Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
что для современного уровня развития машинострои тельного производства характерны два типа предметной структуры: предметно-обособленная и предметно-груп повая. Первый образуется, когда за цехами и участками закрепляются определенные изделия и цехи и участки изготовляют, как правило, все детали, входящие в изде лия. Второй — когда за цехами и участками зекрепляется группа деталей, сходных по конструкторско-техноло гическим признакам, независимо от принадлежности их
к изделиям.
При смешанной или предметно-технологической структуре заготовительные цехи и участки обычно орга низуются по технологическому принципу, а обрабаты вающие и выпускающие — по предметному. Смешанная структура наиболее распространена и применяется на большей части машиностроительных предприятий.
Производственная структура предприятия, как и его общая структура, может рассматриваться по составляю щим ее частям: структура основного производства, струк тура вспомогательных производств и т. д. Ведущей ос тается структура основного производства. Особое ее ме сто в общем составе предприятия обусловлено тем, что она предопределяет не только производственную струк туру, структуру управления, обслуживания и общую структуру предприятия, но эффективность основного про изводства и предприятия в целом.
В условиях научно-технической революции особен ность организации производственных процессов состоит в непрерывном улучшении и совершенствовании всех элементов производства и в обусловленном этим измене нии методов и форм организации производства для более эффективного использования новейших достижений нау ки и техники в данном производственном процессе. В оп ределенной степени можно говорить даже о собственных направлениях прогресса и в самой организации произ водства. В самом деле, в условиях хорошо скомплекто ванной программы при правильно скомпонованной струк туре производства, то есть при высокой его серийности, не только возможна реализация прогрессивных методов технологии, но и гораздо более быстрое их совершенство вание.
Это подтверждается и таким элементарным приме ром. По требованиям процессов автоматического произ
18
водства в машиностроении должна быть значительно перестроена и организация производства: изменена систе ма планирования, внедрено активное обеспечение рабо чих мест всеми необходимыми вещественными элемента ми производства (инструмент, заготовки и т. д.), упро щена система учета результатов производства, изменены требования к кадрам, обслуживающим автоматические устройства и т. д. В свою очередь, развитие форм орга низации автоматического производства всегда требует значительных изменений в конструкции автоматических станков и линий, увеличения гибкости производства, об легчения переналадки линий и станков-автоматов.
Рассматривая организацию производства в динамике, мы прежде всего должны выделить прогресс в совершен ствовании типов производства. Принято считать, что уро вень организации производства обычно выше в массовом, чем в единичном типе. Генеральное направление.такого прогресса состоит в том', что тип производства совершен ствуется от единичного и мелкосерийного к крупносерий ному и массовому. Метод реализации этого направле ния — всемерное увеличение серийности производства, которая, в свою очередь, достигается:
—увеличением повторяемости производственных операций за счет роста производственной программы од ноименных изделий (устойчивый, прямой путь, который,
ксожалению, не всегда возможен из-за ограниченного спроса на сами изделия);
—увеличением повторяемости производственных операций за счет концентрации выпускаемых изделий в крупных сериях в данном планируемом отрезке времени (этот путь также удобен, но вызывает необходимость со гласования сроков производства данной продукции с потребителями, иначе возможно замораживание ценно стей и средств);
—универсализацией автоматических и специальных
поточных линий с целью легкой приспосабливаемое™ их для выпуска однородных деталей, незначительно от личающихся размерами;
—типизацией технологических процессов обработки деталей одного или даже разных классов и на этой базе комплектованием групповых или переменно-поточных линий;
—универсализацией технологической оснастки
19
(УСП, УСТУ и т. п.) и на этой базе увеличением повтеп ряемости производственных операций с одновременным сокращением вспомогательного времени.
В целом эти направления позволяют увеличить се рийность и совершенствовать производственную структу ру предприятия в направлении от технологически-разом- кнутой к предметно-замкнутой.
В условиях современного научно-технического про гресса непрерывно растет количество видов новой слож ной и разнообразной продукции. Но специализация не избавляет от необходимости развивать серийное и еди ничное производство, а оно, в свою очередь, требует гиб кости производственных процессов, умения быстро пере строиться для освоения выпуска новой продукции.
Ввиду непрерывного обновления продукции резко увеличился объем ее выпуска, расширилась номенклату ра и на предприятиях машиностроения Челябинской об ласти У Производственные взаимосвязи подразделений постоянно усложняются. Возникает дублирование — од новременное изготовление одних и тех же сходных изде лий в двух или нескольких цехах, удлиняются техноло гические маршруты изготовления. Например, обработка сходных деталей лебедки и автогрейдера на Челябин ском заводе дорожных машин им. Колющенко произво дится одновременно на нескольких участках, располо женных рядом. Отдельные детали в процессе изготовления передаются с участка на участок, хотя возможна ор ганизация подетально-замкнутого производства. Все это отрицательно сказывается на использовании рабочего времени и основных производственных фондов, увеличи вает объем работ по внутризаводскому планированию, учету и контролю за ходом производства, затрудняет уп равление им.
