Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что для современного уровня развития машинострои­ тельного производства характерны два типа предметной структуры: предметно-обособленная и предметно-груп­ повая. Первый образуется, когда за цехами и участками закрепляются определенные изделия и цехи и участки изготовляют, как правило, все детали, входящие в изде­ лия. Второй — когда за цехами и участками зекрепляется группа деталей, сходных по конструкторско-техноло­ гическим признакам, независимо от принадлежности их

к изделиям.

При смешанной или предметно-технологической структуре заготовительные цехи и участки обычно орга­ низуются по технологическому принципу, а обрабаты­ вающие и выпускающие — по предметному. Смешанная структура наиболее распространена и применяется на большей части машиностроительных предприятий.

Производственная структура предприятия, как и его общая структура, может рассматриваться по составляю­ щим ее частям: структура основного производства, струк­ тура вспомогательных производств и т. д. Ведущей ос­ тается структура основного производства. Особое ее ме­ сто в общем составе предприятия обусловлено тем, что она предопределяет не только производственную струк­ туру, структуру управления, обслуживания и общую структуру предприятия, но эффективность основного про­ изводства и предприятия в целом.

В условиях научно-технической революции особен­ ность организации производственных процессов состоит в непрерывном улучшении и совершенствовании всех элементов производства и в обусловленном этим измене­ нии методов и форм организации производства для более эффективного использования новейших достижений нау­ ки и техники в данном производственном процессе. В оп­ ределенной степени можно говорить даже о собственных направлениях прогресса и в самой организации произ­ водства. В самом деле, в условиях хорошо скомплекто­ ванной программы при правильно скомпонованной струк­ туре производства, то есть при высокой его серийности, не только возможна реализация прогрессивных методов технологии, но и гораздо более быстрое их совершенство­ вание.

Это подтверждается и таким элементарным приме­ ром. По требованиям процессов автоматического произ­

18

водства в машиностроении должна быть значительно перестроена и организация производства: изменена систе­ ма планирования, внедрено активное обеспечение рабо­ чих мест всеми необходимыми вещественными элемента­ ми производства (инструмент, заготовки и т. д.), упро­ щена система учета результатов производства, изменены требования к кадрам, обслуживающим автоматические устройства и т. д. В свою очередь, развитие форм орга­ низации автоматического производства всегда требует значительных изменений в конструкции автоматических станков и линий, увеличения гибкости производства, об­ легчения переналадки линий и станков-автоматов.

Рассматривая организацию производства в динамике, мы прежде всего должны выделить прогресс в совершен­ ствовании типов производства. Принято считать, что уро­ вень организации производства обычно выше в массовом, чем в единичном типе. Генеральное направление.такого прогресса состоит в том', что тип производства совершен­ ствуется от единичного и мелкосерийного к крупносерий­ ному и массовому. Метод реализации этого направле­ ния — всемерное увеличение серийности производства, которая, в свою очередь, достигается:

увеличением повторяемости производственных операций за счет роста производственной программы од­ ноименных изделий (устойчивый, прямой путь, который,

ксожалению, не всегда возможен из-за ограниченного спроса на сами изделия);

увеличением повторяемости производственных операций за счет концентрации выпускаемых изделий в крупных сериях в данном планируемом отрезке времени (этот путь также удобен, но вызывает необходимость со­ гласования сроков производства данной продукции с потребителями, иначе возможно замораживание ценно­ стей и средств);

универсализацией автоматических и специальных

поточных линий с целью легкой приспосабливаемое™ их для выпуска однородных деталей, незначительно от­ личающихся размерами;

типизацией технологических процессов обработки деталей одного или даже разных классов и на этой базе комплектованием групповых или переменно-поточных линий;

универсализацией технологической оснастки

19



(УСП, УСТУ и т. п.) и на этой базе увеличением повтеп ряемости производственных операций с одновременным сокращением вспомогательного времени.

