Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сочетания в них различных видов транспорта. Наглядным примером такого исследования является схема транспортного районирования Западной Сибири, разработанная М. И. Помусом20. Теоретически такое районирование должно прово­ диться на основе определения удельного веса каждого вида транспорта в общем объеме перевозок первичной территори­ альной ячейки, но практически оно может быть сделано и чи­ сто визуально, на основе изучения географии различных ви­ дов путей сообщения, конечно, при одновременном хорошем знании экономики территории. Однако этот вид районирова­ ния носит в основном аналитический характер, позволяя ра­ зобраться в особенностях транспортно-географического поло­ жения отдельных частей экономического района, и поэтому мы не включаем его в данную работу, имеющую иной харак­ тер задач.

Выше уже отмечалось, что особенностью интегрального экономического районирования при социализме является его увязка с административным районированием. Это означает, что либо каждой таксономической единице районирования со­ ответствует административная единица определенного ранга, либо это требование полностью выполняется лишь для неко­ торых таксономических единиц районирования, а в остальных случаях увязка экономического районирования с администра­ тивным обеспечивается за счет того, что любая административ­ ная единица может включаться в тот или иной экономический район только целиком. Решение этого вопроса определяется конкретной обстановкой в стране.

Если учесть, что до революции Восточная Сибирь пред­ ставляла собой сырьевой придаток России, а за годы Советс­ кой власти превратилась в мощный территориально-хозяйст­ венный комплекс, то естественно, что по мере роста экономи­ ки этого региона менялись схемы его административного и экономического районирования.

По сетке экономических районов, предложенной Госпла­ ном СССР в ноябре 1921 г., на территории Восточной Сибири намечалась организация трех экономических районов — Ени­ сейской области с центром в Красноярске, Ленско-Ангарской с центром в Иркутске и Якутской области (территория Чи­ тинской области в то время входила в состав Дальневосточ­ ной республики).

Однако практически в 1922 г. ^ыла образована

Якутская,

а в 1923 г. — Бурят-Монгольская АССР. В 1925 г.

на месте

Западной и Восточной Сибири, кроме указанных АССР, была образована всего одна административная единица — Сибир­ ский край с центром в Новониколаевске (ныне Новосибирск).

20 М. И. Помус. Западная Сибирь. География, М., 1956, стр. 263.

36


Читинская область вошла в состав Дальневосточного края2’.

Сибирский край просуществовал лишь до 1930 г., когда он был подразделен на Западносибирский и Восточносибирский края (в последний была включена и территория Читинской области). Рост экономики отдельных частей Восточной Сиби­ ри привел к тому, что уже в 1934 г. на месте Восточносибирс­ кого края были организованы Красноярский край, Иркутская и Читинская области. В 1944 г., после вхождения Тувы в сос­ тав СССР, на территории Восточной Сибири появилась Ту­ винская автономная область (с 1961 г. — АССР).

С точки зрения экономического районирования границы Восточной Сибири в целом были более стабильны. И это по­ нятно, так как за период 15 — 20 лет создаваемые территори­ ально-производственные комплексы могут существенно изме­ нить общий потенциал района и его отдельных частей, что сказывается на количестве административных единиц на дан­ ной территории; могут изменить тяготение отдельных терри­ торий, находящихся на стыке этих комплексов. Но в целом за период 15 — 20 лет схемы основных экономических районоз меняются мало, так как само районирование рассчитано на длительный срок и носит перспективный характер.

Принципиальное изменение в схему экономического райо­ нирования Восточной Сибири было внесено в 1963 г., когда Якутская АССР была включена в состав Дальневосточного экономического района.

Ускорение темпов освоения восточных районов страны и,

втом числе Восточной Сибири, снова поставило на повестку дня вопросы экономического районирования этого региона. Особенность текущего этапа исследований по экономическому районированию Восточной Сибири заключается прежде всего

впоисках оптимальных схем экономических районов средне­ го и низшего ранга, отражающих объективные особенности развития отдельных частей Восточной Сибири и определяю­

щих роль этих частей в будущей системе внутрирайонного и межрайонного территориального разделения труда. .

Выполнение этих задач предъявляет весьма своеобразные требования к экономическому районированию Восточной Си­ бири. Они заключаются в том, чтобы не только определить дробные экономические районы, формирующиеся на основе тех или иных территориально-производственных комплексов (ТПК) — существующих или проектируемых, но и разрабо­ тать по ним, с учетом региональных особенностей, систему оценок отдельных факторов размещения производительных сил. Такие оценки необходимы для последующих расчетов по

21 Вопросы экономического районирования, Госполитиздат, М., 1957, стр. 304 — 341.

37


определению

рациональной

специализации

и

отраслевой

структуры соответствующих комплексов.

