Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.

Школа на 11600 учащихся. Шифр 853

(1-й этаж).

 

а к б — учебные блоки 1—6-х классов; в —учебный блок 7—8-х

классов;

г —

блок гимнастических залов; д — блок столовой и актового зала;

1 — класс;

2—

лаборатория;

3 — кабинет

ручного

труда;

4 — мастерские; 5—6 — гимнастиче­

ские залы; 7 — столовая;

8 — библиотека;

9 — рекреация;

10—вестибюль и гар­

дероб 7—8-х

классов; 11 — гардероб

при блоке актового

зала и столовой;

12-

 

 

гардероб

1—6-х

классов.

 

 

 

Во втором учебном блоке (тоже трехэтажном) на пер­ вом этаже находятся гардероб для учащихся 7—8-х классов (на 400 мест), кабинет директора, канцелярия, кабинет домоводства, ручного труда, библиотека и в торце блок мастерских. На втором и третьем этажах этого блока размещаются учебные секции старших классов; менаду классами расположены лаборатории и две учительские. Непосредственно к этому блоку при­ мыкает одноэтажный спортивный блок и двухэтажный

85

Eilu—

 

J

-

,

1------- ■

V - — -ш 1 '1

1 1

1 <

М а--- - i

■ 1

■ 0

шш-

1

1

I I

I I

--

- 1 ■ .1

I

*

 

1

1

■ —

t

 

 

 

2—

3

F

------------EI

я

Я

п

«

- Г

1

а

а

а

а

а

Г

 

 

1

 

I

К____Р _ . Я . „ ,<1

Ж

К - 1

J__ L.

а

1

h

. I - ,

■ 1 to

■ 1

> 1

!

 

 

 

 

D

а

|

1

1

Я

а

14.'Школа

на 1600 учащихся. Шифр 853.

 

"

в — учебный

блок

7—8-х классов;

г —

А — 2-й этаж; Б — 3-й этаж;

блок гимнастических залов;

д — блок

актового

зала; 1— класс; 2 —

лаборатория; 3 — актовый

зал;-4 — рекреация.

 

корпус со столовой на первом

этаже

и актовым залом

на втором этаже.

Этот блок

имеет

самостоятельный

выход с небольшим гардеробом и соединяется

с учеб­

ным корпусом старших

классов

светлым коридором.

По замыслу архитектора этот последний корпус может использоваться в вечерние часы самостоятельно насе­ лением микрорайона и учащимися других школ. Школа на 1604 места (шифр 62—03/4А) построена в Киеве (в Дарнице). По проекту школа одиннадцатилетняя, рас­ считана на размещение четырех параллелей 1—8-х клас­ сов и трех параллелей 9—11-х классов. Она имеет 32 классные комнаты для учащихся 1—8-х классов, каби-

86


15. Школа на 1604 учащихся. Проект 62-03/4А.

I — класс; 2 — рекреация; 3 — раздевалка; 4 — лаборатория; 5 —

актовый зал; б — гимнастический зал; 7 обеденный зал, 8

вестибюль и

гардероб.

16. Проект

одиннадцатилетней

школы

на

2032

учащихся. Шифр

 

 

Ш Г - 0 2 - 2 .

МИТЭП.

 

 

 

 

а — план

1-го

этажа; б — план 2-го

этажа;

в — план

3*го

этажа;

1 — класс;

2 — кабинет; 3 — лаборатория; 4 — гимнастический‘зал;

5 — актовый

зал; 6 —

столовая;

7 — мастерская; 8 — кабинет домоводства;

9 — библиотека; 10 — ре­

 

 

креация; II — вестибюль

и гардероб.

 

 

неты и лаборатории для учащихся 9—11-х классов, два гимнастических зала, актовый зал и столовую. Все по­ мещения располагаются в шести блоках (рис. 15). Учебные помещения 1—6-х классов находятся в двух трехэтажных блоках; они сгруппированы по числу параллелей, по 4 в секции. Классные комнаты 7—8-х длассов, кабинеты 9—11-х классов и общешкольные по­ мещения (учительская, канцелярия, кабинет директо­ ра, мастерские, кабинеты ручного труда и домоводства, библиотека) размещаются в третьем блоке, соединяю­ щем первые два с залами. Столовая находится в от­ дельном одноэтажном корпусе в центре между первым и вторым учебным блоком, а гимнастические и актовый залы сблокированы в виде буквы «П» и примыкают к третьему корпусу. По проекту они также могут исполь­ зоваться самостоятельно.

Школы на 2032 места (шифр 2 МГ-02-2) построены в Москве (Новые Кузьминки — школа № 479 и Зелено­

88


град — школа

№ 609). Эти школы

одиннадцатилетние,

рассчитаны на

пять параллелей 1—8-х классов и четы­

ре параллели

9—11-х классов (рис.

