Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
эффективности конкретного совмещения изменения |
условий |
|||
труда, степени повышения его |
интенсивности |
(например, |
||
по опыту Щекинского и Черниговского |
химкомбинатов). |
|||
Повышение качества обучения на производстве |
будет |
спо |
||
собствовать усилению материальной ответственности |
масте |
|||
ров, рабочих—инструкторов, занимающихся подготовкой |
новых |
|||
рабочих кадров. Оплату труда |
мастеров, |
рабочих-инструкто- |
ров за обучение новых рабочих в рыбной промышленности не обходимо повысить (на 25-30% , как в строительстве), дей ствующие ныне ее размеры не обеспечивают должной заинте ресованности в росте качества обучения. Инструкторы произ водственного обучения и преподаватели получают заработную
плату не за качество подготовленного рабочего, а за |
коли |
чество обученных. По нашему мнению, материальное |
вознаг |
раждение всех работников, занимающихся подготовкой |
рабо |
чей силы, следует поставить в зависимость от уровня теоре
тической и практической подготовки рабочих: оценки за |
эк |
замен по теории, выполнения норм выработки, качества |
про |
дукции и экономии материалов и т. д. |
|
Повышение роли материальных стимулов в воспроизводстве квалифицированных кадров должно коснуться и инструкторов, руководителей различных форм повышения квалификации ра бочих. В настоящее время они получают оплату за количест во обученных при условии выполнения ими норм выработки и удовлетворительного качества производимой продукции, неза висимо от роста выработки и дальнейшего улучшения качест
ва. Рабочие высокой квалификации зачастую не |
проявляют |
||
желания работать в качестве инструкторов обучения, |
так как |
||
у них снижается заработок. Следовательно, настало |
|
время |
|
совершенствовать систему премирования инструкторов, |
руко |
||
водителей школ и курсов повышения квалификации, в |
частно |
||
сти, дифференцируя размер премий в зависимости от |
|
роста |
|
выработки и качества продукции обученных ими рабочих. |
|||
В рыбной промышленности можно использовать опыт |
пере |
||
довых предприятий других отраслей нашей страны, |
где наряду |
||
с учетом уровня квалификации рабочих разрабатываются |
пя— |
||
тилетние планы повышения общеобразовательного и |
|
культур |
|
но-технического уровня рабочих^, которые включаются |
в |
||
планы социального развития предприятий (Степанов, |
1967 ). |
||
Для разработки таких планов необходимо знать уровень |
су - |
С |
т е п |
а н о в Б. В. Социальное планирование на предпри |
ятиях. |
М., |
"Экономика", 196 7, с. 33. |
66
шествующей подготовки работающих: общее и специальное образование, стаж работы, личный разряд работника, разряд выполняемой работы, возраст рабочего и т. д.
Перспективный план подготовки и повышения квалификации
должен основываться на перспективном плане развития |
про |
|
изводства, реконструкции предприятия, внедрения |
автомати |
|
зации и механизации производственных процессов, |
балансе |
|
рабочей силы предприятия. |
|
|
В содержание перспективного комплексного плана |
соци |
|
ального развития коллектива, помимо задач улучшения |
усло |
|
вий труда и быта работников, совершенствования |
отношений |
|
сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, включают |
за |
|
дания по росту культурно-технического уровня |
работников, |
|
их ознакомления с методами управления и планирования |
про |
изводства, современными средствами автоматизации и меха низации производства, новыми технологическими процессами.
Осуществление таких планов достигается путем вовлечения всех рабочих (до 40-летнего возраста) в вечерние (сменные)
школы рабочей молодежи, в различные формы |
технической |
|
учебы на предприятиях, в вечерние и заочные техникумы |
и |
|
институты. В связи с тем, что пятилетние планы |
повышения |
культурно^ехнического уровня рабочих предусматривают обу чение людей с разным общеобразовательным уровнем, в пла ны включаются различные виды обучения: производственно-
техническое, общее, среднее и высшее специальное, |
различ |
|
ные формы курсового обучения, курсы мастеров и т. д. |
|
|
Однако в условиях производства все же ограничены |
воз |
|
можности подготовки новых рабочих по наиболее |
сложным |
сквозным профессиям и профессиям широкого профиля, повы шения общеобразовательного уровня. Этими преимуществами
обладает система профессионально-технического образования.
Прием учащихся в профтехучилища, подготавливающие |
ква |
лифицированных рабочих по самым сложным профессиям |
и |
дающие одновременно среднее образование, будет увеличен в
стране в 1975 г. до |
3 0 0 -4 0 0 тыс. человек. Но, |
как |
уже |
|
отмечалось, существующая система |
профессионально- |
тех |
||
нического образования |
не полностью |
удовлетворяет |
потреб |
ность отраслей народного хозяйства в квалифицированной ра
бочей силе, и особенно в рыбной промышленности. В |
этих |
|
условиях повышению численности выпускников |
профтехучилищ |
|
для предприятий рыбной промышленности будет |
содейство |
вать осуществление хоздоговорных отношений между профтехг*
училищами и предприятиями. В то время, когда масштабы
67
подготовки квалифицированных рабочих в системе професси онально-технического образования не удовлетворяют потреб
ности предприятия, наблюдается недостаточное |
использова |
||
ние возможностей вечерних, сменных профтехучилищ. |
Кроме |
||
того, многие дневные училища при наличии |
соответствующей |
||
материальной заинтересованности могли бы |
увеличить |
кон |
тингенты обучающихся на 40 —50%. Это подтверждается опы том некоторых училищ Дальневосточного и Каспийского бас сейнов, исследованиями экономистов в ряде районов страны
(Плинер, 1 9 6 9 ).
