Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
состава помещений, их взаимного расположения, в 70,7% случаев отмечалось отсутствие крайне необходи мых помещений или помещений хозяйственного назна чения, что отрицательно сказалось на последующей эксплуатации зданий. Недостаток этих помещений вы нуждал директоров школ занимать под них классные комнаты и переводить часть школьников во вторую смену. Так, из 5616 учебных помещений (классы, каби неты, лаборатории), предусмотренных типовыми проек тами в 223 обследованных школах, фактически для за нятий использовалось 4756, т. е. 84,7%. Более 800 клас сных помещений использовалось не по назначению, поэтому только в этих школах более 30 тыс. учащихся вынуждены были заниматься во вторую смену. Таким образом, из-за использования не по назначению учеб ных помещений уменьшается фактическая вместимость школьного здания; оно делается не только неудобным, но и неэкономичным в эксплуатации, так как при сни жении фактической вместимости стоимость одного уче нического места, по данным Центрального научно-ис следовательского института экспериментального проек тирования учебных зданий, возрастает на 9—20%. Приведенные данные свидетельствуют об острой необ ходимости расширения рабочей площади действующих школ за счет пристроек зальных блоков, блоков мастер ских, а иногда и учебных блоков, как это делается в ря де областей Белоруссии, Армении, Прибалтики. Однако эта работа должна проводиться под постоянным контро лем местных санитарных организаций, с учетом условий размещения основных зданий, размеров их участков и состава основных и вспомогательных помещений. Необ ходимость увеличения состава помещений особенно ощутима в наши дни в связи с изменением средств и ме тодов обучения. Эти изменения меняют наши представ ления и о композиционной структуре зданий школ и требуют специального рассмотрения.
В связи с применением в школах технических средств обучения необходимо создание специальных «техниче ских центров», которые будут обслуживать учебные по мещения аудиовизуальной информацией, а дирекцию школы — данными о том, как протекает педагогический процесс в школе. Вопрос о созданнии технических ин формационных центров в общеобразовательных школах волнует сейчас педагогов многих стран мира (США>
57
Англия, Франция, ФРГ и др.). Наметились две тенден ции в их формировании. Сторонники первого направле ния считают, что в будущем информационный техниче ский центр должен составлять основную часть школы. В
США, например, рекомендуется строительство |
средних |
|
школ, основную площадь |
которых будет занимать ин |
|
формационный центр — библиотека площадью |
более |
|
2000 м2 с ячейками для |
индивидуальных и групповых |
занятий (по 2—4 учащихся). Класс как таковой в школе отсутствует. Ученик работает «самостоятельно» с «обу чающим шлемом» и получает по своему желанию любую информацию но местному школьному радио или телеви дению или из каталога фильмо- и библиотеки. В каче стве примера такой «автоматизации учебного процесса» могут быть приведены корпуса колледжа вГрендВелли (штат Мичиган, США). Каждый корпус имеет лекцион ные аудитории и кабины для индивидуальных занятий (по 256 кабин в каждом корпусе). Учащиеся в кабинах могут пользоваться самостоятельно 17 зрительными и 80 звуковыми каналами. Лишь половину учебного времени они занимаются в коллективе. «Индивидуализация обу чения и самостоятельность» учащегося здесь доведены до абсурда1.
Вторым примером уже более разумного композици онного решения учебных зданий, в которых широко ис пользуются аудиовизуальные средства обучения, может служить экспериментальная средняя школа в Марле- ле-Руа близ Парижа. Она состоит из пяти учебнйх бло ков, соединенных крытыми переходами с блоком общешкольных помещений, в котором находится телестудия для замкнутой сети телевидения. Отсюда ведутся пере дачи во все учебные помещения. Последние имеют тре угольную форму и рассчитаны на группы учащихся в 18 человек, при этом предусмотрена возможность транс формации классов для занятий с 36—72 учащимися.
В СССР, где, по данным АПН СССР, в будущем дол жна сохраниться урочно-классная система организации учебных занятий как наиболее целесообразная при обя зательном среднем обучении и способствующая воспи танию учащихся в духе коллективизма, функции техни ческого центра понимают в другом плане. Технические
1 Из доклада лаборатории проблем образования (США, Нью-Йорк, 1964 г.).