В целом эти направления позволяют увеличить се­ рийность и совершенствовать производственную структу­ ру предприятия в направлении от технологически-разом- кнутой к предметно-замкнутой.

В условиях современного научно-технического про­ гресса непрерывно растет количество видов новой слож­ ной и разнообразной продукции. Но специализация не избавляет от необходимости развивать серийное и еди­ ничное производство, а оно, в свою очередь, требует гиб­ кости производственных процессов, умения быстро пере­ строиться для освоения выпуска новой продукции.

Ввиду непрерывного обновления продукции резко увеличился объем ее выпуска, расширилась номенклату­ ра и на предприятиях машиностроения Челябинской об­ ласти У Производственные взаимосвязи подразделений постоянно усложняются. Возникает дублирование — од­ новременное изготовление одних и тех же сходных изде­ лий в двух или нескольких цехах, удлиняются техноло­ гические маршруты изготовления. Например, обработка сходных деталей лебедки и автогрейдера на Челябин­ ском заводе дорожных машин им. Колющенко произво­ дится одновременно на нескольких участках, располо­ женных рядом. Отдельные детали в процессе изготовления передаются с участка на участок, хотя возможна ор­ ганизация подетально-замкнутого производства. Все это отрицательно сказывается на использовании рабочего времени и основных производственных фондов, увеличи­ вает объем работ по внутризаводскому планированию, учету и контролю за ходом производства, затрудняет уп­ равление им.

Следует различать два основных направления совер­ шенствования производственных процессов и производ­ ственной структуры: совершенствование общей произ­ водственной структуры предприятия и структуры от­ дельных подразделений.

Совершенствование общей производственной струк-1

1 Анализ совершенствования производственной структуры пред­ приятий машиностроения и рекомендации выполнялись совместно с А. А. Голиковым, А. В. Лупарем, Н. И. Демидовой.

20

туры машиностроительного предприятия осуществляется в три основных этапа. Во-первых, с помощью объем­ ных расчетов изучаются соотношения между различны­ ми методами и видами обработки основной номенклату­ ры продукции. На этом этапе устанавливаются объемы работы по подразделениям и группам оборудования, уточ­ няется потребность п выявляются резервы, или дефицит оборудования, рабочей силы, производственной площади для выпуска каждою наименования и всей номенклату­ ры в целом. Устанавливается целесообразность сосредо­ точения или рассредоточения различных методов и видов обработки использования основных производственных фондов. Эффективность использования производствен­ ной площади следует оценивать не только по съему про­ дукции, но и по загрузке оборудования.

Исследования, проведенные на машиностроительных предприятиях области (Челябинском 'заводе дорожных машин им. Колющенко, Челябинском заводе «Электробытприбор», Троицком станкостроительном и др.), пока­ зали, что из-за непропорциональных соотношений между видами и методами обработки в отдельных подразде­ лениях средняя загрузка оборудования и степень исполь­ зования площадей ниже возможных на 15—20 процентов.

Во-вторых, необходимо изучение технологических маршрутов, их состава и связей смежных подразделений, с учетом применяемых в них специфических методов из­ готовления и создаваемых видов продукции. Анализ маршрутов позволяет установить число и целесообраз­ ность взаимосвязей между подразделениями. Их коли­ чественная оценка может быть произведена по грузопо­ токам в тонно-километрах или детале-километрах. Для этой цели приемлема шахматная таблица, отражающая связи подразделения. В практике наблюдается много возвратных движений деталей. Экономические последст­ вия их весьма существенны: они влияют как на объемы транспортных работ, так и на рабочее время, межцехо­ вое и внутрицеховое планирование, занятость управлен­ ческого персонала и т. п. Значительную часть их мож­ но устранить путем перераспределения соответствующих видов и методов обработки или осуществления их в зам­ кнутых исходных подразделениях. На предприятии коли­ чество взаимных связей подразделений исчисляется де­ сятками и сотнями. В отдельных случаях их объем

21


Достигает нескольких тысяч тонно-километров. Количест­ венная характеристика взаимосвязей определяется, глав­ ным образом, характером выпускаемой продукции, сте­ пенью сосредоточения видов обработки в подразделениях и размещением самих подразделений. Поэтому всегда эффективен поиск возможностей организовать поде­ тально-замкнутое производство, более рационально раз­ местить подразделения и применить транспортные сред­ ства, соответствующие данным условиям размещения.

