Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной и средней школы под одной крышей, с общим пи­ щеблоком и двумя обеденными залами.

Вывод о целесообразности такого деления здания крупной школы, естественно, требует эксперименталь­ ной проверки, но он подтверждается анализом работы столовой и гимнастических залов.

Столовая во всех крупных школах рассчитана на при­ ем пищи в четыре посадки, т. е. на 400—500 мест. Уча­ щиеся начальных классов при наличии всего четырех уроков должны питаться только во вторую перемену, но в крупных школах этих детей не 400, а 800 человек, значит, их приходится кормить во вторую и третью пе­ ремены, а старшие школьники (800—1232 человека) вынуждены завтракать на четвертой—пятой перемене, что совершенно недопустимо.

Следовательно, надо либо вдвое увеличивать разме­ ры обеденного зала, как это сделано в Солигорской школе, либо сдвигать график занятий, чтобы начальные классы пользовались столовой во время уроков стар­ ших классов, а это возможно лишь при полной изоля­ ции начальных классов.

Наблюдения показали, что максимальная вместимость обеденных залов должна быть 200—250 мест, т. е. не­ обходим не один, а два—три обеденных зала меньшей площади, так как в большом зале очень шумно, много встречных потоков детей. Следует учесть и необходи­ мость увеличения площади кухни.

'Крайне неудачно во всех крупных школах и решение

гимнастических залов. Во всех зданиях

школ

на

1600 мест по два гимнастических зала; в

школах

на

2032 места имеется и третий небольшой зал для заня­ тий ритмикой (при актовом зале). Согласно расчетам, даже при учете времени, отводимого на занятия физ­ культурой на открытом воздухе (8—10%), это — тот минимум, который с трудом позволяет обеспечить про­ ведение уроков физкультуры в специальных помещени­ ях при условии организации занятий на первом и ше­ стом уроках, что с гигиенических позиций нецелесооб­ разно.

Во всех школах оба зала спарены, т. е. по существу имеют единый объем. В московских школах они разде­ лены неполной перегородкой, а в остальных школах по проекту — раздвижным полиэтиленовым занавесом, ко­ торый фактически отсутствует. Исследования, проведен­

96

ные во время занятий двух классов (80 детей) в залах московской школы № 479, показали, что уровни шума в спаренных залах недопустимо велики: в среднем 82— 102 дБ с колебаниями от 76 до ПО дБ, в то время как в обычных залах (на один класс) — соответственно 76— 94 и 60—98 дБ. Столь высокие уровни шума объясня­ ются не только наличием 80 детей, но и акустическими свойствами ограждающих конструкций (железобетон) с выступающими ригелями перекрытий, способствующими усилению звуков. Спаривание залов можно допускать только при наличии хорошего звукоизоляционного за­ навеса.

Для того чтобы сделать вывод о целесообразности строительства крупных школ вообще, следует остано­ виться еще на одном важном вопросе.

Изучение опыта строительства и эксплуатации круп­ ных школ выявило одно их важное преимущество: возможность при тех же экономических затратах значи­ тельно увеличить состав помещений, а это обстоятель­ ство очень важно именно теперь в связи с совершенст­ вованием средств и методов преподавания, переходом на кабинетную систему обучения и организацией групп продленного дня.

В многокомплектных школах крупной' вместимости, где имеется по 2—4 кабинета на один предмет, легче решается вопрос обеспечения учащихся учебной ме­ белью, соответствующей их росту, так как имеются от­ дельные кабинеты для учащихся 5—7-х и 8—10-х клас­ сов, т. е. они дифференцированы по возрасту. Так, в пятикомплектной школе (на 1960 учащихся) будет 5 ка­ бинетов математики, 6 кабинетов русского языка и ли­ тературы, 3 кабинета истории, 3 кабинета физики и т. д.

В таких школах легче изыскать и возможности для увеличения площадей кабинетов.

