Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
будущем это сократит число детей, пересекающих транспортную ма гистраль, на 20—30%, однако не решит проблему размещения шко лы в целом. Структура здания оказалась недостаточно гибкой, и при привязке, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль магистрали, школа была повернута фасадом на север. В результате все учебные помещения блока старших классов (30% всех учебных помещений) имеют северную ориентацию и обращены на шоссе, что отвлекает учащихся; шум от магистрали мешает проведению занятий.
Школа № 479 Москвы на 2032 ученических места находится вблизи от зеленого массива; расстояние от здания до близлежащей транспортной магистрали около 100 м. Одиако для того, чтобы дети, идущие в школу, не пересекали транспортную магистраль, к школе «приписали» учащихся не одного, а 2'/г микрорайонов. В результате основной градостроительный принцип «каждому микрорайону одна школа» был нарушен; резко увеличились радиусы обслуживания. По существу у этой школы нет участка — перед входом в здание име ется площадка (20x50 м) между зальными блоками. Спортивное ядро отнесено на 80—90 м от выхода из школы и принадлежит микрорайону.
Для такой крупной школы участок (1,5 га) явно, 'недостаточен. В утренние часы площадка перед зданием едва может вместить всех детей, не говоря уже о невозможности проведения на ней школьных мероприятий.
Эти данные позволяют сделать следующий вывод: нельзя строить крупные школы на затесненных, неболь ших по площади территориях. Как показали проведен ные нами совместно с архитекторами расчеты, площадь участка крупной школы должна составлять не меньше 3,5 га. Только при такой площади можно обеспечить оптимальный процент застройки (10) и нормативные площади игровых площадок, спортивного ядра и учеб но-опытной зоны. Размещать крупные школы следует лишь внутри микрорайона. Это будет способствовать сокращению радиуса обслуживания школы до опти мального (0,5 км) и исключит необходимость пересече ния детьми транспортных магистралей по пути в школу и обратно.
Структура зданий и взаимное расположение помеще нийВсе обследованные школы имеют блочную и сек ционную структуру зданий. В 7 из 8 школ в каждой секции размещается по 200 детей одного возраста (од на параллель классов), а 2—3 секции объединены в блоки на 400—600 учащихся.
Исследования, проведенные в крупных школах, вы явили, что такая структура зданий намного уменьшает возможное неблагоприятное влияние совместного обу чения больших коллективов детей.
91
Секционная структура здания обеспечивает макси мальную изоляцию каждой возрастной группы уча щихся.
При блочной и секционной структуре зданий не отме чено зависимости между их вместимостью и инфекци онной заболеваемостью детей. Так, в школе Воскресенска (1600 учащихся) в 1965—1966 гг. в пересчете на 100 учащихся заболеваемость оказалась в П/г раза ни же средних цифр по городу. Аналогичные данные полу чены в школах № 479 и 609 Москвы.
Результаты исследования уровней шума в учебных секциях этих последних школ и школы на 960 мест, имеющих одинаковые акустические свойства ограждаю щих конструкций, свидетельствуют об их полном сов падении (от 40 до 80 дБ в зависимости от режимных моментов).
При секционной структуре здания интенсивность шу ма определяется количеством учебных помещений в секции и акустическими свойствами ограждений; она выше в панельных и блочных и ниже в кирпичных зда
ниях. |
|
на |
960 |
Изучение работоспособности детей в школах |
|||
и 2032 учащихся, проведенное |
методом дозированных |
||
заданий, показало, что при прочих равных |
условиях |
||
(режим обучения, условия воздушной среды) |
различия |
||
в уровнях работоспособности у детей отсутствуют. |
Од |
||
нако степень изоляции детей |
и функциональные |
воз |
можности зданий определяются рядом дополнительных моментов.
Возможности правильной организации перемен зави сят от типа секции и рекреаций. Наличие в школе ту пиковых (непроходных) секций с зальными рекреа циями позволяет во время перемен организовать под вижные игры и активный отдых детей, занимающихся только в данной секции. Функциональные возможности секций с коридорными рекреациями значительно ниже.
Об этом |
свидетельствует неудачный опыт |
Донецкой и |
||
Солигорской школ. |
В коридорной рекреации. на один |
|||
класс приходится |
25—27 м2 свободной |
площади, а в |
||
зальной — 30—34 |
м2 |
при значительно более удобной, |
||
близкой |
к квадрату, |
конфигурации рекреационного по |
||
мещения |
и ощущении простора. |
|
Огромное значение имеют организация входов в зда ние и размещение гардеробов.
92
Как уже говорилось, в школе на 1600 мест учащиеся 1—3-х, 4—6-х и 7—8-х классов имеют самостоятельные входы в здание. В учебных блоках 1—3-х и 4—6-х клас сов гардеробы размещаются на каждом этаже при учеб ных секциях (на 200 учащихся каждый). В школе на 2032 места при том же количестве входов оборудован один общий гардероб протяженностью приблизительно 70 м. Дети попадают в него через два рабочих входа. Хронометражные наблюдения, проведенные в этих шко лах, показали, что наличие децентрализованных гарде робов благоприятно отразилось на проведении ряда режимных моментов. Так, длительность впуска детей в здание в школе с децентрализованными гардеробами в 3 раза меньшая, чем в школе с одним гардеробом. Для
школ средней полосы с ненастной осенью |
это имеет |
||
немаловажное значение. В децентрализованных |
гарде |
||
робах в среднем в часы «пик» |
скапливается |
50 |
детей, |
т. е. чуть больше одного класса, |
иногда — до |
100 |
детей, |
тогда как в централизованном |
гардеробе число детей |
достигает 700—800 человек. Это резко увеличивает кон такты детей разного возраста и нарушает принцип воз растной изоляции детей.
