Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

строительства школы архитектор лишь подбирает блоки в зависимости от вместимости здания и рельефа мест­ ности и по-разному компонует их в одно или два—три здания. В СССР также создана номенклатура функци­ ональных блоков средних общеобразовательных школ (В. И-Степанов, 1964; В. Ф. Антошкин, 1969).

Функциональные блоки могут быть одно-, двух- и трехэтажные. Они целесообразны для расширения со­ става помещений действующих городских школ, не имеющих, например, развитой клубной группы по­ мещений, мастерских, блока спортивных помещений и т. д.

Однако наиболее перспективно использование таких блоков для строительства сельских школ небольшой вместимости, по принципу «школы растущего типа», путем пристраивания постепенно к учебному корпусу лабораторных, зальных блоков или блоков спальных помещений с целью превращения общеобразовательной школы в школу-интернат (частичное интернирование). Пристройка зальных блоков, используемых не только школьниками, но и населением села в вечерние часы, превращает школу в кооперированное учреждение но­ вого типа — школу-клуб.Учреждения такого типа до­ вольно широко распространены за рубежом (Швеция, Финляндия) в небольших населенных пунктах, где не­ целесообразно строить два здания и где школы являют­ ся культурным центром. В СССР этот опыт пока не получил распространения, хотя имеются даже специ­ альные проекты школы-клуба. Известен опыт использо­ вания взрослыми лишь гимнастических залов в дейст­ вующих городских школах (Прибалтика, Белоруссия, Украина).

Разработка же на основе использования функцио­ нальных блоков новых типовых проектов городских школ неприемлема с гигиенических позиций, так как каждый тип школы должен иметь свою структуру зда­ ния, особый «характер» взаимного расположения поме­ щений. Для создания, например, школ на 20, 30 и 40 классов пришлось бы разработать два типа блоков учебных помещений с секциями на 3 и 4 класса, три ти­ па лабораторных блоков с 2, 3 и 4 кабинетами и т. д.

Неудобство создания городских школ из функцио­ нальных блоков подчеркивают многие советские архи­ текторы.

51

сл

to

Т а б л и ц а 4

Изменение состава и размеров помещений общеобразовательных школ с 1935 по 1970 г.

Нормы

1935

г.

Программа

 

 

Задание

1960

г.

СНиП

 

 

Задание

1968 г.

 

 

П-Л.4-62

 

 

на

школы

 

 

1956

г. школы

 

школы

 

школы

 

 

школы

22 класса —

на

23 класса —

 

на 24 класса —

 

 

на 30 классов —

880 учащихся

 

920 учащихся

 

960 учащихся

на 24 класса —

 

1176 учащихся

 

 

 

 

 

м2

 

 

м2

 

 

960 учащихся

 

 

 

 

м!

 

м2

 

 

м2

 

м?

м2

 

м2

м!

м2

количество

помещениП н площадь,

площадь

на одного 1 учащегося,

количество помещениП н площадь,

I площадь на одного

учащегося,

количество помещений j и площадь,

площадь на одного

учащегося,

количество помещении н площадь,

площадь на одного

учащегося,

количество помещении и площадь,

площадь на одного учащегося,

1

2

3

4

 

Учебные помещения:

50X22

 

52X14

 

классы

 

 

учебные каби-

 

 

52X7

 

«еты

 

 

лаборатории

70X2

 

80X2+69X1

лаборантские

 

17X2+62X1

И т о г о . . .

1 240

1,41

1417

1,54

Помещения для тру­

 

 

 

 

дового обучения:

 

52+ 69

 

мастерские

 

 

каб. ручного

 

 

 

 

труда

 

 

 

 

^

6

7

8

50X24 50X16

50X7+66X1

66X2

 

66X8

16X3

 

15x3

1 380

1,44

1 459

66 X2+16

 

66 x 2+15

50

 

50

9

10

п

50X12

50X7+66X6

66X4

15X4

1,52

1 734

1,47

98+15


1

а

3

4

5

6

7

8

9

10

11

каб. домоводства

_

 

_

 

50

 

50

 

66.

