Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рота по приему в промышленности СССР равен 0,4%).

Необ­

ходимо отметить, что тенденция изменения оборота

кадров

неодинакова в различных рыбопромышленных бассейнах. Ко­ эффициент оборота рабочей силы по приему остается на уров­ не 0 ,3-0,4% в рыбной промышленности Северного и Запад­

ного бассейнов, что объясняется стабилизацией

масштабов

выбытия рабочих, и несколько снизился в Каспийском

бас­

сейне (с 74,5% в 1966 г. до 68,8% в 1970 г., т. е.

на

5,7%).

 

 

В 1970 г. по сравнению с 1966 г. уровень оборота

кад­

ров по приему уменьшился в Дальневосточном на

9,8%

( с

82,7% в 1966 г. до 72,9% в 1970 г.) и в Азовско—Чер­

номорском бассейнах на 26,4% (с 85,4% в 1966 г.

до

59,0% в 1970 г.), что связано с некоторым

сокращением

относительных размеров выбытия рабочей силы в этих

бас­

сейнах. Вместе с тем масштабы приема рабочих кадров

ос­

таются во всех бассейнах весьма высокими, что

повышает

значение организованных форм привлечения рабочих на пред­ приятиях.

В последние годы заметно снизилось значение оргнабора, но в обеспечении рабочей силой предприятий рыбной Гфомышленности все большую роль приобретает перераспределение кадров между предприятиями данного города или района. Об этом свидетельствует, например, опыт использования рабочих

кадров в Сахалинской области. Здесь с окончанием сезона в лесной промышленности (а он совпадает с началом сезона в

рыбной промышленности) рабочие в организованном порядке переходят на предприятия рыбной промышленности. После окончания сезона в рыбной промышленности они снова уходят работать в леспромхозы. В целом по рыбной промышленности эта форма комплектования кадров - путем перераспределения

рабочих между предприятиями - еще не получила

должного

развития и ее удельный вес в приеме рабочих

незначите­

лен (6%).

 

Анализ использования трудоьых ресурсов рыбной

промыш­

ленности и форм комплектования кадров позволяет

определить

те требования, которые предъявляются к развитию

рыбной

промышленности в целом. Однако вопросы дальнейшего изу­ чения направлений рационального использования рабочей силы требуют исследования форм и методов обеспечения квалифи­ цированными кадрами рыбной промышленности.


ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Основная форма воспроизводства квалифицированной рабочей силы - подготовка новых рабочих непосредственно на произ­ водстве , так как эта форма обучения сложилась давно и да­ вала возможность ускоренными темпами готовить работников массовых профессий для различных отраслей промышленности. Вместе с тем доля подготовки новых рабочих непосредствен­

но на производстве в рыбной промышленности

на 10-18%

выше, чем во всей промышленности СССР, при более

мед­

ленных темпах ее снижения.

 

 

 

Динамика масштабов подготовки рабочих кадров по

стране

и в рыбной промышленности различна. Так,

если для

народ-

«

 

неуклонно

ного хозяйства страны подготовка рабочих кадров

возрастает и количество обученных в 1970

г.

увеличилось

по сравнению с 1966 г, более чем на 23%, то

численность

подготавливаемой рабочей силы для рыбной

промышленности

СССР возросла лишь на 10%.

 

 

 

Неодинаково соотношение и динамика удельных весов

раз­

личных форм профессионального обучения рабочих кадров

для

народного хозяйства СССР в целом и для рыбной

промыш­

ленности.

 

 

В то время как в народном хозяйстве СССР налицо

тен­

денция к постепенному уменьшению удельного веса подготовь

ки новых рабочих непосредственно на предприятиях (с

77,6%

в 1 966 г. до 74,5% в 1969

г.), в рыбной

промышлен­

ности наблюдается абсолютный

и относительный рост

этой

формы профессионального обучения. Удельный вес

подготовки

рабочих кадров на предприятиях рыбной промышленности уве­

личился в 1970 г.

по сравнению с 1966 г. на

5,2%, или

на 5,7 тыс. человек.

Доля рабочих кадров, обученных в про­

фессионально-технических заведениях, в общей

численности

подготовленных новых рабочих для рыбной промышленности

в

3,3 раза ниже, чем в народном хозяйстве СССР в целом.

 

О степени удовлетворения количественной потребности

в

подготовленной рабочей силе различных бассейнов

рыбной

промышленности СССР дают представление данные табл. 11,

составленной на основании данных Управления труда,

зара­

ботной платы и рабочих кадров М РХ СССР.

 

 

 

Из данных табл. 11

видно, что удельные

веса

подготов­

ленных новых рабочих

в общей численности

занятых

рабочих

в рыбной промышленности, а также в дополнительной потреб-

26


ност.и в рабочих кадрах составляют незначительную величи­

ну. Так, самый высокий удельный вес рабочих, обученных

новым профессиям,

в общей численности занятых рабочих и

в дополнительной потребности в рабочих кадрах

наблюдается

в Дальневосточном

(31,1 и 45,0% ) и Западном

бассейнах

(2 2 ,0 и 56,0%), а наиболее низкий удельный вес обученных рабочих (1 4 ,4 и 25,0% ) - в Каспийском.

Т а б ли ц а 11

Обеспеченность рабочими кадрами предприятий рыбопромышленных бассейнов

 

Числен­

Дополни­

Рабочие, обученные но­

 

ность

тельная

вым профессиям

Бассейн

рабо­

потреб­

всего,

В том числе

чих,7 9

ность в тыс.

% к

% к

 

ТЫС.

рабочих, чело­

числен­

дополни­

 

чело­

тыс.

