Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[90

Сущность этого способа заключается в том, что с суднаааправщика на корабль подается передающий трос, к которому крепятся плавучие контейнеры с грузом. По мере выборки пере­ дающего троса контейнеры сбрасываются с судна-заправщика в воду, подтягиваются к заправляемому кораблю и поднимаются на его палубу.

Поскольку контейнеры с грузом обладают положительной плавучестью, то передающий трос не несет больших нагрузок.Он служит лишь для направления их движения к кораблю и может быть значительно тоньше несущих тросов при передаче грузов методом канатной дороги. И, самое главное, этот метод не тре­ бует установки автоматической лебедки.

В штормовых условиях передающий трос.может быть подан при помощи одного из контейнеров с грузом. Для этого контей­ нер крепится к концу троса и сбрасывается за борт. Обладая положительной плавучестью, он в кильватерной струе судна дви­ жется навсрѳчу кораблю, принимающему груз. Когда плавающий контейнер подходит к борту, его поднимают на палубу. Дальней­

шая передача грузов осуществляется так, как было описано ранее.

При контейнерном

способе передачи

в случае

необходимости,

(например, срочное погружение подводной

лодки), корабль не связан

в действиях

и маневре

с судном

к может

свободно

маневрировать

и даже уйти,

сбросив

передающий

трос за

борт.

 

Контейнерный способ передачи грузов может быть исполь­ зован и в другом варианте. Груз в нескольких плавучих контей­ нерах, соединенных между собой, может быть предварительно ос­ тавлен на плаву в заданной точке моря (положен в дрейф или поставлен на якорь) и корабль (подводная лодка), сообразуясь с обстановкой и требованиями скрытности, проходит в заданную точку и самостоятельно выбирает груз на борт.

Практика показала, что контейнерный способ наиболее ле­ гок по своему осуществлению, не требует длительного специаль­ ного обучения личного состава и установки какого-либо сложного дорогостоящего оборудования.

С целью ускорения и облегчения процесса передачи сухих грузов в море на ходу рекомендуется заблаговременная упакпгка большей части сухих грузов в тару, удобную для погрузки, транс-


портировки, передачи

1 9 1

и суд ах. При этом

и хранения на кораблях

очень часто практикуют упаковку имущества комплектнодля

группы кораблей или для конкретного проекта корабля.

Передача грузов

с помощью вертолетов;

В последнее время

все более широкое распространение получает третий способ пода­ чи сухих грузов на корабли (суда, лодки) в море - при помощи вертолетов. Сравнительно малый радиус действия вертолетов и дороговизна специально оборудованных судов с вертолетами, вы­ нуждает рассматривать подачу сухих грузов на корабли с помощью вертолетов скорее работой авиации с судами, а не работой судов вспомогательного флота с кораблями. Больше распространена раз­ грузка с помощью вертолетов самих судов. Когда грувы с судов доставляются не на корабли, а на берег.

Большим недостатком всех существующих способов и методов передачи сухих грузов в море на ходу следует считать сложность передачи современных боеприпасов: торпед, ракет,-м ин. Назван­ ные виды боеприпасов можно грузить только в штиль.

192

ХУІІ

Г л а в а

БУКСИРОВКА КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ФЛОТА

Виды и способы буксировок

Перемещение по.водной поверхности несамоходных и поте­ рявших ход кораблей, судов и плавучих средств самоходными ко­ раблями и судами называется буксировкой.

Буксирующие суда в сочетании с буксируемыми кораблями, судами и плавсредствами называются буксирным караваном, а не­ самоходная часть каравана - буксируемым составом.

Буксировки имеют самое широкое применение как в мирное, так и в военное время. Они могут отличаться одна от другой по

своим целям,

по району плавания и по способу выполнения.

По селям

буксировки делятся на три вида: транспортные,

аварийные и

вспомогательные

буксировки.

