Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Общая длина учебного помещения, таким образом,
будет составлять 2,65 м + 6,0 м + 0,5 (0,3) =9,15 м — (8,95 м).
Ширина учебного помещения, помимо площади рабо чей зоны., определяется оптимальным расстоянием ееот наружной и внутренней стен.
По действующим нормам (СНиП П-Л.4-62) расстоя ние первого ряда парт от наружной стены должно состав лять 0,5 м, хотя во всех руководствах по гигиене детей и подростков оно определяется в 0,6—0,7 м. Исследова
ния (В. В. Недева, 1966 и др.) |
показали, |
что оно долж |
||||
но быть еще увеличено: в школах средней |
полосы Со |
|||||
ветского |
Союза — до 0,8 м, а |
в |
условиях |
Крайнего |
||
Севера — до 1 м. |
Необходимость |
такого |
увеличения |
|||
диктуется |
крайне |
неблагоприятными микроклиматиче |
||||
скими условиями |
в этой зоне — близким |
расположени |
ем холодных остекленных поверхностей и отопительных приборов с высокой температурой нагрева. На блюдения Э. Я. Валдре-Стриж показали, что именно у детей, сидящих в этой зоне (первые места первого ряда парт), наблюдаются наиболее часто простудные забо левания. Эти рабочие места больше всего подвергаются также неблагоприятному воздействию солнечного излу чения (тепловое воздействие и блескость рабочих .по верхностей) (В. В. Недева, 1966; А. Г. Глущенко, 1968; Е. И. Кореневская, 1969).
Для прохода учащихся между третьим рядом парт и внутренней стеной достаточно расстояние 0,5—0,6 м. Тогда минимальная ширина класса составит 6,1 — 6,4 м. Однако в результате активизации процесса обучения, применения индивидуальных и групповых методов веде ния занятий возникает необходимость увеличения пло щадей классных досок и использования в качестве ра
бочей поверхности не только |
передней, |
но и боковой, |
||||
внутренней стены класса. В случае, |
когда |
внутренняя |
||||
стена становится рабочей поверхностью, |
при размеще |
|||||
нии мебели должны предъявляться |
те же требования, |
|||||
что и в отношении передней стены. |
Если дополнитель |
|||||
ной классной |
и приколочной |
досками |
пользуется |
весь |
||
класс, то для |
обеспечения угла рассматривания |
в 35° |
||||
и более расстояние от них до третьего ряда |
парт долж |
но быть не менее 3 м, если же занятия ведутся группо вым методом, например, с половиной класса, — то 1,5 м (см. рис. 11). В связи с этим минимальная ширина учеб-
73
2
12.Квадратный класс. Функциональные преимущества.
а— учебные занятия и рабочий уголок; б — активный отдых; в — кружковые занятия; г — кино, кукольные представления, самодеятельность.
кого помещения составит |
6,1 м + |
1 м = |
7,1 |
м, |
а опти |
||||
мальная 6,5 м + 2,5 м = 9 м. |
|
|
колебать |
||||||
Площадь же класса на 36 учащихся будет |
|||||||||
ся |
от |
8,95 м X 7,1 |
м = |
63,5 м2 |
(минимальная) |
до |
|||
9,15 |
мХ 9,0 м = 82,3 м2 |
(оптимальная), |
т. е. |
1,76 |
и |
||||
2,29 |
м2 |
на учащегося |
соответственно. |
К аналогичным |
|||||
выводам пришли и архитекторы, |
специально |
занимав |
шиеся обоснованием размеров учебных помещений (65—81 м2) (Н. С. Придонова, В. И. Степанов, 1970,
и др.).
Если считать, что со временем наполняемость клас сов уменьшится до 30 учащихся и все более широко бу дут применяться индивидуальные и групповые методы
74
обучения, очевидно, более перспективным, в СССР, сле дует считать учебное помещение размером 63,5—65 м2.
Минимальный класс таких размеров за счет увеличе ния глубины приближается по форме к квадрату (8,95x7,1), а оптимальный точно соответствует ему — класс 9,15 X 9, м2.
