Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В промышленности на разных предприятиях имеются

раз­

личные сроки продвижения от одного разряда

к другому.

Средний срок формирования квалифицированного

рабочего,

например, в машиностроительной и

металлообрабатывающей

промышленности составляет около 16 лет, в других

отрас­

лях - несколько меньше. Такое положение обусловлено

мно­

гими факторами: системой оплаты (например, наличием

ли­

митов соответствующих разрядов),

укомплектованностью

предприятия рабочими более высокой квалификации,

приняты­

ми технологическими процессами.

 

 

 

 

На предприятиях рыбной промышленности сложилось

такое

положение, когда новые рабочие относительно легко

получа­

ют низкую квалификацию и в то же время испытывают

труд­

ность в приобретении высшей квалификации по своей

профес­

сии. Выдвигаемые объяснения не всегда могут быть

призна­

ны правомерными, так как основной упор делается на

огра­

ниченность лимитов рабочих высших разрядов.

Однако,

если

встать на такую позицию, то повышение квалификации

рабо­

чих по расширению профессионального профиля в рыбной

про­

мышленности будет и в перспективе носить ограниченный ха­

рактер, что не позволит сократить разрыв между

 

современ­

ными орудиями труда и уровнем квалификации рабочих.

По­

этому предприятиям важно не только перейти на новую

сту­

пенчатую систему подготовки рабочих кадров, но и

добиться

существенного роста масштабов такого обучения.

 

 

 

Ступенчатая система подготовки позволит увеличить

кон­

тингент рабочих, повышающих свою квалификацию,

не менее

чем в 2 раза. Эта система носит самостоятельный

характер

относительно разрядной сетки. Процесс обучения

проводится

с элементом преемственности — от одного уровня

 

квалифи­

кации к другому, что позволяет

средние сроки формирования

профессионального мастерства сократить вдвое.

В

итоге

обучившийся рабочий становится

высококвалифицированным

работником в среднем не за 16

лет { к 32 годам),

а з а

8

лет (к 2 4 -2 5 годам).

 

 

 

 

Повышение профессионального уровня по ступенчатой

сис­

теме дает возможность всем рабочим обучаться на той

или

иной ступени независимо от того, присвоен ему

 

очередной

разряд или нет по окончании предыдущей ступени.

 

Практика

такого обучения свидетельствует, что повышение

квалифика­

ции, даже не сопровождающееся присвоением очередного раз­

ряда, положительно влияет на результаты

производственной

деятельности рабочих.

 

61


Важным преимуществом ступенчатой системы является

до­

стижение однородности контингента обучающихся по

произ­

водственной подготовке и опыту работы. Это позволяет

мас­

терам производственного обучения сосредоточить

внимание

на изучении оборудования, инструмента, приспособлений

и

технологических процессов по тем изделиям и работам, кото­ рые предусмотрены профессионально—квалификационной харак­

теристикой соответствующей ступени.

 

 

Высокая пропускная способность по повышению

квалифи­

кации рабочих кадров, низкие сроки окупаемости затрат

на

подготовку рабочих (в среднем не более 2 месяцев)

делают

ступенчатую систему обучения наиболее перспективной

фор­

мой воспроизводства квалифицированных рабочих кадров

для

рыбной промышленности.

 

 

В новой пятилетке должно быть значительно

улучшено

планирование обучения рабочих на различных курсах повыше­

ния квалификации. Все мероприятия, связанные с

повышени­

ем квалификации рабочих, как и мероприятия по

подготовке

кадров, должны быть включены в техпромфинплан

предприя­

тия и финансироваться по смете производства. При

планиро­

вании обучения на курсах следует иметь в виду, что в годы

пятилетки будет возрастать потребность в рабочих

высших

»

 

разрядов.

