Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

179

К опасным грузам относятся взрывчатые вещества, грузы, способные самовозгораться, легко воспламеняющиеся, образующие взрывчатые смеси,а также все ядовитые химикаты в таре.

Некоторые из указанных грузов, такие как боеприпасы,взрыв­ чатые и сильнодействующие ядовитые вещества, являются особо опасными. При перевозке их на.судах требуется соблюдение спе­ циальных мер предосторожности. В зависимости от степени опас­ ности и требуемых специальных условий перевозки, всем особо опасным грузам присваивается тот или иной разряд. По этому приз­ наку все боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества для крат­ кости именуются "разрядным грузом".

Кразрядным грузам относятся: взрыватели, детонаторы, за­ ряды, полузаряды, унитарные патроны, мины, торпеды, бомбы, глу­ бинные бомбы, ракеты, стрелковые боеприпасы, все отравляющие вещества в жесткой упаковке (таре).

Копасным, но не разрядным грузам относятся: кислоты в таре, магниевые сплавы, горючие кинопленки, спички и некоторые другие.

Все остальные сухие грузы относятся к группе обычных гру­

зов.

Из наиболее распространенных отметим следующие: вооруже­ ние, продовольствие, шхиперское и техническое имущество, ве­ щевое имущество, различные строительные и ремонтные материалы и т .д .

Особенности перевозки основных сухих грузов на судах флота

Особенности перевозки разрядных г р у з о в . При перевозке разрядных грузов на судах ВМФ надлежит строго руководствоваться специальными правилами перевозок боеприпасов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, которые установлены и дей­ ствуют на флоте (в Вооруженных Силах).

Основное требование этих правил заключается в той, «гтооы при погрузке и распределении разрядных грузов по трюмам судна не было совместного размещения взаимоисключающих друг друга грузов. Например, самовозгорающиеся грузы нельзя размещать


180

в одном трюме с грузами легко заіюрающиыися, детонаторы со взрывателями и т .п .

Другим очень важным требованием правил перевозки является требование осторожности обращения с опасными грузами при их погрузке, укладке в трюмах и выгрузке. Признаком соблюдения Осторожности при обращении с разрядными грузами является сохра­ нение целостности упаковки груза. Упаковка должна быть исправ­ ной, прочной, соответствовать установленным стандартам и техни­

ческим

условиям перевозки

того или

иного груза. Находящиеся в

таре

предметы должны быть плотно

уложены и надежно закреплены.

Подготовка разрядного

груза

к перевозка

на

судах состоит

Е том,

что

на таре черной

краской

наносится

особый знак -

равно­

сторонний

треугольник (длина каждой стороны

15

см,) в середине

которого арабскими цифрами ставится номер разряда груза.

Этот

знак может изготовляться также на

бумаге типографским способом

и наклеиваться на тару.

 

 

разрядных

грузов,

как

Для погрузки (выгрузки) на суда

правило, отводятся специальные причалы. При их

отсутствии

вы­

деляются наиболее удобные для этого места на общих причалах. Выбор производит специально назначенная комиссия. Заключение этой комиссии утверждает командующий флотом. Причалы или выде­ ленные для погрузки (выгрузки) боеприпасов места на общих причалах должны быть расположены не ближе 250 м от жилых и производственных помещений и от общих мест стоянки, погрузки судов и местонахождения самовозгорающихся и легко воспламе­ няющихся грузов;

Погрузка, выгруэка и перегрузка разрядных грузов требует определенных навыков и в большинстве случаев производится спе­ циальными командами грузоотправителей и грузополучателей. В пунктах, где нет систематического отправления или поступления разрядных грузов, специальные погрузочно-разгрузочные команды

содержать нецелесообразно. Работы по погрузке

и выгрузке грузов

в этом случае выполняют группы военнослужащих

частей и работ­

ников складов боеприпасов и арсеналов. Эти группы назначаются каждый раз в зависимости от поступления грузов. Работы по по­ грузке и выгрузке разрядных грузов в обычной обстановке произ­ водятся только в светлое время суток. Ночью погрузочно-разгру- аоАіга'Тработы не производятся, а суда с разрядным грузом от­ водятся на рейд.


