Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
стояла другая, хотя и отживающая, но еще достаточно сильная тенденция, выражавшая заинтересованность им периализма и неоколониализма в сохранении старых по рядков в мировой торговле и своих господствующих по зиций в международных экономических организациях. Все это определило как остроту борьбы, так и ее резуль таты.
Борьба социалистических и развивающихся стран за прогрессивные принципы мировой торговли оказалась длительной и упорной, причем, несмотря на значительные успехи на этом пути, она еще далеко не закончена. Как и следовало ожидать, основные усилия защитников старых порядков были направлены против самой идеи создания прогрессивной и демократичной, универсальной по свое му составу и кругу ведения международной торговли ор ганизации (МТО). Именно поэтому Запад столь активно противился созыву Конференции ООН по торговле и раз витию, а оказавшись вынужденным согласиться на созыв под давлением мирового общественного мнения, всяче ски препятствовал созданию новой организации под пред логом ее ненужности в условиях существования ГАТТ.
Не останавливаясь на всех перипетиях этой борьбы, весьма показательной самой по себе12, следует подчерк нуть тот главный ее итог, что последовательная линия со циалистических стран, выступавших уже с середины 50-х годов за прогрессивную перестройку норм и форм меж дународного экономического сотрудничества при под держке молодых государств, восторжествовала на Же невской конференции по торговле и развитию 1964 года.
Важнейшим результатом этой конференции было принятие Принципов международных торговых отноше ний и торговой политики, способствующих развитию13. Впервые в истории международных отношений в едином документе были зафиксированы базисные нормы между народного экономического общения, имевшие к тому же в целом явно прогрессивный характер. Трудно переоце нить значение таких исходных положений, как, напри мер, провозглашение незыблемости в экономических от ношениях между странами принципов суверенного равен ства государств, самоопределения народов и невмеша тельства во внутренние дела других стран, осуждение дискриминации, основанной на различии социально-эко номических систем, подтверждение суверенного права каждой страны свободно торговать с другими странами
133
и свободно распоряжаться своими природными ресурса ми в интересах экономического развития и благосостоя ния своего народа. Важно подчеркнуть, что на формиро вание большинства женевских принципов, отличавшихся прогрессивной направленностью, большое влияние оказа ло совместное предложение СССР, Польши и Чехослова кии о новых принципах мировой торговли14.
Большое значение имели также решения Женевской конференции по организационным вопросам. Хотя из-за сопротивления империалистических держав не удалось в полной мере решить проблему создания МТО, однако уч реждение на основе конференции нового полномочного органа Генеральной Ассамблеи по широкому кругу воп росов мировой торговли, каким является ЮНКТАД, мож но считать значительным шагом на этом пути. Об этом свидетельствует как представительный характер ЮНКТАД и значительная демократизация ее организа ционной структуры по сравнению с ранее существовав шими институтами ООН в области мировой торговли, так и большая степень универсальности круга ведения и функций новой организации15.
В целом решения Женевской конференции, особенно по принципиальным и,организационным вопросам, мож но с полным основанием расценить как большой успех прогрессивных сил и серьезное поражение поборников старых порядков в мировой торговле.
Подчеркивая важность создания ЮНКТАД, следует обратить внимание на существенные отличительные чер ты этой организации, являющейся во многих отношениях уникальной среди других международных учреждений, в том числе и системы ООН. Дело здесь не только в уже отмечавшемся весьма представительном и более демо кратичном характере этой организации, число участни ков которой даже превосходит количество членов ООН (за счет ряда стран, не являющихся членами ООН, но входящих в состав ее специализированных учреждений и региональных.экономических комиссий).
Своеобразие ЮНКТАД заключается также в том, что по своему статусу и сложившейся практике работы она выступает не только и не столько органом по осуществле нию конкретных практических мероприятий в соответст вующей области, хотя данная сфера занимает немалое место в деятельности ЮНКТАД, сколько широким меж дународным форумом по политическому обсуждению и
13.4
решению проблем мировой торговли и международных экономических отношений в целом. В этой связи показа тельно, что доля расходов по осуществлению оператив- „ ных программ в бюджете ЮНКТАД является самой низ кой среди подобных организаций системы ООН. Так, в 1968 году по этому показателю, составившему 58%, ЮНКТАД уступала не только специализированным уч реждениям (МОТ — 80%, ЮНЕСКО — 85, ФАО — 90, ВОЗ — 95%). но и региональным экономическим комис сиям ООН (ЭКЛА — 63%, ЭКА — 69, ЭКАДВ —
71%).
