Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
пович и Л. Я- Суботкевич выявили, что около 20% (из 100 обследованных) школ Киева, Житомира, Чернигова расположены на расстоянии -8—10 м от крупных город ских и транспортных магистралей. В обеих работах указывается, что рекомендуемый в руководствах по ги гиене детей и подростков 15-метровый разрыв здания школы от красной линии не решает проблемы борьбы с шумом; уровни его в учебных помещениях определя ются характером и интенсивностью движения транспорта на улицах разного назначения, поэтому и размеры са нитарно-защитных зон, т. е. расстояния от зданий школ до транспортных проездов, должны быть различными.
Основываясь на нормативах допустимых уровней шу ма в дневные часы (GH-337-60) в 35 дБ для жилищ, Л. Я. Суботкевич и X. В. Сторощук сделали попытку определить минимально допустимые расстояния от зда ний школ до транспортных магистралей с разной интен сивностью -шума. Были предложены минимальные разры вы от красных линий улиц местного, районного и обще
городского значения до |
зданий |
школы 15—26, 50—75 |
||
и 100—200 м |
в зависимости |
от уровней |
громкости |
|
уличного шума |
(60—70, |
70—80 и 80—90 дБ |
соответст |
|
венно) . |
|
|
|
|
Близкие к указанным рекомендации в отношении уда ления школьных зданий от источников уличного шума имеются-в работе Borban (1963). Автор указывает, что при размещении школ вблизи транспортных магистралей уровни шума в учебных помещениях превышают 60 дБ. Для обеспечения оптимального их шумового режима в 35 дБ (т. е. снижения на 25 дБ) необходимо увеличение зоны санитарных разрывов по отношению к улицам до 100 м. Однако соблюдение предложенных авторами рас стояний от школьных зданий до улиц обеспечивает лишь более или менее благоприятный шумовой режим в учеб ных помещениях; на участках же они могут достигать 60—70 дБ. Кроме того, обеспечить столь большие раз рывы при размещении школ в городских кварталах до вольно сложно.
По нашим данным, уровни шума в учебных помеще ниях школ, расположенных на проездах и ориентиро ванных в их сторону, находятся в прямой зависимости от шумовой характеристики последних и более высоки в школах, расположенных на межквартальных проездах с регулярным движением транспорта (табл. 11).
109
Т а б л и ц а 11
Среднемаксимальные и среднеминимальные -значения уровней шума в учебных помещениях школ в зависимости от их расположения в кварталах микрорайонов (окна закрыты)
Условия размещения школ
Пустой |
класс |
Во |
время.занятий |
|
средне макси* мальные значения, ДБА |
среднемини мальные значения, ДБА |
среднемакси |
мальные значения, дБА |
среднемини мальные значения, дБА |
В25 м от межкварталь ного проезда с интен сивностью движения
90—200 машин в 1 ч |
52,3 |
42,6 |
64,0 |
45,8 |
(вариант I) |
||||
В 25 м от внутриквар |
|
|
|
|
тального проезда с |
|
|
|
|
интенсивностью дви |
|
|
|
|
жения до 90 машин |
50,0 |
43,2 |
50,0 |
40,2 |
в 1 ч (вариант IV) |
||||
На внутриквартальной |
|
|
|
|
территории в 100 — |
|
|
|
|
170 м от проезда |
43,0 |
33,3 |
47,6 |
30,6 |
(вариант VI) |
При расположении школ на межквартальных и внут риквартальных проездах с регулярным движением го родского транспорта в учебных помещениях, обращен ных окнами к проездам, среднеминимальные значения уровней шума повышаются на 5—16 дБА, а среднемак симальные— на 15—29 дБА. При открытых окнах они возрастают еще на 4—10 дБА.
По уровням шума наилучшим следует признать раз мещение школ на внутриквартальных территориях микрорайона. Целесообразность такой рекомендации под тверждается не только приведенными выше материала ми о состоянии воздушной среды, но и данными о дет ском уличном травматизме. '
Изучение советской и зарубежной литературы, посвя щенной статистике травматизма, показывает, что у де тей и подростков уличные травмы занимают одно из первых мест в структуре заболеваемости.
Материалы, приведенные в статье Popov и Burilkova (1967), касающиеся анализа причин смерти детей и подростков в Болгарии от несчастных случаев, свиде тельствуют о большей частоте несчастных случаев сре-
110
Возраст детей'
19. Процентное распределение несчастных случаев в зависимости от возраста детей.
ди мальчиков, причем одной из частых причин травма тизма являются ранения, связанные с транспортом. Ана логичны выводы и других исследователей: наибольший процент уличных травм приходится на школьный воз раст; основная причина его — городской, в первую оче редь автомобильный транспорт. Несчастные случаи, свя занные с уличным (транспортным) травматизмом, дают наиболее высокие проценты смертности и инвалидности.
Проведенный нами анализ уличных травм среди де тей и подростков Москвы (за 6 лет) показал, что в 65,6% случаев они наблюдались у школьников младше го и среднего возраста, причем чаще всего в возрасте от 8 до 12 лет (рис. 19). В этом возрасте уличные трав мы почти в 2 раза чаще наблюдаются у мальчиков. Ко личество несчастных случаев, связанных с уличным
Ш
20. Процентное .распределение несчастных случаев по месяцам.
транспортом, возрастает в весенние и осенние месяцы (с марта по июнь и в сентябре, октябре). В июле и ав густе, когда большинство детей находится за городом, и в холодное время года, когда сокращается продолжи тельность пребывания детей на улице, число уличных травм уменьшается (рис. 20).
