Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нередко на

предприятиях при комплектовании

курсов

нару­

шаются требования о наборе рабочих одной или

смежных

(родственных)

профессий, одного уровня квалификации и бо­

лее

или менее

одинаковой общеобразовательной

подготовки.

Это

приводит

к снижению качества обучения, что не

может

не влиять на рост производительности труда и качество про­ дукции.

Работа методических кабинетов на предприятиях не

коор­

динируется, органы профессионально-технического

образова­

ния не оказывают им должной помощи. До сих пор не

орга­

низованы в рыбной промышленности систематическое

повы­

шение квалификации и переподготовка работников

производ­

ственно—технического обучения. Медленно идет

разработка

типовых программ для системы повышения квалификации

ра­

бочих кадров.

 

 

 

 

В "Положении о социалистическом государственном

пред­

приятии" указано, что оно имеет право в необходимых

 

слу­

чаях изменять технологические процессы для

улучшения

ка­

чества продукции, повышения ее надежности

и

долговечно­

сти, снижения себестоимости. В этих условиях резко возрас­ тает ответственность предприятия за нормальное обеспечение производственного процесса рабочими кадрами соответству­ ющего профессионально-квалификационного уровня, а это значит — за подготовку и повышение квалификации рабочих.

В Постановлении

ЦК КПСС и Совета Министров СССР от

2 апреля 1969 г.

"О мерах по дальнейшему улучшению под­

готовки квалифицированных рабочих в учебных

заведениях

системы профессионально-технического образования"

преду­

сматривается значительное улучшение качества

прдготовки

квалифицированных рабочих в действующих училищах,

даль­

нейшее развитие технических училищ для подготовки квалифи­

цированных рабочих из числа лиц, имеющих среднее

образо­

вание, а также развитие вечерних профтехучилищ для

пере­

подготовки и повышения квалификации трудящихся.

В

поста­

новлении было отмечено, что в условиях создания

 

матери­

ально-технической базы коммунизма возрастают

требования

к культурно-техническому уровню трудящихся, и

получение

среднего образования становится необходимым условием для

подготовки квалифицированных рабочих. Признано необходи­ мым осуществить постепенное преобразование профессиональ­

но-технических учебных заведений в училища с

3-4-летним

сроком обучения по подготовке квалифицированных

рабочих

со средним образованием из числа молодежи,

оканчивающей

восьмилетние общеобразовательные школы.

 

 

52


Учитывая возрастающие требования, предъявляемые к

ра­

бочим кадрам в условиях научно-'гехнической революции,

в

нашей стране создается новый тип профессионально-техничес­

ких учебных заведений, в которых на научной основе

будет

обеспечена взаимосвязь профессиональной подготовки с

об­

щим и политехническим образованием. Уже в недалеком

бу­

дущем средние профессиональные, а также технические

учи­

лища будут играть ведущую роль в щеле подготовки молодых квалифицированных рабочих.

Перед системой профессионально-технического образования стоит задача не только подготовки квалифицированных рабо­ чих кадров, но и воспитания человека, отвечающего требова­ ниям морального кодекса строителя коммунизма. В. И. Ленин писал, что профессионально-техническое обучение не должно носить характер ремесленничества, а должно отвечать требо­

ваниям технического прогресса и должно быть связано с

об­

щим и политехническим образованием и

коммунистическим

воспитанием, с производительным трудом молодежи и ее

ак­

тивным участием в строительстве нового общества.

 

 

 

В соответствии с законом перемены труда и

 

необходи­

мостью быстрого перехода

от выполнения одних

производст­

венных функций к другим рабочие должны обладать

высоким

общеобразовательным уровнем, технической подготовкой

 

и

общей культурой. Недостаточная общеобразовательная

подго­

товка рабочих закрепляет старое разделение труда,

привязы­

вает рабочих к их узкой специализации.