I8I

Для перевозки разрядных грузов на каждом флоте назна­ чаются отдельные суда и плавсредства, специально оборудован­ ные и приспособленные для этой цели, команды которых обучены обращению с.разрядным грузом. Допуск судна и его команды к пе­ ревозке разрядного груза оформляется приказом по флоту.

Суда, выделенные для перевозки разрядных грузов должны удовлетворять следующим освовным требованиям:

а) грузовые помещения должны иметь соответствующее обору­ дование для размещения и крепления разрядного груза;

б) на дымовых и выхлопных трубах должны быть искроуловительные и искрогасительные устройства;

в) переборки, соприкасающиеся с машинными и котельными отделениями, должны иметь надежную теплоизоляцию;

г) электропроводка в трюмах должна быть обесточена^ а - светильники при наружной проводке должны быть закрытого типа; д) суда должны иметь увеличенное количество противопожар­

ных и аварийно-спасательных средств.

Способы загрузки трюмов судов разрядными грузами такие-же, как и'обычными грузами, но с соблюдением особой предосторож­ ности - без рывков, толчков и сбрасывания груза с высоты. Для соблюдения этого требования все механизмы подъема груза, пово­ рота крана и изменения взлета стрелы должны иметь самостоятель­ ные приводы. Каждый грузоподъемный механизм.обязательно должен иметь два автоматически действующих тормоза, исключающих само­ произвольное опускание или падение груза при прекращении по­ дачи электроэнергии или поломке. Высота укладки зависит от раз­ ряда груза и оговаривается в сопроводительных документах.

Во время загрузки судов разрядными грузами подход к ним других судов для заправки и по другим причинам не допускается. Эти операции производятся лишь после прекращения приема разряд­ ных грузов и закрытия люков.

Особую предосторожность следует проявлять в случае воэ- ^ никновения пожара вблизи судна. Работы.в таких*случаях немед­ ленно прекращаются, трюмы задраиваются, а личный состав по­ грузочных команд удаляется с судна. К судну направлявтоя проти­ вопожарные средства и буксир, обеспечивающий немедленный отвод судна на рейд.

Правильная погрузка опасных грузов с учетом их физико­ химических свойств, осторожное обращение с огнем, постоянная

готовность всех

 

средств пожаротушения - таковы основные

меры

предупреждения

возникновения пожара.

 

С целью предупреждения пожаров во время погрузки на суда

разрядных грузов

требуется соблюдение следующих правил:

и в

-

запрещение

курения в трюмах, возле-открытых люков

других

местах,

необорудованных для курения;

 

-применение для освещения трюмов и мест погрузки только светильников герметического типа;

-приведение в готовность противопожарных средств судна. Одной из предупредительных мер против'пожаров и взрывов на су­ дах при перевозке опасных грузов следует считать предупреди­ тельные осмотры трюмов после штормов. Эти осмотры производятся при обязательном присутствии сопровождающего груз и начальника караула под руководством капитана (старшины) судна.

Особенности перевозки продовольствия. Перевозка продо­ вольствия на судах вспомогательного флота имеет свои особен­ ности. Они заключаются в строгом соблюдении санитарно-профилак­

тических мер, цель которых - не допустить порчи продовольствия. Для этого перевозка продовольствия ограничивается небольшим ко­ личеством специально выделенных и оборудованных для этой цели судов и плавсредств. Это. выделение оформляется приказом по фло­ т у . Выделенные-под перевозку продовольствия су/а должны быть укомплектованы соответствующим количеством работников продоволь­ ственной службы^ которые несут ответственность за сохранность, качество и количество принимаемого на суда и сдаваемого (передавѳмого) кораблям и частям продовольствіи.

Большинство судов ВМФ, перевозящих продовольствие, не тре­ бует специального оборудования. Исключение составляют лишь реф­ рижераторные суда, имеющие специальные холодильные установки и трюмы с охлаждающими трубопроводами.

Санитарно-профилактические мероприятия направлены на со­ держание грузовых помещений судов в сост янки пригодности для перевозки продовольствия, а также на предотвращение его порчи.

Меры борьбы с вредителями (грибками, микробами, насеко­ мыми,, грызунами) могут быть предупредительными и истребитель­ ными.


183

Предупредительные меры заключаются в содержании грузовых помещений в условиях, неблагоприятных для размножения и жизне­ деятельности вредителей груза. Такими условиями является чистот

та , хорошая вентиляция помещений, наличие

солнечного освещения.

