Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

точного производства, чтобы в результате выполнения каж­

дого задания учащиеся добивались заметных успехов в осво­ ении высокопроизводительных способов труда, выполнение

норм выработки. Желательно поручать новым рабочим выпол­ нение некоторого количества работ более высокого уровня квалификации, чем те, которые требуются тарифно-квалифика­ ционным разрядом.

Повышению качества подготовки рабочих на

предприятии

будет способствовать быстрейшее внедрение в процесс про­

изводственно-технического обучения новейших

технических

средств: кино, телевидения, радио, электронных машин и т.п.

При разработке общих направлений совершенствования

сис­

темы подготовки рабочих кадров непосредственно на

произ­

водстве необходимо учитывать особенности отдельных

 

про­

фессий. По некоторым профессиям рабочих (станочники,

сле­

сари-инструментальшики, автоклавшики, аппаратчики

химво—

доочистки, коптильщики) целесообразно организовать

произ­

водственное обучение на отдельном, выделенном предприяти­

ем, участке. Работа, которую выполняют учащиеся

данных

профессий, должна носить самостоятельный характер и с

ра­

ботой других подразделений производства должна быть

 

свя­

зана только общим планом. Такое обучение, несмотря

на

оп­

ределенную однородность производственных заданий, позволя­

ет создать наиболее благоприятные условия для

последова­

тельного изучения учебных программ и дает

возможность

мастеру регулярно проводить инструктирование учащихся. Производственное обучение рабочих ряда профессий — ре­

монтников рыбообрабатывающего и других видов специально­ го оборудования, электромонтеров, сборщиков и регулировщи­ ков, низальщиков и раздельщиков рыбы и т. п. — следует осуществлять в производственных бригадах высококвалифици­ рованных рабочих. При данной форме подготовки рабочие быстрее осваивают выполняемые бригадой работы, знакомят­ ся со смежными операциями. Обучение в производственных

бригадах сопровождается расширением технического кругозо­ ра, приобретением умения работать в коллективе слаженно, с

требуемой производительностью и ответственностью за конк­ ретные результаты труда, за своевременное выполнение за­ даний к установленному сроку.

На некоторых производствах, например в консервных цехах, цехах копчения рыбы и других, «подготавливаемых рабочих це­ лесообразно включать в комплексные бригады, желательно в бригады коммунистического труда. Преимущество комп­

57


лексных бригад — более полное и рациональное использовав

ние рабочего времени членов бригады, выполнение

членами

бригады комплекса различных работ в своей области

 

труда.

Обучение в этих бригадах формирует рабочих широкого

про­

филя, которые умеют выполнять значительный круг работ. Осуществляя выбор производственных бригад для подготов*.

ки рабочих кадров, необходимо помнить, что бригады

одного

вида и производственного назначения могут обладать

боль­

шими различиями по профессиональному составу и

уровню

квалификации. Подобные различия заключаются в характере и сложности выполняемых операций и функций, обслуживаемом оборудовании. Они могут быть обусловлены разной степенью механизации производственных процессов, их технологической расчлененностью.

Если производственное обучение рабочих проводится в бри­

гадах, то перед

началом занятий рекомендуется

провести

производственное совещание бригады совместно с

учащими­

ся. Такие меры

способствуют налаживанию контакта

между

рабочими й учащимися, ознакомлению членов бригады с учеб­ но-производственными задачами, с содержанием учебной про­ граммы, последовательностью обучения рабочих.

Иногда встречаются случаи, когда мастер производствен­ ного обучения недостаточно компетентен в некоторых теоре­ тических вопросах техники и организации производства. Вы­ ходом из данной ситуации может явиться привлечение к ин­ структажу крупных специалистов предприятия, техникумов и

вузов. После вводного инструктажа имеет смысл

организо­

вать для обучающихся предварительные специальные

упраж­

нения под руководством инструктора. Так, прежде

чем

допу­

стить учащихся слесарей—ремонтников к ремонту новых типов оборудования или узлов, полезно провести угфажнения в раз­

борке этого оборудования, составлении дефектных

ведомос­

тей, сборке и регулировке отдельных частей агрегатов.

В случае отсутствия на предприятии достаточного

количе­

ства образцов современного оборудования можно

провести

экскурсии на ближайшие родственные предприятия для прак­ тического ознакомления обучающихся с современной техникой. Успех в решении важных задач в области совершенствова­ ния существующей системы подготовки рабочих кадров в рыб­ ной промышленности будет во многом зависеть от всемерно­ го использования достижений науки и передового педагоги­

ческого опыта.

