Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
а) ростом городов и изменением принципов градо строительства;
б) грандиозными масштабами развития транспорта, требующими усиления внимания к вопросам охраны воздуха не только учебных помещений школ, но и уча стков от загрязнения и шума;
в) необходимостью учета климатических условий строительства при определении размеров участков и ус ловий размещения школ;
г) постепенным превращением школы из учебного в учебно-воспитательное учреждение, в котором дети про водят по 8__10 ч ежедневно.
Размещение школьных зданий в городской застройке
Эволюция принципов градостроительства определя лась, с одной стороны, стремлением улучшить систему культурно-бытового обслуживания населения, а также необходимостью обеспечить оптимальные условия воз душной среды и шумового режима на селитебной тер ритории.
В 50-х годах была выдвинута идея создания так на зываемой ступенчатой системы обслуживания населения при соблюдении четкой структуры городской застрой ки с выделением отдельных ее элементов: жилая груп па, микрорайон, жилой район, город и пригородная зо на. Каждому элементу города должны соответствовать свои учреждения обслуживания. Крупные транспортные магистрали районного и городского значения выносят ся на межмикрорайонные (магистральные) территории.
Микрорайон представляет собой минимальный градо строительный элемент. Помимо группы жилых домов, в нем должны размещаться все необходимые для жите лей учреждения повседневного пользования: учрежде ния для воспитания и обучения детей (детские ясли-са ды, школы), предприятия общественного питания (сто ловые, домовые кухни), торгового и хозяйственно-быто вого назначения (продуктовые, хозяйственные, а иногда и небольшие промтоварные универсальные магазины — торговые центры), учреждения для отдыха и физиче ского воспитания (кинотеатры, клубы, спортивные за лы). Таким образом, микрорайон как градостроитель ная единица заменяет квартал в прежнем его понима-
102
17. Проект планирования и застройки микрорайона.
1 — жилой дом; 2 — ясли-сад; 3 — школа.
нии, но в отличие от последнего он, как правило, имеет большие площади, в нем запрещается размещение ка ких-либо промышленных и хозяйственно-бытовых пред приятий (кроме перечисленных выше и предназначен ных для обслуживания населения данного микрорайона). Внутри микрорайона размещаются лишь траяспортные проезды местного значения: межквартальные проезды с интенсивностью движения транспорта, не превышающей 100—200 машин в 1 ч, и внутрикварталь ные проезды с периодическим движением транспорта (до 50 машин в 1 ч). Достаточная ширина этих проез
дов, |
свободная или строчная застройка территории, |
своя |
система озеленения, обеспечивающая защиту мик- |
103 '
ж . |
2 |
|
|
_ _ C F 4 ] L _ |
! |
r - 5 - i |
m m |
||
а |
а |
^ |
7 |
|
|
|
j |
ш |
|
I—
IV
J L
1 Г
18. Схемы вариантов размещения школ в кварталах и микрорайонах.
I, IJ, |
III, IV — варианты размещения |
школ; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, |
8, 9 — здания |
|||
школ; |
а — межквартальный |
проезд; |
б — внутриквартальный |
проезд; |
в — |
|
|
гараж; |
г — детские |
ясли-сад. |
|
|
|
рорайона от межмагистральных |
территорий,— все |
это |
||||
обеспечивает создание более |
благоприятных |
условий |
жизни населения по сравнению с квартальной застрой кой городов.
Новая система культурно-бытового обслуживания на селения в жилых районах, выявляющая возможности более рациональных форм организации селитебной тер ритории в виде крупных ‘Кварталов и микрорайонов, определила и более благоприятные условия размещения школ в жилой застройке.
Совместная творческая работа архитекторов, гра достроителей и гигиенистов над улучшением микрорайонной застройки городов уже дала плоды. Примером социалистических городов будущего могут служить вы росшие в последние десятилетия города-спутники, не которые новые жилые районы Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных городов (рис. 17).
Проведенное нами в 1962—1963 гг. обследование бо лее 50 новых крупных кварталов и микрорайонов Мо сквы, Ленинграда, Киева, выстроенных в начале 60-х годов, и изучение более 100 проектов планировки и за стройки кварталов и микрорайонов новых жилых рай
104
онов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Свердлов ска, городов (Прибалтики и др. показали, что переход на новую систему градостроительства значительно улуч шает условия размещения школьных зданий, но не ис ключает необходимости их нормирования.