 

 

 

 

 

 

В перспективе возрастет

потребность, а следовательно,

и

необходимость подготовки

квалифицированных рабочих

таких

профессий,, как машинисты холодильных установок,

электро­

монтеры по обслуживанию и ремонту

электрооборудования,

автоматчики-аппаратчики, слесари—инструментальщики и

не­

которые другие профессии. Сложность выполняемых ими

ра­

бот, внедрение в производство новых средств механизации

и

автоматизации требуют общеобразовательной и

специальной

подготовки, которая может быть получена только через

ши­

рокую сеть профессионально-технических учебных

 

заведений.

Вместе с тем масштабы подготовки рабочих в училищах

от­

стают от требований производства. Потребность в квалифици­

рованных рабочих предприятия в значительной степени

вы­

нуждены восполнять за счет краткосрочной подготовки

непо­

средственно на производстве.

 

 

Следует отметить, что индивидуально-бригадное

обучение

как массовая форма подготовки рабочих кадров в

настоящее

53


время может вступать в противоречие с техническим

 

про­

грессом и может тормозить его развитие. В то

же

время

подготовка малоквалифицированных рабочих на

предприятии

приводит к расширению системы переподготовки.

 

 

 

Квалифицированные рабочие, окончившие

профессионально-

технические учебные заведения, являются одним из

источни­

ков обеспечения дополнительной потребности в рабочих,

ко­

торая возникает в связи с расширением производства,

необ­

ходимостью замены выбывающих. Другими словами, они

воз­

мещают невозвратимые потери в рабочей силе.

 

 

 

Особенность связи между потребностью в

квалифицирован­

ных рабочих и возможностью ее удовлетворения

(подготов­

кой) заключается в наличии сдвига, т. е. в том,

что

возни­

кающие в каждый данный момент потребности рабочих,

как

правило, не могут быть немедленно обеспечены. Возникающие потребности в значительной мере удовлетворяются лишь по

истечении определенного времени, что объясняется не только относительной длительностью цикла подготовки квалифициро­ ванных рабочих, но и временем приобретения производствен­

ного опыта и навыков, практических знаний, временем адап­ тации. При этом следует учитывать стремительный темп на­

учно-технического прогресса, все последствия

воздействий

которого на производство предвидеть невозможно.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Первым условием улучшения подготовки рабочих кадров на производстве является укрепление учебно—материальной базы предприятий, создание различных технических кабинетов: про­ цессов и аппаратов, слесарного дела, холодильных установок, черчения и т. д.

Для укрепления учебно—материальной базы нужно мобили­ зовать скрытые резервы, которые имеются на каждом пред­ приятии вследствие недостаточно эффективного использования оборудования. Например, только на предприятиях рыбной про­

мышленности Каспийского бассейна на 1 января

1970 г. не

было установлено оборудования на 3,7 млн. руб.

(или 2300

единиц). Такая мобилизация поможет создать на

предприя­

тиях специальные участки или даже цехи для

подготовки

рабочих кадров в системе индивидуально—бригадного обучения

по профессиям, не требующим длительного обучения.

54


Известно, что йебольшим предприятиям трудно, экономиче— ски нецелесообразно, а иногда и невозможно создать новей­ шую учебно—материальную базу, изыскать необходимую про­

изводственную площадь и,

следовательно, дать рабочему не­

обходимый объем знаний.

Кроме того, они не всегда нужда­

ются в массовой подготовке новых рабочих, в

повышении

квалификации функционирующих рабочих. Поэтому

наиболее

целесообразным, на наш взгляд, явилось бы создание бассей­

новых базовых учебных центров, учебных комбинатов на

круп­

ных ведущих предприятиях. Такие учебные центры могут

быть

созданы за счет долевого участия в целевом отчислении де­

нежных средств родственных предприятий на нужды

базовых

учебных центров.

