Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
В последнее время предприятия и организации ком мунально-бытового обслуживания и общественного пита ния (парикмахерские, рестораны, прачечные) начинают переходить в административное подчинение гостиниц, что усиливает контроль над деятельностью этих предприя тий, улучшает работу, повышает эффективность эксплуа тации и рентабельность гостиницы. Уменьшаются издерж ки на содержание отдельного административно-управлен ческого и ремонтного персонала, увеличивается площадь под гостиничные номера за счет освободившихся служеб ных помещений (бухгалтерия, кабинет директора). Так, киевская гостиница «Москва», в ведение которой пере шли ресторан и буфет, сократила расходы за счет упразд нения административных должностей до 12 тыс. руб. в год, а сокращение ремонтного персонала даст экономию до 9 тыс. руб. в год.
§ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Управление гостиничным хозяйством в нашей стране осуществляется на основе общих для всего народного хо зяйства ленинских принципов руководства социалисти ческим производством, которые заключаются в:
1)единстве политического и хозяйственного руковод ства, в соответствии с которым все хозяйственные меро приятия подчинены политике Коммунистической партии, основывающейся на использовании экономических зако нов в хозяйственной жизни страны;
2)демократическом централизме как единственно правильном принципе, в котором сочетаются централиза ция государственного руководства с максимальным развертыванием инициативы предприятия и творческой активности всей массы трудящихся, участвующих в борь бе за выполнение планового задания;
3)единоначалии, означающем подчинение коллекти ва работников единой воле руководителя, стоящего во главе хозяйственной единицы и наделенного государ ством необходимыми правами по управлению доверен ным ему производственным участком и полностью отве чающим за его работу. Единоначалие на социалистичес ком предприятии сочетается с широким участием трудя щихся в управлении производством;
2* |
19 |
4) материальной и моральной заинтересованности ра ботников в результатах своего труда и деятельности предприятия в целом.
Управление, сущность которого заключается в целе устремленном воздействии на управляемый объектдля обеспечения оптимального функционирования, осуществ ляется экономическим и административным (организа ционно-распорядительским) методами.
Экономический метод управления заключается в использовании основных экономических рычагов (плано вости, материального стимулирования, хозяйственного расчета, системы цен, кредита).
Административный метод управления осуществляется с помощью организационных средств воздействия на про изводство, строго регламентирующих его направление и организацию и обязательных к исполнению.
В разные периоды социалистического строительства превалировал то административный, то экономический метод управления. Проводимая в данное время хозяй ственная реформа переносит центр тяжести руководства и управления производством на экономический метод, ко торый в сочетании с административным обеспечивает наибольшую эффективность.
Как и всеми отраслями жилищно-коммунальной си стемы, гостиничным хозяйством управляют по принципу двойного подчинения: министерства коммунального хо зяйства союзных и автономных республик и местные Со веты депутатов трудящихся.
Министерство коммунального хозяйства руководит гостиницами через соответствующее управление в соста ве Министерства и проводит следующую работу:
1) разрабатывает и представляет на утверждение пра вительству перспективные и текущие планы строитель ства и эксплуатации гостиниц, устанавливает правила и нормы их эксплуатации, штатные нормативы обслужи вающего персонала;
2)разрабатывает и представляет на утверждение Со вета Министров республики типовые штаты администра тивно-управленческого персонала гостиниц и, в случае необходимости, утверждает штаты персонала в индиви дуальном порядке;
3)разрабатывает мероприятия по повышению рента бельности, внедрению новой техники, более совершенных
20 I
видов оборудования и инвентаря в гостиницах, механиза ции трудоемких работ и улучшению условий труда;
4)утверждает лимиты по труду, собирает статисти ческий и бухгалтерский отчеты, контролирует работу гостиниц;
5)проводит совещания по обмену опытом между го стиницами разных городов и областей.
Непосредственное оперативное руководство гостинич ным хозяйством осуществляют местные Советы депута тов трудящихся через свои коммунальные отделы или специализированные управления и тресты. Местные Со веты рассматривают и утверждают перспективные и те кущие годовые и квартальные планы эксплуатационно финансовой деятельности гостиниц, распределяют номера по категориям, решают вопросы о вводе в эксплуатацию новых коммунальных гостиниц и ликвидации суще ствующих.