 

В целях расширения и углубления профессионально-техни­ ческой подготовки рабочих имеет смысл увеличение срока обучения рабочих на производстве. Технический прогресс обу­

словливает появление

новых сложных профессий, значительно

повышает требования

к рабочим старых профессий. В то же

время потребность предприятий в квалифицированных рабочих

даже сложных профессий профтехучилища не всегда удовлет­

воряют. Например, в 1970 г. потребность в наладчиках,

ап­

паратчиках, коптильщиках 1У и У разрядов

на рыбообраба­

тывающих предприятиях полностью удовлетворялась за

 

счет

обучения непосредственно на производстве,

причем срок

обу­

чения ограничивался 3—6 месяцами, что не

отвечает

требо­

ваниям технического прогресса, становится

одной из

причин

недостаточно глубокой профессиональной подготовки рабочих.

Вопросы совершенствования системы подготовки

рабочих

кадров не могут быть правильйо решены без усиления

мате­

риальной и моральной заинтересованности рабочих в

овладе­

нии новыми профессиями, повышении своей квалификации. На тех предприятиях, где последовательно соблюдается принцип: за лучший труд более высокая оплата, — наблюдается интен—

62


сивный процесс роста квалифицированных кадров. К сожале­ нию, материальное и моральное стимулирование роста квали­ фикации рабочих рыбообрабатывающих предприятий до сих пор

используется слабо. Например, рабочие на дефростации,

раз­

делке и посоле рыбы, поступая в бригады, уже через

1—1,5

месяца начинают получать полную тарифную ставку.

 

Как

только вновь поступившие рабочие начинают получать

одина­

ковую с остальными членами бригады заработную плату,

они

перестают посещать учебу. Так, на Астраханском рыбокомби­ нате около 150 учеников, поступивших в 1 9 6 9 -1 9 7 0 гг.,по­ лучили разряды в первые три недели пребывания на предпри­

ятии без прохождения полного курса обучения.

Следствием

такой подготовки рабочих явилось невыполнение

ими норм

выработки в первый месяц самостоятельной работы.

Кроме того, такой важный

признак квалификации, как об­

щеобразовательный уровень,

широта и глубина технико-эконо­

мических знаний по специальности при определении

уровня

профессионально-технической

подготовки рабочих явно

недо­

оценивается. Руководители

некоторых предприятий полагают,

что для рабочего самым важным и решающим является овла­ дение ручными приемами труда. Например, на рыбозаводе им.

Трусова и Приволжском рыбозаводе наблюдались такие

факты,

когда молодые рабочие, имеющие среднее образование,

окон­

чившие учебно—производственные мастерские, при перетарифи­ кации, связанной с сокращением, рабочего дня и упорядочением

заработной платы,

получали самый низкий разряд. В

повыше­

нии уровня квалификации рабочего первостепенное

значение

должно уделяться

росту общего уровня образования

рабочих.

Исследованиями ученых в области производственно—техничес­ кого обучения установлено, что высокая общеобразовательная • подготовка позволяет в более короткий срок достигнуть оп­ ределенного квалификационного уровня, повышения производи­ тельности труда.

По результатам наших исследований, например, на

рыбо­

комбинатах, рыбозаводах Астраханской области у

наладчи­

ков, слесарей по ремонту контрольно-измерительных

прибо­

ров с образованием 7—8 классов время, затрачиваемое

на

прирост одного разряда,

составляет 2 -2 ,5 года,

с

1 1 -1 0

классами — 1 -1 ,5 года.

Если всем рабочим нашей

страны,

не имеющим восьмилетнего образования,

дать

соответству­

ющую общеобразовательную подготовку,

то

производитель­

ность труда в промышленности в целом

возрастет

на

5 0 -

60% (Карпенко, 196 7 ).

 

 

 

 

 

63


В настоящее время

рабочие с различным уровнем общеоб­

разовательной подготовки могут выбрать себе

практически

любую профессию. Но

известно, что профессии

отличаются

друг от друга различной степенью сложности затрачиваемого труда, применяемой техники и технологии. Рабочие, имеющие

высокий общеобразовательный уровень, могут быстрее

овла­

деть профессиональными знаниями, умением охватить

весь

производственный цикл, способны самостоятельно принимать

решения, творчески подходить к выполняемой работе.

Поэто­

му присвоение рабочему очередного разряда должно

быть

поставлено в зависимость от роста его образования. Необхо­ димо на каждом предприятии рыбной промышленности выде­ лить определенный круг профессий, условием обучения по ко­ торым должен стать определенный минимум общеобразова­

тельной подготовки.