16). Здание состо­

ит из шести блоков. Учебные секции 1—8-х классов- (по пять классов о секции) располагаются в двух трех­ этажных .блоках и на 2—3-м этаже третьего блока; на первом этаже этого последнего блока размещены мас­ терские. Все три корпуса соединены четвертым, на пер­ вом этаже которого находятся вестибюль с об­ щим для всех учащихся гардеробом, административнохозяйственные помещения, библиотека и медицинские комнаты, а на 2-м и 3-м этажах — учебные кабинеты и лаборатории 9—11-х классов. Зальные блоки примыка­ ют к четвертому корпусу с двух его торцов. В пятом двухэтажном .блоке размещается на первом этаже сто­ ловая, на втором — актовый зал. В шестом блоке имеется два спаренных гимнастических зала каждый размером 288 м2.

Условия размещения зданий и радиусы обслужива­ ния. Все обследовэнные школы размещены в микрорай­ онах с застройкой преимущественно пятиэтажными

зданиями. Средний радиус обслуживания

школ

колеб­

лется от 0,7 до 0,9 км, однако

максимальные радиусы

обслуживания в ряде школ

недопустимо

велики (до

3—5 км).

 

 

 

 

пока­

Исследования, проведенные в школах Москвы,

зали, что из учащихся даже

1—2-х классов

25,7—

31,4% детей тратят на дорогу

в школу

больше 10 ми­

нут, причем 5—6% детей пользуются

городским тран­

спортом. В школе Воскресенска

городским транспортом

пользуются в основном учащиеся старших

классов (до

10%).

В результате наблюдений за внеурочной деятельно­ стью учащихся в крупных школах установлено, что кружки, секции и прочие внеклассные мероприятия посещают преимущественно дети, проживающие вблизи школы — на расстоянии 10—15 мин ходьбы. Для этих детей школа действительно становится вторым домом. Учащиеся, живущие на большем расстоянии от школы, посещают ее только в часы учебных занятий, а во вне­ классной деятельности школы почти не участвуют, так как средняя скорость передвижения детей младшего и среднего возраста составляет 2—3 км/ч и за 10^-15 мин они преодолевают расстояние 0,5 км. Этоеще раз под-

89



тверн<дает, 4fo для правильной организации Внеклас­ сной работы в школе оптимальный радиус ее обслужи­ вания должен составлять 0,5 км. Обеспечение такого радиуса обслуживания особенно важно в крупных шко­ лах, где даже небольшой процент учащихся, проживаю­ щих на значительном расстоянии, составляет десятки и даже сотни детей. Соблюдение этого требования для крупных школ возможно только в микрорайонах с де­ вяти—одиннадцатиэтажной жилой застройкой, на кото­

рые,

собственно,

и рассчитаны школы

повышенной

вместимости. В

районах

с

пятиэтажной

застрой­

кой

обеспечить этот радиус

обслуживания не

удает­

ся, следовательно, и строить в

них

крупные

школы

нельзя.

размещения

действующих

крупных

Анализ условий

школ свидетельствует

о том, что для

большинства из

них при строительстве

были

 

допущены

те или иные

серьезные недостатки. Так, нормативную площадь участка имеет только школа Донецка (3 га). У всех ос­ тальных школ размер участков составляет от 1,5 до 2,3 га, что резко увеличивает процент застройки терри­ тории (до 18—23 вместо 10—12 по нормам) и не по­ зволяет разместить на нем учебно-опытную зону (шко­

ла Воскресенска),

спортивное ядро (школа

№ 479

Москвы). Выделить достаточную для

крупных

школ

площадь участка в

микрорайоне трудно.

Большинство

крупных школ размещено

на границе

микрорайона,

что создает ряд неудобств, а

нередко приводит

к на­

рушению элементарных гигиенических требований. Для иллюстрации достаточно привести примеры размеще­ ния школы Воскресенска и школы № 479 Москвы.

Школа на 1600 учащихся в Воскресенске размещена на границе микрорайона, на пересеченном рельефе. Участок площадью всего около 2 га ограничен с одной стороны берегом Москвы-реки, а с дру­ гой — шоссейной дорогой городского значения, расположенной в 25 м от здания. Вследствие малой площади и неудобного рельефа участка учебно-опытная зона при школе отсутствует, а спортивное ядро удалено от здания на 50 м и расположено на 3—3,5 м ниже гимнастического зала. В 1966—1967 гг. застроенная часть микрорайо­ на оказалось по отношению к школе расположенной по другую сто­ рону транспортной магистрали с интенсивным движением автотран­ спорта, поэтому основная масса детей (около 70%) по дороге з шко­ лу и обратно пересекает шоссейную магистраль городского значения с интенсивностью движения 6—7 машин в 1 мин. В настоящее время застраивается 9—11-этажными домами и остальная часть микрорайо­ на в непосредственной близости от школы (на той же стороне). В

90