58
средства обучения должны .быть рассредоточены по учебным помещениям. На уроках и во внеурочное вре мя могут использоваться специальные программы цент ральной и местных студий телевидения и имеющиеся в школах или районных и городских методических цент рах постоянно расширяющиеся фонды кино-и диафиль мов. При такой постановке вопроса достаточно наличия помещений для хранения, мелкого ремонта и наладки аппаратуры, школьного радиоузла и, возможно, филь мотеки для хранения микрофильмов, диапозитивов и т. д.
Надо полагать, что такая функция технического цент ра сможет удовлетворить, да и то неполностью, школы лишь в ближайшие 10—15 лет. Кроме того, рассредото чение технических средств по учебным помещениям по требует либо огромных затрат на оснащение школ, либо широкого использования передвижных ТСО. Накоплен ный в настоящее время опыт показывает, что стационар ными ТСО оснащаются в первую очередь актовые залы, кабинеты иностранного языка (лингафонные кабинеты); в остальных учебных помещениях эпизодически исполь зуются передвижные ТСО. По этому пути идут сейчас передовые школы городов Прибалтики, Москвы, Ленин града, Минска, Киева и других городов СССР. В школах небольшой вместимости создаются кабинеты техниче ских средств обучения по типу кино- и телеклассов или аудиторий, которыми по очереди пользуются все учащи еся. При разработке проектных предложений новых ти пов школ в связи с необходимостью все более широкого использования ТСО наметилась тенденция к созданию более компактных зданий, уменьшению их. этажности, созданию так называемых центрических учебных сек ций для учащихся 5—10-х классов (В. И. Степанов, 1969). На рис. 9 представлена схема нового типа здания и уче бных секций с сохранением возрастного распределения учащихся в отдельных блоках. «Центрическая» учебная секция имеет зальную рекреацию со свободной ориен тацией учебных кабинетов квадратной конфигурации (рис. 10). Имеются и более детально разработанные проектные предложения.
Работа по созданию новых типов школ с использова нием ТСО начата в нашей стране сравнительно недавно, однако приведенные выше примеры позволяют утвер ждать, что возможности реализации имеющихся проект ных предложений будут зависеть от решения ряда важ-
59
9. Проект школы на 30 классов с центрическими учебными секциями, рассчитанными на активные методы обучения. Архитектор В. Степа нов.
УБ — двухэтажные учебные |
блоки |
с центрическими |
учебными |
секциями: |
|
БЛП — блок лабораторий |
и |
практикумов; БЗ — блок |
зальных помещений; |
||
БСП — блок столовой н |
помещений для организации продленного дня. |
||||
ных с технических |
позиций |
вопросов, связанных |
как с |
композицией здания, так и с ориентацией, освещением учебных помещений и др.
Активизация методов обучения предусматривает повы шение удельного веса групповых и индивидуальных самостоятельных занятий учащихся. На их долю будет отводиться до 30—35% учебного времени (Педагогиче ские требования к проектированию и оборудованию школьных зданий. М ., АПН, .1972).
Переход от обычной фронтальной (классно-урочной) системы обучения, при которой педагог ведет занятия со всем классом одновременно, к групповым и индивиду альным методам обучения может осуществляться, осо-
60
10. Центрическая учебная секция, рассчитанная на активные методы обучения с применением технических средств. Архитектор В. Степанов.
РА — рекреация—аудитория; КФ — кабинет для фронтальных занятий; КГ — кабинет для групповых занятий; КС — кабинет для самостоятельной работы; Л — лаборантская.
бенно в начальной школе, в классных комнатах и в ка бинетах. В старших же классах существующих учеб ных кабинетов и лабораторий оказывается недостаточ но. Это относится в первую очередь к изучению курса естественных наук, удельный вес которых в учебных планах и программах (постепенно повышается. Для са мостоятельных занятий учащихся старших классов пред полагается создание специальных практикумов по химии, физике, биологии, в которых будет заниматься одно временно воловина класса (15—20 учащихся), как это уже сейчас делается в мастерских и в кабинетах иност ранного языка (кабинеты по 32 м2). Эти помещения не обходимы и для факультативных занятий, роль которых
61
в школе растет в связи с дифференциацией обучения де тей по интересам и способностям и для кружковой рабо ты в школе.
