Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стояла другая, хотя и отживающая, но еще достаточно сильная тенденция, выражавшая заинтересованность им­ периализма и неоколониализма в сохранении старых по­ рядков в мировой торговле и своих господствующих по­ зиций в международных экономических организациях. Все это определило как остроту борьбы, так и ее резуль­ таты.

Борьба социалистических и развивающихся стран за прогрессивные принципы мировой торговли оказалась длительной и упорной, причем, несмотря на значительные успехи на этом пути, она еще далеко не закончена. Как и следовало ожидать, основные усилия защитников старых порядков были направлены против самой идеи создания прогрессивной и демократичной, универсальной по свое­ му составу и кругу ведения международной торговли ор­ ганизации (МТО). Именно поэтому Запад столь активно противился созыву Конференции ООН по торговле и раз­ витию, а оказавшись вынужденным согласиться на созыв под давлением мирового общественного мнения, всяче­ ски препятствовал созданию новой организации под пред­ логом ее ненужности в условиях существования ГАТТ.

Не останавливаясь на всех перипетиях этой борьбы, весьма показательной самой по себе12, следует подчерк­ нуть тот главный ее итог, что последовательная линия со­ циалистических стран, выступавших уже с середины 50-х годов за прогрессивную перестройку норм и форм меж­ дународного экономического сотрудничества при под­ держке молодых государств, восторжествовала на Же­ невской конференции по торговле и развитию 1964 года.

Важнейшим результатом этой конференции было принятие Принципов международных торговых отноше­ ний и торговой политики, способствующих развитию13. Впервые в истории международных отношений в едином документе были зафиксированы базисные нормы между­ народного экономического общения, имевшие к тому же в целом явно прогрессивный характер. Трудно переоце­ нить значение таких исходных положений, как, напри­ мер, провозглашение незыблемости в экономических от­ ношениях между странами принципов суверенного равен­ ства государств, самоопределения народов и невмеша­ тельства во внутренние дела других стран, осуждение дискриминации, основанной на различии социально-эко­ номических систем, подтверждение суверенного права каждой страны свободно торговать с другими странами

133

и свободно распоряжаться своими природными ресурса­ ми в интересах экономического развития и благосостоя­ ния своего народа. Важно подчеркнуть, что на формиро­ вание большинства женевских принципов, отличавшихся прогрессивной направленностью, большое влияние оказа­ ло совместное предложение СССР, Польши и Чехослова­ кии о новых принципах мировой торговли14.

Большое значение имели также решения Женевской конференции по организационным вопросам. Хотя из-за сопротивления империалистических держав не удалось в полной мере решить проблему создания МТО, однако уч­ реждение на основе конференции нового полномочного органа Генеральной Ассамблеи по широкому кругу воп­ росов мировой торговли, каким является ЮНКТАД, мож­ но считать значительным шагом на этом пути. Об этом свидетельствует как представительный характер ЮНКТАД и значительная демократизация ее организа­ ционной структуры по сравнению с ранее существовав­ шими институтами ООН в области мировой торговли, так и большая степень универсальности круга ведения и функций новой организации15.

В целом решения Женевской конференции, особенно по принципиальным и,организационным вопросам, мож­ но с полным основанием расценить как большой успех прогрессивных сил и серьезное поражение поборников старых порядков в мировой торговле.

Подчеркивая важность создания ЮНКТАД, следует обратить внимание на существенные отличительные чер­ ты этой организации, являющейся во многих отношениях уникальной среди других международных учреждений, в том числе и системы ООН. Дело здесь не только в уже отмечавшемся весьма представительном и более демо­ кратичном характере этой организации, число участни­ ков которой даже превосходит количество членов ООН (за счет ряда стран, не являющихся членами ООН, но входящих в состав ее специализированных учреждений и региональных.экономических комиссий).

Своеобразие ЮНКТАД заключается также в том, что по своему статусу и сложившейся практике работы она выступает не только и не столько органом по осуществле­ нию конкретных практических мероприятий в соответст­ вующей области, хотя данная сфера занимает немалое место в деятельности ЮНКТАД, сколько широким меж­ дународным форумом по политическому обсуждению и

13.4


решению проблем мировой торговли и международных экономических отношений в целом. В этой связи показа­ тельно, что доля расходов по осуществлению оператив- „ ных программ в бюджете ЮНКТАД является самой низ­ кой среди подобных организаций системы ООН. Так, в 1968 году по этому показателю, составившему 58%, ЮНКТАД уступала не только специализированным уч­ реждениям (МОТ — 80%, ЮНЕСКО — 85, ФАО — 90, ВОЗ — 95%). но и региональным экономическим комис­ сиям ООН (ЭКЛА — 63%, ЭКА — 69, ЭКАДВ —

71%).

