Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние смены

у

дежурного слесаря составляет

от

90

до

114 мин, у

электромонтера — до 200 мин. По

фотографиям

рабочего дня коэффициент загрузки дежурных слесарей

на

рыбообрабатывающих предприятиях Каспийского

бассейна

со­

ставляет 0 ,7 -0 ,8 . Этот коэффициент может быть

повышен

при помощи обучения рабочих смежным профессиям,

о

чем

свидетельствует опыт некоторых предприятий. Например,

де­

журные слесари в приемообрабатывающем и консервном

це­

хах рыбокомбината им. Куйбышева свободную от

основной

работы часть времени заняты ремонтными работами в

мас­

терской и выполняют такие операции, как разборка,

чистка,

промывание деталей редукторов, их сборка.

 

 

 

В результате совмещения профессий коэффициент

загрузки

дежурных слесарей возрастает до 0 ,9 5 , растет

профессио­

нальное мастерство рабочих.

 

 

 

С развитием автоматизации происходит слияние в

одной

профессии, например, аппаратчика всех тех частных

профес­

сий (специальностей), которые существовали до

автоматиза­

ции, например оператора, смазчика, наладчика,

контролера и

т. д. При такой форме совмещения новая

специальность

представляет собой не механическую сумму старых

профес­

сий (специальностей), а качественно новый объем и

уровень

знаний и навыков.

 

 

 

В зависимости от того, какими вторыми профессиями

вла­

деют рабочие

данного технологического производства, опре­

деляется возможность использования их труда для замещения незанятых рабочих мест в производственный и межсезонный

периоды. Состав рабочих, владеющих смежными и

другими

профессиями, в зависимости от профессионального

профиля

характеризуется следующими данными.

 

Распределение рабочих, владеющих смежными и другими профессиями на рыбообрабатывающих предприятиях Каспийского бассейна

Состав рабочих

'

Всего заняты х.................................

... .

Из них владеют смежными и другими

профессиями по профилю

данного технологического производ­

ства .......................................................

станочники по металлу . ..................

слесари и наладчики ..........................

о/ /о

1969 г.

Too

12,6

0,8

1,7


 

 

Продолжение

Состав рабочих

 

% 1969 г.

электромонтеры.......................................

 

0,3

электрогазосварщики.............................

 

0,2

прочие профессии промышленного труда

6,6

строительными.......................

................

3,5

сельскохозяйственного труда................

 

1,7

транспорта................................................

 

1,7

прочих отраслей народного хозяйства .

5,7

не владеют другими профессиями . . .

6 5 ,7

Численность всех рабочих, владеющих смежными и другими

профессиями данного технологического производства, состав—

ляет только 12,6%. Увеличение доли этих рабочих

создаст

условия взаимозаменяемости их в любое время.

Строитель­

ными профессиями и специальностями, которые необходимы в

ремонтный период (станочники, слесари и наладчики,

элект**

ромонтеры, электрогазосварщики), владеют 6,5%

рабочих,

занятых на рыбообрабатывающих предприятиях.

 

 

 

Совмещение профессий расширяет сферы участия

человека

в общественном труде, потребление рабочей силы

становится

более разносторонним. При общем расширении

производства,

особенно в период путины, оно относительно

уменьшает

по-»

требность в рабочей силе (главным образом,

в

работниках

узких специальностей) и тем самым как бы увеличивает

ее

предложение.

 

 

 

 

Программа подготовки в школах и на курсах по

обучению

рабочих вторым и смежным профессиям рассчитана на

менее

продолжительный срок, чем по подготовке новых рабочих, так как здесь обучаются, как правило, опытные рабочие, знающие данное производство и его особенности.

Курсы по изучению вторых и смежных профессий организу­

ют для обучения рабочих при создании комплексных

бригад,

поточных линий, для обучения резерва кадров, для

замены

рабочих, выбывших по болезни, и, главным образом,

для пе­

реподготовки рабочих в связи с внедрением новой техники.

К числу прочих форм повышения квалификации рабочих от>- носятся школы высокой производительности труда, взаимного обучения передовых рабочих комплексу производственных до­ стижений, которые в числе всех обученных по отдельным ры­ бопромышленным бассейнам занимают значительное место (в Дальневосточном бассейне - 19,4%, в Северном - 15% ).