Как уже говорилось в главе I, увеличение удельного веса самостоятельных занятий учащихся немыслимо без расширения помещений библиотеки, которая должна иметь достаточный по размерам читальный зал с инди видуальными кабинетами для просмотра микрофиль мов, диапозитивов, телепередач, прослушивания звуко записей и т. д., фильмотеку, хороший каталог как книжный, так и для пользования диапозитивами, пле ночными материалами. Расширение библиотеки и ее подсобных помещений необходимо и .для учащихся, и для педагогов.
В школах будущего предполагается также примене ние лекционных занятий для учащихся старших клас сов, приближающих преподавание в школе к преподава нию в вузах. Следовательно, необходимо создание не больших аудиторий (на 2—3 класса), оснащенных ТСО.
Превращение школы из учебного в учебно-воспита тельное учреждение настоятельно требует расширения клубной и спортивной групп помещений. Как известно, в настоящее время группы .продленного дня организу ются в основном для учащихся начальных классов. К сожалению, в большинстве школ дёти в этих группах лишь готовят домашние задания и получают гор'ячий обед. Роль педагога-воспитателя сводится к наблюде нию за детьми; в лучшем случае организуются прогулки на открытом воздухе, экскурсии. Эффект от такого вос питания невелик; дети устают от постоянного пребыва ния в течение всего дня в одном помещении, невозмож ности заняться любимым делом.
Наличие в Задании на проектирование 1968 г. специ альных помещений для продленного дня (55 м2 на одну параллель классов) решает проблему организации про дленного дня лишь частично. В школе на 30 классов (1176 учащихся), где по расчету на продленном дне должно находиться около 150 детей (т. е. пять групп продленного дня), этих помещений (165 м2) едва хва тает для того, чтобы организовать пять комнат для тихих игр, отдыха и индивидуальных занятий учащихся (по
33 м2 каждая).
•- Чтобы заинтересовать детей, развить их индивидуаль ные способности, интересы и таланты, в школах нужны
62
специальные кружковые комнаты. Они необходимы и для младших школьников, особенно для детей среднего и старшего возраста. Кружковая, внеклассная работа рассматривается как одно из важнейших средств вос питания и всестороннего развития подрастающего поко ления. Она должна быть органически связана и должна являться естественным продолжением общеобразова тельной работы в школе. Об этом свидетельствует поло жительный опыт ряда школ Ростова-на-Дону, школы продленного дня №561 Москвы, которая стала центром воспитательной работы района.
Для выяснения потребности детей в тех или иных кружках Центральный научно-исследовательский ин ститут экспериментального проектирования учебных зданий в 1970 г. провел анкетный опрос 5000 учащихся ряда школ Москвы. Результаты его приведены в табл. 5
Т а б л и ц а 5
Распределение учащихся по интересам и видам внеклассной деятельности (В. И. Степанов, Л. Б. Мирчевская, 1973*)
|
|
Удельный вес детей, |
% |
Интересы |
1—3-е |
4—7-е |
8-10-е |
детей |
|||
|
классы |
классы |
классы |
Художественное |
38,5 |
21,8 |
21,4 |
воспитание |
|||
Спорт |
26,2 |
32,5 |
21,6 |
Чтение |
20,4 |
26,3 |
34,3 |
Предметные кружки |
6,5 |
4,5 |
9,4 |
Техническое твор- |
1.9 |
3,6 |
2,9 |
чество |
|||
Труд |
3,8 |
5,7 |
5,6 |
Туризм |
1,6 |
1,8 |
3,8 |
Юннатство |
1,0 |
3,8 |
1,0 |
* Внеучебная деятельность детей в системе города.— «Жилищное строи тельство», 1973, № 8, с. 22—24.
Как видно из табл. 5, основная масса детей увлека ется чтением, спортом и занятиями в кружках художе ственного воспитания (музыка, пение, живопись, лепка, хореография, драмкружки). Интерес к занятиям в пред метных кружках, техническому творчеству, труду и ту ризму растет с возрастом.