Именно эта сторона ЮНКТАД — обсуждение важ­ нейших вопросов международного экономического сот­ рудничества в их принципиальной постановке, комплекс­ ное рассмотрение задач перестройки мирохозяйственных связей в прогрессивном направлении, активное воздейст­ вие на формирование национальной и международной политики в этой сфере — определяет ее особое место в си­ стеме ООН, дает ей большие возможности для преодоле­ ния пережитков колониализма и империалистического диктата в мировой торговле.

Другой вопрос, как эти возможности используются, тем более что их реализация проходит в сложных услови­ ях противоборства прогрессивных и реакционных сил в рамках данной организации. Однако уже сам факт суще­ ствования этой достаточно представительной междуна­ родной организации по важнейшим проблемам мировой торговли и экономического развития способствует реше­ нию указанных проблем в прогрессивном антиимпериа­ листическом духе. Пожалуй, лучшим доказательством та­ кой оценки роли ЮНКТАД и признанием заложенных в ней потенциальных возможностей служит та борьба, ко­ торую вели против создания ЮНКТАД и ведут в целях подрыва ее авторитета западные державы.

Не смирившись с поражением на Женевской конфе­ ренции по организационным вопросам, империалистиче­ ские государства уже после создания ЮНКТАД активно продолжали свой курс на противопоставление новому ор­ гану ООН тех международных институтов, которые про­ водят проимпериалисгическую политику. Основной упор был сделан на максимальное ограничение функций ЮНКТАД под предлогом того, что в соответствующих об­ ластях экономического общения уже действуют другие международные организации.

135

Главным козырем в этой борьбе против ЮНКТАД по-прежнему использовалось ГАТТ. Учитывая растущую

-непопулярность ГАТТ, которое развивающиеся страны справедливо рассматривают как «клуб богачей»16, запра­ вилы этого учреждения провели некоторые показные ре­ формы, чтобы создать видимость демократизации ГАТТ

и повышения внимания к проблематике освободившихся стран. С этой целью наряду с расширением членского со­ става ГАТТ его устав был дополнен специальной главой о мероприятиях в пользу развивающихся стран. Показа­ тельно, однако, что даже этот вынужденный шаг по су­ ществу был задуман как своеобразная ревизия женев­ ских рекомендаций, поскольку, за счет различных огово­ рок, содержал ограниченное толкование важнейшего принципа одностороннего предоставления таможенных уступок развивающимся странам. Недаром даже пресса монополий, оценив этот жест как «подачку бедняку», признала обязательства западных держав «незначитель­ ными, смутными и разочаровывающими»17.

Следует отметить, что показная демократизация ГАТТ не обеспечивает развивающимся странам подлин­ ного равноправия. Хотя формально все члены ГАТТ име­ ют равное число голосов, однако полноправное членство подразумевает участие в связанных с ГАТТ организаци­ ях, в частности в МВФ, где голоса распределяются про­ порционально финансовым ресурсам. Вот почему Гене­ ральный секретарь ЮНКТАД Р. Пребиш имел все осно­ вания заявить, что, «как мы хорошо знаем, правовые формулы ГАТТ не всегда приемлемы для условий разви­ вающихся стран»18. .

Правда, в последние годы острота конкуренции рабо­ те ЮНКТАД со стороны ГАТТ несколько ослабла, во вся­ ком случае в части организационных мероприятий. В ка­ кой-то степени нормализации деловых отношений между этими двумя учреждениями способствовало создание в рамках программы ООН по расширенинию экспорта раз­ вивающихся стран объединенного Международного тор­ гового центра ЮНКТАД/ГАТТ, призванного изучать тех­ нические аспекты и имеющиеся возможности увеличе­ ния экспорта молодых государств. Таким путем ГАТТ удалось как бы легализовать одну, хотя и второстепен­ ную, область своей деятельности под эгидой ООН.