 

Именно на основе создания учебных центров на

крупных

предприятиях и полного возмещения затрат за счет

долевых

взносов предприятий, связанных с обучением рабочегр, осу­ ществляется подготовка квалифицированных рабочих в странах

социализма. Так, в Чехословакии, Венгрии и Югославии про—

• *

фессионально-техническая подготовка рабочих сосредоточена

в профессиональных школах, созданных на крупных предприя­

тиях. В

этих школах ученики приобретают теоретическую под­

готовку,

а производственное обучение осуществляется в учеб­

ных цехах предприятий. Финансирование подготовки

рабочих

кадров в профессиональных школах осуществляется

за счет

предприятий. О возможности создания подобных

учебных

центров в рыбной промышленности свидетельствует

опыт

Астраханского рыбокомбината, осуществляющего обучение но­

вых рабочих для Оранжерейного рыбокомбината,

 

рыбозавода

им. Трусова, икорно—балычного объединения и других

родст­

венных предприятий Каспийского бассейна. Однако

в

этих

отношениях отсутствует система, подкрепленная

 

материаль­

ной заинтересованностью базового предприятия.

С

вводом в

действие в текущей пятилетке (1 9 7 1 —1975 гг.)

новых учеб­

ных помещений на Астраханском рыбокомбинате

 

возрастет

возможность подготовки рабочих кадров для других родствен­

ных предприятий Каспийского бассейна. Однако

средства,

выделяемые Астраханским рыбокомбинатом отделу

техничес­

кой учебы, недостаточны для приобретения различных

тех­

нических кабинетов. Выходом из положения может

 

явиться

долевое участие денежными средствами других рыбообраба­

тывающих предприятий в приобретении необходимых техничес­

ких кабинетов с последующей постоянной подготовкой

для

этих предприятий рабочих кадров.

 

55


Организация обучения новых рабочих кадров в

 

базовых

учебных центрах при крупных предприятиях рыбной

промыш­

ленности, располагающих мощной учебно-материальной

базой,

где готовились бы кадры для многих предприятий,

позволит

проводить и теоретическое обучение по единым

программам

и в строго определенной последовательности; привлечь

к

пе­

дагогической работе постоянных, наиболее

подготовленных

работников; проводить обучение в соответствии с

 

требовани­

ями научной организации труда; улучшить методическую

ра­

боту и усилить руководство, контроль за

подготовкой

рабо­

чих кадров.

 

 

 

 

 

При подготовке рабочих в условиях производства

 

важную

роль играет правильный выбор рабочих мест и

производст­

венных работ. Поэтому необходимо руководствоваться

следу­

ющими основными требованиями: участки и рабочие

места

должны быть непременно характерными для изучаемой

 

про­

фессии; обучающимся должна предоставляться

возможность

разнообразных работ с учетом сезонных колебаний производ­ ства; осваиваемые операции целесообразно постепенно услож­ нять. Необходимо добиваться того, чтобы техническое осна­ щение и технологические процессы на предоставленных уча­ щимся рабочих местах соответствовали современному уровню

технического производства в данном рыбопромышленном

бас­

сейне, а объем работ обеспечивал загрузку всех

подготав­

ливаемых рабочих и освоение ими передовых методов

орга­

низации труда.

 

 

На многих предприятиях, особенно с массовым

производ­

ством (например, в рыбообрабатывающей отрасли),

на

каж­

дом рабочем месте выполняется одна или несколько смежных

операций, обрабатываются изделия ограниченной

номенкла­

туры. Кроме того, бывает трудно предоставить

одновремен­

но всем учащимся новейшее

оборудование, совершенные ма­

шины, аппараты. В связи с

этим необходимо

предусматри­

вать перемещение обучающихся по рабочим местам на основе календарного графика, составленного мастером или инжене­ ром производственного обучения. В момент составления ка­ лендарных графиков следует учитывать, насколько учащиеся

овладели навыками высокопроизводительной работы и норма­

ми выработки.

При подборе производственных работ для обучающихся су­

ществуют следующие требования: объекты работ должны быть

наиболее типичными для данной профессии; в

намечаемые

периоды обучения целесообразно применение

серийного и по—

56