Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

 

 

 

 

 

d = M#"Z*ft, e = 1 +

M§kZ*k.

 

Вычислив Д и

Л . , , получим

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д =

(е — d)3 (е +

3d),

 

 

 

 

 

 

А . ,

=

1(2ИуИод ( d ~ «)2 ( e - d ) .

 

 

 

 

 

 

^ Я

 

 

 

 

Таким образом,

 

иуИ"” (е1+ 3d1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И 1

уИцд (е 11 +

3d11)

 

Для

корпуса новой конструкции

 

 

dn = M ^ nUZ^k =

(5-10_10 +

у-5-10_1°) (3-Ю 7 + /-9 -107) = — 0,03 +

/-0,006,

е" = 1 +

M£ftI1Z f

= 1 + (5- 1Q—10 + /- 1 ,5 - 10“ 9) (3 -Ю7 + /• 9-107) = 0,88 + / 0,09,

 

 

'0

“а

 

 

 

 

 

 

 

 

"МЯ” = (5• 10 11 — / •КГ-10) + 3/(5-10~11 — /• 10—10) +

 

 

 

 

''Од

-

 

 

 

 

 

 

 

 

+ (5 ■10—11 — /-10—10) = 4-10—10 — / . 5 - К Г 11-

 

Для

корпуса первоначальной

конструкции

 

 

d1 =

/W#nIZ** =

(5-10“ 10 — /-2 -1 0 —9) (3 -107 + / - 9 - 107) = — 0,165 +

/ 0,105;

е1 =

1 + A f£ ftIZ*ft = 1 + (10--9 + /-5 -1 0 “ 9) (3 -107 + / - 9 - 107) = 0,58 +

/• 0,24;

 

 

"МЦ =

3/ (5-10" 11 — /-5 -10 —10) : 2 =

7,5- КГ-10 + /■ 7,5- К Г 11;

 

 

q l"

 

(4-10—10 — /-5 -1 0-11) (0,58 + /• 0,24 — 0,495 + /-0 ,3 1 5 )

_

 

 

q 11

_

(7.5-10—10 + - / -7,5 -10—” ) (0,88 Ч- / 0,09 — 0,09 +- / 0,18) ~

6.175- 1Q—11 + /• 1,8-10—10 5,7 -10—10 Н- у-2,63-10-10

Я 11 = 0,3.

ч11

Это соответствует снижению уровня вибрации примерно на 9,5 дБ.

Пример. Учитывая условия предыдущего примера, для новой конструкции корпуса определим величину колебательной скорости ql ™ и уровень вибрационного

ускорения.

Частота вибрации

1500 Гц. Действующие в механизме силы lQ = 3Q =

= Ю8 дин;

3Q =

3/• 108 дин.

 

 

 

 

 

Из предыдущего примера

колебательная

скорость

 

 

 

 

 

 

<пп en +

3du

 

 

Подставив

значения коэффициентов, определим скорость

 

 

_

,108(4-Г0-10 — /-5-10-11)

 

_

2_ -

10-3

q&

 

0,88+ /-0,09 —0,09+ /-0,18

d*9t) ш

1

Амплитуда

вибрационной

скорости

 

 

 

 

 

 

 

U 1 II|= 4 ,0 - 1 0 - 2

см/с.

 

 

27


амплитуда вибрационного

ускорения

 

 

 

| "q

| =

2 л -1

500 | q \ u

| = 377

см/с2.

Уровень

вибрационного ускорения

 

 

 

 

 

 

 

377

 

 

Ь д =

20 lg

= 20 lg з-ю-2 =

82 дБ .

Пример.

Определим

изменение

величины

вертикальной вибрации механизма

в районе первого амортизатора на частоте 5000 Гц при изменении конструкции под­ шипниковых щитов и опорного фланца корпуса.

Механизм на этой частоте имеет одни источник вибрации. На вертикальную вибрацию влияют только вертикальные силы реакции амортизации. Колебания участков контакта опорных поверхностей с амортизаторами не связаны. Сопротив­

ление амортизаторов

zH a х х (со) =

6- 108. Переходные податливости конструк­

ций свободного механизма от источника до амортизатора следующие:

— первоначальная

конструкция

корпуса

 

 

Ч з о (со) = 2■10

9

+ у • 5 - 10 10;

— измененная конструкция корпуса

 

 

 

 

Ч з о (со) =

1 0 -э +

/- 2 ,5 -Ю -10.

Входная податливость механизма

в районе контакта с амортизатором

 

/И” ‘ (со )= 3/И '13”

(со) =

2,5 1 0 -9.

Изменение вибрации равно изменению величины переходной податливости от

источника до опор

«з" (И)

Ч "

(®)

 

 

<?3а И

 

Ч

з

и

На высоких частотах при отсутствии влияния на вертикальную вибрацию ре­ активных сил других направлений податливость "М"3 (со) определяется по формуле

(1.23):

 

 

 

Иддп

 

 

Ч з (“) =

 

М г30 (СО)

 

 

[ l

+ Щ"о (со) 2дз'а _

(“ )]

Отношение податливостей

при

различной конструкции

корпуса

Ч з 1(м)

Ч з о ( « ) [ ! + Ч о (со) z " a, х. х (со)]

Ч з (и )

 

Ч з о1 +( о )Ч [ о ‘ (a4 )L х. х (“ )]

(10-° -f- у-2,5-10-1°) (1 Ч- 6 - 108 -2,5- 10-э)

'

(2 .10 -s +

/-5 -10 -i°) ( 1 + 6 - 108-8,3-10-1°)

 

Таким образом, вибрация механизма с корпусом новой конструкции на 17% меньше. Следовательно, несмотря на резкое уменьшение вибропроводимости щи­ тов, изменение вибрации незначительно.

