Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
рота по приему в промышленности СССР равен 0,4%). |
Необ |
ходимо отметить, что тенденция изменения оборота |
кадров |
неодинакова в различных рыбопромышленных бассейнах. Ко эффициент оборота рабочей силы по приему остается на уров не 0 ,3-0,4% в рыбной промышленности Северного и Запад
ного бассейнов, что объясняется стабилизацией |
масштабов |
|
выбытия рабочих, и несколько снизился в Каспийском |
бас |
|
сейне (с 74,5% в 1966 г. до 68,8% в 1970 г., т. е. |
на |
|
5,7%). |
|
|
В 1970 г. по сравнению с 1966 г. уровень оборота |
кад |
|
ров по приему уменьшился в Дальневосточном на |
9,8% |
( с |
82,7% в 1966 г. до 72,9% в 1970 г.) и в Азовско—Чер
номорском бассейнах на 26,4% (с 85,4% в 1966 г. |
до |
|
59,0% в 1970 г.), что связано с некоторым |
сокращением |
|
относительных размеров выбытия рабочей силы в этих |
бас |
|
сейнах. Вместе с тем масштабы приема рабочих кадров |
ос |
|
таются во всех бассейнах весьма высокими, что |
повышает |
значение организованных форм привлечения рабочих на пред приятиях.
В последние годы заметно снизилось значение оргнабора, но в обеспечении рабочей силой предприятий рыбной Гфомышленности все большую роль приобретает перераспределение кадров между предприятиями данного города или района. Об этом свидетельствует, например, опыт использования рабочих
кадров в Сахалинской области. Здесь с окончанием сезона в лесной промышленности (а он совпадает с началом сезона в
рыбной промышленности) рабочие в организованном порядке переходят на предприятия рыбной промышленности. После окончания сезона в рыбной промышленности они снова уходят работать в леспромхозы. В целом по рыбной промышленности эта форма комплектования кадров - путем перераспределения
рабочих между предприятиями - еще не получила |
должного |
развития и ее удельный вес в приеме рабочих |
незначите |
лен (6%). |
|
Анализ использования трудоьых ресурсов рыбной |
промыш |
ленности и форм комплектования кадров позволяет |
определить |
те требования, которые предъявляются к развитию |
рыбной |
промышленности в целом. Однако вопросы дальнейшего изу чения направлений рационального использования рабочей силы требуют исследования форм и методов обеспечения квалифи цированными кадрами рыбной промышленности.
ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Основная форма воспроизводства квалифицированной рабочей силы - подготовка новых рабочих непосредственно на произ водстве , так как эта форма обучения сложилась давно и да вала возможность ускоренными темпами готовить работников массовых профессий для различных отраслей промышленности. Вместе с тем доля подготовки новых рабочих непосредствен
но на производстве в рыбной промышленности |
на 10-18% |
||
выше, чем во всей промышленности СССР, при более |
мед |
||
ленных темпах ее снижения. |
|
|
|
Динамика масштабов подготовки рабочих кадров по |
стране |
||
и в рыбной промышленности различна. Так, |
если для |
народ- |
|
« |
|
неуклонно |
|
ного хозяйства страны подготовка рабочих кадров |
|||
возрастает и количество обученных в 1970 |
г. |
увеличилось |
|
по сравнению с 1966 г, более чем на 23%, то |
