Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
обходимо рассмотреть общие условия развития, современный экономический потенциал и перспективы развития Восточной Сибири в целом, а также ее экономических административных районов.
Глава II
ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Восточная Сибирь — второй по размерам территории (по сле Дальнего Востока) экономический район СССР. Общая площадь района составляет 4,1 млн. кв. км — почти 1/5 часть территории Советского Союза. Протяженность района с севе
ра на юг примерно 3 тыс. км и с |
запада на восток около |
2 тыс. км. На его обширных |
пространствах проживает |
7,6 млн. человек, что составляет 3,1% всего населения страны.
Для выявления факторов, обусловивших современную гео графию хозяйства района и перспектив его развития, важное значение имеет анализ экономико-географического положе ния.
Восточная Сибирь расположена в северной части Азии в большой удаленности от Атлантического и Тихого океанов. На севере граница района проходит по Северному Ледовито му океану, на западе Восточная Сибирь примыкает к Запад но-Сибирскому экономическому району, на юге ее граница проходит по государственной границе СССР с Монгольской и Китайской народными республиками, на востоке она грани чит с Дальневосточным экономическим районом.
Положение Восточной Сибири на севере Азии, удален ность от теплых океанов и связанная с этим суровость кли мата усложняет хозяйственное освоение ее территорий. Это обстоятельство дополняется другой особенностью положения
Восточной Сибири — ее удаленностью от наиболее |
развитых |
в экономическом отношении центральных районов |
страны. |
Так, от Москвы до Красноярска расстояние по железной до роге составляет 4000 км, а до Иркутска — более 5000 км. Во сточная Сибирь удалена также от наших дальневосточных портов. Так, расстояние от Читы до Владивостока более 3000 км.
41
Отмеченные выше особенности экономико-географического положения Восточной Сибири, сказывающиеся на развитии ее экономики, в известной мере компенсируются тем, что че рез нее проходят сухопутные, воздушные и отчасти морские пути СССР, соединяющие западные районы и европейские страны с Центральной и Восточной Азией, а также с советс ким Дальним Востоком. Кроме того, по мере усиления эконо мического потенциала самой Восточной Сибири ее срединное положение начинает так же приобретать все большее значе ние с позиций дальней стратегии.
Характер экономико-географического положения Восточ ной Сибири прямо связан с ее физико-географическим поло жением. Однако, советская экономическая география считает, что природная среда, хотя и влияет на развитие экономики отдельных территорий, но это влияние не является определяю щим. Решающее значение имеют уровень развития произво дительных сил и характер производственных отношений. По мере развития общественного производства физико-географи ческое положение территорий может не меняться, а в эконо мико-географическом положении возможны существенные из менения.
Изменению экономико-географического положения Вос точной Сибири способствуют сдвиги в уровне развития как ее самой, так и окружающих районов, поскольку с этим связано создание новых транспортных коммуникаций межрайонно го значения (строительство железных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач); большое влияние оказывает технический прогресс в отраслях народного хозяй ства, особенно на транспорте.
Транзитное положение Восточной Сибири в сочетании с ее специализацией на крупнотоннажных производствах (преж де всего лесной промышленности) привело к своеобразной ге ографии перевозок. Из района на запад и восток вывозится больше грузов по тоннажу, чем ввозится. В результате воз никли устойчивые потоки порожнего подвижного состава на железнодорожном транспорте. Резкая несбалансированность перевозок привела к тому, что поставка грузов в Сибирь с точки зрения транспорта представляет собой ничто иное, как заполнение вагонов, которые все равно придется перегонять для вывоза оттуда продукции отраслей союзной специализа ции. Известно, что затраты на перемещение порожнего ваго на составляет 60—70% от всех эксплуатационных расходов на передвижение груженного вагона.
Это обстоятельство очень существенно для оценки эконо мико-географического положения Восточной Сибири, так как оно в значительной мере уравнивает затраты сибирских пред приятий на завоз оборудования, а также недостающих видов сырья с другими районами страны. Несбалансированность Пе-
42
ревозок ведет к тому, что увеличиваются народнохозяйствен ные затраты на вывоз продукции из Восточной Сибири — на до учитывать затраты не только на перевозку продукции, но и на возврат порожних вагонов. Это один из существенных факторов, способствующих обоснованию развития обрабаты вающей промышленности в районе — чем больше здесь будет перерабатываться местного сырья и топлива, тем меньше по требуется перевозить грузов и возвращать порожняка, и тем скорее окупятся дополнительные затраты на строительст во предприятий, связанные с природными и экономическими условиями, специфичными для Сибири.
Если природные условия (в частности климат) наклады вает определенные ограничения на хозяйственное развитие Восточной Сибири, то, наоборот, природные ресурсы обеспе чивают для такого развития самые широкие возможности.
