Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
179
К опасным грузам относятся взрывчатые вещества, грузы, способные самовозгораться, легко воспламеняющиеся, образующие взрывчатые смеси,а также все ядовитые химикаты в таре.
Некоторые из указанных грузов, такие как боеприпасы,взрыв чатые и сильнодействующие ядовитые вещества, являются особо опасными. При перевозке их на.судах требуется соблюдение спе циальных мер предосторожности. В зависимости от степени опас ности и требуемых специальных условий перевозки, всем особо опасным грузам присваивается тот или иной разряд. По этому приз наку все боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества для крат кости именуются "разрядным грузом".
Кразрядным грузам относятся: взрыватели, детонаторы, за ряды, полузаряды, унитарные патроны, мины, торпеды, бомбы, глу бинные бомбы, ракеты, стрелковые боеприпасы, все отравляющие вещества в жесткой упаковке (таре).
Копасным, но не разрядным грузам относятся: кислоты в таре, магниевые сплавы, горючие кинопленки, спички и некоторые другие.
Все остальные сухие грузы относятся к группе обычных гру
зов.
Из наиболее распространенных отметим следующие: вооруже ние, продовольствие, шхиперское и техническое имущество, ве щевое имущество, различные строительные и ремонтные материалы и т .д .
Особенности перевозки основных сухих грузов на судах флота
Особенности перевозки разрядных г р у з о в . При перевозке разрядных грузов на судах ВМФ надлежит строго руководствоваться специальными правилами перевозок боеприпасов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, которые установлены и дей ствуют на флоте (в Вооруженных Силах).
Основное требование этих правил заключается в той, «гтооы при погрузке и распределении разрядных грузов по трюмам судна не было совместного размещения взаимоисключающих друг друга грузов. Например, самовозгорающиеся грузы нельзя размещать
180
в одном трюме с грузами легко заіюрающиыися, детонаторы со взрывателями и т .п .
Другим очень важным требованием правил перевозки является требование осторожности обращения с опасными грузами при их погрузке, укладке в трюмах и выгрузке. Признаком соблюдения Осторожности при обращении с разрядными грузами является сохра нение целостности упаковки груза. Упаковка должна быть исправ ной, прочной, соответствовать установленным стандартам и техни
ческим |
условиям перевозки |
того или |
иного груза. Находящиеся в |
|||||
таре |
предметы должны быть плотно |
уложены и надежно закреплены. |
||||||
Подготовка разрядного |
груза |
к перевозка |
на |
судах состоит |
||||
Е том, |
что |
на таре черной |
краской |
наносится |
особый знак - |
равно |
||
сторонний |
треугольник (длина каждой стороны |
15 |
см,) в середине |
|||||
которого арабскими цифрами ставится номер разряда груза. |
Этот |
|||||||
знак может изготовляться также на |
бумаге типографским способом |
|||||||
и наклеиваться на тару. |
|
|
разрядных |
грузов, |
как |
|||
Для погрузки (выгрузки) на суда |
||||||||
правило, отводятся специальные причалы. При их |
отсутствии |
вы |
деляются наиболее удобные для этого места на общих причалах. Выбор производит специально назначенная комиссия. Заключение этой комиссии утверждает командующий флотом. Причалы или выде ленные для погрузки (выгрузки) боеприпасов места на общих причалах должны быть расположены не ближе 250 м от жилых и производственных помещений и от общих мест стоянки, погрузки судов и местонахождения самовозгорающихся и легко воспламе няющихся грузов;
Погрузка, выгруэка и перегрузка разрядных грузов требует определенных навыков и в большинстве случаев производится спе циальными командами грузоотправителей и грузополучателей. В пунктах, где нет систематического отправления или поступления разрядных грузов, специальные погрузочно-разгрузочные команды
содержать нецелесообразно. Работы по погрузке |
и выгрузке грузов |
в этом случае выполняют группы военнослужащих |
частей и работ |
ников складов боеприпасов и арсеналов. Эти группы назначаются каждый раз в зависимости от поступления грузов. Работы по по грузке и выгрузке разрядных грузов в обычной обстановке произ водятся только в светлое время суток. Ночью погрузочно-разгру- аоАіга'Тработы не производятся, а суда с разрядным грузом от водятся на рейд.
I8I
Для перевозки разрядных грузов на каждом флоте назна чаются отдельные суда и плавсредства, специально оборудован ные и приспособленные для этой цели, команды которых обучены обращению с.разрядным грузом. Допуск судна и его команды к пе ревозке разрядного груза оформляется приказом по флоту.
