Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ной и средней школы под одной крышей, с общим пи щеблоком и двумя обеденными залами.
Вывод о целесообразности такого деления здания крупной школы, естественно, требует эксперименталь ной проверки, но он подтверждается анализом работы столовой и гимнастических залов.
Столовая во всех крупных школах рассчитана на при ем пищи в четыре посадки, т. е. на 400—500 мест. Уча щиеся начальных классов при наличии всего четырех уроков должны питаться только во вторую перемену, но в крупных школах этих детей не 400, а 800 человек, значит, их приходится кормить во вторую и третью пе ремены, а старшие школьники (800—1232 человека) вынуждены завтракать на четвертой—пятой перемене, что совершенно недопустимо.
Следовательно, надо либо вдвое увеличивать разме ры обеденного зала, как это сделано в Солигорской школе, либо сдвигать график занятий, чтобы начальные классы пользовались столовой во время уроков стар ших классов, а это возможно лишь при полной изоля ции начальных классов.
Наблюдения показали, что максимальная вместимость обеденных залов должна быть 200—250 мест, т. е. не обходим не один, а два—три обеденных зала меньшей площади, так как в большом зале очень шумно, много встречных потоков детей. Следует учесть и необходи мость увеличения площади кухни.
'Крайне неудачно во всех крупных школах и решение
гимнастических залов. Во всех зданиях |
школ |
на |
1600 мест по два гимнастических зала; в |
школах |
на |
2032 места имеется и третий небольшой зал для заня тий ритмикой (при актовом зале). Согласно расчетам, даже при учете времени, отводимого на занятия физ культурой на открытом воздухе (8—10%), это — тот минимум, который с трудом позволяет обеспечить про ведение уроков физкультуры в специальных помещени ях при условии организации занятий на первом и ше стом уроках, что с гигиенических позиций нецелесооб разно.
Во всех школах оба зала спарены, т. е. по существу имеют единый объем. В московских школах они разде лены неполной перегородкой, а в остальных школах по проекту — раздвижным полиэтиленовым занавесом, ко торый фактически отсутствует. Исследования, проведен
96
ные во время занятий двух классов (80 детей) в залах московской школы № 479, показали, что уровни шума в спаренных залах недопустимо велики: в среднем 82— 102 дБ с колебаниями от 76 до ПО дБ, в то время как в обычных залах (на один класс) — соответственно 76— 94 и 60—98 дБ. Столь высокие уровни шума объясня ются не только наличием 80 детей, но и акустическими свойствами ограждающих конструкций (железобетон) с выступающими ригелями перекрытий, способствующими усилению звуков. Спаривание залов можно допускать только при наличии хорошего звукоизоляционного за навеса.
Для того чтобы сделать вывод о целесообразности строительства крупных школ вообще, следует остано виться еще на одном важном вопросе.
Изучение опыта строительства и эксплуатации круп ных школ выявило одно их важное преимущество: возможность при тех же экономических затратах значи тельно увеличить состав помещений, а это обстоятель ство очень важно именно теперь в связи с совершенст вованием средств и методов преподавания, переходом на кабинетную систему обучения и организацией групп продленного дня.
В многокомплектных школах крупной' вместимости, где имеется по 2—4 кабинета на один предмет, легче решается вопрос обеспечения учащихся учебной ме белью, соответствующей их росту, так как имеются от дельные кабинеты для учащихся 5—7-х и 8—10-х клас сов, т. е. они дифференцированы по возрасту. Так, в пятикомплектной школе (на 1960 учащихся) будет 5 ка бинетов математики, 6 кабинетов русского языка и ли тературы, 3 кабинета истории, 3 кабинета физики и т. д.
В таких школах легче изыскать и возможности для увеличения площадей кабинетов.