Следует различать два основных направления совер шенствования производственных процессов и производ ственной структуры: совершенствование общей произ водственной структуры предприятия и структуры от дельных подразделений.
Совершенствование общей производственной струк-1
1 Анализ совершенствования производственной структуры пред приятий машиностроения и рекомендации выполнялись совместно с А. А. Голиковым, А. В. Лупарем, Н. И. Демидовой.
20
туры машиностроительного предприятия осуществляется в три основных этапа. Во-первых, с помощью объем ных расчетов изучаются соотношения между различны ми методами и видами обработки основной номенклату ры продукции. На этом этапе устанавливаются объемы работы по подразделениям и группам оборудования, уточ няется потребность п выявляются резервы, или дефицит оборудования, рабочей силы, производственной площади для выпуска каждою наименования и всей номенклату ры в целом. Устанавливается целесообразность сосредо точения или рассредоточения различных методов и видов обработки использования основных производственных фондов. Эффективность использования производствен ной площади следует оценивать не только по съему про дукции, но и по загрузке оборудования.
Исследования, проведенные на машиностроительных предприятиях области (Челябинском 'заводе дорожных машин им. Колющенко, Челябинском заводе «Электробытприбор», Троицком станкостроительном и др.), пока зали, что из-за непропорциональных соотношений между видами и методами обработки в отдельных подразде лениях средняя загрузка оборудования и степень исполь зования площадей ниже возможных на 15—20 процентов.
Во-вторых, необходимо изучение технологических маршрутов, их состава и связей смежных подразделений, с учетом применяемых в них специфических методов из готовления и создаваемых видов продукции. Анализ маршрутов позволяет установить число и целесообраз ность взаимосвязей между подразделениями. Их коли чественная оценка может быть произведена по грузопо токам в тонно-километрах или детале-километрах. Для этой цели приемлема шахматная таблица, отражающая связи подразделения. В практике наблюдается много возвратных движений деталей. Экономические последст вия их весьма существенны: они влияют как на объемы транспортных работ, так и на рабочее время, межцехо вое и внутрицеховое планирование, занятость управлен ческого персонала и т. п. Значительную часть их мож но устранить путем перераспределения соответствующих видов и методов обработки или осуществления их в зам кнутых исходных подразделениях. На предприятии коли чество взаимных связей подразделений исчисляется де сятками и сотнями. В отдельных случаях их объем
21
Достигает нескольких тысяч тонно-километров. Количест венная характеристика взаимосвязей определяется, глав ным образом, характером выпускаемой продукции, сте пенью сосредоточения видов обработки в подразделениях и размещением самих подразделений. Поэтому всегда эффективен поиск возможностей организовать поде тально-замкнутое производство, более рационально раз местить подразделения и применить транспортные сред ства, соответствующие данным условиям размещения.
Третий этап совершенствования общей структуры производства содержит разработку предложений по сос таву подразделений и упрощению их взаимосвязей. Предложения разрабатываются на основе анализа объ емных соотношений между методами и видами обработ ки, действующих маршрутов и взаимосвязей подразделе ний. Нужна концентрация методов и видов изготовления в пределах каждого цеха, участка и такое размещение последних, при котором взаимосвязи подразделений бу дут наименее напряженными.
Далее, применительно к имеющимся производствен ным площадям и с учетом перспективы их расширения, разрабатывается компоновочная схема размещения це хов, участков и линий.
Экономическое значение совершенствования общей производственной структуры можно проиллюстрировать примерами. Подобный анализ маршрутов и объемные расчеты на машиностроительном заводе показывают, что концентрация металлообрабатывающего оборудования, занятого на изготовлении продукции в одном цехе, дает возможность полностью исключить имеющиеся взаимо связи пяти цехов. На заводах серийного типа, вследствие перераспределения отдельных видов обработки, возвра ты деталей могут быть сокращены в среднем на 20—30. процентов.
При совершенствовании общей производственной структуры завода объем всех межцеховых транспортных работ уменьшается на 15—20 процентов. В результате потребность в транспортных рабочих снижается на 10—• 20 процентов, а себестоимость годового выпуска — при мерно на 30—50 тысяч рублей.
Такое улучшение общей производственной структу ры значительно упрощает и управление производством: в общезаводской системе — по причине сокращения объек
22
тов планирования, учета, контроля: в подразделениях — в связи с уменьшением работ, обусловленных смежными подразделениями. Эффективность совершенствования об щей производственной структуры предприятия проявля ется и в сокращении на 30—40 процентов объема инфор мации, подлежащей обработке, особенно в оперативном
планировании.