Авторы отмечают также, что, к сожалению, лишь ’/з опрошенных детей может удовлетворить потребность в
63
занятиях любимым делом. Этому мешает, с одной сто роны, занятость учебными занятиями, с другой — недо статочная пропускная способность и удаленность от ме ста жительства детей домов пионеров, недостаточная сеть кружков в школах. Так, по данным тех же авторов, охват школьников кружковой работой в домах пионеров и школьников уменьшается по мере увеличения их ра диусов обслуживания с 13,8% при радиусе 750 м до 0,4% при радиусе 5000 м и более. Малое число станций юного натуралиста и юного техника, детских экскурсионно-ту ристских станций является одной из причин меньшей тяги к этим видам деятельности. Очевидно, настало время серьезно развивать кружковую работу в школах. Именно школы должны в будущем стать центрами кружковой работы, превратиться в своеобразный микрорайонный дом пионеров, школу—детский клуб. Районные же дома пионеров и школьников должны осуществлять в первую очередь методическую работу. Для выполнения этого требования в школах должно быть достаточное ко личество кружковых комнат. При организации сети вос питательных учреждений предлагалось рассчитывать число их на 30% школьников, а в перспективе — на 55— 60%. В. И. Степанов (1973) считает, что кружки долж ны рассчитываться на всех детей школьного возраста (100%), причем 75—80% из них должно быть в школах
илишь 20—26% — во внешкольных учреждениях.
Эти рекомендации, конечно, еще весьма ориентиро
вочны и требуют уточнения. Увеличение кружковых по мещений будет, видимо, идти постепенно; для их орга низации могут использоваться и существующие в шко лах помещения, мастерские, некоторые кабинеты и практикумы, актовый зал и класс пения, гимнастичес кий зал.
Особо следует остановиться на вопросе о расширении группы спортивных помещений. В настоящее время ко личество гимнастических залов в школах явно недоста точно даже для проведения учебных занятий. Расчет показывает, что в школе на 30 классов, имеющих 60 не дельных часов занятий (по 2 ч в неделю), необходим не один зал (по нормам 1962 г.), а два зала. Второй зал должен быть специально рассчитан на занятия ритми кой с учащимися начальных классов. Расширение в бу дущем программы по физическому воспитанию школь ников в связи с необходимостью укрепления их здоровья
64
и выносливости потребует включения в состав помеще ний хотя бы базовых крупных школ плавательного бас сейна, как это имеет место в отдельных школах Англии, Франции, Швеции и др. и уже осуществлено в некото рых экспериментальных школах в СССР.
Таким образом, в ближайшей перспективе состав по мещений школ должен быть вновь расширен за счет практикумов, аудиторий, помещений технического и ин формационного центра (библиотека), клубной и спор тивной групп помещений. Без этих изменений школа не сможет выполнить возложенных на нее новых задач.
Первым этапом реализации этих положений явилось создание Задания на проектирование эксперименталь ных школ (школ будущего), оно разработано при на шем непосредственном участии и участии педагогов и предусматривает существенное увеличение как состава, так и размеров отдельных помещений.
Помещения учебной секции. Как уже говорилось, в состав учебной секции входят учебные помещения (классы, учебные кабинеты, лаборатории, практикумы по естественным наукам, аудитории), рекреационные помещения и санитарные узлы.
Общие требования к этим помещениям достаточно ’ полно излагаются в руководствах по гигиене детей и подростков, поэтому в данном разделе мы остановимся лишь на самых важных положениях и тех изменениях, которые произошли и могут произойти в этой группе помещений под влиянием совершенствования педагогиче ского процесса и накопленных данных гигиенической науки. Они касаются в первую очередь размеров и кон
фигурации классов и кабинетов, а |
также рекреацион |
ных помещений. |
кабинет — основная |
Классная комната, учебный |
структурная единица школьного здания. Как известно, минимально допустимый размер учебного помещения был определен еще в конце прошлого века Ф. Ф. Эрисманом. Девятиметровая длина его ограничивалась усло виями видимости на классной доске для учащихся, си дящих за последними партами, а глубина (6 м) — мини мально допустимыми для выполнения зрительной работы условиями естественного освещения рабочих мест за третьим рядом парт. С тех пор более 80 лет в нашей стране строятся школы с учебными помещениями размером 8,7 X 5,8 и 8,3X6 м, в которых на одного уча
3 Заказ № 75 |
65 |