Гостиницы, которые являются самостоятельными хоз расчетными единицами, действуют на основе типового устава как социалистические предприятия в соответствии
с«Положением о социалистическом государственном
производственном предприятии», которое утверждено по становлением Совета Министров СССР от 4. X. 1965 г. и распространено на коммунальные предприятия с сен тябре 1967г.
Производственно-хозяйственной деятельностью гости ницы руководит вышестоящая организация в соответ ствии с утвержденным планом на основе хозяйственного расчета. Гостиница имеет самостоятельный баланс, ра йчетный счет в Госбанке и является юридическим лицом.
Гостиницы с небольшим количеством мест входят в состав комбинатов коммунальных предприятий на правах организаций с неполным хозяйственным расчетом и со стоят на их балансе.
В настоящее время в гостиничном хозяйстве внедряют новые формы управления — гостиничные объединения. В их состав передаются все коммунальные гостиницы го рода на правах внутрихозрасчетных звеньев. Такие объ единения уже работают в некоторых городах УССР, РСФСР и других республик.
Такая форма управления гостиничными организация ми является наиболее прогрессивной. Она обеспечивает максимальное повышение эффективности эксплуатации
21
гостиниц на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса (внедрение математичес ких методов планирования, автоматизированной системы управления, средств вычислительной техники).
§ 6. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЦЕЙ
Деятельностью гостиницы руководит директор (заве дующий) на основе единоначалия. Директор без доверен ности действует от имени гостиницы и представляет ее во всех учреждениях и организациях. Он самостоятельно распоряжается вверенными ему материальными и денеж ными средствами в пределах утвержденных планом ли митов и действующего законодательства, организует всю работу гостиницы и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность. Директор руководит работой по составлению перспективных и текущих планов, пла нов капитальных работ и контролирует их выполнение. В тех гостиницах, где нет должности заместителя дирек тора— главного инженера, директор непосредственно руководит работой, связанной с решением технических вопросов (внедрение новой техники, механизация работ, осуществление текущих и капитальных ремонтов, обеспе чение техники безопасности).
Директор руководит подбором кадров и их расстанов кой, утверждает структуру и штатные расписания адми нистративно-управленческого и обслуживающего персо нала гостиницы, учитывая утвержденные типовые штаты и структуру, а также утверждает и изменяет оклады ин женерно-технических работников и служащих в соответ ствии со схемой должностных окладов в пределах утвер жденных фондов заработной платы и среднего по схеме должностного оклада.
Директор утверждает смету административно-управ ленческих расходов в пределах лимитов, установленных вышестоящей организацией. В обязанности директора входит работа по организации труда, содействию всемер ному развертыванию социалистического соревнования и всех форм коммунистического труда и новаторства.
Директор обязан контролировать всю работу гости
ницы и следить за поддержанием плановой и сметно-фи нансовой дисциплины.
22
Вгостиницах УССР, отнесенных по типовым штатам
к1 и II категориям, установлена должность заместите ля директора, он же главный инженер гостиницы, кото рый отвечает за ее правильную техническую эксплуата цию, обеспечивает работы по сохранности здания, обору дования и инвентаря инженерно-технического назначе ния, по своевременному и качественному производству текущих и капитальных ремонтов всех технических средств эксплуатации. Кроме того, он следит за соблюде нием правил по охране труда.и технике безопасности и отвечает за правильное использование ассигнований для выполнения этих работ.
Заместитель директора организует также работу по рационализации, изобретательству, научной организации труда и повышению квалификации технических кадров гостиницы. В отсутствие директора заместитель выпол няет его функции. Ему подчинен весь инженерно-техниче ский персонал гостиницы.
Главный бухгалтер или старший на правах главного ведет учет всей финансово-хозяйственной деятельности
гостиницы. Он подчиняется непосредственно директору. Директора, его заместителя и главного бухгалтера назна чает и смещает вышестоящая организация.