На рис. 18 представлены схемы четырех наиболее ти
пичных вариантов размещения |
школ в кварталах и |
микрорайонах: |
на межквартальных |
I вариант — размещение школ |
проездах с регулярным движением всех видов автомо бильного транспорта (школы 1 и 2);
II вариант — размещение школ внутри кварталов на свободной от застройки территории с наличием вблизи гаражей для индивидуальных легковых автомашин
(школы 3 и 4) ; |
школ на |
внутрикварталь |
III вариант — размещение |
||
ных проездах с пешеходным |
(школа 7) |
или периодиче |
ским движением преимущественно легковых автомоби лей и мотоциклов (школы 5 и 6);
IV вариант — размещение школ внутри кварталов и микрорайонов на свободной от застройки территории вдали от транспортных проездов.
По данным обследования, 40% школ размещаются на межквартальных (вариант I) и внутриквартальных (ва риант III) проездах. Остальные 60% школьных зданий расположены на территориях внутри 'кварталов и мик рорайонов (варианты II и IV). Однако при этом часть из них находится в непосредственной близости от гара жей для индивидуальных автомашин (вариант II), чи сло и мощность которых растут из года .в год.
Концентрация производства и рост народонаселения приводят к укрупнению городов и сельских населенных пунктов. Быстрыми темпами развиваются средства свя зи как внешние (между отдельными городами и сельски ми населенными пунктами), так и внутренние (в самих населенных пунктах). В связи с этим в последние 10— 15 лет проблемы градостроительства и охраны атмо сферного воздуха городов от транспортных загрязнений (в частности,'автотранспортных) заняли одно из веду щих мест в коммунальной гигиене.
Исследования 3. Г. Вольфсона (1937), П. М. Ватрина (1938), Ф. Ф. Лямперт (1959), М. В. Алексеевой и В. А. Хрусталевой (1960) и др. показали, что автотранс-' порт является основным источником загрязнения возду
105
ха городов окисью углерода. Содержание ее в воздухе находится в прямой зависимости от характера и интен сивности движения транспорта. На крупных магистра лях, у бензозаправочных станций и гаражей оно особен* но значительно.
В то же время в результате физиологических исследо ваний, проведенных в естественных условиях у регули ровщиков автотранспорта (А. С. Лыкова, 1962) и в камер ных условиях (Т. М. Шульга, 1965) на взрослых испы туемых, обнаружено, что при длительном воздействии даже предельно допустимых для атмосферного воздуха среднесуточных концентраций у них наблюдаются явные
признаки |
хронической интоксикации окисью углеро |
||
да (угнетение порфирцнового |
обмена, |
полиглобулия, |
|
нарушение |
функционального |
состояния |
нервной си |
стемы) . |
|
|
|
Помимо окиси углерода, выхлопные газы автомашин загрязняют воздух городов формальдегидом, акролеи нами, кетонами и другими органическими непредельны ми соединениями (М. В. Алексеева, В. А. Хрусталева, 1960), легко распространяющимися на территории жи лых кварталов, где располагаются и школьные здания.
Повышается и запыленность воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха городов и повышение плотности застройки оказывают существенное влияние на условия
инсоляции селитебных |
территорий, где размещаются |
||
школы, и их ультрафиолетовый режим |
(А. И. Зеленко, |
||
В. И. Федынский |
и др., |
1950; Н. С. |
Анищенко, 1959; |
В. Д. Постникова, |
1960, и др.). |
|
Для оценки новых условий размещения школ в мик рорайонах нами на протяжении 3 лет в разные сезоны года в некоторых микрорайонах Москвы проводились исследования воздуха на содержание окиси углерода, непредельных углеводородов, пыли на проездах, терри ториях гаражей, на территориях кварталов и микрорай онов, на участках, а также в учебных помещениях школ, удаленных от проездов и от гаражей для индивидуаль ных машин на 15—25 м, т. е. в соответствии с нормами разрыва.
Наиболее высокие концентрации окиси углерода об наруживались на межквартальных проездах с постоян ным интенсивным движением транспорта (200 машин и более в 1 ч) и на территориях гаражей для индивиду альных легковых автомобилей. На территориях гара
106
жей при одинаковом характере эксплуатации (от одной до пяти машин, выезжающих из гаража в 1 ч) степень загрязнения воздуха определялась не столько мощ ностью гаражей, сколько условиями их размещения на территории квартала и характером застройки последне го. Так, у гаража на 100 машин, расположенного на свободной, хорошо проветриваемой территории на гра нице квартала, застроенного '5-этажными зданиями, со держание окиси углерода.в воздухе было почти в 2 ра за меньшим, чем на территории гаража на 56 машин, расположенного в квартале с периметральной застрой кой восьмиэтажными домами.