являются

Т р а н с п о р т н ы е

б у к с и р о в к и

одним из распространенных и эффективных способов транспортиров­ ки грузов морем на несамоходных плавучих средствах. Это объяс­ няется тем, что сравнительная дешевизна постройки и эксплуата­

ции несамоходных

барк

(они, как правило, не имеют машинной

установки)

при

значительной

грузовместимости

делают перевозки

грузов ва

них наиболее

дешевыми по сравнению

с другими видами

транспортировки

грузов. Кроме

того, несамоходные плавучие

средства

при равной с

самоходными судами грузоподъемности

всегда имеют меньшую оі д"-

 

имеют вы­

А в а р и й н ы е

у к с и р о в к и

нужденный характер и связаны с боевыми или навигационными поврѳждѳниями кораблей и судов. К аварийному виду буксировок от­ носятся все случаи отбуксирования поврежденных кораблей и судов в базы, места стоянки или ремонта. Этот вид буксировок осущест­ вляют также и в том случае, когда корабль (судно) повреждений не имеет, во из-за отсутствия топлива, воды или по другим при­ чинам' самосмйвЖ ьно'не/может датъ ход. Аварийные буксиролкйосущѳстьляются


193

• в большинстве случаев при частичной потере

судном

плавучести и остойчивости, а поэтому

они относятся

к наиболее

сложному виду буксировок. ■

б у к с и р о в к и

В с п о м о г а т е л ь н ы е

представляют собой работы, не преследующие транспортировку гру­

зов и не вызванные

аварийным состоянием

кораблей и судов. Это,

в основном, работы

по вводу и выводу кораблей и судов в гавань

 

 

 

 

причала

 

 

и из гавани, по швартовке, перешвартовке и перестановке кораб­

лей и судов от

одного

 

 

к другому,

по выводу и вводу ко­

раблей

в доки

и из

доков,

по буксировке

щитов и мишеней и ряд

других

подобных работ.

 

 

 

 

По району

плавания буксировки подразделяются на морские,

рейдовые, портовые, а также буксировки пс внутренним водным путям.

М о р с к и е б у к с и р о в к и осуществляются

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

между портами и портпунктами при удалении судна от ближайшего

порта

на расстояние

свыше

 

миль.

 

 

б у к с и р о в -

 

 

Р е й д о в ы е

 

и

п о р т о в ы е

 

 

к и

 

осуществляются

более

20

 

удаления

от

защищенного пор­

 

в условиях

та

на расстояние не

 

 

 

ми-

или в

пределах акватории

порта.

 

 

 

п с

 

в н у т р е н н и м

в о д ­

н ы м

Б у к с и р о в к и

 

п у т я м

-

это буксировки по рекам,

устьям

рек, озе­

рам,

каналам и

шлюзам.

буксирующего

судна

с буксируемым

 

 

По способу

соединения

 

 

 

 

кораблем (судном, плавсредством) возможны три способа буксиро­

вок: в

кильватер, лагом

и способом толкания.

характерна

Б

у к с и р о в к а

в

к и л ь в а т е р

тем, что буксируемый корабль (судно) идет сзади буксирующего. При этом способе буксировки буксирный трос может быть длинным или коротким.

При буксировке на длинном тросе расстояние между кораблями больше длины потока воды от работающих винтов буксирующего суд­ на (корабля). Такой способ применяется при буксировке в откры­ том море на большие расстояния.

При буксировке на коротком буксирном тросе расстояние меж­ ду буксирующим и буксируемым кораблем меньше потока водыот-

1.3 Зш-. LÜ'tf'p


194

брасываѳмого винтами аудирующего судна. Такой способ чаще

всего применяется при рейдовыхбуксировках.

 

в

том,

Б у к с и р о в к а

л а г о м

заключается

что буксируемый корабль

(судно)

ошвартовано

у борта

буксируе­

мого судна. Этот вид буксировки

применяется

при работе

на

загроможденных акваториях (в бухте,

гавани,

в каналах и т .п .) .

Буксировку лагом в море можно осуществить только в хорошую по­ году, когда нет волн, так как на волне корабли (суда ), ошвар­

тованные лагом, бьются

бортами друг о друга,

повреждают корпус.

Б у к с и р о в к а

с п о с о б о м

т о л к а н и я .

Этот способ заключается в том, что судно-буксировщик находится позади буксируемого судна (плавсредства), и струя от винтов не попадает на буксируемые суд а. Коэффициент полезного действия буксира при этом увеличивается на 10-15%.

При толкании барж почти полностью исключается их рыскли­ вость, что неизбежно при других способах буксировки несамоход­ ных судов и плавсредств. Понятно, что для такого способа бук­ сировки необходимы суда-толкачи специальной постройки.

Всякая буксировка монет быть осуществлена буксирными су­ дами (буксирами), судами, построенными для других целей, но заранее приспособленными для буксировки и, наконец, кораблями, которые предназначены для боевых целей, но, используя имеющиеся на корабле буксирные устройства, могут буксировать поврежден­ ные корабли и суд а.