В определенной степени на ГАТТ не смогло также не сказаться дальнейшее расширение членского состава за

136


счет вступления новых развивающихся стран, участия в его работе некоторых социалистических государств. В ре­ зультате стало больше точек соприкосновения, хотя сот­ рудничество между ГАТТ и ЮНКТАД иной раз разви­ валось по формуле «худой мир лучше доброй ссоры». Од­ нако несомненно, что эффективная координация работы ЮНКТАД и ГАТТ в смежных отраслях может быть в ко­ нечном счете полезна обоим этим учреждениям при долж­ ном учете приоритета ЮНКТАД как высшего органа ООН в области мировой торговли.

От чисто организационных форм противодействия ЮНКТАД со стороны ГАТТ Запад теперь все более пе­ реходит к попыткам решения в ГАТТ тех проблем, кото­ рые являются прерогативой ЮНКТАД. Стремление пе­ рехватить в ГАТТ политическую инициативу по тем воп­ росам, которые западным державам невыгодно решать в ЮНКТАД, — такова ныне одна из тактических линий империализма в его борьбе против прогрессивной пере­ стройки международного экономического сотрудниче­ ства.

К исходу 60-х годов этап становления ЮНКТАД прак­ тически уже закончился, и ныне настает пора задумать­ ся об эффективности работы этого ведущего учреждения ООН в области мировой торговли. Сегодня ЮНКТАД вы­ глядит вполне солидной и достаточно мощной междуна­ родной организацией. Об этом говорит, в частности, ее бюджет, достигший к 1971 году 10,8 млн. долл., и значи­ тельный штат сотрудников Секретариата, состоящий из 500 единиц (в том числе 224 должности специалистов и 276 должностей вспомогательного персонала). Структу­ ра Секретариата, построенная в соответствии с главны­ ми областями деятельности, в основном позволяет прово­ дить ту организаторскую и исследовательскую работу, которая вытекает из функций ЮНКТАД.

Признание значительных потенциальных возможно­ стей аппарата ЮНКТАД не снимает вопроса о повыше­ нии эффективности его работы в чисто организационном плане, от чего в немалой степени зависит результатив­ ность деятельности этой организации в целом.

Наиболее плодотворную работу Секретариат осуще­ ствляет в области систематизации и обработки многооб­ разной информации, подготовки различного рода стати­ стических и аналитических публикаций, обзоров и иссле­ дований по вопросам мировой торговли и экономического

6 Зак . 3202

137

развития. Хотя в отдельных случаях эти работы имеют очевидные недостатки, зачастую отдают явную дань бур­ жуазной методологии анализа экономических явлений, а иногда даже базируются на тенденциозном прозападном подходе, однако при всем этом как раз информационно­ исследовательскую деятельность ЮНКТАД можно счи­ тать несомненно полезной с точки зрения аккумуляции обширного фактического материала19.

В настоящее время уровень информационно-исследо­ вательской работы ЮНКТАД по проблемам мировой торговли является, пожалуй, самым высоким среди дру­ гих организаций системы ООН; публикации ЮНКТАД завоевывают все больший авторитет, и в этой части ЮНКТАД оправдывает свои функции высшего органа по данным проблемам. Конечно, и здесь имеются неис­ пользованные резервы для улучшения качества и повы­ шения эффективности работы ЮНКТАД, прежде всего по линии совершенствования методологии.

Само собой разумеется, что характер работы Секре­ тариата ЮНКТАД отражает прежде всего общее соотно­ шение сил в этой организации, пропорции в распреде­ лении штатных должностей между представителями ос­ новных групп стран. Это находит свое отражение, в част­ ности, в тенденции к несколько однобокой трактовке ро­ ли данной организации как международного органа толь­ ко по проблемам экономического развития молодых госу­ дарств, тогда как она призвана заниматься всем комп­ лексом проблем мировой торговли и теми аспектами эко­ номического развития, которые непосредственно связаны с международной торговлей.