 

(практикум

 

 

 

 

 

 

 

82

 

9—10-х кл.

 

 

 

 

 

 

 

Ит о г о . . .

 

 

221

0,13

248

0,26

247

0,26

261

0,22

Информационные и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

административные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помещения:

70

 

80

 

50

 

50

 

60

 

библиотека

 

 

 

 

 

технический центр

 

 

 

 

 

 

 

аудитория

 

70

 

32

 

 

30

 

кабинет директора

30

 

31

 

 

30

 

 

и канцелярия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учительская и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•методический ка­

35

 

70

 

50+32

 

50+8

 

50+8+8

 

бинет

 

 

 

 

 

Кабинет врача

 

17

 

12+12

 

20

 

10+12

 

Хозяйственные

15

 

17

 

16

 

15

 

15

 

кладовые

 

 

 

 

 

Комнаты техниче-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ского персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о . . .

150

0,7

285

0,31

204

0,21

173

0,18

193

0,16

Клубные помещения

 

 

184

 

210

 

144

 

144

 

актовый зал

 

 

 

 

 

эстрада

 

 

 

40

 

36

 

36

 

кабинет пения

 

 

 

 

57

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Нормы

1935 г.

 

школы

 

 

на 22 класса —

 

880 учащихся

 

м2

м2

 

количество помещений и площадь,

площадь на одного учащегося,

1

2

3

клубные комнаты

 

комнаты обществен-

15

 

ных организаций

 

Обеденный зал,

60

 

кухня

 

Помещения продлен-

 

 

иого дня

 

И т о г о . . .

75

0,09

Рекреационные поме-

500

 

щеиия

 

Санитарные узлы

125

 

Гардероб-вести-

180

 

бюль

 

И т о г о . . .

805

0,91

Рабочая площадь

2880

2,59

Программа 1956 г. школы на 23 класса — 920 учащихся

м2

м2

количество помещений н площадь,

площадь на одного учащегося,

4

5

52

82

318 0,35

500

120

202

892 0,9

3286 3,57

Задание 1960 г. школы

на 24 класса — 960 учащихся

м2

м2

количество помещений и площадь,

площадь па одного учащегося,

в7

36

32

90

408

0,42

576

 

100

 

336

 

3604

1,00

3604

3,75

СНиП

П-Л.4-62

школы на 24 класса —

960 учащихся

количество 1 помещений

м2

м2

и площадь,

площадь на одного учащегося,

8

 

9

39

 

 

32

 

 

156

 

 

108

 

 

515

 

0,53

576

 

 

96

 

 

240

'

 

912

 

0,95

2660

 

3,81

Задание 1968 г. школы

на 30 классов — 1176 учащихся

м!

м2

количество помещений н площадь,

-площадь на одного учащегося,

10

и

50

50

190

425

817 0,69

705

123

290

1118 0,95

4561


В связи с перестройкой системы народного образова­ ния, применением новых средств и методов обучения перед педагогами, архитекторами и гигиенистами вновь встает вопрос о пересмотре сложившихся представле­ ний, касающихся оптимальной структуры школьных зданий. Решение его тесно связано с изменениями, про­ исшедшими в последние годы в составе, размерах и взаимном расположении помещений.

Состав помещений школы. Под влиянием возрастаю­ щих с каждым годом педагогических задач и гигиени­

ческих требований постоянно

изменяются

состав, раз­

меры и

планировка помещений школьного здания

(табл. 4).