К предупредительным

относятся

также

меры,

препятствующие

про­

никновению грызунов

на суда.

Для этого при стоянке судна

у

причала на швартовых

тросах необходимо устанавливать металли­

ческие щиты, а трапы

и сходни

хорошо

освещать в ночное время

и держать под

контролем днем.

Следует иметь в виду, что грызувы

могут попасть

па судно не только вместе с

грузом, но и с

пус­

той тарой. Поэтому перед погрузкой на суда тару необходимо тща­ тельно осматривать и вычищать. В большинстве случаев перечислен­

ных мероприятий

вполне

достаточно

для

создания

нормальных ус­

ловий транспортировки

продовольствия

на судах флота.

 

 

Истребительные меры борьбы с вредителями продовольственных

грузов

применяются тогда,

когда

предохранитель-.

 

ные меры по тем или иным причинам оказались неэффективными.

Эти меры моі’ут

быть механическими, биологическими и химически­

ми. Мероприятия

по уничтожению микроорганизмов

называются

дезин­

секцией,

по уничтожению вредных насекомых и их зародышей

-

дезинфекцией, по уничтожению грызунов

-

дератизацией,

а по унич­

тожению дурного

запаха

- дезорацией.

 

 

 

 

 

Все перечисленные мероприятия по химико-биологической об­

работке

судов и их помещений выполняются

медицинской

и хими­

ческой службами (флота по заявкам командования судов и врача

соединеніш вспомогательных

судов.

 

 

 

 

 

Помимо перечисленных общих'мер, предусмотренных при под­

готовке

судна к перевозке

продовольствия, необходимо

уже

в

ходе погрузки и перевозки грузов учитывать специфические свой­ ства самих перевозимых грузов. Это способствует предохранению^ их от порчи и убыли.

Особенности перевозки вооружения Ітехпйки). Из вооружения как в мирное, так и в военное время' іт?гвспомогательных судах чаще всего перевозят материальную часть артиллерии, боевые и , транспортные машины, небольшие катера, техническое оборудовав ние.


т

Б большинстве своей такие грузы имеют значительные га­ бариты, большой вес и неправильные геометрические формы. Все указанные качества затрудняют грузовые операции, а при пере­ возке морем требуют дополнительного закрепления.

Как правило, военная техника грузится и перевозится вме­ сте с личным составом, ее обслуживающим или сопровождающим. Личный состав обязан хороио знать особенности техники и да­ вать команде судна советы по способам ее остропки, погрузки,

размещения

и крепления.

 

 

Артиллерийские системы на механической тяге и другие ви­

ды орудий

крупных калибров

грузятся

по специальным мосткам

на палубу

судна собственной

тягой, а

при погрузке кранами

(стрелами)

в трюмы и на палубы судов

- при помощи стальных

стропов. Для застропки ствола с орудийным лафетом требуется два стропа по 12 м каждый. Застропка тягачей, танков, плава­ ющих машин и тракторов осуществляется при помощи двух стальных стропов длиной по 7 м, соединенных попарно металлическими рас­ порками.

Застропка всех видов артиллерийских орудий весом до че­ тырех тонн при погрузке кранами производится при помощи сталь­ ной сетки или трех стальных стропов.

Погрузка боевых и транспортных машин производится своим ходом или с применением кранов и судовых стрел. При въезде на судно машины должны двигаться на низшей.передаче, без остано­ вок на погрузочно-выгрузочных аппарелях.

Погрузкой каждой машины обязательно руководит ее коман­ дир, и только его сигналы являются обязательными для водителя машины во время погрузки. Водительский состав должен быть тщательно проинструктирован о порядке погрузки и твердо знать сигналы руководящего погрузкой командира.

Все

 

 

 

 

 

к палубе, вооружение и техника после погрузки надежно крепится

цепных

 

переборкам и другим конструкциям судна с Помощью

 

талрепов

 

или

монтажной стальной проволокой за крепежные

приспособления

на вооружении (технике) и судне.

Особенности

перевозки строительных и ремонтных мате­

риалов.

 

На судах

известь,

стекло,

УВС наиболее часто

перевозят цемент, кирпич,

волоку и другие

 

асфальт, рельсы, трубы, стальной прокат, про­

 

 

 

 

подобные материалы.

Их перевозка имеет свою