численность |
||
подготавливаемой рабочей силы для рыбной |
промышленности |
||
СССР возросла лишь на 10%. |
|
|
|
Неодинаково соотношение и динамика удельных весов |
раз |
личных форм профессионального обучения рабочих кадров |
для |
|
народного хозяйства СССР в целом и для рыбной |
промыш |
|
ленности. |
|
|
В то время как в народном хозяйстве СССР налицо |
тен |
денция к постепенному уменьшению удельного веса подготовь
ки новых рабочих непосредственно на предприятиях (с |
77,6% |
||
в 1 966 г. до 74,5% в 1969 |
г.), в рыбной |
промышлен |
|
ности наблюдается абсолютный |
и относительный рост |
этой |
|
формы профессионального обучения. Удельный вес |
подготовки |
рабочих кадров на предприятиях рыбной промышленности уве
личился в 1970 г. |
по сравнению с 1966 г. на |
5,2%, или |
на 5,7 тыс. человек. |
Доля рабочих кадров, обученных в про |
|
фессионально-технических заведениях, в общей |
численности |
подготовленных новых рабочих для рыбной промышленности |
в |
|
3,3 раза ниже, чем в народном хозяйстве СССР в целом. |
|
|
О степени удовлетворения количественной потребности |
в |
|
подготовленной рабочей силе различных бассейнов |
рыбной |
промышленности СССР дают представление данные табл. 11,
составленной на основании данных Управления труда, |
зара |
|||
ботной платы и рабочих кадров М РХ СССР. |
|
|
|
|
Из данных табл. 11 |
видно, что удельные |
веса |
подготов |
|
ленных новых рабочих |
в общей численности |
занятых |
рабочих |
в рыбной промышленности, а также в дополнительной потреб-
26
ност.и в рабочих кадрах составляют незначительную величи
ну. Так, самый высокий удельный вес рабочих, обученных
новым профессиям, |
в общей численности занятых рабочих и |
|
в дополнительной потребности в рабочих кадрах |
наблюдается |
|
в Дальневосточном |
(31,1 и 45,0% ) и Западном |
бассейнах |
(2 2 ,0 и 56,0%), а наиболее низкий удельный вес обученных рабочих (1 4 ,4 и 25,0% ) - в Каспийском.
Т а б ли ц а 11
Обеспеченность рабочими кадрами предприятий рыбопромышленных бассейнов
|
Числен |
Дополни |
Рабочие, обученные но |
||
|
ность |
тельная |
вым профессиям |
||
Бассейн |
рабо |
потреб |
всего, |
В том числе |
|
чих,7 9 |
ность в тыс. |
% к |
% к |
||
|
ТЫС. |
рабочих, чело |
числен |
дополни |
|
|
чело |
тыс. |
век |
ности |
тельной |
|
век |
человек |
|
рабо |
потреб |
Рыбная промыш— |
|
|
|
чих |
ности |
|
|
|
|
|
|
ленность ............. |
294,0 |
135,4 |
50,6 |
17,2 |
37,3 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Дальневосточ- |
|
|
|
|
|
ны й .................. |
72,5 |
49,6 ' |
22,5 |
31,0 |
4 5 ,4 |
Западный . . . |
51,0 |
19,8 |
11,2 |
22,0 |
56,6 |
Азове ко-Чер- |
|
|
|
|
|
номорский . , . |
34,6 |
11,8 |
5,7 |
16,5 |
4 8 ,3 |
Северный . . . |
34,6 |
15,4 |
6,5 |
18,8 |
42,2 |
Каспийский . . |
30,7 |
18,0 |
4,5 |
14,7 |
25,0 |
Преобладающей формой обучения новых рабочих, которая
дает около 92,0% всех подготовленных рабочих кадров, ос тается подготовка непосредственно на производстве, имеющая ряд серьезных недостатков. Несмотря на некоторое увеличе
ние численности выпускников профессионально-технических учебных заведений, все же их еще недостаточно — всего 8%.