век

ности

тельной

 

век

человек

 

рабо­

потреб­

Рыбная промыш—

 

 

 

чих

ности

 

 

 

 

 

ленность .............

294,0

135,4

50,6

17,2

37,3

В том числе:

 

 

 

 

 

Дальневосточ-

 

 

 

 

 

ны й ..................

72,5

49,6 '

22,5

31,0

4 5 ,4

Западный . . .

51,0

19,8

11,2

22,0

56,6

Азове ко-Чер-

 

 

 

 

 

номорский . , .

34,6

11,8

5,7

16,5

4 8 ,3

Северный . . .

34,6

15,4

6,5

18,8

42,2

Каспийский . .

30,7

18,0

4,5

14,7

25,0

Преобладающей формой обучения новых рабочих, которая

дает около 92,0% всех подготовленных рабочих кадров, ос­ тается подготовка непосредственно на производстве, имеющая ряд серьезных недостатков. Несмотря на некоторое увеличе­

ние численности выпускников профессионально-технических учебных заведений, все же их еще недостаточно — всего 8%.

Для анализа качественного

уровня обучения в

различных

формах подготовки требуется

более детальное

рассмотре—

ние каждой формы обучения и их видов.

 

' 27


Подготовка рабочих кадров непосредственно на производ­ стве характеризуется планомерной организацией в государст­ венном масштабе передачи знаний, умения, опыта подготав­

ливаемым рабочим, в процессе которой

они переходят

от

низших ступеней обучения к высшим, с

определенным

повы­

шением своего общеобразовательного уровня. Это

создает

условия для приобретения профессий каждым молодым

рабо­

чим - в сравнительно короткий срок он может получить не­ обходимые производственные навыки и определенные теорети­

ческие знания.

 

Производственно-техническое обучение новых рабочих на

производстве осуществляется через сеть

индивидуального,

бригадного и курсового обучения, причем последнее осуще­

ствляется как с отрывом, так и

без отрыва от

производства

и охватывает такие профессии и

специальности,

овладение

которыми занимает не более 6 месяцев. Следовательно, обу­

чение рассчитано на овладение рабочими сравнительно

не­

сложной специальностью, нужда в которой определяется

са­

мим предприятием.

 

 

 

Удельный вес различных видов подготовки новых

рабочих

непосредственно на производстве неодинаков , что видно

из

данных табл. 12.

^

1 о

 

Т а б л ица

12

Подготовка рабочих непосредственно на предприятиях по видам обучения в рыбной промышленности в 1969 г. (%)

 

 

В том числе

в школах,

 

 

индиви­

бригад­

Бассейны

Всего

дуаль­

ное

на

курсах

ное

обуче­

и в

учеб­

 

 

 

 

обуче­

ние

но-курсо­

 

 

ние

 

вых ком­

 

 

 

 

бинатах

По главкам союзного

100

37,7

34,8

27,5

подчинения ................

В том числе:

100

34,0

53,5

12,5

Дальневосточный .

Западный................

100

22,5

12,4

65,1

Азове ко-Черномор-

100

46,4

34,6

19,0

ский . . . ...............

С еверн ы й ..............

100

51,0

28,2

20,8

Каспийский............

100

27,4

21,0

51,6

А

28


Наиболее массовым видом подготовки новых рабочих непо­ средственно на предприятиях рыбной промышленности являет­

ся

индивидуальное обучение, которое охватывает 37,7%

все­

го

количества подготовленных рабочих. Индивидуальная

под­

готовка рабочих особенно распространена

в Азовско-Черно­

морском (46,4%) и Северном бассейнах

(51,0%). Эта

фор­

ма обучения применяется на тех участках производства,

где

каждый рабочий выполняет свою работу отдельно на конкрет­

ном оборудовании (например, сортировщики рыбы,

засольщи­

ки, рыбообработчики, обжарщики, панировщики,

слесари

холо­

дильных установок и т.л.). Здесь обучение происходит

непо­

средственно на рабочем месте путем прикрепления ученика

к

высококвалифицированному рабочему (мастеру),

 

имеющему

квалифицированный уровень не ниже

1 У -У тарифного разряда,

или путем включения его в состав

производственной бригады

под руководством бригадира. К рабочему-инструктору

при­

крепляют одновременно не более 1—2 учеников,

каждый

из

которых должен иметь сьое рабочее место.

 

 

 

 

Производственное обучение новых рабочих на

предприятиях

осуществляется в несколько этапов. Вначале

рабочий-инст­

руктор знакомит ученика с работой -на определенном

виде

оборудования путем соответствующих положений и

демонст­

рации приемов. Затем под его руководством ученик выполня­ ет простейшие операции, приобретая первоначальные профес­ сиональные навыки. И, наконец, приступает к самостоятель­ ному выполнению всего комплекса приемов, но под руковод­ ством обучающего.

Задачей инструктора является обучение рабочего наиболее эффективным профессиональным приемам, бережному уходу за производственным оборудованием и инструментом, такой ор­ ганизации рабочего места, которая способствовала бы беспе­ ребойной работе и т. п. В результате индивидуального обу­ чения новый рабочий, получивший необходимые знания и на­ выки, должен выполнять установленные для рабочего данного разряда нормы выработки по всем количественным и качест— венным показателям.

В процессе теоретического обучения на предприятии

рабо—

чий знакомится с процессом производства,

получает

опреде­

ленные знания по специальной технологии и другим

техни­

ческим дисциплинам. С окончанием срока

индивидуальной

подготовки обучающиеся сдают квалификационный экзамен

и

получают соответствующий тарифный разряд. Программа

ин­

дивидуального обучения рабочего строится

в соответствии

с

29