Внедрение хозяйственного договора повысит материальную и моральную заинтересованность как предприятий, так и профессионально-технических учебных заведений в подготов
ке, рациональном использовании |
и создании постоянных |
ква |
лифицированных рабочих кадров. |
До сих пор предприятия |
не |
несут необходимой материальной ответственности за |
подго |
товку рабочих кадров в профтехучилищах, за создание |
для |
них надлежащих жилищных, культурно-бытовых и производст венных условий. Взамен уволившихся "по собственному же ланию" принимаются рабочие "со стороны" или подаются за
явки для направления все новых и новых выпускников |
проф |
техучилищ. Ведь их обучение предприятиям ничего йе |
стоит, |
на себестоимости и других экономических показателях |
непо |
средственно не отражается. Аналогичная причина обусловила
значительное |
распространение на предприятиях практики ис |
|
пользования |
инженеров и техников там, где требуются |
ква |
лифицированные рабочие. Например, на Астраханском |
рыбо |
|
комбинате в |
1969 г. в качестве рабочих (работниц Ш раз |
ряда, машинистов, электриков, слесарей, стерилизаторщиков 1У-
У1 разрядов и т. д.) работало 27 человек, |
имеющих |
высшее |
|
и среднее специальное образование. Как известно, |
затраты |
||
на обучение специалистов в высших и средних |
специальных |
||
учебных заведениях производятся за счет |
государственного |
||
бюджета. Использование экономических методов |
стимулиро |
||
вания, материальной заинтересованности в подготовке |
рабо |
чих кадров позволит устранить имеющиеся недостатки в пла
нировании и качестве профессионально-технического образо вания. Сейчас профтехучилища не несут материальной ответ
ственности за подготовку рабочих с такой профессионально-
квалификационной структурой, которая необходима |
производ |
|
ству. Нередко предприятия, испытывая недостаток в |
рабочих |
|
одних определенных специальностей, получают из училищ |
ра |
|
ботников других профессий, не нужных в данное время, |
что |
68
вызывает необходимость переучивания молодых рабочих на
производстве.
Вусловиях хоздоговорных отношений училища заключают с предприятиями договор для подготовки за их счет определен ного числа рабочих необходимых профессий и специальностей.
Внашей стране уже накоплен некоторый опыт хоздоговор
ных отношений между предприятиями и профтехучилищами в
подготовке рабочих кадров, который может быть |
успешно |
|
использован и в рыбной промышленности. Так, например, |
с |
|
1968 г. на хоздоговорных началах готовят рабочих профес |
||
сионально-технические училища Пензы, Новокуйбышевска |
и |
|
др. (Плинер, 1 9 6 9 ). Подготовка одного рабочего |
таким |
ме |
тодом обходится предприятиям дешевле, чем при |
индивиду |
ально-бригадном обучении, а качество обучения значительно выше.
С переходом к хоздоговорным отношениям между предпри—
ятиями и профессионально-техническими учебными |
заведени |
ями для рыбной отрасли расширятся возможности |
подготовки |
высококвалифицированной рабочей силы. |
|
В успешном решении задач, поставленных перед |
профтех*- |
образованием в совершенствовании системы подготовки рабо
чих кадров, заметную роль играют предприятия, |
которые |
яв— |
*» |
|
не |
ляются базой для профтехучилищ. Базовые предприятия |
||
ограничиваются предоставлением оборудования, |
производст |
венных площадей для училищ. Они создают при профтехучили щах учебно-производственные мастерские, лаборатории, тех
нические кабинеты, производят ремонт оборудования, |
зданий |
||
и сооружений и т. д. Профессионально-технические |
училища |
||
в свою очередь направляют своих выпускников на |
базовые |
||
предприятия. Однако назрела необходимость |
предоставить |
||
большую самостоятельность училищам и базовым |
|
предпри |
|
ятиям в подготовке рабочей силы. Ведь сами |
предприятия |
||
лучше знают, рабочих каких профессий и какой |
квалификации |
||
должны готовить подшефные |
профессионально-технические |
||
училища. Например, на рыбообрабатывающих |
предприятиях |
||
Дагестанского территориального |
управления Каспийского бас |
сейна наиболее массовыми являются профессии со средними разрядами, а Грозненское ГПТУ № 10 выпускало рыбообра ботчиков, стерилизаторщиков, холодильщиков У и У1 разря
дов. В результате предприятия испытывали определенную труд ность в предоставлении работы выпускникам училищ в соответ ствии с полученными разрядами, и, в конечном итоге, Грознен ское ГПТУ с 1968 г. прекратило обучение рабочих для рыбооб рабатывающих предприятий. Вероятно, было бы целесообразно
69