Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
13. |
Школа на 11600 учащихся. Шифр 853 |
(1-й этаж). |
|
||||
а к б — учебные блоки 1—6-х классов; в —учебный блок 7—8-х |
классов; |
г — |
|||||
блок гимнастических залов; д — блок столовой и актового зала; |
1 — класс; |
2— |
|||||
лаборатория; |
3 — кабинет |
ручного |
труда; |
4 — мастерские; 5—6 — гимнастиче |
|||
ские залы; 7 — столовая; |
8 — библиотека; |
9 — рекреация; |
10—вестибюль и гар |
||||
дероб 7—8-х |
классов; 11 — гардероб |
при блоке актового |
зала и столовой; |
12- |
|||
|
|
гардероб |
1—6-х |
классов. |
|
|
|
Во втором учебном блоке (тоже трехэтажном) на пер вом этаже находятся гардероб для учащихся 7—8-х классов (на 400 мест), кабинет директора, канцелярия, кабинет домоводства, ручного труда, библиотека и в торце блок мастерских. На втором и третьем этажах этого блока размещаются учебные секции старших классов; менаду классами расположены лаборатории и две учительские. Непосредственно к этому блоку при мыкает одноэтажный спортивный блок и двухэтажный
85
Eilu— |
|
J |
- |
■ |
, |
|
1------- ■ |
V - — -ш 1 '1 |
1 1 |
1 < |
М а--- - i |
■ 1 |
■ 0 |
шш-
1 |
1 |
I I
I I
--
- 1 ■ .1
I |
* |
|
1 |
1 |
■ — |
t |
|
|
|
2— |
3 |
F |
------------EI |
я |
Я |
п |
“ |
« |
■ |
- Г
1 |
■ |
а |
а |
а |
а |
а |
Г |
|
|
1 |
|
I |
К____Р _ . Я . „ ,<1 |
Ж |
К - 1 |
J__ L.
а |
1 |
h |
. I - , |
■ 1 to |
■ 1 |
> 1 |
! |
|
|
|
|
||
D |
а |
| |
1 |
1 |
Я |
а |
14.'Школа“ |
на 1600 учащихся. Шифр 853. |
|
||||
" |
в — учебный |
блок |
7—8-х классов; |
г — |
||
А — 2-й этаж; Б — 3-й этаж; |
||||||
блок гимнастических залов; |
д — блок |
актового |
зала; 1— класс; 2 — |
|||
лаборатория; 3 — актовый |
зал;-4 — рекреация. |
|
||||
корпус со столовой на первом |
этаже |
и актовым залом |
||||
на втором этаже. |
Этот блок |
имеет |
самостоятельный |
|||
выход с небольшим гардеробом и соединяется |
с учеб |
|||||
ным корпусом старших |
классов |
светлым коридором. |
По замыслу архитектора этот последний корпус может использоваться в вечерние часы самостоятельно насе лением микрорайона и учащимися других школ. Школа на 1604 места (шифр 62—03/4А) построена в Киеве (в Дарнице). По проекту школа одиннадцатилетняя, рас считана на размещение четырех параллелей 1—8-х клас сов и трех параллелей 9—11-х классов. Она имеет 32 классные комнаты для учащихся 1—8-х классов, каби-
86
15. Школа на 1604 учащихся. Проект 62-03/4А.
I — класс; 2 — рекреация; 3 — раздевалка; 4 — лаборатория; 5 — |
актовый зал; б — гимнастический зал; 7 обеденный зал, 8 |
вестибюль и |
гардероб. |
16. Проект |
одиннадцатилетней |
школы |
на |
2032 |
учащихся. Шифр |
|||
|
|
Ш Г - 0 2 - 2 . |
МИТЭП. |
|
|
|
|
|
а — план |
1-го |
этажа; б — план 2-го |
этажа; |
в — план |
3*го |
этажа; |
1 — класс; |
|
2 — кабинет; 3 — лаборатория; 4 — гимнастический‘зал; |
5 — актовый |
зал; 6 — |
||||||
столовая; |
7 — мастерская; 8 — кабинет домоводства; |
9 — библиотека; 10 — ре |
||||||
|
|
креация; II — вестибюль |
и гардероб. |
|
|
неты и лаборатории для учащихся 9—11-х классов, два гимнастических зала, актовый зал и столовую. Все по мещения располагаются в шести блоках (рис. 15). Учебные помещения 1—6-х классов находятся в двух трехэтажных блоках; они сгруппированы по числу параллелей, по 4 в секции. Классные комнаты 7—8-х длассов, кабинеты 9—11-х классов и общешкольные по мещения (учительская, канцелярия, кабинет директо ра, мастерские, кабинеты ручного труда и домоводства, библиотека) размещаются в третьем блоке, соединяю щем первые два с залами. Столовая находится в от дельном одноэтажном корпусе в центре между первым и вторым учебным блоком, а гимнастические и актовый залы сблокированы в виде буквы «П» и примыкают к третьему корпусу. По проекту они также могут исполь зоваться самостоятельно.
