Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чения высококвалифицированных преподавателей, хорошо зна—

ющих производство и вместе с тем располагающих

опытом

педагогической работы.

 

Однако государственная система профессионально-техничес­ кого образования недостаточно занимается подготовкой ква­ лифицированных рабочих кадров для предприятий рыбной про« мышленности СССР (8,1% всех подготовленных новых рабо­ чих в 1971 г . ) .

Кроме того, профтехучилища готовят рабочих лишь по наи­ более распространенным, массовым профессиям. Они не мо­ гут удовлетворить всех потребностей предприятий в кадрах, учесть специфику каждого производства и обеспечить их ра^ бочими именно того профиля (особенно узкого), который дан­

ному предприятию требуется.

Это обусловлено

отсутствием

тесных материальных связей

между профтехучилищами и пред­

приятиями. В результате рабочий, окончивший профтехучилище и пришедший на производство, часто начинает доучиваться на

предприятии.

 

 

 

В системе

профессионально-технического

образования

на

производственной базе предприятий рыбной

промышленности

СССР действует 24 учебных заведения, в которых обучается

более 4 тыс. учащихся. Существующая сеть

профессиональ­

но-технического образования не в состоянии принять

расту­

щий приток молодежи, так как выделяемые средства

на

строительство новых училищ и школ не осваивались

пол­

ностью (табл. 1 4 ).

^ ^

л

 

Т а б л и ц а 14

Освоение капитальных вложений на строительство мореходных школ и профессионально-технических училищ в рыбной промышленности СССР в 1 9 6 6 -1 9 7 0 гг.

 

По плану

Фактически

 

сумма ка­ количество

сумма ка­

количест­

Бассейн

питальных

учебных

питальных

во учебны:

 

вложений,

мест

вложений,

мест

 

тыс. руб.

 

тыс. руб.

600

Дальневосточный

10940

5200

740

Северный . . . .

2140

1600

940

400

Западный . . . .

1850

1800

540

400

Азовско—Черно-

1670

1400

 

 

морский .............

-

-

И т о го по М РХ

16600

10000

2220

1400

39



Как видно из данных табл.

14, суммы капитальных вложе­

ний, ассигнованные на строительство мореходных школ

и

профтехучилищ на 1 9 6 6 -1 9 7 0

гг., были освоены лишь

на

13,4% и по количеству введенных учебных мест план выпол­ нен на 14,0%. С наибольшим отставанием проходило строи­ тельство школ и училищ в Дальневосточном бассейне (осво­ ено 7% выделенных средств), В Азовско—Черноморском бас­

сейне указанное строительство вообще не осуществлялось. Не предусматривается планами капитальных вложений строитель­ ство профессионально-технических учебных заведений на про­ изводственной базе предприятий рыбной промышленности Кас­ пийского бассейна. В настоящее время подготовку квалифи­ цированных рабочих кадров в системе профессионально-техни­

ческого образования

для предприятий Каспийского

бассейна

осуществляют только

три училища и в незначительных мас­

штабах. Так, с 1966 по 1970 г. в них было подготовлено всего лишь 1062 человека, или 5,9% всех подготовленных рабочих. Обучение проходит в основном по сквозным профес­ сиям для судоремонтных, судостроительных предприятий и для флота. Подготовка рабочих по основным технологическим профессиям для рыбообрабатывающих предприятий в профес­ сионально-технических училищах не производится.

Развитие профессионального образования в рыбообрабаты­ вающей отрасли сдерживается по разным причинам. Прежде всего это связано с отсутствием ассигнований на строитель­ ство училищ. Даже крупные рыбообрабатывающие предприятия не имеют профессионально-технических училищ, хот'я посто­

янно ощущают нехватку в квалифицированных рабочих кадрах. Для нужд ПТО необходимы производственные площади и обо­

рудование, а этого некоторые предприятия не

могут обеспе­

чить, ссылаясь на полную загрузку в связи с

выполнением

производственных заданий.

Между тем функционирующее обо­

рудование, например, на рыбообрабатывающих

предприятиях

используется неполностью.

 

 

Серьезным тормозом в обучении молодых рабочих в рыбной

промышленности является отсутствие единых требований

к

подготовке рабочих одинаковых профессий на производстве и

в

училищах, что ухудшает качество профессионального обучения, снижает заинтересованность молодежи в получении полноцен­ ного образования.

