Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
щегося приходится площадь 1,25 м2, хотя многие годы советские гигиенисты отмечают, что эти размеры классов предельно малы. В них не удается в соответствии с ги гиеническими требованиями разместить необходимую мебель, оборудование и учебные пособия.
За последние 15—20 лет существенно уменьшилась и высота учебных помещений — с 4—4,6 м в школах ста рого типа до 3,6—3,3 м в зданиях довоенного строитель ства и до 3 м (в чистоте) в современных школах. Это снижение идет параллельно уменьшению высоты жилых помещений и наблюдается повсеместно не только в
СССР, но и за рубелсом. Так, в начальных школах Анг лии высота учебных помещений колеблется от 3 до 2,34м в США — от 2,6 — до 3 м и т. д.
Уменьшение высоты помещений в школьных зданиях связано с унификацией их строительных элементов с элементами жилых зданий, при этом уменьшается ку батура класса (от 6 м3 на одного учащегося в старых зданиях до 3,75 м3 в школах, построенных в последние 10 лет) и не обеспечиваются полностью оптимальные ус ловия воздушной среды, что приводит к необходимости применения искусственной вентиляции. Получается па радокс: школа, где на протяжении 10 лет воспитывают ся и занимаются достаточно тяжелым для данного воз раста умственным трудом дети и подростки, имеет са мые малые площади основных помещений. По сравне нию с дошкольными учреждениями, где на ребенка в групповых комнатах приходится 2,5 м2,' она меньше в 2 раза, по сравнению с техникумами и вузами — в Обра за, а по сравнению с жильем — в 7,2 раза.
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, рабочая площадь школьных зданий увеличивается из года в год, однако этот рост идет лишь за счет расширения состава помещений и никак не отражается на размерах основных учебных помещений. За 35 лет общая учебная площадь выросла всего на 0,06 м2 на одного учащегося, да и то за счет лабораторий и кабинетов.
Необходимость увеличения размеров учебных поме щений подчеркивают педагоги и архитекторы всего ми ра. На Международном конгрессе архитекторов в фев рале 1958 г. было принято «Положение о школьном строительстве», в котором площадь классов определена из расчета 1,5—2,5 м2 на одного учащегося (позднее, в 1960 г., максимальный предел был снижен до 2 м2.
66
К этому пределу близки площади учебных помещений большинства стран мира (табл. 6).
Учебная площадь на одного ребенка в разных стра нах колеблется в зависимости от размеров учебных по мещений и наполняемости групп (от30до45учащихся), однако как минимальные, так и максимальные ее зна чения во всех странах выше, чем в СССР. Исключение
Т а б.л и ц а 6
Площади основных учебных помещений |
в |
СССР и за |
рубежом |
||
(в квадратных метрах) (данные .И. Б. Федоровой, 1969)* |
|||||
|
Классы |
|
Лаборатории |
||
|
|
|
|
к кабинеты |
|
Страна |
общая |
на одного |
|
* общая |
на одного |
|
|
||||
|
площадь |
учащегося |
|
площадь |
учащегося |
СССР |
50—52 |
1,25—1,44 |
|
66—70 |
1,65—1,94 |
Англия |
50—83 |
1,62—2,72 |
|
83—110 |
2,77—3,69 |
ГДР и ФРГ |
55—60 |
1,5—2,0 |
|
60—70 |
1,94—2,36 |
Финляндия |
44—60 |
1,5—2,0 |
|
85—120 |
2,77—6,3 |
Франция |
55—80 |
1,6—2,7 |
|
60—70 |
•1,9—2,4 |
ЧССР |
50—60 |
1,5—2,0 |
|
60—80 |
1,9—2,3 |
Швеция, |
|
|
|
|
|
и Швей- |
55—70 |
1,57—2,34 |
|
80—110 |
2,8—3,8 . |
цария |
. |
||||
США |
83—83 |
2,77 |
85—120 |
2,76—6,26 |
* Обобщение зарубежного опыта проектирования строительства н эксплуа тации общеобразовательных школ. Отчет по теме 055.106 Центральный науч но-исследовательский институт экспериментального проектирования учебных зданий, 1969.
составляют некоторые страны народной демократии (Болгария, Венгрия, Румыния) и ряд стран Азии и Аф рики. Между тем по составу помещений и общей рабо чей площади типовые школы в СССР выгодно отлича ются от большинства зарубежных массовых школ. Это объясняется тем, что в передовых капиталистических странах основное снимание при проектировании и стро ительстве школьных зданий уделялось и уделяется основ ным помещениям — учебным, чаще всего за счет вспо могательных— рекреаций, вестибюлей и гардеробов. В Англии, например, существует положение, согласно ко торому площадь коммуникационных коридоров, лестниц и некоторых вспомогательных помещений не должна превышать 10% общей площади школьного здания.
з* |
67 |
Недостаточные размеры учебных помещений в шко лах нашей страны особенно ощутимы в настоящее вре мя в связи с переходом на новые методы обучения, рас ширением технической оснащенности классов, кабине тов, увеличением количества учебных наглядных посо бий и организацией школ продленного дня.