 

 

 

Важным направлением в усилении материального

стимули­

рования рабочих является своевременное и регулярное

 

про­

движение рабочего по лестнице тарифных разрядов.

С

мате­

риальными интересами рабочих здесь неразрывно

связана их

моральная заинтересованность.

 

 

 

Длительный период времени работы по одному и тому

же

разряду, особенно по невысокому, вселяет в рабочего

неуве­

ренность в возможности повысить свой тарифный разряд,

а

вместе с тем и безразличное отношение к производственно­ техническому обучению. Результаты наблюдений на некоторых

рыбозаводах Каспийского бассейна показывают,

что многие

рабочие долгое время остаются на одной и той же

ступень­

ке

квалификационной лестницы (табл.

1 9 ).

^

^

~

 

 

 

 

Т а бл ица

19

Данные по рыбозаводу им. Трусова и Приволжскому

 

рыбозаводу на 1 января 1970 г.

 

 

 

 

Продолжительность работы по при—

Количество рабочих

своенному разряду рабочим, лет

всего

 

%

 

До

1 ....................................................

 

401

 

36

 

От

1 до

3 ....................................... ...

279

 

25

 

От

4 до

6 ...........................................

323

 

29

 

От 7 до 1 0 .......................................

67

 

6

 

Свыше 10 . . . .................................

44

 

4

 

 

И т о г о .................................

1116

 

100

 

Из данных табл. 19 видно, что доля рабочих,

 

имеющих

один и тот же квалификационный разряд в течение

срока

до

64


3 лет, составляет 61% от общего числа рабочих, подвергну­

тых обследованию. Это довольно высокий процент,

который

свидетельствует о медленном росте квалификации и

раскры­

вает одну из причин текучести рабочих кадров.

В настоящее время не менее важное значение имеет и та­

кой путь совершенствования системы стимулирования

роста

квалификации рабочих, как установление научно

обоснованных

соотношений в оплате труда работников разной

квалификации.

Повышение минимального уровня заработной платы

рабочих

в рыбной промышленности, как и в других отраслях

народно­

го хозяйства страны, привело в ряде

случаев к тому,

что

почти исчезла дифференциация уровня

оплаты труда

рабочих

1 и Ш разрядов. В частности, это выражается в том,

что

рабочие низкой и средней квалификации часто получают

за

свою работу столько же, а в некоторых случаях даже больше

высококвалифицированных рабочих. В итоге

квалифицирован­

ные рабочие оказываются не заинтересованными в

выполне—

в

 

 

выпол­

нии сложной, ответственной работы. Они стараются

нять малоквалифицированную работу и за счет

перевыполне­

ния норм получать более высокую заработную плату.

Напри­

мер, на рыбообрабатывающих предприятиях

Дальневосточного

и Каспийского бассейнов наблюдаются случаи,

когда

такие

квалифицированные рабочие, как аппаратчики, наладчики, сле­ сари, коптильщики У и У1 разрядов, переходят на выполне­ ние несложных, но высокооплачиваемых работ (разгрузка ры­

бы, сортировка, транспортировка продукции и т. д . ) .

Уста­

новление рациональной дифференциации заработной платы

в

зависимости от квалификации, обеспечение более высокой оп­ латы квалифицированного труда с целью непосредственной за­

интересованности трудящихся в повышении квалификации,

в

развитии своих способностей и талантов,

совершенствование

навыков роста эффективности труда являются актуальной

за­

дачей.

 

 

 

 

 

Для более широкого распространения овладения

 

рабочими

вторыми и смежными профессиями необходимо

позаботиться

об их особом материальном стимулировании. В

 

настоящее

время на предприятиях рыбной промышленности

 

расширение

производственного профиля рабочих материально

почти

не

поощряется, поскольку заработная плата остается

одинаковой

у рабочих, обслуживающих однотипное и разнотипное

обору­

дование. Следовало бы расширить права

предприятий и позво­

лить им самостоятельно определять размер и формы

оплаты

при совмещении профессий в зависимости от

экономической

65