Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

состава помещений, их взаимного расположения, в 70,7% случаев отмечалось отсутствие крайне необходи­ мых помещений или помещений хозяйственного назна­ чения, что отрицательно сказалось на последующей эксплуатации зданий. Недостаток этих помещений вы­ нуждал директоров школ занимать под них классные комнаты и переводить часть школьников во вторую смену. Так, из 5616 учебных помещений (классы, каби­ неты, лаборатории), предусмотренных типовыми проек­ тами в 223 обследованных школах, фактически для за­ нятий использовалось 4756, т. е. 84,7%. Более 800 клас­ сных помещений использовалось не по назначению, поэтому только в этих школах более 30 тыс. учащихся вынуждены были заниматься во вторую смену. Таким образом, из-за использования не по назначению учеб­ ных помещений уменьшается фактическая вместимость школьного здания; оно делается не только неудобным, но и неэкономичным в эксплуатации, так как при сни­ жении фактической вместимости стоимость одного уче­ нического места, по данным Центрального научно-ис­ следовательского института экспериментального проек­ тирования учебных зданий, возрастает на 9—20%. Приведенные данные свидетельствуют об острой необ­ ходимости расширения рабочей площади действующих школ за счет пристроек зальных блоков, блоков мастер­ ских, а иногда и учебных блоков, как это делается в ря­ де областей Белоруссии, Армении, Прибалтики. Однако эта работа должна проводиться под постоянным контро­ лем местных санитарных организаций, с учетом условий размещения основных зданий, размеров их участков и состава основных и вспомогательных помещений. Необ­ ходимость увеличения состава помещений особенно ощутима в наши дни в связи с изменением средств и ме­ тодов обучения. Эти изменения меняют наши представ­ ления и о композиционной структуре зданий школ и требуют специального рассмотрения.

В связи с применением в школах технических средств обучения необходимо создание специальных «техниче­ ских центров», которые будут обслуживать учебные по­ мещения аудиовизуальной информацией, а дирекцию школы — данными о том, как протекает педагогический процесс в школе. Вопрос о созданнии технических ин­ формационных центров в общеобразовательных школах волнует сейчас педагогов многих стран мира (США>

57

Англия, Франция, ФРГ и др.). Наметились две тенден­ ции в их формировании. Сторонники первого направле­ ния считают, что в будущем информационный техниче­ ский центр должен составлять основную часть школы. В

США, например, рекомендуется строительство

средних

школ, основную площадь

которых будет занимать ин­

формационный центр — библиотека площадью

более

2000 м2 с ячейками для

индивидуальных и групповых

занятий (по 2—4 учащихся). Класс как таковой в школе отсутствует. Ученик работает «самостоятельно» с «обу­ чающим шлемом» и получает по своему желанию любую информацию но местному школьному радио или телеви­ дению или из каталога фильмо- и библиотеки. В каче­ стве примера такой «автоматизации учебного процесса» могут быть приведены корпуса колледжа вГрендВелли (штат Мичиган, США). Каждый корпус имеет лекцион­ ные аудитории и кабины для индивидуальных занятий (по 256 кабин в каждом корпусе). Учащиеся в кабинах могут пользоваться самостоятельно 17 зрительными и 80 звуковыми каналами. Лишь половину учебного времени они занимаются в коллективе. «Индивидуализация обу­ чения и самостоятельность» учащегося здесь доведены до абсурда1.

Вторым примером уже более разумного композици­ онного решения учебных зданий, в которых широко ис­ пользуются аудиовизуальные средства обучения, может служить экспериментальная средняя школа в Марле- ле-Руа близ Парижа. Она состоит из пяти учебнйх бло­ ков, соединенных крытыми переходами с блоком общешкольных помещений, в котором находится телестудия для замкнутой сети телевидения. Отсюда ведутся пере­ дачи во все учебные помещения. Последние имеют тре­ угольную форму и рассчитаны на группы учащихся в 18 человек, при этом предусмотрена возможность транс­ формации классов для занятий с 36—72 учащимися.

В СССР, где, по данным АПН СССР, в будущем дол­ жна сохраниться урочно-классная система организации учебных занятий как наиболее целесообразная при обя­ зательном среднем обучении и способствующая воспи­ танию учащихся в духе коллективизма, функции техни­ ческого центра понимают в другом плане. Технические

1 Из доклада лаборатории проблем образования (США, Нью-Йорк, 1964 г.).