Вопрос о совершенствовании организационных форм и повышении эффективности работы ЮНКТАД остается на повестке дня. На третьей сессии ЮНКТАД, состояв­ шейся в 1972 году в Сантьяго (Чили), рассматривался вопрос о дальнейшей эволюции механизма ЮНКТАД, в частности на путях создания новой международной торговой организации на основе соответствующей реформы ЮНКТАД и ГАТТ. Можно полагать, что если подобная организация будет подлинно универ­ сальной по составу участников и кругу ведения и опи­ раться на прогрессивные женевские принципы, то ее соз­ дание могло бы явиться полезным шагом в нормализа­ ции международной торговли в интересах всех групп стран. Однако хотя некоторые из этих принципов отра­

138



жены в резолюции 81 (III) ЮНКТАД, она лишь в комп­ ромиссном виде и недостаточно четко намечает пути ре­ шения данной проблемы20. Это вызвано прежде всего сопротивлением западных держав, которые голосовали против как резолюции в целом, так и пунктов о создании М.ТО. В этих условиях, когда Запад явно не желает сда­ вать свои позиции в ГАТТ и соглашаться на признание руководящей роли ЮНКТАД в решении данного вопро­ са, создание какой-либо новой организации на базе сли­ яния ЮНКТАД и ГАТТ представляется пока довольно проблематичным.

Вместе с тем, не пытаясь предугадать, как долго и ка­ ким путем будут развиваться события в этой области, вполне очевидно, что в любом случае первостепен­ ное значение для нормализации международного эко­ номического сотрудничества по-прежнему будет иметь концентрация усилий на выполнении главной задачи ЮНКТАД — содействии перестройке мировой торговли на базе прогрессивных принципов равноправия и вза­ имной выгоды.

Г л а в а 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНКТАД

А. Нормализация мировой торговли и устране­ ние дискриминации в экономических отноше­ ниях между странами с различными общест­ венными системами

Круг вопросов, которыми занимается ЮНКТАД, весьма широк и охватывает практически все аспекты международного экономического сотрудничества, свя­ занные с мировой торговлей и экономическим развити­ ем. Однако для целей настоящей работы представляется желательным сконцентрировать внимание на тех основ­ ных направлениях деятельности данной организации, которые прямо затрагивают проблемы расширения меж­ дународной торговли и улучшения внешнеторговых по­ зиций развивающихся стран21.

Главной задачей ЮНКТАД является содействие рас­ ширению и нормализации мировой торговли на базе претворения в жизнь провозглашенных в Женеве про­ грессивных принципов международных экономических отношений. Достаточно очевидно, что эти задачи тесней­ шим образом взаимосвязаны, поскольку расширение мировой торговли в интересах всех групп стран немыс­

6*

139

лимо без ее нормализации, которая непременным усло­ вием предполагает искоренение дискриминации, осно­ ванной на различии социально-экономических систем.

Таким образом, в широком плане все сферы деятель­ ности данной организации нужно рассматривать преж­ де всего с той точки зрения, насколько те или иные ее решения и практические мероприятия находятся в фар­ ватере намеченной женевскими принципами прогрессив­ ной перестройки международной торговли. Вместе с тем несомненный интерес представляет специальное рас­ смотрение деятельности ЮНКТАД по нормализации ми­ ровой торговли в несколько более узком плане, когда эти вопросы выделяются в качестве самостоятельных пунктов повестки дня.

На первое место здесь, видимо, следует поставить вопрос о принципах мировой торговли. Речь идет не столько о содержании этих принципов и их претворении в жизнь, сколько о доставшейся в наследство от Женев­ ской конференции проблеме согласования тех принци­ пов, которые фактически были отвергнуты Западом в хо­ де голосования. Поэтому в повестке дня ЮНКТАД по­ явился пункт, именуемый «Меры по достижению боль­ шей степени договоренности о принципах международ­ ных торговых отношений и торговой политики».

Обсуждение этого вопроса в органах ЮНКТАД све­ лось главным образом к выявлению подхода различных групп стран к роли принципов и задачам ЮНКТАД по их осуществлению. Здесь со всей очевидностью опреде­ лились две противоположные линии. Социалистические страны, поддерживаемые большинством развивающихся государств, всемерно подчеркивали первостепенную важ­ ность реализации женевских принципов и признания их в полной мере всеми участниками международного эко­ номического обмена. Империалистические державы, на­ оборот, стремились ослабить действенность женевских решений, ставили под сомнение как важность их приме­ нения, так и содержание отдельных принципиальных." положений. Уже вскоре после Женевской конференции, выдвинув тезис о том, что «принципы страдают недостат­ ком связности, внутренней сбалансированности и логи­ ческой последовательности, не покрывают всех сущест­ венных аспектов», западные державы заявили, что «принципы должны быть пересмотрены и переформули­ рованы в приемлемых для всех выражениях»22.

но