Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'пределах от 1 до 2 месяцев. Между тем

на ряде

предприя­

тий рыбной промышленности наблюдаются

случаи

сокращения

времени обучения. Так, в 1 9 6 6 -1 9 7 0 гг. средний срок обу­

чения новым профессиям в консервном производстве

рыбооб­

рабатывающих предприятий Каспийского бассейна

был

сокра­

щен с 60 до 30 дней. На Гурьевском судоремонтном заводе, например, в 1968 г. уменьшили время на подготовку тока­

рей с 240 до 40 ч, что отрицательно сказалось на

качестве

обучения рабочих, на результатах их труда. Стремясь

обе­

спечить в этих условиях необходимую профессиональную

под­

готовку, предприятия сокращают часы, отводимые на

теоре­

тическое обучение, доводя их до 10-15% общего

баланса

учебного времени. При этом на проблемные

теоретические

вопросы программы

отводится только

7 -8 ч.

Особенно

не­

велики получаемые

рабочими в процессе индивидуально-бри­

гадного обучения экономические знания. Так, в

 

типовых

программах обучения токарей, слесарей холодильных

устано­

вок 1 разряда на изучение экономики производства

отводит­

ся соответственно

20 и 12 ч (или 10

и 6% ). В программах

индивидуально-бригадного обучения, разработанных, например,

самими рыбообрабатывающими предприятиями

Каспийского

бассейна для подготовки рабочих таких основных

технологи­

ческих профессий, как наладчики рыбоконсервного

оборудова­

ния, икрянщики, мастера по обработке рыбы и т.

п., на изу­

чение организации и экономики производства выделяется лишь 2 ч, что явно недостаточно.

Во многих учебных пунктах предприятий рыбной промыш­ ленности Каспийского бассейна не созданы элементарные ус­

ловия для

учебной работы; не выделяется необходимое обо­

рудование

и учебные помещения. Например, на всех предпри­

ятиях рыбной промышленности Астраханской области площади учебных пунктов меньше 100 м^, предусмотренных нормати­

вами, а свыше 76% учебных пунктов имеют площади

менее

50 м2 .

 

 

Помимо индивидуально-бригадного обучения подготовка

но­

вых рабочих осуществляется через систему курсов,

школ

и

учебно-курсовых комбинатов. Последнее необходимо для под­

готовки рабочих более сложных профессий, овладение

кото­

рыми связано с изучением значительного объема

теорети­

ческих предметов и с освоением таких видов работ,

которые

не могут быть изучены непосредственно на своих

рабочих

местах (например, монтеры и электромонтеры, * стропальщи­ ки, мастера по обработке рыбы и др.).

34


Подготовка новых рабочих через курсы и школы без отры­ ва от производства осуществляется силами и средствами са­ мих предприятий; на курсах и в школах с отрывом от произ­ водства, где готовятся рабочие кадры для нескольких пред­ приятий, обучение проводят специалисты, преподаватели. Учебные программы и методики обучения в курсовой системе

строятся по типу учебно-производственной деятельности

про­

фессионально-технических училищ, что делает этот

вид

под­

готовки квалифицированных рабочих кадров более

действен­

ным по сравнению с индивидуально—бригадным обучением.

Однако в целом по рыбной промышленности

доля

новых

рабочих, подготовленных в школах, на курсах

и в

учебно-

курсовых комбинатах, остается еще незначительной - 27,5% .

Наибольшим удельным весом рабочих,

обученных

в

 

школах,

на курсах и в учебно—курсовых комбинатах,

характеризуется

рыбная промышленность Западного бассейна -

65,1%

и

 

Кас­

пийского бассейна - 51,6%. Подробное изучение

 

различных

форм подготовки рабочих кадров в

Западном

бассейне

пока­

зывает, что именно

организация широкой курсовой

 

системы

позволила повысить

профессионально-технический

 

уровень

рабочих (средний тарифный разряд

здесь в 1,3

раза

 

выше,

чем в целом по отрасли), снизить текучесть

рабочих

кадров

из-за неудовлетворенности профессией и отсутствия

перепек—

тив для повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

При обучении по курсовой системе

предприятий

Западного

бассейна учащиеся получают значительный объем

теорети­

ческих знаний и практические навыки работы по

определен­

ной профессии, о чем свидетельствует быстрый

профессио­

нальный рост у выпускников курсов. Необходимо

 

отметить,

что производственное обучение в начальный период и

теоре­

тические занятия проводятся в группах постоянного

 

состава.

Производственное обучение в отличие

от индивидуально—бри­

гадного метода подготовки осуществляется, как правило,

в

учебных участках. При этом машины, станки,

 

оборудование

расставлены не по технологическому принципу, а в

соответ­

ствии с последовательностью прохождения учебного

 

матери­

ала по программам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весь учебный процесс в курсовой сети обучения на

 

пред­

приятиях Западного бассейна разделен на три этапа. В

тече­

ние первого периода

(3 месяца) для обучающихся предусмот­

рены ежедневные двухчасовые теоретические занятия и

 

4 -

5—часовые практические занятия. Важно отметить,

что

 

про­

изводственное обучение происходит последовательно

от

 

про­

35


стых операций к более сложным. По мере овладения

одними

операциями инструктор переводит учащихся на другие

рабо—

ты, чтобы ученики смогли освоить основные виды

операций

на различном оборудовании. На следующем этапе

обучения

(2 месяца) ученики только работают на машинах,

агрегатах

и выполняют операции самой различной сложности.

 

В это

время учебный комбинат получает производственное

 

задание

и обучающиеся принимают непосредственное участие в выпус­ ке продукции.

На заключительном третьем этапе (1 месяц) новые рабо­ чие закрепляют практические навыки на рабочих местах не­

посредственно на производстве, изучают и повторяют

теоре­

тические дисциплины.