Классы и учебные кабинеты' квадратной - конфигура ции подобных размеров получили широкое распростра
нение в ряде зарубежных |
стран — Швеции, |
Франции, |
|
Финляндии, |
ФРГ, США. В |
таких классах |
не только |
улучшаются |
условия воздушной среды за счет увели |
чения кубатуры с 3,75 м3 до 5,3—6,9 м3 на ребенка, но и расширяются возможности для организации учебного процесса в соответствии с новыми требованиями.
Применение технических средств обучения, группо вых и индивидуальных методов требует трансформации помещений: расстановки столов и стульев полукругом, веером, кругом, по периметру у стен. Она необходима и в неурочное время в группах продленного дня. При продольной конфигурации класса сделать это практи чески невозможно.
Разработки архитекторов ЦНИИЭП учебных зданий и Московского научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования показа ли функциональные преимущества квадратных классов для организации как фронтальных, так и групповых и индивидуальных занятий, просмотра кино- и телепере дач (рис. 12) (В. И. Степанов, 1969; Н. С. Придонова, 1970).
Однако увеличение глубины учебных помещений не избежно влечет за собой изменение решений естествен ного освещения.
Проблема естественного освещения учебных помеще ний любой конфигурации сложна и должна быть рас смотрена отдельно, поэтому останавливаться на ней в данном разделе нецелесообразно. Забегая вперед, счи таем необходимым лишь сказать, что для решения этой проблемы в классах квадратной конфигурации разме ром 9 X 9 м за рубежом широко применяется дополни тельное верхнее освещение (одноэтажные здания), зад нее, правостороннее, верхне-правое (в стенах и при скошенных потолках).
В СССР имеются классы квадратной и поперечной конфигурации с разными видами подсвета (школы Аш
75
хабада, Ташкента и Московской области); применяется и правосторонний подсвет через рекреацию (Москов ская область). Но, как показали исследования, строи тельство их еще не позволяет полностью решить про блему освещения учебных помещений с увеличенной глубиной. Эти классы имеют размеры 50—54 м2 и че тырехрядную расстановку мебели, что влечет за собой необходимость, в целях сохранения нормативного угла рассматривания, нового увеличения расстояния .первых парт до доски.
Классы поперечной конфигурации (глубиной до 8,2 м , и длиной 6,4 м) вообще оказались непригодными для строительства. За рубежом, особенно в последние годы, делаются попытки создания школ с пяти- и шестиуголь ными классными комнатами площадью 65—80 м2. Это одноэтажные здания с дополнительным верхним под светом или одним верхним освещением (школа из пласт масс в штате Массачусетс, США).
Проекты классов пятиугольной конфигурации имеют ся и в СССР. Однако все эти проекты и выстроенные здания страдают существенными недостатками, касаю щимися как освещения и вентиляции, так и удобства эксплуатации помещений, и не пригодны для массового строительства. Очевидно, в СССР наиболее перспектив но учебное помещение площадью 63,5—65 м2 с конфигу рацией, близкой к квадрату, так как основная рабочая зона в нем ограничена глубиной 5,6 — 5,9 м, а общая глубина составляет 7,1—7,4 м.
Строительство классов такой глубины широко при меняется в Японии и вполне возможно в СССР при ус ловии использования строительных конструкций с сет кой опор 7,5 и 12 м.
Как показали предварительные расчеты светотехни ков, при глубине класса 7,1 — 7,5 м, где в наиболее темной зоне размещаются стенные шкафы, можно огра ничиться устройством подсвета на высоте 2,3 м и ис пользовать дополнительное искусственное освещение.
Н. С. Придонова (1970) установила, что увеличение площади учебных помещений до 60 м2 за счет их глуби ны (до 7,1 м) может быть достигнуто уже сейчас в ряде действующих типовых проектов за счет некоторого уменьшения ширины рекреаций с 4,6 — 4 до 3,8—3,2 м. Однако этот путь решения проблемы, хотя и оправдан экономически, кажется нам весьма сомнительным, так
76
как применение о школах ТСО и переход на кабинет ный метод обучения предъявляют повышенные требова ния и к рекреационным помещениям.
Существующие размеры лабораторий не встречают возражений. Они, как и площади кабинетов, определя ются особенностями педагогического процесса, размера ми и размещением учебной мебели и оборудования.
