Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эффективности конкретного совмещения изменения

условий

труда, степени повышения его

интенсивности

(например,

по опыту Щекинского и Черниговского

химкомбинатов).

Повышение качества обучения на производстве

будет

спо­

собствовать усилению материальной ответственности

масте­

ров, рабочих—инструкторов, занимающихся подготовкой

новых

рабочих кадров. Оплату труда

мастеров,

рабочих-инструкто-

ров за обучение новых рабочих в рыбной промышленности не­ обходимо повысить (на 25-30% , как в строительстве), дей­ ствующие ныне ее размеры не обеспечивают должной заинте­ ресованности в росте качества обучения. Инструкторы произ­ водственного обучения и преподаватели получают заработную

плату не за качество подготовленного рабочего, а за

коли­

чество обученных. По нашему мнению, материальное

вознаг­

раждение всех работников, занимающихся подготовкой

рабо­

чей силы, следует поставить в зависимость от уровня теоре­

тической и практической подготовки рабочих: оценки за

эк­

замен по теории, выполнения норм выработки, качества

про­

дукции и экономии материалов и т. д.

 

Повышение роли материальных стимулов в воспроизводстве квалифицированных кадров должно коснуться и инструкторов, руководителей различных форм повышения квалификации ра­ бочих. В настоящее время они получают оплату за количест­ во обученных при условии выполнения ими норм выработки и удовлетворительного качества производимой продукции, неза­ висимо от роста выработки и дальнейшего улучшения качест­

ва. Рабочие высокой квалификации зачастую не

проявляют

желания работать в качестве инструкторов обучения,

так как

у них снижается заработок. Следовательно, настало

 

время

совершенствовать систему премирования инструкторов,

руко­

водителей школ и курсов повышения квалификации, в

частно­

сти, дифференцируя размер премий в зависимости от

 

роста

выработки и качества продукции обученных ими рабочих.

В рыбной промышленности можно использовать опыт

пере­

довых предприятий других отраслей нашей страны,

где наряду

с учетом уровня квалификации рабочих разрабатываются

пя—

тилетние планы повышения общеобразовательного и

 

культур­

но-технического уровня рабочих^, которые включаются

в

планы социального развития предприятий (Степанов,

1967 ).

Для разработки таких планов необходимо знать уровень

су -

С

т е п

а н о в Б. В. Социальное планирование на предпри­

ятиях.

М.,

"Экономика", 196 7, с. 33.

66


шествующей подготовки работающих: общее и специальное образование, стаж работы, личный разряд работника, разряд выполняемой работы, возраст рабочего и т. д.

Перспективный план подготовки и повышения квалификации

должен основываться на перспективном плане развития

про­

изводства, реконструкции предприятия, внедрения

автомати­

зации и механизации производственных процессов,

балансе

рабочей силы предприятия.

 

 

В содержание перспективного комплексного плана

соци­

ального развития коллектива, помимо задач улучшения

усло­

вий труда и быта работников, совершенствования

отношений

сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, включают

за­

дания по росту культурно-технического уровня

работников,

их ознакомления с методами управления и планирования

про­

изводства, современными средствами автоматизации и меха­ низации производства, новыми технологическими процессами.

Осуществление таких планов достигается путем вовлечения всех рабочих (до 40-летнего возраста) в вечерние (сменные)

школы рабочей молодежи, в различные формы

технической

учебы на предприятиях, в вечерние и заочные техникумы

и

институты. В связи с тем, что пятилетние планы

повышения

культурно^ехнического уровня рабочих предусматривают обу­ чение людей с разным общеобразовательным уровнем, в пла­ ны включаются различные виды обучения: производственно-

техническое, общее, среднее и высшее специальное,

различ­

ные формы курсового обучения, курсы мастеров и т. д.

 

Однако в условиях производства все же ограничены

воз­

можности подготовки новых рабочих по наиболее

сложным

сквозным профессиям и профессиям широкого профиля, повы­ шения общеобразовательного уровня. Этими преимуществами

обладает система профессионально-технического образования.

Прием учащихся в профтехучилища, подготавливающие

ква­

лифицированных рабочих по самым сложным профессиям

и

дающие одновременно среднее образование, будет увеличен в

стране в 1975 г. до

3 0 0 -4 0 0 тыс. человек. Но,

как

уже

отмечалось, существующая система

профессионально-

тех­

нического образования

не полностью

удовлетворяет

потреб­

ность отраслей народного хозяйства в квалифицированной ра­

бочей силе, и особенно в рыбной промышленности. В

этих

условиях повышению численности выпускников

профтехучилищ

для предприятий рыбной промышленности будет

содейство­

вать осуществление хоздоговорных отношений между профтехг*

училищами и предприятиями. В то время, когда масштабы

67


подготовки квалифицированных рабочих в системе професси­ онально-технического образования не удовлетворяют потреб­

ности предприятия, наблюдается недостаточное

использова­

ние возможностей вечерних, сменных профтехучилищ.