58


средства обучения должны .быть рассредоточены по учебным помещениям. На уроках и во внеурочное вре­ мя могут использоваться специальные программы цент­ ральной и местных студий телевидения и имеющиеся в школах или районных и городских методических цент­ рах постоянно расширяющиеся фонды кино-и диафиль­ мов. При такой постановке вопроса достаточно наличия помещений для хранения, мелкого ремонта и наладки аппаратуры, школьного радиоузла и, возможно, филь­ мотеки для хранения микрофильмов, диапозитивов и т. д.

Надо полагать, что такая функция технического цент­ ра сможет удовлетворить, да и то неполностью, школы лишь в ближайшие 10—15 лет. Кроме того, рассредото­ чение технических средств по учебным помещениям по­ требует либо огромных затрат на оснащение школ, либо широкого использования передвижных ТСО. Накоплен­ ный в настоящее время опыт показывает, что стационар­ ными ТСО оснащаются в первую очередь актовые залы, кабинеты иностранного языка (лингафонные кабинеты); в остальных учебных помещениях эпизодически исполь­ зуются передвижные ТСО. По этому пути идут сейчас передовые школы городов Прибалтики, Москвы, Ленин­ града, Минска, Киева и других городов СССР. В школах небольшой вместимости создаются кабинеты техниче­ ских средств обучения по типу кино- и телеклассов или аудиторий, которыми по очереди пользуются все учащи­ еся. При разработке проектных предложений новых ти­ пов школ в связи с необходимостью все более широкого использования ТСО наметилась тенденция к созданию более компактных зданий, уменьшению их. этажности, созданию так называемых центрических учебных сек­ ций для учащихся 5—10-х классов (В. И. Степанов, 1969). На рис. 9 представлена схема нового типа здания и уче­ бных секций с сохранением возрастного распределения учащихся в отдельных блоках. «Центрическая» учебная секция имеет зальную рекреацию со свободной ориен­ тацией учебных кабинетов квадратной конфигурации (рис. 10). Имеются и более детально разработанные проектные предложения.

Работа по созданию новых типов школ с использова­ нием ТСО начата в нашей стране сравнительно недавно, однако приведенные выше примеры позволяют утвер­ ждать, что возможности реализации имеющихся проект­ ных предложений будут зависеть от решения ряда важ-

59


9. Проект школы на 30 классов с центрическими учебными секциями, рассчитанными на активные методы обучения. Архитектор В. Степа­ нов.

УБ — двухэтажные учебные

блоки

с центрическими

учебными

секциями:

БЛП — блок лабораторий

и

практикумов; БЗ — блок

зальных помещений;

БСП — блок столовой н

помещений для организации продленного дня.

ных с технических

позиций

вопросов, связанных

как с

композицией здания, так и с ориентацией, освещением учебных помещений и др.

Активизация методов обучения предусматривает повы­ шение удельного веса групповых и индивидуальных самостоятельных занятий учащихся. На их долю будет отводиться до 30—35% учебного времени (Педагогиче­ ские требования к проектированию и оборудованию школьных зданий. М ., АПН, .1972).

Переход от обычной фронтальной (классно-урочной) системы обучения, при которой педагог ведет занятия со всем классом одновременно, к групповым и индивиду­ альным методам обучения может осуществляться, осо-

60

10. Центрическая учебная секция, рассчитанная на активные методы обучения с применением технических средств. Архитектор В. Степанов.

РА — рекреация—аудитория; КФ — кабинет для фронтальных занятий; КГ — кабинет для групповых занятий; КС — кабинет для самостоятельной работы; Л — лаборантская.

бенно в начальной школе, в классных комнатах и в ка­ бинетах. В старших же классах существующих учеб­ ных кабинетов и лабораторий оказывается недостаточ­ но. Это относится в первую очередь к изучению курса естественных наук, удельный вес которых в учебных планах и программах (постепенно повышается. Для са­ мостоятельных занятий учащихся старших классов пред­ полагается создание специальных практикумов по химии, физике, биологии, в которых будет заниматься одно­ временно воловина класса (15—20 учащихся), как это уже сейчас делается в мастерских и в кабинетах иност­ ранного языка (кабинеты по 32 м2). Эти помещения не­ обходимы и для факультативных занятий, роль которых

61


в школе растет в связи с дифференциацией обучения де­ тей по интересам и способностям и для кружковой рабо­ ты в школе.