58


В числе достижений науки и передового опыта профессии ональной подготовки рабочих имеются такие, которые нужда—

ютея еще

в дополнительной проверке и творческой

конкрети­

зации применительно к особенностям работы в рыбной

про­

мышленности. Однако есть немало достижений, которые

пол­

ностью апробированы и требуют немедленного внедрения

в

массовую

практику обучения рабочих кадров. Так,

опыт пред­

приятий свидетельствует о том, что тренажеры должны стать обязательным дидактическим средством при подготовке аппа­

ратчиков химических производств и операторов

у щитов

уп­

равления.

 

 

Полностью доказана огромная эффективность

программиро­

ванного обучения. Однако его распространение

сдерживается

нехваткой программированных учебных пособий,

недостаточ­

ной разработкой вопроса о том, как правильно сочетать

про­

граммированное обучение с традиционными методами.

 

Для нормальной организации обучения на

производстве

нужно создать в централизованном порядке типовые програм­

мы по новой технике и технологии: для аппаратчиков,

рыбо­

обработчиков, наладчиков, машинистов, холодильщиков,

тока**

рей и рабочих других специальностей. В этих

программах

следует предусмотреть подготовку рабочих по вторым

и

смежным профессиям, что будет более полно соответствовать

современным требованиям производства. Широкое

внедрение

научной организации труда требует включения в

учебные

планы основных принципов НОТ. Эти вопросы в

программах

производственно-д'ехнического обучения сейчас не учтены. Возникает необходимость создания в централизованном по­

рядке методических пособий для преподавательского состава. Например, для работников рыбоконсервного производства, хо­ лодильников методические пособия требуются по технологии приготовления рыбных консервов, физике и химии, экономике,

организации производства и т. д.

Рабочие—инструкторы

и

мастера производственного обучения должны быть обеспече­

ны инструктивно-методическими

материалами, которые позво­

лят передавать ^/чащимся передовые приемы труда, а не ста­

вить результаты подготовки в зависимость от

индивидуаль­

ных способностей того или иного инструктора. В

целях при­

обретения и повышения педагогического опыта

целесообраз­

но, по нашему тушению, создавать постоянно

действующие

курсы подготовки и повышения квалификации инструкторов и мастеров производственного обучения на базе професси­

онально-технических училищ и техникумов. Например, в Кас—

59



пийском бассейне такой подготовкой могли бы заняться

в

.Астраханском рыбопромышленном техникуме, в

Каспийском

мореходном училище, в Северном бассейне - в

Мурманском

мореходном училище и т. д. Выпускники этих учебных

заве­

дений, инструкторы производственного обучения,

наряду с

профессиональными знаниями должны получать и

педагоги­

ческие навыки.

 

 

Важное направление в улучшении подготовки рабочих

кад­

ров непосредственно на производстве — более широкое

внед­

рение ступенчатой системы обучения. В основу этой системы

положена подготовка на краткосрочных курсах. Сам

учебный

процесс построен по восходящим этапам с таким

расчетом,

чтобы каждая последующая ступень являлась логическим про­ должением предыдущей, обеспечивала возможность дальней­ шего обучения и предусматривала расширенную сферу исполь­ зования рабочих кадров. Подготавливаемые рабочие на пер­ вой ступени получают начальную квалификацию, на второй - они приобретают средний уровень квалификации и на третьей —

уровень высшей квалификации. Все этапы обучения

органи­

чески связаны между собой едиными учебными мероприяти­

ями, направленными на одну общую цель.

Подготовка рабочих в ступенчатой системе осуществляется по единым учебным планам и программам, разработанным в рамках данной профессии для каждого этапа в отдельности.

В результате учебный процесс на всех предприятиях

будет

отвечать только одним квалификационным требованиям,

что

положит конец многообразному подходу к подготовке рабочих

одинаковых профессий.

С внедрением на всех предприятиях этой системы обучения отпадает необходимость переучиваться рабочим в случае

перехода на другое предприятие по тому же профессиональ­ ному профилю. Вместо этого рабочий продолжит обучение на следующей ступени по ранее приобретенной профессии, о чем должна делаться отметка в специально введенном удостове­

рении рабочего.

Осуществление подобной организации подготовки и повыше­ ния квалификации рабочих кадров будет содействовать разра*-

ботке на каждом предприятии координированных

мероприятий

по массовому обучению рабочих с

целью получения професси­

онально-технического образования

и квалификации

широкого

профиля. При таком обучении происходит увеличение скорости продвижения рабочих по уровню квалификации.

60