Второе направление —совершенствование структу ры цехов, участков, линий — включает в себя организа цию прямоточного изготовления деталей и узлов, с целью повышения непрерывности производственных про цессов, упрощения маршрутов, улучшения использова ния рабочего времени и средств труда. Для этого нап
равления первый этап работ — классификация |
деталей. |
|||||
Основная |
цель |
классификации — комплектование |
||||
групп деталей |
по сходным конструкторско-технологиче |
|||||
ским признакам (табл. 2). |
|
структуры |
||||
Следующий |
этап |
в совершенствовании |
||||
производственных подразделений — разработка |
типовых |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
Характеристика деталей |
|
|
||
|
|
на приборостроительном заводе |
|
|
||
|
|
|
|
Количество |
|
|
Шифр |
Наименование изделий |
детале- |
|
|
||
видов |
|
групп |
||||
|
|
|
наименотипов |
|||
|
|
|
|
ваний |
|
|
60 |
Валообразные |
|
300 |
30 |
7 |
|
61 |
Втулкообразные |
|
610 |
55 |
8 |
|
|
в том числе зубчатые колеса |
225 |
9 |
1 |
||
62 |
Дискообразные |
|
231 |
24 |
4 |
|
63 |
Сборные соединения |
36 |
12 |
3 |
||
64 |
Детали |
из проволоки |
148 |
10 |
1 |
|
65 |
Кованые и штампованные |
64 |
5 |
2 |
||
66 |
Литые |
|
|
196 |
21 |
6 |
67 |
11еметаллы |
|
161 |
26 |
7 |
|
68 |
Резерв |
|
|
- |
— |
— |
69 |
Резерв |
|
|
— |
— |
— |
|
И т о г о |
|
|
1971 |
192 |
39 |
?3
и групповых технологических процессов, порядок кото рой предопределяется содержанием классификации де талей. Новые подетальные процессы рассматриваются на основе типовых и групповых. Группировка деталей и групповые технологические процессы служат для прове дения объемных расчетов и определения необходимого количества основных рабочих, единиц оборудования в каждой группе, размера производственной площади. Да лее на группу деталей, в соответствии с порядком выпол нения операций по групповому технологическому про цессу, разрабатывается типовая расстановка оборудова ния. В каждой группе деталей выделяются ведущие ти пы (как правило, два-три из десяти). Расстановка обо рудования по ведущим типам обеспечивает прямоточность изготовления всех деталей группы.
И, наконец, на основе типовых расстановок обору дования компонуются участки и отделения цеха как со вокупная линия или сочетание самостоятельных линий по изготовлению групп деталей, проходящих через обо рудование (в зависимости от годовой программы и тру доемкости деталей, входящих в группу). Это диктуется, в частности, тем, что при изготовлении деталей раз ных групп для одинаковых операций часто достаточно одного станка. Такое сочетание линий одновременно яв ляется общей линией, на которой изготавливаются дета ли с более сложным маршрутом.
Внедрение перечисленных мероприятий способству ет сокращению общего объема внутрицеховых и межопе рационных транспортных работ от 25 до 65 процентов от существующего. Трудоемкость продукции за счет сокра щения транспортировок снижается на 5—20 процентов, загрузка оборудования повышается на 15—20 процентов. На 10—15 процентов сокращается производственный цикл, за счет чего может быть существенно снижен объ ем незавершенного производства. Дополнительные капи таловложения при этом составляют примерно 8—10 про центов от стоимости оборудования и окупаются за год.
Несмотря на то, что совершенствование типа произ водства решает многие проблемы повышения уровня его организации, существуют факторы, снижающие этот уро вень независимо от его типа. Можно привести много при меров низкой организации в условиях массового и круп-, цосерийного производства. К факторам, снижающим уро-.
вень организации, прежде всего, относится некоторая инерция производства, когда с увеличением массовости растет специализация оборудования, уменьшается гиб кость производства, усложняется оперативное управле ние. Выполнение же перечисленных выше условий ослабляет действие этих факторов. С точки зрения уп равления, безусловно, желательно предварительно усо вершенствовать производственную структуру.
Прогресс в структуре производства во многом опре деляет прогресс в использовании всех его элементов.
Прогресс в использовании средств труда. Существу ют достаточно обоснованные и научно разработанные методы анализа уровня использования основных произ водственных фондов предприятия и специально разрабо танные для этой цели показатели. Нам важно подчер кнуть, что основные направления в использовании средств труда — повышение сменности работы оборудо вания, его загрузки, рост съема продукции с единицы оборудования и с единицы производственной площади — в огромной степени зависят от уровня организации про изводства и качества методов экономического стимули рования этих процессов.
Прогресс в использовании предметов труда. Оценива ется соответствующими коэффициентами. Основные на-. правления — сдвиг формообразования деталей в загото вительные стадии производства, улучшение раскроя ма териалов и повышение коэффициентов их использования, повышение качества применяемых материалов, исполь зование заменителей дорогих и дефицитных материалов и т. д.
Прогресс в использовании труда непосредственно хо тя и представляет из себя наиболее сложную задачу ор ганизации производства, тем не менее эта задача также достаточно исследована и определены пути ее решения. Надо подчеркнуть, что лучшее использование труда, эко номия рабочего времени, повышение производительности живого труда в наибольшей степени зависят от уровня организации производства и от качества методов стиму лирования производительности живого труда.
Итак, можно сделать вывод, что прогресс в структуре производства и использовании его элементов определяет ся уровнем организации производства, а этот уровень — прогрессом в управлении.
25