Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
создается электронная система резервирования мест. Такая система будет создана в гостиничном объедине нии резервирования мест в гостиницах «Интерхотель», авиакомпании «Интерфлюг» и бюро путешествий. На про тяжении 1971—1980 гг. намечается увеличить число мест в гостиницах на 30 тыс.
Венгерская Народная Республика имеет свыше 140 тыс. мест, в том числе в гостиницах 30 тыс. В респуб лике все гостиницы классифицируют на пять категорий AI, АП, В, С, Д. Республика не располагает еще доста точным комфортабельным гостиничным фондом для приема большого количества иностранных туристов, по этому в данное время развернуто широкое строительство гостиниц и приняты меры для дальнейшего развития го стиничного хозяйства.
ВСоциалистической Республике Румынии гостиницы делят на шесть категорий: «Люкс», ІА, IB, 2-я, 3-я и дома приезжих. Тарифы за пользование устанавливают отдель но для одно-, двух-, трех- и четырехместных номеров и апартаментов с учетом степени благоустройства их (без удобств, с душем, с ванной).
Гостиничное хозяйство республики интенсивно разви вается в связи со значительным притоком иностранных туристов, главным образом из социалистических стран. Ежегодно число мест в отелях, мотелях, кемпингах уве личивается на 20—25 тыс. мест.
ВСоциалистической Федеративной Республике Юго славии в больших масштабах ведется строительство но вых гостиниц и гостиничных комплексов.
Гостиницы Югославии делятся на пять разрядов—■ А, В, С, Д и безразрядные. Для определения разрядов
гостиниц А, В и С принято 19 показателей, в том числе наличие холодной и горячей воды в номерах, система отопления, степень освещенности номера, наличие ванны и туалета, минимум определенной мебели и оборудова ния, наличие сигнализации и другие.
Гостиницы категории Д должны отвечать требованиям республиканских государственных органов о минимуме освещения и оборудования гостиницы.
Чехословацкая Социалистическая Республика распо лагает около 300 тыс. мест, из них в гостиницах, функцио нирующих круглогодично, свыше 100 тыс. спальных мест, свыше 40 тыс.— летнего типа.
10
В Чехословакии создается электронная система резервирования мест в гостиницах. В республике систе матически издается справочник отелей, в котором дана характеристика каждого отеля и приведен прейскурант гостиничных услуг.
Отели и другие помещения для временного прожива ния делят на несколько групп в зависимости от уровня благоустройства, объема услуг, освещенности. Так, на пример, к группе «Люкс» относят гостиницы междуна родного класса, не только отвечающие требованиям, предписываемым группе А, но и специальным условиям, устанавливаемым для каждого отеля в отдельности.
§3. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
ВКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Интенсивный рост гостиничного хозяйства в капита листических странах Западной Европы начался в конце XIX века в связи с ростом международных и хозяйствен ных связей. В 1906 г. был организован Международный союз владельцев гостиниц, объединивший 1800 гостиниц европейских государств.
После второй мировой войны гостиничное хозяйство в капиталистических странах превратилось в крупную отрасль, которая в отдельных странах стала важным источником получения иностранной валюты.
В1946 г. Международный союз владельцев гостиниц был переименован в Международную ассоциацию по го стиничному делу, в состав которой вошли гостиничные фирмы многих стран. Международная ассоциация имеет свой устав, издает международный справочник гостиниц
ибюллетень коммерческой и технической информации. В работе IX Генерального конгресса ассоциации приня ли участие представители 57 стран мира.
Вкапиталистических странах гостиничное хозяйство развивается стихийно.
Для получения большей прибыли владельцы гостиниц повышают тарифы за услуги. Уровень тарифов на услуги гостиниц в капиталистических странах в 2—3 раза выше,
чем в СССР. За период 1964—1968 гг. они возросли на 20—100%.
II
Г л а в а II |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ |
|
И УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ |
|
ХОЗЯЙСТВОМ |
|
§ 1. СПЕЦИФИКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ |
|
В общей системе жилищно-коммунального |
хозяйства гостиничная отрасль занимает значительное место. Оказывая своеобразные по своей специфике услу ги, гостиницы выполняют важные функции в сфере обслу живания граждан нашей страны и прибывающих ино странных гостей, обеспечивают их временным жильем и услугами бытового порядка.