Школы на 2032 места (шифр 2 МГ-02-2) построены в Москве (Новые Кузьминки — школа № 479 и Зелено
88
град — школа |
№ 609). Эти школы |
одиннадцатилетние, |
рассчитаны на |
пять параллелей 1—8-х классов и четы |
|
ре параллели |
9—11-х классов (рис. |
16). Здание состо |
ит из шести блоков. Учебные секции 1—8-х классов- (по пять классов о секции) располагаются в двух трех этажных .блоках и на 2—3-м этаже третьего блока; на первом этаже этого последнего блока размещены мас терские. Все три корпуса соединены четвертым, на пер вом этаже которого находятся вестибюль с об щим для всех учащихся гардеробом, административнохозяйственные помещения, библиотека и медицинские комнаты, а на 2-м и 3-м этажах — учебные кабинеты и лаборатории 9—11-х классов. Зальные блоки примыка ют к четвертому корпусу с двух его торцов. В пятом двухэтажном .блоке размещается на первом этаже сто ловая, на втором — актовый зал. В шестом блоке имеется два спаренных гимнастических зала каждый размером 288 м2.
Условия размещения зданий и радиусы обслужива ния. Все обследовэнные школы размещены в микрорай онах с застройкой преимущественно пятиэтажными
зданиями. Средний радиус обслуживания |
школ |
колеб |
|||
лется от 0,7 до 0,9 км, однако |
максимальные радиусы |
||||
обслуживания в ряде школ |
недопустимо |
велики (до |
|||
3—5 км). |
|
|
|
|
пока |
Исследования, проведенные в школах Москвы, |
|||||
зали, что из учащихся даже |
1—2-х классов |
25,7— |
|||
31,4% детей тратят на дорогу |
в школу |
больше 10 ми |
|||
нут, причем 5—6% детей пользуются |
городским тран |
||||
спортом. В школе Воскресенска |
городским транспортом |
||||
пользуются в основном учащиеся старших |
классов (до |
10%).
В результате наблюдений за внеурочной деятельно стью учащихся в крупных школах установлено, что кружки, секции и прочие внеклассные мероприятия посещают преимущественно дети, проживающие вблизи школы — на расстоянии 10—15 мин ходьбы. Для этих детей школа действительно становится вторым домом. Учащиеся, живущие на большем расстоянии от школы, посещают ее только в часы учебных занятий, а во вне классной деятельности школы почти не участвуют, так как средняя скорость передвижения детей младшего и среднего возраста составляет 2—3 км/ч и за 10^-15 мин они преодолевают расстояние 0,5 км. Этоеще раз под-
89
тверн<дает, 4fo для правильной организации Внеклас сной работы в школе оптимальный радиус ее обслужи вания должен составлять 0,5 км. Обеспечение такого радиуса обслуживания особенно важно в крупных шко лах, где даже небольшой процент учащихся, проживаю щих на значительном расстоянии, составляет десятки и даже сотни детей. Соблюдение этого требования для крупных школ возможно только в микрорайонах с де вяти—одиннадцатиэтажной жилой застройкой, на кото
рые, |
собственно, |
и рассчитаны школы |
повышенной |
|||||
вместимости. В |
районах |
с |
пятиэтажной |
застрой |
||||
кой |
обеспечить этот радиус |
обслуживания не |
удает |
|||||
ся, следовательно, и строить в |
них |
крупные |
школы |
|||||
нельзя. |
размещения |
действующих |
крупных |
|||||
Анализ условий |
||||||||
школ свидетельствует |
о том, что для |
большинства из |
||||||
них при строительстве |
были |
|
допущены |
те или иные |
серьезные недостатки. Так, нормативную площадь участка имеет только школа Донецка (3 га). У всех ос тальных школ размер участков составляет от 1,5 до 2,3 га, что резко увеличивает процент застройки терри тории (до 18—23 вместо 10—12 по нормам) и не по зволяет разместить на нем учебно-опытную зону (шко
ла Воскресенска), |
спортивное ядро (школа |
№ 479 |
||
Москвы). Выделить достаточную для |
крупных |
школ |
||
площадь участка в |
микрорайоне трудно. |
Большинство |
||
крупных школ размещено |
на границе |
микрорайона, |
||
что создает ряд неудобств, а |
нередко приводит |
к на |
рушению элементарных гигиенических требований. Для иллюстрации достаточно привести примеры размеще ния школы Воскресенска и школы № 479 Москвы.
Школа на 1600 учащихся в Воскресенске размещена на границе микрорайона, на пересеченном рельефе. Участок площадью всего около 2 га ограничен с одной стороны берегом Москвы-реки, а с дру гой — шоссейной дорогой городского значения, расположенной в 25 м от здания. Вследствие малой площади и неудобного рельефа участка учебно-опытная зона при школе отсутствует, а спортивное ядро удалено от здания на 50 м и расположено на 3—3,5 м ниже гимнастического зала. В 1966—1967 гг. застроенная часть микрорайо на оказалось по отношению к школе расположенной по другую сто рону транспортной магистрали с интенсивным движением автотран спорта, поэтому основная масса детей (около 70%) по дороге з шко лу и обратно пересекает шоссейную магистраль городского значения с интенсивностью движения 6—7 машин в 1 мин. В настоящее время застраивается 9—11-этажными домами и остальная часть микрорайо на в непосредственной близости от школы (на той же стороне). В
90