Основным низовым управленческим звеном в гостини це является администратор, который непосредственно подчинен директору. В вечерние часы, когда в гостинице отсутствует директор, дежурный администратор являет ся ответственным руководящим лицом. Дежурный адми нистратор регулирует вопросы предоставления гостинич ных мест, оформляет вселение и выезд гостей, обеспечи вает правильное использование и эксплуатацию мест и соответствующее санитарное состояние гостиницы, про веряя своевременность и качество уборки номеров, сан узлов и других помещений. Дежурный администратор следит за соблюдением правил внутреннего распорядка и контролирует полноту и качество обслуживания прожи вающих. Он обязан во время своего дежурства следить за экономным расходованием всех материальных ресур сов и нести ответственность за вверенные ему материаль ные и денежные ценности.
В гостиницах, по которым утверждено штатное распи сание в индивидуальном порядке, имеется должность старшего администратора, которому подчинены дежур-.
23
ные и работу которых он контролирует. Старший админи стратор бронирует места и обеспечивает их готовность к сроку, контролирует правильность предоставления мест прибывающим и следит за своевременным заселением гостиничных мест, не допуская простоев. Он регулирует график работы дежурных администраторов, дежурных по этажу и других подчиненных ему работников. В пе риод своего дежурства он решает все возникшие вопро сы, связанные с эксплуатацией гостиницы.
Сменным руководителем На этаже является заведую щий этажом, а там, где его нет в штатах,— дежурный по этажу. Он подчиняется непосредственно дежурному ад министратору. Дежурный по этажу руководит работой обслуживающего персонала. Он принимает прибываю щих и поселяет их в номера в соответствии с направле нием дежурного администратора, а в тех гостиницах, где денежные расчеты производятся на этажах,— рассчиты вает проживающих. Он обязан обеспечить правильную эксплуатацию мест на этаже, содержать все помещения этажа на высоком санитарном уровне и хранить ключи от свободных комнат. Дежурный является материально ответственным за все имущество, находящееся на его этаже, и должен следить за его сохранностью, за своевре менной сменой белья в номерах. Он должен иметь спра вочную книгу с телефонами по вызову таких служб, как скорая помощь, пожарная охрана.
В гостиницах для иностранных гостей, которые в своем штате имеют не менее пяти переводчиков, вводят должность заведующего бюро обслуживания, который подчиняется директору. В его обязанности входит орга низация и обеспечение надлежащего обслуживания ино странцев, проживающих в гостинице (встреча, проводы, размещение на места, информация о порядке и видах обслуживания, прием заявок на все виды услуг, оказы ваемых гостиницей, организация экскурсий). Заведующий бюро обслуживания организует кружки по изучению иностранных языков для обслуживающего персонала гостиницы.
Функции снабжения в гостинице возлагаются на за ведующего хозяйством, который обеспечивает гостиницу всем необходимым оборудованием, инвентарем, мебелью, эксплуатационными и строительными материалами, а. также поддерживает связь с органами благоустройства,
24
противопожарной и санитарной инспекциями. Заведую щий хозяйством подчиняется директору гостиницы, а в его подчинении находятся заведующий складом, работни ки бельевой, камеры хранения, гардеробщики, подсобные рабочие, дворник. В гостиницах, где нет должности заме стителя директора, заведующему хозяйством подчинены также ремонтные рабочие.
В гостиницах, состоящих из двух и более корпусов- (филиалов), руководство корпусами осуществляется за ведующими корпусами. На рис. 1 дана примерная схема управления гостиницей.
Актуальным для гостиничного хозяйства, как и для всего народного хозяйства, является вопрос об усовершен ствовании структуры управления и удешевления адми нистративно-управленческого аппарата как одного из важных факторов повышения рентабельности гостиниц.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
«О мерах по совершенствованию и удешевлению аппара та управления», принятое в 1969 г., поставило перед каждым ведомством и отдельным предприятием задачи по улучшению структуры управленческого аппарата, устранению излишних звеньев и сокращению расходов на его содержание.