В соответствии с классификацией отраслей народного хозяйства гостиницы с 1967 г. входят в состав коммуналь ного хозяйства.
Особенность гостиничного хозяйства состоит в том, что результат производственной деятельности гостиниц реализуется не в виде готовой продукции (вещи), а в виде определенной услуги, которая, по выражению К. Маркса, «доставляет труд... не в качестве вещи, а в ка честве деятельности» *.
Деятельность гостиниц заключается в эксплуатации материально-технических средств (здания, оборудования,
инвентаря), в результате чего |
появляется |
возмож |
ность производства и реализации |
услуг. При |
этом оба |
процесса (производство и реализация) сливаются, т. е. обслуживание осуществляется в момент производства услуги. Эта особенность обусловливает своеобразный ритм работы гостиниц, для которых характерно сле дующее.
1. Не имея возможности хранить и накапливать ре зультат своей эксплуатационной деятельности, гостиницы
всвоей работе зависят от текущего спроса, что приводит
кнеобходимости находиться всегда в постоянной готов ности оказания услуг независимо от времени. В связи с этим гостиницы должны работать беспрерывно. Кроме
того, гостиничные услуги имеют неравномерный, сезон
* М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Сочинения. Изд. 2, т. 26, с. 413.
12
ный характер, в результате чего гостиницы должны рас полагать достаточным резервом основных фондов, учи тывая наибольший заезд.
2.Однотипность гостиничных услуг упрощает плани рование и учет производственной программы и себестои мости этих услуг.
3.Реализация услуги в момент ее производства обес печивает короткий цикл производства, что исключает в гостиницах незавершенное производство.
4.Обслуживая непосредственно потребителя, гостини цы совмещают одновременно функции производства, до ставки и «сбыта» своих услуг, не прибегая к помощи спе циальных (сбытовых) организаций.
Кроме того, гостиницы имеют еще одну, характерную только для них, особенность. Если основная часть комму нальных предприятий оказывает услуги населению, про живающему в пределах местонахождения этих предприя тий, то гостиницы обслуживают потребителя, временно пребывающего в местах их расположения. Эта особен ность в работе гостиниц порождает другую. Обслуживая иногородних граждан и иностранных гостей, гостиницы для обеспечения наиболее полного удобства и комфорта проживающих должны не только предоставить жилье, отвечающее всем современным требованиям, но и создать целый комплекс дополнительных услуг бытового назначе ния, так называемого «сервиса». Достигнутый уровень сервиса является важным критерием оценки качества ра боты гостиницы. Такое своеобразие работы отражается на организации эксплуатации гостиниц и экономике гос тиничного хозяйства. Режим работы, нормативы обслу живания, классификация гостиниц — все подчинено ука занной специфике обслуживания.
Все эти особенности учитывают при проектировании гостиничных объектов.
С учетом режима работы (непрерывность) рассчиты вают количество обслуживающего персонала, составляют график ремонтов гостиниц, особенно капитальных. Эти работы, как правило, выполняют без прекращения рабо ты гостиницы при минимальном простое номерного фонда.
В соответствии с характером эксплуатационной дея тельности гостиничное хозяйство отнесено к непроизвод ственной сфере.
13
Свою эксплуатационную деятельность гостиницы организуют на основе определенных принципов.
1. Плановость в работе, вытекающая из новых произ водственных отношений, господствующих в социалисти ческом обществе. Плановость подчиняет всю деятельность гостиницы выполнению утвержденного планом задания по всем технико-экономическим показателям.
2.Совершенствование деятельности гостиницы на основе внедрения новой техники, механизации трудоем ких работ, повышения квалификации и общего культур ного уровня работающих.
3.Улучшение условий труда и техники безопасности, удовлетворение бытовых и культурных нужд трудя щихся.
4.Хозяйственный расчет, как социалистический метод планового ведения хозяйства, основанный на использо вании экономических законов социализма.
5.Активное участие всех работающих в борьбе за луч шие результаты работы гостиницы, за выполнение пла нового задания на основе социалистического соревнова ния и движения ударников коммунистического труда.