Это относится практически ко всем основным видам ре сурсов: топливным, рудным и нерудным,, водным, лесным .4 земельным.
В Восточной Сибири общие геологические запасы угля со ставляют более 3 триллионов т, что составляет около 50 проц, общесоюзных. Примерно 2/3 всех запасов приходится на се верные районы — это Тунгусский, Таймырский бассейны и Усть-Енисейский угленосный район, которые очевидно не бу дут в ближайшее время использоваться в значительных раз
мерах.
Среди месторождений южной части Восточной Сибири особенно большое значение имеют угольные месторождения Канско-Ачинского бассейна, расположенные на Транссибир ской магистрали. Геологические запасы его оцениваются в 601 млрд. т. Уголь здесь бурый, относительно низкой кало рийности и способный самовозгораться при длительном хра нении. Однако эти недостатки перекрываются исключительно благоприятными горно-геологическими условиями — большая мощность пластов (до 80— 100 м), залегающих близко к по верхности, что позволяет создавать мощные карьеры (разре
зы) с удельными затратами на строительство |
и добычу |
угля |
(в расчете на 1 тонну условного топлива) в |
несколько |
раз |
меньшими, чем по всем другим угольным бассейнам страны. Ряд крупных угольных месторождений находятся на юге Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Бу рятской и Тувинской АССР. Разработка многих из этих мес торождений также возможна открытым способом. Поэтому для Восточной Сибири важны не просто ее общие огромные запасы углей, а то, что в этом районе сосредоточено более 80% общесоюзных запасов угля, пригодного для открытой разработки. Причем тольько разрезы Канско-Ачинского бас сейна могут дать при необходимости до 1 млрд, т угля в год (500 млн. т условного топлива). Именно благодаря этому Во-
43
сточная Сибирь рассматривается как район, обладающий са мым дешевым топливом в стране.
Недостаточно обеспечена Восточная Сибирь коксующими ся углями. Их месторождения находятся в неосвоенном Тун гусском бассейне и в Туве. Правда, доказана возможность получения кокса из углей Черемховского бассейна ,в Иркутс кой области и металлургического топлива из Канско-Ачин- ских углей, но экономическая эффективность организации этого производства по сравнению с использованием кузнец ких или, в крайнем случае, якутских коксующихся углей, пока еще недостаточно определилась.
Для оценки топливной базы района важное значение име ет обеспеченность нефтью и природным газом. Общегеологи ческая ситуация некоторых территорий Восточной Сибири до вольно благоприятна и можно ожидать открытия крупных месторождений в Иркутской области и Красноярском крае.
Общая оценка обеспеченности Сибири топливом находит свое выражение в так называемых замыкающих затратах 23, которые колеблются от 3 руб. в зоне Канско-Ачинского бас сейна до 5 руб. в районах Иркутского бассейна и 7 руб. в Чи тинской области. Для сравнения можно отметить, что в райо не Донбаса эта оценка составляет 15— 16 руб. за тонну ус ловного топлива, а в районах Москвы— 17— 18 руб.24.
Учитывая величину запасов, эффективность добычи и дру гие характеристики углей Канско-Ачинского бассейна, этот район рассматривается в качестве одной из главных топлив но-энергетических баз общесоюзного значения.
Еще более значительна роль водных ресурсов этого райо на. На долю Восточной Сибири приходится около 1/4 всего речного стока СССР, что предопределяет собой огромные воз можности для гидроэнергетики. Значение гидроэнергоресур
сов Восточной Сибири в народном хозяйстве |
объясняется их |
|
высокой концентрацией — нигде в |
СССР, |
кроме Якутии, |
нельзя строить такие крупные ГЭС, |
как в |
Восточной Сиби |
ри— до 6 и более млн. киловатт. Благодаря такой концентра ции удается получать очень дешевую электроэнергию — 0,03—0,06 коп. за киловатт-час, тогда как даже на мощных ГЭС Волжского каскада эта стоимость в 3 — 4 раза выше.
Строительство ГЭС здесь обходится дешевле, чем в дру гих районах еще и потому, что затопление земель относитель
23 Под замыкающими понимаются дополнительные затраты, которые будет нести народное хозяйство страны в случае увеличения потребления данного ресурса в том или ином районе страны; этим же затратам соот ветствует величина экономии в народном хозяйстве в случае сокращения потребления топлива в том или ином районе.
24 См. сб. «Применение математических методов в размещении произ водства», Изд-во «наука», М., 1968, стр. 157.
44
но небольшое, так как реки текут в глубоких долинах, а пло тины возводятся на скальных грунтах.
Особенно благоприятные условия для гидростроительства имеются в Ангаро-Енисейском бассейне, потенциальные ре сурсы которого оцениваются в 480 млрд, квтч, в том числе на Енисее и Ангаре—250 млрд. квтч.
