Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 8

Влияние этажности жилых домов на количество детей в микрорайоне

Этаж­ ность здания

 

 

Размер микрорайона (рлощадь)

 

 

 

20 га

30

га

40

га.

Ч И С Л О жителей

 

число жителей

 

число жителей

.

коли­ чество школь­ ников

коли­ чество школь­ ников

■ коли­ чество школьников

5

7 ПО

1 136

10 600

1 696

14 000

2 240

9

9 330

1493

.14 000

2 240

18 600

2 970

12

10 000

1 600 .

15 000

2 400

20 000

3 200

но 18

600 и 2970. Это неизбежно приводит

к необходи­

мости

создания детских

учреждений большой вмести­

мости.

демографических показателей в разных

Колебания

республиках

и областях

страны также

существенно

сказываются на численности детских контингентов, по­ этому применение повсеместно единых средних расчет­ ных показателей вызывает значительную перегрузку школ и дефицит ученических мест в ряде республик Советского Союза. Число детей школьного возраста в республиках Средней Азии достигает 220 на 1000 насе­ ления, в связи с этим в микрорайонах на 8 тыс. жите­ лей, где, по средним расчетным показателям, при пяти­ этажной застройке города должно быть 1280 школьни­ ков, их может быть соответственно 1760.

Недостаток в количестве ученических мест в респуб­ ликах с численностью детей школьного возраста, боль­ шей чем 160 на 1000 жителей, компенсируется при­ стройкой отдельных групп учебных помещений (Бело­ русская ССР, Армянская ССР) или надстройкой 4—5-х этажей.

В ряде крупных городов (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Баку и др.) на одном участке стали возводить по нескольку школ.

Опыт строительства в крупных микрорайонах нес­ кольких школ на одной территории, в непосредственной близости друг от друга, иногда на расстоянии 150— 200 м (Москва) оказался крайне неудачным. Затесненность территории и необходимость изоляции детских учреждений от транспортных магистралей и гаражей

80


приводят к сокращению площади участков и размеще­ нию школ в непосредственной близости от дошкольных учреждений. Использование одного участка 3—4 школа­ ми снижает ответственность директоров школ за их обо­ рудование и благоустройство. В зданиях школ, распо­ ложенных по соседству, возникает дублирование помещений, в первую очередь административно-хозяй­ ственных: комнаты директоров и складские помеще­ ния, столовая и актовые залы.

Все эти данные говорят в пользу возможного укруп­ нения детских учреждений, они достаточно логичны и против них с указанных позиций трудно возражать. Но вопрос об увеличении вместимости детских учреждений не может решаться только исходя из экономических и градостроительных соображений.

В Советской России вопрос о школах большой вмес­ тимости впервые возник в 30-х годах, когда в связи с введением всеобщего обязательного обучения строи­ тельство школ стало носить массовый характер. Рас­ сматривался вопрос о целесообразности строительства школ на' 1280—1400 учащихся. Анализируя опыт строи­ тельства школ в царской России и за рубежом, И. В. По­ пов определяет в качестве оптимальной вместимость школьных зданий 600—720 учащихся. Однако, ссылаясь на градостроительные особенности и экономические возможности страны, автор считает целесообразным в кварталах на 8 тыс. жителей увеличение вместимости зданий до 1400 учащихся при условии расчленения дет­ ского коллектива на две группы с полным комплектом учебных помещений для каждой группы. В те годы было построено несколько школ на 1000—1500 ученических мест. Опыт их эксплуатации был неудачным. Педагоги жаловались на плохую управляемость крупных школ, особенно при двухсменных занятиях, и школы были разукрупнены. Увеличение числа детей в одном здании

школы ухудшает его шумовой

режим (здания

и участ­

ка), создает предпосылки для

распространения инфек­

ционных заболеваний. Налйчие больших

коллектщ

вов затрудняет правильную

организацию

режима

обучения и воспитания детей и возможности

использо­

вания помещений общего назначения. Директора отме­ чают сложность руководства крупны-ми школами. Одна­ ко педагоги указывают и на некоторые достоинства таких школ: большой педагогический коллектив позво­

81


ляет организовать обмен опытом, повысить качество преподавания. В свете всего сказанного необходимо тщательное изучение педагогической и гигиенической целесообразности укрупнения школ. Следует опреде­ лить пути и возможные границы повышения вместимо­ сти зданий без ущерба для детских коллективов и от­ дельных детей.

Вопрос .об укрупнении детских учреждений специфи­ чен не только для СССР. Он является предметом дис­ куссии гигиенистов, педагогов и архитекторов уже на протяжении ряда лет. Во всех странах мира интенси­ фикация народонаселения приводит к укрупнению об­ щественных зданий, поэтому .при обосновании возмож­ ности увеличения вместимости архитекторы обычно ссылаются на зарубежный опыт, в первую очередь США, Франции, ФРГ, Англии, т. е. развитых зарубежт ных стран. Действительно, в этих странах наряду со школами на 200—300—600 учащихся имеются школь­ ные здания на 1200—2500 и даже 3000 учащихся. Круп­ ные школы функционируют в Канаде, Дании, Швеции, Австрии. Однако детальный анализ показывает, что назначение таких школ, состав помещений и структура зданий существенно отличаются от общеобразователь­ ных школ, которые строятся и будут строиться в СССР. Это не позволяет механически переносить опыт строи­ тельства крупных зарубежных школ в нашу страну. Во-первых, как правило, за рубежом все крупные шко­ лы — это учреждения типа колледжей и лицеев, не­ редко с интернатом для части учащихся. В них занима­ ются дети в возрасте от 11—12 до 18 лет. Начальные классы в таких школах отсутствуют. Начальные школы

располагаются отдельно или объединяются

с детскими

садами (Франция, Италия, Калифорния, Дания

и др.).