Именно эта сторона ЮНКТАД — обсуждение важ нейших вопросов международного экономического сот рудничества в их принципиальной постановке, комплекс ное рассмотрение задач перестройки мирохозяйственных связей в прогрессивном направлении, активное воздейст вие на формирование национальной и международной политики в этой сфере — определяет ее особое место в си стеме ООН, дает ей большие возможности для преодоле ния пережитков колониализма и империалистического диктата в мировой торговле.
Другой вопрос, как эти возможности используются, тем более что их реализация проходит в сложных услови ях противоборства прогрессивных и реакционных сил в рамках данной организации. Однако уже сам факт суще ствования этой достаточно представительной междуна родной организации по важнейшим проблемам мировой торговли и экономического развития способствует реше нию указанных проблем в прогрессивном антиимпериа листическом духе. Пожалуй, лучшим доказательством та кой оценки роли ЮНКТАД и признанием заложенных в ней потенциальных возможностей служит та борьба, ко торую вели против создания ЮНКТАД и ведут в целях подрыва ее авторитета западные державы.
Не смирившись с поражением на Женевской конфе ренции по организационным вопросам, империалистиче ские государства уже после создания ЮНКТАД активно продолжали свой курс на противопоставление новому ор гану ООН тех международных институтов, которые про водят проимпериалисгическую политику. Основной упор был сделан на максимальное ограничение функций ЮНКТАД под предлогом того, что в соответствующих об ластях экономического общения уже действуют другие международные организации.
135
Главным козырем в этой борьбе против ЮНКТАД по-прежнему использовалось ГАТТ. Учитывая растущую
-непопулярность ГАТТ, которое развивающиеся страны справедливо рассматривают как «клуб богачей»16, запра вилы этого учреждения провели некоторые показные ре формы, чтобы создать видимость демократизации ГАТТ
и повышения внимания к проблематике освободившихся стран. С этой целью наряду с расширением членского со става ГАТТ его устав был дополнен специальной главой о мероприятиях в пользу развивающихся стран. Показа тельно, однако, что даже этот вынужденный шаг по су ществу был задуман как своеобразная ревизия женев ских рекомендаций, поскольку, за счет различных огово рок, содержал ограниченное толкование важнейшего принципа одностороннего предоставления таможенных уступок развивающимся странам. Недаром даже пресса монополий, оценив этот жест как «подачку бедняку», признала обязательства западных держав «незначитель ными, смутными и разочаровывающими»17.
Следует отметить, что показная демократизация ГАТТ не обеспечивает развивающимся странам подлин ного равноправия. Хотя формально все члены ГАТТ име ют равное число голосов, однако полноправное членство подразумевает участие в связанных с ГАТТ организаци ях, в частности в МВФ, где голоса распределяются про порционально финансовым ресурсам. Вот почему Гене ральный секретарь ЮНКТАД Р. Пребиш имел все осно вания заявить, что, «как мы хорошо знаем, правовые формулы ГАТТ не всегда приемлемы для условий разви вающихся стран»18. .
Правда, в последние годы острота конкуренции рабо те ЮНКТАД со стороны ГАТТ несколько ослабла, во вся ком случае в части организационных мероприятий. В ка кой-то степени нормализации деловых отношений между этими двумя учреждениями способствовало создание в рамках программы ООН по расширенинию экспорта раз вивающихся стран объединенного Международного тор гового центра ЮНКТАД/ГАТТ, призванного изучать тех нические аспекты и имеющиеся возможности увеличе ния экспорта молодых государств. Таким путем ГАТТ удалось как бы легализовать одну, хотя и второстепен ную, область своей деятельности под эгидой ООН.
