Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

будущем это сократит число детей, пересекающих транспортную ма­ гистраль, на 20—30%, однако не решит проблему размещения шко­ лы в целом. Структура здания оказалась недостаточно гибкой, и при привязке, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль магистрали, школа была повернута фасадом на север. В результате все учебные помещения блока старших классов (30% всех учебных помещений) имеют северную ориентацию и обращены на шоссе, что отвлекает учащихся; шум от магистрали мешает проведению занятий.

Школа № 479 Москвы на 2032 ученических места находится вблизи от зеленого массива; расстояние от здания до близлежащей транспортной магистрали около 100 м. Одиако для того, чтобы дети, идущие в школу, не пересекали транспортную магистраль, к школе «приписали» учащихся не одного, а 2'/г микрорайонов. В результате основной градостроительный принцип «каждому микрорайону одна школа» был нарушен; резко увеличились радиусы обслуживания. По существу у этой школы нет участка — перед входом в здание име­ ется площадка (20x50 м) между зальными блоками. Спортивное ядро отнесено на 80—90 м от выхода из школы и принадлежит микрорайону.

Для такой крупной школы участок (1,5 га) явно, 'недостаточен. В утренние часы площадка перед зданием едва может вместить всех детей, не говоря уже о невозможности проведения на ней школьных мероприятий.

Эти данные позволяют сделать следующий вывод: нельзя строить крупные школы на затесненных, неболь­ ших по площади территориях. Как показали проведен­ ные нами совместно с архитекторами расчеты, площадь участка крупной школы должна составлять не меньше 3,5 га. Только при такой площади можно обеспечить оптимальный процент застройки (10) и нормативные площади игровых площадок, спортивного ядра и учеб­ но-опытной зоны. Размещать крупные школы следует лишь внутри микрорайона. Это будет способствовать сокращению радиуса обслуживания школы до опти­ мального (0,5 км) и исключит необходимость пересече­ ния детьми транспортных магистралей по пути в школу и обратно.

Структура зданий и взаимное расположение помеще­ нийВсе обследованные школы имеют блочную и сек­ ционную структуру зданий. В 7 из 8 школ в каждой секции размещается по 200 детей одного возраста (од­ на параллель классов), а 2—3 секции объединены в блоки на 400—600 учащихся.

Исследования, проведенные в крупных школах, вы­ явили, что такая структура зданий намного уменьшает возможное неблагоприятное влияние совместного обу­ чения больших коллективов детей.

91


Секционная структура здания обеспечивает макси­ мальную изоляцию каждой возрастной группы уча­ щихся.

При блочной и секционной структуре зданий не отме­ чено зависимости между их вместимостью и инфекци­ онной заболеваемостью детей. Так, в школе Воскресенска (1600 учащихся) в 1965—1966 гг. в пересчете на 100 учащихся заболеваемость оказалась в П/г раза ни­ же средних цифр по городу. Аналогичные данные полу­ чены в школах № 479 и 609 Москвы.

Результаты исследования уровней шума в учебных секциях этих последних школ и школы на 960 мест, имеющих одинаковые акустические свойства ограждаю­ щих конструкций, свидетельствуют об их полном сов­ падении (от 40 до 80 дБ в зависимости от режимных моментов).

При секционной структуре здания интенсивность шу­ ма определяется количеством учебных помещений в секции и акустическими свойствами ограждений; она выше в панельных и блочных и ниже в кирпичных зда­

ниях.

 

на

960

Изучение работоспособности детей в школах

и 2032 учащихся, проведенное

методом дозированных

заданий, показало, что при прочих равных

условиях

(режим обучения, условия воздушной среды)

различия

в уровнях работоспособности у детей отсутствуют.

Од­

нако степень изоляции детей

и функциональные

воз­

можности зданий определяются рядом дополнительных моментов.

Возможности правильной организации перемен зави­ сят от типа секции и рекреаций. Наличие в школе ту­ пиковых (непроходных) секций с зальными рекреа­ циями позволяет во время перемен организовать под­ вижные игры и активный отдых детей, занимающихся только в данной секции. Функциональные возможности секций с коридорными рекреациями значительно ниже.

Об этом

свидетельствует неудачный опыт

Донецкой и

Солигорской школ.

В коридорной рекреации. на один

класс приходится

25—27 м2 свободной

площади, а в

зальной — 30—34

м2

при значительно более удобной,

близкой

к квадрату,

конфигурации рекреационного по­

мещения

и ощущении простора.

 

Огромное значение имеют организация входов в зда­ ние и размещение гардеробов.

92


Как уже говорилось, в школе на 1600 мест учащиеся 1—3-х, 4—6-х и 7—8-х классов имеют самостоятельные входы в здание. В учебных блоках 1—3-х и 4—6-х клас­ сов гардеробы размещаются на каждом этаже при учеб­ ных секциях (на 200 учащихся каждый). В школе на 2032 места при том же количестве входов оборудован один общий гардероб протяженностью приблизительно 70 м. Дети попадают в него через два рабочих входа. Хронометражные наблюдения, проведенные в этих шко­ лах, показали, что наличие децентрализованных гарде­ робов благоприятно отразилось на проведении ряда режимных моментов. Так, длительность впуска детей в здание в школе с децентрализованными гардеробами в 3 раза меньшая, чем в школе с одним гардеробом. Для

школ средней полосы с ненастной осенью

это имеет

немаловажное значение. В децентрализованных

гарде­

робах в среднем в часы «пик»

скапливается

50

детей,

т. е. чуть больше одного класса,

иногда — до

100

детей,

тогда как в централизованном

гардеробе число детей

достигает 700—800 человек. Это резко увеличивает кон­ такты детей разного возраста и нарушает принцип воз­ растной изоляции детей.

