Файл: Морозова, Т. Г. Проблемы экономического районирования Восточной Сибири (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обходимо рассмотреть общие условия развития, современный экономический потенциал и перспективы развития Восточной Сибири в целом, а также ее экономических административных районов.

Глава II

ОЦЕНКА ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Восточная Сибирь — второй по размерам территории (по­ сле Дальнего Востока) экономический район СССР. Общая площадь района составляет 4,1 млн. кв. км — почти 1/5 часть территории Советского Союза. Протяженность района с севе­

ра на юг примерно 3 тыс. км и с

запада на восток около

2 тыс. км. На его обширных

пространствах проживает

7,6 млн. человек, что составляет 3,1% всего населения страны.

Для выявления факторов, обусловивших современную гео­ графию хозяйства района и перспектив его развития, важное значение имеет анализ экономико-географического положе­ ния.

Восточная Сибирь расположена в северной части Азии в большой удаленности от Атлантического и Тихого океанов. На севере граница района проходит по Северному Ледовито­ му океану, на западе Восточная Сибирь примыкает к Запад­ но-Сибирскому экономическому району, на юге ее граница проходит по государственной границе СССР с Монгольской и Китайской народными республиками, на востоке она грани­ чит с Дальневосточным экономическим районом.

Положение Восточной Сибири на севере Азии, удален­ ность от теплых океанов и связанная с этим суровость кли­ мата усложняет хозяйственное освоение ее территорий. Это обстоятельство дополняется другой особенностью положения

Восточной Сибири — ее удаленностью от наиболее

развитых

в экономическом отношении центральных районов

страны.

Так, от Москвы до Красноярска расстояние по железной до­ роге составляет 4000 км, а до Иркутска — более 5000 км. Во­ сточная Сибирь удалена также от наших дальневосточных портов. Так, расстояние от Читы до Владивостока более 3000 км.

41

Отмеченные выше особенности экономико-географического положения Восточной Сибири, сказывающиеся на развитии ее экономики, в известной мере компенсируются тем, что че­ рез нее проходят сухопутные, воздушные и отчасти морские пути СССР, соединяющие западные районы и европейские страны с Центральной и Восточной Азией, а также с советс­ ким Дальним Востоком. Кроме того, по мере усиления эконо­ мического потенциала самой Восточной Сибири ее срединное положение начинает так же приобретать все большее значе­ ние с позиций дальней стратегии.

Характер экономико-географического положения Восточ ной Сибири прямо связан с ее физико-географическим поло­ жением. Однако, советская экономическая география считает, что природная среда, хотя и влияет на развитие экономики отдельных территорий, но это влияние не является определяю­ щим. Решающее значение имеют уровень развития произво­ дительных сил и характер производственных отношений. По мере развития общественного производства физико-географи­ ческое положение территорий может не меняться, а в эконо­ мико-географическом положении возможны существенные из­ менения.

Изменению экономико-географического положения Вос­ точной Сибири способствуют сдвиги в уровне развития как ее самой, так и окружающих районов, поскольку с этим связано создание новых транспортных коммуникаций межрайонно­ го значения (строительство железных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач); большое влияние оказывает технический прогресс в отраслях народного хозяй­ ства, особенно на транспорте.

Транзитное положение Восточной Сибири в сочетании с ее специализацией на крупнотоннажных производствах (преж­ де всего лесной промышленности) привело к своеобразной ге­ ографии перевозок. Из района на запад и восток вывозится больше грузов по тоннажу, чем ввозится. В результате воз­ никли устойчивые потоки порожнего подвижного состава на железнодорожном транспорте. Резкая несбалансированность перевозок привела к тому, что поставка грузов в Сибирь с точки зрения транспорта представляет собой ничто иное, как заполнение вагонов, которые все равно придется перегонять для вывоза оттуда продукции отраслей союзной специализа­ ции. Известно, что затраты на перемещение порожнего ваго­ на составляет 60—70% от всех эксплуатационных расходов на передвижение груженного вагона.

Это обстоятельство очень существенно для оценки эконо­ мико-географического положения Восточной Сибири, так как оно в значительной мере уравнивает затраты сибирских пред­ приятий на завоз оборудования, а также недостающих видов сырья с другими районами страны. Несбалансированность Пе-

42


ревозок ведет к тому, что увеличиваются народнохозяйствен­ ные затраты на вывоз продукции из Восточной Сибири — на до учитывать затраты не только на перевозку продукции, но и на возврат порожних вагонов. Это один из существенных факторов, способствующих обоснованию развития обрабаты­ вающей промышленности в районе — чем больше здесь будет перерабатываться местного сырья и топлива, тем меньше по­ требуется перевозить грузов и возвращать порожняка, и тем скорее окупятся дополнительные затраты на строительст­ во предприятий, связанные с природными и экономическими условиями, специфичными для Сибири.

Если природные условия (в частности климат) наклады­ вает определенные ограничения на хозяйственное развитие Восточной Сибири, то, наоборот, природные ресурсы обеспе­ чивают для такого развития самые широкие возможности.