В определенной степени на ГАТТ не смогло также не сказаться дальнейшее расширение членского состава за
136
счет вступления новых развивающихся стран, участия в его работе некоторых социалистических государств. В ре зультате стало больше точек соприкосновения, хотя сот рудничество между ГАТТ и ЮНКТАД иной раз разви валось по формуле «худой мир лучше доброй ссоры». Од нако несомненно, что эффективная координация работы ЮНКТАД и ГАТТ в смежных отраслях может быть в ко нечном счете полезна обоим этим учреждениям при долж ном учете приоритета ЮНКТАД как высшего органа ООН в области мировой торговли.
От чисто организационных форм противодействия ЮНКТАД со стороны ГАТТ Запад теперь все более пе реходит к попыткам решения в ГАТТ тех проблем, кото рые являются прерогативой ЮНКТАД. Стремление пе рехватить в ГАТТ политическую инициативу по тем воп росам, которые западным державам невыгодно решать в ЮНКТАД, — такова ныне одна из тактических линий империализма в его борьбе против прогрессивной пере стройки международного экономического сотрудниче ства.
К исходу 60-х годов этап становления ЮНКТАД прак тически уже закончился, и ныне настает пора задумать ся об эффективности работы этого ведущего учреждения ООН в области мировой торговли. Сегодня ЮНКТАД вы глядит вполне солидной и достаточно мощной междуна родной организацией. Об этом говорит, в частности, ее бюджет, достигший к 1971 году 10,8 млн. долл., и значи тельный штат сотрудников Секретариата, состоящий из 500 единиц (в том числе 224 должности специалистов и 276 должностей вспомогательного персонала). Структу ра Секретариата, построенная в соответствии с главны ми областями деятельности, в основном позволяет прово дить ту организаторскую и исследовательскую работу, которая вытекает из функций ЮНКТАД.
Признание значительных потенциальных возможно стей аппарата ЮНКТАД не снимает вопроса о повыше нии эффективности его работы в чисто организационном плане, от чего в немалой степени зависит результатив ность деятельности этой организации в целом.
Наиболее плодотворную работу Секретариат осуще ствляет в области систематизации и обработки многооб разной информации, подготовки различного рода стати стических и аналитических публикаций, обзоров и иссле дований по вопросам мировой торговли и экономического
6 Зак . 3202 |
137 |
развития. Хотя в отдельных случаях эти работы имеют очевидные недостатки, зачастую отдают явную дань бур жуазной методологии анализа экономических явлений, а иногда даже базируются на тенденциозном прозападном подходе, однако при всем этом как раз информационно исследовательскую деятельность ЮНКТАД можно счи тать несомненно полезной с точки зрения аккумуляции обширного фактического материала19.
В настоящее время уровень информационно-исследо вательской работы ЮНКТАД по проблемам мировой торговли является, пожалуй, самым высоким среди дру гих организаций системы ООН; публикации ЮНКТАД завоевывают все больший авторитет, и в этой части ЮНКТАД оправдывает свои функции высшего органа по данным проблемам. Конечно, и здесь имеются неис пользованные резервы для улучшения качества и повы шения эффективности работы ЮНКТАД, прежде всего по линии совершенствования методологии.
Само собой разумеется, что характер работы Секре тариата ЮНКТАД отражает прежде всего общее соотно шение сил в этой организации, пропорции в распреде лении штатных должностей между представителями ос новных групп стран. Это находит свое отражение, в част ности, в тенденции к несколько однобокой трактовке ро ли данной организации как международного органа толь ко по проблемам экономического развития молодых госу дарств, тогда как она призвана заниматься всем комп лексом проблем мировой торговли и теми аспектами эко номического развития, которые непосредственно связаны с международной торговлей.