Однако для реализации кабинетной системы требует ся не только увеличение количества и размеров кабине тов, но и изменение структуры зданий. Анализ эксплуа тации кабинетов в школе на 1600 и 2032 места показал, что переход учащихся из кабинета в кабинет должен занимать не больше 2 мин. Только тогда дети смогут отдохнуть в перемену. Для обеспечения этого условия учебные секции 5—10-х классов должны стать специа лизированными (например, секция физико-математиче ская, естественно-биологическая, гуманитарных наук и
4 Заказ № 75 |
97 |
t. д.). fi школах крупной вместимости их можно Сде лать раздельными для учащихся 5—(j-x, 7—8-х и 9— 10-х или 5—7-х и 8—10-х классов, разместив в отдель ных блоках при сохранении между ними блока общешкольных помещений—аудитории, актовый зал-кино- лекторий, кабинет технических средств, может быть, ла боратории. Секции должны быть небольшими (3—4 ка бинета) и сохранять зальные рекреации. При такой структуре здания увеличивается нагрузка на лестнич ные клетки, так как повысится значение вертикальных связей между секциями. Однако в трехэтажных здани ях дети в основном будут в перемену спускаться или подниматься на один этаж.
Возможен и другой вариант размещения учебных ка бинетов для учащихся разного возраста.
■Кабинеты для занятий по предметам, наиболее часто встречающимся в расписании (родной язык и лите ратура, математика), размещаются для 5—7-х классов на первом, а для 8—10-х классов на 3-м этаже. В трех комплектных школах здесь могут располагаться каби неты, в которых проводятся занятия по истории и гео графии (попеременно). Остальные лаборатории и каби неты размещаются на 2-м этаже и предназначаются для использования как учащимися 5—7-х, так и 8 —■ 10-х классов. При указанной структуре здания основную
роль по-прежнему будут играть |
горизонтальные связи; |
|
в течение |
дня детям придется |
подниматься всего на |
один этаж |
(с первого на 2-й или со 2-го на 3-й). |
Эти рекомендации требуют, естественно, проверки в условиях экспериметального строительства. Пока ясно лишь одно, что правильно организовать кабинетную си стему в крупных школах значительно легче.
В отношении крупных школ приходится слышать мно го других замечаний от педагогов и врачей, большин ство из которых не имеет никакого отношения к вме стимости зданий: жалобы на перегрев помещений в свя зи с ленточным остеклением, плохие фрамужные затво ры и вентиляцию, запах от полов, покрытых пластиком, и т. д.
Исследования показали, что состояние воздушной сре ды в школах целиком зависит от систем вентиляции и качества их эксплуатации. В школе на 2032 места с воздушным отоплением, совмещенным с приточной вен тиляцией, оно значительно лучше, чем в школе на
98
960 мест с водяным отоплением и вытяжной вентиляци ей. Вопрос о влиянии на микроклимат помещений и теплообмен детей ленточного остекления, а также стро ительных и отделочных полимеров специфичен для школ не только крупной вместимости. Конечно, решение всех этих вопросов в крупных школах требует большего вни мания, так как, с одной стороны, речь идет о здоровье сразу больших коллективов детей, а с другой — в таких школах за счет экономии можно требовать более высо кой степени благоустройства.
Таким образом, существующие в настоящее время проекты школ на 1600—2032 ученических места имеют ряд существенных недостатков и не пригодны для по вторного применения, тем более что они не удовлетво ряют возросшим требованиям к проектированию школ. Вместе с тем у крупных школ определенные педагоги ческие, экономические и градостроительные преимуще ства, поэтому необходимо продолжить их эксперимен тальное проектирование и строительство под непосред ственным тщательным контролем органов санитарного
надзора. |
При |
этом |
следует учесть изложенные выше |
||||
требования: |
а) размещение |
крупных школ |
только в |
||||
микрорайонах |
с девяти-одиннадцатиэтажной |
застрой |
|||||
кой, |
обеспечивающих |
радиус |
обслуживания |
не более |
|||
0,6 |
км; |
б) обеспечение площади участка не |
менее 3— |
||||
5 га; в) |
павильонная структура зданий с изоляцией на |
||||||
чальных |
классов; |
г) |
размещение гардеробов |
в блоках |
на первом этаже или при учебных секциях с закрытым
способом хранения одежды; д) |
изменение |
композиции |
и конструкции гимнастических |
залов; е) |
увеличение |
площади кухни и разделение обеденного зала на два помещения; ж) изменение структуры здания в связи с применением кабинетной системы обучения (специали зированные секции; з) увеличение размеров кабинетов до 65 м2.
