Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая длина учебного помещения, таким образом,

будет составлять 2,65 м + 6,0 м + 0,5 (0,3) =9,15 м — (8,95 м).

Ширина учебного помещения, помимо площади рабо­ чей зоны., определяется оптимальным расстоянием ееот наружной и внутренней стен.

По действующим нормам (СНиП П-Л.4-62) расстоя­ ние первого ряда парт от наружной стены должно состав­ лять 0,5 м, хотя во всех руководствах по гигиене детей и подростков оно определяется в 0,6—0,7 м. Исследова­

ния (В. В. Недева, 1966 и др.)

показали,

что оно долж­

но быть еще увеличено: в школах средней

полосы Со­

ветского

Союза — до 0,8 м, а

в

условиях

Крайнего

Севера — до 1 м.

Необходимость

такого

увеличения

диктуется

крайне

неблагоприятными микроклиматиче­

скими условиями

в этой зоне — близким

расположени­

ем холодных остекленных поверхностей и отопительных приборов с высокой температурой нагрева. На­ блюдения Э. Я. Валдре-Стриж показали, что именно у детей, сидящих в этой зоне (первые места первого ряда парт), наблюдаются наиболее часто простудные забо­ левания. Эти рабочие места больше всего подвергаются также неблагоприятному воздействию солнечного излу­ чения (тепловое воздействие и блескость рабочих .по­ верхностей) (В. В. Недева, 1966; А. Г. Глущенко, 1968; Е. И. Кореневская, 1969).

Для прохода учащихся между третьим рядом парт и внутренней стеной достаточно расстояние 0,5—0,6 м. Тогда минимальная ширина класса составит 6,1 — 6,4 м. Однако в результате активизации процесса обучения, применения индивидуальных и групповых методов веде­ ния занятий возникает необходимость увеличения пло­ щадей классных досок и использования в качестве ра­

бочей поверхности не только

передней,

но и боковой,

внутренней стены класса. В случае,

когда

внутренняя

стена становится рабочей поверхностью,

при размеще­

нии мебели должны предъявляться

те же требования,

что и в отношении передней стены.

Если дополнитель­

ной классной

и приколочной

досками

пользуется

весь

класс, то для

обеспечения угла рассматривания

в 35°

и более расстояние от них до третьего ряда

парт долж­

но быть не менее 3 м, если же занятия ведутся группо­ вым методом, например, с половиной класса, — то 1,5 м (см. рис. 11). В связи с этим минимальная ширина учеб-

73


2

12.Квадратный класс. Функциональные преимущества.

а— учебные занятия и рабочий уголок; б — активный отдых; в — кружковые занятия; г — кино, кукольные представления, самодеятельность.

кого помещения составит

6,1 м +

1 м =

7,1

м,

а опти­

мальная 6,5 м + 2,5 м = 9 м.

 

 

колебать­

Площадь же класса на 36 учащихся будет

ся

от

8,95 м X 7,1

м =

63,5 м2

(минимальная)

до

9,15

мХ 9,0 м = 82,3 м2

(оптимальная),

т. е.

1,76

и

2,29

м2

на учащегося

соответственно.

К аналогичным

выводам пришли и архитекторы,

специально

занимав­

шиеся обоснованием размеров учебных помещений (65—81 м2) (Н. С. Придонова, В. И. Степанов, 1970,

и др.).

Если считать, что со временем наполняемость клас­ сов уменьшится до 30 учащихся и все более широко бу­ дут применяться индивидуальные и групповые методы

74

обучения, очевидно, более перспективным, в СССР, сле­ дует считать учебное помещение размером 63,5—65 м2.

Минимальный класс таких размеров за счет увеличе­ ния глубины приближается по форме к квадрату (8,95x7,1), а оптимальный точно соответствует ему — класс 9,15 X 9, м2.

Классы и учебные кабинеты' квадратной - конфигура­ ции подобных размеров получили широкое распростра­

нение в ряде зарубежных

стран — Швеции,

Франции,

Финляндии,

ФРГ, США. В

таких классах

не только

улучшаются

условия воздушной среды за счет увели­

чения кубатуры с 3,75 м3 до 5,3—6,9 м3 на ребенка, но и расширяются возможности для организации учебного процесса в соответствии с новыми требованиями.