Размеры и устройство рекреационных помещений должны дифференцироваться в зависимости от клима тических условий строительства. Суровые условия пер вой строительно-климатической зоны резко ограничи вают возможность пребывания детей на открытом воз духе. Для компенсации гиподинамии школьников рекреации школ в этой зоне должны быть увеличены до 0,9—1 м2 на одного учащегося' против 0,6 м2 во второй— третьей зоне. В четвертой строительно-климатической зоне часть рекреаций может быть открытого или полу открытого типа для обеспечения максимального исполь зования открытого воздуха во время перемен.
Г л а в а III
ВМЕСТИМОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Как уже говорилось в главе II, с 1935 г. происходит постоянное повышение вместимости школьных зданий. Начиная с 1963 г. в крупных населенных пунктах и го родах начало осуществляться строительство общеобра зовательных школ, рассчитанных не менее чем на 960 учащихся. Наряду с этим в 1962—1963 гг. было органи зовано в больших городах экспериментальное проекти рование и строительство школ еще большей вместимо сти. Необходимость увеличения вместимости школ дик товалась в первую очередь несоответствием темпов роста ученических мест приросту учащихся. Несмотря на неуклонное из года в год увеличение ассигнований на строительство школьных зданий, число учащихся, занимающихся во вторую смену, уменьшается крайне медленно.
Впервые вопрос о ликвидации второй смены в школе был поставлен в феврале 1935 г. в Постановлении СНК
СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве школ в горо дах»1. Однако выполнение этого постановления задер жалось в связи с началом Великой Отечественной вой ны. К 1951 г. в результате'огромных разрушений, при чиненных войной, число детей, занимающихся во второй смене, вновь возросло, а темпы строительства детских учреждений в те годы были низкими. . Лишь к 1953— 1956 гг. они достигли довоенного уровня. Однако к это му времени, как уже говорилось, в связи с неуклонным совершенствованием системы народного образования в
1 Сборник постановлений СССР, 1935, № 20, ст. 162.
78
школах потребовалось значительное расширение соста ва помещений. Поэтому хотя ассигнования, отпускае мые ежегодно на строительство школьных зданий, к 1960 г. значительно превышали довоенный уровень, ко личество .возводимых зданий изменилось не столь ощу тимо, а стоимость одного ученического места возросла. В результате число детей, занимающихся во вторую смену, снижается очень медленно.
В настоящее время для ликвидации второй смены не обходимо ассигнования на строительство школ увели чить в 2—2!/2 раза. В связи с огромными масштабами школьного строительства и тем, что его ассигнования составляют почти 30% средств, отпускаемых на строи тельство общественных зданий, особое значение приоб ретает снижение стоимости строительства.
Экономия в строительстве детских учреждений при сохранении должного уровня их благоустройства и оп тимального состава помещений может быть достигнута за счет применения новых, 'более дешевых строитель ных материалов, индустриальных методов их изготов ления и возведения зданий, а также увеличения вмес тимости последних. Стоимость строительства одного ученического места в школе на 960 мест на 7,5%. а в школах на 640 мест — на 29% ниже, чем в школах на
320 мест.
Необходимость увеличения вместимости зданий дик туется и рядом других весьма существенных положений.
Укрупнение городов и сельских населенных пунктов в результате концентрации производства и роста на родонаселения неизбежно вызывает увеличение плот ности жилой застройки.
Увеличение этажности жилых зданий и повышение тем самым плотности застройки приводят к увеличению
численности населения первичных |
жилых |
групп. На |
||||||
смену кварталам на 4—6—8 тыс. |
жителей |
в городах |
||||||
пришли более |
укрупненные |
|
микрорайоны |
на |
8—12— |
|||
18 тыс. жителей. |
На |
основе, |
действующих |
расчетных |
||||
показателей 160 учащихся на |
1000 населения |
в новых |
||||||
микрорайонах |
существенно |
|
увеличилось |
число детей |
||||
школьного возраста (табл. 8). |
|
40 га (640x640 м) |
||||||
Если на площади |
микрорайона |
|||||||
при пятиэтажной |
застройке |
размещается |
14 000 жите |
|||||
лей, а число детей школьного возраста |
составляет |
|||||||
2240, то при девятиэтажной |
застройке — соответствен- |
79