 

ограничения на

Одновременно должны быть установлены

возможные

масштабы развития

сельского

хозяйства — по

размерам и

продуктивности

сельскохозяйственных

угодий;

промышленного строительства — по допустимым

размерам

водопотребления, площадям территорий, пригодных для

про­

мышленного и городского строительства и

т.

д. После

того,

как установлена дифференциация

оценок

отдельных

факто­

ров на территории интересующего района, дожно быть прове­ дено так называемое факторное районирование или зонирова­ ние, то есть объединение территорий с близкими оценками на данный ресурс, с тем, чтобы районы были более однородны.

При этом необходимо учитывать следующее высказывание А. Н. Ракитникова: «Эту однородность надо понимать не в том смысле, что в пределах такой зоны или района природа мало варьирует, а в том, что повторяются более или менее сходные чередования типов земель»22. Хотя сказанное отно­ сится к природным факторам, учитываемым в сельскохозяй­ ственном районировании, суть, такого понимания однородное <и районов остается в силе для всех видов экономического районирования.

В настоящее время является общепризнанной необходи­ мость количественной оценки таких факторов, как стоимость

строительства;

затраты,

необходимые для

обеспечения

жизни населения

в данном

районе на уровне

центральных

районов страны, принимаемых обычно за эталон; условия то­ пливо-, энерго- и водоснабжения; ценность земель для сель­ ского хозяйства; затраты на транспорт сырья и вывоз готовой продукции; величина и характер резервов по трудовым ресур­ сам (текущих и перспективных).

Нетрудно увидеть, что некоторые факторы (например, сто­ имость топлива, затраты на вывоз продукции) имеют доволь­ но однородную характеристику на сравнительно большой тер­ ритории, другие же — (например, условия водоснабжения, сельскохозяйственная ценность земель) — от места к месту меняются и часто весьма существенно. Поэтому возникает проблема установления первичных территориальных ячеек, по которым должны определяться оценки указанных выше фак торов. Конечно, желательно, чтобы в качестве этих ячеек вы­ ступали единицы районирования низшего ранга, но практи­ чески это пока еще невозможно.

В качестве таких первичных ячеек с точки зрения про­ мышленности следовало бы принимать территории вокруг су шествующих или проектируемых городов. Их размер зависит от конкретных условий. В горных и заболоченных территори-

32 Вопросы районирования сельского хозяйства СССР, «Вопросы гео­ графии», сб. 47, М., 1959 г., стр. 86.

38


ях с ограниченными возможностями для строительства этот размер невелик, в равнинных районах — значительно боль­ ше. Для сельского хозяйства первичными ячейками следовало бы принимать земли, тяготеющие к центральным усадьбам колхозов или совхозов и их отделений, или низовые админи­ стративные районы в целом.

Путем взаимного наложения схем факторного райониро­ вания можно получить схемы интегральных дробных эконо­ мических районов, а на основе взвешивания оценок первич ных ячеек по их ожидаемому удельному весу в перспектив­ ном потреблении отдельных ресурсов можно получить средне­ взвешенную оценку каждого ресурса в целом по данному району.

На основе количественной характеристики можно опреде­ лить наиболее эффективные направления специализации каждого дробного экономического района. Для этого прово дятся либо парные межотраслевые расчеты, либо, что более обосновано, строятся оптимизационные модели размещения производства. После того как установлен набор производств, подлежащих размещению в данном районе, можно присту­ пить к следующему этапу исследований — установлению сис­ темы внутрирайонного разделения труда между первичными ячейками этого региона.

Теоретически можно сразу определять будущую структуру хозяйства первичных ячеек, минуя стадию дробных экономи­ ческих районов. Но на практике этому во многих случаях препятствует большая размерность задачи — чрезмерное чис­ ло производств и регионов исключает возможность их одно­ временного охвата одним исследованием. Именно такая ситу­ ация характерна для Восточной Сибири с ее огромной терри­ торией и резкой разницей в природных и экономических усло­ виях.

Однако практически такую схему расчетов, требующую тщательного микрогеографического исследования огромной территории Восточной Сибири, приходится считать нереаль­ ной. Более практичным представляется метод оценки отдель­ ных факторов не по столь мелким первичным ячейкам, как отдельный пункт, а по дробным экономическим районам, оп­ ределяемым на основе анализа современной и перспективной специализации их хозяйства, направлений экономических связей, возможных масштабов промышленного и сельскохо­ зяйственного строительства. Именно этот метод и принят на­ ми в данной работе.

Прежде чем приступать к характеристике дробных эконо­ мических районов Восточной Сибири, к анализу современной и к выявлению перспективной структуры их хозяйства — не-

39