Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
точного производства, чтобы в результате выполнения каж
дого задания учащиеся добивались заметных успехов в осво ении высокопроизводительных способов труда, выполнение
норм выработки. Желательно поручать новым рабочим выпол нение некоторого количества работ более высокого уровня квалификации, чем те, которые требуются тарифно-квалифика ционным разрядом.
Повышению качества подготовки рабочих на |
предприятии |
будет способствовать быстрейшее внедрение в процесс про |
|
изводственно-технического обучения новейших |
технических |
средств: кино, телевидения, радио, электронных машин и т.п.
При разработке общих направлений совершенствования |
сис |
|
темы подготовки рабочих кадров непосредственно на |
произ |
|
водстве необходимо учитывать особенности отдельных |
|
про |
фессий. По некоторым профессиям рабочих (станочники, |
сле |
|
сари-инструментальшики, автоклавшики, аппаратчики |
химво— |
|
доочистки, коптильщики) целесообразно организовать |
произ |
водственное обучение на отдельном, выделенном предприяти
ем, участке. Работа, которую выполняют учащиеся |
данных |
|
профессий, должна носить самостоятельный характер и с |
ра |
|
ботой других подразделений производства должна быть |
|
свя |
зана только общим планом. Такое обучение, несмотря |
на |
оп |
ределенную однородность производственных заданий, позволя
ет создать наиболее благоприятные условия для |
последова |
тельного изучения учебных программ и дает |
возможность |
мастеру регулярно проводить инструктирование учащихся. Производственное обучение рабочих ряда профессий — ре
монтников рыбообрабатывающего и других видов специально го оборудования, электромонтеров, сборщиков и регулировщи ков, низальщиков и раздельщиков рыбы и т. п. — следует осуществлять в производственных бригадах высококвалифици рованных рабочих. При данной форме подготовки рабочие быстрее осваивают выполняемые бригадой работы, знакомят ся со смежными операциями. Обучение в производственных
бригадах сопровождается расширением технического кругозо ра, приобретением умения работать в коллективе слаженно, с
требуемой производительностью и ответственностью за конк ретные результаты труда, за своевременное выполнение за даний к установленному сроку.
На некоторых производствах, например в консервных цехах, цехах копчения рыбы и других, «подготавливаемых рабочих це лесообразно включать в комплексные бригады, желательно в бригады коммунистического труда. Преимущество комп
57
лексных бригад — более полное и рациональное использовав
ние рабочего времени членов бригады, выполнение |
членами |
|
бригады комплекса различных работ в своей области |
|
труда. |
Обучение в этих бригадах формирует рабочих широкого |
про |
филя, которые умеют выполнять значительный круг работ. Осуществляя выбор производственных бригад для подготов*.
ки рабочих кадров, необходимо помнить, что бригады |
одного |
вида и производственного назначения могут обладать |
боль |
шими различиями по профессиональному составу и |
уровню |
квалификации. Подобные различия заключаются в характере и сложности выполняемых операций и функций, обслуживаемом оборудовании. Они могут быть обусловлены разной степенью механизации производственных процессов, их технологической расчлененностью.
Если производственное обучение рабочих проводится в бри
гадах, то перед |
началом занятий рекомендуется |
провести |
производственное совещание бригады совместно с |
учащими |
|
ся. Такие меры |
способствуют налаживанию контакта |
между |
рабочими й учащимися, ознакомлению членов бригады с учеб но-производственными задачами, с содержанием учебной про граммы, последовательностью обучения рабочих.
Иногда встречаются случаи, когда мастер производствен ного обучения недостаточно компетентен в некоторых теоре тических вопросах техники и организации производства. Вы ходом из данной ситуации может явиться привлечение к ин структажу крупных специалистов предприятия, техникумов и
вузов. После вводного инструктажа имеет смысл |
организо |
|
вать для обучающихся предварительные специальные |
упраж |
|
нения под руководством инструктора. Так, прежде |
чем |
допу |
стить учащихся слесарей—ремонтников к ремонту новых типов оборудования или узлов, полезно провести угфажнения в раз
борке этого оборудования, составлении дефектных |
ведомос |
тей, сборке и регулировке отдельных частей агрегатов. |
|
В случае отсутствия на предприятии достаточного |
количе |
ства образцов современного оборудования можно |
провести |
экскурсии на ближайшие родственные предприятия для прак тического ознакомления обучающихся с современной техникой. Успех в решении важных задач в области совершенствова ния существующей системы подготовки рабочих кадров в рыб ной промышленности будет во многом зависеть от всемерно го использования достижений науки и передового педагоги
ческого опыта.