§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОСТИНИЦ
Эксплуатационная деятельность гостиницы направле на на то, чтобы обеспечить и создать максимум удобств для временно проживающих в ней людей. В зависимости от осуществления основного назначения и благоустрой ства гостиницы распределяют на четыре' разряда. К пер вому разряду относят гостиницы, оборудованные водо проводом, канализацией, центральным отоплением, горя чим водоснабжением и имеющие телефонную связь. При гостинице должны работать ресторан, парикмахерская. Все номера, холлы и вестибюли гостиницы должны быть соответственно оформлены и обставлены хорошей ме белью. Ко второму разряду относят гостиницы, в кото рых имеются водопровод и канализация, центральное отопление, ванны или душ общего пользования. В этих гостиницах также обязательно наличие телефона, ресто рана или буфета. Для гостиниц третьего разряда обяза тельно наличие водопровода и канализации. К четверто му разряду относятся гостиницы типа общежитий, домов колхозника, домов приезжих при ведомствах (предприя
14
тия, учреждения, стройобъекты), а также помещения для ночлега при вокзалах, приравненные к общежитиям.
Кроме того, есть «внеразрядные» гостиницы, в кото рых особенно комфортабельно отделаны интерьеры, обес печен высококачественный сервис.
В этих гостиницах проживающим предоставляют ком плекс удобств и комфорта так называемого класса «Люкс», как, например, гостиницы «Россия», «Москва», «Пекин» в Москве, «Москва», «Украина» в Киеве и др. Распределение гостиниц по разрядам производят мини стерства коммунального хозяйства союзных республик. К внеразрядным гостиницы относят на основании поста новления Совета Министров союзной республики.
Оказываемые в гостиницах услуги не требуют специ альных технологических процессов, кроме санитарно-ги гиенической и ремонтной служб.
Основным узлом всего эксплуатационного процесса в гостинице являются места, отведенные под временноежилье,— номера (места в общежитиях). В номере осу ществляется «полезный эффект» производственной дея тельности гостиницы.
Изолированное, оборудованное соответствующей ме белью и инвентарем, помещение называют номером. Оа может состоять из одной, двух и более комнат. Каждыйномер (или комната общежития) имеет свой порядковый номер, который прикрепляют к двери. В больших много этажных гостиницах порядковая нумерация бывает трех- и четырехзначной, в которой обозначен и этаж, где рас положен номер. Например, 518-й номер означает, что жилое помещение находится на пятом этаже, а его поряд ковый номер на этом этаже — восемнадцатый. В гостини цах с небольшим количеством мест комнаты нумеруют в возрастающем порядке.
Чтобы создать уют и удобства для проживающих, но мера должны быть красиво и со вкусом обставлены. Боль шое значение при оформлении интерьеров гостиницы имеет подбор мебели, ее расстановка, выбор дверных и оконных штор. Все эти предметы должны гармонировать с окраской стен, освещенностью, высотой и площадью помещения, создавая единый гармонический ансамбль.
Чтобы обеспечить надлежащее оформление интерье ров гостиницы, часто привлекают художников. Во многих, особенно больших, гостиницах работают художественные
15
советы на общественных началах. При проектировании новых гостиниц архитекторы разрабатывают план расста новки мебели в номерах, который является основой при их оборудовании. Министерством коммунального хозяй ства РСФСР утвержден специальный типовой перечень предметов, которыми должны быть оборудованы номера
ислужебные помещения гостиниц.
Взависимости от удобств и оборудования номеров определяют качественный измеритель гостиничной услу ги, т. е. критерий распределения номеров по категориям. В основе классификации номеров по категориям лежит ряд количественных и качественных признаков (размер, площадь, занимаемая номером, количество комнат, сте пень оснащенности мебелью и другим инвентарем). Учитывая это, номера в гостиницах делят на четыре категории: высшую, первую, вторую и третью.
Высшая категория — номера, состоящие из двух и более жилых комнат и санитарного узла, телефонизиро ванные и обставленные высококачественной мебелью, скульптурными изделиями, с коврами и художественными
картинами.
Первая категория — номера из отдельной жилой ком наты с санитарным узлом, телефоном, обставленные одно
типной мебелью, с коврами. |
менее |
Вторая категория — номера с площадью не |
|
11 м2 на одного человека или площадью не менее |
14 м2 |
на двух человек, обставленные надлежащей мебелью. Са нитарный узел — вне номера.
Третья категория — все прочие номера, обставленные простейшей мебелью.