Однако для реализации кабинетной системы требует­ ся не только увеличение количества и размеров кабине­ тов, но и изменение структуры зданий. Анализ эксплуа­ тации кабинетов в школе на 1600 и 2032 места показал, что переход учащихся из кабинета в кабинет должен занимать не больше 2 мин. Только тогда дети смогут отдохнуть в перемену. Для обеспечения этого условия учебные секции 5—10-х классов должны стать специа­ лизированными (например, секция физико-математиче­ ская, естественно-биологическая, гуманитарных наук и

4 Заказ № 75

97


t. д.). fi школах крупной вместимости их можно Сде­ лать раздельными для учащихся 5—(j-x, 7—8-х и 9— 10-х или 5—7-х и 8—10-х классов, разместив в отдель­ ных блоках при сохранении между ними блока общешкольных помещений—аудитории, актовый зал-кино- лекторий, кабинет технических средств, может быть, ла­ боратории. Секции должны быть небольшими (3—4 ка­ бинета) и сохранять зальные рекреации. При такой структуре здания увеличивается нагрузка на лестнич­ ные клетки, так как повысится значение вертикальных связей между секциями. Однако в трехэтажных здани­ ях дети в основном будут в перемену спускаться или подниматься на один этаж.

Возможен и другой вариант размещения учебных ка­ бинетов для учащихся разного возраста.

■Кабинеты для занятий по предметам, наиболее часто встречающимся в расписании (родной язык и лите­ ратура, математика), размещаются для 5—7-х классов на первом, а для 8—10-х классов на 3-м этаже. В трех­ комплектных школах здесь могут располагаться каби­ неты, в которых проводятся занятия по истории и гео­ графии (попеременно). Остальные лаборатории и каби­ неты размещаются на 2-м этаже и предназначаются для использования как учащимися 5—7-х, так и 8 —■ 10-х классов. При указанной структуре здания основную

роль по-прежнему будут играть

горизонтальные связи;

в течение

дня детям придется

подниматься всего на

один этаж

(с первого на 2-й или со 2-го на 3-й).

Эти рекомендации требуют, естественно, проверки в условиях экспериметального строительства. Пока ясно лишь одно, что правильно организовать кабинетную си­ стему в крупных школах значительно легче.

В отношении крупных школ приходится слышать мно­ го других замечаний от педагогов и врачей, большин­ ство из которых не имеет никакого отношения к вме­ стимости зданий: жалобы на перегрев помещений в свя­ зи с ленточным остеклением, плохие фрамужные затво­ ры и вентиляцию, запах от полов, покрытых пластиком, и т. д.

Исследования показали, что состояние воздушной сре­ ды в школах целиком зависит от систем вентиляции и качества их эксплуатации. В школе на 2032 места с воздушным отоплением, совмещенным с приточной вен­ тиляцией, оно значительно лучше, чем в школе на

98


960 мест с водяным отоплением и вытяжной вентиляци­ ей. Вопрос о влиянии на микроклимат помещений и теплообмен детей ленточного остекления, а также стро­ ительных и отделочных полимеров специфичен для школ не только крупной вместимости. Конечно, решение всех этих вопросов в крупных школах требует большего вни­ мания, так как, с одной стороны, речь идет о здоровье сразу больших коллективов детей, а с другой — в таких школах за счет экономии можно требовать более высо­ кой степени благоустройства.

Таким образом, существующие в настоящее время проекты школ на 1600—2032 ученических места имеют ряд существенных недостатков и не пригодны для по­ вторного применения, тем более что они не удовлетво­ ряют возросшим требованиям к проектированию школ. Вместе с тем у крупных школ определенные педагоги­ ческие, экономические и градостроительные преимуще­ ства, поэтому необходимо продолжить их эксперимен­ тальное проектирование и строительство под непосред­ ственным тщательным контролем органов санитарного

надзора.

При

этом

следует учесть изложенные выше

требования:

а) размещение

крупных школ

только в

микрорайонах

с девяти-одиннадцатиэтажной

застрой­

кой,

обеспечивающих

радиус

обслуживания

не более

0,6

км;

б) обеспечение площади участка не

менее 3—

5 га; в)

павильонная структура зданий с изоляцией на­

чальных

классов;

г)

размещение гардеробов

в блоках

на первом этаже или при учебных секциях с закрытым

способом хранения одежды; д)

изменение

композиции

и конструкции гимнастических

залов; е)

увеличение

площади кухни и разделение обеденного зала на два помещения; ж) изменение структуры здания в связи с применением кабинетной системы обучения (специали­ зированные секции; з) увеличение размеров кабинетов до 65 м2.