Популярность обучения в профессионально-технических учи­

лищах профессиям рыбной промышленности снижается

среди

части молодежи из-за отсутствия профессиональной

ориента­

ции, профессионального отбора.

 

40


ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ

Расширенное

воспроизводство квалифицированной

рабочей

силы предполагает не только количественный рост

числен­

ности рабочих,

освоивших новые профессии, но и

повышение

их квалификационного уровня.

Подготовка рабочих кадров непосредственно на производст­

ве или в училище — это только первый этап овладения

про­

фессией. После получения профессии рабочие продолжают

ос~

ваивать все тонкости работы,

совершенствуют свое мастер­

ство, постоянно учатся новым,

наиболее рациональным

при­

емам и методам работы. В процессе повышения квалификации рабочие расширяют свой производственный профиль, постепен­

но осваивают новые для них виды работ.

 

Развитие производства требует обязательного

соответст­

вия подготовленности и обученности трудящихся

требованиям

развития техники и организации производства.

Поскольку

происходит постоянное развитие и совершенствование произ­

водства, постольку существует необходимость в

системати­

ческом повышении уровня квалификации рабочих.

Происходит

как бы двоякий процесс. С одной стороны, рабочие, расширяя и углубляя свои знания и практический опыт, совершенству­

ют технику производства, с другой — технический

прогресс

требует неуклонного роста культурно-технического

уровня

трудящихся, их производственной квалификации.

 

 

Повышение квалификации рабочих кадров в отличие от

под­

готовки новых рабочих осуществляется в рыбной отрасли

ис­

ключительно на предприятиях.

 

 

Количество рабочих, повысивших свою квалификацию, и

их

удельный вес в общем числе занятых рабочих в рыбной

про­

мышленности приведены в табл. 15.

 

 

Т а б л и ц а

15

t

 

 

Повышение квалификации рабочих в рыбной промышленности

СССР

Количество рабочих,

1966 г.

1967

г. 1968 г.

1969г. 1970 г.

повысивших свою

 

 

 

 

 

квалификацию

 

 

 

 

 

Всего, человек,. . . 6 8 5 4 5

66 4 5 6

63981

75116

7 3 8 2 0

% к общему числу

23

23

23

24

24

занятых рабочих . .

41


Повышение квалификации рабочих кадров 'в рыбной промыш­

ленности осуществляется

на

производственно-технических

курсах, курсах целевого

назначения, в школах по

изучению

передовых методов труда, путем обучения вторым или смеж­

ным профессиям (табл. 1 6 ).

^ ^

 

Т а б л и ц а 1о

Основные Формы подготовки рабочих в рыбной промышленности

Бассейн

Итого .......................

В том числе:

Дальневосточный .

Западный.............

Азовско-Черно-

морск и й ..............

Северный . . . .

Каспийский . . . .

Ко всему числу повысивших квалифика-

 

шло.

э

 

 

 

°/<

обуче­

прочие

на про­

на кур­

в шко­

извод­

сах

лах по

ние

виды

ствен-

целево­

изуче­

вторым обуче­

но­

го наз­

нию

или

ния

техниначе­

передо­-смеж­

 

ческих

ния

вых

ным

 

курсах

 

мето­

про­

 

 

 

дов

фес­

 

 

14,1

труда

сиям

 

38,9

20,0

18,6

8,4

21,0

19,8

25,0

15,0

19,2

49,8

11,2

15,6

20,4

3,0

36,5

10,5

33,0

20,0

-

56,0

6,5

5,3

17,2

15,0

41,7

20,0

25,3

14,0

-

Из табл. 16 видно, что среди основных форм

повышения

квалификации наибольшее распространение имеют

производст­

венно-технические курсы и школы по изучению передовых мето­ дов труда. Преобладание первой формы повышения квалификации объясняется узкоспециализированной профессиональной подго­ товкой подавляющего большинства рабочих, обученных на производстве, и необходимостью дальнейшего расширения зна­

ний и навыков по полученной специальности. Кроме

того, в

основном эта форма повышения квалификации дает

возмож­

ность получить более высокий тарифный разряд, а

следова­

тельно, и более высокий заработок.

 

Вторая форма лсгдготовки по своей значимости и распрост­

раненности - школы по изучению передовых методов

труда.

Основной причиной ее популярности служит развитие

соци­

42