Распределение номеров по категориям для гостиниц местных Советов осуществляют местные Советы депута тов трудящихся, а по ведомственным гостиницам — руко водители соответствующих организаций, строек, пред приятий.
Плату за проживание устанавливают в зависимости от разряда гостиницы и категории номера, в соответствии с действующим прейскурантом.
При наличии определенных неудобств (номера в полу подвальных помещениях, выходящие на хозяйственный двор, расположенные вблизи работы двигателей, санитар ных узлов общего пользования, отсутствие лифта для но меров, находящихся выше 4-го этажа) устанавливается
16
скидка на 5—10%. В совокупности скидка не должна превышать 20% от установленной прейскурантом цены.
Кроме помещений, отведенных под жилье для при езжих, в гостинице необходимы вестибюль, холл (гости ная), гардероб, камера хранения ручного багажа, ресто ран или буфет, парикмахерская, организация связи, мастерская бытового обслуживания.
Вестибюль — основное помещение, с которого начи нается работа гостиницы. Здесь прибывающий получает все необходимые справки и оформляет документы на все ление. Поэтому в вестибюле размещают рабочие места дежурного администратора и всех служб, с которыми в первую очередь соприкасается проживающий в гости нице.
Вестибюли, холлы и другие помещения, которые явля ются местами общего отдыха проживающих, оборудуют удобной и красивой мебелью, оформляют в соответствии с разрядом гостиницы. Парадные лестницы, коридоры устилают коврами, дорожками.
§ 3. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСТИНИЦАМИ
Порядок пользования гостиничными местами, въезд и выезд, содержание помещений, систему обслуживания проживающих и т. д. регулируют правила пользования гостиницами, разработанные и утвержденные министер ствами коммунального хозяйства союзных республик.
Вселение в гостиницу оформляет дежурный админи стратор после предъявления паспорта (или другого до кумента, дающего право проживания) и заполнения соответствующей анкеты (приложение 1).
В соответствии с правилами проживание в гостини цах не должно превышать 30 суток. За превышение ука занного срока с проживающего взимают двойную плату. Оплату за проживание начисляют посуточно и принимают не больше, чем за три дня вперед.
Оплату за проживание принимает дежурный админи стратор или дежурный по этажу (если оплату произво дят непосредственно по этажам). Дежурный по этажу вселяет прибывшего в номер после предъявления им на правления на свободное место. Рабочее место дежурного по этажу располагают в коридоре возле лестничной пло
щадки. |
Этим обеспечивают удобство общения его с |
2 3-7*7 |
17 |
« ч А f t А В
проживающими, а также возможность наблюдения за санитарным состоянием всего коридора. У дежурного по этажу в специальном месте (ящике, настенном шкафчике) хранятся ключи от номеров. Гостя инфор мируют о функционирующих при гостинице организа циях обслуживания, их расположении, времени и рас порядке работы. Во внеразрядных и перворазрядных гостиницах эти вопросы изложены в красиво оформлен ных проспектах.
К услугам проживающих в гостинице телефон (индивидуального или общего пользования), радиоточ ки, в холлах — телевизоры. Во внеразрядных гостини цах телевизоры установлены в номерах высшей ка тегории («Люкс»), Проживающие в гостинице могут пользоваться дополнительными услугами бытового по рядка.
Хорошее санитарное состояние всех помещений гости ницы и всего гостиничного инвентаря — это марка качест ва услуг гостиницы. Поэтому образцовые чистота и поря док должны быть предметом постоянной заботы всего обслуживающего персонала гостиницы.
§4. ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ В ГОСТИНИЦАХ
Гостиницы, помимо своих основных услуг, должны обеспечить временно проживающих рядом услуг бытово го характера. Для этого в гостиницах работают пред приятия и организации других отраслей, ведомств и под чинений (организации общественного питания, связи, киоски союзпечати, киоски по продаже сувениров, киоски санитарии и гигиены, справочная служба, службы быта). Режим и график работы организаций необходимо строить так, чтобы улучшать обслуживание проживающих в гос тиницах.
Несмотря на то, что эти организации непосредственно не подчиняются администрации гостиницы, их работа должна находиться под постоянным контролем гостинич ной администрации и всего гостиничного коллектива ра ботающих. Такой контроль даст возможность подмечать допущенные в их работе недостатки, своевременно устра нять их и содействовать поиску лучших форм обслужи вания.
18