли (увеличение или уменьшение квот экспорта, скупка или распродажа товара из центра лизованных, так называемых буферных запасов и т. д.).
Не затрагивая деталей отдельных соглашений и исто рию их функционирования35, уместно остановиться на вопросе об эффективности действующих международных схем регулирования торговли сырьем. В разное время международные товарные соглашения оказывали различ ное влияние на мировую торговлю, что связано как с особенностями каждого соглашения, (механизм регулиро вания, полнота охвата, расстановка сил между участни ками), так и со спецификой конъюнктуры отдельных то варных рынков. Как правило, эти соглашения более или менее успешно справлялись со своими задачами лишь в периоды относительно спокойного развития торговли, но оказывались малоэффективными при резких переломах конъюнктуры, лишь в небольшой степени влияя на повы шение или понижение цен за пределы обусловленных ли митов при чрезвычайных обстоятельствах36.
Таким образом, накопленный весьма обширный опыт показывает уязвимость многих попыток международного регулирования сырьевой торговли, что вытекает как из самого характера мирового капиталистического рынка, так и из несовершенства международных товарных сог лашений. Вместе с тем нельзя отрицать определенное стабилизирующее влияние международных соглашений на отдельные секторы сырьевой торговли, причем поло жение на соответствующих рынках сырья было бы, по всей вероятности, намного более сложным, если бы эти соглашения вообще отсутствовали. Поэтому в свете сов ременных задач международного экономического сот рудничества опыт регулирования мировой торговли сырь ем целесообразно рассматривать прежде всего с конст руктивных позиций. Именно по линии признания важно сти международных стабилизационных товарных согла шений и поисков путей максимальной реализации залоі
15?
женных в них возможностей проходит сегодня одни из самых резких водоразделов между сторонниками и про тивниками перестройки мировой торговли на базе про грессивных принципов.
Наличие этих двух противоположных подходов сказы вается на деятельности ЮНКТАД в области регулирова ния торговли сырьем. Переломным этапом в формирова нии нового позитивного подхода к этой проблеме явилась Женевская конференция. Это оказалось возможным бла годаря конструктивной позиции социалистических и раз вивающихся стран, выступающих за совершенствование и повышение эффективности международных товарных соглашений в интересах всех групп государств, за рас пространение их па более широкий круг товаров.
Анализ результатов работы ЮНКТАД по стабилиза ции мировой торговли сырьем приводит к противоречи вым выводам. С одной стороны, нужно отметить опреде ленный прогресс в формировании единого подхода к ро ли и задачам товарных соглашений в принципе, достиг нута значительная степень договоренности об основных методах стабилизации торговли сырьем. Показательно, что начиная со второй сессии ЮНКТАД уже ни одна им периалистическая держава, даже США, не выступает, как раньше, открыто против международных товарных соглашений. Немало также сделано органами ЮНКТАД, в частности Комитетом по сырьевым товарам и его Кон сультативным комитетом, различными исследовательски ми группами по отдельным товарам, для выявления сущ ности и масштабов сырьевой проблемы, уточнения ее раз личных аспектов, сбора и обработки полезной информа ции.
С другой стороны, нельзя закрывать глаза на явную недостаточность практических стабилизационных меро приятий по сравнению с возрастающими потребностями мировой торговли сырьем. На протяжении всех лет дея тельности ЮНКТАД круг сырьевых товаров, охватывае мых международными соглашениями, оставался практи чески неизменным. Правда, частично в заслугу этой ор ганизации можно поставить проведенные под ее эгидой международные конференции по пересмотру и продлению уже действовавших соглашений, в частности возобновле ние соглашения по сахару, фактически не функциониро вавшего в 1962—1968 годах. Особенно трудной оказалась судьба международного соглашения по какао-бобам. Нерб^одимость его скорейшего заключения подчеркивалась
в резолюциях всех трех сессий ЮНКТАД с 1964 по 1972 год, но лишь после конференции в Сантьяго наметились реальные контуры решения вопроса.
Отмечая весьма скромный объем практических меро приятий, осуществленных под эгидой ЮНКТАД, надо признать, что слабая результативность проводимой рабо ты во многом сопряжена не только с очевидной слож ностью вопросов стабилизации, но и с противодействием империалистических держав, которые, соглашаясь на словах с важностью этой проблемы, на деле отнюдь не намерены сдавать без боя свои позиции в международ ной торговле сырьем. Об этом свидетельствует, в частно сти, стремление развитых капиталистических стран пере нести решение ряда вопросов стабилизации торговли в такие международные организации, как МБРР или МВФ, где расстановка сил более благоприятна для Запада по сравнению с ЮНКТАД.