Возможности выполнения этих требований при строи тельстве крупных школ видны на примере школы «а 60 классов, выстроенной в г. Тольятти. К сожалению, проект школы далек от идеала; он имеет ряд сущест венных недостатков, касающихся этажности зданий, со става помещений и их санитарно-технического обору дования, однако он имеет и ряд преимуществ по срав нению с описанными выше школами. Так, несмотря на наличие 2500 учащихся, радиус обслуживания ее не
4* |
99 |
превышает 0,5 км при среднем радиусе 0,375 км, так как здание расположено в центре микрорайона, застроенно го в основном 11 —16-этажными зданиями. Школа име ет участок размером 5 га; структура здания обеспечи вает полное отделение 1—4-х и 5—Ю-х классов. Так как все начальные классы размещены в отдельном бло ке, для учащихся предусмотрен отдельный вход и ма лый гимнастический зал. Связь блока начальных клас сов с остальным зданием осуществляется только через столовую. Практически имеется две самостоятель ные школы: начальная и школа в составе 5—10-х клас сов. Это одно из направлений в проектировании круп ных школ. Однако при таком решении крупной школы возникают недостатки педагогического характера — сложность руководства. В связи с этим одновременно развивается и второе направление в строительстве круп ных школ. Оно получило пока развитие лишь в некото рых социалистических странах. В ГДР и Венгрии име ются школьные здания на 1400 учащихся, состоящие фактически из двух школ по 700 учащихся. Основные учебные помещения в них дублированы, общим являет ся лишь блок общешкольных помещений, в которых расположены пищеблок, 'гимнастические и актовые за лы, некоторые лаборатории, помещения для групп про дленного дня. Этот принцип строительства школ круп ной вместимости положен в основу задания на проекти рования школ будущего, разработанного в нашей стра не при участии педагогов и гигиенистов ( школа на 30 + 30 классов).
Целесообразность таких школ также требует про верки в условиях экспериментального строительства. Необходимы дальнейшие совместные исследования пе дагогов и гигиенистов для решения вопроса об опти мально допустимой вместимости школ.
Г л а в а IV
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ. ШКОЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Во всех учебниках и руководствах по гигиене детей и подростков, монографиях, посвященных гигиене стро ительства детских учреждений, вопросам размещения школ в городах и сельских населенных пунктах и изло жению гигиенических требований к их участкам уделя ется большое внимание : подчеркивается значимость участка как органической части школы в организации не только отдыха детей, но и учебно-воспитательного процесса (занятия по физическому воспитанию, биоло'- гии, географии и астрономии, трудовому обучению и т. д.); обосновываются размеры участков для школ раз ного типа, планировка и взаимное расположение от дельных зон, регламентируется характер их рельефа и почвы, инсоляции и озеленения. При изложении гиги енических требований к условиям размещения школьных зданий указывается на необходимость выделения для них самостоятельных участков вдали от промышленных предприятий, транспортных магистралей и мест мас сового скопления людей; определяются оптимальные радиусы обслуживания школ.
Многие из этих принципиальных положений были сформулированы еще в трудах основоположников оте чественной школьной гигиены Ф. Ф. Эрисмана (1887), А. Л. Доброславина (1889), Д. Д. Бекарюкова (1906), А. В. Молькова (1948), они хорошо известны и ни у кого не вызывают сомнений. В то же время исследова ния последних лет показали, что рекомендации по раз мещению зданий и земельным участкам школ нужда ются в дополнениях и уточнениях в связи со следующи ми обстоятельствами:
101