Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
чения высококвалифицированных преподавателей, хорошо зна—
ющих производство и вместе с тем располагающих |
опытом |
педагогической работы. |
|
Однако государственная система профессионально-техничес кого образования недостаточно занимается подготовкой ква лифицированных рабочих кадров для предприятий рыбной про« мышленности СССР (8,1% всех подготовленных новых рабо чих в 1971 г . ) .
Кроме того, профтехучилища готовят рабочих лишь по наи более распространенным, массовым профессиям. Они не мо гут удовлетворить всех потребностей предприятий в кадрах, учесть специфику каждого производства и обеспечить их ра^ бочими именно того профиля (особенно узкого), который дан
ному предприятию требуется. |
Это обусловлено |
отсутствием |
тесных материальных связей |
между профтехучилищами и пред |
приятиями. В результате рабочий, окончивший профтехучилище и пришедший на производство, часто начинает доучиваться на
предприятии. |
|
|
|
В системе |
профессионально-технического |
образования |
на |
производственной базе предприятий рыбной |
промышленности |
СССР действует 24 учебных заведения, в которых обучается
более 4 тыс. учащихся. Существующая сеть |
профессиональ |
|
но-технического образования не в состоянии принять |
расту |
|
щий приток молодежи, так как выделяемые средства |
на |
|
строительство новых училищ и школ не осваивались |
пол |
|
ностью (табл. 1 4 ). |
^ ^ |
л |
|
Т а б л и ц а 14 |
Освоение капитальных вложений на строительство мореходных школ и профессионально-технических училищ в рыбной промышленности СССР в 1 9 6 6 -1 9 7 0 гг.
|
По плану |
Фактически |
||
|
сумма ка количество |
сумма ка |
количест |
|
Бассейн |
питальных |
учебных |
питальных |
во учебны: |
|
вложений, |
мест |
вложений, |
мест |
|
тыс. руб. |
|
тыс. руб. |
600 |
Дальневосточный |
10940 |
5200 |
740 |
|
Северный . . . . |
2140 |
1600 |
940 |
400 |
Западный . . . . |
1850 |
1800 |
540 |
400 |
Азовско—Черно- |
1670 |
1400 |
|
|
морский ............. |
- |
- |
||
И т о го по М РХ |
16600 |
10000 |
2220 |
1400 |
39
Как видно из данных табл. |
14, суммы капитальных вложе |
|
ний, ассигнованные на строительство мореходных школ |
и |
|
профтехучилищ на 1 9 6 6 -1 9 7 0 |
гг., были освоены лишь |
на |
13,4% и по количеству введенных учебных мест план выпол нен на 14,0%. С наибольшим отставанием проходило строи тельство школ и училищ в Дальневосточном бассейне (осво ено 7% выделенных средств), В Азовско—Черноморском бас
сейне указанное строительство вообще не осуществлялось. Не предусматривается планами капитальных вложений строитель ство профессионально-технических учебных заведений на про изводственной базе предприятий рыбной промышленности Кас пийского бассейна. В настоящее время подготовку квалифи цированных рабочих кадров в системе профессионально-техни
ческого образования |
для предприятий Каспийского |
бассейна |
осуществляют только |
три училища и в незначительных мас |
штабах. Так, с 1966 по 1970 г. в них было подготовлено всего лишь 1062 человека, или 5,9% всех подготовленных рабочих. Обучение проходит в основном по сквозным профес сиям для судоремонтных, судостроительных предприятий и для флота. Подготовка рабочих по основным технологическим профессиям для рыбообрабатывающих предприятий в профес сионально-технических училищах не производится.
Развитие профессионального образования в рыбообрабаты вающей отрасли сдерживается по разным причинам. Прежде всего это связано с отсутствием ассигнований на строитель ство училищ. Даже крупные рыбообрабатывающие предприятия не имеют профессионально-технических училищ, хот'я посто
янно ощущают нехватку в квалифицированных рабочих кадрах. Для нужд ПТО необходимы производственные площади и обо
рудование, а этого некоторые предприятия не |
могут обеспе |
чить, ссылаясь на полную загрузку в связи с |
выполнением |
производственных заданий. |
Между тем функционирующее обо |
|
рудование, например, на рыбообрабатывающих |
предприятиях |
|
используется неполностью. |
|
|
Серьезным тормозом в обучении молодых рабочих в рыбной
промышленности является отсутствие единых требований |
к |
подготовке рабочих одинаковых профессий на производстве и |
в |
училищах, что ухудшает качество профессионального обучения, снижает заинтересованность молодежи в получении полноцен ного образования.