Для анализа качественного |
уровня обучения в |
различных |
формах подготовки требуется |
более детальное |
рассмотре— |
ние каждой формы обучения и их видов. |
|
' 27
Подготовка рабочих кадров непосредственно на производ стве характеризуется планомерной организацией в государст венном масштабе передачи знаний, умения, опыта подготав
ливаемым рабочим, в процессе которой |
они переходят |
от |
низших ступеней обучения к высшим, с |
определенным |
повы |
шением своего общеобразовательного уровня. Это |
создает |
|
условия для приобретения профессий каждым молодым |
рабо |
чим - в сравнительно короткий срок он может получить не обходимые производственные навыки и определенные теорети
ческие знания. |
|
Производственно-техническое обучение новых рабочих на |
|
производстве осуществляется через сеть |
индивидуального, |
бригадного и курсового обучения, причем последнее осуще
ствляется как с отрывом, так и |
без отрыва от |
производства |
и охватывает такие профессии и |
специальности, |
овладение |
которыми занимает не более 6 месяцев. Следовательно, обу
чение рассчитано на овладение рабочими сравнительно |
не |
||
сложной специальностью, нужда в которой определяется |
са |
||
мим предприятием. |
|
|
|
Удельный вес различных видов подготовки новых |
рабочих |
||
непосредственно на производстве неодинаков , что видно |
из |
||
данных табл. 12. |
-г |
^ |
1 о |
|
Т а б л ица |
12 |
Подготовка рабочих непосредственно на предприятиях по видам обучения в рыбной промышленности в 1969 г. (%)
|
|
В том числе |
в школах, |
|||
|
|
индиви |
бригад |
|||
Бассейны |
Всего |
дуаль |
ное |
на |
курсах |
|
ное |
обуче |
и в |
учеб |
|||
|
|
|||||
|
|
обуче |
ние |
но-курсо |
||
|
|
ние |
|
вых ком |
||
|
|
|
|
бинатах |
||
По главкам союзного |
100 |
37,7 |
34,8 |
27,5 |
||
подчинения ................ |
||||||
В том числе: |
100 |
34,0 |
53,5 |
12,5 |
||
Дальневосточный . |
||||||
Западный................ |
100 |
22,5 |
12,4 |
65,1 |
||
Азове ко-Черномор- |
100 |
46,4 |
34,6 |
19,0 |
||
ский . . . ............... |
||||||
С еверн ы й .............. |
100 |
51,0 |
28,2 |
20,8 |
||
Каспийский............ |
100 |
27,4 |
21,0 |
51,6 |
А
28
Наиболее массовым видом подготовки новых рабочих непо средственно на предприятиях рыбной промышленности являет
ся |
индивидуальное обучение, которое охватывает 37,7% |
все |
|
го |
количества подготовленных рабочих. Индивидуальная |
под |
|
готовка рабочих особенно распространена |
в Азовско-Черно |
||
морском (46,4%) и Северном бассейнах |
(51,0%). Эта |
фор |
|
ма обучения применяется на тех участках производства, |
где |
каждый рабочий выполняет свою работу отдельно на конкрет
ном оборудовании (например, сортировщики рыбы, |
засольщи |
||||
ки, рыбообработчики, обжарщики, панировщики, |
слесари |
холо |
|||
дильных установок и т.л.). Здесь обучение происходит |
непо |
||||
средственно на рабочем месте путем прикрепления ученика |
к |
||||
высококвалифицированному рабочему (мастеру), |
|
имеющему |
|||
квалифицированный уровень не ниже |
1 У -У тарифного разряда, |
||||
или путем включения его в состав |
производственной бригады |
||||
под руководством бригадира. К рабочему-инструктору |
при |
||||
крепляют одновременно не более 1—2 учеников, |
каждый |
из |
|||
которых должен иметь сьое рабочее место. |
|
|
|
|
|
Производственное обучение новых рабочих на |
предприятиях |
||||
осуществляется в несколько этапов. Вначале |
рабочий-инст |
||||
руктор знакомит ученика с работой -на определенном |
виде |
||||
оборудования путем соответствующих положений и |
демонст |
рации приемов. Затем под его руководством ученик выполня ет простейшие операции, приобретая первоначальные профес сиональные навыки. И, наконец, приступает к самостоятель ному выполнению всего комплекса приемов, но под руковод ством обучающего.
Задачей инструктора является обучение рабочего наиболее эффективным профессиональным приемам, бережному уходу за производственным оборудованием и инструментом, такой ор ганизации рабочего места, которая способствовала бы беспе ребойной работе и т. п. В результате индивидуального обу чения новый рабочий, получивший необходимые знания и на выки, должен выполнять установленные для рабочего данного разряда нормы выработки по всем количественным и качест— венным показателям.
В процессе теоретического обучения на предприятии |
рабо— |
||
чий знакомится с процессом производства, |
получает |
опреде |
|
ленные знания по специальной технологии и другим |
техни |
||
ческим дисциплинам. С окончанием срока |
индивидуальной |
||
подготовки обучающиеся сдают квалификационный экзамен |
и |
||
получают соответствующий тарифный разряд. Программа |
ин |
||
дивидуального обучения рабочего строится |
в соответствии |
с |
29