Это относится практически ко всем основным видам ре­ сурсов: топливным, рудным и нерудным,, водным, лесным .4 земельным.

В Восточной Сибири общие геологические запасы угля со­ ставляют более 3 триллионов т, что составляет около 50 проц, общесоюзных. Примерно 2/3 всех запасов приходится на се­ верные районы — это Тунгусский, Таймырский бассейны и Усть-Енисейский угленосный район, которые очевидно не бу­ дут в ближайшее время использоваться в значительных раз­

мерах.

Среди месторождений южной части Восточной Сибири особенно большое значение имеют угольные месторождения Канско-Ачинского бассейна, расположенные на Транссибир­ ской магистрали. Геологические запасы его оцениваются в 601 млрд. т. Уголь здесь бурый, относительно низкой кало­ рийности и способный самовозгораться при длительном хра­ нении. Однако эти недостатки перекрываются исключительно благоприятными горно-геологическими условиями — большая мощность пластов (до 80— 100 м), залегающих близко к по­ верхности, что позволяет создавать мощные карьеры (разре­

зы) с удельными затратами на строительство

и добычу

угля

(в расчете на 1 тонну условного топлива) в

несколько

раз

меньшими, чем по всем другим угольным бассейнам страны. Ряд крупных угольных месторождений находятся на юге Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Бу­ рятской и Тувинской АССР. Разработка многих из этих мес­ торождений также возможна открытым способом. Поэтому для Восточной Сибири важны не просто ее общие огромные запасы углей, а то, что в этом районе сосредоточено более 80% общесоюзных запасов угля, пригодного для открытой разработки. Причем тольько разрезы Канско-Ачинского бас­ сейна могут дать при необходимости до 1 млрд, т угля в год (500 млн. т условного топлива). Именно благодаря этому Во-

43


сточная Сибирь рассматривается как район, обладающий са мым дешевым топливом в стране.

Недостаточно обеспечена Восточная Сибирь коксующими­ ся углями. Их месторождения находятся в неосвоенном Тун­ гусском бассейне и в Туве. Правда, доказана возможность получения кокса из углей Черемховского бассейна ,в Иркутс­ кой области и металлургического топлива из Канско-Ачин- ских углей, но экономическая эффективность организации этого производства по сравнению с использованием кузнец­ ких или, в крайнем случае, якутских коксующихся углей, пока еще недостаточно определилась.

Для оценки топливной базы района важное значение име­ ет обеспеченность нефтью и природным газом. Общегеологи­ ческая ситуация некоторых территорий Восточной Сибири до­ вольно благоприятна и можно ожидать открытия крупных месторождений в Иркутской области и Красноярском крае.

Общая оценка обеспеченности Сибири топливом находит свое выражение в так называемых замыкающих затратах 23, которые колеблются от 3 руб. в зоне Канско-Ачинского бас­ сейна до 5 руб. в районах Иркутского бассейна и 7 руб. в Чи­ тинской области. Для сравнения можно отметить, что в райо­ не Донбаса эта оценка составляет 15— 16 руб. за тонну ус­ ловного топлива, а в районах Москвы— 17— 18 руб.24.

Учитывая величину запасов, эффективность добычи и дру­ гие характеристики углей Канско-Ачинского бассейна, этот район рассматривается в качестве одной из главных топлив­ но-энергетических баз общесоюзного значения.

Еще более значительна роль водных ресурсов этого райо­ на. На долю Восточной Сибири приходится около 1/4 всего речного стока СССР, что предопределяет собой огромные воз­ можности для гидроэнергетики. Значение гидроэнергоресур­

сов Восточной Сибири в народном хозяйстве

объясняется их

высокой концентрацией — нигде в

СССР,

кроме Якутии,

нельзя строить такие крупные ГЭС,

как в

Восточной Сиби­

ри— до 6 и более млн. киловатт. Благодаря такой концентра­ ции удается получать очень дешевую электроэнергию — 0,03—0,06 коп. за киловатт-час, тогда как даже на мощных ГЭС Волжского каскада эта стоимость в 3 — 4 раза выше.

Строительство ГЭС здесь обходится дешевле, чем в дру­ гих районах еще и потому, что затопление земель относитель­

23 Под замыкающими понимаются дополнительные затраты, которые будет нести народное хозяйство страны в случае увеличения потребления данного ресурса в том или ином районе страны; этим же затратам соот­ ветствует величина экономии в народном хозяйстве в случае сокращения потребления топлива в том или ином районе.

24 См. сб. «Применение математических методов в размещении произ­ водства», Изд-во «наука», М., 1968, стр. 157.

44


но небольшое, так как реки текут в глубоких долинах, а пло­ тины возводятся на скальных грунтах.

Особенно благоприятные условия для гидростроительства имеются в Ангаро-Енисейском бассейне, потенциальные ре­ сурсы которого оцениваются в 480 млрд, квтч, в том числе на Енисее и Ангаре—250 млрд. квтч.