Каков же должен быть размер учебного помещения? На этот вопрос можно ответить довольно точно с уче том материалов, собранных как гигиенистами, так и архитекторами. Однако прежде чем привести необходи мые научные обоснования и расчеты, определяющие раз меры классов и кабинетов, следует оговорить, на какое количество учащихся в классе (наполняемость) следует рассчитывать в ближайшем будущем.
Дело в том, что когда гигиенисты приводят доводы не обходимости увеличения учебной площади, Госстрой
СССР отвергает их, основываясь на расчетах архитек торов, показывающих, что .в недалеком будущем за счет увеличения норм жилой площади с 9 до 15 м2 произой дет уменьшение плотности населения в микрорайонах и соответственно уменьшается вместимость школ и на полняемость классов. На это, кстати, указывают и гигие нисты, в частности А. Я- Гуткин. Так, в соответствии со средними по СССР расчетными показателями (160 на 1000 населения) увеличение нормы жилой площади с 9 до 12 м2 (близкая перспектива) в микрорайоне на 7500 тыс. приведет к уменьшению числа учащихся с 1200 до до 912. При увеличении же нормы жилой площади до 15 м2 на человека .количество жителей в микрорайоне уменьшится до 4500, а число учащихся — до 720. Поло жение это закономерно и против него трудно что-либо возразить. Однако для того чтобы на этом основании согласиться с существующими размерами классного по мещения, надо прежде всего выяснить, к чему приведут указанные выше изменения — к уменьшению наполняе мости групп или механическому уменьшению вместимо сти школы, т. е. уменьшению количества классов (в дан ном примере с 30 до 18).
Конечно, уменьшение наполняемости классов как с педагогических, так и с гигиенических позиций можно лишь 'приветствовать. При наличии в группе 40 детей крайне трудно организовать педагогический процесс, особенно в связи с тенденцией к индивидуализации обу чения. Еще сложнее проводить на должном уровне вос
68
питательную работу. Недаром в школах-интернатах на полняемость класса ограничена 35 учащимися. Но зна чительное уменьшение числа учащихся в классах массовых общеобразовательных школ в ближайшее вре мя едва ли возможно по тем же экономическим сооб ражениям. Перед Министерством просвещения СССР
стоит вопрос, что выгоднее: уменьшать наполняемость классов, что повлечет за собой резкое увеличение по требности в педагогах, или увеличивать размеры учеб ных помещений при сохранении нормативных значений числа учащихся в классе. В педагогическом задании на проектирование школ будущего указывается опти мальная наполняемость классов в 30 учащихся. Однако, по мнению Министерства просвещения СССР и Акаде мии педагогических наук СССР, это очень далекая пер
спектива, а на ближайшие 15—20 лет число |
учащихся |
|
в 1—8-х классах может уменьшиться до ’ 36 |
и |
лишь в |
9—10-х классах — до 32. Такое снижение уже |
сейчас |
|
имеет место в ряде городов Советского Союза. |
|
|
Таким образом, уменьшение населения микрорайонов в связи с повышением нормы жилой площади приведет лишь к небольшому снижению наполняемости классов и вызовет в основном уменьшение количества учебных групп (классов). Освобождающиеся учебные помеще ния могут использоваться в качестве кружковых комнат, для организации внеклассной деятельности детей, нахо дящихся на продленном дне, что, повторяем, повысит роль школы как воспитательного учреждения. При водим ориентировочные расчеты площади учебных помещений при наполняемости классов в 35—36 уча щихся.
Как известно, размер учебного помещения определя
ется: 1) рабочей площадью, необходимой для |
правиль |
ной расстановки мебели и оборудования; 2) |
оптималь |
ным расстоянием рабочих мест от наружных |
огражде |
ний, классных досок и экранов, кино-, и телеустановок; 3) необходимостью обеспечить благоприятные условия естественного освещения рабочей поверхности.
В соответствии с современными нормами (ГОСТ 11015-71 и ГОСТ 11016-71) двухместные ученические столы имеют рабочую поверхность размером 1,2x0,5 м.
Расстояние между столами в ряду для размещения стульев составляет 0,5 м, а между рядами парт для прохода учащихся, согласно антропометрическим пона-
69
11. Оптимальный и минимально допустимый размеры учебного помещения на 36 школьников (с учетом приме нения новых методов и средств обучения).