Эти противоречивые итоги показывают, как много еще предстоит сделать ЮНКТАД, перед которой жизнь все более настоятельно ставит задачу создания при по мощи международных стабилизационных товарных сог лашений нового климата в мировой торговле сырьем, препятствующего бесконтрольной деятельности между народных монополий, что отвечает интересам всех пос тавщиков сырьевых товаров, в первую очередь из разви вающихся стран.
Вторым направлением поисков путей борьбы с неста бильностью экспортных доходов развивающихся стран является выработка различного рода международных финансовых схем для компенсации колебаний экспорт ной выручки. Хотя, конечно, этим не затрагивается сама сущность проблемы и первичные причины нестабильно сти, однако, с формальной точки зрения, такой подход также возможен и мог бы быть полезен, если бы сулил реальные позитивные результаты. Длительное обсужде ние в органах ООН различных схем так называемого международного компенсационного финансирования, ве дущееся с 1949 года, не устранило серьезных сомнений в возможности этого метода служить эффективным средст вом стабилизации экспортных доходов37. Вместе с тем са мо это обсуждение имеет немалое значение в том смысле, что выдвигает вопрос о связи между компенсацией ущер ба от колебаний экспортных доходов и выявлением ви новников этого ущерба. Это определяет политическую рстроту проблемы, ибо здесь неизбежно затрагивается
154
одно из самых уязвимых мест в позиции современного им периализма — его вина за экономическую отсталость и эксплуатацию развивающихся стран.
При таком подходе становится ясным, почему даже более чем скромные проекты частичного решения пробле мы так встревожили Запад, который всячески пытается уйти от вопроса о своей ответственности и не проявляет ни малейшей готовности предоставить какие-либо допол нительные финансовые ресурсы для компенсации неста бильности валютной выручки молодых государств. Эта тактическая линия, направленная на затягивание реше ния вопроса по существу, в полной мере сказывается на всей деятельности ЮНКТАД в области компенсационно го и дополнительного финансирования, как ныне имену ются различные аспекты данной проблемы.
Единственным, пожалуй, реальным результатом рабо ты ЮНКТАД можно считать легализацию самой идеи финансовой компенсации в принципе, чего развивающие ся страны добились на Женевской конференции вопреки открытому противодействию западных держав. Вместе с тем в практическом плане дело не продвинулось дальше обсуждения весьма ограниченного и противоречивого пла на дополнительного финансирования, выработанного под эгидой МБРР.
Однако даже этот несовершенный план, чреватый к тому же прямым вмешательством во внутренние дела мо лодых государств некоего международного органа, конт ролируемого западным капиталом, фактически повис в воздухе. После длительной дискуссии в органах ЮНКТАД, в ходе которой развивающиеся страны под вергли серьезной критике многие положения данного про екта, наконец наступило, казалось бы, время для перехо да к практическим шагам по реализации схемы дополни тельного финансирования. Однако на прямое обращение ЮНКТАД по этому вопросу МБРР ответил прямым от казом, сославшись на отсутствие средств и нецелесооб разность в этих условиях дальнейшей разработки плана38.
Несмотря на решительный протест развивающихся стран, которые выступили с совместным осуждением по зиции МБРР, западные державы по-прежиему отказы ваются принимать какие-либо практические меры в части дополнительного финансирования. В результате обсуж дения этого вопроса на третьей сессии ЮНКТАД была принята компромиссная резолюция, призывающая МБРР возобновить разработку схемы дополнительного финан-
155
сироваиия с учетом того, что «было бы мало пользы от простого переключения имеющихся ресурсов экономиче ской помощи на дели дополнительного финансирова ния»39. Однако именно последнее обстоятельство при не желании западных держав брать на себя какие-то допол нительные финансовые обязательства определяет даль нейшую судьбу этого проекта.
Me исключено, что на каком-то этапе, когда другиесредства тактического арсенала Запада будут исчерпа ны, империалистическим державам придется пойти па не которые уступки развивающимся странам и в этом воп росе, как это случилось, например, при вынужденной не обходимости согласиться с предоставлением преференций для промышленного экспорта молодых государств. Одна ко можно полагать, что и в этом случае дальнейший путь обсуждения вопросов компенсационного финансирования по-прежнему будет весьма тернистым, и, главное, ника кая приемлемая для империалистических держав схема такого рода не сможет радикально решить проблемы ста билизации экспортных доходов развивающихся стран.
Вместе с тем нужно признать, что при всех очевидных недостатках данного метода стабилизации, который к то му же зачастую слишком однобоко и без должной крити ческой оценки трактуется развивающимися странами, та кой путь поисков решения проблемы, несмотря на проти воречивость концепций самой идеи компенсационного финансирования, также имеет право на существование, особенно в свете заложенных в нем возможностей разоб лачения ответственности неоколониализма за экономиче скую неустойчивость «третьего мира». Другое дело, что это не должно отвлекать внимания от сосредоточения усилий на главном направлении борьбы с нестабиль ностью экспорта молодых государств, которое проходит по линии расширения сферы действия и повышения эф фективности международных стабилизационных товар ных соглашений.