Кроме

того, многие дневные училища при наличии

соответствующей

материальной заинтересованности могли бы

увеличить

кон­

тингенты обучающихся на 40 —50%. Это подтверждается опы­ том некоторых училищ Дальневосточного и Каспийского бас­ сейнов, исследованиями экономистов в ряде районов страны

(Плинер, 1 9 6 9 ).

Внедрение хозяйственного договора повысит материальную и моральную заинтересованность как предприятий, так и профессионально-технических учебных заведений в подготов­

ке, рациональном использовании

и создании постоянных

ква­

лифицированных рабочих кадров.

До сих пор предприятия

не

несут необходимой материальной ответственности за

подго­

товку рабочих кадров в профтехучилищах, за создание

для

них надлежащих жилищных, культурно-бытовых и производст­ венных условий. Взамен уволившихся "по собственному же­ ланию" принимаются рабочие "со стороны" или подаются за­

явки для направления все новых и новых выпускников

проф­

техучилищ. Ведь их обучение предприятиям ничего йе

стоит,

на себестоимости и других экономических показателях

непо­

средственно не отражается. Аналогичная причина обусловила

значительное

распространение на предприятиях практики ис­

пользования

инженеров и техников там, где требуются

ква­

лифицированные рабочие. Например, на Астраханском

рыбо­

комбинате в

1969 г. в качестве рабочих (работниц Ш раз­

ряда, машинистов, электриков, слесарей, стерилизаторщиков 1У-

У1 разрядов и т. д.) работало 27 человек,

имеющих

высшее

и среднее специальное образование. Как известно,

затраты

на обучение специалистов в высших и средних

специальных

учебных заведениях производятся за счет

государственного

бюджета. Использование экономических методов

стимулиро­

вания, материальной заинтересованности в подготовке

рабо­

чих кадров позволит устранить имеющиеся недостатки в пла­

нировании и качестве профессионально-технического образо­ вания. Сейчас профтехучилища не несут материальной ответ­

ственности за подготовку рабочих с такой профессионально-

квалификационной структурой, которая необходима

производ­

ству. Нередко предприятия, испытывая недостаток в

рабочих

одних определенных специальностей, получают из училищ

ра­

ботников других профессий, не нужных в данное время,

что

68


вызывает необходимость переучивания молодых рабочих на

производстве.

Вусловиях хоздоговорных отношений училища заключают с предприятиями договор для подготовки за их счет определен­ ного числа рабочих необходимых профессий и специальностей.

Внашей стране уже накоплен некоторый опыт хоздоговор­

ных отношений между предприятиями и профтехучилищами в

подготовке рабочих кадров, который может быть

успешно

использован и в рыбной промышленности. Так, например,

с

1968 г. на хоздоговорных началах готовят рабочих профес­

сионально-технические училища Пензы, Новокуйбышевска

и

др. (Плинер, 1 9 6 9 ). Подготовка одного рабочего

таким

ме­

тодом обходится предприятиям дешевле, чем при

индивиду­

ально-бригадном обучении, а качество обучения значительно выше.

С переходом к хоздоговорным отношениям между предпри—

ятиями и профессионально-техническими учебными

заведени­

ями для рыбной отрасли расширятся возможности

подготовки

высококвалифицированной рабочей силы.

 

В успешном решении задач, поставленных перед

профтех*-

образованием в совершенствовании системы подготовки рабо­

чих кадров, заметную роль играют предприятия,

которые

яв—

 

не

ляются базой для профтехучилищ. Базовые предприятия

ограничиваются предоставлением оборудования,

производст­

венных площадей для училищ. Они создают при профтехучили­ щах учебно-производственные мастерские, лаборатории, тех­

нические кабинеты, производят ремонт оборудования,

зданий

и сооружений и т. д. Профессионально-технические

училища

в свою очередь направляют своих выпускников на

базовые

предприятия. Однако назрела необходимость

предоставить

большую самостоятельность училищам и базовым

 

предпри­

ятиям в подготовке рабочей силы. Ведь сами

предприятия

лучше знают, рабочих каких профессий и какой

квалификации

должны готовить подшефные

профессионально-технические

училища. Например, на рыбообрабатывающих

предприятиях

Дагестанского территориального

управления Каспийского бас­

сейна наиболее массовыми являются профессии со средними разрядами, а Грозненское ГПТУ № 10 выпускало рыбообра­ ботчиков, стерилизаторщиков, холодильщиков У и У1 разря­

дов. В результате предприятия испытывали определенную труд­ ность в предоставлении работы выпускникам училищ в соответ­ ствии с полученными разрядами, и, в конечном итоге, Грознен­ ское ГПТУ с 1968 г. прекратило обучение рабочих для рыбооб­ рабатывающих предприятий. Вероятно, было бы целесообразно

69