Третий этап совершенствования общей структуры производства содержит разработку предложений по сос­ таву подразделений и упрощению их взаимосвязей. Предложения разрабатываются на основе анализа объ­ емных соотношений между методами и видами обработ­ ки, действующих маршрутов и взаимосвязей подразделе­ ний. Нужна концентрация методов и видов изготовления в пределах каждого цеха, участка и такое размещение последних, при котором взаимосвязи подразделений бу­ дут наименее напряженными.

Далее, применительно к имеющимся производствен­ ным площадям и с учетом перспективы их расширения, разрабатывается компоновочная схема размещения це­ хов, участков и линий.

Экономическое значение совершенствования общей производственной структуры можно проиллюстрировать примерами. Подобный анализ маршрутов и объемные расчеты на машиностроительном заводе показывают, что концентрация металлообрабатывающего оборудования, занятого на изготовлении продукции в одном цехе, дает возможность полностью исключить имеющиеся взаимо­ связи пяти цехов. На заводах серийного типа, вследствие перераспределения отдельных видов обработки, возвра­ ты деталей могут быть сокращены в среднем на 20—30. процентов.

При совершенствовании общей производственной структуры завода объем всех межцеховых транспортных работ уменьшается на 15—20 процентов. В результате потребность в транспортных рабочих снижается на 10—• 20 процентов, а себестоимость годового выпуска — при­ мерно на 30—50 тысяч рублей.

Такое улучшение общей производственной структу­ ры значительно упрощает и управление производством: в общезаводской системе — по причине сокращения объек­

22

тов планирования, учета, контроля: в подразделениях — в связи с уменьшением работ, обусловленных смежными подразделениями. Эффективность совершенствования об­ щей производственной структуры предприятия проявля­ ется и в сокращении на 30—40 процентов объема инфор­ мации, подлежащей обработке, особенно в оперативном

планировании.

Второе направление —совершенствование структу­ ры цехов, участков, линий — включает в себя организа­ цию прямоточного изготовления деталей и узлов, с целью повышения непрерывности производственных про­ цессов, упрощения маршрутов, улучшения использова­ ния рабочего времени и средств труда. Для этого нап­

равления первый этап работ — классификация

деталей.

Основная

цель

классификации — комплектование

групп деталей

по сходным конструкторско-технологиче­

ским признакам (табл. 2).

 

структуры

Следующий

этап

в совершенствовании

производственных подразделений — разработка

типовых

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

Характеристика деталей

 

 

 

 

на приборостроительном заводе

 

 

 

 

 

 

Количество

 

Шифр

Наименование изделий

детале-

 

 

видов

 

групп

 

 

 

наименотипов

 

 

 

 

ваний

 

 

60

Валообразные

 

300

30

7

61

Втулкообразные

 

610

55

8

 

в том числе зубчатые колеса

225

9

1

62

Дискообразные

 

231

24

4

63

Сборные соединения

36

12

3

64

Детали

из проволоки

148

10

1

65

Кованые и штампованные

64

5

2

66

Литые

 

 

196

21

6

67

11еметаллы

 

161

26

7

68

Резерв

 

 

-

69

Резерв

 

 

 

И т о г о

 

 

1971

192

39

?3


и групповых технологических процессов, порядок кото­ рой предопределяется содержанием классификации де­ талей. Новые подетальные процессы рассматриваются на основе типовых и групповых. Группировка деталей и групповые технологические процессы служат для прове­ дения объемных расчетов и определения необходимого количества основных рабочих, единиц оборудования в каждой группе, размера производственной площади. Да­ лее на группу деталей, в соответствии с порядком выпол­ нения операций по групповому технологическому про­ цессу, разрабатывается типовая расстановка оборудова­ ния. В каждой группе деталей выделяются ведущие ти­ пы (как правило, два-три из десяти). Расстановка обо­ рудования по ведущим типам обеспечивает прямоточность изготовления всех деталей группы.