Значительная территория, наличие мощных горных сис тем, являющихся аккумуляторами влаги, а также высокая лесистость — все это способствует широкому развитию реч ной сети Восточной Сибири. Благодаря этому в районе, за исключением отдельных котловин, весьма благоприятны усло вия водообеспечения промышленности, городского и сельско го хозяйства.
Особое место при оценке водных ресурсов Восточной Си бири занимает озеро Байкал, самое крупное в мире храйилище пресной воды; этому вопросу мы уделим внимание не сколько позже.
Восточная Сибирь исключительно богата самыми различ ными видами рудного и нерудного минерального сырья.
Из руд цветных металлов наибольшее значение имею"! медно-никелевые и медные месторождения Красноярского края и Читинской области, месторождения молибдена в Бу рятской АССР, в Красноярском крае и в Читинской области, свинца и' цинка в Красноярском крае, Бурятской и Тувинской АССР, отдельные месторождения алюминиевого сырья в Красноярском крае и Бурятской АССР, кроме того, Восточ ная Сибирь является районом добычи золота, олова, кобаль та. Значение руд цветных металлов Восточной Сибири усили вается тем, что они сочетаются здесь с неограниченными энергетическими ресурсами, что позволяет иметь высоко эф фективные металлургические производства.
В числе важных видов неметаллического сырья необходи мо прежде всего отметить крупные месторождения графита, которые, кроме Восточной Сибири, в нашей стране практичес ки не встреча'ются; плавикового шпата, слюды, асбеста, ка менной соли, фосфорсодержащего сырья и другие.
Для оценки минерально-сырьевой базы района и перспек тив его развития важное значение имеет обеспеченность сырь ем для черной металлургии. Общие запасы железных руд Во сточной Сибири довольно велики, но здесь нет по существу крупных месторождений, которые бы самостоятельно могли обеспечить работу в течение 40 — 50 лет современного метал лургического комбината. Для этого запасы в месторождении должны быть не менее 2 — 3 млрд, т, тогда как большинство месторождений восточной Сибири имеет не более 300 — 400 млн. т. Освоение таких относительно небольших месторо ждений обходится значительно дороже, чем одного крупного. Исключение составляет Ангаро-Питский бассейн с весьма
46
крупными запасами, но его руды гематитового типа пока еще не используются металлургами.
Из Всего комплекса металлургического сырья Восточная Сибирь очень хорошо обеспечена известняками и особенно магнезитом, идущим на производство огнеупорных материа лов, применяемых в металлургических агрегатах. Основные месторождения магнезита находятся в Иркутской области и в Красноярском крае.
Несмотря на отсутствие собственной коксоугольной |
базы |
и недостаточную эффективность местных железорудных |
мес |
торождений, Восточная Сибирь относится к районам рацио нального размещения металлургических заводов полного цик ла. Это связано с возможностью завоза кокса из соседнего Кузбасса, а железных руд даже из Казахстана. Дополнитель ные затраты на завоз сырья будут окупаться экономией за счет дешевого энергетического топлива, потребляемого в больших количествах комплексом машиностроительных и хи мических производств, возникающих в районе строительст ва металлургического завода.
Пример с черной металлургией наглядно показывает, что для развития района часто важнее удобное транспортное по ложение по отношению к источникам дешевого сырья, чем на личие собственных месторождений с худшими технико-эконо мическими показателями добычи.
Восточная Сибирь выделяется среди экономических райо
нов страны огромными лесными ресурсами (более 1/3 обще союзного запаса древесины). Лесами здесь покрыто около 189 млн. га (без лесов колхозов), а общий запас древесины превышает 27 млрд. куб. м (или 37% от общесоюзных).
Оценка лесных ресурсов района не может ограничивать ся цифрами общей лесопокрытой площади и общего запаса древесины. В лесоустройстве учет лесного фонда ведется по нескольким группам. К первой группе отнесены леса заповед ников, водо-, поле-, почвозащитные и курортные, леса зеле ных зон вокруг промышленных предприятий и городов, лен точные боры и степные колки, а также защитные полосы притундровых лесов; ко второй группе — леса, расположенные в густонаселенных освоенных районах с ограниченными запаса ми спелой древесины; к третьей группе отнесены леса про мышленного значения, сосредоточенные в основном в север ных районах европейской части СССР, в Сибири, на Дальнем Востоке. В лесах первой группы заготовка древесины ведется лишь в тех размерах, которые необходимы для сохранения насаждений в здоровом состоянии и для поддержания непре рывного процесса естественного лесовозобновления. В лесах второй группы лесозаготовки могут вестись в размерах годо вого естественного прироста. В лесах же третьей группы раз
46