Как уже говорилось в главе I, увеличение удельного веса самостоятельных занятий учащихся немыслимо без расширения помещений библиотеки, которая должна иметь достаточный по размерам читальный зал с инди­ видуальными кабинетами для просмотра микрофиль­ мов, диапозитивов, телепередач, прослушивания звуко­ записей и т. д., фильмотеку, хороший каталог как книжный, так и для пользования диапозитивами, пле­ ночными материалами. Расширение библиотеки и ее подсобных помещений необходимо и .для учащихся, и для педагогов.

В школах будущего предполагается также примене­ ние лекционных занятий для учащихся старших клас­ сов, приближающих преподавание в школе к преподава­ нию в вузах. Следовательно, необходимо создание не­ больших аудиторий (на 2—3 класса), оснащенных ТСО.

Превращение школы из учебного в учебно-воспита­ тельное учреждение настоятельно требует расширения клубной и спортивной групп помещений. Как известно, в настоящее время группы .продленного дня организу­ ются в основном для учащихся начальных классов. К сожалению, в большинстве школ дёти в этих группах лишь готовят домашние задания и получают гор'ячий обед. Роль педагога-воспитателя сводится к наблюде­ нию за детьми; в лучшем случае организуются прогулки на открытом воздухе, экскурсии. Эффект от такого вос­ питания невелик; дети устают от постоянного пребыва­ ния в течение всего дня в одном помещении, невозмож­ ности заняться любимым делом.

Наличие в Задании на проектирование 1968 г. специ­ альных помещений для продленного дня (55 м2 на одну параллель классов) решает проблему организации про­ дленного дня лишь частично. В школе на 30 классов (1176 учащихся), где по расчету на продленном дне должно находиться около 150 детей (т. е. пять групп продленного дня), этих помещений (165 м2) едва хва­ тает для того, чтобы организовать пять комнат для тихих игр, отдыха и индивидуальных занятий учащихся (по

33 м2 каждая).

- Чтобы заинтересовать детей, развить их индивидуаль­ ные способности, интересы и таланты, в школах нужны

62

специальные кружковые комнаты. Они необходимы и для младших школьников, особенно для детей среднего и старшего возраста. Кружковая, внеклассная работа рассматривается как одно из важнейших средств вос­ питания и всестороннего развития подрастающего поко­ ления. Она должна быть органически связана и должна являться естественным продолжением общеобразова­ тельной работы в школе. Об этом свидетельствует поло­ жительный опыт ряда школ Ростова-на-Дону, школы продленного дня №561 Москвы, которая стала центром воспитательной работы района.

Для выяснения потребности детей в тех или иных кружках Центральный научно-исследовательский ин­ ститут экспериментального проектирования учебных зданий в 1970 г. провел анкетный опрос 5000 учащихся ряда школ Москвы. Результаты его приведены в табл. 5

Т а б л и ц а 5

Распределение учащихся по интересам и видам внеклассной деятельности (В. И. Степанов, Л. Б. Мирчевская, 1973*)

 

 

Удельный вес детей,

%

Интересы

1—3-е

4—7-е

8-10-е

детей

 

классы

классы

классы

Художественное

38,5

21,8

21,4

воспитание

Спорт

26,2

32,5

21,6

Чтение

20,4

26,3

34,3

Предметные кружки

6,5

4,5

9,4

Техническое твор-

1.9

3,6

2,9

чество

Труд

3,8

5,7

5,6

Туризм

1,6

1,8

3,8

Юннатство

1,0

3,8

1,0

* Внеучебная деятельность детей в системе города.— «Жилищное строи­ тельство», 1973, № 8, с. 22—24.

Как видно из табл. 5, основная масса детей увлека­ ется чтением, спортом и занятиями в кружках художе­ ственного воспитания (музыка, пение, живопись, лепка, хореография, драмкружки). Интерес к занятиям в пред­ метных кружках, техническому творчеству, труду и ту­ ризму растет с возрастом.