На внутриквартальных проездах определялись значи тельно меньшие концентрации окиси углерода, при этом степеньзагрязнения также зависела от интенсивности движения транспорта и была совсем незначительной на пешеходных проездах с эпизодическим движением транспорта.
Приведенные данные полностью согласуются с дан ными литературы и еще раз подтверждают зависимость загрязнения воздуха улиц от интенсивности движения транспорта и характера застройки микрорайонов и их кварталов. Недостаточная аэрация селитебной терри тории ухудшает условия воздушной среды (Н. М. Том сон, 1959; М. Т. Дмитриев, 1968). Загрязнение воздуха окисью углерода на участках и в зданиях школ прямо пропорционально содержанию ее на проездах и терри ториях, расположенных вблизи гаражей.
Наилучшие условия создаются при размещении школ на внутриквартальной территории на расстоянии 100— 170 м от проездов и вдали от гаражей (вариант IV). В таких школах наблюдаются наиболее благоприятные условия воздушной среды не только в зданиях, но и на участках (школы 8 и 9). Относительно благоприятно расположение школ на внутриквартальных проездах с периодическим движением автотранспорта от 15—40 ма шин в 1 ч (вариант III, школа 7) до 90 машин в 1 ч (вариант III, школы 5 и 6). Первые же два варианта размещения школьных зданий следует считать вообще неприемлемыми. Правильность этого вывода подтверж дается исследованиями шумового режима учебных по мещений различно расположенных школ.
Помимо загрязнения воздуха, городской транспорт служит важнейшим источником уличного шума. Уровни
107
шума зависят от интенсивности движения транспорта, видов его, рельефа, поперечного профиля и степени бла гоустройства улиц. Низкочастотный характер уличного шума определяет его способность легко распростра няться через препятствия на территории жилой застрой ки, поэтому даже в квартирах, обращенных окнами во двор, уровни шума в дневные часы могут быть доста точно высокими (С. И. Алексеева, 1961; И. Л. Карагодина, 1962; В. И. Пальгов, 1963; И. Л. Карагодина, Г. Л. Осипов, И. А. Шишкин,' 1972; В. И. Пальгов, 1973).
И. Л. Карагодиной (1962) установлены предельно до пустимые для жилых помещений уровни шума (35 дБА для дневного и 30 дБА для ночного времени) и опреде лены градостроительные мероприятия, 'направленные на
снижение уровней шума на |
селитебных |
территориях и |
в жилых домах (свободная |
и строчная |
застройка квар |
талов и микрорайонов, четкая дифференциация транс портных магистралей — скоростных, городских, район ных, магистральных и т. д.).
Следует отметить, что проблема борьбы с уличными шумами и атмосферными загрязнениями от автотранс порта беспокоит не только советских, но и зарубежных врачей и градостроителей. Уровни загрязнения воздуха больших городов нашей страны окисью углерода зна чительно ниже, чем в городах Западной Европы и Аме рики. Так, в Париже они выше в 71 раз, в Ныо-Иор- ке-«-в 20 раз и более. Проблеме борьбы с уличным шу мом, как и в СССР, уделяется большое внимание в ГДР,
ФРГ, ВНР, Англии (Kuhne, 1963; Borban, 1963, и др.) и
других передовых странах.
Однако почти все исследователи, занимавшиеся и за нимающиеся проблемами городского шума и охраны атмосферного воздуха городов, в основном разрабаты вают ее относительно жилья.
Изучению влияния уличного шума и атмосферных загрязнений на шумовой и воздушный режим учебных
помещений в связи |
с условиями размещения |
школ в |
жилых кварталах |
в СССР посвящены лишь отдель |
|
ные работы (Л. Я. Суботкевич, А. Г. Попович, 1953; X. В. |
||
Сторощук, 1962; Ю. Г. Фельдман, 1965). |
Исследо |
вания показали, что в районах старой застройки Львову
50% из 54 |
обследованных |
школ находятся в небла- |
. гоприятном |
шумовом окружении из-за близко проходя |
|
щего городского транспорта |
(X. В. Сторощук). А. Г. По |
108