И, наконец, приближение гардеробов к учебным сек циям улучшает связь здания с участком. В переходные периоды года во время перемен в таких школах на от крытом воздухе находится до 90%, а в холодное вре м я— 20—30% детей. В школе с централизованным гар деробом даже в теплые дни число детей, пользующихся в перемену участком, не превышает 10—15%.
Таким образом, крупные школы следует строить толь ко с децентрализованными гардеробами. Однако сама структура и расположение их в блоках требуют даль нейшего совершенствования.
Исследование воздушной среды в блоках с разным размещением гардеробов показало, что размещение их в непосредственной близости от классов, в учебной сек ции, неблагоприятно сказывается на состоянии воздуш ной среды рекреаций и близко расположенных учебных помещений (табл. 10).
При закрытых окнах (холодное время года) запы ленность воздуха на 3-м этаже в классах и рекреациях блока с гардеробами в секциях оказалась в П/г—2 ра за большей, чем в блоке с гардеробом на первом этаже. Выше была и влажность воздуха. Очевидно, следует
93
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
Состояние воздушной среды |
в классах и рекреациях в зависимости |
|||||||
|
|
от размещения гардероба |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Место исследования |
|
|
|
|
Показатели |
блок |
с децен |
блок с цент |
|
|||
|
трализованным |
рализованным |
|
|||||
|
|
|
гардеробом |
гардеробом |
|
|||
|
|
|
рекреация | |
класс |
рекреация| |
класс |
|
|
Запылен- |
средняя |
6,7 |
• |
7,1 |
2,6 |
4,1 |
|
|
ность воз- |
максималь |
7,0 |
|
7,2 |
3,0 |
5,0 |
|
|
духа, |
|
ная — |
|
|
||||
МГ/мЗ |
|
миннмаль- |
6,5 |
|
7,0 |
2,2 |
3,3 |
|
Относитель- |
ная |
|
' |
|||||
средняя |
38 |
|
54 |
36 |
44 |
|||
ная влаж- |
максималь |
42 |
|
58 |
39 |
52 |
|
|
НОСТЬ |
воз- |
ная — |
|
|
||||
духа, |
% |
•мини- |
30 |
|
47 |
29 |
38 |
|
|
|
мальная |
|
|
либо размещать гардеробы в специальных помещениях блоков на первом этаже, либо при оборудовании гарде робов в секциях хранить одежду в специальных хорошо вентилируемых шкафах типа сушильных (вытяжная вентиляция с тепловым побудителем). Это значительно улучшит и внешний вид гардеробов.
Не. менее важно в крупных школах и взаимное pac-i положение учебных секций и общешкольных поме щений.
Блочная структура зданий имеет ряд неудобств. При высоте этажа 3,3 м расстояние между параллельно расположенными трехэтажными блоками должно быть не менее 20 м. Это требование, обусловленное необхо димостью обеспечить достаточную освещенность поме щений, выполнено во всех школах. Несмотря на это, в угловых помещениях первого этажа, расположенных на Стыках блоков, уровни естественного освещения .оказа лись на 15—20% ниже, чем в остальных. Наряду с этим 20-метровые пространства между параллельными бло ками приводят к значительному удлинению соедини тельного корпуса (до 70—80 м, а в Солигорской школе даже до 120 м). Такая структура здания вызывает, ес тественно, значительное удлинение коммуникационных коридоров, а следовательно, и увеличение расстояний между учебными и зальными блоками. Расстояние от
94
наиболее удаленных учебных помещений до пищеблока в большинстве школ составляет 130—170 м. Хрономет раж показал, что дети затрачивают на завтрак в сред
нем 3 мин, а на дорогу до |
столовой — |
4,5 мин. С учет- |
||
том подготовки к завтраку |
(мытье рук, |
получение пи |
||
щи) общая его продолжительность должна |
составлять |
|||
11 —12 мин при длительности |
перемен 10 мин. |
|||
-Отсюда вывод: надо либо |
приближать |
столовую к |
учебным блокам, как это сделано в Солигорской школе и в школе Киева, либо удлинять перемены.
.В разных школах различна и степень удобства связей с другими общешкольными помещениями. В московских школах № 479 и 609 на 2032 места блок начальных клас сов приближен к столовой, актовому залу, часть кото рого предназначена для занятий ритмикой с этими деть ми, кабинетом -пения и ручного труда. Это очень удобно. Зато в школе на 1600 мест (Воскресенск, Куйбышев,
.Свердловск) -блок начальных классов очень удален от всех этих помещений: актовый зал вообще изолирован от учебных .помещений (не имеет связи по 2-му этажу)
идля учебных занятий не используется.
Увеличение бесполезных коммуникационных площа
дей вызывает, естественно, уменьшение полезной по от ношению к общей площади с 80—90 до 70—60 % и при водит к необходимости экономить на размерах вспомо гательных помещений (медицинская и пионерская ком наты, библиотека, кабинет пения, а в Солигорской шко ле даже классы—площадь их 47,8 м2). Очевидно, более целесообразна с гигиенической, да и с экономической точки зрения павильонная структура таких крупных школ.
■Начальная школа должна располагаться в отдельном павильоне и иметь свой гимнастический зал и необходи мые кабинеты — ручного труда, пения. Столовая и акто вый зал могут размещаться в павильоне старших клас сов. При этом каждое здание будет более компактным, резко сократятся коммуникационные помещения, за их - счет будут увеличены размеры гардеробов, так как учащиеся младших классов для приёма пищи должны будут переходить в павильон, где размещена столовая, только через участок. Такое решение весьма целесооб разно для строительства школ в III—IV климатических районах. Для I и даже II зоны можно идти по другому пути — полной изоляции групп помещений для началь-
95