Значительная территория, наличие мощных горных сис­ тем, являющихся аккумуляторами влаги, а также высокая лесистость — все это способствует широкому развитию реч­ ной сети Восточной Сибири. Благодаря этому в районе, за исключением отдельных котловин, весьма благоприятны усло­ вия водообеспечения промышленности, городского и сельско­ го хозяйства.

Особое место при оценке водных ресурсов Восточной Си­ бири занимает озеро Байкал, самое крупное в мире храйилище пресной воды; этому вопросу мы уделим внимание не­ сколько позже.

Восточная Сибирь исключительно богата самыми различ­ ными видами рудного и нерудного минерального сырья.

Из руд цветных металлов наибольшее значение имею"! медно-никелевые и медные месторождения Красноярского края и Читинской области, месторождения молибдена в Бу­ рятской АССР, в Красноярском крае и в Читинской области, свинца и' цинка в Красноярском крае, Бурятской и Тувинской АССР, отдельные месторождения алюминиевого сырья в Красноярском крае и Бурятской АССР, кроме того, Восточ­ ная Сибирь является районом добычи золота, олова, кобаль­ та. Значение руд цветных металлов Восточной Сибири усили­ вается тем, что они сочетаются здесь с неограниченными энергетическими ресурсами, что позволяет иметь высоко эф­ фективные металлургические производства.

В числе важных видов неметаллического сырья необходи­ мо прежде всего отметить крупные месторождения графита, которые, кроме Восточной Сибири, в нашей стране практичес­ ки не встреча'ются; плавикового шпата, слюды, асбеста, ка­ менной соли, фосфорсодержащего сырья и другие.

Для оценки минерально-сырьевой базы района и перспек­ тив его развития важное значение имеет обеспеченность сырь­ ем для черной металлургии. Общие запасы железных руд Во­ сточной Сибири довольно велики, но здесь нет по существу крупных месторождений, которые бы самостоятельно могли обеспечить работу в течение 40 — 50 лет современного метал­ лургического комбината. Для этого запасы в месторождении должны быть не менее 2 — 3 млрд, т, тогда как большинство месторождений восточной Сибири имеет не более 300 — 400 млн. т. Освоение таких относительно небольших месторо­ ждений обходится значительно дороже, чем одного крупного. Исключение составляет Ангаро-Питский бассейн с весьма

46


крупными запасами, но его руды гематитового типа пока еще не используются металлургами.

Из Всего комплекса металлургического сырья Восточная Сибирь очень хорошо обеспечена известняками и особенно магнезитом, идущим на производство огнеупорных материа­ лов, применяемых в металлургических агрегатах. Основные месторождения магнезита находятся в Иркутской области и в Красноярском крае.

Несмотря на отсутствие собственной коксоугольной

базы

и недостаточную эффективность местных железорудных

мес­

торождений, Восточная Сибирь относится к районам рацио­ нального размещения металлургических заводов полного цик­ ла. Это связано с возможностью завоза кокса из соседнего Кузбасса, а железных руд даже из Казахстана. Дополнитель­ ные затраты на завоз сырья будут окупаться экономией за счет дешевого энергетического топлива, потребляемого в больших количествах комплексом машиностроительных и хи­ мических производств, возникающих в районе строительст­ ва металлургического завода.

Пример с черной металлургией наглядно показывает, что для развития района часто важнее удобное транспортное по­ ложение по отношению к источникам дешевого сырья, чем на­ личие собственных месторождений с худшими технико-эконо­ мическими показателями добычи.

Восточная Сибирь выделяется среди экономических райо­

нов страны огромными лесными ресурсами (более 1/3 обще­ союзного запаса древесины). Лесами здесь покрыто около 189 млн. га (без лесов колхозов), а общий запас древесины превышает 27 млрд. куб. м (или 37% от общесоюзных).

Оценка лесных ресурсов района не может ограничивать­ ся цифрами общей лесопокрытой площади и общего запаса древесины. В лесоустройстве учет лесного фонда ведется по нескольким группам. К первой группе отнесены леса заповед­ ников, водо-, поле-, почвозащитные и курортные, леса зеле­ ных зон вокруг промышленных предприятий и городов, лен­ точные боры и степные колки, а также защитные полосы притундровых лесов; ко второй группе — леса, расположенные в густонаселенных освоенных районах с ограниченными запаса­ ми спелой древесины; к третьей группе отнесены леса про­ мышленного значения, сосредоточенные в основном в север­ ных районах европейской части СССР, в Сибири, на Дальнем Востоке. В лесах первой группы заготовка древесины ведется лишь в тех размерах, которые необходимы для сохранения насаждений в здоровом состоянии и для поддержания непре­ рывного процесса естественного лесовозобновления. В лесах второй группы лесозаготовки могут вестись в размерах годо­ вого естественного прироста. В лесах же третьей группы раз

46