Применение технических средств обучения, группо­ вых и индивидуальных методов требует трансформации помещений: расстановки столов и стульев полукругом, веером, кругом, по периметру у стен. Она необходима и в неурочное время в группах продленного дня. При продольной конфигурации класса сделать это практи­ чески невозможно.

Разработки архитекторов ЦНИИЭП учебных зданий и Московского научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования показа­ ли функциональные преимущества квадратных классов для организации как фронтальных, так и групповых и индивидуальных занятий, просмотра кино- и телепере­ дач (рис. 12) (В. И. Степанов, 1969; Н. С. Придонова, 1970).

Однако увеличение глубины учебных помещений не­ избежно влечет за собой изменение решений естествен­ ного освещения.

Проблема естественного освещения учебных помеще­ ний любой конфигурации сложна и должна быть рас­ смотрена отдельно, поэтому останавливаться на ней в данном разделе нецелесообразно. Забегая вперед, счи­ таем необходимым лишь сказать, что для решения этой проблемы в классах квадратной конфигурации разме­ ром 9 X 9 м за рубежом широко применяется дополни­ тельное верхнее освещение (одноэтажные здания), зад­ нее, правостороннее, верхне-правое (в стенах и при скошенных потолках).

В СССР имеются классы квадратной и поперечной конфигурации с разными видами подсвета (школы Аш­

75


хабада, Ташкента и Московской области); применяется и правосторонний подсвет через рекреацию (Москов­ ская область). Но, как показали исследования, строи­ тельство их еще не позволяет полностью решить про­ блему освещения учебных помещений с увеличенной глубиной. Эти классы имеют размеры 50—54 м2 и че­ тырехрядную расстановку мебели, что влечет за собой необходимость, в целях сохранения нормативного угла рассматривания, нового увеличения расстояния .первых парт до доски.

Классы поперечной конфигурации (глубиной до 8,2 м , и длиной 6,4 м) вообще оказались непригодными для строительства. За рубежом, особенно в последние годы, делаются попытки создания школ с пяти- и шестиуголь­ ными классными комнатами площадью 65—80 м2. Это одноэтажные здания с дополнительным верхним под­ светом или одним верхним освещением (школа из пласт­ масс в штате Массачусетс, США).

Проекты классов пятиугольной конфигурации имеют­ ся и в СССР. Однако все эти проекты и выстроенные здания страдают существенными недостатками, касаю­ щимися как освещения и вентиляции, так и удобства эксплуатации помещений, и не пригодны для массового строительства. Очевидно, в СССР наиболее перспектив­ но учебное помещение площадью 63,5—65 м2 с конфигу­ рацией, близкой к квадрату, так как основная рабочая зона в нем ограничена глубиной 5,6 — 5,9 м, а общая глубина составляет 7,1—7,4 м.

Строительство классов такой глубины широко при­ меняется в Японии и вполне возможно в СССР при ус­ ловии использования строительных конструкций с сет­ кой опор 7,5 и 12 м.

Как показали предварительные расчеты светотехни­ ков, при глубине класса 7,1 — 7,5 м, где в наиболее темной зоне размещаются стенные шкафы, можно огра­ ничиться устройством подсвета на высоте 2,3 м и ис­ пользовать дополнительное искусственное освещение.

Н. С. Придонова (1970) установила, что увеличение площади учебных помещений до 60 м2 за счет их глуби­ ны (до 7,1 м) может быть достигнуто уже сейчас в ряде действующих типовых проектов за счет некоторого уменьшения ширины рекреаций с 4,6 — 4 до 3,8—3,2 м. Однако этот путь решения проблемы, хотя и оправдан экономически, кажется нам весьма сомнительным, так

76

как применение о школах ТСО и переход на кабинет­ ный метод обучения предъявляют повышенные требова­ ния и к рекреационным помещениям.

Существующие размеры лабораторий не встречают возражений. Они, как и площади кабинетов, определя­ ются особенностями педагогического процесса, размера­ ми и размещением учебной мебели и оборудования.