Естественно, все это меняет качество школ.

 

школы

Известно, что контингенты

детей начальной

(7—11 лет) более ранимы

в отношении

заболеваемо­

сти различными инфекциями. Наши

исследования по­

казали, что более 90%

инфекционной

заболеваемости,

школьников приходится

на учащихся

1—4-х

классов.

Инфекционная заболеваемость возрастает с увеличени­ ем числа начальных классов, занимающихся в одну смену (табл. 9).

Об этом, же свидетельствуют и материалы М. Войдон (Польша, 1960). По данным автора, при увеличении

82


Т а б л иця 9

Данные об инфекционной заболеваемости в школах с различным количеством начальных классов, занимающихся в одну смену

(Л. Г. Рогачевская, 1970)

УчебныЛ год

Число

Число классов,

Инфекционная

обследованных

занимающихся

заболеваемость

 

школ

в одну смену

на 100 детей

1959/60

в

5—10

12,3/11,8*

1960/61

Л0

11—15

14,3/13,2

13

7—10

8,2/7,2

 

6

11—Л5

9,6/8,7

* Числитель — общая

заболеваемость, знаменатель — заболеваемость ка­

пельными инфекциями.

вместимости школьных зданий с 300 до 600 и 1000 мест инфекционная заболеваемость повышается в 2'/2—3 раза. Выделение начальных классов в отдельное зда­ ние снижает эпидемическую опасность в школах большой вместимости.

Во-вторых, крупные колледжи и лицей размещаются обычно на очень больших участках и имеют значитель­ но расширенный состав помещений: два—три физкуль­ турных зала (США, Англия), бассейны (США), раз­ нообразные кабинеты (живописи, графики, технические). Площади участков таких школдостигают 11—24 га (Франция, Англия). Размеры основных помещений так­ же, как правило, увеличены до 58—80 м2 (Франция, Швеция, Англия). Структура зданий и планировка участка обеспечивают возможность рассредоточения детей, разделения их на мелкие коллективы.

Опыт эксплуатации таких крупных школ, в частности с точки зрения влияния больших коллективов на пси­ хологическую сторону воспитания, в этих странах ни­ кем не изучался, но ряд зарубежных психологов счита­ ют, что ребенок в возрасте 7—10 лет (начальная шко­ ла) чувствует себя благоприятно лишь в коллективе, не превышающем 200 человек. Для школьников 5—10-х классов оптимальным следует считать коллектив 600— 800 детей. При увеличении его до 1000—1500 человек дети испытывают чувство потерянности, не могут про­ явить себя как личность и развивать свои творческие способности и наклонности. В связи с этим крупные школы строятся по системе «домов», «кланов», «малень­ ких школ» (школа в школе); структура зданий пре­

83


дусматривает возможность расчленения детских кол­ лективов на мелкие группы по 100—200 человек. Объединяют их только общешкольные, зальные поме­ щения.

Все эти данные были частично использованы при про­ ектировании крупных школ .в СССР. В настоящее вре­ мя в Советском Союзе функционирует более 20 школ большой вместимости. В данной работе анализируются результаты обследования 8 таких школ, построенных в Москве, Воскресенске, Киеве, Свердловске, Куйбышеве, Солигорске.

При этом особое внимание было уделено изучению специфических для крупных школ вопросов: условий размещения и радиуса обслуживания, структуры здания и состава помещений.

Школы построены по четырем различным проектам. Сопоставление результатов исследований, проведенных в разных школах, выявило общие для всех положитель­ ные и отрицательные качества зданий и дало возмож­ ность составить сравнительную характеристику исполь­ зованных для строительства проектов.

Все школьные здания имеют блочную,

секционную

структуру. Школа на 1600

ученических

мест (шифр

853) в каркасно-панельных

конструкциях

построена в

Воскресенске Московской области, Свердловске и Куй­ бышеве. По проекту школа восьмилетняя, рассчитана на размещение пяти параллелей учащихся 1—8-х клас­

сов! Она имеет 40 классных

комнат, три лаборатории

(химии, физики, биологии),

два кабинета • (домоводства

и ручного труда), две мастерские (по дереву

и метал­

лу), два объединенных гимнастических зала

(один пло­

щадью 288 м2 для учащихся старших классов и второй площадью 144 м2 для учащихся начальных классов), актовый зал и столовую (рис. 13, 14). Все помещения размещаются в четырех соединенных между собой кор­ пусах-блоках. Основной трехэтажный блок учебных по­ мещений предназначен для размещения учащихся 1—6-х классов. На каждом этаже этого блока имеется по две учебные секции, изолированные от остальных помещений и рассчитанные на размещение пяти парал­ лельных классов. Вход в каждую секцию раздельный; гардеробы расположены непосредственно в рекреации своей секции. Таким образом, на каждом этаже обо­ рудовано по два гардероба, каждый на 200 учащихся.

84