Популярность обучения в профессионально-технических учи
лищах профессиям рыбной промышленности снижается |
среди |
части молодежи из-за отсутствия профессиональной |
ориента |
ции, профессионального отбора. |
|
40
ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ
Расширенное |
воспроизводство квалифицированной |
рабочей |
силы предполагает не только количественный рост |
числен |
|
ности рабочих, |
освоивших новые профессии, но и |
повышение |
их квалификационного уровня.
Подготовка рабочих кадров непосредственно на производст
ве или в училище — это только первый этап овладения |
про |
|
фессией. После получения профессии рабочие продолжают |
ос~ |
|
ваивать все тонкости работы, |
совершенствуют свое мастер |
|
ство, постоянно учатся новым, |
наиболее рациональным |
при |
емам и методам работы. В процессе повышения квалификации рабочие расширяют свой производственный профиль, постепен
но осваивают новые для них виды работ. |
|
Развитие производства требует обязательного |
соответст |
вия подготовленности и обученности трудящихся |
требованиям |
развития техники и организации производства. |
Поскольку |
происходит постоянное развитие и совершенствование произ
водства, постольку существует необходимость в |
системати |
ческом повышении уровня квалификации рабочих. |
Происходит |
как бы двоякий процесс. С одной стороны, рабочие, расширяя и углубляя свои знания и практический опыт, совершенству
ют технику производства, с другой — технический |
прогресс |
|
требует неуклонного роста культурно-технического |
уровня |
|
трудящихся, их производственной квалификации. |
|
|
Повышение квалификации рабочих кадров в отличие от |
под |
|
готовки новых рабочих осуществляется в рыбной отрасли |
ис |
|
ключительно на предприятиях. |
|
|
Количество рабочих, повысивших свою квалификацию, и |
их |
|
удельный вес в общем числе занятых рабочих в рыбной |
про |
|
мышленности приведены в табл. 15. |
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
t |
|
|
Повышение квалификации рабочих в рыбной промышленности
СССР
Количество рабочих, |
1966 г. |
1967 |
г. 1968 г. |
1969г. 1970 г. |
|
повысивших свою |
|
|
|
|
|
квалификацию |
|
|
|
|
|
Всего, человек,. . . 6 8 5 4 5 |
66 4 5 6 |
63981 |
75116 |
7 3 8 2 0 |
|
% к общему числу |
23 |
23 |
23 |
24 |
24 |
занятых рабочих . . |
41
Повышение квалификации рабочих кадров 'в рыбной промыш
ленности осуществляется |
на |
производственно-технических |
|
курсах, курсах целевого |
назначения, в школах по |
изучению |
передовых методов труда, путем обучения вторым или смеж
ным профессиям (табл. 1 6 ). |
^ ^ |
|
Т а б л и ц а 1о |
Основные Формы подготовки рабочих в рыбной промышленности
Бассейн
Итого .......................
В том числе:
Дальневосточный .
Западный.............
Азовско-Черно-
морск и й ..............
Северный . . . .
Каспийский . . . .
Ко всему числу повысивших квалифика-
|
шло. |
э |
|
|
|
°/< |
обуче |
прочие |
|
на про |
на кур |
в шко |
||
извод |
сах |
лах по |
ние |
виды |
ствен- |
целево |
изуче |
вторым обуче |
|
но |
го наз |
нию |
или |
ния |
техниначе |
передо-смеж |
|
||
ческих |
ния |
вых |
ным |
|
курсах |
|
мето |
про |
|
|
|
дов |
фес |
|
|
14,1 |
труда |
сиям |
|
38,9 |
20,0 |
18,6 |
8,4 |
|
21,0 |
19,8 |
25,0 |
15,0 |
19,2 |
49,8 |
11,2 |
15,6 |
20,4 |
3,0 |
36,5 |
10,5 |
33,0 |
20,0 |
- |
56,0 |
6,5 |
5,3 |
17,2 |
15,0 |
41,7 |
20,0 |
25,3 |
14,0 |
- |
Из табл. 16 видно, что среди основных форм |
повышения |
квалификации наибольшее распространение имеют |
производст |
венно-технические курсы и школы по изучению передовых мето дов труда. Преобладание первой формы повышения квалификации объясняется узкоспециализированной профессиональной подго товкой подавляющего большинства рабочих, обученных на производстве, и необходимостью дальнейшего расширения зна
ний и навыков по полученной специальности. Кроме |
того, в |
основном эта форма повышения квалификации дает |
возмож |
ность получить более высокий тарифный разряд, а |
следова |
тельно, и более высокий заработок. |
|
Вторая форма лсгдготовки по своей значимости и распрост
раненности - школы по изучению передовых методов |
труда. |
Основной причиной ее популярности служит развитие |
соци |
42