Суда, выделенные для перевозки разрядных грузов должны удовлетворять следующим освовным требованиям:
а) грузовые помещения должны иметь соответствующее обору дование для размещения и крепления разрядного груза;
б) на дымовых и выхлопных трубах должны быть искроуловительные и искрогасительные устройства;
в) переборки, соприкасающиеся с машинными и котельными отделениями, должны иметь надежную теплоизоляцию;
г) электропроводка в трюмах должна быть обесточена^ а - светильники при наружной проводке должны быть закрытого типа; д) суда должны иметь увеличенное количество противопожар
ных и аварийно-спасательных средств.
Способы загрузки трюмов судов разрядными грузами такие-же, как и'обычными грузами, но с соблюдением особой предосторож ности - без рывков, толчков и сбрасывания груза с высоты. Для соблюдения этого требования все механизмы подъема груза, пово рота крана и изменения взлета стрелы должны иметь самостоятель ные приводы. Каждый грузоподъемный механизм.обязательно должен иметь два автоматически действующих тормоза, исключающих само произвольное опускание или падение груза при прекращении по дачи электроэнергии или поломке. Высота укладки зависит от раз ряда груза и оговаривается в сопроводительных документах.
Во время загрузки судов разрядными грузами подход к ним других судов для заправки и по другим причинам не допускается. Эти операции производятся лишь после прекращения приема разряд ных грузов и закрытия люков.
Особую предосторожность следует проявлять в случае воэ- ^ никновения пожара вблизи судна. Работы.в таких*случаях немед ленно прекращаются, трюмы задраиваются, а личный состав по грузочных команд удаляется с судна. К судну направлявтоя проти вопожарные средства и буксир, обеспечивающий немедленный отвод судна на рейд.
Правильная погрузка опасных грузов с учетом их физико химических свойств, осторожное обращение с огнем, постоянная
готовность всех |
|
средств пожаротушения - таковы основные |
меры |
|
предупреждения |
возникновения пожара. |
|
||
С целью предупреждения пожаров во время погрузки на суда |
||||
разрядных грузов |
требуется соблюдение следующих правил: |
и в |
||
- |
запрещение |
курения в трюмах, возле-открытых люков |
||
других |
местах, |
необорудованных для курения; |
|
-применение для освещения трюмов и мест погрузки только светильников герметического типа;
-приведение в готовность противопожарных средств судна. Одной из предупредительных мер против'пожаров и взрывов на су дах при перевозке опасных грузов следует считать предупреди тельные осмотры трюмов после штормов. Эти осмотры производятся при обязательном присутствии сопровождающего груз и начальника караула под руководством капитана (старшины) судна.
Особенности перевозки продовольствия. Перевозка продо вольствия на судах вспомогательного флота имеет свои особен ности. Они заключаются в строгом соблюдении санитарно-профилак
тических мер, цель которых - не допустить порчи продовольствия. Для этого перевозка продовольствия ограничивается небольшим ко личеством специально выделенных и оборудованных для этой цели судов и плавсредств. Это. выделение оформляется приказом по фло т у . Выделенные-под перевозку продовольствия су/а должны быть укомплектованы соответствующим количеством работников продоволь ственной службы^ которые несут ответственность за сохранность, качество и количество принимаемого на суда и сдаваемого (передавѳмого) кораблям и частям продовольствіи.
Большинство судов ВМФ, перевозящих продовольствие, не тре бует специального оборудования. Исключение составляют лишь реф рижераторные суда, имеющие специальные холодильные установки и трюмы с охлаждающими трубопроводами.
Санитарно-профилактические мероприятия направлены на со держание грузовых помещений судов в сост янки пригодности для перевозки продовольствия, а также на предотвращение его порчи.
Меры борьбы с вредителями (грибками, микробами, насеко мыми,, грызунами) могут быть предупредительными и истребитель ными.