зателям школьников и возможности встречных потоков
учащихся — 0,6 м. Исходя |
из этих данных длина рабо |
||||
чей зоны для |
расстановки |
двухместных |
ученических |
||
столов со стульями на 36 учащихся |
составит (0,5 м+ |
||||
0,5 м) X 6 = |
6 м, а ширина при трехрядной |
расстанов |
|||
ке столов 1,2 м X 3 + |
(0,6м X 2) = |
4,8м |
(рис. 11). |
||
Однако исследования |
Научно-исследовательского ин |
ститута школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР показали, что длина ученических
столов должна увеличиться в недалеком будущем |
до |
|||
1,3 м и тогда ширина рабочей зоны возрастет до 5,1 |
м. |
|||
Для определения общей длины |
учебного помещения |
|||
необходимо |
учесть оптимальное |
расстояние |
первых |
|
парт от доски и последних от задней стены. |
(1962) |
|||
В результате исследований Е. К. Глушковой |
||||
установлено, |
что условия видимости на доске определя- |
70
Ются не только Максимальным расстоянием ее от по следних рабочих мест, но и минимальным расстоянием от первых парт крайних рядов. Автором введено понятие «угол рассматривания», т. е. угол, образуе мый плоскостью классной доски и линией взгляда учащегося. Изучение зрительной работоспособности учащегося (в лабораторных условиях) ври срисовыва нии колец Ландольта с доски под разными углами рассматривания, движений глаз и головы (окулография) выявило, что минимально допустимый для детей угол должен составлять 30—35°. При расчетах расстоя ний первых парт от классной доски был принят и внесен
вСНиП 11-Л.4-62 угол рассматривания 30°.
Более поздние исследования, проведенные в натур
ных условиях, показали, что в классах указанный угол не обеспечивает оптимальных условий работы, особен но'младших школьников (табл. 7).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
Скорость и точность работы учащихся 1-^4-х классов при |
||||
списывании |
с доски в зависимости |
от угла |
рассматривания |
|
|
(Б. 3. |
Воронова, |
1972) |
|
Угол |
Количество |
Скорость |
Точность |
|
рассматри |
работы |
|||
вания |
наблюдений |
работы, |
мин |
(количество |
(градусы) |
|
|
|
ошибок) |
' 30 |
78 |
11,35±34 |
8,6±0,7 |
|
35 |
51 |
8,29±37 |
6,7±0,8 |
|
40 |
41 |
9,08±32 |
6,3 ±1,0 |
|
45 |
40 |
8,08±38 |
6,3±0,9 |
|
50 |
46 |
8,37±36 |
4,8±0,6 |
|
60 |
45 |
8,48±50 |
4,4±0,6 |
|
90 |
46 |
7,49±25 |
2,1 ±0,2 |
Как видно из табл. 7, в среднем учащиеся, срисовы вающие знаки дозированного задания под углом 30°, выполняют эту работу почти в П/2 раза медленнее и менее точно, чем при углах рассматривания в диапазо не 35—60°, когда скорость и точность работы почти оди наковы. Эти показатели самые высокие, когда ребенок сидит прямо против доски с заданием (угол 90°).
Если оценить работоспособность каждого ребенка в баллах по. методике, предложенной С. М. Громбахом с
71
соавторами (пятибалльная система; 1970), то окажется, что более 70,7% учащихся, сидящих по отношению к доске под углом 30°, выполняют задание «плохо» и «очень плохо» (средний балл 2,5), тогда как средний балл у учащихся, сидящих под углом 35—60°, колеб лется от 3,1 до 3,3 («удовлетворительно»), а при 90°— 3,8 («хорошо»).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в качестве минимально допустимого для учащихся сле дует принять угол рассматривания не 30°, а 35°. Необ ходимость повышения его значений обосновывается не равномерностью естественного освещения рабочих мест в классе, блескостью классной доски и утомлением детей
в процессе занятий. |
|
|
института |
||
По данным Научно-исследовательского |
|||||
школьного оборудования |
и технических |
средств обуче |
|||
ния, ширина классной доски должна быть не менее 4 м |
|||||
(2м основная поверхность и по 1м откидные |
крылья). |
||||
Исходя из этого, |
для обеспечения всем учащимся угла |
||||
рассматривания |
более 35° расстояние |
первых парт до |
|||
доски должно |
быть не менее 2,65 м (см. рис. 11). Это |
||||
пространство |
является |
рабочей зоной |
для |
учащихся, |
|
работающих у доски; на ней размещается стол учителя |
с пультом управления, телевизором, кодоскопом и дру гими техническими средствами.
Расстояние последних парт от задней стены класса определяется необходимостью разместить кино- и диа проектор и часть стенных шкафов для хранения учеб ных наглядных пособий, а в классах продленного дня— и личных вещей учащихся (сменная одежда, инди видуальные полотенца, предметы обихода и т. д.). Глубина шкафов, по данным Научно-исследовательско
го института |
школьного оборудования |
и техниче |
ских средств |
обучения, должна быть не |
менее 0,5 м, |
а для установки кино- и диапроектора нужно не менее
0,8 м. |
|
расстояние последних |
парт до |
||||
Отсюда минимальное |
|||||||
задней |
стены учебного |
помещения, |
как показано |
на |
|||
рис. 11, должно составлять 1 м (0,5 |
м |
для стульев |
и |
||||
0,5м для шкафов). В случае |
же размещения |
шкафов |
|||||
только по внутренней стене классной |
комнаты в лабо |
||||||
рантских, имеющихся |
при |
кабинетах, |
оно не должно |
||||
быть менее 0,3 м (подставка для кинопроектора |
между |
||||||
рядами |
парт). |
|
|
|
|
|
|
72