Вопрос о совершенствовании организационных форм и повышении эффективности работы ЮНКТАД остается на повестке дня. На третьей сессии ЮНКТАД, состояв шейся в 1972 году в Сантьяго (Чили), рассматривался вопрос о дальнейшей эволюции механизма ЮНКТАД, в частности на путях создания новой международной торговой организации на основе соответствующей реформы ЮНКТАД и ГАТТ. Можно полагать, что если подобная организация будет подлинно универ сальной по составу участников и кругу ведения и опи раться на прогрессивные женевские принципы, то ее соз дание могло бы явиться полезным шагом в нормализа ции международной торговли в интересах всех групп стран. Однако хотя некоторые из этих принципов отра
138
жены в резолюции 81 (III) ЮНКТАД, она лишь в комп ромиссном виде и недостаточно четко намечает пути ре шения данной проблемы20. Это вызвано прежде всего сопротивлением западных держав, которые голосовали против как резолюции в целом, так и пунктов о создании М.ТО. В этих условиях, когда Запад явно не желает сда вать свои позиции в ГАТТ и соглашаться на признание руководящей роли ЮНКТАД в решении данного вопро са, создание какой-либо новой организации на базе сли яния ЮНКТАД и ГАТТ представляется пока довольно проблематичным.
Вместе с тем, не пытаясь предугадать, как долго и ка ким путем будут развиваться события в этой области, вполне очевидно, что в любом случае первостепен ное значение для нормализации международного эко номического сотрудничества по-прежнему будет иметь концентрация усилий на выполнении главной задачи ЮНКТАД — содействии перестройке мировой торговли на базе прогрессивных принципов равноправия и вза имной выгоды.
Г л а в а 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНКТАД
А. Нормализация мировой торговли и устране ние дискриминации в экономических отноше ниях между странами с различными общест венными системами
Круг вопросов, которыми занимается ЮНКТАД, весьма широк и охватывает практически все аспекты международного экономического сотрудничества, свя занные с мировой торговлей и экономическим развити ем. Однако для целей настоящей работы представляется желательным сконцентрировать внимание на тех основ ных направлениях деятельности данной организации, которые прямо затрагивают проблемы расширения меж дународной торговли и улучшения внешнеторговых по зиций развивающихся стран21.
Главной задачей ЮНКТАД является содействие рас ширению и нормализации мировой торговли на базе претворения в жизнь провозглашенных в Женеве про грессивных принципов международных экономических отношений. Достаточно очевидно, что эти задачи тесней шим образом взаимосвязаны, поскольку расширение мировой торговли в интересах всех групп стран немыс
6* |
139 |
лимо без ее нормализации, которая непременным усло вием предполагает искоренение дискриминации, осно ванной на различии социально-экономических систем.
Таким образом, в широком плане все сферы деятель ности данной организации нужно рассматривать преж де всего с той точки зрения, насколько те или иные ее решения и практические мероприятия находятся в фар ватере намеченной женевскими принципами прогрессив ной перестройки международной торговли. Вместе с тем несомненный интерес представляет специальное рас смотрение деятельности ЮНКТАД по нормализации ми ровой торговли в несколько более узком плане, когда эти вопросы выделяются в качестве самостоятельных пунктов повестки дня.
На первое место здесь, видимо, следует поставить вопрос о принципах мировой торговли. Речь идет не столько о содержании этих принципов и их претворении в жизнь, сколько о доставшейся в наследство от Женев ской конференции проблеме согласования тех принци пов, которые фактически были отвергнуты Западом в хо де голосования. Поэтому в повестке дня ЮНКТАД по явился пункт, именуемый «Меры по достижению боль шей степени договоренности о принципах международ ных торговых отношений и торговой политики».
Обсуждение этого вопроса в органах ЮНКТАД све лось главным образом к выявлению подхода различных групп стран к роли принципов и задачам ЮНКТАД по их осуществлению. Здесь со всей очевидностью опреде лились две противоположные линии. Социалистические страны, поддерживаемые большинством развивающихся государств, всемерно подчеркивали первостепенную важ ность реализации женевских принципов и признания их в полной мере всеми участниками международного эко номического обмена. Империалистические державы, на оборот, стремились ослабить действенность женевских решений, ставили под сомнение как важность их приме нения, так и содержание отдельных принципиальных." положений. Уже вскоре после Женевской конференции, выдвинув тезис о том, что «принципы страдают недостат ком связности, внутренней сбалансированности и логи ческой последовательности, не покрывают всех сущест венных аспектов», западные державы заявили, что «принципы должны быть пересмотрены и переформули рованы в приемлемых для всех выражениях»22.
но