Размеры и устройство рекреационных помещений должны дифференцироваться в зависимости от клима­ тических условий строительства. Суровые условия пер­ вой строительно-климатической зоны резко ограничи­ вают возможность пребывания детей на открытом воз­ духе. Для компенсации гиподинамии школьников рекреации школ в этой зоне должны быть увеличены до 0,9—1 м2 на одного учащегося' против 0,6 м2 во второй— третьей зоне. В четвертой строительно-климатической зоне часть рекреаций может быть открытого или полу­ открытого типа для обеспечения максимального исполь­ зования открытого воздуха во время перемен.


Г л а в а III

ВМЕСТИМОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Как уже говорилось в главе II, с 1935 г. происходит постоянное повышение вместимости школьных зданий. Начиная с 1963 г. в крупных населенных пунктах и го­ родах начало осуществляться строительство общеобра­ зовательных школ, рассчитанных не менее чем на 960 учащихся. Наряду с этим в 1962—1963 гг. было органи­ зовано в больших городах экспериментальное проекти­ рование и строительство школ еще большей вместимо­ сти. Необходимость увеличения вместимости школ дик­ товалась в первую очередь несоответствием темпов роста ученических мест приросту учащихся. Несмотря на неуклонное из года в год увеличение ассигнований на строительство школьных зданий, число учащихся, занимающихся во вторую смену, уменьшается крайне медленно.

Впервые вопрос о ликвидации второй смены в школе был поставлен в феврале 1935 г. в Постановлении СНК

СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве школ в горо­ дах»1. Однако выполнение этого постановления задер­ жалось в связи с началом Великой Отечественной вой­ ны. К 1951 г. в результате'огромных разрушений, при­ чиненных войной, число детей, занимающихся во второй смене, вновь возросло, а темпы строительства детских учреждений в те годы были низкими. . Лишь к 1953— 1956 гг. они достигли довоенного уровня. Однако к это­ му времени, как уже говорилось, в связи с неуклонным совершенствованием системы народного образования в

1 Сборник постановлений СССР, 1935, № 20, ст. 162.

78

школах потребовалось значительное расширение соста­ ва помещений. Поэтому хотя ассигнования, отпускае­ мые ежегодно на строительство школьных зданий, к 1960 г. значительно превышали довоенный уровень, ко­ личество .возводимых зданий изменилось не столь ощу­ тимо, а стоимость одного ученического места возросла. В результате число детей, занимающихся во вторую смену, снижается очень медленно.

В настоящее время для ликвидации второй смены не­ обходимо ассигнования на строительство школ увели­ чить в 2—2!/2 раза. В связи с огромными масштабами школьного строительства и тем, что его ассигнования составляют почти 30% средств, отпускаемых на строи­ тельство общественных зданий, особое значение приоб­ ретает снижение стоимости строительства.

Экономия в строительстве детских учреждений при сохранении должного уровня их благоустройства и оп­ тимального состава помещений может быть достигнута за счет применения новых, 'более дешевых строитель­ ных материалов, индустриальных методов их изготов­ ления и возведения зданий, а также увеличения вмес­ тимости последних. Стоимость строительства одного ученического места в школе на 960 мест на 7,5%. а в школах на 640 мест — на 29% ниже, чем в школах на

320 мест.

Необходимость увеличения вместимости зданий дик­ туется и рядом других весьма существенных положений.

Укрупнение городов и сельских населенных пунктов в результате концентрации производства и роста на­ родонаселения неизбежно вызывает увеличение плот­ ности жилой застройки.

Увеличение этажности жилых зданий и повышение тем самым плотности застройки приводят к увеличению

численности населения первичных

жилых

групп. На

смену кварталам на 4—6—8 тыс.

жителей

в городах

пришли более

укрупненные

 

микрорайоны

на

8—12—

18 тыс. жителей.

На

основе,

действующих

расчетных

показателей 160 учащихся на

1000 населения

в новых

микрорайонах

существенно

 

увеличилось

число детей

школьного возраста (табл. 8).

 

40 га (640x640 м)

Если на площади

микрорайона

при пятиэтажной

застройке

размещается

14 000 жите­

лей, а число детей школьного возраста

составляет

2240, то при девятиэтажной

застройке — соответствен-

79