И, наконец, приближение гардеробов к учебным сек­ циям улучшает связь здания с участком. В переходные периоды года во время перемен в таких школах на от­ крытом воздухе находится до 90%, а в холодное вре­ м я— 20—30% детей. В школе с централизованным гар­ деробом даже в теплые дни число детей, пользующихся в перемену участком, не превышает 10—15%.

Таким образом, крупные школы следует строить толь­ ко с децентрализованными гардеробами. Однако сама структура и расположение их в блоках требуют даль­ нейшего совершенствования.

Исследование воздушной среды в блоках с разным размещением гардеробов показало, что размещение их в непосредственной близости от классов, в учебной сек­ ции, неблагоприятно сказывается на состоянии воздуш­ ной среды рекреаций и близко расположенных учебных помещений (табл. 10).

При закрытых окнах (холодное время года) запы­ ленность воздуха на 3-м этаже в классах и рекреациях блока с гардеробами в секциях оказалась в П/г—2 ра­ за большей, чем в блоке с гардеробом на первом этаже. Выше была и влажность воздуха. Очевидно, следует

93


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

Состояние воздушной среды

в классах и рекреациях в зависимости

 

 

от размещения гардероба

 

 

 

 

 

 

 

 

Место исследования

 

 

 

Показатели

блок

с децен­

блок с цент­

 

 

трализованным

рализованным

 

 

 

 

гардеробом

гардеробом

 

 

 

 

рекреация |

класс

рекреация|

класс

 

Запылен-

средняя

6,7

7,1

2,6

4,1

 

ность воз-

максималь

7,0

 

7,2

3,0

5,0

 

духа,

 

ная —

 

 

МГ/мЗ

 

миннмаль-

6,5

 

7,0

2,2

3,3

 

Относитель-

ная

 

'

средняя

38

 

54

36

44

ная влаж-

максималь

42

 

58

39

52

 

НОСТЬ

воз-

ная —

 

 

духа,

%

•мини-

30

 

47

29

38

 

 

 

мальная

 

 

либо размещать гардеробы в специальных помещениях блоков на первом этаже, либо при оборудовании гарде­ робов в секциях хранить одежду в специальных хорошо вентилируемых шкафах типа сушильных (вытяжная вентиляция с тепловым побудителем). Это значительно улучшит и внешний вид гардеробов.

Не. менее важно в крупных школах и взаимное pac-i положение учебных секций и общешкольных поме­ щений.

Блочная структура зданий имеет ряд неудобств. При высоте этажа 3,3 м расстояние между параллельно расположенными трехэтажными блоками должно быть не менее 20 м. Это требование, обусловленное необхо­ димостью обеспечить достаточную освещенность поме­ щений, выполнено во всех школах. Несмотря на это, в угловых помещениях первого этажа, расположенных на Стыках блоков, уровни естественного освещения .оказа­ лись на 15—20% ниже, чем в остальных. Наряду с этим 20-метровые пространства между параллельными бло­ ками приводят к значительному удлинению соедини­ тельного корпуса (до 70—80 м, а в Солигорской школе даже до 120 м). Такая структура здания вызывает, ес­ тественно, значительное удлинение коммуникационных коридоров, а следовательно, и увеличение расстояний между учебными и зальными блоками. Расстояние от

94


наиболее удаленных учебных помещений до пищеблока в большинстве школ составляет 130—170 м. Хрономет­ раж показал, что дети затрачивают на завтрак в сред­

нем 3 мин, а на дорогу до

столовой —

4,5 мин. С учет-

том подготовки к завтраку

(мытье рук,

получение пи­

щи) общая его продолжительность должна

составлять

11 —12 мин при длительности

перемен 10 мин.

-Отсюда вывод: надо либо

приближать

столовую к

учебным блокам, как это сделано в Солигорской школе и в школе Киева, либо удлинять перемены.

.В разных школах различна и степень удобства связей с другими общешкольными помещениями. В московских школах № 479 и 609 на 2032 места блок начальных клас­ сов приближен к столовой, актовому залу, часть кото­ рого предназначена для занятий ритмикой с этими деть­ ми, кабинетом -пения и ручного труда. Это очень удобно. Зато в школе на 1600 мест (Воскресенск, Куйбышев,

.Свердловск) -блок начальных классов очень удален от всех этих помещений: актовый зал вообще изолирован от учебных .помещений (не имеет связи по 2-му этажу)

идля учебных занятий не используется.

Увеличение бесполезных коммуникационных площа­

дей вызывает, естественно, уменьшение полезной по от­ ношению к общей площади с 80—90 до 70—60 % и при­ водит к необходимости экономить на размерах вспомо­ гательных помещений (медицинская и пионерская ком­ наты, библиотека, кабинет пения, а в Солигорской шко­ ле даже классы—площадь их 47,8 м2). Очевидно, более целесообразна с гигиенической, да и с экономической точки зрения павильонная структура таких крупных школ.

■Начальная школа должна располагаться в отдельном павильоне и иметь свой гимнастический зал и необходи­ мые кабинеты — ручного труда, пения. Столовая и акто­ вый зал могут размещаться в павильоне старших клас­ сов. При этом каждое здание будет более компактным, резко сократятся коммуникационные помещения, за их - счет будут увеличены размеры гардеробов, так как учащиеся младших классов для приёма пищи должны будут переходить в павильон, где размещена столовая, только через участок. Такое решение весьма целесооб­ разно для строительства школ в III—IV климатических районах. Для I и даже II зоны можно идти по другому пути — полной изоляции групп помещений для началь-

95