Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ние смены |
у |
дежурного слесаря составляет |
от |
90 |
до |
114 мин, у |
электромонтера — до 200 мин. По |
фотографиям |
|||
рабочего дня коэффициент загрузки дежурных слесарей |
на |
||||
рыбообрабатывающих предприятиях Каспийского |
бассейна |
со |
|||
ставляет 0 ,7 -0 ,8 . Этот коэффициент может быть |
повышен |
||||
при помощи обучения рабочих смежным профессиям, |
о |
чем |
|||
свидетельствует опыт некоторых предприятий. Например, |
де |
||||
журные слесари в приемообрабатывающем и консервном |
це |
||||
хах рыбокомбината им. Куйбышева свободную от |
основной |
||||
работы часть времени заняты ремонтными работами в |
мас |
||||
терской и выполняют такие операции, как разборка, |
чистка, |
||||
промывание деталей редукторов, их сборка. |
|
|
|
||
В результате совмещения профессий коэффициент |
загрузки |
||||
дежурных слесарей возрастает до 0 ,9 5 , растет |
профессио |
||||
нальное мастерство рабочих. |
|
|
|
||
С развитием автоматизации происходит слияние в |
одной |
||||
профессии, например, аппаратчика всех тех частных |
профес |
||||
сий (специальностей), которые существовали до |
автоматиза |
||||
ции, например оператора, смазчика, наладчика, |
контролера и |
||||
т. д. При такой форме совмещения новая |
специальность |
||||
представляет собой не механическую сумму старых |
профес |
||||
сий (специальностей), а качественно новый объем и |
уровень |
||||
знаний и навыков. |
|
|
|
||
В зависимости от того, какими вторыми профессиями |
вла |
||||
деют рабочие |
данного технологического производства, опре |
деляется возможность использования их труда для замещения незанятых рабочих мест в производственный и межсезонный
периоды. Состав рабочих, владеющих смежными и |
другими |
профессиями, в зависимости от профессионального |
профиля |
характеризуется следующими данными. |
|
Распределение рабочих, владеющих смежными и другими профессиями на рыбообрабатывающих предприятиях Каспийского бассейна
Состав рабочих |
' |
Всего заняты х................................. |
... . |
Из них владеют смежными и другими
профессиями по профилю
данного технологического производ
ства .......................................................
станочники по металлу . ..................
слесари и наладчики ..........................
о/ /о
1969 г.
Too
12,6
0,8
1,7
|
|
Продолжение |
Состав рабочих |
|
% 1969 г. |
электромонтеры....................................... |
|
0,3 |
электрогазосварщики............................. |
|
0,2 |
прочие профессии промышленного труда |
6,6 |
|
строительными....................... |
................ |
3,5 |
сельскохозяйственного труда................ |
|
1,7 |
транспорта................................................ |
|
1,7 |
прочих отраслей народного хозяйства . |
5,7 |
|
не владеют другими профессиями . . . |
6 5 ,7 |
Численность всех рабочих, владеющих смежными и другими
профессиями данного технологического производства, состав— |
|
ляет только 12,6%. Увеличение доли этих рабочих |
создаст |
условия взаимозаменяемости их в любое время. |
Строитель |
ными профессиями и специальностями, которые необходимы в
ремонтный период (станочники, слесари и наладчики, |
элект** |
|||
ромонтеры, электрогазосварщики), владеют 6,5% |
рабочих, |
|||
занятых на рыбообрабатывающих предприятиях. |
|
|
|
|
Совмещение профессий расширяет сферы участия |
человека |
|||
в общественном труде, потребление рабочей силы |
становится |
|||
более разносторонним. При общем расширении |
производства, |
|||
особенно в период путины, оно относительно |
уменьшает |
по-» |
||
требность в рабочей силе (главным образом, |
в |
работниках |
||
узких специальностей) и тем самым как бы увеличивает |
ее |
|||
предложение. |
|
|
|
|
Программа подготовки в школах и на курсах по |
обучению |
|||
рабочих вторым и смежным профессиям рассчитана на |
менее |
продолжительный срок, чем по подготовке новых рабочих, так как здесь обучаются, как правило, опытные рабочие, знающие данное производство и его особенности.
Курсы по изучению вторых и смежных профессий организу
ют для обучения рабочих при создании комплексных |
бригад, |
поточных линий, для обучения резерва кадров, для |
замены |
рабочих, выбывших по болезни, и, главным образом, |
для пе |
реподготовки рабочих в связи с внедрением новой техники.
К числу прочих форм повышения квалификации рабочих от>- носятся школы высокой производительности труда, взаимного обучения передовых рабочих комплексу производственных до стижений, которые в числе всех обученных по отдельным ры бопромышленным бассейнам занимают значительное место (в Дальневосточном бассейне - 19,4%, в Северном - 15% ).