На основе анализа официальных 'протоколов ГАИ за 3 года по поводу уличных травм мы установили тесную связь уличного травматизма с условиями размещения школ. Анализу подвергались лишь те случаи уличных травм, которые были или могли быть связаны с пере сечением транспортных магистралей по пути учащихся в школу и из школы. Анализировалось время, место и обстоятельства происшествия в зависимости от распо ложения школы и места жительства пострадавшего ре бенка. При таком выборочном анализе оказалось, что наибольшее количество уличных травм приходится на часы, когда дети первой смены возвращаются из шко лы, а дети второй смены направляются в школы (12— 15 ч). Увеличение числа уличных травм отмечается так же в 17—18 ч, когда заканчиваются занятия второй смены и работа групп продленного дня. Утром, когда дети идут в школу, число травм значительно меньше. Очевидно, в это время дети более собранны и осторож-
112
21. Процентное распределение несчастных случаев по часам суток.
ны, после занятии они утомлены и менее внимательны
(рис. 21).
Сопоставление количества несчастных случаев с ус ловиями размещения школ в пяти районах Москвы (за 3 года) показало, что на школы, расположенные внутри кварталов, приходится всего 8,5% уличных травм; ос тальные 91,5% несчастных случаев имели место среди учащихся школ, размещенных на проездах разного на значения. В среднем на одну школу, расположенную на внутриквартальной территории, приходилось 0,29, а на школу, размещенную на проезде,— 1,23 несчастного слу
чая (рис. 22). |
v |
Чехословацкий |
исследователь Parizek (1964) также |
отмечает существенное уменьшение уличных травм де тей при расположении школ на внутриквартальных тер риториях.
Все изложенное выше позволяет определить следую щие рекомендации по размещению школ в микрорайоне.
1. Школьные здания должны размещаться на внутри квартальных территориях микрорайона, удаленных, от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на 100—470 м. Микрорайонная застройка городов позволяет осуществлять это предложение и обе спечивать тем самым оптимальные условия воздушной среды и более или менее благоприятный шумовой режим как в зданиях, так и на участках школ.
113
22. Распределение несчастных случав среди школьников трех районов Москвы в зависимости от условий размещения школ в этих районах.
I, II, III — районы; IV — средние показатели; а — школы, расположенные на проездах; б — школы, расположенные внутри кварталов.
2. Расположение школ на внутриквартальных проез дах с периодическим (нерегулярным) движением авто транспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от школы до проезда с 15 до 25 м, причем зона разрыва должна определяться не от здания, а от границы участка школы.
3.Размещение школ на проездах (с регулярным дви жением различных видов городского транспорта) как внутриквартальных, так и особенно межквартальныхнедопустимо.
4.Строительство вблизи школ индивидуальных гара жей легковых машин даже небольшой их мощности и периодическом использовании недопустимо. Минималь ная санитарно-защитная зона при мощности гаражей до 20 и 50 машин должна составлять 25 и 50 м соответст венно (между границами школьных участков и гара жей); при большей мощности гаражей вопрос о степе ни их удаления от школы должен решаться органами
санитарного надзора индивидуально в зависимости от характера застройки квартала, микрорайона, степени его аэрации и розы ветров.
Большинство этих рекомендаций нашло отражение в СНиП П-К. 2-62 «Планировка и застройка населен
114
ных мест (нормы проектирования)». Не учтен в нем, к сожалению, лишь пункт, запрещающий размещать шко лы на межквартальных и внутриквартальных проездах.
Радиусы обслуживания
Микрорайонная структура городов меняет наши пред ставления и о радиусах обслуживания городских школ. Опыт показывает, что при размещении их на внутри квартальных территориях между группами жилых мно гоэтажных домов, на расстоянии 100—170 м от проез дов, радиус обслуживания даже самых крупных школ (на 40—60 классов) не превышает 0,5 км. В новых районах Москвы, например, он колеблется от 0,25 до 0,36 км, но при увеличении его даже до 0,5 км учащие ся вынуждены по пути в школу пересекать внутри- и даже межквартальные проезды, поэтому радиус обслу живания школы до 1 км, как рекомендует А. Я- Гуткин (1964), основываясь на необходимости утренней прогулки детей, пригоден лишь для небольших посел ков с малоэтажной застройкой. Однако изменения систе мы расселения и растущие темпы сельского жилищного строительства, очевидно, в ближайшие годы потребуют
издесь внесения определенных коррективов. Уменьшение радиусов обслуживания школ вытекает
из основного требования современного градостроитель ства: «Каждому микрорайону свою школу». Оно опре деляется также превращением школы из учебного в учебно-воспитательное учреждение, куда ребенок будет приходить не только на занятия, но и во внеучебное время (на занятия кружков и секций). «Школа — дет ский клуб», «школа—микрорайонный дом пионеров» — эти понятия приобретают в настоящее время все боль шую популярность. Уменьшение радиусов обслужива ния городских школ до 0,5 км нашло отражение в дей ствующем СНиП Н-Л.4-62 «Общеобразовательные шко лы и школы-интернаты. Нормы проектирования».
Однако радиус обслуживания 0,5- км может быть ре
комендован |
в настоящее |
время лишь |
для городских |
|
школ |
II и |
III климатических районов. |
Исследования |
|
Г. И. |
Муравьевой (1964) |
и И. С. Кирьяновой (1965) |
||
позволили |
установить климатическую дифференциацию |
радиусов обслуживания школ для I и IV климатиче ских районов.
115