58
В числе достижений науки и передового опыта профессии ональной подготовки рабочих имеются такие, которые нужда—
ютея еще |
в дополнительной проверке и творческой |
конкрети |
|
зации применительно к особенностям работы в рыбной |
про |
||
мышленности. Однако есть немало достижений, которые |
пол |
||
ностью апробированы и требуют немедленного внедрения |
в |
||
массовую |
практику обучения рабочих кадров. Так, |
опыт пред |
приятий свидетельствует о том, что тренажеры должны стать обязательным дидактическим средством при подготовке аппа
ратчиков химических производств и операторов |
у щитов |
уп |
равления. |
|
|
Полностью доказана огромная эффективность |
программиро |
|
ванного обучения. Однако его распространение |
сдерживается |
|
нехваткой программированных учебных пособий, |
недостаточ |
|
ной разработкой вопроса о том, как правильно сочетать |
про |
|
граммированное обучение с традиционными методами. |
|
|
Для нормальной организации обучения на |
производстве |
нужно создать в централизованном порядке типовые програм
мы по новой технике и технологии: для аппаратчиков, |
рыбо |
|
обработчиков, наладчиков, машинистов, холодильщиков, |
тока** |
|
рей и рабочих других специальностей. В этих |
программах |
|
следует предусмотреть подготовку рабочих по вторым |
и |
смежным профессиям, что будет более полно соответствовать
современным требованиям производства. Широкое |
внедрение |
научной организации труда требует включения в |
учебные |
планы основных принципов НОТ. Эти вопросы в |
программах |
производственно-д'ехнического обучения сейчас не учтены. Возникает необходимость создания в централизованном по
рядке методических пособий для преподавательского состава. Например, для работников рыбоконсервного производства, хо лодильников методические пособия требуются по технологии приготовления рыбных консервов, физике и химии, экономике,
организации производства и т. д. |
Рабочие—инструкторы |
и |
мастера производственного обучения должны быть обеспече |
||
ны инструктивно-методическими |
материалами, которые позво |
лят передавать ^/чащимся передовые приемы труда, а не ста
вить результаты подготовки в зависимость от |
индивидуаль |
ных способностей того или иного инструктора. В |
целях при |
обретения и повышения педагогического опыта |
целесообраз |
но, по нашему тушению, создавать постоянно |
действующие |
курсы подготовки и повышения квалификации инструкторов и мастеров производственного обучения на базе професси
онально-технических училищ и техникумов. Например, в Кас—
59
пийском бассейне такой подготовкой могли бы заняться |
в |
|
.Астраханском рыбопромышленном техникуме, в |
Каспийском |
|
мореходном училище, в Северном бассейне - в |
Мурманском |
|
мореходном училище и т. д. Выпускники этих учебных |
заве |
|
дений, инструкторы производственного обучения, |
наряду с |
|
профессиональными знаниями должны получать и |
педагоги |
|
ческие навыки. |
|
|
Важное направление в улучшении подготовки рабочих |
кад |
|
ров непосредственно на производстве — более широкое |
внед |
рение ступенчатой системы обучения. В основу этой системы
положена подготовка на краткосрочных курсах. Сам |
учебный |
процесс построен по восходящим этапам с таким |
расчетом, |
чтобы каждая последующая ступень являлась логическим про должением предыдущей, обеспечивала возможность дальней шего обучения и предусматривала расширенную сферу исполь зования рабочих кадров. Подготавливаемые рабочие на пер вой ступени получают начальную квалификацию, на второй - они приобретают средний уровень квалификации и на третьей —
уровень высшей квалификации. Все этапы обучения |
органи |
чески связаны между собой едиными учебными мероприяти |
ями, направленными на одну общую цель.
Подготовка рабочих в ступенчатой системе осуществляется по единым учебным планам и программам, разработанным в рамках данной профессии для каждого этапа в отдельности.
В результате учебный процесс на всех предприятиях |
будет |
отвечать только одним квалификационным требованиям, |
что |
положит конец многообразному подходу к подготовке рабочих
одинаковых профессий.
С внедрением на всех предприятиях этой системы обучения отпадает необходимость переучиваться рабочим в случае
перехода на другое предприятие по тому же профессиональ ному профилю. Вместо этого рабочий продолжит обучение на следующей ступени по ранее приобретенной профессии, о чем должна делаться отметка в специально введенном удостове
рении рабочего.
Осуществление подобной организации подготовки и повыше ния квалификации рабочих кадров будет содействовать разра*-
ботке на каждом предприятии координированных |
мероприятий |
|
по массовому обучению рабочих с |
целью получения професси |
|
онально-технического образования |
и квалификации |
широкого |
профиля. При таком обучении происходит увеличение скорости продвижения рабочих по уровню квалификации.
60