49



Школы высокой производительности труда в рыбной про­ мышленности организуют, как правило, для малоквалифициро­ ванных рабочих с целью оказания им помощи в освоении норм

выработки, в овладении рациональными методами выполнения работы. Повышение квалификации этим методом осуществля­ ется непосредственно на рабочем месте при помощи инструк­ тажа и практического показа эффективных способов выполне­ ния производственных операций.

В школах взаимного обучения передовых рабочих происхо­ дит творческое изучение и обобщение лучшего опыта пере­

довиков производства, что позволяет выработать

комплексы

передовых методов труда и сделать их достоянием всех ра­

бочих. С этой же целью для рабочих родственных

предприя­

тий рыбной промышленности (рыбообрабатывающих,

судоре­

монтных и т. д.) организуют межзаводские школы

передово­

го опыта. Рабочие, окончившие межзаводские школы, стано­

вятся инструкторами школ и курсов по повышению

квалифи­

кации на своих предприятиях.

 

 

 

В последние годы в рыбной промышленности делаются

по­

пытки распространения новой формы повышения

квалификации

рабочих кадров - ступенчатой системы.

 

 

 

Для того чтобы система повышения квалификации

рабочих

кадров получила дальнейшее развитие, необходимо

устранить

имеющиеся недостатки.

 

 

 

На курсах повышения квалификации рабочие не всегда

по­

лучают достаточную теоретическую подготовку.

В связи

с

этим даже при незначительном изменении в технике и техно­

логии, при переходе на другое место или же при изготовле­

нии новой продукции приходится повторять обучение

по

той

же форме.

 

 

 

Слабым местом существующей системы повышения

квали­

фикации рабочих через школы передового опыта является

то,

что в них передается индивидуальный опыт лишь одного

но­

ватора производства небольшому количеству рабочих.

Кроме

того, при передаче передовых методов труда обучаемые

мо­

гут перенять и нерациональные приемы и методы на

отдель­

ных стадиях. К недостаткам таких школ в рыбной

цромыш—

ленности относится и то, что большой опыт,

накопленный

многими передовиками предприятий, остается

полностью

не­

изученным как слушателями школ, так и их руководителями.

Известно, что у каждого передовика производственный

опыт

и знания носят индивидуальный характер и отличны от

опыта

других.

 

50


Серьезные

недостатки обусловлены также

множественно­

стью форм повышения квалификации. Это часто

приводит к

дублированию

отдельных видов подготовки. Это лишает сис­

тему повышения квалификации должной четкости и

стройнос­

ти, затрудняет руководство ею. Сам характер

повышения

квалификации рабочих кадров, особенно в

рыбообрабатыва­

ющей промышленности (Северный и Каспийский

бассейны),

нередко носит узкоспециализированный характер,

что

не

способствует подготовке рабочих широкого производственного профиля.

В настоящее время в рыбной промышленности отсутствует единая структура руководства производственно—техническим

обучением и повышением квалификации рабочих на

предприя­

тии. До сих пор этими вопросами занимаются

управления

кадров и учебных заведений, отделы

организации

труда

и

заработной платы, имеющие в своем

составе двух

или

трех

работников. Руководство осуществляется большей частью фор­ мально и сводится в конечном итоге к составлению отчетных данных.

На предприятиях рыбной промышленности вопросами обуче­ ния и повышения квалификации рабочих ведают отделы техни­

ческого обучения (например, на рыбокомбинатах или бюро технического обучения на небольших рыбозаводах). Подчине­ ны они различным лицам - главному инспектору, заместите­ лю директора по кадрам, начальнику отдела кадров и т.п. Не

разработаны единые штатные нормативы отделов,

занима­

ющихся техническим обучением рабочих, в связи с чем

сис­

тема обучения на различных предприятиях находится в

раз­

личных условиях. 3 некоторых бассейнах недостаточно

уде­

ляется внимания вопросам производственного обучения

во

всех формах повышения квалификации. Многие руководители

на рыбокомбинатах Каспийского бассейна считают,

что, по­

скольку обучающиеся работают на рабочих местах,

поэтому

они имеют полную возможность приобрести необходимые тру­ довые навыки. Так, исходя из этого, на рыбокомбинатах им.

Куйбышева и им. Володарского для рабочих,

повышающих

свою квалификацию, не организуется методически

правильное

производственное обучение, а все сводится к краткой теоре­

тической подготовке.

Иногда на практике наблюдается недопустимая замена про­

изводственного показа устным изложением метода

работы

новаторов.

 

51