28


Рассмотрим упрощения матричных уравнений. При несвязанных колебаниях амортизаторов вдоль осей х, у, г, £ и связанных вдоль осей ср—у, i|)—х

7пп

X. X(со)

 

0

^11а.

 

 

0

^22а. х.

гуПП

0

 

0

X. X(©)

 

0

 

0

уПП

 

£

52а. х.

 

0

 

0

Z’ua. х. х (СО) 0 0

ZTL х. х (со) 0 0

 

0

 

х (СО)

0

 

 

уПП

х (со)

 

■^ЗЗа. х.

 

0

 

х (со)

0

 

 

0

 

*уПП

0

0

х. х (со)

0

625а.

 

0

0

гуПП

0

0

 

0

^55а. х. х (со)

 

0

гуПП

 

^66а. X.

При расчете линейных вибраций механизма из-за отсутствия влияния на их уровни поворотных составляющих через конструк­

ции механизма матрица Мап [см. уравнение (1.13)] становится квад­ ратной матрицей третьего порядка.

Если же и линейные составляющие вибрации не влияют друг на

друга, то матрица M q1 становится диагональной.

На частотах выше 2—3 кГц, когда пропадает связь между одно­ направленными линейными колебаниями различных участков кон­

такта механизма с опорными и неопорными связями, матрица М 0 вырождается в диагональную.

§ 4

Соотношение между силами,

 

действующими в районе опор,

 

и уровнями вибрации механизмов

При определении виброизолирующей эф­ фективности амортизации, причин резонансных явлений в районе участков контакта механизма с виброизолирующими элементами и расчете вибрации механизмов при перестановке с одних опор на дру­ гие нет необходимости учитывать особенности взаимодействия уси­ лий, возникающих в рабочих узлах, с конструкциями механизма.- Важно выяснить степень изменения вибрации механизмов, когда действующие силы и механические сопротивления конструкций меха­ низмов остаются неизменными, а изменяются только характеристики

29



(

опорных и неопорных связей. Для решения таких вопросов можно использовать способы, не предусматривающие знание вибрацион­ ных усилий в рабочих узлах "Qr (t) и переходных податливостей от

источника до опорных и неопорных связей М"” [63].

Напишем уравнение для колебательной скорости свободного

механизма:

 

 

 

т

6

 

 

т1 б

 

 

 

 

 

q'lо (со) = Б Б Ж

ю (со)

"Q r(©)

=

Б

Б Qfo (со) M f?0

(со).

и=1 r=1

 

 

 

/г=1/=1

 

 

Видно, что скорость

9?о (со) можно рассматривать как

результат

действия сил Q;*0 (со), приложенных

в районе участков

крепления

к механизму опорных и неопорных связей.

 

 

При установке механизма в рабочих условиях

 

Б S Qiо (со) м*Го (со) = #

N +

Б

Б

М /Л (со)

Б Б <?v (со) Zvfa.* (со).

fc=l /=1

fc=l /=1

 

р=1

V — 1

(1.24)

 

 

 

 

 

 

 

Если фундамент влияет на уровни вибрации механизма, но вибра­

ции qn (со) определяются только силами Q'1(со) (т. е. отсутствует связь между колебаниями различных участков контакта механизма с виброизолирующими элементами через систему виброизолирующий п-й элемент—фундамент— виброизолирующий k-n элемент), соот­ ношение между силами и вибрациями

Б Б

<2/0 (со) м % (СО) = qi (со) +

Б Б

М $ (со) Б ?v И Zk%• ф(со).

k=l j=1

 

к=\ /=1

v=l

 

 

 

(1.25)

При полной виброизоляции механизма от фундамента (см. рис. 1, б)

тб

Б

Б

Q?o (со) Л4^Го (со) = Й(<0) +

 

 

1 /=1

 

 

 

m

6

 

6

 

+ Б

Б

^ И

Б 7 v(co)Z ^ a .(xСО.x).

(1 .26)

fc=l у=1

 

v=l

 

Согласно структуре этих уравнений механизм представляется как совокупность источников колебаний, расположенных в участках крепления к опорным и i еопорным связям. Каждый такой источник формально характеризуется силой Q", (со).

В свободном механизме силы Q?0 (со) расходуются на преодо­

ление только сопротивлений механизма в районе крепления вибро­ изолирующих элементов. При установке механизма на опоры с ко­ нечным механическим сопротивлением й при наличии неопорных связей изменение вибрации механизма объясняется необходимостью для’усилия Q", (со) дополнительно преодолеть сопротивление вибро­

изолирующего элемента в п-участке контакта Z""a. ф ( со) и пере­

30