183
Предупредительные меры заключаются в содержании грузовых помещений в условиях, неблагоприятных для размножения и жизне деятельности вредителей груза. Такими условиями является чистот
та , хорошая вентиляция помещений, наличие |
солнечного освещения. |
|||||
К предупредительным |
относятся |
также |
меры, |
препятствующие |
про |
|
никновению грызунов |
на суда. |
Для этого при стоянке судна |
у |
|||
причала на швартовых |
тросах необходимо устанавливать металли |
|||||
ческие щиты, а трапы |
и сходни |
хорошо |
освещать в ночное время |
|||
и держать под |
контролем днем. |
Следует иметь в виду, что грызувы |
||||
могут попасть |
па судно не только вместе с |
грузом, но и с |
пус |
той тарой. Поэтому перед погрузкой на суда тару необходимо тща тельно осматривать и вычищать. В большинстве случаев перечислен
ных мероприятий |
вполне |
достаточно |
для |
создания |
нормальных ус |
|||||
ловий транспортировки |
продовольствия |
на судах флота. |
|
|
||||||
Истребительные меры борьбы с вредителями продовольственных |
||||||||||
грузов |
применяются тогда, |
когда |
предохранитель-. |
|
||||||
ные меры по тем или иным причинам оказались неэффективными. |
||||||||||
Эти меры моі’ут |
быть механическими, биологическими и химически |
|||||||||
ми. Мероприятия |
по уничтожению микроорганизмов |
называются |
дезин |
|||||||
секцией, |
по уничтожению вредных насекомых и их зародышей |
- |
||||||||
дезинфекцией, по уничтожению грызунов |
- |
дератизацией, |
а по унич |
|||||||
тожению дурного |
запаха |
- дезорацией. |
|
|
|
|
|
|||
Все перечисленные мероприятия по химико-биологической об |
||||||||||
работке |
судов и их помещений выполняются |
медицинской |
и хими |
|||||||
ческой службами (флота по заявкам командования судов и врача |
||||||||||
соединеніш вспомогательных |
судов. |
|
|
|
|
|
||||
Помимо перечисленных общих'мер, предусмотренных при под |
||||||||||
готовке |
судна к перевозке |
продовольствия, необходимо |
уже |
в |
ходе погрузки и перевозки грузов учитывать специфические свой ства самих перевозимых грузов. Это способствует предохранению^ их от порчи и убыли.
Особенности перевозки вооружения Ітехпйки). Из вооружения как в мирное, так и в военное время' іт?гвспомогательных судах чаще всего перевозят материальную часть артиллерии, боевые и , транспортные машины, небольшие катера, техническое оборудовав ние.
т
Б большинстве своей такие грузы имеют значительные га бариты, большой вес и неправильные геометрические формы. Все указанные качества затрудняют грузовые операции, а при пере возке морем требуют дополнительного закрепления.
Как правило, военная техника грузится и перевозится вме сте с личным составом, ее обслуживающим или сопровождающим. Личный состав обязан хороио знать особенности техники и да вать команде судна советы по способам ее остропки, погрузки,
размещения |
и крепления. |
|
|
Артиллерийские системы на механической тяге и другие ви |
|||
ды орудий |
крупных калибров |
грузятся |
по специальным мосткам |
на палубу |
судна собственной |
тягой, а |
при погрузке кранами |
(стрелами) |
в трюмы и на палубы судов |
- при помощи стальных |
стропов. Для застропки ствола с орудийным лафетом требуется два стропа по 12 м каждый. Застропка тягачей, танков, плава ющих машин и тракторов осуществляется при помощи двух стальных стропов длиной по 7 м, соединенных попарно металлическими рас порками.
Застропка всех видов артиллерийских орудий весом до че тырех тонн при погрузке кранами производится при помощи сталь ной сетки или трех стальных стропов.
Погрузка боевых и транспортных машин производится своим ходом или с применением кранов и судовых стрел. При въезде на судно машины должны двигаться на низшей.передаче, без остано вок на погрузочно-выгрузочных аппарелях.
Погрузкой каждой машины обязательно руководит ее коман дир, и только его сигналы являются обязательными для водителя машины во время погрузки. Водительский состав должен быть тщательно проинструктирован о порядке погрузки и твердо знать сигналы руководящего погрузкой командира.
Все |
|
|
|
|
|
|
к палубе, вооружение и техника после погрузки надежно крепится |
||||||
цепных |
|
переборкам и другим конструкциям судна с Помощью |
||||
|
талрепов |
|
или |
монтажной стальной проволокой за крепежные |
||
приспособления |
на вооружении (технике) и судне. |
|||||
Особенности |
перевозки строительных и ремонтных мате |
|||||
риалов. |
|
На судах |
||||
известь, |
стекло, |
УВС наиболее часто |
перевозят цемент, кирпич, |
|||
волоку и другие |
|
асфальт, рельсы, трубы, стальной прокат, про |
||||
|
|
|
|
подобные материалы. |
Их перевозка имеет свою |