Возможности выполнения этих требований при строи­ тельстве крупных школ видны на примере школы «а 60 классов, выстроенной в г. Тольятти. К сожалению, проект школы далек от идеала; он имеет ряд сущест­ венных недостатков, касающихся этажности зданий, со­ става помещений и их санитарно-технического обору­ дования, однако он имеет и ряд преимуществ по срав­ нению с описанными выше школами. Так, несмотря на наличие 2500 учащихся, радиус обслуживания ее не

4*

99



превышает 0,5 км при среднем радиусе 0,375 км, так как здание расположено в центре микрорайона, застроенно­ го в основном 11 —16-этажными зданиями. Школа име­ ет участок размером 5 га; структура здания обеспечи­ вает полное отделение 1—4-х и 5—Ю-х классов. Так как все начальные классы размещены в отдельном бло­ ке, для учащихся предусмотрен отдельный вход и ма­ лый гимнастический зал. Связь блока начальных клас­ сов с остальным зданием осуществляется только через столовую. Практически имеется две самостоятель­ ные школы: начальная и школа в составе 5—10-х клас­ сов. Это одно из направлений в проектировании круп­ ных школ. Однако при таком решении крупной школы возникают недостатки педагогического характера — сложность руководства. В связи с этим одновременно развивается и второе направление в строительстве круп­ ных школ. Оно получило пока развитие лишь в некото­ рых социалистических странах. В ГДР и Венгрии име­ ются школьные здания на 1400 учащихся, состоящие фактически из двух школ по 700 учащихся. Основные учебные помещения в них дублированы, общим являет­ ся лишь блок общешкольных помещений, в которых расположены пищеблок, 'гимнастические и актовые за­ лы, некоторые лаборатории, помещения для групп про­ дленного дня. Этот принцип строительства школ круп­ ной вместимости положен в основу задания на проекти­ рования школ будущего, разработанного в нашей стра­ не при участии педагогов и гигиенистов ( школа на 30 + 30 классов).

Целесообразность таких школ также требует про­ верки в условиях экспериментального строительства. Необходимы дальнейшие совместные исследования пе­ дагогов и гигиенистов для решения вопроса об опти­ мально допустимой вместимости школ.

Г л а в а IV

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ

ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ. ШКОЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Во всех учебниках и руководствах по гигиене детей и подростков, монографиях, посвященных гигиене стро­ ительства детских учреждений, вопросам размещения школ в городах и сельских населенных пунктах и изло­ жению гигиенических требований к их участкам уделя­ ется большое внимание : подчеркивается значимость участка как органической части школы в организации не только отдыха детей, но и учебно-воспитательного процесса (занятия по физическому воспитанию, биоло'- гии, географии и астрономии, трудовому обучению и т. д.); обосновываются размеры участков для школ раз­ ного типа, планировка и взаимное расположение от­ дельных зон, регламентируется характер их рельефа и почвы, инсоляции и озеленения. При изложении гиги­ енических требований к условиям размещения школьных зданий указывается на необходимость выделения для них самостоятельных участков вдали от промышленных предприятий, транспортных магистралей и мест мас­ сового скопления людей; определяются оптимальные радиусы обслуживания школ.

Многие из этих принципиальных положений были сформулированы еще в трудах основоположников оте­ чественной школьной гигиены Ф. Ф. Эрисмана (1887), А. Л. Доброславина (1889), Д. Д. Бекарюкова (1906), А. В. Молькова (1948), они хорошо известны и ни у кого не вызывают сомнений. В то же время исследова­ ния последних лет показали, что рекомендации по раз­ мещению зданий и земельным участкам школ нужда­ ются в дополнениях и уточнениях в связи со следующи­ ми обстоятельствами:

101