49
Школы высокой производительности труда в рыбной про мышленности организуют, как правило, для малоквалифициро ванных рабочих с целью оказания им помощи в освоении норм
выработки, в овладении рациональными методами выполнения работы. Повышение квалификации этим методом осуществля ется непосредственно на рабочем месте при помощи инструк тажа и практического показа эффективных способов выполне ния производственных операций.
В школах взаимного обучения передовых рабочих происхо дит творческое изучение и обобщение лучшего опыта пере
довиков производства, что позволяет выработать |
комплексы |
передовых методов труда и сделать их достоянием всех ра |
|
бочих. С этой же целью для рабочих родственных |
предприя |
тий рыбной промышленности (рыбообрабатывающих, |
судоре |
монтных и т. д.) организуют межзаводские школы |
передово |
го опыта. Рабочие, окончившие межзаводские школы, стано
вятся инструкторами школ и курсов по повышению |
квалифи |
||
кации на своих предприятиях. |
|
|
|
В последние годы в рыбной промышленности делаются |
по |
||
пытки распространения новой формы повышения |
квалификации |
||
рабочих кадров - ступенчатой системы. |
|
|
|
Для того чтобы система повышения квалификации |
рабочих |
||
кадров получила дальнейшее развитие, необходимо |
устранить |
||
имеющиеся недостатки. |
|
|
|
На курсах повышения квалификации рабочие не всегда |
по |
||
лучают достаточную теоретическую подготовку. |
В связи |
с |
этим даже при незначительном изменении в технике и техно
логии, при переходе на другое место или же при изготовле
нии новой продукции приходится повторять обучение |
по |
той |
|
же форме. |
|
|
|
Слабым местом существующей системы повышения |
квали |
||
фикации рабочих через школы передового опыта является |
то, |
||
что в них передается индивидуальный опыт лишь одного |
но |
||
ватора производства небольшому количеству рабочих. |
Кроме |
||
того, при передаче передовых методов труда обучаемые |
мо |
||
гут перенять и нерациональные приемы и методы на |
отдель |
||
ных стадиях. К недостаткам таких школ в рыбной |
цромыш— |
||
ленности относится и то, что большой опыт, |
накопленный |
||
многими передовиками предприятий, остается |
полностью |
не |
изученным как слушателями школ, так и их руководителями.
Известно, что у каждого передовика производственный |
опыт |
и знания носят индивидуальный характер и отличны от |
опыта |
других. |
|
50
Серьезные |
недостатки обусловлены также |
множественно |
стью форм повышения квалификации. Это часто |
приводит к |
|
дублированию |
отдельных видов подготовки. Это лишает сис |
тему повышения квалификации должной четкости и |
стройнос |
||
ти, затрудняет руководство ею. Сам характер |
повышения |
||
квалификации рабочих кадров, особенно в |
рыбообрабатыва |
||
ющей промышленности (Северный и Каспийский |
бассейны), |
||
нередко носит узкоспециализированный характер, |
что |
не |
способствует подготовке рабочих широкого производственного профиля.
В настоящее время в рыбной промышленности отсутствует единая структура руководства производственно—техническим
обучением и повышением квалификации рабочих на |
предприя |
||
тии. До сих пор этими вопросами занимаются |
управления |
||
кадров и учебных заведений, отделы |
организации |
труда |
и |
заработной платы, имеющие в своем |
составе двух |
или |
трех |
работников. Руководство осуществляется большей частью фор мально и сводится в конечном итоге к составлению отчетных данных.
На предприятиях рыбной промышленности вопросами обуче ния и повышения квалификации рабочих ведают отделы техни
ческого обучения (например, на рыбокомбинатах или бюро технического обучения на небольших рыбозаводах). Подчине ны они различным лицам - главному инспектору, заместите лю директора по кадрам, начальнику отдела кадров и т.п. Не
разработаны единые штатные нормативы отделов, |
занима |
|
ющихся техническим обучением рабочих, в связи с чем |
сис |
|
тема обучения на различных предприятиях находится в |
раз |
|
личных условиях. 3 некоторых бассейнах недостаточно |
уде |
|
ляется внимания вопросам производственного обучения |
во |
всех формах повышения квалификации. Многие руководители
на рыбокомбинатах Каспийского бассейна считают, |
что, по |
скольку обучающиеся работают на рабочих местах, |
поэтому |
они имеют полную возможность приобрести необходимые тру довые навыки. Так, исходя из этого, на рыбокомбинатах им.
Куйбышева и им. Володарского для рабочих, |
повышающих |
свою квалификацию, не организуется методически |
правильное |
производственное обучение, а все сводится к краткой теоре |
тической подготовке.
Иногда на практике наблюдается недопустимая замена про
изводственного показа устным изложением метода |
работы |
новаторов. |
|
51