г. в соответствии

с «Нормами

проектировав

В 1935

ния школ»1, разработанными на основе Постановления

Совета

Народных Комиссаров

Союза ' ССР

и ЦК

ВКП(б)

«О строительстве школ

в городах»12,

в школь­

ном здании на 880 учащихся, помимо 22 классных ком­ нат, имелись две лаборатории без лаборантских, биб­ лиотека и небольшой буфет; гимнастический и актовый залы не были включены в нормы проектирования. За­ нятия физкультурой и общешкольные мероприятия предполагалось проводить в рекреационных помещени­ ях зального типа. Однако недостаток этих помещений ощущался в школах очень остро. В послевоенные годы в связи с возросшими требованиями к физическому вос­ питанию детей и организации внеклассной кружковой работы в ряде школ под залы стали переоборудоваться

учебные помещения либо залы пристраивались

к шко­

ле. В Программе

проектирования

школьных

зданий

1956 г.3 в состав школы была введена группа

помеще­

ний по трудовому обучению, была

учтена потребность

школ в зальных

помещениях — появились

небольшой

гимнастический зал и актовый

зал, совмещенный

со

столовой,- кухня

с подсобными

помещениями,

третья

лаборатория и лаборантские. Это

 

привело

к увеличе­

нию рабочей площади на одного

 

учащегося

почти на

'/з (с 2,59 до 3,5

м2). После выхода в свет Закона

об

1 Нормы проектирования школ, 1935 г.

2СП СССР, 1935, № 20, ст. 162.

3Программа 1956 г.. Открытый Всесоюзный конкурс на типовые проекты зданий общеобразовательных средних школ. Государствен­ ный комитет Совета Министров СССР по делам строительства и

Союз архитекторов СССР. М., 1956,

55


укреплении связи школы с жизнью и политехнизации обучения в 1958 г. Заданием на проектирование 1960 г. предусматривалась организация дополнительных поме­ щений по трудовому обучению: кабинета ручного труда для учащихся начальных классов, кабинета домоводст­ ва для девочек — учащихся 5—8-х классов; был увели­ чен до 288 м2 гимнастический зал. В нормах проекти­ рования, утвержденных в 1963 г. (СНиП П-Л. 4-62), по настоятельным и вполне обоснованным требованиям ги­ гиенистов и педагогов были предусмотрены раздельные помещения для актового и обеденного залов.

В 1968 г. в связи с перестройкой народного образова­ ния и широким применением новых средств и методов обучения вновь изменился состав помещений школ: были предусмотрены дополнительно кабинет техни­

ческих

средств

обучения,

кабинет

спецподготовки,

практикум

для

учащихся

9—10-х классов, помеще­

ния для

организации

продленного дня для

части уча­

щихся.

 

площадь

на одного учащегося

возросла с

Рабочая

3,57 м2

в 1956 г. до 3,88 м2. В то же время опыт строи­

тельства и эксплуатации школьных зданий

по послед­

ним проектам показывает,

во-первых,

что

экономиче­

ские затраты, связанные с увеличением рабочей площа­ ди школьных зданий, себя оправдывают и, во-вторых, что имеющиеся в настоящее время состав и размеры помещений еще далеки от оптимальных и не полностью отвечают запросам педагогической и гигиенической науки даже сегодня, не говоря уже о недалеком буду­ щем. Чтобы убедиться в этом, вернемся к табл. 4.

Увеличение рабочей площади школы с 1935 по 1963г. шло в основном за счет увеличения состава учебных по­ мещений. Однако ни в проектах прошлых лет, ни в сов­ ременных проектах не предусмотрено ни одного резерв­ ного помещения, например для организации музея, кружковых комнат, для сна ослабленных детей из на­ чальных классов, находящихся на продленном дне, ме­ тодического кабинета, помещений для хранения учеб­ ных пособий и хозяйственного инвентаря.

Для иллюстрации достаточно привести данные, полу­ ченные на основании анализа замечаний санитарных врачей в 12 республиках СССР, обследовавших 228 школ, выстроенных в 1956—1962 гг. . по 52 различным проектам. Из общего числа замечаний, касающихся

56