Ведомствам и предприятиям устанавливают задание по сокращению расходов на содержание управленческо го персонала и прочие управленческие затраты (служеб ные командировки) в определенной сумме. Вышестоящие организации устанавливают предприятиям предельные ассигнования на административно-управленческие расхо ды. На руководителя предприятия возлагают персональ ную ответственность за расходование этих средств в пре делах установленного лимита.
В принятых XXIV съездом КПСС Директивах по пя тилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусматривается продолжение работ по дальнейшему совершенствованию и удешевлению адми нистративно-управленческого аппарата и сокращению излишних его звеньев.
Для удешевления и упрощения структуры управления
вгостиницах необходимо:
1.Укрупнять гостиницы за счет присоединения неболь
ших к крупным, территориально близко расположенных. Например, в результате объединения двух гостиниц в
25
26
Директор
Рис. 1. Схема управления гостиницей.
Киеве (на 544 и 256 мест) освободилось семь единиц управленческого персонала и расширилось число мест на 10 единиц за счет использования освободившихся адми нистративных помещений. В присоединенном корпусе по высилось качество обслуживания на основе лучшей орга низации эксплуатации корпуса (телефонизация номеров, подведение горячего водоснабжения, улучшение отделки интерьеров).
2. Создавать по примеру промышленных фирм круп ные гостиничные объединения, в состав которых входи ли бы все коммунальные гостиницы города, что значи тельно снизило бы управленческие расходы. Например, при включении в объединение девяти-десяти гостиниц число дежурных администраторов может быть сокраще но почти на 60%.
3. Сокращать управленческие расходы за счет усовер шенствования и упрощения учета, централизации и меха низации его, внедряя вычислительную технику, НОТ и все научно-технические достижения в этом направлении.
§7. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВУПРАВЛЕНИИ ГОСТИНИЦЕЙ
Ленинский принцип привлечения широких народных масс к участию в управлении производством находит свое выражение в работе ряда общественных организаций, помогающих администрации руководить гостиницей. Это партийные, профсоюзные и другие общественные органи зации, которые контролируют деятельность гостиницы, поддерживая руководство во всех мероприятиях, направ ленных на выполнение и перевыполнение государственно го плана.
Основной направляющей силой является первичная партийная организация, которая руководит всей массовополитической работой и при помощи профсоюзной и дру гих общественных организаций мобилизует коллектив на борьбу за достижение лучших результатов в эксплуата ционной деятельности гостиницы, возглавляет работу по развертыванию социалистического соревнования и ком мунистических форм труда.
Общественные организации, руководимые первичной парторганизацией, оказывают помощь коллективу в
27
поисках резервов по экономному расходованию матери ально-денежных ресурсов, повышению рентабельности гостиницы, введению новых форм услуг и общему улуч шению обслуживания проживающих.
Важное место среди общественных организаций зани мают постоянно действующие производственные совеща ния, которые способствуют привлечению широких масс рабочих и служащих к участию в производственной дея тельности предприятия.
В последнее время все большую роль в работе гости ниц приобретают новые формы деятельности на обще ственных началах. Это художественные советы, способ ствующие улучшению оформления и отделки интерьеров, бюро и группы экономического анализа и посты на родного контроля, помогающие изыскивать резервы по улучшению финансово-экономических показателей ра боты гостиниц. Возникающие на местах бюро НОТ помо гают совершенствовать организацию труда и обслужи вания.
О большой роли, которую призваны сыграть общест венные организации в работе социалистического произ водства, говорил А. Н. Косыгин в своем докладе на XXIII съезде КПСС: «Необходимо так поставить дело, чтобы социалистическое соревнование, народный кон троль, производственные совещания, все формы творчес кой самодеятельности масс максимально способствовали привлечению трудящихся к управлению производством, выявлению и использованию внутренних резервов народ ного хозяйства» *.
Общественные организации вносят большой вклад в дело совершенствования всей эксплуатационной деятель ности и наряду с оперативным руководством администра ции способствуют всемерному улучшению технико-эконо мических показателей работы гостиниц и повышению, эффективности их эксплуатации.
* Материалы XXIII съезда КПСС, М„ Политиздат, 1966, с. 129,
28