И, наконец, на основе типовых расстановок обору­ дования компонуются участки и отделения цеха как со­ вокупная линия или сочетание самостоятельных линий по изготовлению групп деталей, проходящих через обо­ рудование (в зависимости от годовой программы и тру­ доемкости деталей, входящих в группу). Это диктуется, в частности, тем, что при изготовлении деталей раз­ ных групп для одинаковых операций часто достаточно одного станка. Такое сочетание линий одновременно яв­ ляется общей линией, на которой изготавливаются дета­ ли с более сложным маршрутом.

Внедрение перечисленных мероприятий способству­ ет сокращению общего объема внутрицеховых и межопе­ рационных транспортных работ от 25 до 65 процентов от существующего. Трудоемкость продукции за счет сокра­ щения транспортировок снижается на 5—20 процентов, загрузка оборудования повышается на 15—20 процентов. На 10—15 процентов сокращается производственный цикл, за счет чего может быть существенно снижен объ­ ем незавершенного производства. Дополнительные капи­ таловложения при этом составляют примерно 8—10 про­ центов от стоимости оборудования и окупаются за год.

Несмотря на то, что совершенствование типа произ­ водства решает многие проблемы повышения уровня его организации, существуют факторы, снижающие этот уро­ вень независимо от его типа. Можно привести много при­ меров низкой организации в условиях массового и круп-, цосерийного производства. К факторам, снижающим уро-.

вень организации, прежде всего, относится некоторая инерция производства, когда с увеличением массовости растет специализация оборудования, уменьшается гиб­ кость производства, усложняется оперативное управле­ ние. Выполнение же перечисленных выше условий ослабляет действие этих факторов. С точки зрения уп­ равления, безусловно, желательно предварительно усо­ вершенствовать производственную структуру.

Прогресс в структуре производства во многом опре­ деляет прогресс в использовании всех его элементов.

Прогресс в использовании средств труда. Существу­ ют достаточно обоснованные и научно разработанные методы анализа уровня использования основных произ­ водственных фондов предприятия и специально разрабо­ танные для этой цели показатели. Нам важно подчер­ кнуть, что основные направления в использовании средств труда — повышение сменности работы оборудо­ вания, его загрузки, рост съема продукции с единицы оборудования и с единицы производственной площади — в огромной степени зависят от уровня организации про­ изводства и качества методов экономического стимули­ рования этих процессов.

Прогресс в использовании предметов труда. Оценива­ ется соответствующими коэффициентами. Основные на-. правления — сдвиг формообразования деталей в загото­ вительные стадии производства, улучшение раскроя ма­ териалов и повышение коэффициентов их использования, повышение качества применяемых материалов, исполь­ зование заменителей дорогих и дефицитных материалов и т. д.

Прогресс в использовании труда непосредственно хо­ тя и представляет из себя наиболее сложную задачу ор­ ганизации производства, тем не менее эта задача также достаточно исследована и определены пути ее решения. Надо подчеркнуть, что лучшее использование труда, эко­ номия рабочего времени, повышение производительности живого труда в наибольшей степени зависят от уровня организации производства и от качества методов стиму­ лирования производительности живого труда.

Итак, можно сделать вывод, что прогресс в структуре производства и использовании его элементов определяет­ ся уровнем организации производства, а этот уровень — прогрессом в управлении.

25