В. Прочие проблемы торговли сырьевыми това рами (облегчение доступа на рынки развитых держав, диверсификация хозяйства и экспор та молодых государств и т. д.)
Поиски способов борьбы с отрицательными последст виями нестабильности мировых рынков сырья и экспорт ных доходов развивающихся стран, задача расширения
156 •
круга и повышения эффективности международных то варных соглашений занимают важное, пожалуй, даже центральное, место в деятельности ЮНКТАД в области сырьевых проблем. Именно в этой части проблемы до стигнуты наиболее реально ощутимые практические ре зультаты.
Однако значительное внимание в работе ЮНКТАД уделяется и другим аспектам торговли сырьем, которые представляют значительную сферу изучения и напряжен ных дискуссий.
Среди этого круга вопросов следует выделить, во-пер вых, либерализацию торговли сырьевыми товарами из развивающихся стран на рынках развитых держав, вовторых, задачи диверсификации структуры хозяйства и экспорта молодых государств и, в-третьих, проблему кон куренции между натуральными сырьевыми товарами и искусственным сырьем. Подобная последовательность рассмотрения отражает не только значимость отдельных проблем, но и степень их разработки в органах ЮНКТАД.
Либерализация торговли (проблема доступа на рын ки) занимает важное место в борьбе развивающихся стран за улучшение своего внешнеторгового положения. Как было показано выше, одной из главных причин не благоприятного развития экспорта молодых государств является дискриминационная внешнеторговая политика империалистических держав, которая наряду с аграрно сырьевым протекционизмом и стимулированием собствен ного сырьевого экспорта усугубляет отрицательные по следствия структурных сдвигов в мировой экономике под влиянием научно-технического прогресса. В этих услови ях требования молодых государств отменить торгово-по литические барьеры на пути их сырьевого экспорта, ко торый пока еще зависит прежде всего от условий сбыта на рынках стран развитого капитализма, представляют ся вполне обоснованными и справедливыми, находятся в общем русле борьбы за перестройку мирохозяйственных связей в прогрессивном духе.
Основные направления деятельности ЮНКТАД в дан ной области были намечены решениями Женевской кон ференции, сформулировавшей ряд важных принципиаль ных положений по либерализации торговли сырьем. Важ ное значение имело, в частности, принятие общего прин ципа, предусматривающего, что «развитые страны долж ны постепенно сокращать и устранять барьеры и прочие
157
ограничения, которые препятствуют торговле и потреб лению товаров развивающихся стран»40. В развитие это го принципа принятая конференцией рекомендация А. II. I призвала развитые капиталистические страны сократить и, по возможности, отменить импортные пошлины на сырьевые товары, представляющие особый интерес для молодых государств, в том числе полностью ликвидиро вать таможенные сборы на импорт тропических продук тов. Наряду с этим развитые страны не должны впредь устанавливать какие-либо новые торгово-политические барьеры н, во всяком случае, ие повышать существующие (сохранение статус-кво).
Однако реализация этих правильных в целом реше ний столкнулась с многочисленными препятствиями, чи нимыми западными державами. Нельзя сказать, что ЮНКТАД уделяла мало внимания проблеме либерали зации. Этими вопросами занимались как Совет по тор говле и развитию, так и его Комитет по сырьевым това рам, Подкомитет по сырьевым товарам и Консультатив ный комитет Совета и Комитета по сырьевым товарам. Однако в период между первой и второй сессиями ЮНКТАД эти органы не столько продвинулись вперед в решении данной проблемы, сколько были вынуждены констатировать невыполнение большинством западных стран многих рекомендаций Женевской конференции.
Много внимания проблеме либерализации было уде лено, в частности, на V сессии Совета осенью 1967 года, которая явилась решающим этапом на пути ко второй сессии ЮНКТАД. Развивающиеся страны вновь вырази ли свое разочарование медленным претворением в жизнь женевских рекомендаций, отметив, что со стороны разви тых государств были осуществлены лишь «отдельные изолированные меры по либерализации торговли», тогда как мероприятия по линии ГАТТ, в частности широко разрекламированная «программа действий» и перегово ры о снижении тарифов в рамках «раунда Кеннеди», не дали никаких осязаемых выгод для сырьевой торговли молодых государств41.
Делийская сессия ЮНКТАД резолюцией 16(11) при няла программу конкретных действий по отдельным то варам, которая хотя и намечала ряд важных мероприя тий, однако касалась главным образом стабилизации торговли. Вместе с тем никаких решений по проблеме доступа принято не было. Такое положение явилось ре зультатом жесткой позиции Запада. Развивающиеся
158