Что касается буксируемых судов, то в настоящее время все корабли, суда и плавсредства уже при постройке, как правило, имеют специальные приспособления и устройства для осуществления обычной их буксировки. Для длительных океанских буксировок требуются более мощные буксирные приспособления и устройства. Они изготовляются и монтируются на судах судоремонтными за­ водами по особому проекту.

Подготовка кораблей (судов, плавсредств) к буксировке

Каждой буксировке корабля (судна, плавучего средства) морем должна предшествовать тщательная подготовка как бук­ сируемых кораблей (судов, плавсредств), так и буксирующих судов.


195

Подготовка буксируемых кораблей (.судов, плавсредств) заключается, во-первых, в обеспечении как можно лучшей герме­ тизации корпуса. Это достигается тем, что плотно закрываются все люки, двери, горловины, иллюминаторы, вентиляционные шах­ ты и другие устройства, через которые забортная вода может попасть внутрь корпуса. Гермитизация перечисленных устройств проверяется не только перед началом буксировки, но и в процес­ се ѳѳ .

Во-вторых, на буксируемых кораблях (судах, плавсредствах) проверяется исправность имеющихся средств по откачиванию воды, заделке пробоин, тушению пожаров. Все аварийные средства и имущество кораблей (судов) должны быть исправны, полностью укомплектованы и подготовлены к применению по назначению. Если табельных средств недостаточно, то на судно принимается до­ полнительное количество аварийно-спасательного имущества.

Третье мероприятие подготовки судов к буксировке заклю­ чается в осмотре и подготовке к использованию буксирных уст­ ройств. Они должны быть исправными, надежно отрегулированными и соответствующими условиям предстоящей буксировки.

Готовясь к буксировке морем, необходимо позаботиться том, чтобы на судне были исправны якорные устройства, гидро­ графическое и штурманское оборудование, средства связи и сигнализации. Это необходимо как для безопасной буксировки, так и на случай обрыва буксирного троса и вынужденного дрейфа или стоянки на якоре.

Б период подготовки корабля (судна, плавсредства) к бук­ сировке производится пополнение буксируемого судна нужными ва рейс запасами продовольствия, топлива и воды из расчета обес­ печения нормальной жизнедеятельности экипажа, а также на ава­ рийный случай.

Подготовка буксирующих судов в принципе аналогична под­ готовке буксируемых кораблей и судов. В качестве дополнитель­ ных работ на буксировщиках производится подготовка к подаче на буксируемые суда запасных комплектов буксирного троса.

>

196

Организация буксировок

Каждая буксировка должна быть заранее подготовлена в соответствии с утвержденным планом. При этом подготовка зави­ сит от типа кораблей и буксировщиков, вида буксировки и усло­ вий ѳе выполнения.

Морские буксировки могут осуществляться в составе бук­ сирных караванов и одиночно.

Если буксировка осуществляется караваном, то всегда на­ значается старший офицер по буксировке. Ему подчиняются все командиры и капитаны буксирующих и буксируемых кораблей и судов.

До начала буксировки ответственный за буксировку офицер созывает капитанов буксирующих судов и командиров буксируемых кораблей на совещание, где всесторонне обсуждает с ними план предстоящей буксировки. На совещании даются необходимые ука­ зания и инструктаж на переход: определяется порядок связи, намечаются действия на случай плохой видимости, шторма, обрыва буксирного троса и т .д .

По готовности кораблей и буксиров к выходу в море: ответ­ ственный за буксировку запрашивает разрешение на выход у оперативного дежурного штаба флота (вмб).

Получив разрешение, старший по буксировке дает указание начать буксировку.

При ухудшении погоды и невозможности дальнейшей букси­ ровки ответственный за нее обязан немедленно дать команду ид­ ти каравану в ближайшие защищенные базы и пункты укрытия.

Продолжать буксировку разрешается только с улучшением погоды и с разрешения оперативного дежурного штаба флота.

При буксировке в море вспомогательных судов и базовых плавучих средств водоизмещением до 3000 т , а кораблей водоиз­ мещением до 1000 т ответственность за безопасность^буксируѳ- мых кораблей, судов и базовых средств возлагается на капитана буксирующего судна. При особо сложных буксировках больших караванов крупных вспомогательных судов (от 1000 до 3000 т ) начальник 7ВС на руководство буксировкой может назначить од­ ного из своих офицеров.