Авторы отмечают также, что, к сожалению, лишь ’/з опрошенных детей может удовлетворить потребность в

63


занятиях любимым делом. Этому мешает, с одной сто­ роны, занятость учебными занятиями, с другой — недо­ статочная пропускная способность и удаленность от ме­ ста жительства детей домов пионеров, недостаточная сеть кружков в школах. Так, по данным тех же авторов, охват школьников кружковой работой в домах пионеров и школьников уменьшается по мере увеличения их ра­ диусов обслуживания с 13,8% при радиусе 750 м до 0,4% при радиусе 5000 м и более. Малое число станций юного натуралиста и юного техника, детских экскурсионно-ту­ ристских станций является одной из причин меньшей тяги к этим видам деятельности. Очевидно, настало время серьезно развивать кружковую работу в школах. Именно школы должны в будущем стать центрами кружковой работы, превратиться в своеобразный микрорайонный дом пионеров, школу—детский клуб. Районные же дома пионеров и школьников должны осуществлять в первую очередь методическую работу. Для выполнения этого требования в школах должно быть достаточное ко­ личество кружковых комнат. При организации сети вос­ питательных учреждений предлагалось рассчитывать число их на 30% школьников, а в перспективе — на 55— 60%. В. И. Степанов (1973) считает, что кружки долж­ ны рассчитываться на всех детей школьного возраста (100%), причем 75—80% из них должно быть в школах

илишь 20—26% — во внешкольных учреждениях.

Эти рекомендации, конечно, еще весьма ориентиро­

вочны и требуют уточнения. Увеличение кружковых по­ мещений будет, видимо, идти постепенно; для их орга­ низации могут использоваться и существующие в шко­ лах помещения, мастерские, некоторые кабинеты и практикумы, актовый зал и класс пения, гимнастичес­ кий зал.

Особо следует остановиться на вопросе о расширении группы спортивных помещений. В настоящее время ко­ личество гимнастических залов в школах явно недоста­ точно даже для проведения учебных занятий. Расчет показывает, что в школе на 30 классов, имеющих 60 не­ дельных часов занятий (по 2 ч в неделю), необходим не один зал (по нормам 1962 г.), а два зала. Второй зал должен быть специально рассчитан на занятия ритми­ кой с учащимися начальных классов. Расширение в бу­ дущем программы по физическому воспитанию школь­ ников в связи с необходимостью укрепления их здоровья

64

и выносливости потребует включения в состав помеще­ ний хотя бы базовых крупных школ плавательного бас­ сейна, как это имеет место в отдельных школах Англии, Франции, Швеции и др. и уже осуществлено в некото­ рых экспериментальных школах в СССР.

Таким образом, в ближайшей перспективе состав по­ мещений школ должен быть вновь расширен за счет практикумов, аудиторий, помещений технического и ин­ формационного центра (библиотека), клубной и спор­ тивной групп помещений. Без этих изменений школа не сможет выполнить возложенных на нее новых задач.

Первым этапом реализации этих положений явилось создание Задания на проектирование эксперименталь­ ных школ (школ будущего), оно разработано при на­ шем непосредственном участии и участии педагогов и предусматривает существенное увеличение как состава, так и размеров отдельных помещений.

Помещения учебной секции. Как уже говорилось, в состав учебной секции входят учебные помещения (классы, учебные кабинеты, лаборатории, практикумы по естественным наукам, аудитории), рекреационные помещения и санитарные узлы.

Общие требования к этим помещениям достаточно ’ полно излагаются в руководствах по гигиене детей и подростков, поэтому в данном разделе мы остановимся лишь на самых важных положениях и тех изменениях, которые произошли и могут произойти в этой группе помещений под влиянием совершенствования педагогиче­ ского процесса и накопленных данных гигиенической науки. Они касаются в первую очередь размеров и кон­

фигурации классов и кабинетов, а

также рекреацион­

ных помещений.

кабинет — основная

Классная комната, учебный

структурная единица школьного здания. Как известно, минимально допустимый размер учебного помещения был определен еще в конце прошлого века Ф. Ф. Эрисманом. Девятиметровая длина его ограничивалась усло­ виями видимости на классной доске для учащихся, си­ дящих за последними партами, а глубина (6 м) — мини­ мально допустимыми для выполнения зрительной работы условиями естественного освещения рабочих мест за третьим рядом парт. С тех пор более 80 лет в нашей стране строятся школы с учебными помещениями размером 8,7 X 5,8 и 8,3X6 м, в которых на одного уча­

3 Заказ № 75

65