 

Основная цель заключительного периода состоит в

том,

чтобы обучающийся смог выполнить норму выработки

при

хорошем качестве изготовленной продукции. В* конце

обуче­

ния проводится так называемая "проба на разряд", в резуль­ тате чего рабочему присваивают определенный квалификаци­

онный разряд. Таким образом, курсовой метод

подготовки

делает возможным устранить значительную часть

недостат­

ков индивидуально-бригадного метода обучения, в

частности,

позволяет дать учащимся более глубокие теоретические

и

практические знания, согласовать производственное

обучение

с учебной программой, выявить слабые и сильные

стороны

учащихся и быстро реагировать на это,

сократить число ра­

ботников, занимающихся подготовкой рабочих кадров.

В то же время существующая подготовка рабочих

через

систему школ и курсов не может удовлетворить

растущих

потребностей рыбной промышленности в

высококвалифициро­

ванных рабочих кадрах.

 

 

Как при индивидуально-бригадном обучении и курсовой си­

стеме рыбной промышленности не хватает наглядных

посо­

бий, недостаточна квалификация части преподавателей и

ин­

структоров производственного обучения, не налажены в долж­

ной мере методическое руководство и контроль за

обучением

рабочих.

 

 

Таким образом, существующая подготовка рабочих

непо­

средственно на производстве, не учитывающая в полной

мере

требования технического прогресса, должна быть

заменена

организованным, планомерным и направленным

обучением

рабочих кадров.

 

 


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ

Технический прогресс вызывает необходимость

подготовки

квалифицированных рабочих кадров в стационарных

професси­

онально-технических учебных заведениях. В настоящее

время

важным источником обучения новых рабочих высокой

квали­

фикации для рыбной промышленности должны стать

профес —

сионально-технические училища, способные обеспечить

высо­

кий уровень профессиональной

общеобразовательной

 

подго­

товки.

 

 

 

 

Выпускники ГПТУ быстрее

получают высокий

квалификаци­

онный разряд, а экономические показатели их труда

 

значи­

тельно выше, чем у рабочих, подготовленных на

 

лроизвод—

стве.

>

 

образова­

Например, рабочие-выпускники профтехучилища с

нием 8 классов в совершенстве овладевают своей

профес­

сией спустя 3 года,

а рабочие, подготовленные на производ­

стве, - спустя 5,5

лет (Новгородский, Хайкин,

1 9 6 8 ).

Вместе с высокой

квалификацией выпускники

профессио­

нально-технических училищ получают высокую общеобразова­ тельную подготовку, им выдают аттестат о среднем образо­

вании. От общего образования рабочего

зависит дальнейшее

овладение профессиональными знаниями,

отвечающими новым

требованиям технического прогресса.

 

В профессионально-технических училищах молодые рабочие,

подготовляемые для предприятий рыбной промышленности, по­

лучают высокий тарифный разряд,

который присваивают

им

при выпуске (табл.

1 3 ).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

Удельный вес выпускников ПТО среди рабочих судоверфи

 

им. Кирова в 1970 г.

 

 

 

 

Удельный вес выпускн1иков, %

 

Цех

в общей чис­

среди рабо­

среди рабо­

ленности ра­

чих 1 У -У 1

чих 1-Ш

 

 

 

 

бочих

разрядов

разрядов

 

Основной . . . . . .

14,3

30,5

4,0

 

Вспомогательный. .

13,5

36,7

3,8

 

37


Профессионально-техническое обучение рабочих кадров в стационарных учебных заведениях делится на два цикла: про­

фессионально-технический и общеобразовательный.

Профес­

сионально-технический цикл охватывает

производственное

обучение учащихся, специальную технологию и другие дисцип­ лины, необходимые для овладения профессией. Основной цикл -

профессионально-техническое обучение, на которое

отводится

65 -75% учебного времени. Сейчас учебным планом

 

подго­

товки судовых мотористов 1 класса в городских ПТУ

на

профессионально-технический цикл отводится 73%

учебного

времени, а на общеобразовательный - 27% (при двухгодич­ ном обучении).

Производственное обучение учащихся ГПТУ осуществляется

в учебных мастерских и лабораториях, на

учебных полигонах

и в кабинетах, оснащенных, как правило,

современным обо­

рудованием, станками, машинами и приборами. Оно предшест­

вует производственной практике, в ходе которой

учащиеся

уже выполняют необходимые плановые задания.

 

 

Сроки обучения в системе профтехобразования

колеблются

от 1 года до 3 лет в зависимости от профиля

подготовки.

Минимальный срок обучения (1 год) установлен,

например,

для машинистов, станочников, обслуживающих

 

специальное

оборудование. Максимальный срок подготовки (3

года)

тре­

буется для рабочих, обслуживающих сложную

 

современную

технику (например, автоматические линии в

рыбоконсервном

производстве, счетно-решающие системы). Для

учащихся,

имеющих законченное среднее образование,

устанавливаются

сокращенные сроки подготовки.

 

 

 

Современное состояние профессионально-технического

об­

разования в СССР характеризуется двумя главными особен­

ностями, которое отличает его от производственно-техничес­ кого обучения непосредственно на предприятиях: универсаль-

ф

ность, т. е. подготовка квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства; единство общеобразовательной базы, которой является восьмилетняя и средняя школа.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров

в

стацио­

нарных учебных заведениях системы

профессионально-техни­

ческого образования имеет ряд преимуществ по

сравнению с

их обучением непосредственно на производстве.

 

 

Это прежде всего обеспечение более правильного

сочета­

ния теоретической и практической подготовки,

соблюдение

должной последовательности обучения по всем

профессиям,

освоение учащимися трудовых навыков,

возможность

привле­

38